Сочинение на тему этимология

6 вариантов

  1. Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат только данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
    Изучением их происхождения занимается особая наука — этимология. Ее название происходит от греческих слов — etymon (значение) и logos (учение, наука). Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобии». Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
    Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.
    Вот, например, слово «каракатица». В современном русском языке близкими к Нему являются слова «курица» и «девица». Они показывают, что слово «каракатица» должно происходить от прилагательного «караката». Сравнение с хорошо известным русским словом «волосата» (краткая форма прилагательного «волосатый») показывает, что прилагательное «караката» также должно иметь значение избытка чего-то.
    В русском языке нет слова «корок», но учитывая, что в болгарском и польском языках есть слово «крак» — нога, мы можем прийти к выводу, что слово «каракатица» означает «многоножка».
    Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.
    А ВОТ ШАБЛОН СОЧИНЕНИЯ
    Нужны ли нам знания о ……….. .Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь более грамотной и организованной.
    Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
    Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
    Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
    Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
    СОЧИНЕНИЕ
    Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Словарь — незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому словарю обратиться.
    Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и филологические (лингвистические). Первые повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей. Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях.
    Остановимся подробнее на филологических словарях.
    Словарь всех словарей — толковый словарь. Он «толкует» объясняет значения слов и даёт им определённые характеристики. Существует несколько значимых толковых словарей русского языка, но «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и однотомный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова являются самыми популярными.
    В фразеологическом словаре собраны и систематизированы фразеологизмы русского языка с объяснением их значения, а иногда и с указанием происхождения. Каждый фразеологизм обычно иллюстрируется примером из литературы. Авторами данных словарей являются В.И. Даль, С.В. Максимов, Н.С. и М.Г. Ашукины, А.И. Молотков, В.П. Жуков и др.
    Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов. Названия данных словарей говорят сами за себя. Каждая из этих книг старается наиболее полно отразить богатство русского языка определённым лингвистическим материалом и отражает наличие в языке слов определённого типа.
    Чтобы узнать происхождение слова нам необходимо обратиться к историческому или этимологическому словарю. Он откроет нам все тайны и загадки слова. А если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Словообразовательные словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре.
    Существует ещё много других типов словарей: словари сочетаемости (лексической), грамматические словари и словари правильностей (трудностей), диалектные, частотные и обратные словари, ономастические словари (словари собственных имен), словари иностранных слов, словари языка писателей и словари эпитетов, словари сокращений и словари лингвистических терминов. Разобраться в таком количестве видов и типов словарей и обратиться за помощью именно к тому словарю, который действительно может помочь, иногда бывает слишком сложно. Но Вы всегда можете получить необходимую помощь у наших онлайн репетиторов по русскому языку. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас тарифный план и подключайтесь прямо сейчас!

  2. Этимология – это лингвистическая дисциплина, которая изучает происхождение слов. Но, кроме того, это слово может означать собственно «происхождение». Например, можно сказать: «Мы изучаем этимологию и морфологию». А можно и так: «Этимология этого слова вполне ясна».
    Естественно, происхождение слова может быть очень интересным. Например, все мы знаем, что и русский, и английский языки относятся к одной группе индоевропейских языков. Однако же сходство между ними обнаружить непросто. Но, обратившись к этимологическому словарю, можно узнать, что многие слова имеют общее происхождение.
    Трудно поверить, но слова, которые мы привыкли считать исконно русскими (например, тетрадь или школа), имеют на самом деле иноязычное происхождение. Допустим, слово «школа» пришло к нам из латинского языка, а такое, казалось бы, чисто русское слово «сарафан» – на самом деле тюркское. Еще интереснее узнавать о происхождении фразеологизмов, ведь в них мы часто встречаем устаревшие или редкие слова, слова в непривычном значении. Нередко один-единственный фразеологизм открывает перед нами целую страницу древней народной жизни.
    Уже в детстве ребенок начинает обращать внимание на разные слова и задумываться, почему мы говорим именно так, а не иначе. Нередко дети или даже взрослые без специального образования пытаются восстановить происхождение какого-нибудь слова. Иногда они правильно догадываются, а иногда – нет. Тогда ученые называют это «народной этимологией» – объяснением, придуманным людьми, не умеющими на самом деле делать реконструкцию древних форм. Например, некоторые люди думают, что слово «демонстрация» образовано от слова «демон», поэтому считают, что верующие христиане не должны ходить на какие-либо демонстрации.
    Чтобы узнать, как произошло то или иное слово, ученые долго изучают похожие слова родственных языков, обращая внимание на то, как меняются в разных языках звуки в процессе их истории. Это длительная и кропотливая работа, требующая знания хотя бы трех-четырех языков: как минимум, старославянского, латыни, древнегреческого. И, конечно, надо знать, как это делать. А любой из нас может получить информацию о происхождении слов или фразеологизмов, обратившись к этимологическому словарю.

  3. В разделе Домашние задания на вопрос Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему “Почему важно знать этимологию слов” заданный автором Приспособляемость лучший ответ это ВОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
    Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат только данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
    Изучением их происхождения занимается особая наука – этимология. Ее название происходит от греческих слов — etymon (значение) и logos (учение, наука). Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобии». Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
    Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.
    Вот, например, слово «каракатица». В современном русском языке близкими к Нему являются слова «курица» и «девица». Они показывают, что слово «каракатица» должно происходить от прилагательного «караката». Сравнение с хорошо известным русским словом «волосата» (краткая форма прилагательного «волосатый» ) показывает, что прилагательное «караката» также должно иметь значение избытка чего-то.
    В русском языке нет слова «корок» , но учитывая, что в болгарском и польском языках есть слово «крак» — нога, мы можем прийти к выводу, что слово «каракатица» означает «многоножка».
    Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.
    А ВОТ ШАБЛОН СОЧИНЕНИЯ
    Нужны ли нам знания о ……….. .Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь более грамотной и организованной.
    Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению) , вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
    Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, …………………………. Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
    Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
    Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
    Источник: Удачи на экзаменах!


  4. +округлите плиз!!!
    до сотых 13,405 ;   28,2018;   0,2375;    18,0025;    26,399
    до единицах    18,25;   3,099;   9,73;    239,81;
    до тысячных  0,5261;   9,9999;  1,58762

    Сергей и Николай вместе весят 92 кг, Сергей и Костя весят 95 кг, а Николай и Костя вес? ?т 97 кг. Сколько весят вместе Сергей, Николай и Костя

    1)Put the appropriate verb form 1    If only I _______ ____________ more time for my hobbies. (have) 2    I wish it ___________________ more often in Valencia. (rain) 3    I wish I ___________________  to go to your nephew’s wedding. (have NEGATIVE) 4    If only it ___________________ . The garden’s as dry as a bone. (rain) 5    I wish Samantha ___________________ her hair more often. It looks so greasy all the time. (wash) 6    I wish you ___________________ so horrible to your brother. He’s a really nice bloke. (be NEGATIVE) 7    I wish the council ___________________  that beautiful old house. It is part of the town’s heritage. (demolish NEGATIVE) 8    If only I ___________________ the money to go to Jon’s wedding in The States. (have) 9    I wish you ___________________  to your mother like that. (speak NEGATIVE) 10    I wish Jorge ___________________  so fast. It’s only a matter of time before he kills someone. (drive NEGATIVE)

    самые известные в мире каналы и что они соединяют:)
    Только не надо присылать текст на всю страницу с непонятными и ненужными предложениями. Мне нужно коротко и понятно. Четкий ответ. Спасибо за понимание;)

    Обрразуйте пожалуйста слова в инфинитиве, уязвимые или не уязвимые: разрушаю, разрушить, съезжаю, съеду, перегоняю, перегоню, отвечаю, отвечу, прилетаю, прилечу

    Помогите решить уравнение 12=1/2?a?3v2

    Помогите решить задачу на встречное движение. СЕГОДНЯ!
    V=54км/ч> ^ < ?км/ч,на 6 больше. t=3часа S=? км 1) первое действие, пояснение. 2)второе действие, пояснение. 3)третье действие, пояснение. Надо ли писать третье действие?
    Помогите!!!
    3. Упростите выражение (z – 2)(z + 4) – (z – 3)2 – 7z
    и найдите его значение при z = –3.

    составить 2 предложения со словами: Лиса съела и Лиса села

    характеристика согласных звуков. В каком случае согласный звук мягкий, а в каком твердый?

  5. Слово студент происходит от латин­ского studium(«студиум»), то есть усердие. Так что студент — это не тот, кто числится в высшем учебном заведении и имеет сту­денческий билет, и даже не тот, кто получа­ет стипендию. Студент по определению обязан учиться усердно.
    Дело в том, что слово комплимент появилось в рус­ском языке в начале XVIII века, в Петровскую эпоху — задолго до того, как французский язык стал основным для русского дворянства. В те времена ориентировались па пунктуальных, деловитых немцев и на галантных гол­ландцев, но никак не на французов. И первоначально слово комплимент — а равно кумплюмент, кумплемент, куплюмент и куплемент — использовалось в более ши­роком смысле, применительно к «культурной» переписке. Тогда в России появилась книга «Приклады, како пишут­ся комплименты разныя». В этом руководстве приводи­лись образцы формул, которыми следует начинать пись­мо, выражать свои чувства к даме, формулы, удобные для заключения письма, а также образцы интимной, поздра­вительной и официальной переписки. В общем, класси­ческий письмовник…
    Но и этот случай довольно тривиальный. В действи­тельности, имеются такие ситуации, когда гипотеза о про­исхождении того или иного слова может стать объектом полноценного и достаточно объемного исследования. Лю­бой этимологический словарь, к которому вы можете об­ратиться, содержит лишь «выжимки» такого исследования. А неоднозначность некоторых случаев вынуждает ученых полемизировать друг с другом и даже прямо указывать на то, что их выводы только вероятны.
    Выражение сирота казанская возникло во времена после завоевания Казани Иваном Грозным. Татарские князья, оказавшись под­данными русского государя, слезно выпраши­вали у него поблажки, сетуя на свою горькую судьбу сироты. Это выражение в наши дни используется, когда мы говорим о человеке, который стремится кого-то разжалобить, показав свое бедственное положение.

  6. Доклады и сообщения по русскому языку
    К теме: ЭТИМОЛОГИЯ
    У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.
    Этимология — раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении “жужжать”, “гудеть”. И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть.
    Некоторые слова изменили не звучание, а смысл. Например, словом гость мы называем сегодня человека, который пришёл нас навестить, а в давние времена так называли приезжего купца (это таких гостей в сказке А. Пушкина звал к себе царь Салтан).
    Когда-то слово лихой имело значение “плохой”, “дурной”, а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении — “удалой”, “смелый”.
    Ещё один пример. Сегодня у слова зараза есть 2 значения: оно обозначает ругательство, а также употребляется в значении “источник инфекционного заболевания”. Но в конце XVIII века слово зараза употребляли для обозначения “прелести”, “привлекательности”.
    Одним словом, очень интересная эта наука — этимология! И часто так бывает, что история происхождения какого-нибудь слова оказывается увлекательнее иной детективной истории.
    О происхождении некоторых слов, а также устойчивых словосочетаний (они называются фразеологизмами) в нашем языке вы узнаете, прочитав следующие страницы.

    Ладонь

    У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова.
    Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

    Зонтик

    Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история.
    Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется “зоннедек”, что значит “покрышка” или “закрытие от солнца”. Но слово “зоннедек” оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик.
    Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

    Карусель

    Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно.
    Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали “карусель” (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает “хоровод в седле”.
    Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры.
    Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

    Тянуть канитель

    Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: “Тянет канитель”. Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась “канитель”. Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

    Проще пареной репы

    Репа — самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы приготовить было быстро и очень легко. С тех пор и пошло выражение проще пареной репы. Так говорят о том, что просто сделать.

    Прописать ижицу

    Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки.
    Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит “проучить, наказать”, а также “сделать внушение кому-нибудь”.
    Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. “От фиты подвело животы”, — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: “Фита да ижица — к ленивому плеть ближится”. Прописать ижицу буквально значило “выпороть розгами за невыученное”.
    Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу.
    Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: “жестоко наказать кого-нибудь, проучить”. Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

    В ногах правды нет

    “Садись, ведь в ногах правды нет”, — так издавна говорят в русском народе.
    Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие.
    Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть “нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком”. Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

    Корова и каравай

    В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай?
    В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл “рогатая говядо”. И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так:
    Как на наши именины
    Испекли мы каравай!
    Вот такой высоты!
    Вот такой высоты!
    Каравай, каравай,
    Кого хочешь выбирай!
    Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

    Рукавицы, перчатки, варежки

    Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском.
    Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит “обвивающая руку”. Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть “обвивающая ногу”. В словацком языке ногавицы — это “брюки, штаны”, поляки и чехи называют ногавицами “штанины”, в словенском языке ногавицы — это “чулки или носки”. И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы.
    А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть “палец”. Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами).
    А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении “охранять, защищать”. Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это “варёные рукавицы”. В словаре Даля приведена такая поговорка: “Нужда рукавицу с варьгой сроднила”. Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

    Красный

    В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит “хороший, приятный”. А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают “лучшая птица” или “лучший зверь”, то есть “самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь”. Даль в своём словаре писал так: “Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие”.
    В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает “красивый, прекрасный, приятный”. В стихотворении Н. Некрасова “Крестьянские дети” есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении:
    Играйте же, дети, растите на воле,
    На то вам и красное детство дано.
    В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает “разукрашенный” и “почётный, парадный”. То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь.
    Значения “лучший, приятный”, “красивый, украшенный” были самыми первыми значениями прилагательного красный.
    Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах.
    В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — “революционный”. В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке.
    Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

    Пигалица

    Что обозначает слово пигалица? У этого слова есть 2 значения. Пигалицей называют небольшую птичку, чибиса. Но пигалицей часто называют и человека небольшого роста, незаметного. Учёные считают, что это звукоподражательное слово — то есть оно возникло в языке как звукоподражание крику чибиса. А чибис кричит так: пи-ги, ки-ги!
    “Доклады и сообщения по русскому языку” В. А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *