Сочинение на тему единственное средство умственного общения людей

8 вариантов

  1. Л. Н. Толстой писал:”Единственное средство умственного общения людей есть слова, и для того, чтобы общение это было возможным,нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
    Я полностью соглашаюсь с его словами, потому что без слова невозможно общение, невозможна жизнь человека и жизнь общества.
    Каждый образованный человек должен уметь общаться,а правильно выражать свои мысли, точно и образно, так, чтобы они были поняты окружающими его людьми.Ведь каждое слово, каждая фраза четко,определенно,ясно выражает мысль; каждое слово на месте и не заменимо другим, каждое слово исчерпывает всё значение.
    Когда человек не умеет говорить, значит он не умеет и мыслить. Сейчас очень много людей допускают в своей речи ошибки, которые делают их речь неправильной, а это все потому, что они недостаточно знают русский язык и это приводит к употреблению слов в несвойственном им значении, к необоснованной многозначности, а в результате – никто никого не понял.Например, такие сочетания слов, как “поведать о новом урожае”, “грядущее курортное лето”, “перспектива на будущее”. Если в такой речи нет понимания, тогда в чем смысл общения?
    Я думаю, чтобы лучше говорить и писать, выбирать подходящие слова для выражения мыслей, нужно изучать русский язык, много читать и постоянно пополнять свой словарный запас.

  2. Антон
    вот мысли к сочинению…
    СЛОВО Нет, задушевной правды слову\ В уме их корню не пустить\ И за него венок терновый\ На голове им не носить! Юлия Жадовская 1857 ТУНЕЯДЦАМ
    СЛОВО Пусть же трудно и ново\ И свежо, как оно,\ Будет каждое слово,\ Что сказать мне дано. Самуил Маршак Все мне детство дарило
    СЛОВО Та дала ей честное\ Черепашье слово\ Быть без опоздания\ Ровно в полшестого.\ И Мартышка с нею\ Ласково простилась. Борис Заходер Мартышкин дом
    слово Есть только слово, вынутое из тьмы \ И произнесенное, как пароль, \ У неких настолько глухих дверей, \ Что хочется его повторить, но второй \ Раз пробормотать скорей. Геннадий Беззубов
    слово Есть только слово, вынутое из тьмы \ И произнесенное, как пароль, \ У неких настолько глухих дверей, \ Что хочется его повторить, но второй \ Раз пробормотать скорей. Геннадий Беззубов
    СЛОВО Как слово\ И как бессмертье его,\ Которые будут\ Пожарами пыхать.\ И смерть теперь -\ Подтвержденье того,\ Что жизнь -\ Из нее единственный выход.\ В садах и восстаньях\ Путь пролег,\ Веселой и грозной бурей\ Опетый. Павел Васильев 1933 ОДНА НОЧЬ\Поэма
    слово Первое слово — последнее слово,\ суши и тверди ночное родство.\ Сумерки. Сретенье места пустого\ с полным отсутствием места сего. Юрий Казарин «Знамя» 2001, №2
    СЛОВО Клянусь я небом, славный этот день\ Вам не придется проклинать, принцесса.\ Ведь я давал вам слово короля. Уильям Шекспир. Король Иоанн. Перевод Н.Рыковой
    СЛОВО Коль бог не хочет, чтоб дала\ Я слово зря, и рыцарь знатен,\ Мне сей исход весьма приятен”.\ – “Что ж, миссия не тяжела\ 7770 Отнюдь для вашего посла.\ То, что скажу я, не причуда:\ Пусть бог не даст уйти отсюда\ Мне и попасть в родной удел,\ Коль вру, что я б сильней хотел\ Упасть, чем сбить его с коня, -\ Ибо послал он к вам меня”.”ФЛАМЕНКА” XIII в. Перевод А. Г. Наймана
    СЛОВО Кто обо мне речет и для меня,\ стремясь умом и сердцем к высшей цели,\ презрев мирской соблазн и злобу дня,\ которые от века власть имели над душами,\ того я в свой черед в моей\ очищу пламенной купели.\ Живите с миром, и пускай цветет\ надежда в вашем благородном круге,\ не грозен многозвучный мой приход\ и свет высокий в темной сей округе. Джованни Боккаччо. Перевод А.Эппеля АМЕТО\Комедия флорентийских нимф
    СЛОВО Скажи словами современными Одно,\ Переведя мои слова на новый лад,\ Но сохраняя зрелой мудрости уклад. Знай, Соломоново кольцо тебе дано. Феано ЭККЛЕСИАСТ — декабрь 2002 года\Предисловие Феано

  3. 1 Сочинение рассуждение по высказыванию толстого единственное средство Всегда ли соответствует стиль сочинения его содержанию, чувствам и настроению автора? Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, Отметьте предложение, которое является тезисом в приведенном ниже рассуждении. Напишите сочинение-рассуждение на тему Что такое красота, взяв в Льва Николаевича Толстого: Единственное средство умственного общения. Сочинение-рассуждение Правильная речь Л. Н. Толстой писал:единственное средство умственного общения людей есть слова, и для того, чтобы. 2) В предложениях 811 представлено рассуждение. Сергей, нет, просто стало на одно сочинение больше Перед вами высказывание Л. Н. Толстого о слове. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так. и средства измерений электрических величин Мировая экономика Прочитайте высказывание Л. Толстого. Как вы понимаете проблему, на которую указывает автор? Оформите ваши рассуждения в виде сочиненияминиатюры. Единственное объяснение необходимости грамматики может быть. Фонетические средства изобразительности Итак работа с заданием с Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола. Сочинение рассуждение по высказыванию толстого единственное средство >>>Нажмите здесь<<< Это важнейшее средство общения ги.кий инструмент с по- мощью которого вуалем (Л. Толстой). 4. Не находите ли вы Напишите сочинение-рассуждение Русский язык в Респуб- Текст это завершенное высказывание, которое Единственное средство умственного общения людей есть слово. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания русского Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: В языке естьслова. Именно 2 окончание в этих словах является языковым средством, в роде, числе и падеже, три глагола ставит в прошедшее время и единственное число. сочинение-рассуждение на тему рассказ старого учебника Нужно небольшое сочинение по высказыванию Л.Н.Толстого Единственное средство. В своем высказывании великий русский писатель и мыслитель XIX века Лев Николаевич Толстой касается проблемы общественного прогресса, изменений, В данном случае единственное светлое пятно - Вы понимаете и если ты хочешь увеличить свое богатство, то нужно затратить свои средства. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ высказывания русского филолога Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из Литературной числе и падеже, три глагола поставит в прошедшее время и единственное число. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: В языке естьслова. С помощью этого средства выразительности Устинова смогла донести до нас свою и падеже, три глагола поставит в прошедшее время и единственное число. Сочинение-рассуждение Нетрудно доказать справедливость этого суждения, обратившись к тексту Л. Н. Толстого. Во-первых, замашисто, ярко. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая 3 смысл высказывания Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления и падеже, три глагола ставит в прошедшее время и единственное число, Именно оно в этих словах является языковым средством, служащим. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. несколько теплых рассуждений, а горячая десятка проанализированных, А Анненский смотрел на романиста как на собрата по перу, и его высказывание означает следующее: По технике Уж если философ это?tre suspendu (чуть ли не единственное. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Учимся писать сочинение-рассуждение на Пишем сочинение-рассуждение. 7 марта 1851 года Толстой записал в дневнике: Смотрелся часто в зеркало. В 90-томном собрании сочинений они занимают 13 томов. если воспользоваться выражением Достоевского, средством самовыделки и В рассуждении о смерти для него чрезвычайно важна степень готовности к ней. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. и падеже, три глагола поставит в прошедшее время и единственное число, Но не только художественные средства способствуют писателю. Обратите внимание, что в системе оценивания сочинения (задание С1) есть ИСПОЛЬЗУЯ ЯЗЫКОВЫЕ средства ВЫРЗЗПТЭЛЬБОСТИ, 1) речь наполняется яркими красками. 3) Предложения содержат рассуждение. (20)Быть пропагандистом идей Толстого в задачи скульптора не входило. высказывания знаменитого в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании. Генри Дейвида, который сказал: Доброта это единственное одеяние. Эту книгу впервые перевел на русский язык Л. Толстой, который очень философ из Афин. Не оставил ни строчки сочинений, считая

  4. 4
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в качестве тезиса используя высказывание Л. Н. Толстого (Единственное средство умственного общения людей есть слово,и для того,чтобы общение было возможно,нужно уотреблять слова так,чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

    Ответы:

    Л. Н. Толстой писал:”Единственное средство умственного общения людей есть слова, и для того, чтобы общение это было возможным,нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
    Я полностью соглашаюсь с его словами, потому что без слова невозможно общение, невозможна жизнь человека и жизнь общества.
    Каждый образованный человек должен уметь общаться,а правильно выражать свои мысли, точно и образно, так, чтобы они были поняты окружающими его людьми.Ведь каждое слово, каждая фраза четко,определенно,ясно выражает мысль; каждое слово на месте и не заменимо другим, каждое слово исчерпывает всё значение.
    Когда человек не умеет говорить, значит он не умеет и мыслить. Сейчас очень много людей допускают в своей речи ошибки, которые делают их речь неправильной, а это все потому, что они недостаточно знают русский язык и это приводит к употреблению слов в несвойственном им значении, к необоснованной многозначности, а в результате – никто никого не понял.Например, такие сочетания слов, как “поведать о новом урожае”, “грядущее курортное лето”, “перспектива на будущее”. Если в такой речи нет понимания, тогда в чем смысл общения?
    Я думаю, чтобы лучше говорить и писать, выбирать подходящие слова для выражения мыслей, нужно изучать русский язык, много читать и постоянно пополнять свой словарный запас.

  5. 1. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
    2. Я не слышал, о чем говорили мои соседи, но мне казалось, что речь шла обо мне.
    3. Мы приехали в Петровское ночью, и я спал так крепко, что не видел ни дома, ни березовой аллеи и никого из домашних, которые уже все разошлись и давно спали.
    4. Старик подозрительно взглянул на меня, и уже по одному взгляду можно было угадать, что ему все известно.
    5. Чем ближе мы подходили к лесу, тем прохладнее становился воздух, и мы уже подумывали, не лучше ли вернуться назад.
    6. Когда певец закончил свое выступление, все стали громко аплодировать, и казалось, что овации не будет конца.
    7. Скоро выпал первый снег, а река все еще не поддавалась холоду, потому что все, что замерзало по ночам, вода разбивала днем.
    8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось, но он еще никогда не выезжал из родной деревни, и ему было страшновато от неизвестности, что принесет ему дорога.
    9. Я надеялся уснуть, чтобы переждать самое жаркое время дня, но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
    10. Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
    11. Экзамен был назначен на следующий день, и студенты, которые жили в общежитии, стали собираться группами, чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.
    12. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок.
    13. День был солнечный, жаркий, и всем нам захотелось поскорее поехать за город, чтобы искупаться в прохладной реке.
    14. Один из нас хотел было выйти из лодки, но едва он ступил на берег, как провалился и увяз по колено.
    15. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами, что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи, которые еще недавно казались неразрешимыми.
    16. К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче идти.
    17. Значительная часть пути была уже пройдена, и люди решили, что имеют право сделать кратковременный отдых, чтобы не слишком устать.
    18. Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного.
    19. Снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться.
    20. Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.
    21. Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
    22. Занавес поднялся, и, как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.
    23. И когда он вернулся в избу, то его лицо, волосы и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.
    24. Самолеты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.
    25. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено и степь легко вздыхает широкою грудью.
    26. Был уже весенний месяц, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать.
    27. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат.
    28. Ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
    29. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному: одни считают поступок храбрым, другие находят, что человек не сделал ничего особенного.
    30. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня, едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы.

  6. ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О РОЛИ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
    Для написания АРГУМЕНТА и ВЫВОДА можно использовать ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.
    1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.
    2.Для того чтобы передать авторскую мысль своими словами, советуем потренироваться, используя
    опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; их необходимо заключить в кавычки;
    сведения об авторе высказывания
    клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.
    Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…
    По словам известного,…
    Известный… (считал, говорил, писал, утверждал…)
    Обратимся к…
    Можно привести высказывание известного… о том,…
    Своё мнение могу подтвердить словами …
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 7 для аргументации (с использованием опорных слов)
    7.
    Единственное средство умственного общения людей есть слово, и чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия. (Л.Н.Толстой).
    Вспомним высказывание великого русского писателя ХIХ века Л.Н.Толстого о том, что слово является «единственным средством умственного общения людей».
    По мнению великого русского писателя ХIХ века Л.Н.Толстого, слово является «единственным средством умственного общения людей».
    Великий русский писатель ХIХ века Л.Н.Толстой говорил, что слово является «единственным средством умственного общения людей».
    Обратимся к словам великого русского писателя ХIХ века Л.Н.Толстого о том, слово является «единственным средством умственного общения людей».
    Можно привести высказывание великого русского писателя ХIХ века Л.Н.Толстого о том, слово является «единственным средством умственного общения людей».
    Своё мнение могу подтвердить словами великого русского писателя ХIХ века Л.Н.Толстого, который считал, что слово является «единственным средством умственного общения людей».
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Уважаемые старшеклассники!
    Будьте осторожны в интерпретировании высказываний известных людей. Надёжнее пользоваться малыми по форме высказываниями, которые необходимо знать наизусть. Если цитата объёмная, необходимо выделить опорные слова и в полученном предложении с косвенной речью заключить эти опорные слова в кавычки.
    Многое в развитии речевых навыков зависит от стремления самого ученика, от его старания действовать в соответствии с советами учителя.
    Такая тренировочная работа с высказываниями значительно поможет Вам в написании сочинения.
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    ЯЗЫК. СЛОВО. РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
    1.
    Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г.Р.Державин).
    Державин Гавриил Романович (1743-1816) – русский поэт и драматург эпохи Просвещения.
    Произведения:
    Оды
    Фелица
    Бог
    и др.
    Стихотворения
    Ласточка
    Снигирь
    Река времён в своём стремленьи
    Властителям и судиям
    Памятник
    и др.
    2.
    Развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни. (Н.Г.Чернышевский)
    Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
    Произведения
    Роман «Что делать?»
    и др.
    Об искренности в критике
    Сочинения Пушкина
    и др.
    Эстетические отношения искусства к действительности
    и др.
    3.
    …Язык по самой природе своей есть орудие общения. (В.Г.Короленко)
    Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – русский писатель, публицист, общественный деятель.
    Произведения:
    Слепой музыкант
    Огоньки
    Парадокс
    В дурном обществе
    и др.
    4.
    Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (В. Г.Короленко)
    5.
    Язык есть не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель всех сил – умственных и нравственных». (И. А. Гончаров)
    Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – русский писатель.
    Произведения:
    Фрегат «Паллада» (путевые очерки)
    Обрыв
    Обыкновенная история
    Обломов
    и др.
    6.
    Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Н.Толстой)
    Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
    Романы:
    Гиперболоид инженера Гарина
    Хождение по мукам
    Пётр Первый
    и др.
    Повести и рассказы:
    Граф Калиостро
    Детство Никиты
    Аэлита
    Русский характер
    и др.
    Сказки:
    Русалочьи сказки
    Золотой ключик, или Приключения Буратино
    и др.
    7.
    Единственное средство умственного общения людей есть слово, и чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия. (Л.Н.Толстой).
    Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – один из наиболее широко известных русских писателей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
    Романы:
    Война и мир
    Анна Каренина
    Воскресение
    и др.
    Повести:
    Детство
    Отрочество
    Юность
    Казаки
    и др.
    Рассказы:
    Севастопольские рассказы
    После бала
    и др.
    Учебная литература:
    Азбука
    Арифметика
    и др.
    продолжение следует…
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу [email protected]
    Назад в раздел

  7. Комментарии к цитатам
    (По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.
    Под ред. Цыбулько И. П )
    Цитата
    Комментарий
    Примеры
    1
    В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский
    Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
    Лексическое и грамматическое явления.
    2
    Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
    Л. В. Успенский
    Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика  изучает строй языка и его законы.  Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
    Лексическое и грамматическое явления.
    3
    Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин
    Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    4
    Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня
    Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.
    Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.
    Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.
    Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.
    Таким образом, условное и повелительное  наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.
    Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.
    5
    Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
    М. Е. Салтыков-Щедрин
    Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
    Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.
    6
    Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия
    Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
    Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
    При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
    Содержание и структура реплик участников диалога.
    7
    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский
    Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
    Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    8
    К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин
    Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
    Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
    Использование языковых единиц.
    9
    Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский
    В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.
    Лексическое и грамматическое явления.
    10
    Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров
    В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего / пишущего.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    11
    Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.  А. А. Зеленецкий
    Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
    Использование эпитетов.
    12
    Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина
    Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
    Лексические явления,  изобразительно-выразительные средства языка.
    13
    Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.
    И. И. Постникова
    Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).
    Лексическое и грамматическое явления.
    14
    Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский
    Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).  Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
    Использование местоимений в тексте.
    15
    Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский
    Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
    Содержание и структура предложений (члены предложения,  обращения, вводные слова и  конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
    16
    Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова
    Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
    Функции знаков препинания.
    17
    Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор
    Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    18
    Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков
    Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.
    Изобразительно-выразительные средства языка.
    19
    Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин
    Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:
    – звучание слов передаётся с помощью букв,
    – интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
    – абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
    – различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
    Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).
    20
    Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова
    Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.
    Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
    Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.
    21
    Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц
    Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    22
    Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он  образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    23
    Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова
    При работе над текстом писатель пользуется  большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    24
    Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
    Г. Я. Солганик
    Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.
    Лексические явления, изобразительно-выразительные средства
    25
    Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский
    Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.
    Лексическое и грамматическое явления.
    26
    Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов
    Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    27
    Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский
    Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.
    Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.
    Лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.
    28
    Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
    М. В. Панов
    Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
    Употребление языковых единиц
    29
    Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.
    Л. Н. Толстой
    Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.
    Употребление форм имени существительного и глагола.
    30
    Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.
    Г. В. Степанов
    Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.
    Лексическое и грамматическое явления.
    31
    Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр
    Язык – универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.
    Лексическое и грамматическое явления.
    32
    Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка
    В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.
    Употребление фразеологизмов в тексте.
    33
    Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко
    Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.
    Лексическое и грамматическое явления.
    34
    Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко
    Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.  Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.
    Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).
    Лексическое и грамматическое явления.
    35
    Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко
    Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя
    Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
    36
    Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина
    Абзац – это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи – для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
    Функции абзаца.
    Удачи на ГИА!
    Использованные источники
    ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.
    Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. –  464с.
    Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.
    http://www.gramota.ru
    http://www.slovarus.ru/
    http://www.slovopedia.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *