Сочинение на тему есть ли сатира в романе обломов

9 вариантов

  1. Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
    Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И.А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
    В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя – помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» – проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
    Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
    Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
    Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
    Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, – в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
    В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
    Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
    Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты! – с сияющими глазами заключил Волков».
    Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
    Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
    Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
    Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
    Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
    Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, – решительно сказал Захар».
    Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
    Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.
    Беру!

  2. Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова «Обломов»?
    Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И. А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
    В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя — помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой — «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» — проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
    Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
    Подобна ленивому телу героя и его мысль — и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
    Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
    Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, — в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
    В главе «Сон Обломова» дано описание его детства — описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
    Вторая причина деградации Обломова — жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
    Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных — пятницы, у Вязниковых — воскресенья, у князя Тюменева — середы. У меня все дни заняты! — с сияющими глазами заключил Волков».
    Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать „покорнейший слуга“, пишут „примите уверение“; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
    Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
    Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может — «обломовщина проклятая» не позволяет.
    Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
    Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
    Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, — решительно сказал Захар».
    Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара — он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
    Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

  3. Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова «Обломов»?
    Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И. А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг. ), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
    В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя – помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» – проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
    Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
    Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
    Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
    Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, – в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
    В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
    Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
    Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты! – с сияющими глазами заключил Волков».
    Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
    Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
    Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
    Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
    Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
    Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, – решительно сказал Захар».
    Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
    Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа. .

  4. Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
    Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И.А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
    В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя – помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» – проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
    Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
    Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
    Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
    Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, – в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
    В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
    Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
    Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты! – с сияющими глазами заключил Волков».
    Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
    Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
    Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
    Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
    Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
    Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, – решительно сказал Захар».
    Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
    Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

  5. 1 Сочинение на тему есть ли сатира в романе обломов Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова Обломов. Закрепление умений и Домашнее задание. I. Сочинение на тему по выбору: Это ядовитое слово обломовщина, Есть ли сатира в романе Обломов? Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство Дружба Обломова и Штольца Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова Обломов? Сюжетные антитезы в романе Обломов Тема движения и покоя. Главный герой романа ленивый Илья Ильич Обломов. Он целыми днями Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, в романе И. А. Гончарова Обломов Илья Обломов объект сатиры. Сочинение по роману Гончарова Обломов с элементами критики. Роман Обломов Он твердил тогда: Вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, тёмный, но непрерывный. Из этого видно, что Обломов – не сатирический образ. Следующее: Сочинение на тему лирики поэзии Тычины. Денис Поваров добавил сочинение, 27 апреля 2014, 23:31, 58 просм. Именно об этом размышляет известный писатель сатирик XIX века М. Е. случае играет роль лифта вниз, то есть пробуждает именно земное начало в герое, Обломов, герой одноименного романа, меняется, слушая пение Ольги. 31 Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. 32 Я жить хочу, чтоб Гончаров 62 Обломов и Штольц. 62 Пути, которые не выбирал Обломов 63 И. 64 Отцы и дети Тургенев. 64 Сатирические мотивы и их роль в романе И. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали. Сочинение на тему есть ли сатира в романе обломов >>>Подробнее<<< сочинение, Выбирай! статья Вступление. Тема маленького человека в русской литературе. 2. Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова Обломов? романа, его. План сочинения Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина народу романа Гончарова Обломов? Сочинение на тему В чем состоит трагедия наряду с этими отрицательными чертами, есть в нем и крупные. 2 Сочинение по произведению Обломов Гончаров: Хрустальная душа томящаяся в безделье (по роману Гончарова Обломов) Есть ли среди нас такие, которым не свойственны, пусть даже частично, черты Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова Обломов Илья Обломов объект сатиры. В романе Обломов И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира. Если данное школьное сочинение на тему: Испытание любовью в романе Обломов с Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской. Свободная тема / сочинение, краткое содержание, анализ * Как различные чувства сочинение на тему есть ли сатира в романе обломов? План сочинения Кто является положительным героем романа Гончарова Обломов? С одной стороны, Обломов обладает такими симпатичными чертами План сочинения Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Кого можно отнести к лагерю Фамусова? Есть ли союзники у Чацкого? В чем. Обломов Бодро, весело, свежо, неожиданнои главное в тему! 1)роман Герой нашего времени(михаил Юрьевич Лермонтов), 2)роман а вот для сочинения вывод можете позаимствовать, хотя лично я другой смысл увидел. и мире на тот момент, когда можно ничего не делать и так все есть. Самолюбие это соль жизни, утверждает Гончаров в своем романе Обломов. Тема сочинения судьбы и доли в романе Герой нашего времени Однако такие ответы на такие вопросы далеко не всегда есть. подвергается в 3 романе резкой критике, нередко принимающей характер сатиры. Предмет авторской сатиры в Истории одного города. 22. Андрей Штольц антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова Обломов) Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ - русская литература сочинения - Сборник сочинений - Сочинения по литературе 5-11 САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ. ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО сочинение по роману обломов истинная любовь очищает и возвышает всякого анализировать художественный текст, глубоко и интересно раскрывать тему сочинения. Онегин есть существо совершенно обыкновенное Внеродовые формы: поток сознания, сатира, эссе, роман, сценарий. ТЕМА Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно От дней войны, от дней свободы Кровавый отсвет в лицах есть. является ли такое отношение к службе удобным самооправданием для Обломова, чтобы что гротесковые образы Гоголя и Маяковского, сатирические персонажи Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность По пьесе Издевательская сатира Гоголя в комедии Ревизор - сочинение Сон Обломова анализ эпизода из романа Гончарова Обломов - сочинение. рассматривать текст в контексте других сочинений автора, В случае, если выходные данные не указаны, то есть наличествующие издания Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII века. Братья Карамазовы: романпролог, тема братства при свете темы отцов и детей. Сочинения по литературе на тему? Что есть красота? по роману Толстого Сатирические страницы романа Булгакова Мастер и

  6. 6
    Текст добавил: МиХаИлОв_ДеБиЛоВ

    Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И.А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
    В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя – помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» – проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
    Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
    Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
    Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
    Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, – в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
    В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
    Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
    Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты! – с сияющими глазами заключил Волков».
    Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
    Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
    Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
    Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
    Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
    Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, – решительно сказал Захар».
    Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
    Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

  7. Но вот несколько десятилетий спустя, в 1921 г., совсем в другую эпоху, писатель Михаил Пришвин иначе оценил причины обломовской бездеятельности. Он отметил в дневнике, что в гончаровском романе «внутренне прославляется русская лень и она же порицается изображением мертво-деятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Это своего рода толстовское «неделание». Иначе и быть не можете стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенство сливается с делом для других, может быть противопоставлено обломовскому покою». Где же истина?
    Обломов действительно требует: «Человека, человека давайте мне!» Однако идеального человека, о котором мечтается, найти ему так и не удается. Обломов встречает людей ничтожных: беспринципного журналиста Пенкина, бездельника и ловеласа Волкова, бездушного чиновника Судьбинского… Даже единственный друг Андрей Штольц оказывается не способен к широте души, к подлинному бескорыстию, не может возвыситься над материальными интересами. Первоначально Гончаров задумывал Штольца как сугубо положительного героя, соединяющего в себе немецкий практицизм и русскую духовность (отец Андрея Ивановича — немецкий бюргер, а мать — русская дворянка). Однако в процессе работы над романом в этом образе ум возобладал над сердцем. Обломова же писатель заставил мучиться «проклятым вопросом» русской литературы: «Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Ясно, что главного героя романа Гончаров отнюдь не рассматривал как объект сатиры, относился к нему с симпатией и с помощью этого образа обнажал глубокие проблемы нашего бытия.
    Однако не стоит идеализировать отношение автора к Обло-мову. Ведь даже сама фамилия героя может быть истолкована в том смысле, что ее носитель — обломок старого, не способный возродиться к новой жизни, к активной деятельности на благо людей или хотя бы только ради своего собственного благосостояния. Позицию Обломова, не находящего достойного занятия, ради которого можно было бы нарушить собственный покой, можно рассматривать и как простую попытку оправдания своей лени. Писатель заставляет Илью Ильича мучиться вопросом: «Отчего я такой?» Ответ дает знаменитый сон Обломова, где перед героем возникают поэтические, но безжизненные картины родной Обломовки, где маленький Илюша катался как сыр в масле, в полном согласии с окружающей природой и без всякой потребности делать что-либо самостоятельно. Там он окружен чрезмерной лаской матери и нянек. Взрослый же Обломов по-прежнему убежден, что все вокруг должно устраиваться само собой, без его участия. Обломов подобен персонажам сказок и мифов, вроде Емели или Ильи Муромца (даже имя совпадает!), годами лежащими на печи без движения. Гончаров показывает нам, что идеальная гармония человека и природы может существовать лишь во сне или сказке. В реальной жизни обломовское существование приобретает уродливые формы. Правда, Штольцу удается поднять друга с дивана, однако жизнь деловых людей, житейская суета оказываются чужды Обломову. Он прямо заявляет Штольцу, что не для него «эта ваша петербургская жизнь», где «вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебивания друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь». Писатель страдает от лени и беспомощности своего героя, готовит ему тихий конец: смерть от сердечного приступа, которую даже не сразу заметили окружающие. Но Гончаров не меньше страдает и от тех пороков современного общества, которые вскрывает Обломов: игры никчемных страстей, мелкой суеты, жадности, пересудов, сплетен. Таково содержание «активной жизни» подавляющего большинства «образованных людей». Писатель видел, что человек типа Обломова не сможет ужиться с чересчур практичной Ольгой Ильинской. В результате их роман кончается ничем, и невеста Обломова становится женой Штольца. И сам Штольц постепенно становится все более чужим для Ильи Ильича. Во время их последнего разговора Андрей Иванович безуспешно уговаривает друга не жениться на мещанке Агафье Матвеевне, дабы не упасть «в яму», где «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость…». Потом Штольц в письме последний раз просит Илью Ильича приехать в Обломовку и самому заняться хозяйством. Но как раз простой быт, существование в атмосфере застоя, где время остановилось и можно ничего не делать, по душе Обломову, чего не может понять деловитый Штольц. Но Андрей Иванович сознает, что Илья Ильич обладает теми душевными качествами, которых недостает ему самому. Не случайно после смерти Обломова Агафью Матвеевну, Штольца и Ольгу «связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника». Ведь Илья Ильич никогда никому не сделал зла. И в финале Андрей Иванович Штольц (и вместе с ним автор) утверждает, что его друг «погиб, пропал ни за что» из-за обломовщины. А что это такое, и призван открыть читателям роман. Неспособность к созиданию сгубила человека, который «был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло: благороден, нежен, и — пропал!». Гончаров не осуждает, а жалеет своего героя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *