Сочинение на тему экология языка 10 класс

2 варианта

  1. Тема урока: «Экология языка». 10 класс.
    Тип урока:                          Актуализация знаний и умений
    Используемая технология
    Ролевая игра с элементами проектного обучения
    Цели:
    1) Организовать рассмотрение языка как системы.
    2)Создать условия для формирования представления о процессах, происходящих в языке.
    3) Создать условия для развития на уроке навыков принятия решения, участия в диспутах, дискуссиях.
    4) Реализовать ролевую игру как метод активного обучения по теме урока.
    6) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
    Ожидаемый результат:
    1)  Учащиеся анализируют состояние русского языка в современном обществе.
    2) Учащиеся понимают видят происходящие в языке перемены и понимают из закономерность.
    3) Учащиеся принимают практические решения на разных этапах игры.
    4)Учащиеся демонстрируют сформированность логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения информации, интерпретируют материал урока.
    5) Учащиеся проявляют способность к практическому применению полученных знаний, планируют ход действий.
    6) Учащиеся выступают от имени различных слоев общества.
    7) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности
    Методы обучения:
    Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
    Этапы ролевой игры.
    Этап 1. Подготовка игроков.
    Задание: выступить в четырех ролях от имени персонажей групп
    Роль 1: Старшее поколение (люди, старше 50 лет)
    Роль 2: Молодежь (люди в возрасте 16-24 лет)
    Роль 3: Эксперты в области культуры языка (ученые-лингвисты, дикторы)
    Роль 4: Зрители (обыватели разных возрастов)
    Каждая группа пользуется различными источниками информации. Роли распределяются до игры. Их подготовка становится домашним заданием. Каждой группе выдается описание роли и список информационных ресурсов (публицистические статьи о языке).
    В ходе игры необходимо ответить на проблемные вопросы:
    Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?
    Как оценить происходящие процессы: как животворные или как губительные для языка?
    Кто должен оценивать состояние языка, и по каким критериям должна производиться эта оценка?
    Задачи групп и учебные задания
    Старшее поколение (люди старше 50 лет)
    Задача группы обеспечить дискуссию по вопросам изменений, происходящих в языке и дать оценку этим изменениям с позиции людей старшего поколения. Подготовить аргументы в пользу негативных сторон изменения языка
    Ответить на следующие вопросы:
    а) Что изменилось в языковой среде по сравнению с прошлым (сравнить язык 80-х и язык современности)?
    б) С чем связаны эти изменения?
    в) К чему привели эти изменения в языке?
    г) Каковы, по вашему мнению, дальнейшие тенденции развития языка?
    Дать ответ на проблемный вопрос урока: Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?
    Молодежь (люди от 16 до 24 лет)
    Задача группы: обеспечить дискуссию по вопросам изменений, происходящих в языке и дать оценку этим изменениям с позиции людей старшего поколения. Подготовить аргументы в пользу положительных сторон изменения языка
    Ответить на следующие вопросы:
    а) Каков характер изменений языковой среды в настоящем?
    б) Чем обусловлена необходимость тех тенденций, которые мы видим в языке?
    в) В чем заключается положительная сторона современного состояния языковой среды?
    Дать ответ на проблемный вопрос урока: Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?
    Эксперты в области культуры языка
    Задача группы: дать экспертную оценку современному состоянию языка, провести сравнительную характеристику развития языка на разных этапах его развития, подтвердив  высказывания историческими примерами.
    Ответить на следующие вопросы:
    а) Как развивался русский язык на протяжении истории его существования?
    б) Были ли в истории похожие ступени развития языка? С чем это было связано?
    Дать ответ на проблемный вопрос урока: Кто должен оценивать состояние языка и по каким критериям должна производиться эта оценка?
    Зрители (обыватели)
    Задача группы: передать общее впечатление от выступления участников, проанализировать точку зрения старшего поколения и точку зрения молодежи сделать выводы об изменениях в языке.
    Ответить на следующие вопросы:
    а) О каких изменениях в современном русском языке можно говорить сейчас?
    б) Чья точка зрения кажется более обоснованной?
    в) Какую роль сыграло заключение экспертов?
    г) Как вы можете оценить выступление каждой группы? Какое из выступлений показалось наиболее информативным и интересным?
    Дать ответ на проблемный вопрос: Как оценить происходящие процессы: как животворные или как губительные для языка?
    Примечание: Позиции разных персонажей могут быть диаметрально противоположными.
    Этап 2. Проведение игры
    План проведения игры
    Компонент игры
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Вводно-мотивационный
    Представление групп персонажей.
    Целеполагание
    Постановка проблемных вопросов
    Приветствия групп. Обозначение позиций
    Технологический
    Организация дискуссии (выступление групп 1, 2 и 3), постановка проблемных вопросов
    1 и 3
    Выступления групп, участие в дискуссии
    Рефлексивный
    Организация подведения итогов дискуссии. Выявление позиции 4 группы.  Постановка проблемного вопроса 2.
    Выступление группы 4
    Выход из игры: представление исполнителей ролей. Подведение итогов игры.
    Оценка исполнения ролей участниками

  2. Экология языка, получается, защита его от всяких разрушающих влияний, это его сохранение и развитие.
    Этим должны заниматься, как говорится, специально обученные люди – лингвисты… Но они должны этот процесс направлять, а там и мы (обычные люди) должны принимать в нём участие.
    Тут всегда вопрос в том, где граница между развитием и пагубным влиянием. То есть, вот приходит в язык новое слово – это обогащение языка или его засорение, разрушение? Например, я слышал, что во Франции за слово английское, которому есть синоним в языке, на телевидении и радио штрафуют. Французов, конечно, а не иностранцев. А то забыл пару слов в эфире – тебе счет выставят страшный! Нет, ту дело в сохранении языка. Там в эфире не услышишь, как у нас через слово «инглиш», как сейчас модно. Весьма это глупо звучит, так как люди хотят что показать – что они знают иностранный? Знают, допустим, пару слов, но на забывают свой, засоряют его.
    Когда приходит новое слово, то, наверное, не нужно придумывать «говорящее зеркало» вместо телевизора. Но, кстати, где-то в Финляндии, кажется, так и делают. Все «международные» слова там у них звучат по-своему. Уж не знаю, кто их там придумывает – специальная комиссия что ли…
    Но это крайности, видно. Нужно, если слово новое, то брать его. У нас в языке столько слов иностранных. Да ещё таких, про которые никогда не скажешь, что они чужие. Они уже склоняются-спрягаются, звучат так по-русски, но нет… Так что язык тоже надо обогащать, но с умом. Ему ж тоже нельзя «закисать» в изоляции!
    Ещё язык нужно защищать от самого себя. К примеру, от мата… Мат, всё-таки, нужен – для эмоций, для какой-то ситуации… когда кирпич на ногу уронил! Но разговаривать на неё не совсем правильно. Что ты тогда скажешь, когда кирпич на ногу упадёт? Вот, беречь бы его от лишнего использования.
    Язык он живой – он меняется, развивается. Нужно отражать это в словарях, где записывают нормы. Они ведь тоже меняются, но иногда отстают… То есть – никто так не говорит уже, а в словаре всё строго… Ещё нельзя забывать, что у языка разные стили есть, есть жаргон, есть речь профессионалов. Это словечки для своих людей, иногда совсем секретные, поэтому они тоже не должны смешиваться с обычным языком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *