Сочинение на тему фауст 8 класс

6 вариантов

  1. На протяжении всего произведения Фауст проходил удивительный путь, полный разочарований, боли, а также радости и неожиданных открытий.
    Этот человек продал свою душу дьяволу ради того, чтобы познать основы мироздания. Ему мало обычных, обыденных знаний, которыми располагают почти все. Он жаждет большего, стремится к раскрытию тайн, получению новых откровений. Фауст научился ценить знания. Как это похоже на многих представителей человечества, желающих знать тайны, раскрывать их и готовых за это отдать даже то, что дорого.
    Образ Фауста является противоречивым в самом начале – то он воодушевлен, то его мучают сомнения и в дальнейшем решается на самоубийство, думая что жизнь прошла напрасно. Фауста одолевают совершенно разные, даже противоположные чувства и эмоции.Такой период проходит тот, кто понимает, что окружающая реальность – это не предел, в ней нет границ, а значит, нужно отправляться в полет, нырять в глубины неопознанного. Фауст олицетворяет собой постоянное движение, постоянный труд, посредством всего этого можно познать не только окружающий мир, но и самого себя.
    Фауст был одержим познанием истины. Многие ищут ее, иногда подсознательно, но все же ищут. Неважно, какие сейчас времена – фаустовские или современные, внутренняя сущность стремится освободиться от лжи, получить истину, знания. Он посвятил свою жизнь исследованиям, но понял, что это ничего не даст, не приведет к истине, так как она не состоит из фактов, расчетов и доказательств. Именно поэтому Фауст решился на такой рискованный поступок – продать свою душу дьяволу.
    Герой Гете готов платить любую цену, он страдает, переживает взлеты и падения – это сильный и волевой человек, который несмотря ни на что идет к тому, чего желает его душа. Но для достижения чего-либо не хватит просто вдохновения и мечтаний, потому что придется пройти отчаянный путь испытаний и трудностей.
    Положительным качеством этого персонажа является стремление быть свободным и счастливым, а также помогать этого достигать и другим людям. Образ Фауста неразрывно связан с темой смысла жизни, поэтому наблюдая за героем, начинаешь размышлять о собственной жизни, о ее смысле и значении, есть ли в ней то ценное, что видел Фауст в своей? Можно ли так же отдаться мечтам, погоне за чем-то новым и нераскрытым? Фауст жил беспечно, удовлетворяя свои желания, но когда ему представилась возможность построить плотину, он понял, что был рожден для этого дела, это его настоящее предназначение и смысл жизни. Так и в каждом человеке заложен дар, который нужно в себе раскопать, раскрыть, чтобы он стал ступенькой, а затем основой для новой жизни.
    Также у этого героя можно научиться ценить все, что было в жизни, не жалеть об этом, а принимать все, как должное, находить в этом настоящее счастье. Особенно примечательно то, что имя Фауста в переводе с латинского означает счастливый и удачливый. Прожитая жизнь Фауста была яркой, она не прошла даром для самого героя. Конечно, есть вероятность после всех поисков остаться без желаемых ответов, но лучше такая жизнь, чем мир иллюзий.
    Но одна вещь отличает Фауста от других людей. Он нашел то, что искал, сумел достичь единения с природой, понял, что является ее неотъемлемой частью. В конце жизни герой полностью удовлетворен -«Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Кто теперь может похвастаться таким достижением? Таким осознанием, внутренней полнотой и самодостаточностью? Увы, немногие. Он показал, что за обычной, серой жизнью, земными целями и мечтаниями, есть то, что можно достичь и оно досягаемо, главное пойти этому навстречу.
    Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»
    Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
    Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:
    Часть силы той, что без числа
    Творит добро, всему желая зла.
    Я дух, всегда привыкший отрицать.

    Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:
    Теория, мой друг, суха,
    Но зеленеет жизни древо.

    Мефистофель может управлять огнём:
    Не завладей я областью огня,
    Местечка не нашлось бы для меня.

    Сам Фауст выразился о своём госте так:
    Так вот он в чем, твой труд почтенный!
    Не сладив в целом со вселенной,
    Ты ей вредишь по мелочам?

    Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:
    Цивилизация велит идти вперёд;
    Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
    Про духа северного позабыл народ,
    И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.

    Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:
    Посмотрим. Вот моя рука,
    И скоро будем мы в расчете.
    Вы торжество мое поймете,
    Когда он, ползая в помете,
    Жрать будет прах от башмака.

    Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:
    Божок вселенной, человек таков,
    Каким и был он испокон веков.
    Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
    Его ты божьей искрой изнутри.
    Он эту искру разумом зовет
    И с этой искрой скот скотом живет.

    У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.
    Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гёте вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооружёнными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближённых бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.
    Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.
    Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощённым своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нём добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!». А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который вериОбраз Маргариты в трагедии «Фауст» – сочинение
    Образ Маргариты в трагедии «Фауст»
    Одним из величайших произведений всех времен и народов, безусловно, является трагедия Гете «Фауст». В ее основу была положена немецкая легенда XVI века о чернокнижнике, который заключил договор с самим дьяволом. Но сюжет для Гете не являлся самоцелью, главной для себя задачей он считал дать ответы на самые животрепещущие вопросы своего времени.
    Этой же цели служат и персонажи произведения: Фауст, Мефистофель, а также прекрасная девушка по имени Гретхен (Маргарита). Этот образ Гете считал одним из самых любимых и удавшихся. Скромной и наивной провинциалке, любящей тихий семейный уклад, удалось стать настоящим искушением для Фауста.
    Это была любовь с первого взгляда. Встретив девушку на улице, ученый уже ничего не смог поделать с нахлынувшими чувствами, и назначил ей свидание в саду. Маргарита ответила Фаусту взаимностью. Несложно догадаться, какой вихрь чувств бушевал тогда в груди влюбленной девушки. Воспитанная в строгих правилах провинциального городка мелких бюргеров, она ради любви решилась на отчаянный поступок: усыпила свою мать, которая могла помешать свиданию с Фаустом.
    Но что же так сильно привлекло ученого в этой простолюдинке? Неужели только молодость и красота звучным аккордом затронули потаенные струны души средневекового эскулапа? Пожалуй, этого было недостаточно. Фауст сумел разглядеть в молоденькой девушке природную зоркость и проницательность. Ведь Маргарита сразу же почувствовала в Мефистофеле представителя темных сил. Она томилась в его присутствии, чувствовала себя очень неуютно. И это естественное чувство собственного достоинства было оценено даже Мефистофелем.
    Маргарита – типичная представительница молодых и обаятельных, но очень несчастных девушек, которые волей судьбы воспитывались в жестокой бюргерской среде. Они ощущают жестокость и несправедливость этого мира, но, пытаясь вырваться из порочного круга, попадают в очень неприятные истории.
    Любовь Фауста и Маргариты, так внезапно и счастливо начавшаяся, претерпевает затем много трагических моментов. Сигналом тому послужила нелепая смерть брата Маргариты – Валентина, которого случайно убивает Фауст. В последние минуты жизни Валентин проклинает свою «гулящую» сестру, доставив, таким образом, бедной девушке двойное страдание.
    Но это лишь начало трагедий Маргариты. Ей еще предстоит пройти все земные круги ада, чтобы в итоге обезуметь в тюрьме. Но в этот, казалось бы, самый безнадежный момент ее жизни, приходит благословение небес. Мефистофель считает, что Маргарита осуждена на вечные муки грешницы, однако голос свыше утверждает иначе: «Спасена».
    Кроме Божественного понимания, есть в спасении Маргариты и земной смысл. Она в итоге смогла противостоять соблазнам и жестоким правилам этого мира, хоть и совершила в жизни много непоправимых ошибок. Ей было очень тяжело в своем окружении, ведь даже самые близкие и родные люди не стали опорой для девушки, а лишь усложнили ее жизнь. Не смог дай ей счастье и Фауст.
    Борьба между добром и злом в трагедии Гёте «Фауст»
    Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля.
    Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать в руки Злу своего «верного раба» Фауста»? Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.
    В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных представлений о добре и зле. Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь, вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.
    Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле превращается в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.
    Йоганн-Вольфґанґ ҐЕТЕ (1749-1832)
    Переклав з німецької Максим Рильський
    ВІЛЬШАНИЙ КОРОЛЬ
    Хто пізно так мчить у час нічний?
    То їде батько, з ним син малий.
    Чогось боїться і мерзне син –
    Малого тулить і гріє він.
    „Чому тремтиш ти, мій сину, щомить?”
    – Король вільшаний он там стоїть!
    Він у короні, хвостатий пан! –
    “То, сину, вранішній туман!”
    – „Любе дитя, до мене мерщій!
    Будемо гратись в оселі моїй,
    Квіти прекрасні знайду тобі я,
    У злото матуся одягне моя”.
    – Мій тату, мій тату, яке страшне!
    Як надить вільшаний король мене! –
    „Годі, маля, заспокойся, маля!
    То вітер колише в гаю гілля!”
    – „Хлопчику любий, іди ж до нас!
    Дочки мої у танку в цей час,
    Дочки мої тебе вийдуть стрічать,
    Вітати, співати, тебе колихать!”
    – Мій тату, мій тату, туди подивись!
    Он королівни вільшані зійшлись! –
    „Не бійся, мій синку! Повір мені:
    То верби сивіють у далині!”
    – „Мені, хлопче, люба краса твоя!
    З неволі чи з волі візьму тебе я!”
    – Мій тату, мій тату, він нас догнав!
    Ой, як бол?юче мене він обняв! –
    Батькові страшно, батько спішить,
    В руках його хлопчик бідний кричить;
    Насилу додому доїхав він,
    В руках його мертвий лежав його син.
    Гретхен
    (одна за прялкою)
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік.
    Де його нема –
    Могильна тьма,
    І білий світ –
    Зів’ялий цвіт.
    В голівоньці
    Журба тяжка,
    На думоньці
    Печаль гірка.
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік.
    Я виглядаю
    Його в вікно.
    Я дожидаю
    Його давно.
    Ой коли б прийшов,
    Хорош, ласкaв,
    Пройняв очима,
    Словом заграв,
    Посмішкою
    Зачарував,
    Потиснув руку,
    Поцілував!
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік…
    До нього рветься
    Душа моя.
    Його обняти
    Жадаю я,
    І цілувати,
    І любо мліть.
    В його цілунках
    І смерть зустріть.

  2. Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия “Фауст” стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.
    Начинается трагедия “Фауст” “Прологом на небе”, где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и “жрать… прах из башмака”. Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.
    Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются странствовать.
    Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и странствия продолжаются.
    В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.
    Трагедию “Фауст” следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому
    что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идет на бой!
    Путем вечного поиска и вечной работы над собой виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.
    http://www.litra.ru/index.php/composition/get/coid/00058201184864060507/woid/00018101184773069457/

  3. Универсальный гений немецкой классической литературы Гете написал глубоко философское произведение «Фауст», в котором превознес человека, ищущего истину.
    История написания трагедии связана с увлечением автора давними немецкими легендами о докторе и маге Фаусте, жившем еще в средние века. Об этой неоднозначной личности ходили разные слухи. И то, что он учитель, развращающий своих учеников, и то, что он занимается алхимией и магией. Поговаривали, что Фауст был настолько талантлив и эрудирован, что мог бы с легкостью по памяти воспроизвести труды античных философов. Но главное, чем взволновал всех этот человек – это сделка с мистическими силами.
    Гете тоже был пленен образом средневекового доктора, и решил создать на его основе своего героя. Однако интерпретация образа Фауста великим драматургом отличается от прежних его художественных воплощений. Это уже не был несчастный дерзкий доктор-маг, а одаренный ученый, ищущий истину. Таким образом, средневековый Фауст приобрел характерные черты человека эпохи Просвещения.
    Тема трагедии: поиски главным героем истинных знаний, открывающих путь к познанию мира. Фауст – талантливый ученый, достигший высот во многих сферах, но ему этого не достаточно. Он понимает, что человек ограничен в своих интеллектуальных возможностях. Поэтому главный герой обращается за помощью к духам. В то же время на небе заключается договор, объектом которого становится душа Фауста. В результате, Фауст заключает сделку с мистическими силами о том, что ему помогут открыть все тайны бытия взамен на его душу.
    Идея трагедии: превознесение разума, вера в человечество.
    Главной проблемой произведения является борьба добра и зла, их противостояние в душе человека. Главный герой поддается различным испытаниям и соблазнам, но все-таки в конце находит правильный путь и выходит победителем.
    Трагедия имеет такую композицию: посвящение первым читателям, два пролога и две части.
    В посвящении автор обращается к своим близким друзьям, которые были первыми слушателями и читателями, а значит, и критиками его поэмы «Фауст». Он выражает им свою безмерную благодарность, вспоминает о них с теплотой.
    «Пролог в театре» – это дискуссия о предназначении искусства между директором театра, поэтом и актером. Директор театра олицетворяет собой практическое отношение к искусству. Для него театр – это, прежде, всего доход. Поэтому он заманивает публику развлекательными шоу, а не серьезными спектаклями. Поэт – олицетворение романтического взгляда на театр и на искусство в целом. Поэт уверен, что задача театра состоит в том, чтобы повышать культурный уровень зрителя, а не просто развлекать. О деньгах поэт, как настоящий романтик, почти не думает. Комический актер – олицетворение реалистичного взгляда на искусство. Он считает, что правильнее всего совмещать талант и мнение публики.
    «Пролог на небе» часто поддавался критике со стороны церкви, так как автор вольнодумно трактует образы Господа, ангелов и Мефистофеля. В этой части заключается пари, объектом которого становится ученый Фауст.
    После прологов идет первая часть, в которой появляется главный герой. Он рассказывает о себе в монологе. Фауст не доволен своим знанием мира, поэтому заключает сделку, чтобы проникнуть в сущность всех вещей. Важным событием первой части является знакомство Фауста и Маргариты.
    Во второй части Фауст женится на античной красавице Елене Прекрасной. В финале он находит свое прекрасное мгновенье. Благодаря правильному выбору главные герои прощены.
    «Фауст» – это величайшее литературное творение драматурга.

  4. Я с ним бы дружбы не водила!..
    Он так насмешлив и хитер
    И ни во что людей не ставит!..
    Боюсь, как он бы нас не предал…
    Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистни­ческой философии Мефистофеля, но Гете не мо­жет принять и пассивную форму любви Марга­риты.
    Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Бо­жественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, цер­ковь, постоянный труд, редкие праздники.
    Мы без служанки, я стираю, мою;
    Готовлю, подметаю, шью — все я.
    Возни и спешки, только б с ног не сбиться.
    И матушка строга.
    В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскры­вается непосредственность героини Гете. Она вов­се не стесняется своего положения, работы, ко­торую ей приходится выполнять. Как и не жалу­ется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наи­вность, скромность, покорность очаровывают ге­роя. Для Фауста Маргарита становится воплоще­нием красоты и полноты жизни, самой природы и естественности. Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и дви­жения вперед. Он еще не готов «остановить мгно­вение ».
    Покорив Маргариту силой своего ума и добив­шись ее любви, Фауст испытывает к ней ответ­ное искреннее и глубокое чувство, но даже лю­бовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуаль­ного единства. Героя влекут беспредельные про­сторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет лю­бовь к одному человеку — Фаусту. Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели.
    Фауст, хотя и не принял окончательного ре­шения не возвращаться больше, покидает Мар­гариту. Вина его в том, что он пренебрег житей­скими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притвор­ством. Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счас­тье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех.
    Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом пе­ред неминуемой Божьей карой.
    В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, изму­ченная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охва­ченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлени­ях — убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но поте­рявшая рассудок девушка не узнает его и отка­зывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слиш­ком поздно: Маргарита окончательно сломлена. Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!»
    Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим су­дом совести Гете оправдывает свою героиню: Мар­гарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины.
    Трагическая гибель Маргариты убеждает Фа­уста в том, что смысл жизни — не в удовлетворе­ниях личных желаний, а в служении людям, в постижении человеком своей ответственности за других. Он осознает всю Тяжесть собственной вины за невинно погубленную жизнь той, кото­рую так пылко любил.
    Но с гибелью героини не заканчивается тема любви в трагедии «Фауст». Снова она возникает в финале произведения, когда Маргарита своей любовью спасает душу Фауста. Мы слышим го­лос «одной из кающихся», которая прежде назы­валась Гретхен (уменьшительная форма от име­ни Маргарита).

  5. Авг
    23 2010

    Сочинение по поэме И. В. Гете «Фауст»

    Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, многообъемлющая по широте отображения жизни. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля.) Два героя произведения немецкого поэта – Фауст и Мефистофель – наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.
    Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения. Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное – жизнь.
    Бороться иногда мне не хватает сил,
    Ведь скольких я уже сгубил,
    А жизнь течет себе широкою рекою…
    В сущности, он тоже созидает, но через отрицание:
    Частица силы я,
    Желавшей вечно зла, творившей лишь благое.
    Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже: «Отрицание, скептицизм необходимы Человеку, как возбуждение деятельности, которая без того заснула бы. И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения». Поэтому в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть некое взаимное пополнение единой идеи. Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля. Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого.
    Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров, Фауст – неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель – антиподы. Первый жаждет, второй насыщен; первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется «за пределы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на капризы, и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.
    Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, но в его насмешках звучит правда, горькая даже для него – духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди – пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона. Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность, и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким как миг счастьем смертного. И он, лермонтовский Демон, печален.
    Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно – вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, полагая, что источник всех его страданий – та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижимому, как это ясно ему, Мефистофелю.
    Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста!
    Теория, мой друг, суха,
    Но зеленеет жизни древо.
    Он разоблачает лжеучения {«спешат явленья обездушить»), иронически поучает юнца: «Держитесь слов», «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная голословность избавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят все, кто больше всех самонадеян» и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы – «как груз наследственной болезни». Вот такими предстают главные герои Гете. Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектично-сти образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.
    Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и возгораясь снова и снова, единая тема – Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей – Фауста и Мефистофеля.
    Предыдущие Сочинения: КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ЛОНДОНА
    Следующие Сочинения: ОБРАЗ ДОН ЖУАНА В КОМЕДИИ Ж. Б. МОЛЬЕРА «ДОН ЖУАН»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сочинение по поэме И. В. Гете «Фауст» . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии “Фауст” И. В. Гете)
    Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии “Фауст” И. В. Гете)
    Пересказ поэмы Гете «Фауст»
    Анализ сцен 3 и 4 «Кабинет Фауста» трагедии Гёте «Фауст»
    И. В. Гете. “Фауст”, часть 1
    Анализ сцен 7 — 25 трагедии Гёте «Фауст» «Погребок Ауэрбаха»
    Величайший художественный памятник трагедия «Фауст»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  6. 6
    Текст добавил: I Dont Wanna Go Mr.Stark

    Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась Французская революция 1789-1794 гг. Революция положила конец господству феодализма в Европе, длившемуся несколько веков, и открыла эру, господства буржуазии. Гёте был в числе тех немногих, кто уже в то время понимал историческое значение этой революции. Известна фраза, сказанная им после победы французских революционных войск над армиями феодальной коалиции под Вальмй: «Здесь и отныне началась новая эпоха Всемирной истории, и вы вправе говорить, что присутствовали при ее рождении». Одна форма эксплуатации сменилась при этом другой, но пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», были разорваны, национальная замкнутость нарушена, патриархальные иллюзии развенчаны.
    Германия, как мы уже знаем, далеко отставала в то время в социальном и политическом развитии от революционной Франции и хозяйственно крепкой Англии, – к концу XVIII в. она все еще состояла из множества карликовых княжеств и герцогств, властители которых угнетали и тиранили своих подданных. Крестьяне страдали от крепостной зависимости. Бюргерство (т. е. городские, буржуазные слои населения) было экономически слабым и политически трусливым, не боролось против князей, а лакействовало перед ними. «Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, . . – писал Ф. Энгельс, характеризуя состояние Германии того времени. – И только отечественная литература подавала надежду на лучшее будущее. Эта позорная в политическом и социальном отношении эпоха была в то же время великой эпохой немецкой литературы. Каждое из выдающихся произведений этой эпохи проникнуто духом  вызова,  возмущения   против тогдашнего  немецкого общества». Французская революция, по выражению Энгельса, «точно молния ударила в этот хаос, называемый Германией». В ряде районов страны начались крестьянские волнения. В Майнце организовалось «Общество друзей равенства и свободы» по образцу якобинского клуба, создавшее свое правительство. Но просуществовало оно всего несколько месяцев. В стране не было сил для революционного переворота. Вторжение наполеоновских войск способствовало дальнейшей деградации и без того прогнившего феодально-монархического режима.
    После падения Наполеона в Германии снова, казалось, укрепились феодальные порядки, однако восстановить всю старую систему, существовавшую до 1789 г., было уже невозможно.
    Еще с конца XVIII в. в немецкую литературу вошло острое ощущение исторического перелома. Мощные революционные взрывы происходили за пределами Германии, но драматическая напряженность эпохи с большой силой отразилась и в «Фаусте» Гёте, и в трагедиях Шиллера, и в произведениях их младшего современника Клейста. В немецкой литературе нашло свое выражение новое самоощущение личности, духовно освобождавшейся от местнических, сословных, религиозных ограничений и предъявившей к себе и мироустройству максималистские нравственные требования. Центральной проблемой большой немецкой литературы сделалось соотношение «личность и мир».
    Есть книги, читаемые в определенном возрасте, интересные только юным читателям или же только тем, кого юным уже не назовешь. И есть такие произведения, которые можно читать и перечитывать всю жизнь, каждый раз открывая в них для себя что-то новое, но так и не исчерпав всего богатства их содержания. Вот уже около двух столетий «Фауст» великого писателя, мыслителя Гёте (1749-1832) волнует, восхищает, побуждает к раздумьям о смысле и назначении человеческой жизни все новые поколения людей разных стран, возрастов, профессий. Трагедия, созданная Гёте, вдохновляет художников, иллюстрирующих ее страницы, композиторов, пишущих музыку на ее текст. Замечательны иллюстрации к «Фаусту», сделанные французским живописцем и графиком Эженом Делакруа. К «Фаусту» обращались в своем творчестве русский художник Михаил Врубель, немецкий – Эрнст Барлах, американский – Рокуэлл Кент. Наряду с широко известной оперой «Фауст», созданной в середине прошлого века Шарлем Франсуа Гуно, можно назвать также оперу итальянского композитора Арриго Бойто «Мефистофель». На мотивы гётевского «Фауста» писали музыку Людвиг; ван Бетховен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Петр Чайковский, Альфред Шнитке.
     «Фауст» Гёте переведен на множество языков мира. Существует около двадцати переводов «Фауста» (или его отдельных частей) на русский язык. Фигура Фауста впервые появилась в немецкой «народной книге» XVI в. – книге, созданной на основе народных преданий, легенд. А затем образ Фауста сделался, подобно мифологическому титану Прометею, давшему людям огонь, одним из тех образов, что, раз возникнув, появляются в искусстве вновь и вновь: Трудно даже перечислить всех писателей, обращавшихся, как и Гёте, к образу Фауста. Среди них английский драматург времен Шекспира Кристофер Марло, немецкие просветители Готхольд Эфраим Лессинг и Максимилиан Клингер, английский поэт-романтик Джордж Гордон Байрон и австрийский – Николаус Ленау, великий Пушкин, немецкий романист Томас Манн…
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»
    Поэзия А. Рембо (в поисках гармонии с миром)
    Русская литература ренессанса и барокко
    Рекомендация старшеклассникам: УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ
    «Доктор Фаустус»: выдающееся произведение Т. Манна и современной литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *