Сочинение на тему экология воды

6 вариантов

  1. Water is very important for life on the Earth. It is in oceans, seas, rivers and lakes. Water is a necessary part for existence of all living things. Human body contains from 50% to 70% of water.
    Every day the average household uses about 500 liters of water for drinking, cooking, hygiene needs, laundry, etc. Water is essential for our health so the quality of water is one of the most important problems in the civilized world.
    There is much water on our planet and at the same time there is little water on it. It is so because very little water on the Earth is good for drinking. The supply of clean water is getting less every day because of its useless consumption and pollution.
    For example, lake Baikal is the deepest freshwater lake on the Earth. The lake is very beautiful but now it is in great danger, because of the factories which are near it. At some places the water in the lake is so dirty that it can kill animals and plants in Baikal and near it.
    The main source of water pollution is the man. Plants and factories often dump their waste directly into rivers and lakes. This waste is often toxic. Though the pollutants can be carried away they never disappear and the quality of water dramatically falls.
    Air pollution has a negative impact on water quality too. Air pollutants can be deposited on land and water, sometimes at great distances from their original sources.
    The pollution of the world’s ocean is the result of human’s careless interaction with nature, a sign of ecological crises. If people want to survive they must do their best to solve the problems of environmental pollution.
    Смотрите также по теме:
    Защита окружающей среды
    Загрязнение окружающей среды
    Изменение климата
    Загрязнение воздуха
    Исчезновение животных
    Вырубка лесов

  2. Проблемы водных объектов региона
    Эссе на тему «Не загрязняйте воду!»
    Мы все чаще и чаще говорим о загрязнении водных объектов, хотя все в полной мере зависит от самого человека,  от его влияния на окружающий нас мир.
    В настоящее время проблема загрязнения водных объектов является наиболее актуальной, так как всем известно  выражение «вода – это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток. И даже понимая всю важность роли воды в своей  жизни, люди все равно продолжают безвозвратно изменять их естественный режим сбросами и отходами. Объем загрязнений водоемов с каждым годом увеличивается во много раз.
    В реке живут рыбы, раки, лягушки и многие другие живые существа. Вода – это их дом. Они никуда не могут деться от мусора и грязи и о помощи попросить они тоже не могут. Поэтому все меньше остается в водоемах рыбы, так как она болеет и вымирает.
    А ведь мы, люди, могли бы многое предотвратить, если бы каждый обращался с водными ресурсами бережно, соблюдал самые элементарные правила уборки мусора за собой, ценил то, что дала нам природа.
    На сегодняшний день мы можем наблюдать как отдыхающие люди, проводя время на природе, наслаждаются чистым воздухом и зеленой травой, купаются в реке, а «благодарят» ее оставленным мусором. Бывает и такое, что мусорный бак находится совсем недалеко, а людям просто лень до него дойти.
    Но ведь все должны знать, что весь мусор оставленный после себя, нужно убирать. Даже если нет мусорных баков и нет табличек с надписями, на которых написан призыв соблюдать чистоту.
    Стоит задуматься,  неужели нам не дорога собственная жизнь, которую мы беспощадно, незаметно для себя губим.
    Эту проблему надо решать как можно скорее.
    Нужно  всем вместе думать о том,  как мы живем, что нас окружает и что от нас унаследует наше будущие поколение. Нужно учиться с самого детства любить и бережно относиться к окружающей природе.
    Сергеев Алексей Андреевич, ученик 9 класса
    МОУ «Колосковская СОШ» Валуйского района Белгородской области

  3. –PAGE_BREAK–Грунтовые воды
    Значительная часть выпадающей дождевой воды, а также талая вода, просачивается в почву. Там она растворяет содержащиеся в почвенном слое органические вещества и насыщается кислородом. Глубже находятся песчаные, глинистые, известняковые слои. В них органические вещества по большей части отфильтровываются, но вода начинает насыщаться солями и микроэлементами. В общем случае, на качество грунтовых вод влияют несколько факторов.
    1) Качество дождевой воды (кислотность, насыщенность солями и т.д.).
    2) Качество воды в подводном резервуаре. Возраст такой воды может достигать десятков тысяч лет.
    3) Характер слоев, через которые проходит вода.
    4) Геологическая природа водоносного слоя.
    В наиболее значительных количествах в грунтовых водах содержаться, как правило, кальций, магний, натрий, калий, железо и в меньшей степени марганец (катионы). Вместе с распространенными в воде анионами — карбонатами, гидрокарбонатами, сульфатами и хлоридами — они образуют соли. Концентрация солей зависит от глубины. В наиболее «старых» глубоких водах концентрации солей настолько велика, что они обладают явственно солоноватым вкусом. К этому типу относятся большинство известных минеральных вод. Наиболее качественную воду получают из известняковых слоев, но глубина их залегания может быть достаточно большой и добуриться до них — удовольствие не из дешевых. Грунтовые воды характеризуются достаточно высокой минерализацией, жесткостью, низким содержанием органики и практически полным отсутствием микроорганизмов.
    Вода в жизни человека
    Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода — является, без всякого преувеличения, основой жизни на Земле. Не случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах солнечной системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды.
    Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого. В растениях содержится до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 60-65%, но это «усредненно» от общей массы тела. Если же говорить более детально, то кости — это всего 22% воды, однако мозг — это уже 75%, мускулы — тоже 75% воды (в них находится около половины всей воды тела), кровь состоит из воды аж на 92 %.
    Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она является универсальным растворителем огромного количества химических веществ. Т.е. фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности.
    Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень «обязанностей» воды в нашем организме.
    Вода:
    — Регулирует температуру тела.
    — Увлажняет воздух при дыхании.
    — Обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела.
    — Защищает и буферизирует жизненно важные органы.
    — Помогает преобразовывать пищу в энергию.
    — Помогает питательным веществам усваиваться органами.
    — Выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.
    Определенное и постоянное содержание воды — вот необходимое условие существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание температуры тела.
    Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. При потере воды в количестве менее 2% веса тела (1-1.5л) появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% — галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10-20% воды опасна для жизни. Животные погибают при потере 20-25% воды.
    В зависимости от интенсивности работы, внешних условий (в т.ч. климата), культурных традиций человек суммарно (вместе с пищей) употребляет от 2 до 4 л воды в сутки. Среднесуточное же потребление составляет около 2 -2.5 л. Именно из этих цифр исходит Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) при разработке рекомендаций по качеству воды.
    Проблемы с водой
    Запасы пресной воды представляют собой единый ресурс. Рассчитанное на длительную перспективу освоение мировых ресурсов пресной воды требует целостного подхода к использованию этих ресурсов и признания взаимозависимости между элементами, составляющими запасы пресной воды и определяющими ее качество.
    В мире существует мало регионов, не затронутых проблемами потери потенциальных источников снабжения пресной водой, ухудшения качества воды и загрязнения поверхностных и подземных источников. Основные проблемы, отрицательно влияющие на качество воды рек и озер, возникают, в зависимости от обстоятельств, с разной степенью остроты в результате несоответствующей очистки бытовых сточных вод, слабого контроля за сбросом промышленных сточных вод, утраты и разрушения водосборных площадей, нерационального размещения промышленных предприятий, обезлесения, бесконтрольной залежной системы земледелия и нерациональных методов ведения сельского хозяйства. Это приводит к вымыванию питательных веществ и пестицидов. Нарушается естественный баланс водных экосистем, и возникает угроза для живых пресноводных ресурсов.
    В различных обстоятельствах на водные экосистемы влияют также проекты освоения водных ресурсов в целях развития сельского хозяйства, такие, как плотины, схемы переброски речных стоков, водохозяйственные сооружения и ирригационные проекты. Эрозия, заиление, обезлесение и опустынивание приводят к возрастанию деградации земель, а создание водохранилищ в некоторых случаях отрицательно сказывается на экосистемах. Многие из этих проблем возникают вследствие экологически разрушительных моделей развития и отсутствия понимания проблем общественностью и соответствующих знаний об охране ресурсов поверхностных и подземных вод.
    Степень воздействия на окружающую среду и здоровье человека поддается измерению, хотя во многих странах методы осуществления такого контроля являются весьма неадекватными или вообще не разработаны. Широко распространено недопонимание взаимосвязей между освоением, управлением, рациональным использованием и очисткой водных ресурсов и водными экосистемами. Там, где это возможно, исключительно важно осуществлять профилактические меры, с тем чтобы избежать впоследствии дорогостоящих мероприятий по восстановлению, очистке и освоению новых водных ресурсов.
    В большинстве случаев вода, поступающая из скважины, а зачастую и из муниципальной водопроводной системы, нуждается в предварительной обработке, целью которой является доведение качества воды до действующих нормативов.
    Судить о качестве воды и ее соответствии или несоответствии установленным нормам можно только на основании максимально полного химического и бактериологического анализа. Только на основе анализа можно делать окончательный вывод о той проблеме или комплексе проблем, с которыми придется иметь дело.
    Основные неприятности c водой, с которыми приходится сталкиваться пользователям следующие:
    Наличие в воде нерастворенных механических частиц, песка, взвесей, ржавчины, а также коллоидных веществ. Их присутствие в воде приводит к ускоренному абразивному износу сантехники и труб, а также к их засорению.
    Присутствие в воде растворенного железа и марганца. Такая вода первоначально прозрачна, но при отстаивании или нагреве приобретает желтовато-бурую окраску, что является причиной ржавых подтеков на сантехнике. При повышенном содержании железа вода также приобретает характерный «железистый» привкус.
    Жесткость, которая определяется количеством растворенных в воде солей кальция и магния. При их высоком содержании возможны выпадение осадка и появление белесых разводов на поверхности ванны, мойки и т.д. Соли кальция и магния, называемые также солями жесткости, являются причиной возникновения всем хорошо известной накипи.
    Сравнительно безобидная в чайнике, накипь, откладываясь на стенках водонагревательных устройств (бойлеров, колонок и т.п.), а также на стенках труб в линии горячей воды, нарушает процесс теплообмена.
    Это приводит к перегреву нагревательных элементов, перерасходу электроэнергии и газа. Отложение накипи является причиной до 90% аварий водонагревателей.
    Наличие в воде неприятного привкуса, запаха и цветности. На эти три параметра, которые принято называть органолептическими показателями, могут оказывать влияние находящиеся в воде органические вещества, остаточный хлор, сероводород.
    Бактериологическая загрязненность. Вызвана наличием в воде различных микробов или бактерий. Некоторые из них могут представлять непосредственную угрозу здоровью и жизни человека, но даже сравнительно безопасные бактерии в процессе своей жизнедеятельности выделяют органические вещества, которые не только влияют на органолептические показатели воды, но и, вступая в химические реакции (например с хлором), способны создавать ядовитые и канцерогенные соединения.
    Естественно, что приведенный выше список не исчерпывает всего многообразия проблем, возникающих с водой, однако знакомит нас с основными из них.
    продолжение
    –PAGE_BREAK–Загрязнение
    Под загрязнением водо­емов понимается снижение их биосферных функций и эко­номического значения в результате поступления в них вредных веществ.
    Одним из видов загрязнения водоемов является теп­ловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры в водоеме уменьшается ко­личество кислорода, увеличивается токсичность загряз­няющих воду примесей, нарушается биологическое рав­новесие.
    В загрязненной воде с повышением температуры начи­нают бурно размножаться болезнетворные микроорганиз­мы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.
    В ряде регионов важным источником пресной воды яв­лялись подземные воды. Раньше они считались наиболее чистыми. Но в настоящее время в результате хозяйствен­ной деятельности человека многие источники подземной воды также подвергаются загрязнению. Нередко это загрязнение настолько велико, что вода из них стала непри­годной для питья.
    Человечество потребляет на свои нужды огромное коли­чество пресной воды. Основными ее потребителями явля­ются промышленность и сельское хозяйство. Наиболее во­доемкие отрасли промышленности — горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлоз­но-бумажная и пищевая. На них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. Главный же потреби­тель пресной воды — сельское хозяйство: на его нужды уходит 60-80% всей пресной воды.
    В современных условиях сильно увеличиваются потреб­ности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей зависит от региона и уровня жизни, составлял от 3 до 700 л на одного человека.
    Из анализа водопользования за 5-6 прошедших деся­тилетий вытекает, что ежегодный прирост безвозврат­ного водопотребления, при котором использованная вода безвозвратно теряется для природы, составляет 4-5%. Перспективные расчеты показывают, что при сохране­нии таких темпов потребления и с учетом прироста на­селения и объемов производства к 2100 г. человечество может исчерпать все запасы пресной воды.
    Уже в настоящее время недостаток пресной воды испы­тывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно считавшиеся благополучными в этом отношении. В настоя­щее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20% городского и 75% сельского населения планеты.
    Вмешательство человека в природные процессы затро­нуло даже крупные реки (такие, как Волга, Дон, Днепр), изменив в сторону уменьшения объемы переносимых вод­ных масс (сток рек). Используемая в сельском хозяйстве вода по большей части расходуется на испарение и образо­вание растительной биомассы и, следовательно, не возвра­щается в реки. Уже сейчас в наиболее обжитых районах страны сток рек сократился на 8%, а у таких рек, как Дон, Терек, Урал — на 11-20%. Весьма драматична судьба Аральского моря, по сути, прекратившего существование из-за чрезмерного забора вод рек Сырдарьи и Амударьи на орошение.
    Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокра­щаются из-за их загрязнения. Главную опасность представ­ляют сточные воды (промышленные, сельскохозяйствен­ные и бытовые), поскольку значительная часть использо­ванной воды возвращается в водные бассейны в виде сточ­ных вод.
    Загрязнение поверхностных вод
    Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требованиям. Многолетние наблюдения за динамикой качества поверхностных вод обнаруживают тенденцию увеличения числа створов с высоким уровнем загрязненности (более 10 ПДК) и числа случаев экстремально высокого содержания (Свыше 100 ПДК) загрязняющих веществ в водных объектах.
    Состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения не может гарантировать требуемого качества питьевой воды, а в ряде регионов (Южный Урал, Кузбасс, некоторые территории Севера) это состояние достигло опасного уровня для здоровья человека. Службы санитарно-эпидемиологического надзора постоянно отмечают высокое загрязнение поверхностных вод.
    Около 1/3 всей массы загрязняющих веществ вносится в водоисточники с поверхностным и ливневым стоком с территорий санитарно неблагоустроенных мест, сельскохозяйственных объектов и угодий, что влияет на сезонное, в период весеннего паводка, ухудшение качества питьевой воды, ежегодно отмечаемое в крупных городах, в том числе и в Новосибирске. В связи с этим проводится гиперхлорирование воды, что, однако небезопасно для здоровья населения в связи с образованием хлорорганических соединений.
    Одним из основных загрязнителей поверхностных вод является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья.
    Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Концентрация этих соединений в сточных водах, как правило, составляет 5-15мг/л при ПДК — 0,1 мг/л. Эти вещества могут образовывать в водоёмах слой пены, особенно хорошо заметный на порогах, перекатах, шлюзах. Способность к пенообразованию у этих веществ появляется уже при концентрации 1-2 мг/л.
    Наиболее распространенными загрязняющими веществами в поверхностных водах являются фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения меди, цинка, а в отдельных регионах страны — аммонийный и нитритный азот, лигнин, ксантогенаты, анилин, метил меркаптан, формальдегид и др. Огромное количество загрязняющих веществ вносится в поверхностные воды со сточными водами предприятий черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, нефтяной, газовой, угольной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности, предприятий сельского и коммунального хозяйства, поверхностным стоком с прилегающих территорий.
    Небольшую опасность для водной среды из металлов представляют ртуть, свинец и их соединения.
    Расширенное производство (без очистных сооружений) и применение ядохимикатов на полях приводят к силь­ному загрязнению водоемов вредными соединениями. Загрязнение водной среды происходит в результате пря­мого внесения ядохимикатов при обработке водоемов для борьбы с вредителями, поступления в водоемы воды, сте­кающей с поверхности обработанных сельскохозяйствен­ных угодий, при сбросе в водоемы отходов предприятий-производителей, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.
    Наряду с ядохимикатами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений (азота, фосфора, калия), вносимых на поля. Кроме того, большие количества органических соединений азота и фос­фора попадают со стоками от животноводческих ферм, а также с канализационными стоками. Повышение концент­рации питательных веществ в почве приводит к наруше­нию биологического равновесия в водоеме.
    Вначале в таком водоеме резко увеличивается количе­ство микроскопических водорослей. С увеличением кор­мовой базы возрастает количество ракообразных, рыб и других водных организмов. Затем происходит отмирание огромного количества организмов. Оно приводит к расхо­дованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода. Обстановка в водоеме меняет­ся настолько, что он становится непригодным для суще­ствования любых форм организмов. Водоем постепенно «умирает».
    Современный уровень очистки сточных вод таков, что даже в водах, прошедших биологическую очистку, содержание нитратов и фосфатов достаточно для интенсивного эвтрофирования водоемов.
    Эвтрофизация— обогащение водоема биогенами, стимулирующее рост фитопланктона. От этого вода мутнеет, гибнут бентосные растения, сокращается концентрация растворенного кислорода, задыхаются обитающие на глубине рыбы и моллюски.
    Во многих водных объектах концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, установленные санитарными и рыбоохранными правилами.
    продолжение
    –PAGE_BREAK–Загрязнение подземных вод
    Загрязнению подвергаются не только поверхностные, но и подземные воды. В целом состояние подземных вод оценивается как критическое и имеет опасную тенденцию дальнейшего ухудшения.
    Подземные воды (особенно верхних, неглубоко залегающих, водоносных горизонтов) вслед за другими элементами окружающей среды испытывают загрязняющее влияние хозяйственной деятельности человека. Подземные воды страдают от загрязнений нефтяных промыслов, предприятий горнодобывающей промышленности, полей фильтрации, шламонакопителей и отвалов металлургических заводов, хранилищ химических отходов и удобрений, свалок, животноводческих комплексов, не канализированных населенных пунктов. Происходит ухудшение качества воды в результате подтягивания некондиционных природных вод при нарушении режима эксплуатации водозаборов. Площади очагов загрязнения подземных вод достигают сотен квадратных километров.
    Из загрязняющих подземные воды веществ преобладают: нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, никель, ртуть), сульфаты, хлориды, соединения азота.
    Перечень веществ контролируемых в подземных водах не регламентирован, поэтому нельзя составить точную картину о загрязнении подземных вод.
    Целипо экологии водных ресурсов
    Комплексный и взаимосвязанный характер пресноводных систем требует целостного подхода к управлению ресурсами пресной воды (предполагающего хозяйственную деятельность в пределах водосборного бассейна) на основе сбалансированного учета потребностей населения и окружающей среды. Еще в принятом в Мар-дель-Плата Плане действий было указано на внутреннюю связь между водохозяйственными проектами и серьезными последствиями их осуществления, которые носят физический, химический, биологический и социально-экономический характер. В области оздоровления окружающей среды была поставлена следующая общая цель: «производить оценку последствий различных видов водопользования для окружающей среды, поддерживать меры, направленные на борьбу с передаваемыми посредством воды заболеваниями, а также охранять экосистемы».
    Масштабы и степень загрязнения зон аэрации и водоносных горизонтов всегда недооценивались в силу относительной недоступности водоносных горизонтов и отсутствия информации о водоносных системах. В этой связи охрана подземных вод является одним из важнейших элементов рационального использования водных ресурсов.
    Для включения элементов регулирования качества водных ресурсов в водохозяйственную деятельность необходимо одновременно стремиться к достижению следующих трех целей:
    1.        сохранение целостности экосистемы благодаря ведению хозяйственной деятельности на основе принципа, предусматривающего охрану водных экосистем, включая живые ресурсы, и их эффективную защиту от любых видов деградации в пределах водосборного бассейна;
    2.        охрана здоровья населения, что предусматривает не только снабжение питьевой водой, не содержащей патогенных микроорганизмов, но и борьбу с переносчиками инфекции в водной среде;
    3.        развитие людских ресурсов, являющееся залогом формирования потенциала и необходимым условием для налаживания деятельности по регулированию качества воды.
    Все государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихся ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество, в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими соответствующими организациями, смогли бы установить следующие цели:
    1.        определить те ресурсы поверхностных и подземных вод, которые можно было бы освоить для использования на устойчивой основе, и другие основные зависящие от воды ресурсы, которые могут быть освоены, и одновременно начать осуществление программ по охране, сохранению и рациональному использованию этих ресурсов на устойчивой основе;
    2.        определить все потенциальные источники водоснабжения и подготовить проекты их защиты, сохранения и рационального использования;
    3.        приступить к осуществлению эффективных и соизмеримых с уровнем их социально-экономического развития программ по борьбе с загрязнением вод, соответствующим образом сочетая реализацию стратегий сокращения загрязнения у источника с проведением экологических экспертиз и применением практически осуществимых норм для выбросов из крупных точечных источников и неточечных источников с высокой степенью риска;
    4.        принимать, насколько это возможно, участие в осуществлении международных программ мониторинга и регулирования качества воды, например, таких, как Глобальная программа мониторинга качества воды (ГСМОС-ВОДА), Программа ЮНЕП по экологически обоснованному использованию внутренних водных ресурсов (ЭМИНВА), Программа ФАО по региональным внутренним водоемам, используемым для рыбного промысла, и Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Конвенция РАМСАР);
    5.        уменьшить распространенность передаваемых через воду заболеваний, начиная с ликвидации дракункул за (ришта) и онхоцеркоза (речная слепота) к 2000 году;
    6.        установить, согласно своим возможностям и потребностям, биологические, санитарно-гигиенические, физические и химические критерии качества воды в отношении всех видов водоемов (поверхностные и подземные воды) с целью постоянного улучшения качества воды;
    7.        осуществлять комплексный подход к экологически безопасному управлению водными ресурсами, включая защиту водных экосистем и живых пресноводных ресурсов;
    8.        разработать стратегии по экологически безопасному управлению запасами пресной воды и соответствующими прибрежными экосистемами, включая рассмотрение проблем, связанных с рыболовством, аквакультурой, пастбищным хозяйством, сельскохозяйственной деятельностью и биологическим разнообразием.
    продолжение
    –PAGE_BREAK–

  4. «Экология в нашей жизни»
    Автор:ученик 7»А» класса ММБОУ «Зензелинская сОШ» Лиманского района Астраханской области
    Газимагомедов Загир
    Экология в нашей жизни играет очень большую и важную роль. Человечество своей безответственностью уничтожает то, что природа создавала веками. Изо дня в день вырубаются огромные площади деревьев, осушаются водоемы, убивают обитателей флоры и фауны. Люди строят заводы и не задумываются об окружающей среде и воздухе, которым мы дышим. Загрязняются реки и водоёмы, из-за этого гибнет в огромном количестве рыба и другие морские обитатели. Многие виды рыб и животных  мы уже утратили, некоторые занесены в Красную книгу, ведь их осталось не так много, но людей ничто не останавливает. Мы не задумываемся о том, что оставим для будущих поколений. Из года в год из недр земли выкачивают газ, нефть, уголь. Люди считают, что ресурсы земли безграничны, но это не так. С каждым годом земля всё больше истощается. Ради комфорта и удобства люди готовы пожертвовать многим. Мы идем по пути технического прогресса, забывая о том, что без природы нас не будет.
    Я думаю, что земля уже подает знаки, изо дня в день всё больше и больше происходит катаклизмов. Это извержения вулканов, наводнения, землетрясения, сходы лавин и многое другое. Так земля предупреждает, что надо остановиться, что это может закончиться в любой момент и тогда всё живое на земле погибнет.
    Люди не обращают на это внимания. Они продолжают разрушать и губить всё вокруг себя. Я считаю, что надо прекратить опыты с природой и заниматься охраной земли и ресурсов. Когда-то у нас была очень богатая земля с безграничным запасом биоресурсов, но скоро нам нечего будет оставить своим потомкам.
    Пора заняться нашей планетой и начать оберегать  её от самих себя. Я думаю, каждый из нас может внести лепту в эту дело. Убрать свой двор, территорию вокруг, очистить водоемы от пластика, полиэтилена и прочего мусора. Главное – не сорить, ведь как гласит поговорка: «Чисто не там ,где убирают, а там, где не сорят!». Посадить деревья и помочь природе восстановиться. Возможно, тогда она тоже пойдет нам навстречу. Жить станет намного лучше. Я верю, что так оно и будет. Иначе нельзя быть спокойным за будущее  своё и следующих поколений.

  5. Что же означает данное понятие? Экология – это наука о взаимосвязи человека и окружающей среды.
    Каждый человек относится к природе по-разному. Кто-то её бережёт, заботиться о ней, иной же только и делает, что беспощадно губит нашу обитательницу. Стоит понимать, что природа – это наше великое достояние, без которого нельзя было бы представить наше существование. Очень печально, что многие люди настроены на природные богатства таким образом, что не защищают их, возобновляя и поддерживая в целости и сохранности, а, наоборот, жадно тратя на свои бездумные ресурсы. Сколько вырублено деревьев по приказам свыше, сколько рек находится в плохом состоянии.
    Проанализировав экологию нашей страны, стоит отметить, что загрязнение природы находится на высоком уровне, ибо происходит бесконтрольный сброс стоков промышленных предприятий, что определённо сказывается на качестве воды в тех или иных областях. Если говорить об атмосфере городов, то показатель загрязнённости высок. Нельзя упускать из виду природу, которую мы безжалостно губим. Она наше всё. Без неё трудно видеть чистый и спокойный мир.
    Природа не только даёт нам свои блага, но и является большинству родным домом. В литературе есть замечательный тому пример: книга Сенчина под названием «Зона затопления».
    Сюжет вкратце таков: строительство Богучанской ГЭС. Это дело государственной важности. Власти необходимо завершить ее строительство. Но в чём же проблема? В жителях деревни, которых по принуждению переселяют из их любимых домов. А ведь там прошло их детство, там они вели хозяйство, там их светлые воспоминания и родные места… Но, если правительству необходимо что-то реализовать, будьте уверены, они это сделают любыми средствами. И у жителей деревни наступает чёрная полоса. Кто-то умирает от инфаркта, другой заражается сибирской язвой, третий же получает инсульт. Строительство ГЭС нанесло серьёзнейший удар по людям, проживающих на данной территории.
    Что же самое страшное? А ужасное, прежде всего то, что правительство не думает ни о жителях, ни о природе, которую они беспощадно загубят. Когда деньги в душе человека начинают занимать важное место, забывая о таких понятиях, как человечность, сострадание, он превращается в бездушное существо, которое живет лишь ради себя, не в угоду другим. А от таких людей и страдает природа! Наша окружающая среда во многом зависит от решения власти, которая и решает, где строить то или иное «важное» сооружение.

  6. 6
    Текст добавил: Милый и красивый

    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего государственного образования
    «Новосибирский государственный педагогический университет»
    Факультет начальных классов
    Кафедра экологии с методикой преподавания
    Конспект внеклассного урока
    «Вода чудо природы»
    Выполнила:
    Студентка 3 курса группы 06 – Купино
    Ващенко Елена Геннадьевна
    Проверил:
    Ердаков Лев Николаевич
    г. Купино
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Конспект внеклассного урока на тему: «Вода – чудо природы»
    Заключение
    Список используемой литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Всё, что потребляет организм, называется ресурсом, а вода является одним из главных ресурсов для жизни человека. Без неё не может существовать не одно живое органическое существо, ведь оно не застраховано от потерь воды и поэтому запас её в организмах нуждается в постоянном пополнении.
    Что такое вода – как ресурс? Какие она имеет свойства и состояния? Как происходит круговорот воды в природе? Каковы её запасы на земле, неисчерпаемы ли они? Насколько богата Новосибирская область водными запасами? Эти и многие другие вопросы учитель должен суметь донести до понимания детей, а как этого достичь я хочу показать в конспекте внеклассного урока «Вода – чудо природы».
    Я – практик, и очень много работаю с детьми по привитию им основ экологической культуры, ведь их надо закладывать с самого раннего детства. Познание детьми сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природе в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют внеклассные и внешкольные формы работы.
    Разработка и проведение внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала способствует развитию у детей, прежде всего, интереса к изучаемой живой и неживой природе, экологического мышления, воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды. Именно по этому, мне интересно отразить практическую работу, которую можно проводить при ознакомлении детей с водой. В заключении к реферату, я расскажу, как можно вести работу по охране водных ресурсов в свободное от уроков время.
    КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО УРОКА НА ТЕМУ: «ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ»
    Предшествующая работа:
    До занятия детям предлагается нарисовать: снежинки, облака, росу на растениях, айсберги, ледники, реки, озера и моря.
    Учитель: Каждый из вас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных из них – вода. Вот эти фантастические узоры инея, узорчатые кружева падающих снежинок, причудливые формы облаков, мерцание капелек росы, громадные айсберги, ледники, полосы голубых рек, озёр, морей и океанов, бездна торфяных болот, мир растений и животных – всё это вода (демонстрация иллюстраций).
    Вся жизнь человека, животных и растений с первых их дней появления на земле была связана с водой. Недаром живые организмы на 60 – 98 % состоят из воды. Всё, что мы с вами увидели, создано благодаря тому, что вода обладает замечательным свойством, присущим только ей одной, находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном, и конечно же, благодаря её неутомимым помощникам – солнцу и ветру.
    А теперь внимательно послушайте рассказ А.Дитриха «Почему идёт дождь» и будьте готовы ответить на вопросы:
    1.Что нужно, чтобы вода превратилась из жидкого в газообразное состояние?
    2. Как образуются дождь и снег?
    3. Испаряют ли растения воду и как?
    4. Какую воду растения могут поглощать (чистую или грязную) и какую они отдают обратно в атмосферу?
    Рассказ А.Дитриха «Почему идёт дождь»
    Давным-давно это было. Однажды Солнце, накатавшись вдоволь по небу, устало и, вытирая платком золотой лоб, пробормотало:
    — Уф! Ну и жара! Пить хочется!
    Глянуло оно на землю — а там: моря – океаны плещутся, реки играют, ручьи звенят. Попыталось Солнце дотянуться до воды, но не тут-то было.
    — Пить хочу! – рассердилось Солнце.
    — Пить-пить! Пить-пить! – зашумели в лесах проснувшиеся птицы. – Скорее напьёмся, а то Солнце нам ничего не оставит.
    — Ш-ш-ш! – зашептали деревья. – Надо спрятаться в тень реки и ручья, а то небесная печка не оставит на всей земле ни капли воды.
    — Пить хочу! – третий раз крикнуло Солнце.
    — Может вам чайку ещё подать? – заворчал спросонья Ветер.
    Он был ужасно лохматый и не выспавшийся. Вылез из горного ущелья, в котором ночевал, потянулся, зевнул и сказал:
    — Так тебе, Светилушко, пить хочется? Сейчас мы это устроим. Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них превратится в водяной пар, а лёгкий тёплый воздух, поднимаясь от земли, захватит его с собой в небо. Ну и я, конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберу их вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню их тебе. Взялось Солнце за дело, стало греть – сушить моря и океаны, поплыли к небу невидимые капельки. Невидимые потому, что они были совсем крошечные – в обыкновенной капле их поместилось бы миллион. И поднималось этих капелек больше, чем песчинок в пустыне.
    Всё выше и выше поднимались они, всё холоднее и холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. А вспомните, когда зимой в морозный денёк ребята бегут по двору – пар изо рта так клубами и валит! Это потому, что в тёплом воздухе, который мы выдыхаем, много влаги. На холоде мельчайшие невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растут и становятся видимым паром. Так случилось и с капельками, которые с земли в небо уплыли. Высоко – высоко поднялись они и превратились в пар – туман. Над лесами, над полями заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце, стараясь поднять белоснежные облака ещё выше. Солнце жарило и парило во всю, Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.
    А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится в небе пылинка, поднятая ветром, — они скок на неё и поехали! Уцепится одна капля за пылинку, другая кричит: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!» Слились маленькие капельки в одну большую, вырвалась она из облаков и на землю. А рядом миллионы точно таких же. Хлынул дождь. Рассердилось солнце.
    — Как же так? – Говорит оно Ветру. – Я работаю – работаю, а что получилось? Нет, видно так у нас ничего не выйдет.
    А Ветру очень понравилось гонять облако по небу да лепить из туч всякую всячину. Почесал он в затылке и говорит:
    — Терпение, ваше солнечное сиятельство. Этот раз не вышло – другой раз получится. Начнём сначала. Только грей теперь леса. В зелёных листьях деревьев всегда много влаги, и находятся листья высоко над землёй, к тебе поближе. Высушишь листья и напьёшься.
    Снова взялось Солнце за работу. Изо всех сил лес греет. Горячо листьям, засохли бы они, да спасибо, корни выручают: высасывают воду из-под земли и шлют её листьям. А листья эту влагу щедро отдают Солнцу. Только как Солнце ни греет лист, а нагреть не может: капельки, улетая, всё время охлаждают лист, забирая с собой немножечко тепла. Миллионы листьев в лесу, и каждый отдаёт немного влаги. Вот и опять поплыли по небу невидимые потоки, выросли из них пушистые облака. А Ветер подхватил их, понастроил из них башни и дворцы, понаделал зверей и птиц и очень был доволен. Но опять пошёл дождь и всё испортил.
    Совсем рассердилось солнце, стало звать ветер.
    — Где ты, — кричит. – Ветер?! Ветер как услыхал — шмыг и спрятался под пушистые облачные перины. Искало его солнце, искало — нигде нет. Наконец заглянуло к самому горизонту, заглянуло под облака. Ба! Вот оно где, голубчик! Хотело солнце сказать Ветру всё, что оно о нём думает, да не успело – закатилось.
    С тех пор и повелось: поднимается солнце – пить то ему хочется – но и землю греть, воду к небу поднимать: а вдруг, мол, получится, вдруг удастся напиться!
    Но к вечеру в страхе стихает и прячется. Солнце заглядывает под облака, ищет обманщика, сердится, краснеет, хочет крикнуть да не может — горло совсем пересохло. И со злости закатывается. А вода поднятая в небе в виде пара, из туч возвращается назад, обернувшись летним дождём или зимним снежком. (Беседа о прочитанном по заданным вопросам)
    Звучит музыка А.Живцова «Летний дождь», входит Вода (можно взять на роль Воды ученицу старших классов) и говорит:
    — Здравствуйте ребята! А вот и я –
    Вездесущая вода.
    В морях и реках обитаю,
    Но часто по небу летаю
    А как наскучит мне летать,
    На землю падаю опять.
    Вода проводит с детьми беседу о том, где она встречается, а потом берёт счёты и говорит: «Итак, каковы же мои запасы на земле? Они составляют: 1,4млрд. куб. м. Из них:
    — на моря и океаны приходится 1,3 млрд.куб.м (97,2%)
    — в глубоких слоях суши, на глубинах свыше 80 м – 28,8 млн. куб. м;
    — в почвах и поверхностных горных породах, в реках, озёрах, болотах – 4,17 куб. м (0,3%);
    — в ледниках – 4,5 млн. куб. м (0,3%);
    — в атмосфере – 0,12 куб. м (0,001%).
    На пресную воду, которая так необходима для всего живого, приходится всего 2% от общих запасов воды». (Детям, соотношение воды, лучше показать на круговой диаграмме, где соотношение показано разными цветами).
    А теперь ребята отгадайте кроссворд, используя загадки с ключевым словом «Осадки»
    РОСА
    СНЕГ
    ТУМАН
    ДОЖДЬ
    КРУПА
    ИНЕЙ
    — Скажите, что ещё относится к осадкам? ( град, изморозь)
    — Как образуется роса?
    Предполагаемый ответ.
    Роса начинает образовываться вечером. Всю ночь она лежит на поверхности трав, деревьев. Днём она исчезает, т.к. Солнце вначале нагреет землю, которая затем отдаёт своё тепло растительности и воздуху. Ночью же первой остывает земля, затем трава и соприкасаясь с ними, ещё тёплый воздух, охлаждаясь отдаёт им водяной пар в виде капелек росы.
    Вода: Итак, роса начинает выпадать вечером. Своего обилия она достигает в предутренние часы. Её появление на поверхности связано с колебанием температур воздуха. С повышением температуры воздуха увеличивается его способность содержать водяной пар. Предельно возможное содержание водяного пара в воздухе при данных температурах (при которых выпадают осадки), составляет:
    -30`С – 0,44 г/куб.м;
    -20`С – 1,08 г/куб.м;
    -10`С – 2,35 г/куб.м;
    0`С – 4,86 г/куб.м;
    +10`С – 9,41 г/куб.м;
    +20`С – 17,32 г/куб.м;
    +30`С – 30, 38 г/куб.м.
    Температурная шкала должна быть размешена на доске.
    — Следовательно, для того, чтобы выпала роса, нужно, чтобы температура воздуха понизилась до определённой точки.
    Вода предлагает детям решить несколько задач, например:
    « В 15 часов температура воздуха составляет +20`С. В это время в 1 куб.м воздуха содержалось 9,41г водяного пара. При какой температуре воздуха выпадает роса?
    Ответ: +10`С (смотрим таблицу).
    По аналогии можно объяснить образование инея, изморози и пр.
    Подводя итог, учитель говорит:
    — Превращение воды, из жидкого в газообразное состояние, называется испарением. Этот процесс возможен благодаря солнцу. Вода состоит из молекул, которые двигаются в разные стороны и с разной скоростью. Чем больше солнце греет, тем сильнее дует ветер, тем больше вылетает их с водной поверхности или влажной почвы в воздух, тем больше этих молекул устремляются с его потоками вверх, где образуются облака. Но для того, чтобы вода из газообразного состояния снова превратилась в жидкое или твёрдое, нужны твёрдые частицы, так, в совершенно чистом воздухе, а такого на планете нет, образование дождя, снега или града невозможно.
    Дождевая вода просачивается в землю, проходя через почву, она обогащается в ней питательными веществами и всасывается корнями растений. А дальше в растениях она поднимается по тонким каналам – трубочкам, которых в стволе, в ветках, в листьях видимо-невидимо (показывает). По ним вода и бежит напоить – накормить каждую клеточку растения. Но зелёные растения не только поглощают воду, они её и отдают обратно в воздух. В зелёном листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влияниями температуры и влажности воздуха они — то открываются, то закрываются, как форточки в домах. Когда эти форточки открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды снова поступают в них. Поэтому летом зелёный лист всегда холодный.
    Зеленые листья растений испаряют в атмосферу совершенно чистую воду. Вода же, являясь самым сильным растворителем, может содержать в себе в больших количествах различные вредные вещества. Эти вещества вместе с водой всасываются корнями и оседают в растениях, отчего наши зеленые друзья сильно видоизменяются или совсем погибают. Огромное количество – 650 трлн.т воды в год – переводят из земли в воздух все растения земного шара. Взрослая берёза «выпивает» около 70 л воды в день, а испаряет – 60 л. Сосновый лес (1 га) испаряет в течении лета 470 тонн воды.
    К одному из удивительных свойств воды относится то, что находясь в растениях, она превращается в такое состояние, которое ей позволяет не замерзать даже при температуре -30`С. Если охладить такую воду до
    -70`С, она превращается не в лёд, а в особое состояние, из которого, чтобы превратить её в жидкую нормальную воду, потребуется температура 650 – 700`С. Поэтому, даже в сильные, трескучие морозы деревья, кустарники не замерзают зимой.
    Вода: Где же вы, капельки родные, моросящие, колючие, студёные, тёплые, озорные?
    Вы и тучки, и туман,
    И ручей, и океан,
    И снежинки, и роса,
    И кристаллики для льда.
    Голос (магнитофонная запись):
    Плывём,
    Похожие на стадо,
    В настороженной тишине
    По небу
    Тёмных туч армада,
    У каждого – дождик на спине.
    Вода:
    Всё давно готово
    К приёму гостя дорогого,
    Здесь каждый кустик,
    Каждый пруд
    Желает дать тебе приют,
    И просят тучи, просят
    На землю воду сбросить!
    Ф. Миронов
    Голос:
    Матушка родная,
    Водица дорогая,
    Очень добродушная,
    Мягкая, послушная,
    Мы над городом плывём,
    Ему дождик отдаём,
    А к тебе, когда придём,
    Много грязи принесём.
    Вода:
    Плывёт по небу облако
    Над сушей и водой,
    Всему, чего касается,
    Оно грозит бедой.
    Ложится тень от облака
    На синюю волну.
    Дельфин увидел облако –
    Уходит в глубину.
    И дикий зверь от облака,
    Как бешеный бежит,
    Пшеница пригибается,
    И яблоня дрожит.
    Дождём исходит облако
    Над степью золотой,
    И плачут в поле чибисы
    Над мёртвою водой.
    М. Дудин
    Вода проводит беседу с детьми о том, как они могут помочь облаку, чтобы в нём всегда находились чистые капельки воды. В заключении она говорит: « Растения не только в атмосферу дают чистую воду, но и очищают воздух от пыли, вредных газов. Очистительная способность поверхности нашей Земли на 60 – 80% зависит от растений, где особая роль принадлежит лесам (особенно хвойным). Лес преобразует и поглощает вредные химические и атмосферные загрязнения. Так, один гектар елового леса за год усваивает 32 тонны частиц пыли, сосновый 36 тонн».
    Ну, а в конце, Вода говорит: « А теперь встречайте долгожданный озорной дождик проливной». Выходят девочки дождинки (из этого же класса), каждая несёт над собой облако, изображая действия, говорит слова:
    Туча тучу
    Повстречала.
    Туча туче проворчала:
    — Что гуляешь
    На пути?
    Прочь с дороги,
    Дай пройти!
    Отвечала туча туче:
    — Ты меня
    Не трогай лучше!
    Я гуляю, где хочу.
    Если тронешь –
    Проучу!
    Туча тучу –
    Лбом, лбом.
    А по небу –
    Бом, бом!
    Бой над городом
    Грохочет,
    Уступить никто не хочет.
    Бились тучи
    Целый час,
    Искры сыпались
    Из глаз.
    Подрались они всерьёз –
    Довели себя
    До слёз.
    В. Орлов
    Вода: Итак, на землю капельки упали, ну куда же они попали? ( Дети должны составить рассказ на основе ключевых слов: почва, подземные воды, родник, озеро, река, растение, воздух).
    Учитель: Новосибирская область богата водными запасами. Здесь встречается более 369 рек — общей протяжённостью их длинны 12 тыс. км. Обь является самой крупной рекой. Она протянулась с севера на юг области на расстояние белее 400 км. Тихо и спокойно несут свои воды реки: Васюганья, Барабы, Кулунды – Омь, Тара, Каргат, Чулым, Карасук, Баган и др. зимой они покрываются льдом, который служит надёжной защитой от замерзания всей толщи воды, а следовательно, спасает водных животных от верной гибели.
    Так, какое же ещё есть удивительное свойство у воды? (Ответ: все тела при замерзании сжимаются, а вода ниже 4`С наоборот расширяется, превращаясь в лёд увеличивает свой объём, поэтому лёд легче воды. Вот почему лопаются на морозе закупоренные бутылки, в которых замёрзла вода.)
    Новосибирская область изобилует озёрами (3500 водоёмов). Есть среди них пресные, солёные и горько-солёные (показывает на карте озёра с розовой окраской – соленые). К самым крупным относятся: Чаны, Сартлан, Убинское, Малые Чаны, Урюм и др. подземные воды в левобережье лежат недалеко от поверхности, примерно – 1-2м. они часто засолены и непригодны, также как солёные озёра, для питья и технических нужд. Пресные же воды лежат в нижних горизонтах на глубине 80 – 150 м, а в некоторых местах Кулунды ещё глубже (300 – 350 м). Таким образом, несмотря на обилие водных бассейнов в Новосибирской области, пресной, пригодной для питья воды, мало. Всего для использования забирается в год 1036,3 млн. куб. м пресной воды, что составляет 84,5% общего лимита забора. Причём, на долю рек, озёр приходится 907,5 млн. куб. м, на подземные воды – 128,5 млн.куб. м. Из общего количества забранной пресной воды используется: 543,7 млн. куб. м (52,2%) на производственные нужды; 320,4 млн. куб. м (30,9%) для хозяйственно-питьевых нужд; 172,2 млн. куб. м (16,5%) на орошение, сельскохозяйственное водоснабжение и другие нужды. Так вот, из всей забранной в течении года воды 725 млн.куб. м (70%) её неочищенной или недостаточно очищенной сбрасывается снова в водоёмы. А это значит, что вода основной массы рек, озёр без специальной обработки не пригодна для питья, водопроводную же воду нельзя использовать без кипячения. В такой воде невозможна Жизнь. Поэтому неслучайно, что даже за последние годы, количество различных видов рыб сильно сократилось. Под охраной находятся: стерлядь, нельма, осётр, пелядь, муксун. Практически исчез налим – коренная сибирская рыба, показатель чистоты водоёма.
    Вода:
    Так вот почему
    Ко мне больные реки
    Явились на приём,
    Вползли ручьи – калеки
    В мой сумеречный дом.
    К ногам моим припали,
    Чтоб спасла их от беды,
    От едких химикалий
    Ослепшие пруды.
    И я сказала: — Идите
    Из комнаты моей
    И у людей ищите
    Защиты от людей.
    По С. Кирсанову
    Вода выясняет с детьми, как они могут помочь ей (закрывать кран; понапрасну не тратить воду; садить растения; следить за чистотой береговых линий; высаживать быстрорастущие кустарники, деревья для укрепления берегов; расчищать реки, озера, пруды; выпускать листовки; вести разъяснительную работу). Вода прощается с детьми и уходит.
    Учитель, в заключение, делает вывод о замечательных свойствах воды и говорит: « Вода действительно является чудом природы: без неё невозможна жизнь животного, растения, человека, но запасы воды на Земле ограничены, их нельзя ни заменить, ни увеличить. Учеными установлено, что за всю свою жизнь Земля уже поставила из своих недр – глубины более 75% всех её водных запасов (вода входит в состав летучих веществ, идущих по трещинам и разломам земной коры, с извержениями вулканов и, как правило, идёт на подпитку подземных вод). Однако, процесс водообразования происходит очень медленно. В настоящее время население земного шара приближается к 6 млрд. человек. Из них около 1,3млрд. не обеспечены питьевой водой, тогда как в больших городах за сутки расходуется 200 – 300 л воды на одного человека. С каждым годом, всё больше и больше, вода становится непригодной для потребления, а это смерть для всех нас. [1, c.193 -201]
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В заключении, хочу рассказать, какую дополнительную работу (вне занятий) я с ребятишками провожу по экологическому воспитанию. Во-первых, мы уже несколько лет ведём «жалобную книгу» природы, в которой фиксируем жалобы, поступающие от растений, животных, окружающей среды. В этой книге есть жалобы и от воды на загрязненные водоёмы и на неразумное потребление воды. Все поступившие жалобы мы обсуждаем и составляем ответы на них: что мы можем сделать, чтобы исправить положение. К ответу мы прикладываем рисунки о том, как мы поняли жалобу и ответили.
    Во- вторых, продолжая тему воды, можно создать проект «Капелька» (в данный момент он у нас в разработке). Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.
    Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос: «Где мы теряем воду?» Мы установили контроль за водопроводными кранами, чтобы установить, как и сколько дети сами пользуются водой. Возле водопроводных кранов мы установили предупреждающие знаки, которые дети изготовили сами. При этом, придумываем, как и дома сократить потребление воды при выполнении различных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья и др.
    На конец учебного года планируется праздник, на котором Капелька наградит самых бережливых.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие / Т.Я.Шипунова. — Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994. – 273С.
    2. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты/ И.В.Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с.
    3. Шилов, И.А. Экология: Учебник для биол. и мед. спец. вузов/ И.А. Шилов. – Москва: Высшая школа, 2006. – 512с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *