Сочинение на тему фамусовское общество

11 вариантов

  1. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

  2. А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.
    Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.
    Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.
    В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.
    Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.
    Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».
    Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

  3. Произведение Грибоедова «Горе от ума» было создано в период зарождавшейся борьбы между «веком нынешним» и «веком прошлым». Это противостояние является главной темой произведения. В комедии Грибоедов показывает нам два противоборствующих лагеря. Это общество помещиков и дворян, чтивших крепостное право и все старое, отжившее, другими словами фамусовское общество, и общество молодых людей которые выступали против старых порядков. Одним из таких революционно настроенных молодых людей был Чацкий.
    Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.
    Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию Молчалина. Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

  4. Фамусовское общество
    Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками (людьми «века минувшего»).
    Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. «Век минувший» в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
    Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают!..
    Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь», — говорит он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку впереть ум, алчуший познаний». Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених». В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый — прах и суета».
    Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.
    Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: «умеренностью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
    Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.
    Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров «Мильон терзаний»).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. «Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».
    Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!
    Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Гоу», направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век минувший», то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

  5. «Фамусовское общество» является собирательным образом светского общества и высмеивается в пьесе за старые нравы, предрассудки и глупость. Их пороки обличает Александр Чацкий, который представлен единственным персонажем со здравым смыслом.
    В «фамусовском обществе» изображены несколько характерных персонажей. Фамусов ? убежденный консерватор, готовый выдать замуж дочь за глупого человека ради денег и престижа. Он без колебаний прислушивается к мнению более статусных людей, даже если они не отличаются высоким умом. Молчалин ? безмолвный карьерист. Он активно продвигается по службе, потому что никогда никого не критикует, лукавит и хорошо прислуживается. Несмотря на развитый ум, Молчалин предпочитает его скрывать, чтобы это не помешало карьере. Хлестова ? вздорная барыня, которая открыто выступает против образования. Скалозуб ? глупый «солдафон», но метит в генералы. Именно за него Фамусов хочет выдать дочь. Загорецкий ? обычный плут, которого принимают в обществе, хотя он имеет плохую репутацию. Все потому, что он умеет хорошо услужить, когда это необходимо. Репетилов ? недалекий человек, который участвует в «тайном» обществе ради шума, а не дела. Софья ? глупая ведомая девушка, которая без угрызения совести оклеветала старого друга (Чацкого).
    Этому обществу противопоставлен Чацкий. Однако он является угрозой для их привычных взглядов, их видению себя якобы с положительной стороны. Поэтому они легко подхватывают сплетни Софьи о его сумасшествии. Таким людям оказывается проще признать, что кто-то другой является плохим и неправильным, чем увидеть это в себе. Их сплоченность заставляет Чацкого покинуть Москву. Им удается устранить «угрозу» на этот раз. Ведь в пьесе упоминаются персонажи, которые являются новым образованным поколением, способным изменить старый уклад общества: князь Федор, племянник Скалозуба, князь Григорий и другие.
    Грибоедов под «фамусовским обществом» изобразил московскую аристократию начала девятнадцатого века. Ему очень точно удалось показать ее нравственную глухоту и бедность размышлений.

  6. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».
    Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
    Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.
    Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.
    «Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

  7. Фамусовское общество представляет собой прошлый век. В него входят богатые персонажи, которые занимают высокое положение в обществе. В этот коллектив входи сам Фамусов хозяин дома, его дочь София, семья Горичей, князь с супругой Тугоуховские, Скалозуб, старая тетушка Хлёстова. У всех них одинаковые взгляды и мнения, общие интересы. Все к чему они стремятся это богатство. В фамусовское общество входят люди определенного статуса и чина. Эти люди ценят только подобных себе. Они безжалостно относятся к крепостным. Они свободно продают людей.
    Фамусовское общество боится только одного. Это просвещение. Фамусов считает, что образование абсолютно неважно в современном мире. Он даже предлагает сжечь все книги.
    Все представители общества являются ленивыми людьми, они не научены работа. Павел Афанасьевич к своим обязанностям по службе относится халатно и равнодушно.
    Все фамусовское общество слепо поклоняется Западу. Они стремятся быть похожими на французов. Пытаются перенять их обычаи, нравы и культуру. Все они изучают французский язык.
    Людям фамусовского общества присуща жадность и жажда власти. Они корыстолюбивы и эгоистичны. Все свое время они проводят абсолютно бесполезно. Они посещают балы и другие светские мероприятия. Здесь они общаются, распускают сплетни, лукавят и лицемерят.
    Представители фамусовского общества стремятся продвигаться вверх по карьерной лестнице. Здесь нет искренности и сострадания. Все они готовы дружить даже с неприятными людьми ради того, что бы получать выгоду.
    Общество безразлично относится к обычным людям. Они не уважительно относятся к слугам и не считают их людьми. Одна из сцен на балу подтверждает это на сто процентов. Хлестова привела слугу Арапку на поводке. Это свидетельствует о том, что они приравнивают людей к животным.
    Все они консерваторы и не желают ничего менять в жизни. Их устраивает быть эксплуататорами. У каждого члена общества насчитывается огромное количество крепостных крестьян.
    Фамусовское общество не желает развиваться и идти в ногу со временем. Они не хотят работать, а хотят только богатеть. Они не ценят и не воспринимают образованных людей. Над такими они смеются и издеваются.

  8. Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «век нынешний» и «век минувший».
    « Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»
    Главное для фамусовского общест­ва — это богатство. Их идеалы — лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».
    Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки…»
    Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…»
    Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье — вот чума, уче­ность — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».
    Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.

  9. Фамусовское
    общество

    Комедия
    “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую
    картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную
    борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не
    только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми,
    декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками
    (людьми “века минувшего”).
    Все образы,
    созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин,
    Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности.
    Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их
    устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они
    составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век
    минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и
    Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
    Ф-ое об-во
    традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших
    глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам,
    стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества
    являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот
    пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем
    прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и
    умирают!..
    Во главе всего
    ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего
    общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел.
    Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это
    не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник
    просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий
    же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум,
    алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как
    оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ,
    имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и
    говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не
    пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари
    ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ
    тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого
    об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и
    суета”.
    Во взаимоотношениях
    Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века
    минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях.
    Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных
    и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого
    служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять
    платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться
    тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится
    к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то
    Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться –
    дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их
    числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь
    смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не
    считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу.
    Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким
    образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных
    выгод, службе лицам, а не делу.
    Чацкий же
    стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает
    Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где
    доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит
    платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова
    была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие
    делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких
    людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех
    устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение
    Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера
    он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова
    и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что
    станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Другим ярким
    представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь
    Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот
    персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени.
    “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой
    же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не
    обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера
    ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои
    негативные качества.
    Так, Софья
    использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о
    сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И
    хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем,
    мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных
    качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она
    не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его
    логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит
    ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва,
    она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она
    загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего
    воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”).
    Очень интересен
    еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек,
    “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким
    умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей
    “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну
    ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, –
    говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец
    у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале
    так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный
    удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым,
    считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время
    всегда “победительная”.
    Чацкий
    противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев
    и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе
    “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского
    мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где
    помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою
    окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз
    спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!
    Чацкий защищает
    настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский
    народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет
    видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со
    всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой
    ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит
    Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад
    жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как
    Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой
    благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов,
    Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во,
    тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:
    двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в
    деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий
    постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким
    образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время
    “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век
    нынешний”, сильный, умный, образованный.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  10. 10
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками (людьми “века минувшего”).
    Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
    Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают!..
    Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум, алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”.
    Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.
    Чацкий же стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.
    Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, – говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”.
    Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!
    Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.

  11. Произведение «Горе от ума», написанное Грибоедовым в начале 19 века, можно назвать комедией «на злобу дня», причем актуальности своей она не теряет даже в наше время. На примере разницы между Чацким — представителем нового времени и новых суждений — и светским обществом крепостнической России автор демонстрирует отсталость рассуждений и ограниченность интересов дворянства. Фамусовское общество названо так по фамилии одного из центральных персонажей комедии — московского барина Фамусова.
    Сам Фамусов — это представитель чиновничьего дворянства, мужчина в возрасте, у которого есть молодая дочь Софья. Фамусов имеет общее признание в московских кругах, его характеризуют как веселого, гостеприимного и радушного человека. Однако у старого помещика есть и другая сторона: он является закоренелым консерватором, не признающим идеи равенства людей, просвещения, национальной культуры. Фамусов мечтает выдать замуж Софью, найти для неё богатого и достойного жениха; человеческие отношения же не волнуют его.
    Тем же характеризуется и всё фамусовское общество. Основным интересом этих людей является достижение материального благополучия; по их мнению, кто беден — не может называться достойным человеком. Титулы, наряды и количество крепостных душ — вот показатель для них. Изображенное в комедии Грибоедова дворянство ярко демонстрирует окружающую действительность в то время.
    Фамусовское общество консервативно. Эти люди не признают образования и просвещения; в речи самого Фамусова проскакивают мысли о том, что хорошо было бы сжечь все книги, – по его мнению, учиться нужно у старшего поколения, во всем беспрекословно следуя его опыту. Если же кто-то высказывает собственные рассуждения и интересы, то это рассматриваются как вольнодумие.
    Яркая разница видна и в отношении к службе. Чацкий отказался от неё, отнесясь к этому вопросу достаточно серьезно: он признал, что служить хочет, но не готов прислуживать самодурствующему начальству. Фамусов же говорит, что служить нужно, потому что — так положено. Служба делу, Отечеству — с одной стороны, и вышестоящим лицам — с другой.
    В обществе московского дворянства, именуемого в комедии «фамусовским», царит лесть, поиски выгоды, низкопоклонство. Этим персонажам противопоставлена фигура Чацкого, презирающего подобные качества в людях. Он не находит понимания в фамусовском обществе, будучи высмеянным окружающими и отвергнутым возлюбленной — Софьей.
    В описании фамусовского общества очевидно отображение времени — Грибоедов ярко показал закрытость, безкультурность и ограниченность крепостной России. Однако многие черты этих персонажей мы можем видеть и в современных людях — бюрократия, низкопоклонство перед власть имущими и культ материального занимают умы некоторых представителей сегодняшнего общества, отвергающих необходимость обучения и личностного развития. Поэтому «Горе от ума» – произведение, не теряющее своей актуальности уже не первое столетие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *