Сочинение на тему эмоции

11 вариантов

  1. Еще мы чувствует жалость, сочувствие, соболезнование. Этого не нужно стыдиться, ведь это показывает, что вы хороший человек и готовы прийти на помощь. В наше время не каждый способен на такое. Все всегда заняты своими проблемами и заботами, и даже не думают что возможно, кому-то просто необходима ваша поддержка.
    Также мы часто подвергаемся таким негативным чувствам как злость, разочарование, ненависть. Даже если вы позитивный человек, все равно есть вещи, которые вас расстраивают, или обстоятельства которые разочаруют. От этого, к сожалению никто не застрахован.
    Нет такого человека, который мог бы управлять своими чувствами, даже если говорят что контролируют их. Это может быть просто маска, за которой скрывают свои истинные эмоции. Чувства исходят из глубины, их, возможно, скрыть от окружающих, но не от самого себя. Огромное количество ученых пытались разобраться, как можно управлять чувствами, но объяснение было лишь одно, что это всплеск эмоций.
    Но лично я считаю, что нужно показывать свои чувства, ведь если человек, показывает какой он на самом деле, это значит что он искренней. И в наше время это очень хорошее качество, которое, к сожалению очень редкое. Не стыдитесь своих чувств, признавайтесь в любви, помогайте другим, поступайте правильно, и тогда в вашей жизни будет меньше разочарований.

  2. Эмоции делают нашу жизнь более яркой, живой, интересной и насыщенной разными красками. Но точно так же они могут сделать её тяжёлой и даже разрушить.
    На консультации мы работаем с теми или иными ситуациями. Потому что проблема, с которой человек пришёл на консультацию, возникла не сама по себе. Она берёт своё начало в какой-то ситуации.
    И не важно – была эта ситуация в этой жизни или в прошлой. Важно, что от прошлых событий в физическом теле и в тонких телах человека (в частности, в эмоциональном) остались неприятные чувства или эмоции.
    Эти «застрявшие» эмоции и притягивают теперь, как магнит, определённых людей и определённые обстоятельства, которые создают похожую проблему.
    Т.е., в очень упрощённом варианте: была ситуация > мы её оценили: «хорошая» или «плохая» она для нас > появились мысли о ситуации: «хорошие» или «плохие» > от мыслей возникли эмоции > эти эмоции отпечатались в тонком теле.
    Если эти эмоции хорошие, положительные – они делают нашу жизнь радостной и наполненной.
    Если эти эмоции отрицательные – они притягивают к нам негативные, по нашей оценке, события.

    Хорошие и плохие эмоции

    На самом деле ведь нет хороших и плохих эмоций. Все наши жизненные опыты – нейтральны. И только наш ум, наши мысли об этих опытах, наше личное отношение к ним придают им оттенок «+» или «-».
    Каждая наша эмоция или чувство, если их проанализировать, помогают нам:
    глубже познать себя
    ( Как и какой своей стороной мы проявляем себя в этом мире?)
    увидеть и понять свои истинные желания
    (Чего я хочу на самом деле? – Чего я не хочу?).
    Хорошие эмоции – это приятные для нас эмоции, они радуют и вдохновляют нас. Только в таком состоянии принимайте важные решения, стройте отношения, ставьте цели и воплощайте идеи.
    Плохие эмоции – истощают нас, лишают сил и энергии. Такое состояние непродуктивно для нас.
    Но – они помогают нам отследить у себя негативные, не полезные для нас программы и установки! И за это им огромная благодарность ))
    Мы воплощаемся в физическом мире по разным причинам и с разными целями. Одна из них – испытать весь спектр земных эмоций :))
    И вполне нормально на Земле реагировать – раздражением на то, что раздражает; гневом – на то, что злит; печалью и грустью – на то, что расстраивает.
    Вопрос в другом:
    Насколько глубоко вы погружаетесь в не полезные эмоции?
    Как долго вы собираетесь в них находиться?

    Ощущения в теле

    Эмоции проявляются в теле разными ощущениями. От радости весело стучит сердце. От любви и счастья по всему телу разливается тепло. От печали и обиды сжимается и сдавливается грудь. От страха болит живот и подкашиваются ноги.
    Негативные эмоции, когда начинаешь с ними работать, могут ощущаться как боль, как напряжение, как сдавливание, как покалывание и т.д. в разных частях тела.
    Из опыта знаю, что так происходит тогда, когда возникшие негативные эмоции были просто подавлены, не проявлены, не приняты.
    В нашем обществе существуют моральные правила и условности: стыдно и некрасиво проявлять открыто гнев, злость, раздражение, недовольство и т.д.
    В результате эти эмоции сознательно подавляются и «запихиваются» глубоко внутрь, «прописываются» в физическом или в тонких телах.
    Так происходит каждый раз в неприятных для нас ситуациях. Представьте, какие «залежи» накапливаются в теле человека на протяжении жизни.

    Как это происходит

    ПРИМЕР из КОНСУЛЬТАЦИИ
    Одна семья жила в коммунальной квартире. Папа ушёл к другой женщине. Через время у мамы появился новый мужчина.
    Когда он приходил в гости, девочку часто просили выйти из комнаты погулять. В один из таких дней маленькая девочка зашла в общую кухню и услышала разговор двух соседок, которые готовили обед.
    – Опять к В… ухажёр пришёл, дочку выгнала в коридор.
    – Да… бедное дитя, не нужна она ей…
    Казалось бы, посудачили две соседки, что тут такого? Но у маленькой девочки от услышанных слов неосознанно прописалось убеждение, что её никто не любит, что она никому не нужна, прописались обида на маму, недовольство собой, нелюбовь к себе.
    Ситуация забылась, девочка выросла, стала взрослой женщиной. И не понимала, почему у неё с мамой отношения не складываются?
    Почему она чувствует себя не нужной?
    Почему и откуда в её жизни эти негативные программы и убеждения?

    Вибрации эмоций

    Всё в нашем мире имеет свою вибрацию (колебание). И каждая эмоция имеет свою вибрацию.

  3. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разбираться в каждой ситуации отдельно. Если, например, на человека давят внешние обстоятельства и он дает волю гневу, то может этим кого-нибудь незаслуженно обидеть. А иногда, раскрывая свои душевные тайны не тому человеку, мы можем навредить сами себе.
    Так случилось в романе Пушкина «Евгений Онегин». Юная, влюбленная в Онегина Татьяна поддалась душевному порыву и открыла возлюбленному свое сердце. Девушка не могла знать, что этот человек не стоит ее высоких чувств, он не способен их разделить. Ему даже не хватило такта и милосердия, чтобы не ранить нежное сердце. Евгений резко осадил девушку, чем нанес ей серьезную травму. Позже он и сам влюбился в нее и тоже, не думая о последствиях, признался в любви уже замужней женщине. Нужно отдать должное Татьяне за то, что она не позволила этим чувствам разрушить свою жизнь. Она смогла взять свои эмоции под контроль.
    В драме «Гроза» мы видим другой исход. Поддавшись эмоциям, в поисках любви Катерина изменила нелюбимому, никчемному мужу. Она кинулась в объятья другого мужчины, но, к сожалению, не смогла найти в них счастья. И без того угнетенная и вечно подавленная Катерина призналась в своем поступке. Хуже всего то, что она поддалась внезапному порыву и из чувства вины покончила с собой. Уверен, что проблему можно было решить иначе.
    Итак, душевные порывы, безусловно, нужно контролировать, потому что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Под влиянием мимолетных побуждений можно натворить немало бед. Конечно, все мы живые люди и не можем жить без эмоций. Нужно только научиться жить с ними в гармонии и не совершать необдуманных поступков.

  4. Словарик (глоссарий)
    Психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) – это психическое явление в динамике: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, чувства и произвольное (волевое) и непроизвольное внимание, произвольное и непроизвольное действия.
    Психическое состояние – это психическое явление в статике: активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность и др.
    Психическое свойство – это психическое явление субъекта: характер, темперамент, способности, качества личности и другие свойства индивида.
    Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением деятельности. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются формальной логикой.
    Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления.
    Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.
    Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования.
    Знания – результаты мыслительной деятельности. Мышление имеет явные и скрытые формы. Скрытые (латентные) формы мышления проявляются при превышении порога значимости для субъекта полученной и обработанной информации в таком виде, как интуиция, инсайт и тревожность. Предпороговое ощущение значимости информации проявляется в виде необоснованной тревоги и беспокойства.
    Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
    Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле – индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
    Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание имеет такие характеристики непрерывность, субъективность, активность.
    Нервная система – совокупность нервных образований у животных и у человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, отработка возникающего при этом возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря нервной системе обеспечивается функционирование организма как единого целого.
    Центральная нервная система– состоит из нервной ткани головного и спинного мозга, основными элементами которой являются нервные клетки – нейроны.
    Периферическая нервная система – представлена афферентными (чувствительными) нервами, передающими импульсы от рецепторов (образований, служащих для превращения световой, механической, химической и термической энергии агентов внешней и внутренней среды в нервные импульсы) к цнс и эфферентными (двигательными ) нервами, передающими импульсы от цнс к скелетным мышцам.
    Вегетативная нервная система – обслуживает мышцы внутренних органов и железы. Деятельность нс подчиняется рефлекторному принципу.
    Рефлекс – реакция на возбуждение рецепторов. Рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в индивидуальной жизни).
    Мозг –центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат непосредственного усмотрения.
    Эмоции (от лат. потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
    Эмоции – это более простое непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции — то, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь).
    Эмоции — то, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, страх, ненависть, отвращение, гнев, печаль, ненависть).
    Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им жизненных целей.
    Чувства: сильные, слабые, устойчивые, неустойчивые, глубокие, поверхностные (увлечения).
    Виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, воодушевление и аффект. По преобладающему настроению людей называют веселыми, задумчивыми, злыми, грустными, активными, лентяями, спокойным … Первичный признак чувств является приятное и неприятное.
    Интеллектуальное чувство – умственная деятельность. Моральное (нравственное) чувство – выполнение или нарушение людьми социальных норм и правил морали.
    Эстетическое чувство – связанные с восприятием красоты. Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающаяся на деятельности, поведении.
    Аффект –это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
    Страсть – это длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой человека. страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека.
    Стрессовые состояния – рационально-эмоциональные состояния. Субъективный характер эмоций. Полярность эмоций – удовлетворение – неудовлетворение потребностей.
    Фазность эмоций напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение (торможение).
    Функции эмоций
    1. регуляция гомеостаза и вегетативных функций
    2. эмоциональная регуляция поведения
    3. коммуникативная функция эмоций
    Это эссе написано для вводной информации на группе. Глоссарий обычно размещается в конце, но я решил поместить его в начале, так как некоторые понятия в самом эссе будут рассмотрены более широко или под другим углом зрения.
    Прежде чем мы начинаем работать над собой в группе, хотя слово «работа» мне не совсем нравится, а заменить его в данном контексте («работы над собой») нечем подходящим. Хотя попробуем поразмышлять, ведь наша задача на группе научиться понимать себя. Что значит понимать себя? Это быть с собой в согласии. Понимаю – значит, — соглашаюсь – вот критерий понимания. Я понимаю, но не согласен – такое выражение можно перевести как «Я пытаюсь понять тебя, но мне трудно, может долго разбираться в этом, может, при понимании всплывают мои внутренние конфликты, которые закрыты психологической защитой (психологические защиты – это свойства психики пропускать вне сознания дискомфортные состояния, связанные с изменениями образа мира, ниже коснусь этого вопроса), поэтому я согласен на компромисс».
    Для понимания мы дифференцируем свои чувства и мысли. Проясняем для себя свои темные пятна. Исследуем себя в обстановке социального взаимодействия, то есть в условиях изменчивой окружающей среды, но защищены тем, что мы доверяем друг другу. Наши созданные нами условия позволяют нам обратить внимание на себя поглубже, чем обычно, ломать какие-то стереотипы поведения, мышления, чувствования. Кроме того, наши условия, с одной стороны, как бы искусственные, потому что учебные, с другой стороны, мы не просто ученики, а ученики – психологи, поэтому мы можем покопаться в себе с целью разминировать свои блоки, которые выстроены, чтобы защитить наш образ мира от резких изменений. Действительно, природе все равно, какой образ мира у нас есть, главное, что мы живы и поэтому природа в виде каких-то внутренних психологических и нервных структур противостоит изменениям. Это и есть психологическая защита. Так что наша работа называется раскопками, разминированием, разблокировкой, исследованием, освобождением, выйти из плена собственных мыслей, которые замешаны на предубеждениях, предрассудках, иллюзиях. Но само выражение «исследовать себя» не очень опять же звучит по-русски. Может, кто поделится своими соображениями на эту тему.
    Теперь вернемся к нашим исследованиям или разборкам-сборкам. В основе, нашего стремления к благополучию лежат эмоции. На первый взгляд, конечно, как психологи, будущие психологи, мы должны это понимать. Когда мы стремимся к собственному пониманию? Тогда, когда нам плохо. Эмоционально плохо. Мы дальше разберемся с этими плохими эмоциями. Сначала мы продифференцируем собственно эмоции. Итак, крайняя точка эмоционального реагирования – аффект, это сильная эмоция. Она просто может вырубить наше сознание и наши поступки могут нас очень расстроить. На самом деле, нами будут руководить внутренние установки и инстинкты. Можно их простить за грубое реагирование на шоковую ситуацию. Аффект возникает на такие ситуации, которые встречаются редко: угроза жизни или целостности тела, угроза жизни близких, катастрофы, аварии, стихийные бедствия, военные действия.
    Чаще всего с нами живет эмоция, как положительная, так и отрицательная. Она постоянно с нами присутствует, даже если мы ее не ощущаем. Если вы посмотрите в моей книге «Современное человековедение», в которой приведены многие эмоциональные и чувственные состояния человека, то вы сможете обнаружить у себя не меньше десятка эмоций и состояний, хотя, на первый взгляд, казалось, что ничего не чувствуется.
    Обычно я в этом месте делаю экскурс в эволюционное развитие человека. Отрицательные эмоции помогли нам выжить. Страх, гнев, ярость являлись способом выживания. В наше время актуальность этих чувств достаточно принизилась и выживание, наоборот, все больше связано с положительными эмоциями и пройдет несколько сотен лет и мы спокойнее будем реагировать на разные социальные процессы, может всегда с улыбкой. Ведущая роль положительных эмоций будет проявляться все больше и больше с каждым поколением. Человечество даже придумало психологов, которые работают, как специалисты по эмоциям. А среди них появляются позитивные и прогрессивные психологи, которые являются авангардом всех психологов в том направлении, к которому и движется логически эволюция.
    Итак, эмоции присутствуют всегда. И их количество определяют наше настроение. Настроение – это такой эмоциональный фон, который сопутствует нам продолжительное время. Аффект, эмоция, настроение. И теперь, такое эмоциональное состояние, как чувство. Перед ним, перед чувством можно назвать менталитет, хотя я еще до конца не пришел к определенному выводу, но думаю, что менталитет отражает как общечувственную составляющую настроения и чувств определенной категории людей, объединенных как территориально так и идеологически. Мы вернемся к этому попозже. Чувство – это более продолжительное эмоциональное состояние, которое может длиться всю жизнь. Чем крепче наши чувства, тем больше они влияют на наше настроение и наши эмоции, которые более поверхностны и более изменчивы. Смена эмоции может произойти за одну секунду, а настроение может поменяться от часа и более. Изменчивость настроения, его перепады могут служить сигналом об усталости или расстройстве нервной системы.
    Какие вы чувства знаете? Например, любовь, чувство долга, уважение, честь, патриотизм, если брать социальные чувства мы можем выйти на определенный менталитет. Чем крепче наши чувства, чем они актуальнее, тем больше влияния они оказывают на наш эмоциональный фон. Чувства определенно влияют наше настроении, поведение, мысли и возникает вопрос: что первично наши эмоции, наши поступки, наши мысли. Чтобы прояснить и понять этот вопрос, мы должны обратиться к филогенезу человека и определить, какие функции выполняют эмоции.
    Первая функция понятна всем психологам мира – заряд энергии для достижения удовлетворения потребности. Эмоции являются регулятором нашего движения к потребности, чем ближе мы к удовлетворению потребности, тем нам приятнее, чем дальше или вырисовывается перспектива, что потребность не будет удовлетворена, тем хуже у нас настроение. Если нам кажется, что наше настроение внезапно изменилось, то скорее всего, поступила какая-то информация об удовлетворении или неудовлетворении актуальной потребности. Психолог Симонов вывел такую формулу эмоций Э = П ? (Ин — Ис), где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при ИсИн — положительный, т.е в зависимости от того, какой информацией мы располагаем по отношению к актуальной потребности, такая у нас эмоция и есть. Если информация конечная перспективная больше, чем первоначальная, то у нас отрицательная эмоция.
    На первый взгляд, все понятно, кроме того, если бы мы не были психологами. У нас закономерно возникнет вопрос, как так, разве информация может быть обработана эмоцией? Нет! Значит, обработка произошла с помощью мышления. И психологи в середине прошлого века доказали, что существует такой процесс, как когнитивная оценка ситуации.
    Какой вывод: мышление первично по отношению к эмоциям. Вроде у нас хорошие были мысли, но настроение поменялось. Как так получилось. Оказывается у человека есть латентное скрытое мышление, которое мы называем интуицией.
    Актуальная ситуация, в которой мы находимся постоянно для нашего сознания, но в то же время идет скрытое когнитивное сканирование ситуации на основе поступающих сигналов из окружающей среды, чтобы оценить ситуацию и среагировать на нее. Оценка идет постоянно и если она не угрожает или приближает нас к тому, чего мы хотим, но настроение ровное, если мы отходим или приближаемся, то когнитивная оценка автоматически дает нам эмоциональный сигнал и наступает быстрая перестройка организма в зависимости от информации. Мы чувствуем радость или внезапно ни с того ни с чего изменилось настроение. Отсюда настройка организма или на какие-то мышечные напряжения или на успокоение. Понятно, что энергия может быть и в положительную и отрицательную сторону: нападать, убегать, прыгать от счастья.
    Вторая функция эмоций – коммуникативная. Люди могут владеть собой до определенной степени, не будем брать шпионов, разведчиков или просветленных. Обычный среднестатистический человек в определенной ситуации будет поступать так и так, что и должно отразиться на его мимике и пантомимике. Если он так не поступает, то окружающие могут заподозрить неладное с ним. То есть когруэнтность вырабатывалась столетиями. И ее не соответствие считываются партнерами по общению. И наказывают или избегают. Люди вообще не испытывающие эмоции, такие нарушения психики есть, или не показывающие свои эмоции, изгонялись из общества и погибали. Т.е. естественный отбор сделал такими, что эмоциональные проявления сложно поддаются контролю со стороны сознания. Например, на востоке использовали такой детектор лжи как рис, горстка риса во рту не могла быть пережевана и проглочена если человек врал, так как у него пересыхало во рту. Эмоциональная выраженность приветствуется социумом и поощряется, так как влезть в чужие мысли мы не можем, то по эмоциям мы можем определить хотя бы насколько эти мысли адекватны той ситуации, которая актуальна сейчас. Если горе, то человек горюет, значит его мысли все-таки понятны.
    Меня волнуют сейчас несколько вопросов, связанных с практической психологией.
    Теперь кратко скажу, что делать, если есть эмоциональное состояние, которое невыносимо или просто неприятно, т.е про эмоции, которые надо выражать или все-таки не стоит. Психологи в этом случае делятся на 3 лагеря.
    Первые говорят о том, что сдерживание эмоций — занятие вредное и лучше выразить свою эмоцию, чем заталкивать ее в потайные уголки подсознания, из которых она может выскочить неожиданно и неприятно, или, в худшем случае, незаметно превратиться в напряжение организма, а дальше, где тонко тами рвется, недалеко и до психосоматики, т.е. приобретения болезни тела.
    Вторые, которых раньше было много, потом они забылись и теперь снова появляются более широко. Они говорят о том, что эмоции надо сдерживать, управлять собой и, если не получается, то надо идти к психологу на консультирование или к психотерапевту на лечение.
    Третьи, к которым я отношу и себя, обосновывают свои положения тем, что человек уникален, разносторонен и целостен и в любом вопросе требуется комплексный подход. Какие-то эмоции лучше сдерживать, какие-то лучше проявлять и главное в том, чтобы потом себя не обвинять в любом случае. Лучше потренироваться в тех ситуациях, когда надо сдержаться, а когда надо и дать волю своим чувствам.
    Я решил провести такое теоретическое выступление перед началом группы, чтобы мы более продуктивно проводили время. Меняя свои мысли, свои чувства мы будем управлять своим эмоциональным состоянием. Вывод нет плохих эмоций – есть плохие мысли. Как изменить мысли. Поговорим об этом попозже.
    Иван Котва, психолог

  5. Таким образом, мы приходим к выводу: большое сердце так же, как и большой ум, может привести человека к подлинному величию. Хорошие поступки и чистые помыслы свидетельстуют о величии души.
    (390 слов)
    Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти? (по произведениям А.Алексина, А.Лиханова)
    Пример сочинения на тему: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». (Шамфор)
    «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», – утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда ум с сердцем не в ладу, когда все его чувства протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
    Обратимся к литературным примерам. А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» рассказывает о мальчике по имени Сергей Емельянов. Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.
    Совсем иная ситуация описана в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины – тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно».
    Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что человек, следуя советам разума, не будет забывать и о голосе чувств.
    (398 слов)

  6. Часто нам приходится слышать от других людей такие слова как: “У меня хорошее настроение”, “Я раздосадован этим”, “Они меня обидели” и т.д. Как же можно охарактеризовать тот процесс, который ощущают люди от которых мы слышим такие слова? Верно, это чувства.
    Чувства – это эмоции, которые испытывает человек при тех или иных обстоятельствах. Они могут быть как положительными, так и негативными. На мой взгляд, разные люди по-разному реагируют на окружающий мир. Следственно и чувства у них разные. Каждый индивид переживает и радость и горечь по-своему.
    Приведем пример из истории. Великий полководец Александр Македонский был хорошим психологом и отчасти из за этого завоевал весь мир. Перед боем он приказывал вывести на передние ряды воинов, которые краснели от волнения до предстоящей битвы, а тех, кто белел на глазах приказывал поставить назад. Почему он так делал? Ответ прост. Дебют сражения очень важен и надо хорошо провести его. Те, кто краснели – могли быстро мобилизоваться и вступить в бой, а те кто белел – могли проиграть начало.
    Тогда возникает еще один вопрос. Можно ли управлять чувствами? Я думаю, что все возможно и зависит как от силы воли, так и разума.

  7. Публикации по теме:
    «Как хорошо, что есть театр! Здесь оживают наши сказки… И с ними светлый мир добра!» Фотоотчёт
    11 сентября у нас в детском саду был в гостях театр! С 24 августа по 13 сентября в Московской области проходило комплексное информационно.
    Фотоотчет «Есть у нас танкисты, Есть и моряки»
    С вхождением Крыма в состав Российской Федерации, по новому зазвучала тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В преддверии.
    Сценарий ко Дню защитника Отечества «Нам есть чем гордиться и есть что беречь»
    Сценарий ко Дню защитников Отечества «Нам есть чем гордиться и есть что беречь» Цели: 1. Вызвать положительные эмоции. 2. Воспитывать.
    Сценарий праздника к 60-летию Липецкой области «Нам есть что любить, нам есть чем гордиться»
    Звучит «Липецкий вальс» Дети входят парами, становятся по кругу, танцуют вальс. Ведущий. Сегодня мы недаром собрались Рожденье области.
    Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Как хорошо, что есть на свете мама»
    Цель: Формировать нравственные качества дошкольников. Развитие творческого потенциала, актерского мастерства. Учить передавать образы. Создать.
    Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
    Цель: Дать родителям понятие «Семейное воспитание в развитие личности ребёнка». Предложить игры, которыми могут родители играть дома с детьми,.
    Эссе-рассуждение «Детский сад будущего»
    Эссе – рассуждение «Детский сад будущего». Прежде чем начать рассуждение о детском саде будущего, хотелось бы сделать акцент на непосредственном.
    Эссе-рассуждение «Дорогою добра»
    Что нужно делать, и как чтобы вырастить доброго, внимательного, чуткого ребенка? Есть ли пути, ведущие к воспитанию доброго человека, или.
    Эссе-рассуждение «Моя профессия-воспитатель»
    Некоторые люди считают, что профессия воспитатель- скучная и неинтересная. Я с этим не соглашусь! Когда я была маленькая, я мечтала работать.
    Эссе-рассуждение «Воспитатель — лучшая профессия!»
    От всего сердца поздравляю с праздником “Днём дошкольного работника”! Желаю Вам коллеги профессионального роста, семейного благополучия,.

  8. Евгений Базаров, главный герой произведения «Отцы и дети» Тургенева Ивана Сергеевича вначале представлен читателю абсолютно холодным персонажем, который не испытывает ни малейших чувств. Он не верил в любовь и относился к этому чувству, как к банальной выдумке романтиков и людей, которым нечем заняться. Но Анна Одинцова смогла доказать ему обратное. Рациональный Базаров, представляющий собой сильную личность, внезапно влюбляется. Все его попытки уйти от любви не приносят результатов, лишь во время своих последних минут жизни он признается Анне в любви и умирает.
    Еще одним отличительным персонажем является Евгений Онегин из одноименного романа Александра Пушкина. Татьяна Ларина с первого взгляда влюбляется в Евгения и решает признаться ему в своей пылкой любви. Но черствый Онегин не поддается этому чувству и отвергает женщину. Сердце Татьяны было глубоко ранено, но веря, что Евгений был послан ей с небес, прощает его, и принимает решение жить дальше с этой раной внутри. Спустя некоторое время Татьяна выходит замуж за другого и вновь встречает Онегина, но, к ее удивлению, герой признается ей в своей любви и чувствах. Это сильно поразило героиню, но она решает оставаться верной супругу, несмотря на то, что любви между ней и мужем никогда не было.
    Эмоции могут вспыхнуть в абсолютно любом, даже самом холодном и непристрастном человеке, для этого нужен лишь подходящий повод и немного времени. Любое сердце может растаять, и даже то, которое потухло, может вновь загореться ярким пламенем.

  9.                                        Чувства и эмоции
    Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
    Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
    Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
    Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.
    Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
    Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
    Физиологической основой чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
    Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
    Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
    “Удовольствие — неудовольствие”. Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания “приятного” и “неприятного” развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства.
    “Напряжение — разрешение”. Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
    “Возбуждение — успокоение”. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
    Различают также стенические (греч. “стенос” — сила) и астенические (греч. “астенос” — слабость, бессилие) эмоции.
    Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.
    Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
    Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
    Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
    Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
    Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического.
    Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Так, иногда чувства возникают очень быстро, например в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно (“не сразу обрадовался”). Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых определить трудно или совсем невозможно (большинство наших настроений). Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств — это прежде всего сила переживания приятного или неприятного (“очень приятно”, “малоприятно”). Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.
    В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
    Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а “разлитое” общее состояние. Настроение обычно “окрашивает” все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
    Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
    Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде “взрыва”. Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
    Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
    Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
    Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово “стресс” употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907—1982). Он же ввел понятие “фазы стресса”, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
    Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
    Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
    Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
    Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
    Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
    Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
    Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
    Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции “успеха — неуспеха” обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
    Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
    Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
    В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
    Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
    Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних — чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.
    Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.
    Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.
    Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
    Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.
    Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
    Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе — все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.
    В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.
    Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы: различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др. Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

  10. Как правило, под эмоциями понимают чувства человека, возникающие в организме в ответ на различные раздражители как внешние, так и внутренние. Эмоции прямо влияют на наши восприятие окружающего мира и способ мышления, а также на принятие решений по тому или иному поводу. Это совершенно субъективные, обусловленные индивидуальными убеждениями психологические состояния, возникающие в результате оценки того или иного события. Если данное событие оценивается позитивно, мы начинаем инстинктивно тянуться к источнику эмоции, если же нет – стремимся отдалиться от него.
    Процесс образования эмоции начинается с момента восприятия раздражителя. Спустя некоторый (обычно очень малый) промежуток времени мы начинаем отдавать себе отчет в сути ощущения: ” приятно оно нам или, наоборот, неприятно. Эмоция сопровождается физиологической реакцией – учащённым сердцебиением, покраснением либо бледностью кожи и пр., а также сокращениями мимических мышц на лице (улыбкой, нахмуриваем лба и т. д.) Есть организмы, более склонные к бурной реакции на эмоции – о таких людях мы говорим, как об импульсивных, легко возбудимых личностях, которые способны по незначительному поводу впасть в агрессию, бурный восторг либо тяжелую меланхолию. В разговорной речи понятие «эмоция» мы обычно применяем к внешним проявлениям чувств – состояниям душевного подъёма, мгновенной и глубокой подавленности, сильной взволнованности.
    Некоторые эмоциональные реакции образуются помимо нашей воли – они относятся к т. н. безусловным; другие, например злость, могут быть контролируемыми. Злость можно выразить двумя путями: ассертивным либо агрессивным. В первом случае речь идёт о открытом, но спокойном и доказательном выражении полного своего несогласия с другим человеком (скажем, в форме дискуссии). Во втором случае речь идёт о поведении, источник которого – невозможность избавиться от вызванного эмоцией нервного напряжения и потребность так или иначе причинить другой личности боль. Агрессия может быть также последствием постоянного наблюдения за подобным поведением окружающих и принятия этой модели в качестве основной (например, если человек считает, что ответ на неприятные слова следует как можно сильнее ударить обидчика). Выразить агрессию можно как словами, так и поступками.
    На протяжении многих веков учёные не придавали эмоциям значения, нередко считая их не интересным предметом исследования, а досадными страстями, которые только мешают человеку жить. Сегодня изучением природы эмоции занимается один из многих разделов психологии – физиологическая психология. Учёные, работающие в данной области, заняты исследованием и описанием связей между психическими и анатомически-физиологическими процессами, которые протекают в человеческом теле. В своих опытах учёные опираются на знания в области нейрофизиологии (науки об устройстве нервной системы) и эндокринологии (науки о железах внутренней секреции и особых химических веществах – гормонах, наличие которых в крови способно вызывать яркие эмоции).

  11. 11
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Человек не может оставаться равнодушным к окружающему миру. Предметы, которыми он пользуется, события, свидетелем или участ­ником которых он становится, вызывают в человеке разные эмоции.
    Радость, грусть, возмущение, гнев – всё это разные эмоции. Одни вещи вызывают в нас удовольствие и радость, другие — боль, страх, отвращение… Характер переживаний зависит от того, какое значе­ние имеют разные предметы, явления для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Именно благодаря эмоциям мы получаем первую информацию о тех или иных вещах, оцениваем их; эмоции определяют наше отношение к вещам в дальнейшем: что нам нравится, а что не нравится.
    Эмоции играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют о том, всё ли у нас в жизни в поряд­ке. Наверное, вам знакомо выражение «беспричинная грусть». Ис­портилось у человека настроение. Он сам не всегда знает, почему это произошло. Между тем всё в мире имеет причину. И эмоции, сигнализируя человеку о том, что случилось нечто неприятное, заставляют искать причину испорченного настроения, анализиро­вать свои и чужие поступки. В конце концов причина выясняется: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил пло­хой поступок, работа сделана хуже, чем хотелось бы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *