Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.
Отношения с Борисом
В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – драма
“Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие
Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над
“темным царством”.
Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины.
Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”.
Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”.
Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”.
Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по- настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:
“Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова
Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть.
Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
благосостояния.
Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
«Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
«И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.
Текст сочинения:
Екатерина в драме “Гроза”
Сочинение по драме А.Н. Островского “Гроза”
Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой ?ихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, роман?ичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать.
Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пу?и то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не даю? ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпи?ся, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, ?уда, где унижение и страдание.
Катерина пытается най?и свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
искренние проявления этой любви пресекаю?ся Кабанихой: “Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, лирикому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) станови?ся совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была э?им чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бун?
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жер?ву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
насы?иться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех виси? на ее сердце ?яжким камнем.
Катерина ужасно бои?ся надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку – грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя бои?ся бога, а ее бог живет в
ней, бог – ее совесть. Девушку мучаю? два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
си?уации Катерина види? смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”
Преследуемая своим грехом, Катерина уходи? из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречи? друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жер?вовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при э?им самим собой, свободным, не рабом.
Права на сочинение “Екатерина в драме “Гроза”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.
Екатерина II сочинение по истории ЕГЭ
1762 – 1796 гг – период правления в России императрицы Екатерины Великой.
Екатерина 2 взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа, Петра III. Петр, приехавший в Россию из Германии, обожавший прусского короля Фридриха II и не любивший русских обычаев, не пользовался популярностью среди дворянства и армии. Таким образом, Екатерина, воспользовавшись гвардейскими полками, смогла совершить переворот и относительно бескровно захватить власть.
Внутренняя политика
Во внутренней политике целью Екатерины II было возвращение России в ряд великих западных стран, для чего она провела в стране значительные реформы. Для улучшения порядка управления страной в 1763 г. был реформирован Сенат; в 1767 г. для выработки законодательства была созвана Уложенная комиссия; в 1775 г. Россию разделили на 50 губерний. Для развития экономики в 1765 г. было основано Вольное экономическое общество; в 1766 г. был введен пониженный таможенный тариф; в 1775 г. был издан указ о свободном открытии заводов и фабрик. На начало правления Екатерины количество мануфактур в России едва ли достигало нескольких сотен, а к концу 18 века оно достигло трех тысяч. В интересах дворянства Екатерина II в 1764 г. провела секуляризацию церковных земель; в 1785 г. Императрица обеспечила права и привилегии дворянства и городов, издав Жалованные грамоты. Для развития образования в 1768 г. была создана сеть городских школ, активно стали открываться церковно-приходские училища.
При Екатерине II ухудшилось положение крестьян: с 1765 г. помещик мог за неподчинение отправить крестьянина в Сибирь на поселение; в 1767 г. крестьяне лишились возможности писать жалобы властям на помещика. За свое царствование Екатерина II раздала дворянам более восьмиста тысяч крестьян. Подобные действия ее правительства вызывали недовольство народа. Проявлениями этого стали восстание в Заонежье в 1769-1770 гг., чумной бунт 1771 г. в Москве, тщательно скрывавшийся властями от европейский стран, восстание казаков с реки Яик в 1769-1772 гг., крестьянская война Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.
Внешняя политика
Приобретениями внешней политики Екатерины 2 были присоединения в результате нескольких русско-турецких войн Крыма и северного Причерноморья, таким образом, Россия получила при ней выход к Черному морю и разделы Речи Посполитой, в результате которых Россия получила большую часть Украины и Беларусь. Отрицательными итогами ее политики стало усиление на границе России за счет разделов Польши Австрии и Пруссии, враждебных России, а другие многочисленные войны нанесли огромный ущерб российской экономике, которая к концу правления Екатерины 2 пришла в упадок.
Русско – турецкая война 1787-1791 гг
Итог правления Екатерины II
Правление Екатерины оценивается современниками и историками неоднозначно. С одной стороны, Россия приобрела новые территории и увеличила престиж на международной арене, с другой, положения крестьян, составляющих подавляющее большинство населения заметно ухудшилось. В целом, правление Екатерины II определенно можно назвать соответствующим духу “просвещенного абсолютизма” 18 века.
Другие исторические сочинения по периодам Вы можете просмотреть здесь!
В величайшем произведении П. Зорина “Царская охота” в уста Екатерины вложены слова: “Великой державе застой опаснее поражения”. Мы слышали и читали много прекрасного о веке Екатерины. Знаем, что это время, наверное, очень немногим уступает эпохе Петра. Это век побед Потемкина и Суворова. Век покорения Крыма. Памятник Петру с надписью Petro primo Catharina secunda. Наконец, это век переписки с Вольтером (о которой А.К. Толстой написал:
Екатерина добрая, и все это знают, как знают о ее простительных слабостях вроде фаворитизма. Она поощряет искусство. Учреждает университеты. Дашкова, которая при Екатерине стала “мозгом” нации, называет императрицу величайшей покровительницей наук в Европе.
Но это же великое время было временем глубочайшего духовного растления (которое довершил Павел I), временем великого застоя, переходящего в маразм, тотального вранья, ведь мать Екатерина обожала, когда ей говорили приятное. Если не брать во внимание историю Пугачева, его зверств и зверств над ним, все равно царствование Екатерины было заполнено удушающим, фальшивым гедонизмом, когда люди радовались и развлекались исключительно для того, чтобы не помнить о будущем. Какое-то ощущение карнавала в аду.
Екатерина Вторая Великая – российская императрица в 1762-1796 годах. По происхождению являлась немецкой принцессой, имя при рождении – София Августа Ангальт-Цербская. Екатерина не являлась первой императрицей России – до нее в стране уже правили две женщины, Елизавета Петровна и Анна Иоанновна.
Екатерина вела политику просвещенного абсолютизма, наиболее популярную среди ведущих держав Европы в 17-м веке. Примером тому может служить также французский абсолютизм.
Период ее правления характеризуется следующими достижениями государства. При Екатерине значительно были расширены границы Российской империи, присоединено Крымское ханство.
Особое внимание императрица уделяла развитию образования, особенно, женского. При ней открыты школы, Смольный институт для девушек, Академия наук России. Правда, высшее образование в стране велось почему-то на французском. Екатерина в целом приучила российскую аристократию «как знать хорошего тона» не знать русского, а болтать по-французски. Элита страны не знала языка народа! Эту ситуацию подробно описал Лев Толстой в романе «Война и мир».
Активно осваивались южные степные территории страны и развивалось там сельское хозяйство: сюда направлялись опытные колонисты. В. Ключевский, историк, писал, что бережливой немке Екатерине (в детстве, при дворе матери, как говорят, принцессу приучили мыться холодной водой из экономии) удалось заметно повысить материальное благосостояние России. И приумножить ее казну.
Одновременно происходило жесткое закрепощение крестьян всей страны. Вплоть до того, что крестьянам было запрещено даже жаловаться властям на своих помещиков! И так поступила Екатерина, которая в первые годы правления вела политику более либеральную! Она даже лично приговорила московскую помещицу-мучительницу Салтыкову к пожизненному заключению за убийства ее крепостных.
Но позже Екатерина усилила привилегии дворянству, тем самым увеличив неравенство среди населения, разогнала Запорожскую Сечь – казачью вольницу. Она же ослабила власть Сената, передав утраченные тем полномочия самой себе. Таким образом, Екатерина укрепила самодержавие до личной абсолютной власти монарха. Было подавлено восстание Емельяна Пугачева, угрожавшее Екатерине на троне.
В финале правления Екатерины державе уже стали требоваться новые реформы. Аграрная страна, полная озлобленных крепостных, уже отставала в развитии от более индустриально развитой Европы.
Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.
Отношения с Борисом
В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – драма
“Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие
Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над
“темным царством”.
Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины.
Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”.
Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”.
Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”.
Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по- настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:
“Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова
Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть.
Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
благосостояния.
Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
«Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
«И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.
Текст сочинения:
Екатерина в драме “Гроза”
Сочинение по драме А.Н. Островского “Гроза”
Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой ?ихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, роман?ичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать.
Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пу?и то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не даю? ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпи?ся, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, ?уда, где унижение и страдание.
Катерина пытается най?и свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
искренние проявления этой любви пресекаю?ся Кабанихой: “Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, лирикому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) станови?ся совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была э?им чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бун?
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жер?ву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
насы?иться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех виси? на ее сердце ?яжким камнем.
Катерина ужасно бои?ся надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку – грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя бои?ся бога, а ее бог живет в
ней, бог – ее совесть. Девушку мучаю? два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
си?уации Катерина види? смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”
Преследуемая своим грехом, Катерина уходи? из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречи? друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жер?вовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при э?им самим собой, свободным, не рабом.
Права на сочинение “Екатерина в драме “Гроза”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!
Я думаю, теперь вам стало понятнее, почему так важно написать историческое эссе. И не слушайте тех олухов, которые утверждают, что это эссе — «всего лишь одно задание из 25-ти, не парьтесь». Беги от этих олухов — лучше на наш сайт.
Потому что именно сейчас я опубликую эссе моей ученицы с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Эссе по периоду 1762 — 1796 годов, описывает правление Екатерины Великой. Правление этой императрицы — ключевое для истории России. Оно поделило историю Россию на до и после, равно как и правление Петра Великого. Поэтому ее деятельности стоит уделить особенное внимание при подготовке к ЕГЭ по истории 2016.
Скажу сразу, что в задании 25 исторический период может и не совпадать с правлением того или иного императора, генерального секретаря, или князя. Думаю, это понятно тоже всем толковым мальчишкам и девчонкам.
Итак непосредственно само эссе о Екатерине Великой, которое написала моя ученица Дарья К. с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию:
Коричневым выделены исторические процессы, синим — причинно-следственные связи между событиями и явлениями, зеленым — факты, личности, фиолетовым – оценка периода
Сочинение по историческому периоду – 1762—1796 гг.
Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762—1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.
В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства. Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г., которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие, привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773—1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.
В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян. Стоит выделить процесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией). Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран.
В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ, распространением образования и культуры. Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.). Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом). Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству, что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи. Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).
Кадр из фильма «Екатерина»
В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова, в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев. Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево, в 1782—1786 гг. проведшего школьную реформу.
Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768—1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение). Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом, контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России).
Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787—1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793—1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789—1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.
Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры). Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.
Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762—1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.
©Дарья К.
Если хотите научиться писать историческое эссе на таком же высоком уровне, у Вас есть три варианта:
Как писать такие исторические эссе мы детально разобрали на Вебинаре «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016». Материалы этого вебинара вы можете приобрести здесь.
Чтобы получить материалы всех вебинаров, как прошлых, так и будущих, рекомендую вам получить доступ в VIP-комнату нашего сайта. Материалы вебинара «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016» туда уже добавлены.
Если же вы хотите, чтобы непосредственно я Вас научил писать вообще любые эссе, в том числе и экзаменационные, добро пожаловать на наши краткосрочные курсы подготовки к ЕГЭ. Они будут проходить с февраля по май 2016 года. Стоимость этих курсов всего 19 990 рублей. Я говорю всего, потому что в их стоимость входят не только личные консультации со мной, но также ВСЕ мои видеокурсы по дисциплине, а также доступ в VIP-комнату на полгода. Записаться на наши курсы можно на этой странице=>>
В заключении, вы можете посмотреть художественный фильм Екатерина. Он дополнит Ваше представление о Екатерине Великой.
С уважением, Андрей Пучков
Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.
Екатерина II сочинение по истории ЕГЭ
1762 – 1796 гг – период правления в России императрицы Екатерины Великой.
Екатерина 2 взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа, Петра III. Петр, приехавший в Россию из Германии, обожавший прусского короля Фридриха II и не любивший русских обычаев, не пользовался популярностью среди дворянства и армии. Таким образом, Екатерина, воспользовавшись гвардейскими полками, смогла совершить переворот и относительно бескровно захватить власть.
Внутренняя политика
Во внутренней политике целью Екатерины II было возвращение России в ряд великих западных стран, для чего она провела в стране значительные реформы. Для улучшения порядка управления страной в 1763 г. был реформирован Сенат; в 1767 г. для выработки законодательства была созвана Уложенная комиссия; в 1775 г. Россию разделили на 50 губерний. Для развития экономики в 1765 г. было основано Вольное экономическое общество; в 1766 г. был введен пониженный таможенный тариф; в 1775 г. был издан указ о свободном открытии заводов и фабрик. На начало правления Екатерины количество мануфактур в России едва ли достигало нескольких сотен, а к концу 18 века оно достигло трех тысяч. В интересах дворянства Екатерина II в 1764 г. провела секуляризацию церковных земель; в 1785 г. Императрица обеспечила права и привилегии дворянства и городов, издав Жалованные грамоты. Для развития образования в 1768 г. была создана сеть городских школ, активно стали открываться церковно-приходские училища.
При Екатерине II ухудшилось положение крестьян: с 1765 г. помещик мог за неподчинение отправить крестьянина в Сибирь на поселение; в 1767 г. крестьяне лишились возможности писать жалобы властям на помещика. За свое царствование Екатерина II раздала дворянам более восьмиста тысяч крестьян. Подобные действия ее правительства вызывали недовольство народа. Проявлениями этого стали восстание в Заонежье в 1769-1770 гг., чумной бунт 1771 г. в Москве, тщательно скрывавшийся властями от европейский стран, восстание казаков с реки Яик в 1769-1772 гг., крестьянская война Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.
Внешняя политика
Приобретениями внешней политики Екатерины 2 были присоединения в результате нескольких русско-турецких войн Крыма и северного Причерноморья, таким образом, Россия получила при ней выход к Черному морю и разделы Речи Посполитой, в результате которых Россия получила большую часть Украины и Беларусь. Отрицательными итогами ее политики стало усиление на границе России за счет разделов Польши Австрии и Пруссии, враждебных России, а другие многочисленные войны нанесли огромный ущерб российской экономике, которая к концу правления Екатерины 2 пришла в упадок.
Русско – турецкая война 1787-1791 гг
Итог правления Екатерины II
Правление Екатерины оценивается современниками и историками неоднозначно. С одной стороны, Россия приобрела новые территории и увеличила престиж на международной арене, с другой, положения крестьян, составляющих подавляющее большинство населения заметно ухудшилось. В целом, правление Екатерины II определенно можно назвать соответствующим духу “просвещенного абсолютизма” 18 века.
Другие исторические сочинения по периодам Вы можете просмотреть здесь!
В величайшем произведении П. Зорина “Царская охота” в уста Екатерины вложены слова: “Великой державе застой опаснее поражения”. Мы слышали и читали много прекрасного о веке Екатерины. Знаем, что это время, наверное, очень немногим уступает эпохе Петра. Это век побед Потемкина и Суворова. Век покорения Крыма. Памятник Петру с надписью Petro primo Catharina secunda. Наконец, это век переписки с Вольтером (о которой А.К. Толстой написал:
Екатерина добрая, и все это знают, как знают о ее простительных слабостях вроде фаворитизма. Она поощряет искусство. Учреждает университеты. Дашкова, которая при Екатерине стала “мозгом” нации, называет императрицу величайшей покровительницей наук в Европе.
Но это же великое время было временем глубочайшего духовного растления (которое довершил Павел I), временем великого застоя, переходящего в маразм, тотального вранья, ведь мать Екатерина обожала, когда ей говорили приятное. Если не брать во внимание историю Пугачева, его зверств и зверств над ним, все равно царствование Екатерины было заполнено удушающим, фальшивым гедонизмом, когда люди радовались и развлекались исключительно для того, чтобы не помнить о будущем. Какое-то ощущение карнавала в аду.
Екатерина Вторая Великая – российская императрица в 1762-1796 годах. По происхождению являлась немецкой принцессой, имя при рождении – София Августа Ангальт-Цербская. Екатерина не являлась первой императрицей России – до нее в стране уже правили две женщины, Елизавета Петровна и Анна Иоанновна.
Екатерина вела политику просвещенного абсолютизма, наиболее популярную среди ведущих держав Европы в 17-м веке. Примером тому может служить также французский абсолютизм.
Период ее правления характеризуется следующими достижениями государства. При Екатерине значительно были расширены границы Российской империи, присоединено Крымское ханство.
Особое внимание императрица уделяла развитию образования, особенно, женского. При ней открыты школы, Смольный институт для девушек, Академия наук России. Правда, высшее образование в стране велось почему-то на французском. Екатерина в целом приучила российскую аристократию «как знать хорошего тона» не знать русского, а болтать по-французски. Элита страны не знала языка народа! Эту ситуацию подробно описал Лев Толстой в романе «Война и мир».
Активно осваивались южные степные территории страны и развивалось там сельское хозяйство: сюда направлялись опытные колонисты. В. Ключевский, историк, писал, что бережливой немке Екатерине (в детстве, при дворе матери, как говорят, принцессу приучили мыться холодной водой из экономии) удалось заметно повысить материальное благосостояние России. И приумножить ее казну.
Одновременно происходило жесткое закрепощение крестьян всей страны. Вплоть до того, что крестьянам было запрещено даже жаловаться властям на своих помещиков! И так поступила Екатерина, которая в первые годы правления вела политику более либеральную! Она даже лично приговорила московскую помещицу-мучительницу Салтыкову к пожизненному заключению за убийства ее крепостных.
Но позже Екатерина усилила привилегии дворянству, тем самым увеличив неравенство среди населения, разогнала Запорожскую Сечь – казачью вольницу. Она же ослабила власть Сената, передав утраченные тем полномочия самой себе. Таким образом, Екатерина укрепила самодержавие до личной абсолютной власти монарха. Было подавлено восстание Емельяна Пугачева, угрожавшее Екатерине на троне.
В финале правления Екатерины державе уже стали требоваться новые реформы. Аграрная страна, полная озлобленных крепостных, уже отставала в развитии от более индустриально развитой Европы.