Сочинение на тему евгений онегин образ автора в романе

13 вариантов

  1. А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного – он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

    Рассказчик как герой произведения

    Автор в романе “Евгений Онегин” является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.
    Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

    Виды лирических отступлений

    Раскрытие образа автора в романе “Евгений Онегин” происходит благодаря отвлеченным размышлениям и воспоминаниям поэта. В произведении достаточно много различных авторских отступлений:
    воспоминания поэта о своей жизни;
    рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
    размышления философской направленности;
    об общественной жизни и социальных проблемах;
    путешествии;
    темы дружбы и любви.
    Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

    Особенность стиля повествования

    Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.
    Для Александра Сергеевича “Евгений Онегин” – это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. “Евгений Онегин” – одно из великих произведений русской литературы.

  2. Образ автора — это точка зрения, которая отображает действительность.
    “Евгений Онегин” — это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки.
    Необходимо отметить, что в романе “Евгений Онегин” важную роль играют лирические отступления, которые прерываются повествованием о судьбе героев. В них Пушкин, отвлекаясь от действия романа, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, искусство, язык.
    Образ Пушкина в романе многолик: он выступает и как рассказчик, и как персонаж романа — друг Онегина: “Онегин, добрый мой приятель”.
    Также с автором связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина.
    И, наконец, он выступает как лирический герой. Можно проследить все этапы биографии поэта: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское.
    Образ автора изменяется во времени:
    Лета к суровой прозе клонят,
    Лета шальную рифму гонят…
    Характер автора отображается в оценках героев, в отношении к ним и их поступкам. Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего — Татьяне Лариной: “Я так люблю Татьяну милую мою!”. В них много общего: в отношении к природе, свободе.
    Поэт постоянно подчеркивает разницу между ним и главным героем. Автор и Евгений противопоставляются в отношении к театру: первый называет его “волшебным краем”, второй видит в нем лишь развлечение, для героя характерен светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любит природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя — это “наука страсти нежной”, о себе же поэт говорит:
    Замечу кстати: все поэты —
    Любви мечтательной друзья.
    Важна разница в их отношении к литературе. Об Евгении автор пишет:
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Но в то же время между Пушкиным и Онегиным есть некоторое сходство во взглядах: их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтенье Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных.
    Помимо Татьяны, духовно близок к поэту и далек от Онегина Ленский. Так же, как и Пушкин, он поэт. Однако в изображении всех персонажей, даже Татьяны (в ее письме), присутствует ирония. О Ленском автор пишет:
    Мой бедный Ленский! изнывая,
    Не долго плакала она.
    Увы! невеста молодая
    Своей печали неверна.
    Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет:
    С ним подружился я в то время.
    Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика.
    Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической. Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию “энциклопедии русской жизни”.
    Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.

  3. В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
    О, вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:
    Я думал уж о форме плана
    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу,
    Пересмотрел все это строго:
    Противоречий очень много,
    Но их исправить не хочу,
    Цензуре долг свой заплачу…
    Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.
    В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:
    Условий света свергнув бремя,
    Как он, устав от суеты,
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    И дальше поэт продолжает:
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.
    Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:
    Цветы, любовь, деревня, праздность.
    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.
    Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.
    В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» – о молодости и старости – дано в восьмой главе романа:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть сумел.
    В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.
    Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.
    В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».
    В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.
    Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:
    И здесь героя моего,
    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.
    Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

  4. На страницах романа мы прослеживаем, как был близок автору его любимый герой – Онегин. Они были очень похожи друг на друга.
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.
    Но автор также отмечает, что они с Онегиным совершенно разные люди, говоря:
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.
    Стоит отметить, что образ автора в романе обезличен. Мы не знаем, кто он, как его зовут, столько ему лет, как выглядит. По моему мнению, образ автора впитал в себя черты самого Пушкина, ведь каждое его отступление дает нам возможность задуматься и высказать свое мнение.
    В лирических отступлениях звучит голос мудрого человека, который повидал жизнь. Он знает всю правду о человеческой сущности, но продолжает любить ее.
    Автору не чужды светские утехи, но он подчеркивает, что все должно происходить вовремя. В жизни каждого человека есть время, когда можно допускать ошибки, веселиться, влюбляться, кружиться в вихре танца на балах. И есть время, когда нужно задуматься над своими поступками, найти свое предназначение в жизни и следовать ему.
    В кульминационных моментах произведения, автор не делает ни каких выводов, он дает нам свободу выбора, мы должны самостоятельно определить судьбу главных героев.
    И здесь героя моего,
    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.
    Таким образом, можно сказать, что образ автора в романе «Евгений Онегин» – это образ мудрого человека, который ценит дружбу, любовь, свою родину. Он дает нам много советов, главный из которых заключается в умении ценить и наслаждаться каждой минутой своей жизни.

  5. 5
    Текст добавил: I love твою маму

    Пушкин писал роман в стихах «Евгений Онегин» практически десять лет. За это время он разработал не только образ Евгения, но и включил в повествование самого себя. Это можно заметить, если вчитываться в роман, нередко сам автор вклинивается в рассказ о чем-либо. Каков же образ Пушкина в этом романе?
    Только заметив присутствия автора как героя, можно определить его сходство с Онегиным. Действительно, Пушкин довольно часто сравнивает его с собой, а еще постоянно в рассказе употребляет местоимение «мы», подчеркивая связь героев. Да и утверждение, что Онегин давний друг Пушкина наводит на мысль о том, что часть своей натуры Александр Сергеевич все же поместил в этого светского человека.
    Раскрывается образ автора и в лирических отступлениях. На протяжении романа их огромное количество, и практически в каждом из них можно заметить присутствие Пушкина. Он рассказывает о любовании природой, о присутствии рядом с тем или иным героем, нередко демонстрирует свое отношение к происходящим событиям и ситуациям.
    Пушкина заметно и по его друзьям. Они не раз упоминались на протяжении романа, и каждого поэт кратко охарактеризовал. Запоминается присутствие Чаадаева, Вяземского и княгини Волконской. Именно включением реальных лиц Пушкин вписывает себя в произведение как героя.
    В романе также раскрываются детали биографии самого Пушкина. Упоминаются его творческое развитие, известность, период его ученической деятельности. На основании этих сведений можно сказать, что «Евгений Онегин» биографичен. Нужен был этот прием для того, чтобы передать авторский взгляд в более четкой и обоснованной форме.
    Можно сказать, что Пушкин является одним из главных героев романа, и более того, его образ в корне изменяет привычное повествование. Пушкин и рассказчик, и оратор, и полемик, и персонаж в одном лице.

  6. В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
    О, вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:
    Я думал уж о форме плана
    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу,
    Пересмотрел все это строго:
    Противоречий очень много,
    Но их исправить не хочу,
    Цензуре долг свой заплачу…
    Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.
    В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:
    Условий света свергнув бремя,
    Как он, устав от суеты,
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    И дальше поэт продолжает:
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.
    Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:
    Цветы, любовь, деревня, праздность.
    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.
    Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.
    В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» – о молодости и старости – дано в восьмой главе романа:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть сумел.
    В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.
    Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.
    В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».
    В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.
    Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:
    И здесь героя моего,
    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.
    Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

  7. “Евгений Онегин” — первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна — вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина — Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
    Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он — друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
    Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял .вызов Ленского:
    Он мог бы чувства обнаружить,
    А не щетиниться, как зверь;
    Он должен был обезоружить
    Младое сердце…
    Онегин — друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин — не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому — творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, — писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин — совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:
    …рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя
    Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок.
    Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
    В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
    Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
    Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс — во всем этом виден Пушкин — единомышленник декабристов, Пушкин — представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

  8. В поэме Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по замыслу поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
    Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — свою и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их!
    Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор понимает, что всеми этими “болезнями” его героя заразило общество, но ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, и разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?..
    Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый “верный идеал”, то Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого, руководимого светской моралью Онегина: “Учитесь властвовать собой”. Автор же не перестает утверждать: “Я люблю Татьяну милую мою”.
    А что мы можем сказать об Онегине, который, ненавидя общество и его законы, тем не менее, считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские “законы чести”, порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Автор пытается показать, что Онегин не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, связывающим его по рукам и ногам, в нем еще не проснулся борец. И почти физически ощущаема боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
    Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же, нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — портрет всего “молодого поколения” того времени: “пылкая душа”, ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, преданность высоким мечтаниям.
    Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть и запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула потаенные струнки и в усталой душе Онегина. И здесь Пушкин как бы отстраняется от своего героя, оставляя его без уныния в сердце, с верой в будущее. Это будущее прекрасно своей зрелостью, опытом, красотой и торжеством жизни.
    Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что автор издали следит за нашими переживаниями.
    Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здоровое начало. Он верил, что молодое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и “болезней” праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов.

  9. А. С. Пушкин — не только повествователь, сочинитель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям необыкновенную достоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реален образ его автора. Автор как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Автор — живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения автора в события романа органичная, творчески оправданная: не нарушая ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.
    Присутствие образа автора мы замечаем с самого начала романа, например, поэт подчеркивает типичность полученного Онегиным образования, более того, включает в эту социальную среду и себя:
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь…
    Пушкин всячески отстаивает свою, независимую от главного героя оценку событий, жизненных ценностей, противопоставляя пресыщению Онегина театром восхищение им, называя театр “волшебным краем”, холодному отношению Онегина к балам — свое восторженное отношение к ним: “Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд…” Настроение поэта в начале романа игривое, ветреное, переменчивое. Он поклоняется женским ножкам, уподобляясь Онегину и всему пустому аристократическому обществу, изучившему “науку страсти нежной”, воздавая дань юношеским забавам:
    Люблю ее, мой друг Элъвина,
    Под длинной скатертью столов,
    Весной на мураве лугов,
    Зимой на чугуне камина,
    На зеркальном паркете зал,
    У моря на граните скал.
    Автор здесь легкомысленный, вполне в духе “света пустого”, типичный завсегдатай столичных балов. Но сразу же следует опровержение: да, он не идеальный, издержки воспитания, среды, образа жизни петербургской аристократии и на него наложили отпечаток. И все же автор достаточно сложный, неоднозначный, он вмещает в себе наряду со светской бесцеремонностью глубину и утонченность чувств:
    Я помню море пред грозою:
    Как я завидовал волнам,
    Бегущим бурной чередою,
    С любовью лечь к ее ногам!
    Как я желал тогда с волнами
    Коснуться милых ног устами!
    Пошловатое, игриво-легкомысленное “ножки” сменилось мучительно-восторженным, окрашенным легкой грустью несбывшихся надежд “милые ноги”. Это далеко не та наигранная страсть, вынуждавшая “являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным”, а искреннее, глубокое чувство. Чтобы осветить его, понадобились грозовые молнии, а не свечи бального зала, и под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.
    Поэт гораздо выше слабостей, поверхностных увлечений, внутренний мир его богат, многообразен. Преодолев привлекательность аристократической среды, автор поднялся над ней, освободившись от пошлости, пустоты и однообразия светского образа жизни, и на этой почве сошелся с Онегиным:
    Условий света свергнув бремя,
    Как он, отстав от суеты,
    С ним подружился я в то время…
    Я был озлоблен, он угрюм;
    Страстей игру мы знали оба;
    Томила жизнь обоих нас;
    В обоих сердцах жар угас…
    Однако Пушкин неоднократно подчеркивает, что отождествлять его с Онегиным неуместно: правда, критическое восприятие действительности, протест против пошлости, бездуховности, поиск общественных идеалов, стремление реализовать себя, чтобы не “глядеть на жизнь, как на обряд” очень сближает автора и Онегина.
    Автор шире, восприимчивее Онегина, он находит источник радости в том, его ироничный Евгений может даже не заметить. У Онегина отсутствует поэтическое восприятие мира, Пушкин и в часы сердечного одиночества испытывает полноту впечатлений, творческий подъем:
    Прошла любовь, явилась муза,
    И прояснился темный ум.
    Свободен, вновь ищу союза
    Волшебных звуков, чувств и дум;
    Пишу, и сердце не тоскует…
    Ощущение таинства природы, ее гармонии и красоты, осознание благотворного влияния ее естественности и величественности также отличает автора от Онегина:
    Цветы, любовь, деревня, праздность,
    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной…
    Автор очень любит Татьяну, ее задумчивую мечтательность, глубину и постоянство чувств, напряженность душевной жизни — да, это его, повзрослевшего духовно, идеал женщины, он даже отождествляет ее со своей музой:
    И вот она в саду моем
    Явилась барышней уездной,
    С печальной думою в очах,
    С французской книжкою в руках.
    Очень доброжелательно относится автор к романтически восторженному Ленскому, свободолюбивые настроения которого и вера в святость и всепобеждающую силу настоящей дружбы кажутся слепком юношеского портрета Пушкина. Но автор давно пережил период увлечения романтизмом, и теперь иронично подчеркивает высокопарность модного литературного течения, его оторванность от действительности. Правда, к иронии подмешивается и горечь от невозвратности времени:
    Смирились вы, моей весны
    Высокопарные мечтанья,
    И в поэтический бокал
    Воды я много подмешал.
    Просто и строго излагает автор свой художественный манифест: отражение жизни, ее повседневной прозы.
    Иные нужны мне картины:
    Люблю песчаный косогор,
    Перед избушкой две рябины,
    Калитку, сломанный забор…
    Образ автора, возникающий на страницах романа, — живой, ищущий, искренний, мечтательный и ироничный, — интересен своеобразием личности, оригинальностью взглядов, доброжелательностью к героям. Мы следим за его судьбой с не меньшим интересом, чем за судьбами главных героев произведения.

  10. Образ автора. Давая роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заслуженно высокую оценку, В. Г. Белинский сказал, что этот роман «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина». Творя особый, вымышленный мир романа, сам Пушкин выступает как реальное, действующее лицо, остающееся, однако, за рамками сюжета. В лирических отступлениях романа выразился внутрен­ний мир поэта: его идеалы, мысли, чувства, мировоззрение. Ли­рические отступления представлены в романе как внутренние каноны автора, как голос его души, откровенный и понятный читателю.
    Пушкин непринужденно беседует с читателем, делится с ним творческими планами, рассуждает о литературе и искусстве, вспоминает прежние годы, события своей жизни, грустные и ра­достные. Автор высказывает свое отношение к любимым героям. Это помогает читателю не только глубже понять характеры и чувства героев, но и добавить существенные штрихи к портре­ту самого Пушкина. Наиболее четко это проявляется в отноше­нии автора к главному герою романа — Евгению Онегину. На протяжении всего повествования поэт подчеркивает свое отли­чие от главного героя. Да, они знакомы, и Онегин — «добрый приятель» автора, человек, симпатичный ему:
    Мне нравились его черты,
    Мечтам невольная преданность,
    Неподражательная странность
    И резкий, охлажденный ум.
    Автор и герой могут вместе беседовать, мечтать на берегу Не­вы, но в отношении своем к жизни они совершенно различны. В противоположность праздному, скучающему Онегину поэт спо­собен радоваться жизни, любви, природе, творчеству:
    Люблю я бешеную младость,
    И тесноту,и блеск,и радость,
    И дам обдуманный наряд.
    Поэт любит «волшебный край» театра, хорошо зная совре­менный репертуар и блистательных актрис и актеров. Природа для автора не просто фон происходящих событий — он воспри­нимает гармонию с природой как один из источников творческо­го вдохновения:
    Я был рожден для жизни мирной,
    Для деревенской тишины:
    В глуши звучнее голос мирный,
    Живее творческие сны.
    В жизни поэта тоже случались грустные события и разочаро­вания, но творчество не дает ему упасть духом:
    Прошла любовь, явилась муза,
    И прояснился темный ум.
    И далее:
    Пишу, и сердце не тоскует.
    Наполненность, осмысленность жизни поэта — вот что отли­чает его от героя романа, в этом их главное различие.
    Иные взаимоотношения складываются у автора с другой его героиней — Татьяной. Его симпатии всецело на ее стороне. Слег­ка иронизируя над Онегиным, в сцене объяснения с Татьяной явившим «души прямое благородство», он не скрывает своего сочувствия к героине, оправдывая даже недопустимый с точки зрения правил приличия того времени поступок — ее письмо к Онегину и признание в любви:
    Меня стесняет сожаленье;
    Простите мне: я так люблю
    Татьяну милую мою!
    Так пишет о Татьяне Пушкин.
    И как гордится он Татьяной в финале, где она с достоинством и самообладанием снова объясняется с Онегиным!
    Как изменилася Татьяна!
    Как твердо в роль свою вошла!
    Сочувственно относится автор к Ленскому, переживая ошиб­ки юноши и раннюю смерть героя. Но если он сожалеет о его за­блуждениях, то в полемике о творчестве юного поэта автор за­нимает достаточно принципиальную позицию. Ему чуждо то, что поэт — молодой человек — поет «разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль», «поблеклый жизни цвет». То, что Ленский пишет «темно и вяло», зовется романтизмом, но «романтизма тут нимало не вижу я», замечает Пушкин. Его принципы твор­чества иные, свободные от немецкого мистического влияния, и Пушкин часто полемизирует со своими литературными про­тивниками. Вопросов искусства он касается, говоря о жанрах, литературных направлениях, о языке. В романе часты язвитель­ные выпады против А. С. Шишкова, литературного деятеля того времени, выступавшего за сохранение устаревшего русского языка, против входящих в него заимствований. Эта полемич­ность романа была, конечно же, понятна и особенно интересна современникам.
    «Как истинный художник, Пушкин не нуждается в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно наполнены поэзией», — писал В. Г. Бе­линский. Особенно ярко проявилось это в пейзажной лирике Пушкина. Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осен­ней природы. Сочными багряными и золотыми тонами перелива­ется его осень:
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась…
    Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг читате­ля так же, как и крестьянина, обновляющего зимний путь, как и неугомонных мальчишек.
    С любовью к родной природе неразрывно связаны у поэта мысли о Родине. Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве:
    Москва… Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
    Вспоминая недавнее героическое прошлое страны — 1812 год, поэт говорит о вступлении Наполеона в Москву, гордясь патри­отическим порывом русского народа, тем, что Москва не пошла к захватчику на поклон:
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.
    В лирических отступлениях романа раскрывается богатство души поэта и поэзия его чувств. Вместе с картиной жизни рус­ского общества они делают роман бессмертным. Поэтому нельзя не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Пусть идет время и приво­дит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

  11. Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо­лотого века.
    Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере­жить и изгнание, и одиночество, и поте­рю друзей, и горечь гибели лучших лю­дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе­чатление, что главный герой произве­дения все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в те­атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости­ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа­даев, Вяземский, Якушкин. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест­ных замет».
    С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге­нии «добрый мой приятель». Автор о се­бе и об Онегине пишет:
    Страстей игру мы знали оба,
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердцах жар угас…
    Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо­вольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо­лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите­ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами». Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему­дрено блеснуть».
    Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би­лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез­но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на­слаждаться красотой природы. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на­пример, театр. Для Пушкина петер­бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви­дом «отворотился и зевнул».
    Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос­тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво­рянству:
    Несносно видеть пред собою
    Одних обедов длинный ряд,
    На жизнь смотреть как на обряд,
    И вслед за чинною толпою
    Идти, не разделяя с ней
    Ни общих мнений, ни страстей…
    Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе­тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо­да? Он томится и с ней, и без нее, он не­счастлив, потому что не умеет жить пол­ной жизнью.
    Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур­ной борьбы, настроения общества и ли­тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур­ной жизни России начала девятнадца­того века. Размышляя о смысле челове­ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го­речью говорит: Но грустно думать,
    Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.
    Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли­рических отступлениях Пушкин ирони­чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев­не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека­бристом, и в этом высоком предназна­чении отразились симпатии автора к своему герою.

  12. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”

    А. С. Пушкин

    Образ автора в романе “Евгений Онегин”

    Примерный текст сочинения
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” относится к числу произведений, которые составляют целую эпоху в истории не только русской, но и мировой литературы. Белинский назвал пушкинский роман “энциклопедией русской жизни”, потому что в нем с удивительной полнотой отразились все сферы жизни России 20-х годов XIX века, самые характерные тенденции современного Пушкину общества. Огромную роль в этом играет образ автора, так как именно он с наибольшей глубиной и полнотой воплощает в себе те мысли и переживания, которые волновали передовое русское дворянство тех лет.
    Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его “добрый мой приятель”, затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли.
    Там некогда гулял и я:
    Но вреден север для меня.
    Здесь содержится намек на то, что он не по своей воле покинул берега Невы, то есть был отправлен в ссылку. Нигде в романе не говорится о том, как царское правительство преследовало инакомыслящих. Значит, этот намек на обстоятельства биографии автора расширяет пространственные и временные рамки произведения. Автор вводит в ткань романа реально живущих в то время людей. Например, он говорит о том, что Онегин обедает в модном ресторане с Кавериным, называя фамилию офицера лейб-гусарского полка, с которым Пушкин сблизился еще в лицейские годы.
    Или во время пребывания Татьяны Лариной в Москве “к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел”. То, что талантливый поэт, современник Пушкина, нашел удовольствие в беседе с его героиней, говорит о ее уме, образованности, самобытности. Непринужденное общение реальных людей с вымышленными персонажами делает естественными прямые обращения к читателю, который начинает ощущать себя свидетелем и участником событий.
    Роман искрится неповторимым пушкинским остроумием, меткими, точными замечаниями, убийственными сатирическими характеристиками, прелестными пейзажными зарисовками, мудрыми жизненными наблюдениями. Таким образом, несмотря на то, что Пушкин как реально действующее лицо остается за рамками сюжета, читатель имеет возможность убедиться в высоком интеллектуальном уровне автора, в широте его интересов, в его неравнодушии к жизни и к людям, в щедром и добром таланте. Когда читаешь роман, в представлении возникает удивительно добрый, остроумный, очень эмоциональный, живой, обаятельный образ рассказчика.
    Кроме того, автор помогает нам понять героев, оценить их поступки, определить свое отношение к ним. Пушкин публично признается в любви к Татьяне: “Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!” Автору особенно близки и дороги ее любовь к природе, связь с национальными, народными корнями, ее благородство, честность, ее пытливый ум. О характере человека очень много говорит то, что он ценит в людях. Поэтому отношение Пушкина к своей героине позволяет представить нравственный облик автора.
    Но, пожалуй, особенно рельефно вырисовывается он при сопоставлении с Онегиным. Здесь нет полной ясности в отношении автора к герою. Говоря о нем, Пушкин почти всегда иронизирует то над его “ученостью”, то над глубиной экономических или литературных познаний.
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Но в то же время поэту “нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум”. Однако здесь же Пушкин указывает на разницу между ними: “Я был озлоблен, он угрюм”. Озлобленность — это временное состояние, которое возникает из-за какой-то причины. А угрюмость — постоянное настроение, в котором пребывал Онегин. Понимая Евгения и сочувствуя ему, автор расходится с ним по многим вопросам. Это различие особенно ярко выступает в эпизоде посещения Онегиным театра. Для Пушкина театр — это “волшебный край”, где царствует “Фонвизин, друг свободы”, талантливая трагическая актриса Семенова, блистательная балерина Истомина, знаменитый постановщик балетов Дидло. А для Онегина театр — это царство скуки, где он занят только лорнированием “незнакомых дам”.
    Значит, черты автора выступают более отчетливо при сопоставлении с Онегиным, тем более, что он сам об этом говорит:
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.
    В ходе действия романа все более усиливается различие в восприятии жизни автором и его героем. Онегин — скучающий, разочарованный человек, в котором рано “остыли” чувства. Он холоден к людям, равнодушен к их горестям и радостям. В авторе, наоборот, живут глубокие и сильные чувства. Он любит людей, сопереживает им. Он горячо и вдохновенно любит природу, которая наполняет его душу радостью и покоем, будит творческое воображение.
    Я был рожден для жизни мирной,
    Для деревенской тишины:
    В глуши звучнее голос лирный,
    Живее творческие сны.
    Как это восприятие природы отличается от онегинского, которому лишь “два дня казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья”. Евгений равнодушен к красоте “прелестного уголка” так же, как и к окружающим людям. В ответ на любовное признание Татьяны он читает ей нравоучительную проповедь. Ради минутного раздражения разбивает веру Ленского в дружбу и любовь. По-моему, попытка Онегина заняться литературным творчеством потерпела неудачу прежде всего из-за того, что он равнодушен к людям. Ведь чтобы писать о человеческой жизни, нужно любить и понимать их.
    А этой способности Евгений лишен так же, как и привычки к труду А для автора труд — это основа и источник жизни, ее смысл и наслаждение.
    Прошла любовь, явилась муза,
    И прояснился темный ум,
    Свободен, вновь ищу союза
    Волшебных звуков, чувств и дум!
    В образе автора проступают лучшие черты другого героя — Ленского. Это вера в людей, стремление к свободе, гуманность, искренность и эмоциональность. Но нельзя отождествлять образы героя и автора. Ленский — романтик, мечтатель, идеалист, который далек от реальной действительности. Пушкинская же вера в людей основывается на глубоком знании и понимании жизни.
    Значит, образ автора вобрал в себя лучшие черты своих героев: искренность и пылкость Ленского, трезвый критический ум Онегина, глубину чувств Татьяны. Но в образе автора есть еще и необыкновенная широта взгляда на жизнь, которой нет у его героев. И, конечно же, изумительный поэтический талант! Поэтому в романе самым ярким, интересным и глубоким стал образ автора.

  13. «Евгений Онегин» – это не просто роман, это роман в стихах. По выражению самого Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя жанрами: роман – это всегда произведение эпическое, а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен занимать образ автора Рассмотрим же его поподробнее.
    Прежде всего, автор в этом произведении является лирическим героем, и его образ раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений. Диапазон их тем широк, но можно выделить несколько основных групп.
    Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер. В них автор вспоминает о своем прошлом, о своих возлюбленных, говорит о жизненном пути и подводит итоги. В конце седьмой главы, например, поэт говорит о любимой женщине:
    Но та, которую не смею
    Тревожить лирою моею,
    Как величавая луна,
    Средь жен и дев блестит одна.
    С какою гордостью небесной
    Земли касается она!
    Как негой грудь ее полна!
    Как томен взор ее чудесный!.. –
    и тут же сам останавливает себя:
    Но полно, полно; перестань.
    Ты заплатил безумству дань.
    В отрывках из главы, посвященной путешествию Онегина, Пушкин сравнивает себя в прошлом и в настоящем:
    Какие б чувства ни таились
    Тогда во мне – теперь их нет:
    Они прошли иль изменились…
    Мир вам, тревоги прошлых лет!
    В ту пору мне казались нужны
    Пустыни, волн края жемчужны,
    И моря шум, и груды скал,
    И гордой девы идеал,
    И безыменные страданья…
    ……………………………
    Иные нужны мне картины:
    Люблю песчаный косогор,
    Перед избушкой две рябины,
    Калитку, сломанный забор…
    ……………………………
    Мой идеал теперь – хозяйка,
    Мои желания — покой,
    Да щей горшок, да сам большой.
    Говоря о различных периодах жизни, автор зачастую вспоминает Лицей. Например, в самом начале восьмой главы Пушкин пишет:
    В те дни, когда в садах Лицея
    Я безмятежно расцветал,
    Читая охотно Апулея,
    А Цицерона не читал,
    В те дни в таинственных долинах,
    Весной, при кликах лебединых
    Близ вод, сиявших в тишине,
    Являться муза стала мне.
    Моя студенческая келья
    Вдруг озарилась: муза в ней
    Открыла пир младых затей,
    Воспела детские веселья,
    И славу нашей старины,
    И сердца трепетные сны.
    И дальше поэт описывает, как его муза растет и развивается вместе с ним, преодолевая трудности и меняясь под действием времени и жизни.
    По в лирических отступлениях автор пишет не только о себе и своих переживаниях — многие строфы посвящены нравственно-философским проблемам и вопросам. Пушкин дает оценку различным событиям и явлениям жизни, например, констатирует, что нет истинной дружбы между его современниками:
    Но дружбы нет и той меж нами.
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами – себя.
    Мы все глядим в Наполеоны;
    Двуногих тварей миллионы
    Для нас орудие одно,
    Нам чувство дико и смешно, —
    и эта ситуация задевает поэта за живое.
    Неоднократно в лирических отступлениях Пушкин говорит о любви. Это может быть выражено в кратком, иногда шутливом, замечании относительно его пристрастий и оценок женской красоты:
    Дианы грудь, ланиты Флоры
    Прелестны, милые друзья!
    Однако ножка Терпсихоры
    Прелестней чем-то для меня.
    Но есть и другого рода авторские высказывания на эту тему, как, например, в восьмой главе, где автор в одном из лирических отступлений говорит о любви. Мы можем с уверенностью сказать, что это не простое рассуждение, но изложение его понимания любчи и ее влияния на человека в разные периоды его жизни (поэт неоднократно подтверждает эту мысль в разных местах текста романа):
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным, девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури вешние полям.
    …………………………
    Но в возраст поздний и бесплодный,
    На повороте наших лет,
    Печален страсти мертвый след…
    Также лирический герой говорит о «своевременности» не только любви, но и всех событий жизни и чувств вообще.
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть умел;
    ……………………………
    Кто славы, денег и чинов
    Спокойно в очередь добился.
    ……………………………
    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    И обманула нас она.
    ……………………………
    Несносно видеть пред собою
    Одних обедов длинный ряд,
    Глядеть на жизнь, как на обряд,
    И вслед за чинною толпою
    Идти, не разделяя с ней
    Ни общих мнений, ни страстей.
    Так пишет Пушкин о тех, кто не смог в силу своей натуры обрести покой и счастье в их общепринятом тогда понимании. Весьма возможно, что поэт и сам себя причисляет к подобным людям, хоть это лирическое отступление посвящено скорее Онегину, чем ему. Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной…»), Пушкин тем не менее признает Онегина человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но и по многим душевным качествам.
    Лирического героя Пушкина беспокоят не только общечеловеческие ценности и заботы, он думает также и о жизни особого рода людей – поэтов. Ему хочется умереть не просто так, но оставить «неприметный след» для потомков:
    Живу, пишу не для похвал;
    Но я бы, кажется, желал
    Печальный жребий свой прославить,
    Чтоб обо мне, как верный друг,
    Напомнил хоть единый звук.
    В многочисленных лирических отступлениях бытовой тематики автор рассказывает о свих пристрастиях, об обычаях современников и их нравах. Так, в одной из строф четвертой главы Пушкин пишет о сортах вин и о том, какой больше он любит и почему;
    Вдовы Клико или Моэта
    Благословенное вино…
    …………………………
    Меня пленяло: за него
    Последний бледный лепт, бывало,
    Давал я. Помните ль, друзья?
    …………………………
    Но изменяет пеной шумной
    Оно желудку моему,
    И я Бордо благоразумный
    Уж нынче предпочел ему.
    К Аи я больше не способен;
    Аи любовнице подобен,
    Блестящей, ветреной, живой,
    И своенравной,и пустой.
    Но ты, Бордо, подобен другу..
    С особенным чувством Пушкин говорит о своей любви к природе, не раз целые строфы отдавая описаниям русского пейзажа:
    Гонимы вешними лучами
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года…
    …………………………………
    Как грустно мне твое явленье,
    Весна, веска! пора любви!
    Какое томное волненье
    В моей душе, в моей крови!
    С каким тяжелым умиленьем
    Я наслаждаюсь дуновеньем
    В лицо мне веющей весны
    На лоне сельской тишины!
    Лирический герой питает любовь не только к природе России, для него дорога Москва, ее древняя столица, где родился поэт:
    Как часто в горестной разлуке,
    В моей блуждающей судьбе,
    Москва, я думал о тебе!
    Москва…как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
    Из подобных замечаний, зарисовок и размышлений складывается воедино портрет лирического героя, и образу рефлексирующего умного человека мелкие детали и подробности добавляют глубину и жизненность.
    Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический герой романа, он еще и его персонаж. Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей. Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые: «К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин», – пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе. И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны друг к другу:
    Письмо Татьяны предо мною;
    Его я свято берегу,
    Читаю с тайною тоскою
    И начитаться не могу, –
    так пишет поэт о любовном послании его «милого идеала».
    И такое «смешение» не выглядит неуместным и невозможным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.
    В этом произведении у образа автора есть еще одна сторона — он является рассказчиком. Пушкин так выстраивает свой роман, что кажется, будто поэт прямо на глазах читателей создает свое произведение. Так, автор непосредственно в текст вводит рассуждения о характерах создаваемых им героев, размышления о том, какое событие будет следующим или могло бы им стать, отражая при этом возможные нападки критиков. В одной из глав, например, он просит прощения у читателей за то, что много пишет о несчастной любви своей героини: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!».
    Довольно своевольно автор меняет сюжет своего произведения. «Татьяна, по совету няни / Сбираясь ночью ворожить, / Тихонько приказала в бане / На два прибора стол накрыть, – повествует он. – Но стало страшно вдруг Татьяне… / И я – при мысли о Светлане / Мне стало страшно – так и быть…» -говорит поэт и решает: « С Татьяной нам не ворожить». Но и эта «вольность» не нарушает гармонии и целостности произведения, ведь оно как бы живет и меняется вместе с автором.
    В процессе создания «Евгения Онегина» Пушкин периодически рассуждает о современной ему литературе и полемизирует со своими оппонентами, то иронично отзываясь о том или ином художественном штампе, то извиняясь перед строгими критиками за свой язык и своих героев. Например, в конце седьмой главы автор дает пародийное вступление и восклицает: «…С плеч долой обуза! / Я классицизму отдал честь: / Хоть поздно, а вступленье есть», – иронизируя над стандартной формой многих литературных произведений классицизма. Или еще: описывая Татьяну в конце романа, Пушкин использует французское выражение «du comme il faut» для более точной характеристики героини и добавляет в скобках, обращаясь к одному из литераторов, которые боролись за чистоту русского языка, отрицали использование галлицизмов: «Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».
    Говорит поэт также и о типичных литературных героях. Так, он иронично характеризует героя произведений классицизма прошлых лет
    Свой слог на важный лад настроя,
    Бывало, пламенный творец
    Являл нам своего героя
    Как совершенства образец.
    Ему Пушкин противопоставляет героя современных романтических произведений:
    А нынче все умы в тумане,
    Мораль на нас наводит сон,
    Порок любезен, и в романе,
    И там уж торжествует он.
    ……………………………
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.
    Много еще лирических отступлений и замечаний касаются условностей литературы, нелепых и искусственных, что не нравится автору. Пушкин старается открыть глаза и писателям, и читателям на всю «нежизненность…» шаблонных художественных приемов. «Друзья мои, что ж толку в этом?» – вопрошает он и сам стремится снять и со своих героев, и со всего произведения натянутость и условность. Именно для этого смешивает он мир автора и героев, намеренно нарушает сюжетные линии, меняя все «на ходу», вводит, казалось бы, совеем ненужные, мелкие черточки современного ему быта и т.д. А в целом можно заключить, что образ автора помогает создать поистине реалистическое произведение, подлинную «энциклопедию русской жизни» той эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *