Сочинение на тему если бы сад не продали по пьесе чехова вишневый сад

6 вариантов

  1. Если бы сад не продали
    (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Сочинение
    Вопрос, поставленный передо мною в заглавии, казалось бы, прост, да лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду: лебедь воображения вдохновенно устремляется в небо грёз, рак боязливости резво семенит обратно в комедию Чехова, а щука здравомыслия движется в воду рациональности. Тем временем до слуха доносится звук лопнувшей струны. Это распалась связь времён, век вывихнул сустав, и разлетаются в разных направлениях гамадрилы и китайцы, ведьмы, блохи, мертвецы.
    Вернёмся к тому, с чего всё начиналось. К райскому саду , с которым невольно ассоциируется вишнёвый сад Чехова. Я далёк от мысли продавать Эдем – да и кому? Дьяволу, разве что: количество свободных мест в Аду ограничено, предприятие нужно расширять, а сделать это за счёт Рая – изощрённое, дьявольское коварство. Если испоганить самое лучшее, самое чистое – разве не будет это высшим доказательством превосходства Сатаны?
    Я не случайно вспомнил о Дьяволе – им так увлечены постмодернисты (см. антологию «Русские цветы зла», составленную Виктором Ерофеевым), что Князь Тьмы волей-неволей приходит на ум при виде абсолютно постмодернистского вопроса: что было бы, если бы сад не продали?
    Что ж, буду и отвечать на него в духе постмодернизма. Раневская назанимала бы денег и уехала бы снова в Париж, к любовнику. Аня выскочила бы замуж за первого встречного – да хоть за Лопахина, чтобы он оплатил долги Гаевых-Раневских. Варя погрязла бы в быту, стала бы совсем не отличима от служанки, от няньки Аниных детей, от экономки. Гаев спился бы; студент Петя, участвуя в революционных беспорядках, попал бы в тюрьму, где и скончался бы от побоев и болезней. Шарлотта Ивановна погибла бы во время исполнения головоломного трюка; Яшу закололи бы в драке пьяные мужики, жёны которых были бы соблазнены самодовольным Яшей; Фирс умер бы точно так же, как в пьесе Чехова, – никем не замеченный, забытый.
    Всё это почти настолько же скучно, насколько скучны произведения самого Чехова. Снова слышится звук лопнувшей струны. Горит сад, горит усадьба – доведённые до отчаяния крестьяне разрушают всё, что было дорого мелкопоместным дворянам Гаевым – и ожесточённость тем больше, чем более важным это было для помещиков. Вот бесславный конец опошлившихся и выродившихся аристократов.
    Скольких же бед можно избежать, вовремя продав сад! Пусть он вишнёвый, пусть он чудесный, пусть он хранит прелестные воспоминания детства – в нём лежит зерно разрушения, на нём лежит проклятие, к нему не лежит душа. Вишнёвый сад должен быть разрушен! У Чехова точно такое же мнение – именно поэтому его пьеса заканчивается ремаркой «далеко в саду топором стучат по дереву». Это наилучший выход, который смог найти драматург для своих персонажей, чтобы сохранить в них хоть немного чистого, светлого, доброго. Оставь он сад в неприкосновенности – и вселенское зло, дыхание Сатаны наполнит их сердца зловонием кошмара. Палящий смех в глаза пустые их войдёт летящей походкой, и огрубевшие их души при столкновении будут высекать искры и издавать звук, похожий на звук лопнувшей струны.
    В нём слышится напоминание о том, что объём сочинения не выдержан, что список кораблей написан лишь до половины. И чтобы вывести работу на нужную величину, нам стоит стиснуть зубы и выйти на новый виток рассуждений.
    Итак, сад не продали. Опустившиеся персонажи скитаются по мертвеющему саду, и души их разлагаются – с каждым днём всё сильнее. Всё лучшее осталось позади, увяло, сгинуло, пропало. Лишь благоухает погибший вишнёвый цвет и в воздухе разлито пенье мёртвых соловьёв.
    Вот, словно корабль из тумана, выплывает образ Пети. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Петя напряжённо ждёт, когда грянет голос буревестника, в чьём крике – жажда бури и уверенность в победе. Вечный студент готов сгинуть в революционных штормах – иного смысла в его существовании нет. Он уверен, что совсем скоро – лет через пятьдесят или двести, неважно, – повсюду будет сад. Но мы знаем, каким кошмарным местом является вишнёвый сад. И светлое будущее человечества, о котором мечтает Петя, – это настоящий Ад на земле.
    Как тень, скользит по саду образ Ани. Она шарахается от каждого ствола, что стонут и тянут руки-ветви к ней, будто деревья в дантовском Аду, и кровь течёт из повреждений на коре. И Аня сходит с ума от жестокости мира. В её глазах сверкает ужас и пламя будущих пожаров. И если мать её глупа, скучна, гнусна, противна, то дочь ей фору даст и превзойдёт в мерзотности своей, а гибельность страстей её, конечно, утянет в пропасть. Она совьёт семейное гнездо, родит детей – тем больше будет тех, кого с собой утащит Аня во тьму.
    Варвара, русская душою, приводит сад в благопристойный вид, и под её заботливой рукой он обретает красоту музея. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут. Лопахин, заходя в него, приценивается к экспонатам, рассчитывая дорого продать, когда их заполучит в свои руки. Но Гаевы-Раневские крепкой хваткой держат сад, и никаких предпринимателей не подпустят к этому ресурсу. Лопахин сможет продавать лишь запах вишнёвого сада, за звон монет и шелест банкнот.
    И внова Гаев в стороне, читает оды тумбочкам и шкафам за неимением других предметов для воспевания. Он в сад не ходит – охотнее сыграет на бильярде, тем более, что не к чему больше ему приложить свои силы и таланты. Гаев – настолько лишний человек, что сама жизнь его отторгает, извергает из себя. Он разменял свою судьбу по мелочам и дух испустит, не завершив удар по шару кием, и будет похоронен в том же шкафе.
    Его сестра опять в любви погрязнет и уедет – пусть не в Париж, а в Таиланд, допустим. Не нужен сад ей вишнёвый и родина ей не нужна. Любовь Андреевна циничнее всех остальных героев пьесы – давно уж молодость прожгла, но всё не прекращает нырять в любовь, как в чёрную трясину. Теперь в затылок дышит старость, но для Раневской это пустяки. И чтобы сад ей не напомнил юность и в зеркале своём не отразил дряхление хозяйки, она сбегает прочь.
    Шарлотта Ивановна, сопровождая фокусами жизнь свою, в саду и сгинет. Себя саму распилит напополам под вишней, и никто не сможет соединить фрагменты тела. Что ж, эта смерть не хуже и не лучше любой другой.
    Глумливый Яша пропадёт в саду – заблудится в трёх вишнях и не выйдет. Таков конец любого человека, оторвавшегося от почвы. Как листик вишни, от дерева отринутый злым ветром, он унесётся в даль и там завянет. Его исчезновение оплакать мог бы Фирс, но Фирс умрёт, и очень скоро. У Фирса будущего нет. Он в сад придёт, под вишню ляжет, на травы да цветы (гуляют там животные невиданной красы), и дух испустит. Вот так он смертью смерть поправ, восславит жизни таинство, пробудит в читателях и зрителях любовь и радость. Вот и всё.
    Вновь звук лопнувшей струны. Он говорит, что труд исполнен, пора финальную поставить точку. Итак, сад продан – да здравствует сад! А тем, кто не продаст его, пусть будет хуже. Пусть все несчастья мира обрушатся на них. А мы поможем.

  2. А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.
    В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.
    Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.
    Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.
    Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин. Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти. И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.
    Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

  3. Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым в 1904 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и
    даматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в
    ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов
    одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской
    литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий.
    Все эти проблемы переплетаются в содержании “Вишневого сада”, которое заключается в прощании новой, молодой России со своим прошлым, в устремленности ее к завтрашнему Я, светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия – наш сад,” – говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “..л люблю этот дом, без
    вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…”. Но для Раневской и Гаева вишневый сад – символ прошлого.
    Другой герой – деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития. Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”. Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”. Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской. Аня – молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием, Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.
    Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду и лучшее будущее. Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли. Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ‘ что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.
    “Вишневый сад” – великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и
    трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.
    ?

  4. Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости.
    Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! ” Но они не желают его слушать.
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… ” Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда.
    Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.

  5. Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая “идет прямо-прямо, точно протянутый ремень” и “блестит в лунные ночи”. Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.
    Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду — “белые массы цветов”, поют скворцы, над садом — голубое небо. Природа готовится к обновлению — ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: “Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!” И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки. Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!”
    Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек.
    Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40—50 назад: “…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!”
    Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская “рвет телеграмму, не прочитав”, когда называется уже покупатель — Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, — Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *