Сочинение на тему экология души экология природы

7 вариантов

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    Киселёвского городского округа
    «Основная общеобразовательная школа 24»
    Сочинение
    «От экологии природы к экологии души»
    Автор:
    Гриценко Марина
    2«Б»класс
    Руководитель:
    Гутник Людмила Трофимовна
    Киселёвск 2012 г
    С каждым годом люди всё больше и больше загрязняют нашу планету: уничтожают леса, реки, истребляют животных.
    А ведь от каждого из нас зависит будущее Земли, какой она останется после нас.
    Выезжая на природу, мы должны помнить о том, что за собой нужно убрать мусор и потушить костёр. Многие любят привозить из леса большие букеты полевых цветов. А если каждый человек сорвёт такой букет – лес останется без цветов!
    Каждую зиму люди вырубают ёлки для украшения своих домов, а через несколько дней выкидывают их на улицу. А ведь каждая ёлочка растёт много лет!
    Не нужно забирать домой диких животных. Ведь когда его отпускают на волю, животное погибает.
    Если люди научатся бережно, по-доброму относиться к живой природе, то и друг к другу они станут относиться внимательнее, милосерднее.
    Я очень хочу, чтобы наша Земля была чистой, красивой. И люди на ней жили добрые и заботливые.

  2. Митрошкина Полина Александровна,
    обучающаяся 9А класса МАОУ
    Гимназии №1 ГО Сухой Лог
    Эссе на тему «Экология души»
    (Экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом)
    Экология души – это чистота души человека, ее истинная красота. Наша душа – это огромный мир, наполненный чувствами и эмоциями, волнениями и переживаниями, человеческими качествами, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях…
    Этот мир души создает сам человек, складывая его как мозаику в течение всей своей жизни. Чтобы наша внутренняя красота никогда не увядала, нужно уметь ориентироваться в пестрой картине своих чувств, понимать свои истинные желания, осознавать свои цели и способности, а самое главное  –  уметь понимать и признавать свои ошибки, чтобы не совершать их в будущем. Несомненно, каждый из нас должен научиться уважать  не только свои истинные желания и чувства,  но и чувства других людей. Изо дня в день человек должен самосовершенствоваться и становиться лучше и, в конечном итоге,  это обязательно приведет к  душевной чистоте.
    С экологии  души человека и начинается экология всего окружающего мира.  Можно сказать и по-другому:  с экологии мира начинается  экология души. И это тоже будет верно! Экология мира и экология души – верные спутники, неразлучные друзья, которые  не только взаимосвязаны,  но и следуют друг за другом. Лишь человек с чистой душой способен по-настоящему любить природу, искренне восхищаться ее красотой, с восторгом наблюдать алые закаты и рассветы, вдыхать полной грудью чистый воздух, нежиться в теплых золотистых лучах солнца, жить  без войн и конфликтов.
    Экология души человека во многом зависит и от его воспитания, от общества, в котором он вырос. Важно, чтобы в семье всегда  царила атмосфера мира  и  счастья,  любви и радости, добра и уюта,  чтобы родительский  дом был тем местом, куда хочется возвращаться, где разделят с тобой радость  и поддержат тебя в трудную минуту.  Именно в семье душа ребенка «наполняется»  нравственными ориентирами. Мать и отец, самые близкие люди на земле, учат  нас с детства любить свой дом, улицу, школу, родину,  природу,  учат жить в мире  и согласии,  быть толерантными и милосердными, проявлять альтруизм и любовь ко всему живому.  Родные люди – это наши   советчики и путеводители,  хранители наших душ, они всегда будут рядом, что бы  с нами ни случилось.
    Нельзя забывать и про друзей. Без сомнения, люди, с которыми мы общаемся, чаще всего разделяют наши взгляды, мысли,  чувства. Не зря говорят, что у друзей  одинаковые души,  поэтому нужно правильно выбирать друзей и понимать, чем настоящий друг отличается от знакомого.
    Одинаковых людей  на земле нет, все мы разные.  К этому выводу я пришла, став участницей международного проекта «Посткроссинг», который позволяет людям  со всего мира обмениваться почтовыми открытками. Я занимаюсь посткроссингом около года,  за это время  получила  56 открыток из разных стран:  Германии, Франции, Британии, Японии, Польши, Индонезии, Тайваня, Венгрии, Австралии…
    Участие в проекте  дает  мне возможность общаться с людьми из других стран, знакомиться с их традициями, праздниками, находить новых друзей, изучать и практиковать английский язык (все открытки подписываются на английском языке).  Посткроссинг пробуждает желание путешествовать, узнавать новое и стремиться  увидеть в этой жизни как можно больше. Но самое главное – посткроссинг объединяет людей, которые хотят жить в мире,  умеют любить  и дружить. Посткроссеры –  люди с чистой душой и отзывчивым сердцем. Я, как участница международного проекта «Посткроссинг»,  могу с полной уверенностью сказать, что  экология мира начинается с экологии души человека.
    Рассуждая об экологии души и мира,  не могу не  вспомнить мое любимое  произведение Антуана  де  Сент-Экзюпери – «Маленький принц». Думаю, эта повесть-сказка очень верно раскрывает понятие «экология души».  Маленький принц – это ребенок с очень чистой душой, добрым сердцем, он умеет любить, дружить, наслаждаться природой. Каждое утро он  чистит и убирает свою планету, а это ли не доказательство того,  как неразрывно экология души связана с чистотой окружающего мира.
    Советую прочитать это произведение и взрослым, и детям. Мне кажется, читая историю Маленького Принца,  многие узнают  себя и захотят   измениться  в лучшую сторону.
    Люди планеты Земля! Давайте, как Маленький принц, попробуем стать немного добрее друг к другу,  по-другому посмотрим на мир, изменим  свое отношение не только к природе, но и к себе, к своей душе. Давайте остановимся, оглянемся вокруг и увидим, как прекрасна наша планета. И я уверена, что в этот момент, каждый испытает счастье и радость, обретя гармонию с окружающим миром и самим собой
    Да, у каждого человека свой внутренний мир, своя душа.  Идеальных людей, я уверена, не бывает. Но, работая над собой, воспитывая в себе Человека, каждый может изменить себя в лучшую сторону, а значит, осознанно   идти по жизни с  улыбкой на лице, совершая  добрые дела, даря радость и себе, и окружающим. Я думаю, это и есть экология человеческой души.

  3. 3
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Рыбина Ольга Петровна
    Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ
    Учитель начальных классов
    E-mail:[email protected]
    Контактный телефон: 89108513425
    Доклад
    «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
    К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
    Природа  – матушка моя.
    /Воронцова И./
    Природа, я иду в тебя
    С душой и сердцем обнажённым.
    Прими, пожалуйста, любя,
    Хочу быть заново рождённой.
    Природа – матушка моя,
    Твои исполню повеленья.
    За все грехи прости меня,
    Возьми, как детку на колени.
    На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение  сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени.  Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА
    На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, – молодое поколение.
    Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
    Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства.
    Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.
    В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.
    В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
    Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.
    Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть  в себе способность выражать свой  восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем  художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ – ПИТАЮЩИМ ДУШУ.
    Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве – воспитание  любви к природе. Два-три предложения о добром  мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» – и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.
    Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа…?
    Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» – ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.
    И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их  в далёкий мир познания.
    Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:
    – оторванность от жизни;
    – неумение применять на практике природоведческие знания.
    К тому же я,  и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.
    На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное  восприятие мира – главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.
    Непосредственные контакты с окружающим миром  вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития
    «Два мира есть у человека:
    Один, который нас творил,
    Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил».
    /Н. Заболоцкий ./
    Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни
    У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда
    «Не станет он искать побед,
    А ждать великое начало
    Его всё чаще побеждало,
    Чтобы расти ему в ответ»
    М.Н. Рыльке
    /перевод В. Пастернака./
    Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.
    Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.
    Хочется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»
    В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.
    Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.
    Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет  ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.
    Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка  светлого. А сколько таких  искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.
    Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:
    Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
    Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
    Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
    Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи – чувства?
    Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?
    И каждый день! И завтра, и вчера…
    Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить  и тем самым я возвышаюсь в духе своём.
    …Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы  не от старости, ещё прежде – от бездуховности своей.»
    В сущности, как мало нужно для  хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .
    Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

  4. (занятие с учащимися 16-17 лет)
    Цель:
    Показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.
    Задачи:
    Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.
    Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.
    Воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.
    Оборудование: Компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.
    На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)
    Эпиграфы:
    “Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф. Достоевский.)
    “Охранять природу – значит охранять родину”. (М. Пришвин.)
    “Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К. Паустовский.)
    «Для того чтобы жить – человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок…» (Г. Х. Андерсен)
    Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
    Формы: Совместные, групповые.
    Ход занятия.
    Организационный этап.
    – Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» улыбка + комплимент. Они ничего не стоят, но многое дают.
    Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, судя по комплиментам, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.
    II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.
    Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить…
    Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.
    Живая душа природы”. “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.
    Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
    – Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация фильма) http://www. moyapartiya. ru/video/yekologija/yekologija-problema-zemli-ecology-the-problem-of-the-earth. html
    – Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)
    – Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)
    – Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)
    – Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)
    – Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)
    – Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)
    III. Актуализация знаний учащихся.
    – Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)
    – Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.
    Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой — усугубляют экологические проблемы.
    За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
    – Давайте назовем их.
    (Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)
    – Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.
    (Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)
    До теперешней нашей Земли,
    До ее дождей и метелей
    Бронтозавры не доползли,
    Птеродактили не долетели.
    Это – личная их беда,
    За нее никто не в ответе.
    Заблудились, пошли не туда.
    Смерть нашли в тупиковой ветви.
    Древо жизни листвой шелестит,
    Ветвь – направо и ветвь – налево.
    Человек разумный сидит
    На вершине этого древа.
    Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
    Человека идея гложет:
    Хочет что-то придумать, чтоб
    Самого себя уничтожить.
    Он подпер подбородок рукой –
    Вождь прогресса, краса и гордость…
    Он – придумает! Он – такой!
    Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
    А над ним проносится век.
    Повороты. Круговороты…
    Да неужто и человек –
    Тупиковая ветвь природы?!
    – Назовите проблему. (ответы учащихся)
    IV. Работа по группам.
    – Предлагаю вам поделиться на 5 групп и поработать в них. Ваша задача – разгадать загадки и выбрать вариант ответа на вопрос из карточки. Время работы 5 минут.
    Карточка № 1.
    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.
    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?
    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.
    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
    1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?
    А) мешает дышать живым организмам;
    Б) препятствует испарению;
    В) уменьшает поток энергии океана.
    Карточка № 2.
    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.
    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.
    Не зверь, не птица, а в избу просится.
    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.
    2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопища полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?
    А) невозможно;
    Б) есть надежда;
    В) абсолютно невозможно.
    Карточка № 3.
    Иди, иди, а конца не найдешь.
    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.
    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.
    Что в руках не удержать?
    3.Когда же день именин у Земли?
    А) 22 декабря;
    Б) 22 июня;
    В) 22 апреля.
    Карточка № 4.
    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.
    Что выше леса, краше света, без огня горит?
    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
    Кругом вода, а с питьем беда.
    4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?
    А) очень капризное и своенравное;
    Б) очень чистое и подсоленое;
    В) очень древнее и глубокое.
    Карточка № 5.
    Сито вито, решетом покрыто.
    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.
    Горя не знает, а слезы проливает.
    На всех садится, никого не боится.
    5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?
    А) очень немного;
    Б) не могут;
    В) очень даже могут
    (Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).
    – А теперь общий вопрос для всех:
    – Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?
    А) ничего хорошего;
    Б) светлое будущее;
    В) никакого будущего.
    (ответ учащихся)
    – Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и, будучи специалистом в области экологии, с ним нельзя не согласиться.
    – По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
    – ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
    V. Беседа о нравственности.
    – Вашему вниманию предлагается слайд. Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. (показ слайда)
    Прости, Земля, прости, прости, прости.
    Мы, люди, так тебя обидели.
    Груз совести за это нам нести.
    На многое смотрели и… не видели.
    (Ответы учащихся: прости, земля, люди, обидели, груз совести).
    – Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)
    – Как вы понимаете, что такое “нравственность”? (ответы учащихся)
    – Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.
    (Один учащийся читает отрывок из поэмы Р. Рождественского “Монолог царя зверей”)
    В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
    Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки…
    Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.
    И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
    Я – последний из львов, но пускай за меня говорят –
    Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
    И дельфинья семья, за которой неделю подряд
    С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость
    Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
    Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
    Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
    И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.
    Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
    Пусть они стороною обходят любую машину…
    Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек.
    Только где и когда ты встречал без подножья вершину?
    Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.
    Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
    Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?
    Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?
    Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
    Океан разольется огромной протухшею лужей.
    Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.
    И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
    Всё твоё на планете! а нашего – нет ничего.
    Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
    Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:
    Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи…
    Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
    Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
    Мы уходим в историю этой печальной земли.
    Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут…
    Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.
    Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
    Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.
    Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.
    И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.
    Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается…
    Я с седеющей гривы срываю корону царя!
    И реву от бессилия… А что мне еще остаётся?
    – Какие чувства у вас возникли? (ответы учащихся)
    – “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).
    – А что значит жить как люди? (ответы учащихся).
    – Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: “как аукнется, так и откликнется”, – так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»
    VI. Итоговый этап.
    – А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)
    – В завершении нашего с вами занятия прочту несколько высказываний.
    – Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
    – «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е. Л. Прасолова
    – Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
    – Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»
    – Хочу раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках Природы. Всем спасибо за участие!
    16 сентября
    Международный день охраны озонового слоя Земли.
    20 сентября
    День леса.
    27 сентября
    День моря.
    4 октября
    День защиты животных.
    29 декабря
    День 6иологического разноо6разия.
    22 марта
    Всемирный день воды.
    1 апреля
    День птиц.
    18-22 апреля
    Дни заповедников и национальных парков.
    22 апреля
    День Земли.
    5 июня
    День охраны окружающей среды.
    17 июня
    День борьбы с опустыниванием и засухой.
    Список литературы:
    «Сибирский экологический журнал». Новосибирск, 2012. № 3
    Толковый словарь по охране природы / Под ред. В. В. Снакина. – М.: Экология, 1995. – 191 с.
    Рац М. В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.
    Молодцова З. В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.
    http://jmkn. ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija. html
    http://www. rogdestvenskij. ru/

  5. Надежда Герасимова
    Сочинение-эссе по экологии
    Сочинение-эссе на тему «Мое отношение к природе».
    Как здорово ловить тёплые лучи солнца, гуляя босиком по шёлковой траве; кормить белок прямо с рук; слушать осенний шелест листвы; глядеть с высокого холма на тихую гладь пруда; чувствовать свежий морозный воздух; видеть бесконечные поляны подснежников….Красота!
    Меня как современного педагога волнуют проблемы бережного отношения к природе. Казалось бы, ну что я могу?
    Многое! Ведь именно в детстве формируется мировоззрение, значит, именно мы (педагоги детских учреждений) можем изменить взгляд общества на проблему, наметить пути её решения.
    Какая проблема существует сейчас? На ум сразу же приходит выражение «экологическая катастрофа». Да, действительно, эта проблема актуальна как никогда. Не случайно же двадцать первый век по предложению Организации Объединённых Наций был объявлен веком Всеобщей экологизации. Учёные предлагали экологизировать весь педагогический процесс для того, чтобы изменить отношение человека к природе – из человека – потребителя превратить его в человека – созидателя.
    Наверное, точнее будет сказать, что существует кризис не экологический, а нравственный. Нам так долго внушали, что «Человек – царь природы»! Как перестроить сознание? Человек – часть природы. Лучшая, но часть.
    Сложно будет изменить взгляд взрослых, уже сформировавшихся людей, но повлиять на детей – можно. Мы не рождаемся разрушителями, такими становимся благодаря (или вопреки) воспитанию. Фрэнсис Бэкон сказал: «Природу подчиняют, повинуясь ей». Стремление создать хорошие условия для жизни привело человека к разрушению самой жизни. Стоило бы заглянуть на шаг вперёд – к чему стремимся? Остановиться и оглядеться, как советуют восточные философы.
    Те эпитеты, которыми человек наградил природу, говорят о том, что он прекрасно осознаёт её значение. Природа – «мать», «колыбель». Она вдохновляет на создание шедевров искусства, врачует и даже исцеляет. «Потому мы радуемся, попадая в природу, – писал М. М. Пришвин, – что тут мы приходим в себя». Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.
    Уже давно (больше тринадцати лет) я работаю с детьми. Учила детей ви-деть прекрасное в природе, передавать свои чувства с помощью рисунка, пластики движения, самостоятельно составленного рассказа или сказки. Постепенно пришло твёрдое убеждение – простого созерцания, любования природой недостаточно.
    Любой источник, особенно прекрасный нуждается в охране. Таким источником является природа. Её ресурсы нещадно эксплуатируются, животный мир уничтожается, при этом восхваляется красота. Что за парадокс?
    Даже дети понимают противоречивое отношение к природе. Наблюдают они и отношение родителей – любуются первыми цветочками, а потом собирают букеты (вернее сказать, охапки, которые быстро гибнут, а потом украшают мусорные контейнеры). Как потом воспитывать бережное отношение детей к природе, если главный пример, пример взрослых, является негативным? Но дети – это чистые души, они интуитивно чувствуют, что хорошо, что плохо и выбирают правильную линию поведения. Более того, дети пытаются влиять на взрослых. Ведь дети – будущее страны. И каким оно будет, во многом зависит от воспитания, и экологического в том числе. Своим поведением, бережным отношением к листочкам, муравьишкам, птичкам, они «стучат» в загрубевшие души взрослых, пытаясь заставить их измениться, не врать себе и другим, воспевая природу, а просто жить в ней как в родном доме.
    Родной дом – это самое лучшее место в мире, куда стремится человек в любом возрасте. Он защищает его, старается сохранить. Также должен по-ступать человек и по отношению к природе. Не будет дома – негде будет жить человеку, не будет природы – не будет и человечества.

  6. Психологическое эссе
    на тему:
    «Экология души»
    Выполнила:
    педагог-психолог
    I квалификационной категории
    МБОУ «Суземский центр ПМСС»,
    ГБОУ «Негинский детский дом»
    Сидоренко Олеся Ивановна
    СУЗЕМКА – 2013
    «Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам и нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность – душа – сокрыта под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение жизни и использовать свой величайший потенциал». Эти слова принадлежат буддийскому учителю Сант Даршан Сингху. Наш мир можно представить в виде обыкновенной матрешки. Самая маленькая матрешка – наша душа, следующая за ней – тело человека, затем следует работа, дом, семья, город и наконец, вся планета. Чтобы человек научился грамотно взаимодействовать с окружающей средой, он должен начать экологическое воспитание с себя, своих чувств и своего тела.
    Мы проводим жизнь в удовольствиях, считая, что целью ее является богатство, собственность, создание себе имени, известности, а также обретение власти. Однако при этом мы не заботимся о своей энергетике, поддержании внутренней гармонии, душевном равновесии. Кроме того нам бывает  сложно увидеть происходящие процессы внутри себя и вокруг из-за огромного потока информации, который рассеивает наше внимание и несет с собой стрессы, неудовлетворенность жизнью, чувство одиночества, синдром выгорания, чувство опустошенности. Своей агрессией мы постепенно разрушаем пространство семьи, критические замечания негативно сказываются на нашей работе, от наших отрицательных эмоций страдают наши близкие, друзья, коллеги. В результате мы вносим свой негативный вклад в процесс разрушения самих себя и общества.
    Возникает вопрос: «Так что же делать? Как сохранить чистоту души, ее естественную красоту, не разрушить мир вокруг себя?» Для этого нужно следовать простой схеме: «чувствовать – понимать – делать – проверять». Умение ориентироваться в картине своих чувств, уважение к своим истинным желаниям, чувствам других людей и всему живому я считаю, экологией души. Чтобы «понимать», нужно научиться осознавать свой страх и управлять им, понимать любую жизненную ситуацию, проблему, исходя из своих чувств, давать реальную оценку событиям. Ведь чем смелее мы думаем, тем осторожнее и обдуманнее действуем. «Действовать» – это значит устанавливать здоровые взаимоотношения с самим собой, людьми и окружающей средой. Человек, добившийся чего-то значительного в жизни – целостная личность, а целостность – устремленность к цели. Но для того, чтобы добиться успеха в любом деле, важно осознать свой путь, свои способности, научиться слышать себя и заниматься тем, чем мы действительно хотим. Не нужно бояться быть собой, рисковать и проявлять себя. И последний шаг – проверять правильность своих действий по отношению к себе, другим, миру природы. И, наверное, самое главное, если возникнет необходимость, найти в себе мужество чтобы признать свои ошибки и разрушительные остановить действия. На это способны единицы.
    Самое сложное для человека – очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь ближним, надо сначала помочь себе. Нужно следить за экологией души, за ее чистотой и безупречностью. Для того, чтобы наши души всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям найти себя, понять свою сущность. Ведь если мы заботимся о чистоте души и создаем ей условия для развития, наша жизнь складывается так, как мы хотим, и происходят те события, к которым мы стремимся.

  7. Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?.
    День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.
    Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать – природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *