Сочинение на тему если ты не знаешь риторики

7 вариантов

  1. Сейчас
    в мире идет большой обмен информацией,
    причем совершенно разнообразной, и
    обмен осуществляется различными
    способами. В современное время, как бы
    печально это не было, но все живое общение
    нам заменил Интернет и социальные сети.
    Человек XXI века живет в мире больших
    возможностей, инновационных технологий,
    так сказать, идет в ногу со временем, и
    все вроде бы хорошо, прогресс не стоит
    на месте, но, одно большое но, вместе со
    всем этим куда-то исчезает умение
    правильно и красиво говорить, излагать
    свои мысли. Многие уже давно перестали
    обращать внимание на элементарные
    грамматические или пунктуационные
    ошибки, которые допускают при написании
    чего-либо, это стало нормой. То же самое
    происходит и в устной речи. Порой человек
    говорит, и, похоже, сам не понимает, что
    он пытается донести до своего слушателя.
    В таком случае про слушателя и не стоит
    даже говорить, естественно, что он ничего
    не поймет. Вот в чем вся беда современного
    общества, на мой взгляд. В языке столько
    слов, чтобы сказать, о чем думаешь,
    мечтаешь, что хочешь сделать, но многие
    и двух слов связать не могут, чтобы
    доходчиво выразить свои мысли.
    Вот
    именно с этого момента и возникает
    вопрос: «Что же тогда такое правильное
    речевое общение?». А правильное речевое
    общение или устная коммуникационная
    деятельность, по определению А.В.
    Соколова, есть духовное общение социальных
    субъектов. Еще в далекой древности
    Аристотель,
    роль которого в разработке классической
    риторики наиболее  значима, отвечал
    на этот вопрос так: «Любая
    речь слагается из трех элементов: из
    самого оратора, из предмета, о котором
    он говорит, и из лица,  к которому он
    обращается; оно-то и есть конечная цель
    всего; (я разумею слушателя)»
    .
    И тут возникает еще один вопрос: «Актуально
    ли высказывание Аристотеля в наши дни?».
    Вот на этот вопрос я сейчас и постараюсь
    дать ответ.
    Когда
    человек начинает говорить, а его
    собеседник слушать, между ними происходит
    обмен двумя видами информации. Первый
    вид – это всегда информация, которую
    передают сознательно, целенаправленно,
    она всегда слаженно оформлена в тех или
    иных суждениях или утверждениях. Здесь
    все внимание инициатора общения
    сосредоточено на главном вопросе: «Что
    я хочу сказать, чтобы меня правильно
    поняли?», говоря иными словами – то есть
    как нужно построить свою речь? В то же
    время от говорящего к слушателю идут и
    другие речевые сигналы, на которые
    он обычно  не обращает внимания.
    Сегодня  хорошо известно, что
    практически все, что есть в человеке,
    находит отражение в его речи, манере
    общения. Это и особенности характера,
    образование, социальный, этнический,
    психологический, возрастной,
    профессиональный статусы.
    Кстати,
    именно поэтому древнеримский ритор
    Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не
    речь, а человека, который говорит», тем
    самым он подчеркивал уникальное значение
    речи в жизни любого человека.
    Общение, умение говорить правильно,
    красиво, вот первоначальный критерий,
    по которому о вас будут судить другие
    люди, и строить своё мнение. Своей речью
    человек может показать свое воспитание,
    интеллектуальность, может показать
    себя совершенно с других сторон. Сократ
    утверждал, что человека можно увидеть
    по его словам: «Заговори, чтобы я тебя
    увидел», – говорил он.
    Таким образом, второй вид информации –
    это всегда информация о личности самого
    говорящего человека.
    Существует
    такое понятие, как «красноречие», то
    есть умение красиво говорить. Хотя,
    лично я бы сказала, что красноречие –
    это дар слова, это владение словом на
    очень высоком уровне, это подчинение
    силы слова себе настолько, что оно будет
    работать именно так, как ты захочешь и
    где захочешь. Искусством красноречия
    владели ораторы. Особым уважением они
    пользовались в Древней Греции и Риме.
    Слово было их спутником в жизни. Правильно
    сформулировав и поставив свою речь,
    оратор мог сдвинуть с места не одного
    человека, а целый народ, потому что их
    слова доходили до каждого.
    В
    мире есть наука, которая носит гордое
    название – риторика. Жаль, конечно, но
    есть люди, которые не знают о ее
    существовании или ее значении. Так вот
    именно риторика занимается вопросами
    правильной и красивой речи, говоря самым
    простым языком. Именно риторика разбирает
    ошибки в общении. Я считаю, что ее не
    помешало бы ввести в школы обязательным
    предметом. Просто, глядя на современное
    молодое поколение, видно, что многим
    она явно не помешала бы.
    И
    в своем заключении, я возвращаюсь к
    вопросу об актуальности высказывания
    Аристотеля. Я хочу сказать, что считаю
    его более чем актуальным. Ведь если
    подумать, то быть хорошо подготовленным,
    обладать приличным словарным запасом,
    уметь собрать свои мысли в единое целое
    и донести их до слушателей, учитывая
    особенности аудитории – это очень
    тяжелый труд. Но посильный. Ведь как
    говорил Цицерон: «Красноречие есть
    нечто такое, что дается труднее, чем
    кажется, и рождается из очень многих
    знаний и стараний». Он не случайно
    поставил старания после знаний. Только
    хорошо понимая, зачем и почему нужно то
    или иное знание, человек будет стараться
    его освоить.
    Ну
    и пусть не все мы владеем искусством
    красноречия, но говорить красиво,
    правильно, вежливо и понятно мы можем
    и должны. Вот как раз, поэтому высказывание
    Аристотеля актуально и по ныне. Люди
    постепенно разучиваются говорить так,
    как это было положено, и как бы печально
    это не было, но факт остается фактом. Но
    ведь в наших силах все исправить. Не
    так ли?

  2. В толковых словарях «риторика» – это наука и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официально-научного и делового до бытового, обиходного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теория речи, массовой коммуникации, стилистики и грамматики.
    Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова, речи актуальной, эмоциональной, логичной и ясной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике и ораторстве.
    Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни: они порождают мотивы и цели; даже говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателей и их реакцию. Выбор средств определяет тип культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивации, структуры содержания, выбор слов, грамматику.
    Существует ряд проблем, которые пытается решить риторика, например поиск оптимальных формул общения, наследование механизмов речи, формирование языковой речи и т. д.
    Риторика – одна из древнейших наук. Она возникла около 5 тысяч лет назад в античной Греции. Она в то время лежала в основе многих других наук и сфер общественной жизни. В Греции правила демократия, и умение словами убедить оппонента в правоте считалось очень важным. Именно в этот период появляется понятие «оратор». Это люди, умение говорить для которых было профессией. Ораторы в совершенстве овладевали своим мастерством. Как тогда, так и сейчас главное умение оратора – это умение овладеть вниманием аудитории. Существует ряд приемов, способствующих этому.
    Языковой материал речи всегда занимал доминирующее положение в риторике, ее важнейшие разделы смыкались между собой. Точный выбор слова, построение фразы, использование фигур и тропов, логика и ее точность построения текста характерны как для ораторской речи, так и для научных трудов. Достоинством любой речи, любого текста согласно риторическим традициям и здравому смыслу служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую – форма, а точнее гармония формы и содержания. Но риторика не может признать речь хорошей, если она плохо ориентирована композиционно, неточно выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, если у него плохая дикция и, начав фразу, он не может ее закончить, неуместно жестикулирует.
    Важнейшим аспектом в риторике является логика. Она может быть формальной, диалектической или материалистической. Важно то, что логика должна присутствовать не только в научных трудах, но и в простой разговорной речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Исключением могут быть общая образованность и культура субъекта, собственный жизненный опыт.
    В заключение следует отметить, что античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано большей частью европейских стран и в том числе Россией.
    Любые виды отчетов относятся к жанру ретроспекции. Главный признак – это рассказ о совершенном событии в прошедшем времени. Отчет относится к деловым документам, и поэтому его признаки в основном остаются неизменными. Главный признак – принадлежность к официально-деловому стилю. Отсюда четкость и строгость изложения, главенство цифр и фактов.
    Например, отчет о командировке. Чаще всего командировка – это поездка с деловыми целями. Отчет о командировке содержит в себе сведения о самом процессе, о результатах поездки, какие вопросы были решены, в чем было достигнуто соглашение, что осталось не решенным и что подлежит дальнейшей разработке. Язык отчета принадлежит к жанру ретроспекции, т. е. изложение ведется в прошедшем времени. Используются конструкции типа: Было исследовано. , Было проведено. , и т. д.
    Иногда присутствует подробное изложение течения заседаний, если таковые имели место. В случае, когда командировка имела целью испытания оборудования, должен быть отчет о таковом со всевозможными графиками и формулами, необходимыми для полноты отчета. Если командировка имела отрицательные результаты, т. е. сотрудник не смог достичь поставленной цели, то отчет все равно делается, но уже с докладом о причинах неудачи.
    Лексика, как и во всех деловых бумагах, здесь строго ограничена определенным кругом ее употребления. Предложения безличные и представляют, собой типичные для этого жанра конструкции.
    «
    1
    2
    »

  3. Проверила:
    доцент Г.Х.Фазылова
    УФА 2011
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    1. Зачем нужна риторика
    2. Чему учит риторика
    3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?
    4. Что же представляет собой современная риторика?
    5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?
    Заключение
    Список использований литературы
    Введение
    Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.
    1. Зачем нужна Риторика
    Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.
    1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
    -овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);
    -овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты – речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.
    2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
    -обучение ознакомительному и изучающему чтению;
    -обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;
    -обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;
    -овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.
    Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;
    3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
    4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.
    2. Чему учит риторика
    Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, – «о всякой предложенной материи… красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.
    Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина – отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».
    Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как – адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.
    Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.
    Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное – учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
    Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.
    Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.
    Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
    Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.
    Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.
    Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.
    3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?
    Начиная с 70-90 гг. ХIХ века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела – мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.
    Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.
    И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.
    Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности – разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: …”, “Выступите в дискуссии” и т.д.
    О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой … как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык – умение писать, читать и понимать идет само собой…”

  4. Древние греки по-своему справедливо считали, что учить человека, гражданина демократического полиса, с младых ногтей нужно лишь счету, письму, чтению, музыке и физической культуре. Остальное, если возникнет желание и интерес, каждый сможет добрать сам, в процессе систематического обучения или самостоятельно образовываясь.
    К этой первой «пятерке» предметов, преподаваемых почти повсеместно, затем, усилиями мудрецов-софистов, и добавилась риторика. Почему именно в ней именно тогда возникла острая необходимость?
    Дело в том, что демократия была для жителей Эллады еще в новинку, многому приходилось учиться путем проб и ошибок. Например, власть выбирали сами граждане – из числа тех, кому доверяли и кого хорошо знали. Происходило это во время агоры, народного собрания. Избранным во власть считался тот, за кого поднимался «лес» рук или за кого раздастся больше громких голосов. Ну, и, конечно, тот, кто сумел бы склонить присутствующих на свою сторону аргументами, доводами, поведением, внешним видом и др. Таковы были прямая демократия и площадная риторика. Уже тогда требовалось уметь занимать позицию и свободно её отстаивать, спорить с оппонентами, использовать в споре как доводы, так и уловки. Софисты и стали первыми учителями риторики. Благодаря их деятельности риторика сделалась школьной дисциплиной.
    В средние века она стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, голословно.
    Как обстоят дела с риторикой в наше время? Кое-где она преподается, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми – тяжелой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … что бы вы думали? Страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это еще как сказать…
    Вспомните-ка каждый себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твое имя? Даже когда был готов и уверен в себе – все равно начинались волнение, а то и паника. Идешь к доске – и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять – несешь свой крест на Голгофу. Так что страхи были, и еще какие!
    Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как ораторского искусства – обретение уверенности в себе. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них нет навыка связной, грамотной, красивой речи – всех тех навыков, которым и учит риторика. А когда кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории – почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше сложится мировоззрение, система наших взглядов – тем лучше для нас! Да будет ясной голова!
    Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить, с треском провалитесь? Уволят? Может быть. Но вы не погибнете. Потеряете самоуважение в глазах близких? Да они-то вас знают, как облупленного, знают, как вы можете выступить на самом деле, и постараются скорее забыть эту досадную неудачу. Низко упадете в собственных глазах? Вот это точно ни к чему! Любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
    Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации – от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нас наставляют на путь истинный, ориентируют в нужном направлении – причем, делая это не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдется. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения – вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьешься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемежку со злостью и завистью на окружающий мир – мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен – величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости – физические и духовные – и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться!
    Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать кайф от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться – себе и людям. Так уж многих учили в свое время – стыдно это, недостойно советского гражданина – думать о себе, отрываться от коллектива, устраняться от строительства социализма и коммунизма. Это сейчас наши мозги понемножку приходят в норму. Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, тебе буквально смотрят в рот, жадно ловят каждое твое слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой – дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации еще нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках!
    В-четвертых, сила слова многократно возрастает, когда это слово – публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству – психолог или педагог, воспитатель или бизнес-тренер – находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
    Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, о возвышении над другими, слово – тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками – но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далекой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Ленин и Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно  умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы». А слово – это и есть главное орудие оратора, данное ему  от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьез и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
    Павел Николаевич Малофеев

  5. В грамматических школах Древнего Рима мальчиков учили сначала читать, потом писать, а затем обучали высшему искусству – умению выступать перед публикой. Римляне считали, что настоящий оратор – это тот, кто умеет говорить красиво и образно, придерживаясь в своей речи определенного слога.
    В современном мире риторика воспринимается как научная дисциплина, объединяющая в себе методы гармоничной речи, умение убеждать аудиторию, побуждать к действию. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.
    Риторика подразделяется на частную и общую.

    Общая риторика: как составить текст?

    Здесь рассматриваются общие правила и методы составления текста выступлений, опираясь на закономерности человеческого общения. Готовится ли учитель к проведению урока в школе или прокурор пишет обвинительную речь для суда, а может, тамада готовит свадебную речь – все они должны учитывать принципы речевого поведения.
    Общая риторика гласит, что любая ораторская речь должна соответствовать четырем основным правилам:
    Правило общения со слушателем – построение активного диалога с аудиторией.
    Навигационное правило – выступающий должен вести слушателя за собой, выстраивая свое выступление в логичной и понятной последовательности.
    Правило чувств – речь должна быть объемной, эмоциональной.
    Правило успешности – оратор будет иметь успех тогда, когда будет учитывать вкусы и интересы публики.

    Разделы общей риторики

    Риторику принято делить на несколько разделов, соответствующих разным сферам человеческой деятельности:
    Риторический канон (этапы);
    Техника ораторского выступления;
    Искусство словесного поединка (полемика);
    Искусство коммуникации (беседа);
    Невербальные способы общения (жесты, поза, мимика);
    Этнориторика – раздел, изучающий вопросы речевого поведения у представителей разных народов.

    Риторический канон

    Подготовка к любому выступлению на публике состоит из пяти этапов:
    Подбор материала, осознание темы;
    Составление структуры будущего выступления;
    Проработка деталей речи, вставка художественных образов;
    Запоминание текста;
    Собственно выступление.
    Такая последовательность работы над речью была известна еще древним грекам, это они изобрели античный риторический канон, которым мы и пользуемся до сих пор. Канон состоит из инвенции (изобретения), диспозиции (порядок), элокуции (красота), меморио (запоминание), акцио (выступление). В одной из статей мы разберем с вами эти этапы подробно.

    Частная риторика: когда и где выступить?

    Существует целый ряд профессий, так или иначе связанных с выступлениями перед аудиторией. Рекламный менеджер должен уметь представить товар лицом, священнику нужно так говорить свою проповедь, чтобы вызывать у прихожан слезы радости и умиления, адвокат должен выстроить свое обращение таким образом, чтобы суду стало ясно, подсудимый невиновен.
    В каждом конкретном случае к речь у оратора будет своя, отвечающая определенным требованиям и правилам. Изучением особенностей ораторских выступлений в той или иной профессиональной сфере как раз и занимается частная риторика.

    Виды речи

    Ораторская речь подразделяется на виды:
    Академическая – отличается строгим стилем и логичностью, в процессе выступления используется специальная терминология. К академической речи относятся доклад, обзор, диссертация, а также педагогические виды выступлений: лекция, урок, реферат.
    Судебная – выступление в суде, например, обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката. Основные признаки этого вида – объективность, аргументированность и доказательность.
    Богословско-церковная – религиозная проповедь, прозносимая служителями церкви. Как правило, в ней отсутствует четкая аргументация и не соблюдаются законы логики, на первый план выступают эмоциональность и образность.
    Социально-политическая – ораторское выступление на экономическую или политическую тематику, агитаторская и дипломатическая деятельность. Примеры: круглый стол, диспут, военно-патриотическая речь.
    Социально-бытовая – это речь, подчеркивающая семейные и социальные отношения. Сюда относят тост, свадебную и поминальную речь, поздравление для юбиляра.

    Жанры речи

    В зависимости от того, кому адресована ораторская речь и по какому случаю она произносится, выступление оратора делится на жанры. В каждом жанре свой набор выразительных языковых средств и приемов, своя цель, учитывается степень осведомленности слушателя, его вкусовые пристрастия и интересы.
    На сегодняшний день в риторике существуют сотни жанров, вот некоторые из них:
    Информационная цель – жанры инструктаж, отчет, доклад, самопредставление, рекомендация, лекция;
    Эмоционально-воодушевляющая (эпидейктическая) цель – поздравление, вступительное слово, представление гостя, приветствие;
    С целью убеждения в чем-то – обвинительная речь, прения, дебаты, совещание;
    Призыв к действию – рекламная агитация, гражданское обращение, воззвание.

    Взаимодействие с другими дисциплинами

    Риторика, как искусство ораторских выступлений и искусство эффективного общения, следует двум направлениям:
    Логическое – убедительность выступающего, наличие аргументации и доказательной базы;
    Художественное – красота и образность изложения, пышность и витиеватость слога.
    Основные задачи риторики: правильность речи, убедительность и целесообразность выступления. Отсюда вытекают три основных понятия ораторского искусства: этос – уместность, нравственность; логос – логичность рассуждений и пафос – чувственность.
    С какими дисциплинами соприкасается риторика?
    Лингвистика. Оратора, не владеющего нормами и правилами русского языка, просто невозможно себе представить.
    Стилистика. Эффективность речи определяется ее выразительностью, соответствием определенному стилю.
    Логика. Оратор последовательно выстраивает цепочку событий, убеждая аудиторию.
    Культура речи. Уровень духовного и интеллектуального развития выступающего напрямую влияет на качество речи.
    Психология. Оратор в процессе выступления активно использует средства вербального и невербального воздействия на публику.

    Зачем нужна риторика?

    Ну, хорошо, скажет читатель, риторика нужна юристу, рекламному менеджеру, руководителю компании или проповеднику пригодится. А зачем изучать риторику человеку, чья профессия совсем не связана с общением?
    В повседневной жизни нам часто приходится общаться с друзьями, с семьей, с коллегами по работе, обсуждать текущие проблемы, принимать совместные решения. Согласитесь, сколько людей, столько и мнений? И порою многие проблемы решаются методом дискуссий, прений, взаимных убеждений и доводов.
    Последнее слово стоит за тем человеком, кто сумел убедить всех остальных. Убеждать – значит обосновывать и аргументировать свое решение так, чтобы всем участникам спора это решение показалось очевидным. Я вас убедил? J

    Выводы

    Надеюсь, я вас не сильно утомил научными терминами. Большое их количество говорит о том, что риторика – наука непростая. Риторика изучает способы изобретения и формирования живой убеждающей речи, а также методы результативного взаимодействия с аудиторией. Предмет риторики – рождение действенного слова, способного повлиять на мышление окружающих.
    Риторика является практической наукой. Простого чтения греческих трактатов по ораторскому искусству недостаточно, чтобы научиться говорить логично и красиво. Требуются часы и годы практики, постоянной работы над собой.
    Те, кто хочет изучить все хитроумности и заумности данной науки самостоятельно, следите за новыми статьями, обо всем расскажу весьма подробно. Можете заглянуть и в этот бесплатный курс.
    На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на новости, не забывайте нажать на кнопочку, поделиться с друзьями в сетях.
    Всего доброго! Всегда ваш Юрий Окунев.

  6. Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, – «о всякой предложенной материи… красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.
    Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина – отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».
    Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как – адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.
    Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.
    Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное – учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
    Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.
    Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

  7. Сейчас в мире идет большой обмен информацией, причем совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но все живое общение нам заменил Интернет и социальные сети. Человек XXI века живет в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идет в ногу со временем, и все вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймет. Вот в чем вся беда современного общества, на мой взгляд. В языке столько слов, чтобы сказать, о чем думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.
    Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение?». А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова, есть духовное общение социальных субъектов. Еще в далекой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так: «Любая речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». И тут возникает еще один вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Вот на этот вопрос я сейчас и постараюсь дать ответ.
    Когда человек начинает говорить, а его собеседник слушать, между ними происходит обмен двумя видами информации. Первый вид – это всегда информация, которую передают сознательно, целенаправленно, она всегда слаженно оформлена в тех или иных суждениях или утверждениях. Здесь все внимание инициатора общения сосредоточено на главном вопросе: «Что я хочу сказать, чтобы меня правильно поняли?», говоря иными словами – то есть как нужно построить свою речь? В то же время от говорящего к слушателю идут и другие речевые сигналы, на которые он обычно не обращает внимания. Сегодня хорошо известно, что практически все, что есть в человеке, находит отражение в его речи, манере общения. Это и особенности характера, образование, социальный, этнический, психологический, возрастной, профессиональный статусы.
    Кстати, именно поэтому древнеримский ритор Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», тем самым он подчеркивал уникальное значение речи в жизни любого человека. Общение, умение говорить правильно, красиво, вот первоначальный критерий, по которому о вас будут судить другие люди, и строить своё мнение. Своей речью человек может показать свое воспитание, интеллектуальность, может показать себя совершенно с других сторон. Сократ утверждал, что человека можно увидеть по его словам: «Заговори, чтобы я тебя увидел», – говорил он. Таким образом, второй вид информации – это всегда информация о личности самого говорящего человека.
    Существует такое понятие, как «красноречие», то есть умение красиво говорить. Хотя, лично я бы сказала, что красноречие – это дар слова, это владение словом на очень высоком уровне, это подчинение силы слова себе настолько, что оно будет работать именно так, как ты захочешь и где захочешь. Искусством красноречия владели ораторы. Особым уважением они пользовались в Древней Греции и Риме. Слово было их спутником в жизни. Правильно сформулировав и поставив свою речь, оратор мог сдвинуть с места не одного человека, а целый народ, потому что их слова доходили до каждого.
    В мире есть наука, которая носит гордое название – риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о ее существовании или ее значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. Я считаю, что ее не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.
    И в своем заключении, я возвращаюсь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля. Я хочу сказать, что считаю его более чем актуальным. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории – это очень тяжелый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.
    Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и по ныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остается фактом. Но ведь в наших силах все исправить. Не так ли?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *