Сочинение на тему эпоха средневековья

9 вариантов

  1. Средневековье — эпоха в истории Европы, охватывающая более тысячи лет, которые отделяют времена поздней Римской империи, когда она была завоевана и заселена германскими и другими племенами, от времен Великих географических открытий, когда Христофор Колумб достиг Америки (1492 год) и было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным, и началась подлинная эпоха всемирной истории.
    Средневековье — это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира. В Средние века развились те языки, на которых и поныне говорит население Европы, и сформировались — к концу этой эпохи — европейские нации с их укладом жизни и особенностями психологии. В этот период сложились основные европейские государства, многие парламенты и судебные системы.
    Однако для многих Средневековье — период застоя, многовековой спячки Европы. Всеобщее образование, характерное для Древнего Рима, сменилось в Средневековье всеобщей неграмотностью. Грамотность была доступна немногим, основными ее проводниками были монастыри.
    Средние века — эпоха господства обычая, традиции, уважения к «седой старине». К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков. Так как церковь была господствующей силой в средневековом обществе, то перемены в общественной и духовной жизни, в науке и технике происходили очень медленно.
    Завершением Средневековья мы считаем начало XVI в. Однако любое завершение в истории есть не единовременная дата, а относительно длительный переходный период. Новое время, в которое мы живем, характеризуется процессами, приведшими к господству рыночной экономики, политической демократии, научного взгляда на мир, к промышленной, а затем — и научно-технической революции. Специалисты обычно отсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в. — с Английской революции. Таким образом, период от начала XVI в. до середины XVII в. является неким историческим промежутком, который мы назвали кануном Нового времени.
    Характерным для Нового времени является сложение особого новоевропейского типа личности. Этот тип личности весьма отличен от средневекового. Человек Средневековья был в первую очередь частью некоего большего или меньшего коллектива — церкви, сословия, общины, цеха и т. п. Человек Нового времени отделен от коллектива, он ищет основы для своего существования в самом себе, даже к Богу он предпочитает обращаться напрямую, а не через церковь.
    Период «канунов», о котором мы говорим, и есть время сложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей друг с другом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиеся между собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым стали возможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, Возрождение и Реформация. Исход феодальной эпохи, формирование раннекапиталистических отношений породили духовную культуру, уникальную по своей выразительности. Ее идеологической основой стал гуманизм, главное содержание которого — культ человека, поставленного в центр мироздания, связанного с Божественным и земным мирами.
    Люди, жившие в Средние века, не знали, что они — люди Средневековья. Люди Возрождения знали, что их время — эпоха Возрождения. По их представлениям, античность — некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Потом пришли варвары, и свет знаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. А в их время — в Италии XIV – XVI вв. — снова возродился «золотой век», снова возродилась классическая латынь. Отсюда и название эпохи — Возрождение, или, как стали говорить позже, на французском языке — Ренессанс.
    Возрождение Античности было нужно не просто ради нее самой. Люди позднего Средневековья порывали с традицией, но сознание их оставалось все же традиционным. Основания для новых ценностей они искали по-прежнему в прошлом. Это прошлое, известное, почтенное, но не сходное с настоящим, они и обнаружили в Античности. В ней они искали и находили те знания, те ценности, которые им были нужны в настоящем.
    Словом «гуманизм» мы ныне называем любовь к людям, а также такую философию, которая проповедует эту любовь, считает человека высшей ценностью в мире. Но первоначально это слово, родившееся в эпоху Возрождения, значило нечто иное. В XIV в. возникает понятие «studia humanitatis», что можно перевести как «изучение человеческого», от латинского «homo» — «человек». Тех, кто занимался «изучением человеческого», с конца XV в. стали называть гуманистами.
    Чтобы стать гуманистом не требовалось ни аристократического происхождения, ни крупного состояния. Следовало лишь владеть языком Цицерона. Это заменяло и знатность и богатство. В гуманистических кружках, представлявших собой сообщества друзей, могли запросто сходиться и беседовать — на латыни, разумеется, — будущий правитель Флоренции банкир Козимо Медичи, монах Луиджи Марсильи, канцлер флорентийской республики, сын небогатого купца Леонардо Бруни. Перед великой Античностью все они были равны. До середины XVI в. высшие государственные должности как во Флоренции, так и в других городах Италии, посты секретарей пап и государей занимали гуманисты, потому что сограждане и правители считали, что только гуманистические знания, только духовная близость к Античности могут дать человеку возможность стать настоящим государственным деятелем. Томмазо Перетунчелли — переписчик рукописей, сын сапожника — благодаря знакомству с «изучением человеческого» стал римским Папой Николаем V.
    Впервые в западноевропейской истории элита, т. е. совокупность лучших, наиболее уважаемых людей, формировалась не по признаку происхождения, а по принципу обладания определенными познаниями и способностями.
    Гуманисты были искренними христианами, но центром в их воззрениях на жизнь был человек, отличающийся добродетелями не только и даже не столько христианскими — центральными моральными принципами гуманистов были те, которые они называли «достоинством» и «доблестью».

  2. Время средневековья начинается с 10 и заканчивается 15 веками нашей эры. Но нет точного мнения среди историков ни о начале, ни о конце средневековья. Иногда оно предстает на страницах исторических книг как темное время абсолютной власти церкви, инквизиции, удушения любого свободомыслия и науки. Но не абсолютно все бессмысленно и мрачно проходило в средние века, как рисуют иногда исторические хроники.
    Считается, что в средние века в Европе главенствующую роль над умами и над обществом в целом играло духовенство. Массовое сжигание на кострах еретиков в Западной Европе – тому подтверждение. Однако, и в истории средневековья бывали периоды лояльности и веротерпимости. Например, при дворе великого князя Московского Ивана Третьего фаворитами было несколько лиц, официально объявленных православной церковью еретиками.
    Средневековье, что делится на раннее, высокое и позднее, оставило потомкам немалое культурное наследие. К примеру, выплавка чугуна была развита в средневековье, ветряные мельницы, описанные в «Дон Кихоте», тоже были изобретены в те времена. К финалу средневековья относится появление книгопечатного станка, практически перевернувшее развитие цивилизации. Еще одно знаковое изобретение в истории человечества, относящееся к средним векам – это огнестрельное оружие. Инженерно-техническая мысль за времена средневековья далеко шагнула вперед. Также в Европе, к примеру, были образованы университеты, как средоточие науки.
    С другой стороны, действительно, под христианским гнетом, практически не развивалась анатомия (тех, кто пробовал изучать человеческое тело на умерших, отправляли на костер за осквернение и ведьмовство). Ученые люди, образованные люди, изобретатели составляли крайне низкий процент населения, особенно в Европе.
    Бичами средних веков становились эпидемии – холеры, оспы, чумы. Понятно, что прививок тогда не знали (они вошли в обиход лишь в 20-м веке), а соблюдать чистоту для предупреждения чумы не умели.
    Заметными историческими событиями средневековья в Европе были Великое переселение народов, а также Реконкиста. Одним из аспектов первого стало передвижение германских племен на юг, в Италию, на место павшей Западной Римской империи. Реконкиста представляла собой отвоевание ранее занятых мавританским миром испанских земель христианскими народами.
    Знаменитыми личностями эпохи средневековья были, помимо королей, правителей художники, писатели, ученые: Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и другие…
    Средние века оставили нам великолепные готические архитектуру и в целом стиль. Знаменитый романский стиль искусства – тоже культурное наследие средних веков, хорошо сохранившее черты древнеримского искусства.

  3. Эпоха Средних веков давно прошла. Однако не следует забывать, что именно в средневековье был заложен фундамент современного мира.
    Средние века во многом изменили карту Европы, поскольку возникло большин­ство европейских и азиатских государств. Сформировались также европейские народы и оформились языки, на которых население континента говорит доныне. История многих современных европейских народов — англичан, болгар, испанцев, немцев, поляков, россиян, сербов, венгров, украинцев, французов, чехов и других — берёт начало именно во времени средних веков.
    В средневековье возникли первые парламенты и суды присяжных. Выросли новые юрода, ставшие крупными центрами ремесла и торговли. Были возведены замки и храмы, церкви и монастыри. В средние века утвердились современные мировые религии: христианство в Европе, буддизм и ислам — на Востоке. При­мером религиозного сподвижничества и силы духа стали великие святые и про­поведники.
    В средние века с востока на запад вернулись труды многих античных мысли­телей. Восток великие халифаты, далёкая Индия, таинственный Китай — дал миру философа Конфуция, врача Авиценну, писателя Калидасу, сказки «Тысяча и одна ночь» и др. Материал с сайта //iEssay.ru

  4. 4
    Текст добавил: шодиев диловар

    1.) Средневековье – удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов, утопающих в роскоши феодальных замков, умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д’Арк, Робина Гуда и короля Артура.
    Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были вэтом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет – с середины V до конца XV века. Многие ученые считали, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до1453 года (падение Константинополя).
    Средневековье условно делится на три основных периода:
    • Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
    • Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
    • Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
    2.) В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы – университеты. Некоторыеуниверситеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII – XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее – в XIV – XV веках.
    Традиционно средневековое образование ограничивалось церковными школами, которые становились все более популярны из-за расслоения средневекового общества, которому нужны былиобразованные администраторы, юристы, нотариусы, медики и священники. Были вновь открыты античные авторы и римское право, понадобились новые переводы Аристотеля, и для удовлетворения этих новых нужд возникла новая форма образования, а также студенческие гильдии или университеты (общины), от которых произошло наименование учебных заведений нового типа.
    Первым университетом часто называют Болонскийуниверситет, основанный в 1088 г, хотя по этому поводу имеются определенные разногласия. Действительно, этот университет считают «матерью европейских университетов», хотя эта концепция родилась в свое время как символ итальянского национального единства, а не для доказательства того, что именно этот университет был исторически первым. Если считать университетом единую корпорацию студентов ипрофессоров по различным дисциплинам, то, возможно, было бы правильнее считать первым Парижский университет, основанный в 1208 г. С другой стороны, задолго до них учебным заведением, в котором были собраны видные ученые специально для создания «центра средневековой греческой науки и культуры», стал университет в Константинополе. Как и арабские медресе в мусульманской части Испании и на Сицилии константинопольскийуниверситет оказал значительное влияние на развитие высшего образования в Западной Европе.
    В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал “семьсвободных искусств” (septem artes liberales), состоявших из двух циклов – “тривиум” (trivium–“перекресток трех путей знаний”: грамматика, риторика, диалектика) и “квадривиум” (quadrivium–“перекресток четырех путей знания”: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения “философии” предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
    Учебные занятия вуниверситете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также “малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к…

  5. Население европейского континента оставалось достаточно молодым, а сред­няя продолжительность жизни была короткой. Сорокалетние считались людьми преклонных лет. Чрезвычайно высокой была детская смертность. Порой в семье детей умирало больше, чем выживало, и это восприни­малось как трагическая неизбежность.
    Мерилом духовности жизни средневекового человека была христианская религия. Но в народной культуре вместе с христианскими представлениями продолжали существовать древние языческие верования и обычаи (гадания, поклонение воде и огню и др.), что ярко про­явилось в обрядовых праздниках: колядках, щедривках, обжинках и др. В средневековых городах на проводы зимы и встречу весны устраивали карнавалы. Вместо того, чтобы осуждать или запрещать карнавалы, духо­венство охотно принимало в них участие. На время карнавалов отменяли все запреты: люди веселились и высмеивали даже религиозные обряды. Позволялось показывать пародии на всех, устраивать праздники дураков, переодеваться и т. д. При этом участники карнавала прекрасно понимали, что после его окончания жизнь вернётся в привычное русло.
    В XIV-XV вв. в образе жизни европейцев происходят важные изменения. Появляются новые представления об обществе. Именно в этот период утвержда­ются такие понятия, как государственная граница, народ, нация, патриотизм. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Средневековые города были окружены высокими стенами с башнями, а также глубокими ямами для защиты от нападения снаружи. В случае нападения горажане города состовляли военное ополчение. Стены ограничивали рост города, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выступали над нижними. Узкие и кривые улицы городов были часто полутёмными, уличного освещения не существовало что делало купцов и бояр как и обычных людей легкой мешенью для воров и разбойников. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор . Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы, а то и вовсе на голову прохожим. В городах из за нечистот часто вспыхивали эпидемии, которые переносили как и тараканы с крысами, так и бродяги, часто бывали и пожары которые легко перекидывались с крыши на крышу и часто люди не успевали потушить и если город маленький сжигал добрую половину города .Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих владельцев или уходившие в города на условиях выплаты владельцу оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались от личной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно — один год и один день, то он становился свободным. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.
    znanija.com/task/865607
    Сочинение по истории «Путешествие по средневековому городу» или «Средневековый город»
    Я вошел в этот французский город утром через ворота в крепостной стене. Стражники только что открыли городские ворота, запертые ночью. Поэтому со мной в город въехало множество крестьян, которые везли на телегах товары на ярмарку.
    Я попал в лабиринт узких улиц. По некоторым из них не смогла бы проехать даже повозка. Вдобавок вторые этажи домов сильно выступали над первыми. Мне пришлось пробираться в полутьме, держась за стены. Женщины громко переговаривались из окон над моей головой. Один раз сверху прямо на улицу выплеснули помои. Я еле успел отскочить.
    Улицы были очень грязными. На одной из них валялась в луже толстая свинья. В тупиках часто попадались помойки, по которым спокойно разгуливали крысы. Местные жители рассказали мне, что всего год назад в городе появлялась чума. Но опустошающей эпидемии, к счастью, не случилось.
    Я добрался до улицы ремесленников. Здесь работали кожевники, кузнецы, столяры, ткачи, портные, обувщики, граверы, золотых и серебряных мастера. Двери каждой мастерской были открыты и над входом висела эмблема цеха, то есть объединения ремесленников. От местных жителей я также узнал, что в городе работает прядильная мануфактура, где трудится много людей.
    Я вышел на центральную площадь, замощенную булыжником. Полюбовался башней-ратушей, в здании которой заседают мэр и муниципальные власти. По соседству с ней расположился главный городской собор. Он построен в готическом стиле. Его узкие башни с острыми шпилями как будто пытаются дотянуться до небес.
    Над городом возвышался холм, на котором я увидел замок, окруженный стеной и рвом. Это была резиденция герцога Алансонского, феодала и владельца всех окрестных земель. Жители города не работали в его имении, но все равно полностью зависели от его гнева и милостей.

  7. Начало Средневековья приходится на 476 год — дату падения Римской Империи. Упадок религиозных чувств «почвы» предзнаменовал приход одной из мировых религий — христианства — владыки дум Средневекового человека. Отсюда и главная идея Средневековой культуры – теоцентризм (культ бога в искусстве). Основные жанры средневекового искусства – это житие, видение, иконопись, притча. Они тесно связаны с пропагандой постулатов из Священного Писания и христианских ценностей. Естественно, что при таком боголепии появляется необходимый признак средневековой культуры — регламентированность (это наличие жестких канонов и правил в искусстве).
    Средневековый художник — ремесленник, а не свободный творец. Он даже не личность, так как свою индивидуальность он всячески отрицает в творчестве (не подписывает работ, не вырабатывает уникального стиля и т.д.). В средневековом искусстве нет импровизации, весь процесс происходит на уровне регламента. Из этого положения вытекает новая особенность средневековья — анонимность, которая является следствием теоцентризма. Художник — медиум (это форма, оболочка, в которой пребывает время от времени божественная сила) бога, не более. Подпись на творении приравнена к богохульству. Из более или менее светских жанров средневековой литературы можно выделить героический эпос — эпическое народное сказание о героических подвигах представителя того или иного этноса. Пример произведения в светском средневековом жанре (героического эпоса) – «Песнь о Роланде». Светское искусство приобретает реальный вес на переходе от раннего средневековья к романике, когда оформляются первые государства после затяжных феодальных войн. Формируется национальное самосознание, поэтому такие герои востребованы в народной культуре.
    Куртуазная литература — это вторая яркая разновидность светской литературы средневековья. Впервые после античности появляется приоритет темы любви и образ Прекрасной Дамы. Чем ближе к Возрождению, тем свободнее дышит светская литература, примеры тому Боккаччо и Данте.

    Периодизация Средневековья:

  8. 12
    Доклад на тему:
    «Эпоха средневековья»

    Студента 2-го курса
    Дьяковского А.С.

    1. Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации – перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты – с падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к.VI – нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны выделять период сер.XVI – нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. См.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, С.18-19. Таким образом, Средневековье – это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна.
    Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии – системы парламентаризма.Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь какпериода “темных веков” и “мракобесия”, стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую цивилизацию. Там же, С.8-9. В новейших исследованиях Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Это время господства феодального способа производства и аграрной стихии, особенно в ранний период, и соответствующих специфических форм существования общества: поместье, где господин с помощью труда зависимых людей удовлетворяет большую часть своих материальных потребностей; Монастырь, отличающийся от обычного поместья лишь тем, что он – “коллективный сеньор”, и что здесь время от времени встречаются люди грамотные, способные писать книги и имеющие для этого “соответствующий досуг”; и наконец, королевский двор, который переезжает с места на место и организует свою жизнь и управление по образцу обычного поместья. В задачи настоящей работы входит определение основных социально-экономических характеристик этой феодальной цивилизации и описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается также затронуть неоднородность следующих вопросов: какое воздействие оказывала церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным диктатором или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?
    2. Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме “варварских королевств”. На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли – сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.
    Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы.
    Важную роль играла внеэкономического принуждения основных производителей, что объяснялось их хозяйственной самостоятельностью: широко распространилось насилие над личностью производителя – от личной зависимости до сословного неравноправия крестьян и ремесленников.
    Феодальная собственность выступала преимущественно в форме частного владения – поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация крестьян осуществлялась главным образом в пользу одного владельца (короля, дворян, монастыря).
    Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие, а крестьяне – только железные части сельскохозяйственного инвентаря. См.: История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. С. 8-9; Средневековая Европа…, Ч. 2. С. 39-40. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.
    Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства. Его основными классами были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за значительной имущественной дифференциации.
    Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии. Она определялась условной формой собственности (феод.), которую вассал получал ха выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную службу) в пользу вышестоящего феодала.
    Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить завоеванный социальный статус. Там же. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда групп – патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.
    Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена.
    Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь представляло интересы господствующих классов.
    Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который в первое время еще остается в политическом и административном и политическом подчинении у поместья – сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума, гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носилоаристократический характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из аристократического вольнолюбия.
    Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и преобразуя своих “противников” – феодалов. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.
    Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория, а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную – в соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную – источник их средств существования.
    3. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник – папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.
    В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. См.: Там же. Ч.1. С. 201. Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.
    В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продожая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти средства стали использовать для усиления папской казны.
    Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М. 1932. С. 123-136. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.
    Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты – ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми – ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости.
    Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, “была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой”. Средневековая Европа… Ч.2. С. 227. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия ”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.
    Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.
    Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.
    4. Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу – феоду, хотя “феод” и не исчерпывает всех характеристик средневекового общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль – создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Головатенко А. Права человека на фоне истории. // История № 22, 1996.
    2. Дюби Жорж. Европа в Средние века. Смоленск.: Полиграмма, 1994.
    3. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М., 1932.
    4. Культура и общество в Средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990.
    5. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992.
    6. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 г.
    7. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А. Ч.1-5. М.: Интерпракс, 1994.
    8. Филиппов Б. Женщина в средневековом обществе. // История. № 40. 1996. X.

  9. Хорошее было времечко. Люди жили счастливо, никуда не торопились. Мужья ходили на столетнюю войну, не переживая, что жёны будут им в это время изменять.
    Дожидаясь супругов в железных трусах верности, они развлекались исключительно виртуальным сексом, обходясь при этом без интернета. Вирт по голубиной переписке длился неделями, а то и месяцами.
    Мэры городов заботились о своих горожанах, устраивая им Варфоломеевские ночи, которые без проблем компенсировали отсутствие электричества и центрального отопления в домах. Под вечер народ собирался у костров, грелся, обменивался новостями, пел и плясал.
    В подвалах замков знать готовила спортсменов, занимаясь растяжкой своих вассалов. На не попавших в сборные практиковались стоматологи.
    Самым ходовым товаром были оцинкованные вёдра, которые надевали на голову, предварительно приделав к ним рога и проделав отверстия для глаз. Считалось плохой приметой встретить мужика с пустым ведром на голове.
    Время от времени в войну играли озверевшие бабы и у рыцарей считалось плохой приметой повстречать на своём пути, к примеру, Жанну дэ Арк, нёсшую в пункт приёма металла надоевшего ей очередного рыцаря.
    Очень высоко в то время ценился институт отцовства. Каждый мечтал стать папой, если не первым, то хотя бы вторым или третьим, и получить отдельные апартаменты в Ватикане, который называли римской Рублёвкой.
    Народ занимался в основном ремёслами. Ремёсла делились на престижные и не очень. Престижным и высоко оплачиваемым было робингутничество, а из не очень можно назвать колдовство. В ведьмы простой люд шёл неохотно и поэтому туда в особо холодные зимы при нехватки дров в городах записывали принудительно.
    Любимым занятием феодалов были пиры. Когда вино в погребах заканчивалось, шли открывать Америку. Сначала её искали в близлежащих замках, а опустошив и там все бочки, отправлялись за океан к американцам,гнавшим белую из кактусов.
    Мылась знать во времена средневековья очень редко, так как считала, что у неё и так чистая совесть.
    Средневековье является эпохой процветания различных искусств. Особо процветал в то время боди модификейшен. Шрамы, разрезы и ожоги украшали большинство вассалов. В то время, когда одни мастера высекали скульптуры на соборах, другие, не менее талантливые, умудрялись за день высечь до сотни своих подданных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *