(355 слов) Равнодушие и эгоизм — два понятия, которые неразрывно связаны между собой с точки зрения логики. Человек, «болеющий» эгоизмом, в любом случае проявляет внимание лишь к собственной персоне, а к остальным людям испытывает обыкновенное безразличие, а то и антипатию, так как не видит в них интереса. Человек не может чувствовать никакого сострадания и чувства «братской любви», пока он находится под властью себялюбия. Для него все окружающие создания становятся микробами: он знает, что они есть, но не видит их.
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» на примере Катерины Петровны и ее дочери Насти автор показывает, как эгоизм проявляется в равнодушии. Старушка-мать безумно любит свою дочь, с которой общается только в письмах. Такая связь является единственным способом для нее узнать о жизни любимого человека. В последний раз она пишет любимой дочери, чтобы сказать о том, что она ее ждет, но Настя не находит времени, чтобы откликнуться. Только смерть матери заставляет ее задуматься о тех аспектах нашего существования, которые просто необходимы для человеческого естества. Паустовский замечательно отобразил не только совершенно бездушное отношение к единственному родному человеку, но и эгоистическое существование, которое стало его первопричиной.
Тема «Как связаны понятия равнодушие и эгоизм»
Творчество следующих авторов использовано в аргументации: – М.Ю. Лермонтова; – М.А. Булгакова. Введение. Каждого человека хотя бы раз обвиняли в эгоизме и равнодушии. Каждый человек обвинял в этом кого-нибудь из своих знакомых, пусть и не со зла. Причины могут быть разными. Кто-то кого-то подвёл, обошёл вниманием или отказался помочь. Едва ли мы отдаём себе подробный отчёт, что конкретно имеем в виду, произнося эти слова. Интуитивно их смысл нам ясен, но в некоторых ситуациях мы смешиваем эти понятия, пренебрегая тонкостями словоупотребления. Это происходит, потому что их смысловое поле отчасти совпадает.
Если мы хотим, чтобы наша речь была красивой, нужно уметь использовать каждое слово к месту, а это возможно только если чётко определить их сходства и отличия. Разница между словами «эгоизм» и «равнодушие» чувствуется интуитивно. Давайте попытаемся её сформулировать. Главное отличие состоит в том, что эгоизм – понятие более сложное, чем равнодушие, оно содержит его в своём определении. Эгоизм чаще всего толкуется как себялюбие и предпочтение своих интересов интересам других людей или общества. Про человека, сосредоточенного себе, то есть эгоиста, можно с определённостью сказать, что он равнодушен к чувствам и бедам других людей. В его сердце нет места состраданию. Противоположность эгоизма – альтруизм. Таким людям свойственна самоотверженность и забота об окружающих. Равнодушными их точно не назовёшь. Аргумент. Один из самых ярких примеров эгоизма и равнодушия в художественной литературе это Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени». На протяжении всего романа он в избытке демонстрирует оба качества. Он играет чужими судьбами, не думая о последствиях своих поступков. Печорин похитил Бэлу, чтобы развеять скуку. Когда она полюбила его, Печорин уже к ней охладел. С княжной Мэри он поступил ещё хуже, соблазнив её из самолюбия, не испытывая к ней чувств. В конце главы он равнодушно ей в этом сознаётся. В главе «Тамань» он нарушает планы мирных контрабандистов, когда расспрашивает девушку об увиденной им сцене и грозится рассказать властям про переправку товара, если девушка не удовлетворит его любопытства. Сам про себя Печорин пишет в дневнике: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Образец альтруизма – доктор Бомгард в произведении Булгакова «Записки юного врача». Едва окончив университет, не имея опыта, он едет в сельскую больницу и в суровых условиях днём и ночью самоотверженно борется за здоровье пациентов. Он ошибается и учится на своих ошибках, часто боится и превозмогает себя. Причины его поступков нельзя объяснить корыстными мотивами, лишь способность к состраданию заставляет его жертвовать своими интересами во благо других. Заключение. Понятия эгоизм и равнодушие дополняют друг друга. Понятие «эгоизм» глубже и даёт более полное представление о характере человека, по отношению к которому оно применяется. Равнодушие как качество личности – это признак и проявление эгоизма.
Как лично я понимаю данный вопрос об эгоизме и равнодушии, то относится он к направлению “равнодушие и отзывчивость” в сочиненни ЕГЭ.
Во вступлении пишем определения понятий, приводим цитаты и изречения известных людей.Есть целый алгоритм, я уже писал ответ на примерно такую тему, посему приведу всё в виде цитаты.
Ели конкретно затрагивать тему оавнодушия и эгоизма, то можно подчеркнуть, что понятия эти практически тождественны. Равнодушие и эгоизм всегда соседствуют и всегда идут рядом.
Касаемо литературных произведений, идеальный пример это роман Гончарова “Обломов”.Главный герой проявляет равнодушие к самому себе и одновременно эгоизм. Причём второе вытекает из первого.
Равнодушие к самому себе приводит к упадку в делах и к ухудшению здоровья, следствием чего является смерть раньше срока.Но после смерти Обломов оставил без средств свою супругу, своего ребёнка и даже слуг. А вот это уже проявление эгоизма, потому что главный герой не думал об окружающих его близких людях. Благо Штольц пришёл на выручку как всегда, даже после смерти.
По поводу второго примера, можно привести поведение Эраста в произведении “Бедная Лиза”. Своим равнодушием к девушке и к обещанию жениться на ней, которым он пренебрёг ради денег богатой поклонницы, он убивает Лизу, доведя её до самоубийства.Равнодушие и эгоизм, когда Эраст думает только о своих интересах и пренебрегает интересами Лизы налицо.
Есть еще один вариант развития событий – равнодушие к себе и к другим. Такого человека мы уже не можем назвать эгоистичным, потому что он потерял себя в силу каких-то определенных обстоятельств. Это уже не жизнь, а существование. В литературе примеров таких героев мало, но в повседневной жизни – уйма.
Иногда человек раскаивается в своем эгоизме и равнодушии, но уже становится слишком поздно что-либо изменить. В рассказе Паустовского «Телеграмма» нерадивая дочь напрочь забыла о своей престарелой матери. Катерина Петровна, немощная женщина, писала своей дочке, просила ее приехать, но не получала никакого отклика. Она была слишком занята своей жизнью в городе. Этот пример явного равнодушия и эгоизма. Когда дочь Катерины Петровны все же выкроила денек для самого близкого и родного человека, оказалось слишком поздно. Ее мать ушла навсегда и оставила в сердце горечь обиды и разочарования. Поняла дочь свои ошибки и раскаялась в своих поступках, но толку от этого уже нет, ведь не вернуть любимую маму и не попросить у нее прощения. Паустовский учит нас ценить то, что есть, ведь ничто не вечно в этом мире, а эгоизм и равнодушие уничтожают самые лучшие нравственные качества.
В жизни бывают разные ситуации. Однозначно сложно сказать об эгоизме равнодушного человека. Не надо судить других людей, у каждого своя личная драма, и к равнодушию не приходят просто так. Эгоизм и равнодушие идут рука об руку, но не всегда они обозначают одни и те же понятия.
Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Равнодушие, жестокость, эгоизм. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения. Проблемы тематики Равнодушие, жестокость, эгоизм
Проблема равнодушия, чёрствого и бездушного отношения к человеку.
Проблема бессердечия, душевной чёрствости. Проблемы бесчеловечности.
Проблема эгоизма.
Проблема детской и юношеской жестокости. Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.
Проблема варварства, жестокости. Утверждающие тезисы по теме сочинения равнодушие, жестокость, эгоизм
Жестокость — бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям.
Жестокость — это свойство людей, не знающих жалости и доброты.
Жестокость — равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Человек несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность.
Жестокость — равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Жестокость — это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
Жестокость — безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
Жестокость — это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
Жестокость — это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.
Жестокость — это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком слабому.
Жестокость — это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.
Равнодушие — прямое следствие безразличия.
Тотальное равнодушие — это следствие пропаганды тезиса о превосходстве личного над общественным.
Равнодушие означает эгоизм, неестественно развитый инстинкт самосохранения.
Безразличие приводит человека к инертности мышления, к ограниченному восприятию мира.
Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Цитаты на тему Равнодушие, жестокость, эгоизм
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь.
(Б. Ясенский)
Там, где умеренность — ошибка, равнодушие — преступление.
(Г. Лихтенберг)
Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие.
(К. Берне)
Нравственное равнодушие — болезнь слишком образованных людей.
(А. Амиел)
Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним.
(Б. Шоу)
Равнодушие — это паралич души.
(А. Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
(М. Горький) Пословицы и поговорки на тему равнодушие, жестокость, эгоизм
Самолюб всякому не люб.
Моя хата с краю, я ничего не знаю. Жестокий человек жестоко и наказывает. Его хоть сожги, так не размякнет.
Ему и беда, что с гуся вода.
Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого. Жёсткое слово строптивит, мягкое смиряет. Мягко стелет, да жёстко спать.
Аргументы для сочинения на тему равнодушие, жестокость, эгоизм
В. Астафьев «Людочка»
В рассказе «Людочка» Астафьев продолжает развивать одну из самых излюбленных тем в русской литературе XIX века — тему трагедии «маленького человека». В произведении описана судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей в город в поисках счастья и работы.
Никогда не чувствовавшая любви матери, занятой устройством личной жизни, Людочка и в городе наткнулась на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, но самое страшное даже не это: её не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.
Астафьев создал образ обыкновенной русской девушки, каких множество. Главная героиня с детства не отличалась ни умом, ни красотой, но сохранила в своей душе уважение и милосердие к людям, внутреннюю порядочность и доброту. Она была слабохарактерной, и поэтому Гавриловна, приютившая её в городе, свалила на девушку всю работу по хозяйству.
Однако девушка всё делала с удовольствием и не обижалась на хозяйку. Это видно в эпизоде с умирающим человеком, когда от него отошли все, кроме Людочки: лишь она одна его пожалела. Все же только делали вид, что им жалко человека.
Рассказ В. Астафьева звучит приговором такому обществу, в котором люди лишены человеческого тепла. Писатель увидел душевное одиночество главной герои
ни, отразил в её образе боль множества наших соотечественников.
Небольшое произведение Астафьева остаётся актуальным и сегодня, а его проблематика близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.
Е.И. Замятин «Мы»
В антиутопическом романе Е. И. Замятина «Мы» писатель показывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью. Это маленькая модель мира, противного человеческой природе. Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии. Конфликт личности и тоталитарной системы становятся движущей силой, направленной против принципов «Единого Государства», в котором чувства человека находятся под запретом и вызывают сопротивление самой человеческой природы.
А. Дементьев «Пока мы боль чужую чувствуем»
Жестокость людей проявляется как в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, так и в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Можно сказать, что она проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.
Это подтверждают строчки А. Дементьева в стихотворении «Пока мы боль чужую чувствуем…»:
Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть нашей жизни оправдание.
Михаил Юрьевич Лермонтов не думал о своем герое как об образце для подражания.
Он подчеркивал, что Печорина – собирательный образ, а не конкретный человек.
Это определенный тип, отразивший характерные особенности молодого поколения начала позапрошлого столетия.
Каким видит Печорина читатель?
В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные муки из-за неприкаянности, в глубоком одиночестве ищущий смысл собственного существования и свое предназначение. Печорин не желает выбирать проторенные тропы, свойственные молодежи высшего света.
Он офицер, который служит, а не пытается выслужиться. Не музицирует, не интересуется философскими учениями, не изучает военное искусство. При этом, читателю очевидно, что он хорошо образован, не лишен талантов, энергичен и смел.
Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неспособность искренне любить и дружить. При этом он по своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой жаждет ее, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает симпатий читателя, но и сам герой мучается от этих недостатков. Он крайне противоречивая личность.
Печорин умеет быть закрытым и честолюбивым, долго помнит причиненное зло. Утверждает, что стал нравственным калекой. Не только пушкинского Онегина, но и лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский).
Противоречивость характера главного героя
Печорин непрестанно ощущает свою раздвоенность. В социальной и политической ситуации, сложившейся первой половине XIX столетия, он не может реализовать себя. Тратит свою жизнь на бессмысленные приключения, отправляется на Кавказ, испытывая судьбу участием в войне, совершает попытки забыть о своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, не приносит результата, становясь лишь способом отвлечься от проблем.
За ним неотрывно следует хандра и понимание, что такая жизнь не стоит ничего. В течение всего повествования Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть о непрестанной тоске, заполнить пустоту бессмысленной жизни. При этом, главный герой произведения – богато одаренная личность.
У Печорина аналитический склад ума, он абсолютно верно оценивает людей, их действия и мотивы; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Его дневниковые записи – настоящее саморазоблачение.
Печорин способен на сильные чувства (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под личиной равнодушия и черствости, которую носит как защиту. Он способен действовать, будучи волевым человеком, но его решения и поступки приносят лишь разрушения.
Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»
Разрушительный характер поступков Печорина делает его похожим на героя поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его внешности видится нечто демоническое и таинственное.
Печорин предстает как истинный разрушитель, который играет с судьбами окружающих людей: смерть красавицы-черкешенки Белы, разочарование Максима Максимовича, боль Мэри и Веры, трагическая гибель Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине оставляют свой дом.
В. Г. Белинский полагал, что у героя «переходное состояние духа», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. Человек обладает только вероятностью получить нечто подлинное в отдаленном будущем.
М. Ю. Лермонтов начал работу над своим произведением еще в 1838 году. Два года спустя вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь, и какая она. Михаил Лермонтов описал ее такой, какой увидел в реальности.
Что на свете может быть страшнее равнодушия? Пожалуй, ничего. Это чувство убивает все вокруг человека, оно разлагает его собственную личность и опутывает разум сетями апатии и холодности. Равнодушный человек полностью безразличен к окружающим, его мало интересуют их заботы, да и все происходящее вокруг не разжигает в нем интереса. Мне кажется, что равнодушие делает из человека простую тень самого себя. Связано ли это качество с эгоизмом? Твердо можно сказать, что эти понятия весьма близки и в человеческой натуре довольно-таки часто встречаются именно в паре. Но значит ли это, что равнодушный человек обязательно является эгоистом и наоборот? Попробуем разобраться, используя примеры из художественной литературы.
В романе И. Гончарова «Обломов» главный герой – молодой человек, который погряз в своем собственном, вымышленном идеальном мирке. Илья Ильич Обломов совершенно равнодушен ко всему окружающему. Его не волнует полная разруха, в которой он живет, лживые слуги, их воровство, отсутствие какой-либо активной жизни. Он равнодушен, в первую очередь, к самому себе. Такого, как Обломов, сложно назвать даже эгоистом. Ведь эгоизм – это источник сильных чувств и эмоций, направленных на удовлетворение своих собственных желаний. А у Ильи Ильича не хватает душевных сил для таких всплесков. Напротив, можно сказать, что он добрый человек, очень порядочный и умеющий любить. Но чуть было встрепенувшаяся после встречи с Ольгой Ильинской его душа начала было жить, однако эти силы быстро иссякли. Обломов вновь погрузился в свой равнодушный и уютный мирок.
Еще один знаменитый образец равнодушия – это Григорий Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жизнь Печорина очень быстро разочаровала его. Он устал от светских развлечений и отправился на поиски приключений в надежде излечиться от своей болезни холодного равнодушия. Все поступки Григория направлены на удовлетворение его собственных амбиций и желаний. Не задумываясь, он калечит жизни многих людей, имевших несчастье появиться в его жизни, многих приводит к гибели, потакая своим прихотям. Не это ли главный признак эгоизма? Полное отрицание прав и мнений окружающих, абсолютная индифферентность ко всему приводят героя к печальному итогу. Он одинок, никого нет рядом с ним. Не это ли худшее наказание для человека?
Эгоизм и равнодушие, несомненно, понятия схожие, но, как видно из приведенных аргументов, разница между ними существует. Как это ни парадоксально, но равнодушный человек не обязательно является эгоистичным. А вот эгоист всегда будет безразличен к остальным людям.
08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Что значит быть отзывчивым?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Можно ли научиться отзывчивости?
Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Как привить чувство сотрадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
Важно ли уметь прощать?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Нужно ли бороться с несправедливостью?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
По материалам сайта http://rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
(355 слов) Равнодушие и эгоизм — два понятия, которые неразрывно связаны между собой с точки зрения логики. Человек, «болеющий» эгоизмом, в любом случае проявляет внимание лишь к собственной персоне, а к остальным людям испытывает обыкновенное безразличие, а то и антипатию, так как не видит в них интереса. Человек не может чувствовать никакого сострадания и чувства «братской любви», пока он находится под властью себялюбия. Для него все окружающие создания становятся микробами: он знает, что они есть, но не видит их.
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» на примере Катерины Петровны и ее дочери Насти автор показывает, как эгоизм проявляется в равнодушии. Старушка-мать безумно любит свою дочь, с которой общается только в письмах. Такая связь является единственным способом для нее узнать о жизни любимого человека. В последний раз она пишет любимой дочери, чтобы сказать о том, что она ее ждет, но Настя не находит времени, чтобы откликнуться. Только смерть матери заставляет ее задуматься о тех аспектах нашего существования, которые просто необходимы для человеческого естества. Паустовский замечательно отобразил не только совершенно бездушное отношение к единственному родному человеку, но и эгоистическое существование, которое стало его первопричиной.
Тема «Как связаны понятия равнодушие и эгоизм»
Творчество следующих авторов использовано в аргументации: – М.Ю. Лермонтова; – М.А. Булгакова.
Введение. Каждого человека хотя бы раз обвиняли в эгоизме и равнодушии. Каждый человек обвинял в этом кого-нибудь из своих знакомых, пусть и не со зла. Причины могут быть разными. Кто-то кого-то подвёл, обошёл вниманием или отказался помочь. Едва ли мы отдаём себе подробный отчёт, что конкретно имеем в виду, произнося эти слова. Интуитивно их смысл нам ясен, но в некоторых ситуациях мы смешиваем эти понятия, пренебрегая тонкостями словоупотребления. Это происходит, потому что их смысловое поле отчасти совпадает.
Если мы хотим, чтобы наша речь была красивой, нужно уметь использовать каждое слово к месту, а это возможно только если чётко определить их сходства и отличия. Разница между словами «эгоизм» и «равнодушие» чувствуется интуитивно. Давайте попытаемся её сформулировать. Главное отличие состоит в том, что эгоизм – понятие более сложное, чем равнодушие, оно содержит его в своём определении. Эгоизм чаще всего толкуется как себялюбие и предпочтение своих интересов интересам других людей или общества. Про человека, сосредоточенного себе, то есть эгоиста, можно с определённостью сказать, что он равнодушен к чувствам и бедам других людей. В его сердце нет места состраданию. Противоположность эгоизма – альтруизм. Таким людям свойственна самоотверженность и забота об окружающих. Равнодушными их точно не назовёшь.
Аргумент. Один из самых ярких примеров эгоизма и равнодушия в художественной литературе это Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени». На протяжении всего романа он в избытке демонстрирует оба качества. Он играет чужими судьбами, не думая о последствиях своих поступков. Печорин похитил Бэлу, чтобы развеять скуку. Когда она полюбила его, Печорин уже к ней охладел. С княжной Мэри он поступил ещё хуже, соблазнив её из самолюбия, не испытывая к ней чувств. В конце главы он равнодушно ей в этом сознаётся. В главе «Тамань» он нарушает планы мирных контрабандистов, когда расспрашивает девушку об увиденной им сцене и грозится рассказать властям про переправку товара, если девушка не удовлетворит его любопытства. Сам про себя Печорин пишет в дневнике: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Образец альтруизма – доктор Бомгард в произведении Булгакова «Записки юного врача». Едва окончив университет, не имея опыта, он едет в сельскую больницу и в суровых условиях днём и ночью самоотверженно борется за здоровье пациентов. Он ошибается и учится на своих ошибках, часто боится и превозмогает себя. Причины его поступков нельзя объяснить корыстными мотивами, лишь способность к состраданию заставляет его жертвовать своими интересами во благо других.
Заключение. Понятия эгоизм и равнодушие дополняют друг друга. Понятие «эгоизм» глубже и даёт более полное представление о характере человека, по отношению к которому оно применяется. Равнодушие как качество личности – это признак и проявление эгоизма.
Как лично я понимаю данный вопрос об эгоизме и равнодушии, то относится он к направлению “равнодушие и отзывчивость” в сочиненни ЕГЭ.
Во вступлении пишем определения понятий, приводим цитаты и изречения известных людей.Есть целый алгоритм, я уже писал ответ на примерно такую тему, посему приведу всё в виде цитаты.
Ели конкретно затрагивать тему оавнодушия и эгоизма, то можно подчеркнуть, что понятия эти практически тождественны. Равнодушие и эгоизм всегда соседствуют и всегда идут рядом.
Касаемо литературных произведений, идеальный пример это роман Гончарова “Обломов”.Главный герой проявляет равнодушие к самому себе и одновременно эгоизм. Причём второе вытекает из первого.
Равнодушие к самому себе приводит к упадку в делах и к ухудшению здоровья, следствием чего является смерть раньше срока.Но после смерти Обломов оставил без средств свою супругу, своего ребёнка и даже слуг. А вот это уже проявление эгоизма, потому что главный герой не думал об окружающих его близких людях. Благо Штольц пришёл на выручку как всегда, даже после смерти.
По поводу второго примера, можно привести поведение Эраста в произведении “Бедная Лиза”. Своим равнодушием к девушке и к обещанию жениться на ней, которым он пренебрёг ради денег богатой поклонницы, он убивает Лизу, доведя её до самоубийства.Равнодушие и эгоизм, когда Эраст думает только о своих интересах и пренебрегает интересами Лизы налицо.
Есть еще один вариант развития событий – равнодушие к себе и к другим. Такого человека мы уже не можем назвать эгоистичным, потому что он потерял себя в силу каких-то определенных обстоятельств. Это уже не жизнь, а существование. В литературе примеров таких героев мало, но в повседневной жизни – уйма.
Иногда человек раскаивается в своем эгоизме и равнодушии, но уже становится слишком поздно что-либо изменить. В рассказе Паустовского «Телеграмма» нерадивая дочь напрочь забыла о своей престарелой матери. Катерина Петровна, немощная женщина, писала своей дочке, просила ее приехать, но не получала никакого отклика. Она была слишком занята своей жизнью в городе. Этот пример явного равнодушия и эгоизма. Когда дочь Катерины Петровны все же выкроила денек для самого близкого и родного человека, оказалось слишком поздно. Ее мать ушла навсегда и оставила в сердце горечь обиды и разочарования. Поняла дочь свои ошибки и раскаялась в своих поступках, но толку от этого уже нет, ведь не вернуть любимую маму и не попросить у нее прощения. Паустовский учит нас ценить то, что есть, ведь ничто не вечно в этом мире, а эгоизм и равнодушие уничтожают самые лучшие нравственные качества.
В жизни бывают разные ситуации. Однозначно сложно сказать об эгоизме равнодушного человека. Не надо судить других людей, у каждого своя личная драма, и к равнодушию не приходят просто так. Эгоизм и равнодушие идут рука об руку, но не всегда они обозначают одни и те же понятия.
Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Равнодушие, жестокость, эгоизм. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.
Проблемы тематики Равнодушие, жестокость, эгоизм
Проблема равнодушия, чёрствого и бездушного отношения к человеку.
Проблема бессердечия, душевной чёрствости. Проблемы бесчеловечности.
Проблема эгоизма.
Проблема детской и юношеской жестокости. Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.
Проблема варварства, жестокости.
Утверждающие тезисы по теме сочинения равнодушие, жестокость, эгоизм
Жестокость — бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям.
Жестокость — это свойство людей, не знающих жалости и доброты.
Жестокость — равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Человек несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность.
Жестокость — равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Жестокость — это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
Жестокость — безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
Жестокость — это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
Жестокость — это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.
Жестокость — это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком слабому.
Жестокость — это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.
Равнодушие — прямое следствие безразличия.
Тотальное равнодушие — это следствие пропаганды тезиса о превосходстве личного над общественным.
Равнодушие означает эгоизм, неестественно развитый инстинкт самосохранения.
Безразличие приводит человека к инертности мышления, к ограниченному восприятию мира.
Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя.
Цитаты на тему Равнодушие, жестокость, эгоизм
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь.
(Б. Ясенский)
Там, где умеренность — ошибка, равнодушие — преступление.
(Г. Лихтенберг)
Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие.
(К. Берне)
Нравственное равнодушие — болезнь слишком образованных людей.
(А. Амиел)
Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним.
(Б. Шоу)
Равнодушие — это паралич души.
(А. Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
(М. Горький)
Пословицы и поговорки на тему равнодушие, жестокость, эгоизм
Самолюб всякому не люб.
Моя хата с краю, я ничего не знаю. Жестокий человек жестоко и наказывает. Его хоть сожги, так не размякнет.
Ему и беда, что с гуся вода.
Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого. Жёсткое слово строптивит, мягкое смиряет. Мягко стелет, да жёстко спать.
Аргументы для сочинения на тему равнодушие, жестокость, эгоизм
В. Астафьев «Людочка»
В рассказе «Людочка» Астафьев продолжает развивать одну из самых излюбленных тем в русской литературе XIX века — тему трагедии «маленького человека». В произведении описана судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей в город в поисках счастья и работы.
Никогда не чувствовавшая любви матери, занятой устройством личной жизни, Людочка и в городе наткнулась на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, но самое страшное даже не это: её не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.
Астафьев создал образ обыкновенной русской девушки, каких множество. Главная героиня с детства не отличалась ни умом, ни красотой, но сохранила в своей душе уважение и милосердие к людям, внутреннюю порядочность и доброту. Она была слабохарактерной, и поэтому Гавриловна, приютившая её в городе, свалила на девушку всю работу по хозяйству.
Однако девушка всё делала с удовольствием и не обижалась на хозяйку. Это видно в эпизоде с умирающим человеком, когда от него отошли все, кроме Людочки: лишь она одна его пожалела. Все же только делали вид, что им жалко человека.
Рассказ В. Астафьева звучит приговором такому обществу, в котором люди лишены человеческого тепла. Писатель увидел душевное одиночество главной герои
ни, отразил в её образе боль множества наших соотечественников.
Небольшое произведение Астафьева остаётся актуальным и сегодня, а его проблематика близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.
Е.И. Замятин «Мы»
В антиутопическом романе Е. И. Замятина «Мы» писатель показывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью. Это маленькая модель мира, противного человеческой природе. Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии. Конфликт личности и тоталитарной системы становятся движущей силой, направленной против принципов «Единого Государства», в котором чувства человека находятся под запретом и вызывают сопротивление самой человеческой природы.
А. Дементьев «Пока мы боль чужую чувствуем»
Жестокость людей проявляется как в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, так и в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Можно сказать, что она проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.
Это подтверждают строчки А. Дементьева в стихотворении «Пока мы боль чужую чувствуем…»:
Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть нашей жизни оправдание.
Михаил Юрьевич Лермонтов не думал о своем герое как об образце для подражания.
Он подчеркивал, что Печорина – собирательный образ, а не конкретный человек.
Это определенный тип, отразивший характерные особенности молодого поколения начала позапрошлого столетия.
Каким видит Печорина читатель?
В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные муки из-за неприкаянности, в глубоком одиночестве ищущий смысл собственного существования и свое предназначение. Печорин не желает выбирать проторенные тропы, свойственные молодежи высшего света.
Он офицер, который служит, а не пытается выслужиться. Не музицирует, не интересуется философскими учениями, не изучает военное искусство. При этом, читателю очевидно, что он хорошо образован, не лишен талантов, энергичен и смел.
Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неспособность искренне любить и дружить. При этом он по своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой жаждет ее, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает симпатий читателя, но и сам герой мучается от этих недостатков. Он крайне противоречивая личность.
Печорин умеет быть закрытым и честолюбивым, долго помнит причиненное зло. Утверждает, что стал нравственным калекой. Не только пушкинского Онегина, но и лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский).
Противоречивость характера главного героя
Печорин непрестанно ощущает свою раздвоенность. В социальной и политической ситуации, сложившейся первой половине XIX столетия, он не может реализовать себя. Тратит свою жизнь на бессмысленные приключения, отправляется на Кавказ, испытывая судьбу участием в войне, совершает попытки забыть о своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, не приносит результата, становясь лишь способом отвлечься от проблем.
За ним неотрывно следует хандра и понимание, что такая жизнь не стоит ничего. В течение всего повествования Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть о непрестанной тоске, заполнить пустоту бессмысленной жизни. При этом, главный герой произведения – богато одаренная личность.
У Печорина аналитический склад ума, он абсолютно верно оценивает людей, их действия и мотивы; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Его дневниковые записи – настоящее саморазоблачение.
Печорин способен на сильные чувства (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под личиной равнодушия и черствости, которую носит как защиту. Он способен действовать, будучи волевым человеком, но его решения и поступки приносят лишь разрушения.
Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»
Разрушительный характер поступков Печорина делает его похожим на героя поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его внешности видится нечто демоническое и таинственное.
Печорин предстает как истинный разрушитель, который играет с судьбами окружающих людей: смерть красавицы-черкешенки Белы, разочарование Максима Максимовича, боль Мэри и Веры, трагическая гибель Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине оставляют свой дом.
В. Г. Белинский полагал, что у героя «переходное состояние духа», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. Человек обладает только вероятностью получить нечто подлинное в отдаленном будущем.
М. Ю. Лермонтов начал работу над своим произведением еще в 1838 году. Два года спустя вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь, и какая она. Михаил Лермонтов описал ее такой, какой увидел в реальности.
Что на свете может быть страшнее равнодушия? Пожалуй, ничего. Это чувство убивает все вокруг человека, оно разлагает его собственную личность и опутывает разум сетями апатии и холодности. Равнодушный человек полностью безразличен к окружающим, его мало интересуют их заботы, да и все происходящее вокруг не разжигает в нем интереса. Мне кажется, что равнодушие делает из человека простую тень самого себя. Связано ли это качество с эгоизмом? Твердо можно сказать, что эти понятия весьма близки и в человеческой натуре довольно-таки часто встречаются именно в паре. Но значит ли это, что равнодушный человек обязательно является эгоистом и наоборот? Попробуем разобраться, используя примеры из художественной литературы.
В романе И. Гончарова «Обломов» главный герой – молодой человек, который погряз в своем собственном, вымышленном идеальном мирке. Илья Ильич Обломов совершенно равнодушен ко всему окружающему. Его не волнует полная разруха, в которой он живет, лживые слуги, их воровство, отсутствие какой-либо активной жизни. Он равнодушен, в первую очередь, к самому себе. Такого, как Обломов, сложно назвать даже эгоистом. Ведь эгоизм – это источник сильных чувств и эмоций, направленных на удовлетворение своих собственных желаний. А у Ильи Ильича не хватает душевных сил для таких всплесков. Напротив, можно сказать, что он добрый человек, очень порядочный и умеющий любить. Но чуть было встрепенувшаяся после встречи с Ольгой Ильинской его душа начала было жить, однако эти силы быстро иссякли. Обломов вновь погрузился в свой равнодушный и уютный мирок.
Еще один знаменитый образец равнодушия – это Григорий Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жизнь Печорина очень быстро разочаровала его. Он устал от светских развлечений и отправился на поиски приключений в надежде излечиться от своей болезни холодного равнодушия. Все поступки Григория направлены на удовлетворение его собственных амбиций и желаний. Не задумываясь, он калечит жизни многих людей, имевших несчастье появиться в его жизни, многих приводит к гибели, потакая своим прихотям. Не это ли главный признак эгоизма? Полное отрицание прав и мнений окружающих, абсолютная индифферентность ко всему приводят героя к печальному итогу. Он одинок, никого нет рядом с ним. Не это ли худшее наказание для человека?
Эгоизм и равнодушие, несомненно, понятия схожие, но, как видно из приведенных аргументов, разница между ними существует. Как это ни парадоксально, но равнодушный человек не обязательно является эгоистичным. А вот эгоист всегда будет безразличен к остальным людям.
08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Что значит быть отзывчивым?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Можно ли научиться отзывчивости?
Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Как привить чувство сотрадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
Важно ли уметь прощать?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Нужно ли бороться с несправедливостью?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
По материалам сайта http://rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”