Вот уже целый год я посещаю кружок археологии и этнографии при Дворце детского и юношеского творчества, поэтому половину прошлого лета я провел в археологической экспедиции. Мы жили в палатках, готовили пищу на костре и занимались настоящими научными исследованиями — раскапывали поселения древних скифов. Поэтому должно быть понятным, что любой, даже самый маленький дождик воспринимался, скорее, как бедствие, а не радость.
Однажды во время раскопок нас застал сильнейший ливень. Вмиг он заполнил водой все впадины, а ребята все еще пытались погрузить на свободные носилки свежевыкопанные трофеи: кости, черепки, орудия труда. Когда же мы собрались, дождь припустил с такой силой, что все вокруг побелело. Мы плохо различали друг друга с расстояния трех метров и, конечно же, промокли до нитки. В лагерь нам нужно было идти по проселочной дороге, которая размокла и превратилась в болото.
Вымокшие, грязные, но не упавшие духом, добрались мы до лагеря. Тут и солнышко выглянуло, словно и не было дождя. Пригрело, припекло — и через несколько часов даже следа не осталось от луж и ручьев, мешавших нам добраться до родных палаток. Только одежда и обувь, вывешенные на веревках, ветвях и кольях, вбитых в землю, напоминали о происшествии.
Конечно, приключение было не из приятных, зато с какой радостью и смехом мы вспоминали о нем после! К тому же этот случай оказался своеобразной проверкой на нашу подготовленность, взаимовыручку и серьезное отношение к работе. И мы сдали экзамен на «отлично»!
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11.
УчастникиЭкипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Среди современных нам ученых-первооткрывателей и путешественников вряд ли можно назвать людей, имена которых были бы более известны миллионам читателей, нежели имена Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто. Это объясняется и их личными человеческими качествами, и особым талантом доступно, увлекательно и искренне довести до широкого читателя и зрителя сущность своих научных идей и ход своих смелых экспедиций и полевых исследований, призванных подтвердить их гипотезы. С чего же все началось? Как пришел Тур Хейердал к убеждению о связи древних обитателей Перу с Полинезией и затем посвятил десятилетия изучению и доказательствам трансокеанских миграций и культурных контактов?
В предисловии к русскому изданию своей первой книги, «В поисках рая», Хейердал писал:
«Я провел год на полинезийском острове, пытаясь жить, как жили первобытные люди, и не подозревал, что мои наблюдения и опыт заставят меня переключиться на совсем другую область науки и десять лет спустя я снова попаду в Полинезию уже на бальсовом плоту из Южной Америки».
Древние сказания стариков острова Фату-Хива о прошлом своего народа невольно перекликались с преданиями Перу, а найденные Хейердалами изваяния напоминали древние американские скульптуры.
Исследование Жак-Ива Кусто иного рода – Мировой океан. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.
Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 – 323 годы до н.э. ) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 – 1742 г .г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров . В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.
Этих очень разных людей объединяет одно – любовь к природе и истории и страстная жажда исследования. В своей работе я постаралась отразить и то, как и что послужило толчком в определении жизненного пути и бесстрашного капитана и писателя «Кон-Тики» и «Ра» Тура Хейердала, и талантливого изобретателя и режиссёра Жака-Ива Кусто.
Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах – безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.
Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины – мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное.
В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки.
Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в “доисторические” времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям.
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам.
Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук.
Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал – люди, которых обобщает одно: любовь истории и природе и огромная тяга к знаниям. Их исследования имеют большую историческую и географическую ценность и заслуживают того, чтобы о них знали люди. Список использованных источников
1. Норман И, Крылова Е. Корабли как люди // журнал Октопус № 3 от 2000г.
2. Арнольд Якоби. Сеньор Кон-Тики. М„ 1970, стр. 37. См ., например, Leslie Sklair . The revolt against the machine. — «Cahiers d’ Histoire Mondiale», 1970, v. ХП , N
3. Тур Хейердал. В поисках рая. М., 1964.
4. Тур Хейердал. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи. М., 1959. Последнее издание — «В поисках рая. Аку-Аку». М., 1970.
5. Супруненко В. По пути древних мреходов? //Вокруг света № 41 (116), 1998г.
6. Миров С. «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы?»// Новая газета от № 243 от 17.05.2001 г.
7. Сенкевич Ю. Путешествие длиною в жизнь. Сер. Мой 20 век., м.: Вагрус, 1999, – 384 с.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11.
Участники
Экипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедиции День 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11. Участники Экипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции — 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда — поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет: часть 11. УчастникиЭкипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Исследование, вернее недостаток его – главная проблема океанов. Для изучения Мирового океана организовывались экспедиции, были и смельчаки -одиночки. Одной из самых известных программ изучения океана были экспедиции Тура Хейердала. Эти международные экипажи построили по рисункам, найденным в Древнем Египте суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили длительные морские переходы на кораблях” Ра-1 ” и ” Ра-2 “, доказав, что древние египтяне могли плавать на большие расстояния.
Жак Ив Кусто со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его отчеты мы можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными исследованиями.
Вода – как священная основа жизни присутствует в ритуалах всех религий мира. Например, крещение: человека опускают в воду или поливают водой сверху… Святая вода, по-моему, так же не случайность. У многих народов место вокруг источника считается священным. Иракские езиды ( особая религиозная секта ) вообще никогда не моются, полагая грехом пачкать воду о грязные тела. В отличие от них драхманисты и буддисты верят, что омывание в водах Ганга дарует здоровье телу и очищает душу.
Предостережение.
А теперь я хочу привести строки из Апокалипсиса: “… И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на Землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов имеющие семь труб приготовились трубить.
… Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезды ” полынь “; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
… Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладезя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сказано было ей что – бы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей было не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них… ”
Все то, о чем говорится в Апокалипсисе – предостережение людям, но при таком отношении человека к окружающему его миру, как сейчас, это предостережение может стать реальностью гораздо раньше, чем могло бы быть…
Я закончил, наверное, не совсем той темой… Но мы все равно должны помнить, что океан – наш дом, из него мы вышли и если мы ” убьем ” его, то мы убьем – сами себя…
Список литературы:
1. Библия.
2. Наша Планета; Москва; 1985 год.
3. А.Горбовский; Загадки Древнейшей истории; Москва; 1971 год.
4. Страны и народы; Москва; 1985 год.
5. Пьер Агесс; Ключи к экологии; Ленинград; 1982 год.
6. Р.Кэррингтон; Биология моря; Ленинград; 1966 год
7. В.З.Черняк; Семь чудес и другие; Москва; 1983 год.
8. Френц Щебек; Вариации на тему одной планеты; 1972 год.
9. А.Г.Томилин; В мире китов и дельфинов; Москва; 1976 год.
10. Фолько Куиличи; Океан; Москва; 1976 год.
11. Жорж Блон; Великий час океанов – Атлантический; Москва; 1978 год.
12. Жорж Блон; Великий час океанов – Средиземное море; Москва; 1978 год.
13. Тур Хейердал; Путешествие на ” Кон – Тики “; Алма – Ата; 1960 год.
14. Жак Ив Кусто и Филипп Доле; Могучий властелин морей; Москва;
1982 год.
15. В.Н.Степанов; Природа Мирового океана; Москва; 1982 год.
16. Герберт Бест; Ластоногие пловцы; Ленинград; 1966 год.
продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г.
маршрут экспедиции день 1 (12 августа) – старт из волгограда. ночевка на берегу ахтубы в астраханской области. отчет: часть 1.
день 2 (13 августа) – прибытие на селитренное городище и декорации сарай-бату. день археолога. ночевка на берегу ахтубы. отчет: часть 2, часть 3.
день 3 (14 августа) – посещение хошеутовского хурула, паромная переправа через волгу, прибытие в астрахань. вечерняя прогулка по астраханской набережной, ночевка в гостинице. отчет: часть 4, часть 5, часть 6.
день 4 (15 августа) – прогулка по астрахани: посещение кремля, братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. ночевка в дельте волги. отчет: часть 7.
день 5 (16 августа) – утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. ночевка в гостинице. отчет: часть 8, часть 9.
день 6 (17 августа) – день отдыха. почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу волги. отчет: часть 10.
день 7 (18 августа) – посещение села никольское и храма рождества пресвятой богородицы. прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. возвращение в волгоград. отчет: часть 11.
участники экипаж данной экспедиции был совсем мал: илья шувалов и анастасия буйлова. на один день к нам присоединился астраханский блогер максим коротченко.
Вот уже целый год я посещаю кружок археологии и этнографии при Дворце детского и юношеского творчества, поэтому половину прошлого лета я провел в археологической экспедиции. Мы жили в палатках, готовили пищу на костре и занимались настоящими научными исследованиями — раскапывали поселения древних скифов. Поэтому должно быть понятным, что любой, даже самый маленький дождик воспринимался, скорее, как бедствие, а не радость.
Однажды во время раскопок нас застал сильнейший ливень. Вмиг он заполнил водой все впадины, а ребята все еще пытались погрузить на свободные носилки свежевыкопанные трофеи: кости, черепки, орудия труда. Когда же мы собрались, дождь припустил с такой силой, что все вокруг побелело. Мы плохо различали друг друга с расстояния трех метров и, конечно же, промокли до нитки. В лагерь нам нужно было идти по проселочной дороге, которая размокла и превратилась в болото.
Вымокшие, грязные, но не упавшие духом, добрались мы до лагеря. Тут и солнышко выглянуло, словно и не было дождя. Пригрело, припекло — и через несколько часов даже следа не осталось от луж и ручьев, мешавших нам добраться до родных палаток. Только одежда и обувь, вывешенные на веревках, ветвях и кольях, вбитых в землю, напоминали о происшествии.
Конечно, приключение было не из приятных, зато с какой радостью и смехом мы вспоминали о нем после! К тому же этот случай оказался своеобразной проверкой на нашу подготовленность, взаимовыручку и серьезное отношение к работе. И мы сдали экзамен на «отлично»!
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г.
Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1.
День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3.
День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6.
День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7.
День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9.
День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10.
День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11.
УчастникиЭкипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Среди современных нам ученых-первооткрывателей и путешественников вряд ли можно назвать людей, имена которых были бы более известны миллионам читателей, нежели имена Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто. Это объясняется и их личными человеческими качествами, и особым талантом доступно, увлекательно и искренне довести до широкого читателя и зрителя сущность своих научных идей и ход своих смелых экспедиций и полевых исследований, призванных подтвердить их гипотезы. С чего же все началось? Как пришел Тур Хейердал к убеждению о связи древних обитателей Перу с Полинезией и затем посвятил десятилетия изучению и доказательствам трансокеанских миграций и культурных контактов?
В предисловии к русскому изданию своей первой книги, «В поисках рая», Хейердал писал:
«Я провел год на полинезийском острове, пытаясь жить, как жили первобытные люди, и не подозревал, что мои наблюдения и опыт заставят меня переключиться на совсем другую область науки и десять лет спустя я снова попаду в Полинезию уже на бальсовом плоту из Южной Америки».
Древние сказания стариков острова Фату-Хива о прошлом своего народа невольно перекликались с преданиями Перу, а найденные Хейердалами изваяния напоминали древние американские скульптуры.
Исследование Жак-Ива Кусто иного рода – Мировой океан. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.
Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 – 323 годы до н.э. ) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 – 1742 г .г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров . В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.
Этих очень разных людей объединяет одно – любовь к природе и истории и страстная жажда исследования. В своей работе я постаралась отразить и то, как и что послужило толчком в определении жизненного пути и бесстрашного капитана и писателя «Кон-Тики» и «Ра» Тура Хейердала, и талантливого изобретателя и режиссёра Жака-Ива Кусто.
Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах – безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.
Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины – мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное.
В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки.
Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в “доисторические” времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям.
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам.
Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук.
Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал – люди, которых обобщает одно: любовь истории и природе и огромная тяга к знаниям. Их исследования имеют большую историческую и географическую ценность и заслуживают того, чтобы о них знали люди.
Список использованных источников
1. Норман И, Крылова Е. Корабли как люди // журнал Октопус № 3 от 2000г.
2. Арнольд Якоби. Сеньор Кон-Тики. М„ 1970, стр. 37. См ., например, Leslie Sklair . The revolt against the machine. — «Cahiers d’ Histoire Mondiale», 1970, v. ХП , N
3. Тур Хейердал. В поисках рая. М., 1964.
4. Тур Хейердал. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи. М., 1959. Последнее издание — «В поисках рая. Аку-Аку». М., 1970.
5. Супруненко В. По пути древних мреходов? //Вокруг света № 41 (116), 1998г.
6. Миров С. «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы?»// Новая газета от № 243 от 17.05.2001 г.
7. Сенкевич Ю. Путешествие длиною в жизнь. Сер. Мой 20 век., м.: Вагрус, 1999, – 384 с.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г.
Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1.
День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3.
День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6.
День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7.
День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9.
День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10.
День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11.
Участники
Экипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедиции День 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет:часть 11. Участники Экипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Продолжительность и даты: продолжительность экспедиции — 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г. Маршрут экспедицииДень 1 (12 августа) – Старт из Волгограда. Ночевка на берегу Ахтубы в Астраханской области. Отчет: часть 1. День 2 (13 августа) – Прибытие на Селитренное городище и декорации Сарай-Бату. День археолога. Ночевка на берегу Ахтубы. Отчет: часть 2, часть 3. День 3 (14 августа) – Посещение Хошеутовского хурула, паромная переправа через Волгу, прибытие в Астрахань. Вечерняя прогулка по Астраханской набережной, ночевка в гостинице. Отчет: часть 4, часть 5, часть 6. День 4 (15 августа) – Прогулка по Астрахани: посещение Кремля, Братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. Ночевка в дельте Волги. Отчет: часть 7. День 5 (16 августа) – Утром прогулка по лотосовым полям, после обеда — поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. Ночевка в гостинице. Отчет: часть 8, часть 9. День 6 (17 августа) – День отдыха. Почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу Волги. Отчет: часть 10. День 7 (18 августа) – Посещение села Никольское и храма Рождества Пресвятой Богородицы. Прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. Возвращение в Волгоград. Отчет: часть 11. УчастникиЭкипаж данной экспедиции был совсем мал: Илья Шувалов и Анастасия Буйлова. На один день к нам присоединился астраханский блогер Максим Коротченко.
Исследование, вернее недостаток его – главная проблема океанов. Для изучения Мирового океана организовывались экспедиции, были и смельчаки -одиночки. Одной из самых известных программ изучения океана были экспедиции Тура Хейердала. Эти международные экипажи построили по рисункам, найденным в Древнем Египте суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили длительные морские переходы на кораблях” Ра-1 ” и ” Ра-2 “, доказав, что древние египтяне могли плавать на большие расстояния.
Жак Ив Кусто со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его отчеты мы можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными исследованиями.
Вода – как священная основа жизни присутствует в ритуалах всех религий мира. Например, крещение: человека опускают в воду или поливают водой сверху… Святая вода, по-моему, так же не случайность. У многих народов место вокруг источника считается священным. Иракские езиды ( особая религиозная секта ) вообще никогда не моются, полагая грехом пачкать воду о грязные тела. В отличие от них драхманисты и буддисты верят, что омывание в водах Ганга дарует здоровье телу и очищает душу.
Предостережение.
А теперь я хочу привести строки из Апокалипсиса: “… И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на Землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов имеющие семь труб приготовились трубить.
… Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезды ” полынь “; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
… Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладезя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сказано было ей что – бы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей было не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них… ”
Все то, о чем говорится в Апокалипсисе – предостережение людям, но при таком отношении человека к окружающему его миру, как сейчас, это предостережение может стать реальностью гораздо раньше, чем могло бы быть…
Я закончил, наверное, не совсем той темой… Но мы все равно должны помнить, что океан – наш дом, из него мы вышли и если мы ” убьем ” его, то мы убьем – сами себя…
Список литературы:
1. Библия.
2. Наша Планета; Москва; 1985 год.
3. А.Горбовский; Загадки Древнейшей истории; Москва; 1971 год.
4. Страны и народы; Москва; 1985 год.
5. Пьер Агесс; Ключи к экологии; Ленинград; 1982 год.
6. Р.Кэррингтон; Биология моря; Ленинград; 1966 год
7. В.З.Черняк; Семь чудес и другие; Москва; 1983 год.
8. Френц Щебек; Вариации на тему одной планеты; 1972 год.
9. А.Г.Томилин; В мире китов и дельфинов; Москва; 1976 год.
10. Фолько Куиличи; Океан; Москва; 1976 год.
11. Жорж Блон; Великий час океанов – Атлантический; Москва; 1978 год.
12. Жорж Блон; Великий час океанов – Средиземное море; Москва; 1978 год.
13. Тур Хейердал; Путешествие на ” Кон – Тики “; Алма – Ата; 1960 год.
14. Жак Ив Кусто и Филипп Доле; Могучий властелин морей; Москва;
1982 год.
15. В.Н.Степанов; Природа Мирового океана; Москва; 1982 год.
16. Герберт Бест; Ластоногие пловцы; Ленинград; 1966 год.
продолжительность и даты: продолжительность экспедиции – 7 дней, даты: 12-18 августа 2011 г.
маршрут экспедиции день 1 (12 августа) – старт из волгограда. ночевка на берегу ахтубы в астраханской области. отчет: часть 1.
день 2 (13 августа) – прибытие на селитренное городище и декорации сарай-бату. день археолога. ночевка на берегу ахтубы. отчет: часть 2, часть 3.
день 3 (14 августа) – посещение хошеутовского хурула, паромная переправа через волгу, прибытие в астрахань. вечерняя прогулка по астраханской набережной, ночевка в гостинице. отчет: часть 4, часть 5, часть 6.
день 4 (15 августа) – прогулка по астрахани: посещение кремля, братского сада, дома-музея осетровых, лебединого озера. ночевка в дельте волги. отчет: часть 7.
день 5 (16 августа) – утром прогулка по лотосовым полям, после обеда – поездка в настоящую астраханскую пустыню на песчаные барханы. ночевка в гостинице. отчет: часть 8, часть 9.
день 6 (17 августа) – день отдыха. почти весь день и ночь проводим на отличном песчанном пляжу на берегу волги. отчет: часть 10.
день 7 (18 августа) – посещение села никольское и храма рождества пресвятой богородицы. прибытие на страусиную ферму: помимо наблюдения за жизнью страусов, нам удалось попробовать блюда из страусиного мяса. возвращение в волгоград. отчет: часть 11.
участники экипаж данной экспедиции был совсем мал: илья шувалов и анастасия буйлова. на один день к нам присоединился астраханский блогер максим коротченко.