Сочинение на тему эгоизм аргументы

7 вариантов

  1. Эгоизмом специалисты называют особенность характера человека, проявляющуюся в выполнении действий, направленных исключительно на удовлетворение собственных потребностей. При этом личность совершенно не думает о последствиях своих поступков, их влиянии на жизнь окружающих, родственников, друзей, близких.
    На протяжении многих лет психологи пытались определить природу эгоизма, выделить основные формы. В результате сформировалось несколько групп, каждая из которых отличалась своими особенностями. Наиболее распространенными стали следующие формы:
    Этический эгоизм подразумевает, что человек должен выполнять только те действия, которые находятся в его интересах и приносят моральное удовлетворение. При этом не имеет значения отрицательное влияние на окружающих.
    Согласно психологии, эгоисты делают только то, что соответствует их моральным принципам и приводит к эмоциональному комфорту.
    Несколько позже появился рациональный эгоизм, предполагающий, что человек действует только в собственных интересах, которые должны помогать получать желаемое. Однако рационального эгоиста не только не волнует мнение окружающих, но и забавляет, поскольку он считает других лишь средством достижения собственных целей.
    После исследования разных форм эгоизма специалисты выделили понятия, которые обычные люди ошибочно считают проявлением этой черты. Например, эготизм представляет собой состояние, когда человек преувеличивает собственное значение в жизни окружающих и существовании всей планеты.
    Солипсизм также часто путают с эгоизмом. Это уверенность человека в том, что существует только его персона, и она значима для мира.

    Другие черты характера

    Чтобы понять, к чему приводит эгоизм, необходимо определить, какими чертами характера еще обладает личность. Специалисты считают, что эгоистичный человек часто наделен следующими отрицательными качествами:
    жестокость;
    равнодушие к переживаниям и чувствам окружающих, их жизни;
    самолюбие и тщеславие;
    пассивность, проявляющаяся в отношениях с друзьями и близкими;
    подлость, проявляющаяся в моменты, когда эгоист пытается добиться своей цели.
    Такие качества усугубляют ситуацию, делают человека недобросовестным, злым и равнодушным, подавляют сострадание, любознательность, доброту. Помимо этого, специалисты определили, что эгоистичные от природы личности редко стремятся искоренить этот недостаток самостоятельно. Они не считают необходимым изменить характер в лучшую сторону, чтобы нравиться людям и быть полноценным членом общества. Это создает проблемы для самого человека и окружающих.

    Примеры в литературе

    В русской и зарубежной литературе примеры эгоизма присутствуют довольно часто. Многие авторы описывают события, которые стали следствием тех или иных поступков эгоистичных людей. Например, шедевр русской классики — роман в стихах «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в 1831 году, показывает читателю, что эгоизм в любви может привести к печальным последствиям.
    Евгений Онегин выступает в роли главного героя. Это молодой человек, уделяющий много времени уходу за внешностью и развлечениям. В начале произведения понять характер героя не так просто. Он несколько отчужден, но любит производить хорошее впечатление на окружающих. Помимо этого, юноша предпочитает развлекаться. Впрочем, все забавы ему быстро наскучивают. В первых главах автор знакомит читателя не только с главными героями, но и с жизнью русского народа, обычаями и другими нюансами.
    Судьбоносная встреча происходит в романе после смерти родного отца Онегина и его дяди, который оставляет парню большое имение в деревне. Именно здесь Евгений знакомится с будущим лучшим другом Владимиром Ленским и удивительной девушкой Татьяной Лариной. При встрече она привлекла внимание юноши своей рассудительностью, а также спокойствием и равнодушием к обычным девичьим забавам.
    После нескольких визитов в дом Лариных Евгений начинает замечать, что девушка к нему неравнодушна. Сначала он проявляет благородство, не обращает на это внимание. Позже Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в любви. Онегин лично отвечает на него, говорит, что не испытывает такого волнения и просто симпатизирует девушке. Сердце Тани разбито. Автор утверждает, что юноша поступил благородно, но и в этом проявляется его эгоизм.
    Позже Пушкин описывает события бала, где через несколько лет Онегин встречается с Татьяной. Он поражен, что она так изменилась, стала важной замужней дамой. Молодой человек пишет письмо, в котором признается Татьяне в любви. Однако та его отвергает. Поступок Евгения можно назвать только эгоистичным, ведь он не подумал о чувствах девушки, а хотел удовлетворить собственное желание обладать ею. Подобные истории встречаются в разных произведениях и доказывают, насколько жестокими могут быть эгоистичные личности.

    Эгоизм в чувствах

    Еще одним примером эгоистичного проявления чувств считается история знаменитой Скарлетт О’Хара, которая стала главной героиней популярного романа Маргарет Митчел «Унесенные ветром». На первый план в романе выходят и другие герои:
    Эшли Уилкс;
    Мелани Гамильтон;
    Чарльз Гамильтон.
    Скарлетт на протяжении многих лет испытывает сильнейшие чувства к Эшли, но тот женится на Мелани, которая является его кузиной и родственной душой. В день их помолвки Скарлетт открывает ему свои чувства, просит убежать. Он отвечает взаимностью, но отказывается поступать бесчестно ради любви. Девушка огорчена и расстроена. В этот момент ее не волнует мнение окружающих, чувства Мелани и собственных родителей, которые очень огорчатся, если она совершит такой отчаянный поступок.

  2. Виды проблемы
    Эгоизм
    Аргументы
    А.П.Чехов «Анна на шее». Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
    А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.
    Д.Лондон «В далеком краю». Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

  3. ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
    1. В романе Л.Н. Тостого “Война и мир” Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.
    2. В повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…” пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.
    ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ
    1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.
    ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.
    2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап – честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий – романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда “просит милости” у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.
    2. Самоотверженная любовь – одна из тем романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман – и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.
    ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ
    1. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории “разрешения крови по совести”, главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.
    ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    1. В рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” американский миллионер служил “золотому тельцу”. Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
    2. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.
    ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
    1. В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.
    2. Рэй Брэдбери в романе “451 градус по Фаренгейту” показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.
    ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    1. В повести Б.Л. Васильева “Летят мои кони…” смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.
    2. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ
    1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…”. Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.
    2. В повести В.Быкова “Сотников” рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.
    ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.
    2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы”. Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй – пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
    1. В романе В.А. Каверина “Два капитана” Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.
    2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина “Живи и помни”. Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.
    ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА
    1. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни – деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.
    2. В романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Квазимодо – горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ
    1. В повести В.Г. Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.
    2. В повести В. Быкова “Сотников” партизан Рыбак предает родину и соглашается служить “великой Германии”. Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО
    1. Ю.Я. Яковлев в рассказе “Разбуженный соловьями” пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.
    2. Любовь к родному краю – главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. “Жнецы”, “Захарка”, “Спящий пастушок” – вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .
    2. В стихотворении “Мой путь” С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ
    1. Главная тема романа И.А. Гончарова “Обломов” – судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.
    2. Из книги М. Мирского “Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко” я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
    3. Д.С. Лихачёв в “Письмах о добром и прекрасном” утверждает, что “нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить”. Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.
    ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ
    1. В повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.
    2. В романе Эрика Найта “Лесси” семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.
    ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ
    1. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    2. В рассказе А.И. Куприна “Тапёр” мальчик Юрий Агазаров – музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.
    ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
    1. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго – свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.
    2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”. Главный герой – матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.
    2. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии “Casta Diva” пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал “такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг”.
    ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
    1. В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
    ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Льва Кассиля “Великое противостояние” Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню “Священная война”. Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ
    1. В романе В.Д. Дудинцева “Белые одежды” профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.
    2. Г.Н. Троепольский в повести “Кандидат наук” выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.
    ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ
    1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.
    2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.
    ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
    1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
    2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.
    2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.
    ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
    1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
    2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.
    ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.
    2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.
    ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ
    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.
    2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.

    ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

    1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.
    2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.
    2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.
    ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
    1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.
    2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.

    ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

    1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.
    2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ
    1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.
    2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ
    1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.
    2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ
    1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.
    2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ
    1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.
    2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.
    ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.
    2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
    1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.
    2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

  4. Я, к сожалению, тоже бываю эгоистичной. Мне до сих пор стыдно за деньги, которые я брала долгое время у своей бабушки на мелкие расходы, пока мама не сказала мне, что бабуля экономит на себе, чтобы собрать мне эту сумму. А ведь я даже не подумала о том, что бабушкина пенсия со­всем маленькая.
    У эгоистов, как я поняла даже из своего опыта, все ин­тересы ограничены собственным «я».
    Вариант 3
    Я думаю, эгоизм — это нежелание понимать, что в этом мире существует кто-то ещё, кроме тебя. Себялюбивый че­ловек считает себя умнее, лучше, достойнее других.
    Эгоизм — качество, отличающее Катю Лебедеву из рас­сказа О. Павловой. Все считают её первой красавицей, ей легко даются предметы, но при этом она надменна, груба и нескромна: свою вышивку Катя называет восхитительной, хвастается ею. Согласитесь, такое поведение эгоистично.
    Не лучше ведёт себя и Макс Смирнов: не стесняется пе­редразнивать заикающегося Жукова, ведёт себя вызывающе.
    И только Вовка Жуков своим сочинением преподал урок всем тем, кто ведёт себя эгоистично в их классе.
    Нет красоты в человеке, если он любит только себя и свои достижения.
    Вариант 4
    Эгоизм — это такое поведение человека, когда он думает только о себе и своих достоинствах. Эгоистам нередко свой­ственно самолюбование.
    Обратимся к тексту О. Павловой, чтобы доказать эту мысль. Катя, умеющая хорошо вышивать, приносит свои работы в класс. Стараясь привлечь внимание всех к своим картинам, называет вышивки «прекрасным садом», восхи­щается ими, ищет подтверждения своим восторгам в реак­ции окружающих.
    Её самомнение неприятно, но Катя этого не замечает. Кроме того, она уверена, что о её талантах обязательно рас­скажет влюблённый в неё Вова. Даже не дослушав его сочи­нение, она комментирует читаемое, чтобы лишний раз обра­тить на себя внимание.
    Евгений Онегин из одноимённого романа А. С. Пушкина тоже эгоист, и себялюбие лишило его друга и искренней любви.
    Эгоистичные люди, как правило, вызывают неприязнен­ные чувства.
    Вариант 5
    Эгоизм — это пренебрежительное отношение к другим и демонстрация своих мнимых и реальных достоинств. Эгои­сты любят только себя.
    Докажем эту мысль примерами из текста О. Павловой. В классе, где учится девочка Катя, все давно заметили, что тихоня и троечник Жук влюблён в неё. Однако Катя унижа­ет его, демонстрируя своё пренебрежение. При­творное недовольство звучит и в её словах, когда Катя слу­шает сочинение Вовки, уверенная в том, что оно написано о ней. Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Ларра – сын орла. Сам орел является гордой птицей. От нее Ларра унаследовал такую же горделивость. Люди для него были некем. Ларра ощущает, что он намного выше всех остальных. Поэтому, по его мнению, он имеет право пользоваться абсолютно всем, что только есть на свете: и землей, и животными, и, главное, девушками. Девушку, которая отказала Ларре в любви, герой убил. Он считал, что это хорошая плата за ее отказ. Ларра так и не понял, что чтобы получать что-то, необходимо для этого что-то делать и что-то отдавать взамен. Конечно, эгоизм Ларры не принес пользы обществу, в котором он находился. Люди изгнали его. Так, эгоизм не принес пользы и ему самому: он стал одинок. Теперь счастьем для Ларры является смерть, он мечтает о ней, но люди, понимая это, не убивают героя, надеясь на то, что он будет мучиться своей гордостью вечно. Невозможность осуществить свое желание – вот к чему приводит Ларру эгоизм.
    Другим эгоистичным персонажем является Петр Петрович Лужин из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Этот герой думает лишь о себе и о собственном благе. Жизнь других людей для него не имеет никакого значения. Лужин даже имеет теорию «разумного эгоизма», согласно которой необходимо возлюбить, прежде всего, себя самого, потому что все построено именно на личных интересах. Лужин считает, что если бы каждый человек заботился лишь о себе, в мире было бы больше успешных людей. Такая теория и легла в основу жизни Лужина. Он совершает поступки, которые ущемляют права других людей, ради собственных корыстных целей.
    Таким образом, эгоизм – самое пагубное качество, которое не может приносить пользу ни обществу в целом, ни самому эгоистичному человеку, который ради своих желаний готов переступить даже закон или человеческую мораль.

  6. Эгоизм — это стремление человека поставить себя выше всех и, если ему это удаётся, то такому человеку кажется, что мир вертится только вокруг него. Это качество относит­ся к отрицательным, ведь за ним стоят нескромность, гор­дыня, иногда даже бессердечие.
    В рассказе О. Павловой мы можем найти несколько пер­сонажей-эгоистов.
    Макс Смирнов, желая сострить, не стесняется передраз­нивать заикающегося Жукова (предл. 18). Для Кати Лебеде­вой привычно самовлюблённо восхищаться своей вышивкой (предл. 26). Несмотря на то что Макс — капитан школьной баскетбольной команды, а Катя красива и талантлива, они не вызывают симпатии у читателя.
    Почему?
    А потому что эгоизм сводит на нет все добродетели чело­века, делая его неприятным, бездушным.
    Вариант 2
    Я считаю, что эгоизм — одно из самых неприятных ка­честв в человеке. Это самовлюблённость, жажда внимания и глупость вместе взятые. Эгоист не замечает людей вокруг, наоборот — он ждёт обожания, преклонения.
    Давайте посмотрим, обратившись к предложенному тек­сту, какими неприятными могут быть проявления эгоизма.
    Катя Лебедева настолько не сомневается в собственном превосходстве, что ни на секунду не допускает мысли о том, что Жуков напишет своё сочинение не о ней. Самовлюблён­ная девочка принимает его доброе отношение без благодар­ности, с «притворным недовольством» (предл. 49). Наверня­ка именно о ней и написал Вовка: «Настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы» (предл. 52).
    Я, к сожалению, тоже бываю эгоистичной. Мне до сих пор стыдно за деньги, которые я брала долгое время у своей бабушки на мелкие расходы, пока мама не сказала мне, что бабуля экономит на себе, чтобы собрать мне эту сумму. А ведь я даже не подумала о том, что бабушкина пенсия со­всем маленькая.
    У эгоистов, как я поняла даже из своего опыта, все ин­тересы ограничены собственным «я».
    Вариант 3
    Я думаю, эгоизм — это нежелание понимать, что в этом мире существует кто-то ещё, кроме тебя. Себялюбивый че­ловек считает себя умнее, лучше, достойнее других.
    Эгоизм — качество, отличающее Катю Лебедеву из рас­сказа О. Павловой. Все считают её первой красавицей, ей легко даются предметы, но при этом она надменна (предл. 16), груба (предл. 20) и нескромна: свою вышивку Катя называет восхитительной, хвастается ею (предл. 25). Согласитесь, такое поведение эгоистично.
    Не лучше ведёт себя и Макс Смирнов: не стесняется пе­редразнивать заикающегося Жукова (предл. 18), ведёт себя вызывающе.
    И только Вовка Жуков своим сочинением преподал урок всем тем, кто ведёт себя эгоистично в их классе (предл. 51, 52). 252
    Нет красоты в человеке, если он любит только себя и свои достижения.
    Вариант 4
    Эгоизм — это такое поведение человека, когда он думает только о себе и своих достоинствах. Эгоистам нередко свой­ственно самолюбование.
    Обратимся к тексту О. Павловой, чтобы доказать эту мысль. Катя, умеющая хорошо вышивать, приносит свои работы в класс. Стараясь привлечь внимание всех к своим картинам, называет вышивки «прекрасным садом», восхи­щается ими, ищет подтверждения своим восторгам в реак­ции окружающих (предл. 26, 27).
    Её самомнение неприятно, но Катя этого не замечает. Кроме того, она уверена, что о её талантах обязательно рас­скажет влюблённый в неё Вова. Даже не дослушав его сочи­нение, она комментирует читаемое, чтобы лишний раз обра­тить на себя внимание (предл. 49).
    Евгений Онегин из одноимённого романа А.С. Пушкина тоже эгоист, и себялюбие лишило ? его друга и искренней любви.
    Эгоистичные люди, как правило, вызывают неприязнен­ные чувства.
    Вариант 5
    Эгоизм — это пренебрежительное отношение к другим и демонстрация своих мнимых и реальных достоинств. Эгои­сты любят только себя.
    Докажем эту мысль примерами из текста О. Павловой. В классе, где учится девочка Катя, все давно заметили, что тихоня и троечник Жук влюблён в неё. Однако Катя унижа­ет его, демонстрируя своё пренебрежение (предл. 16). При­творное недовольство звучит и в её словах, когда Катя слу­шает сочинение Вовки, уверенная в том, что оно написано о ней (предл. 49).
    Зато свои работы девочка непременно подписывает, вос­хищается ими, хвастается, что будет организована выставка её «восхитительного сада» (предл. 25, 26). Катя пока не по­нимает, как несчастна в своём эгоизме: не способная полю­бить кого-либо другого, кроме себя, она обречена на одино­чество.
    Впрочем, это закономерно: мало кому захочется общать­ся с человеком, которому интересен только он сам.
    Вариант 6
    Эгоизм — это отвратительное свойство человека считать себя лучше всех остальных. Эгоист, как правило, бездушен и самоуверен, он не считается с чувствами окружающих людей.
    Так, в тексте О. Павловой неприятное впечатление ос­тавляет о себе Катя, хотя она хорошо поёт, рисует, вышива­ет. Однако её талантом не хочется восхищаться, потому что девочка это постоянно делает сама (предл. 26, 27).
    Решив, что она самая лучшая и ей всё позволено, девоч­ка легко оскорбляет одноклассника (предл. 20). Когда захо­дит речь о двустишии влюблённого мальчика, Катя презри­тельно кривится (предл. 16). Эта эгоистка осознаёт лишь собственную исключительность.
    Чтобы всем хорошо жилось в обществе, каждый должен думать не только о себе, но и о других.
    Текст для работы
    (1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объя­вила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это по­может нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроени­ем уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнёра по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве зани­мавший последнюю парту третьего ряда — он плохо успе­вал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не заботило его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.
    (6)— Ну а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожа­ла плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
    (8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
    (12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмот­рел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу парал­лели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила её очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пе­нал двустишия, написанного простым карандашом на об­рывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живёшь».
    (14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
    (16)    —  Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашёлся!
    (17)  —  Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
    (18)   —  Только для этого Жуку придётся тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п-правда, Ж-ж-жук?
    (19) Вовка  сдёрнул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
    (20) — Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
    (21) Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась.
    (24) А ещё Катя вышивала живописные букеты, которые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предвари­тельно подписывая с обратной стороны: Е.Н. Лебедева.
    (25) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «Мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.
    (26) Однажды   она принесла несколько из них в класс, вос­хищалась: «Кажется, что они живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
    (28)  В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуж­далась: её сад был действительно прекрасным.
    (29) Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвящённые себе.
    (30) 3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими та­лантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято .решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесённую нашими талантливыми хозяйственными де­вочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на неё внимание, и сказала учительнице: «Вова слёг с гриппом и не смог прийти. (35)Он просил передать вам сочинение».
    (36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!
    (39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть её новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.
    (42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочи­нением:
    «Талант — это дар, который выделяет человека из ос­тальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь. (44)Я иногда думаю, зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоя­щий талант. (46)Благодаря ей, я понял, что в нём глав­ное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замеча­телен её талант. (48)И особенно прекрасны её цветы…»
    (49)  —  Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недо­вольством протянула Катя.
    (50) «…Цветы,       которые она высадила в горшках на под­оконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы, которые даже не пахнут».
    (53) Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, наруши­ла учительница:
    (54) — Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
    (По О. Павловой )

  7. Определение понятия
    (ваш 1-й абзац)
    Комментарий
    (2-й абзац)
    Пример из выданного текста
    (3-й абзац)
    Свой пример
    (4-й абзац)
    Вывод
    (5-й абзац)
    1 балл
    (С3К1)
    + 1 балл
    (
    С3К1)+ 2 балла
    (
    С3К2)+ 1 балл
    (
    С3К2)+ 2 балла
    при отсутствии ошибок в построении текста
    (
    С3К4)
    1. ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.
    На мой взгляд, эгоизм подобен стене, которая закрывает человека от внешнего мира. Человеку кажется, что он сумел всех перехитрить, всех обманул и от этого много приобрел для себя. На самом деле в погоне за выгодой он становится одинок. Люди, находящиеся рядом с эгоистом, сторонятся его, так как эгоист для достижения своих целей часто «идет по головам», то есть использует людей в своих целях. Вот и получается, что эгоизм загоняет человека в угол.
    Этот абзац вы пишете на экзамене по выданному тексту. Из текста нужно выбрать пример эгоизма (или его отсутствия).
    Начать абзац можно так:
    А вот как об эгоизме рассказывает автор текста…
    Об эгоизме автор предложенного текста рассказывает так…
    Автор показывает нам эгоистичного героя, которому нет дела до других.
    В рассказе Людмилы Улицкой «Пиковая дама» описывается, как деспотичная старуха портит всю жизнь своей дочери и внучке. Улицкая своим рассказом будто ставит под сомнение принцип «старших нужно уважать».
    В рассказе А. Алексина «Безумная Евдокия» показана Оленька – эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. В результате отец и мать Оленьки оказываются жертвами собственного воспитания. Равнодушие дочери приводит к тяжелейшей болезни матери.
    Героиня рассказа Чехова «Анна на шее», попав в богатую семью, забывает об отце и братьях, которые вынуждены продавать последнее, чтобы выжить.
    В романе «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева показана необычная семья, в которой бабушка ни во что не ставит родителей своего внука, свою дочь и её мужа. Она не просто относится неуважительно к детям, но и лишает их права воспитывать сына.
    Не так давно в кинотеатрах прошла премьера фильма «Духлесс». В центре сюжета молодой бизнесмен Макс, у которого есть все: дорогая машина, деньги, бесконечные тусовки в престижных клубах и кокаин, как непременный атрибут пресыщенной развратной жизни. Макс – настоящий эгоист. Рядом с ним нет родных людей, нет близких друзей, нет по-настоящему любящей его девушки. И все потому, что Максу не нужны люди вокруг, они мешают получать удовольствие. Ему комфортно в обществе таких же, как он, мумий. Со временем главный герой начинает понимать ущербность своего положения, и начинает меняться его жизнь.
    В литературе мы видим немало примеров человеческого эгоизма. Первым эгоистом, на мой взгляд, был Иуда, предавший и продавший Христа. Для него доброта, великодушие и сострадание, шедшие от Иисуса, стали равны тридцати монетам. Личная выгода перевесила. Но и счастья эти деньги Иуде не принесли, его эгоизм и жажда к стяжательству привели его к печальному финалу.
    Еще один пример эгоизма – Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Автор рисует своего героя сильной личностью, но при этом Печорин совершенно не способен учитывать мнение и интересы другого человека. Он использует людей для достижения своих целей: Максима Максимыча, Казбича, Азамата, Бэлу, Веру. И он всегда одинок, в его жизни нет настоящей любви, нет настоящей дружбы. Этим и страшен эгоизм, он обрекает человека на одиночество.
    Эгоизм не дает человеку ничего, кроме одиночества. Он мешает душе стать сильнее, он не дает проявиться в полной мере таким чувствам, как любовь, дружба, сострадание. Он наносит непоправимый вред человеку, разрушая его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *