Сочинение на тему фамусов в комедии горе от ума

12 вариантов

  1. Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой Лизой.
    Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.
    Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. Чацкий – противник таких взглядов – называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.
    Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.
    Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

  2. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
    Зависимость героя от общественного мнения
    Отношение Фамусова к людям
    Значение образа Фамусова
    Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

    Взгляды Фамусова на образование и воспитание

    Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы.
    В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
    В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».
    Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

    Зависимость героя от общественного мнения

    Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
    Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
    Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

    Отношение Фамусова к людям

    Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
    Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
    Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

    Значение образа Фамусова

    Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
    В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  3. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

  4. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.
    Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:
    Покойник был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат, и на богатой был женат…
    В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.
    С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:
    Не по летам, и чин завидный,
    Не нынче завтра генерал.
    Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:
    Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
    С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
    Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
    Он, может быть, и рад бы был душой,
    Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
    Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
    Моя судьба еще ли не плачевна?
    Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
    Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
    Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века

  5. Книги, как и люди, имеют свою судьбу. Это древнее изречение можно отнести к комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Через века автор устами героев говорит с нами, и язык его понятен, как понятны проблемы, двигающие развитием действия. Комедия “Горе от ума” строится на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Образно говоря, в произведении мы наблюдаем два “лагеря”, правда силы в них слишком неравны. Чацкий — “один в поле воин”, он противопоставлен целому “скопищу” “отцов”, яростно отстаивающих свои жизненные устои и принципы. Эти принципы. целая философия, сложившаяся из века в век.
    Самым ярким выразителем ее является Фамусов, типичный московский барин, уверенный в себе и в том, что жить нужно именно так, как он живет, и никак иначе. Каковы же принципы этого “столпа” общества? Давайте разберемся в его жизненной философии, может, она уж не так и плоха. Павел Афанасьевич Фамусов. типичный московский барин начала 19 века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, уверен в себе и в том, как живет и что делает. Фамусов занимает важный служебный пост, но службой себя не отягощает. Служит по принципу:
    А у меня что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    Еще один принцип жизни Фамусова — “Служить лицам, а не делу”. Да и может ли быть иначе? Ведь служба для людей его круга. источник чинов, наград и доходов. Верный ли это путь к достижению этих благ. низкопоклонство перед вышестоящими. Если проанализировать философию Фамусова, то можно найти ее истоки. Они заложены еще дядей Максимом Петровичем, который, выслуживаясь, “сгибался в перегиб”, “отважно жертвовал затылком”. Зато был обласкан при дворе, “пред всеми знал почет”.
    Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе как бы излагает и защищает жизненную программу “отцов”. Самое главное в ней. сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет:
    При мне служащие чужие очень редки:
    Все больше сестрины, свояченицы детки.
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!
    Просвещение для Фамусова — ненавистное дело:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор “отцам”, значит, ты сумасшедший. Иного не дано. Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого.
    Каков же Фамусов в семье? Он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество, чтобы все было “прилично”. Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в “свет”. Зачем же такие хлопоты? Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, “будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, то и жених”. Вот каков главный выразитель идеологии “отцов” в комедии.
    Фамусов, каким его нарисовал Грибоедов, — зло не отвлеченное. В его реальность вершить, оно достоверно. и потому оно особенно пугает. Это же зло и в Скалозубе, и он приверженец “программы” Фамусова. поэтому “обласкан и приближен” к его дому. Он кандидатура номер один в женихи Софье. По всем статьям подходит: молод, но уже в чинах, не сегодня-завтра генерал. Он надежный защитник старины, думает исключительно о карьере. А то, что Скалозуб начисто лишен живого чувства, неважно, то, что он туп и скудоумен, ненавидит просвещение, даже ставится в заслугу. Зато он так любит себя, можно сказать, упоен собственным “юмором”, счастлив и доволен.
    Достойный приверженец философии “отцов” в комедии. молодой, но ранний Молчалин. Про него Чацкий сказал так: “Он добьется степеней известных”. И помолчав, добавил: “Ведь ныне любят бессловесных”. Молчалин “слепил” себя по образу и подобию Фамусова. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не имеет личного мнения. Но себе на уме. Про такого хочется сказать: “Далеко пойдет!”. Молчалин везде ищет выгоду. Перед Софьей притворяется, что влюблен. Ведь она дочь начальника. Не получится с ней. найдет другую “дочку”. Именно такие, как Молчалин, более всего преуспевают в страшном фамусовском мире.
    Поколение “отцов” представлено в комедии широкого и разнообразно. Это второстепенные эпизодические персонажи. Все они живут по законам старины. Вот перед нами Хлестова. важная московская барыня, привыкшая не сдерживаться в словах, грубоватая, властная. Вместе с тем она очень похожа на Фамусова: и своим постоянным желанием повелевать людьми, и своей преданностью старым устоям и порядкам. Вот Загорецкий. необходимый спутник Фамусовых, Хлестовых и им подобных. Он всегда готов предложить свои услуги. Его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его дружбе с хозяевами этого общества. Хлестова говорит о Загорецком: Лгунишка он, картежник вор.
    Я от него было и двери на запор;
    Да мастер услужить.
    Вот еще одна представительница фамусовского мира. Наталья Дмитриевна Горич, напористая дама, поставившая целью подчинить своей воле мужа. Ее муж, в недалеком прошлом удалой товарищ Чацкого и лихой гусар, выглядит совсем подавленным, то и дело повторяет: “Теперь, брат, я не тот.” А вот “прелестное” семейство: князь и княгиня Тугоуховские и шесть дочерей, томящихся по женихам. И они, и бабушка с внучкой Хрюшины будто скроены на один лад, все они начисто лишены духовных интересов. Верно подметил Чацкий, назвав этих людей призраками, ибо призрачна их жизнь, призрачна и утопична философия их (иначе и не скажешь) существования.
    Историк Ключевский назвал комедию “Горе от ума” самым серьезным произведением русской литературы 19 века. И заслуга Грибоедова в том, что он тонко уловил одну из важнейших проблем исторического перелома, который переживала Россия в преддверии декабрьских событий 1825 года.

  6. 6
    Текст добавил: Девушка с цепью

    Не надобно другого образца,
    Когда в глазах пример отца.
    …Прошедшего житья подлейшие
    черты.
    А. С. Грибоедов
    Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,
    идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо­мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо­ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по­явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.
    Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра­фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон­ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?
    Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До­стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:
    Будь плохонький, а если наберется
    Душ тысячки две родовых,
    Тот и жених.
    Отношение к службе у него тоже своеобразное:
    А у меня что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано — так с плеч долой!
    О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
    Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
    Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
    Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
    …уж коли зло пресечь,
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
    Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников.
    К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра­стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва­ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до­статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется… Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка­чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).
    Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре­мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис­кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

  7. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его доме разворачиваются события пьесы. Павел Афанасьевич – вдовец, он очень сильно любит свою дочь, заботится об ее воспитании и подыскивает для Софьи достойного жениха. У Фамусова своя точка зрения в этом вопросе: богатого, практичного и не слишком образованного Скалозуба он считает самой подходящей партией для своей дочери.
    Вообще, Фамусова можно назвать типичным представителем «века минувшего», так называемого, лагеря крепостников. Он восхваляет нравы и обычаи московского светского общества, которые долгое время оставались неизменными и передавались из века в век. Фамусов – часть этого общества, он обладает всеми качествами необходимыми для существования в такой среде. Фамусов двуличен (говорит, что «монашеским известен поведеньем», но не против приударить за служанкой), кроме того, он умеет приспосабливаться, угождать, имеет множество нужных связей и не загружает свой ум «вредными» книжными знаниями. Любые новые веяния кажутся для Фамусова опасными, он уверен, что живет в идеальном обществе, которому не нужны перемены. Павел Афанасьевич гордится своей принадлежностью к московскому кругу знатных дворян. Он любит жить на широкую ногу и славится гостеприимством. На службе Фамусов занимает видное положение, но, являясь «управляющим в казенном доме», Павел Афанасьевич мало интересуется делами, он почти целиком доверил их своему секретарю Молчалину, а сам от службы ждет только наград, чинов и денег, конечно.
    Фамусова, самоуверенного и нежелающего порой замечать очевидные факты, обманывают все, кому не лень (Софья, секретарь Молчалин и даже служанка Лиза). В финальной сцене пьесы Павел Афанасьевич узнает об отношениях Софьи и Молчалина. Он поражен «распущенностью» дочери и приходит в ужас от ее вольных идей и высказываний. Но самое главное для Фамусова – это избежать огласки и позорной молвы в светском обществе, поэтому он отсылает дочь в деревню к тетке.
    По своим взглядам и жизненной позиции, Фамусов — антипод Чацкого, ведь молодой человек обладает прогрессивным мировоззрением и высказывается против порядков, которые для барина являются основой благополучия. В образе Фамусова отражены типичные нравы 20-х годов XIX века.

  8. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

  9. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».
    Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопостав­ленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
    В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опы­та. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гос­теприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посо­чувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен рас­крывшимся любовным романом между его дочерью и секрета­рем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти при­водит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

  10. Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых,Тот и жених.
    Отношение к службе у него тоже своеобразное:
    А у меня что дело, что не дело,Обычай мой такой:Подписано — так с плеч долой!
    О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
    Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
    Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,Что нынче, пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
    Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
    …уж коли зло пресечь,Забрать все книги бы да сжечь.
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
    Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “”Горе от ума””, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен – конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”.
    Одним из самых ярких представителей “века минувшего” является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов – старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: “Забрать все книги бы да сжечь”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.
    Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – это то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Фамусов заполняет свою неделю посещениями “нужных” людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью “расшаркиваний” перед императрицей и жертв собственным достоинством. “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”, – говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. Далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”.
    Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него – возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.
    Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один – полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.
    Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова “помолчать” игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт “отцов” и “детей”, а “века минувшего” и “века нынешнего”. Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

    Список литературы

  12. 12
    Текст добавил: ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр

    Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
    Фамусов — вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов — сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы ты в Твери…»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:
    Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
    Самое важное для Фамусова-чиновни­ка — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович — подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».
    Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.
    Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:
    Нет! Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь!
    Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».
    Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.
    В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *