Сочинение на тему фауст между добром и злом

13 вариантов

  1. Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст

    Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия — вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум — искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу — виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина — в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей — истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии — Фауст и Рафаэль — постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное — жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст — недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум — в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль — два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй — спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно — вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль — это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, — духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля — это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

  2. Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии – Фауст и Рафаэль – наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное – жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.
    В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста – стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль – две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки – ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль – это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он – вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий – та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому.Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).

  3. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия — вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И только через шестьдесят лет размышления Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем является человек в этом гармоничном и совершенном Вселенной. Человек несчастная, вечно страдает, ей жилось бы лучше, если бы не ее разум — искра Божья. Герой трагедии, скептический и издевательски Мефистофель, говорит, что мир людей несовершенен, в нем царит тьма и зло. И чем больше человек размышляет, тем сильнее страдает, осознавая несовершенство мира. Человек в результате длительных переживаний приходит к выводу — виновный не вселенную, а сам человек.
    По мнению Гете, истина — в борьбе противоречий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мнений — истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два героя трагедии — Фауст и Мефистофель — постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют друг друга.
    Образ Мефистофеля воплощает в себе дух отрицания и разрушения. Но он не может уничтожить главное — жизнь. За возражений он тоже творит. И это есть движение вперед. Силы Мефистофеля и Фауста уровне, но они по очереди побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Мефистофеля тоже истина. Истина в вечной противоречия, движении.
    Фауста и Мефистофеля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст — недоволен, «деятельный гений», готов сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячая и энергична. Фауст очень отзывчивый »
    ранимый, иногда он эгоистичный и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его разум — в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают противоречия. Страдания Фауста связанные с неодолимый жаждой знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Мефистофель — два антиподы. Первый — целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он стремится узнать о том, что за чертой. Второй — спокойный и уравновешенный. Его ничем не удивит, потому что ему все уже известно — вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на причуды, бесполезные действия.
    Мефистофель спокоен, его не грызут сомнения, страсти терзают его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колючих репликах много печальной правды. Мефистофель — это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманного Фауста, который теряет Маргариту, но в словах Мефистофеля опять-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, — духа тьмы и разрушения.
    Образефистофеля — это образ человека, утомленного жизнью, которая имеет богатый человеческий опыт, человека, видела много зла и несправедливости и разочаровалась в жизни. В течение длительных наблюдений за происходящим в жизни, он убедился в безысходности. Мефистофель не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляется над человеком, которая уверена в своих силах и возможностях, которая пытается изменить жизнь. Мефистофель уверен в тщетности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимого идеала.
    В основе трагедии, написанной И. В. Гете, лежит извечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в образе Фауста) и духа отрицания, сомнений (которые воплощены в образе Мефистофеля.

  4. Борьба добра и зла, как вечная тема в литературе. Добро и зло являются вечными темами, которые рассмотрены в художественной литературе. В гениальных творениях народов – сказках – добро всегда побеждает зло. Бог как воплощение
    добра. Бог и Рафаэль спорят о добре и зле и о том, чью сторону выберет доктор Фауст. Бог в Гете верит в добро человеческой души, даже самой распущенной, даже в добро души последнего ворюги и имеет надежду, что человек способен отличить добро от зла и избрать добро. Фауст как воплощение добра и зла. В «Фаусте» воплощением добра и зла является Фауст, доктор и научный работник, который мечтает о познании Вселенной. Его душа – душа земного человека – поле битвы между добром и злом. Фауст объясняет своему другу Вагнеру: «У меня в груди две души живут, между собой крайне не похожие – и вражеские…». Гете представляет за добро для человечества именно тот путь, который избрал Фауст – это путь научного познания. И иногда поиски знания приводят к неожиданным последствиям и вместо добра возникает зло. Любовь Фауста и Маргариты могла бы стать добром, но Фауст слишком влюблен в науку. Маргарита гибнет. Фауст для Бог и Рафаэля – лишь материал для опыта. Рафаэль как воплощение зла в «Фаусте». Рафаэль говорит о себе так: «Я той силы частица, которая всем желает зла, и вечно создает хорошее…» Соблазняя Фауста, Рафаэль показывает ему разные стороны человеческой жизни, все его радости, за которые любой человек пожелал бы продать свою душу. Радость от пьянства, денег, от любви не соблазняют Фауста. Злая сила Рафаэля помогает Фаусту увидеть и понять мир, и Фауст твердый в своих намерениях, он не собирается отдавать злу свою душу. Наконец Рафаэль терпит поражение, так и не добившись своего.) Вечна ли борьба добра со злом? Гете не дает ответа на этот вопрос. Он указывает на то, что является сплошным злом в мире – абсолютную власть, человеческую тупость, лицемерие. Любовь, знание, справедливость – все это, по мнению Гете, добро. Фауст выигрывает эту битву, но и добро и зло вечны, итак борьба между ними будет длиться вечно и вечной проблемой каждого человека будет – чью сторону принять, добра или зла?

  5. 5
    Текст добавил: Звезда Инета

    В трагедии «Фауст» Гете обрисованные духовные поиски главного героя, доктора, вольнодумца и чернокнижника Фауста. Ему стало мало познание обычного человека, он заключил договор с дьяволом Рафаэлем о том, чтобы удлинить свою жизнь к временам существования всего человечества. Он хочет подняться над действительностью не только духом, но и своими делами
    Добро и свет в произведении олицетворяет Господь, который ведет спор с Рафаэлем в прологе. Бог верит в человека, в то, что чистота, добро и истина победит в человеческой душе. «И осрамленный пусть будет сатана!»
    Возражение и отсутствие веры в трагедии олицетворяет дьявол Рафаэль. Он считает человеческая жизнь мизерной, а мир – безвыходным. Это – зло, как его видит Гете.
    Человек, то есть сам Фауст, находится посреди этих протидиючих сил – добрая и зла. Помыслы Фауста благородные и высокие, он хочет помочь людям. Но он все время сталкивается со взлом, силой разрухи, силой возражения. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам вызывает зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех, однако не может до конца потерять чистоты ее души
    Именно в борьбе зла и добрая проходит жизненный путь героя, развивается невидимый духовный мир его личности. Рафаэль говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло».Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает ум, свет, добро
    Без без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты возле с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания. Фауст – не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, его стремлений в одном человеке. Поэтому борьба добра и зла для Гете – это то, что движет мир человечества вперед, к новихзнань.
    Раскройте проблему борьбы добра и зла как движущей силы развития мира в трагедии “Фауст” Й. В. Гете

  6. Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии – Фауст и Рафаэль – наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное – жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.
    В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста – стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль – две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки – ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль – это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он – вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий – та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому.Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).

  7. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия – вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум – искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу – виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина – в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей – истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии – Фауст и Рафаэль – постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст – недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум – в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль – два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй – спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно – вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль – это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, – духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля – это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

  8. Свет этот – порожденье тьмы ночной И отнял место у нее самой.
    Рассказ Мефистофеля – явное искажение библейского рассказа о сотворении мира. Согласно книге Бытие, Свет был создан по Божественной воле. Мефистофель же утверждает, что Свет порожден “Матерью Ночью”, идентифицируя себя с “тьмой”, говоря, что он не что иное, как часть тьмы.
    По некоторым мифам, в том числе и раннегреческим, первоначально Всеобщее было единым. Это можно интерпретировать как слитность, неразделенность сознательного от бессознательного. И вот однажды эта идиллия была нарушена, бессознательное отпочковалось от сознательного. Это могло произойти тогда, когда греки начали излишне превозносить “аполлоновское начало”, что и описал Ницше в “Рождении трагедии из духа музыки”. Это могло случиться и тогда, когда Змей-искуситель протянул Еве яблоко, и люди стали “как Боги, знающие добро и зло”. Свет и Тень, Добро и Зло стали противоположностями человеческой природы, как две стороны одной медали.
    Мефистофель – типичная “тень”, если использовать терминологию Юнга. Как известно, Ф. Ницше различал стихии Аполлона и Дионисия. Он обвинял христианство в увлечении аполлоновским началом. И Ницше, и Гёте в свое время утверждали, что западная культура по сути дела игнорировала темную сторону человеческой природы. Мефистофель у Гёте – не просто дьявол из наивных народных легенд, имя которого боятся поминать “к
    ночи”. Мефисто – не просто нечистая сила, с которой он сам столь фамильярно и по-дружески общается в Вальпургиеву ночь и которая исчезает при восходе солнца. Его так просто не прогонишь и от него не избавишься, ибо он сидит внутри каждого из нас.
    Двадцатый век, уже ставший историей, окончательно разрушил образ дьявола как хвостатого и рогатого чудища из средневековых легенд. Слово “зло” перестали писать с заглавной буквы, оно утратило таинственность и романтику, стало обыденным, приземленным. Немало этому способствовало электричество, как бы превратившее ночь в день и изгнавшее страхи из человеческой души; помогли этому и прочие чудеса технического прогресса. Место вампира или оборотня занял маньяк-убийца или кровожадный тиран-диктатор. Фрейд однозначно указал на дьявола внутри человека, но до него это сделал все-таки Гёте.
    Фауст, зная сущность Мефистофеля, не подозревает, что тот заключил пари с Господом относительно его судьбы. Сущность миссии Мефисто, возможно, чисто интуитивно, любящим сердцем, чувствует Маргарита, открывая Фаусту всю глубину неприязни к его “компаньону”: “Он мне непобедимо гадок”. Маргарита отказывается признать, что у каждого человека есть “темная половина”, она отрицает свою собственную “темную сторону”, свою “тень” и проецирует ее на Мефистофеля. Она хочет, чтобы Фауст держался подальше от своего странного дружка, но сама подпадает под власть “тени”, убивая свою мать (необдуманно) и новорожденную, зачатую в грехе, дочь (обдуманно). Плюс ко всему гибнет от руки Фауста, ведомой Мефистофелем, брат Маргариты, Валентин. На ум невольно приходит меткая характеристика, данная прекрасной половине человечества колдунами в Вальпургиеву ночь: “Где пахнет злом, там бабий род уходит на версту вперед”.
    Но Маргарита все же прощена Господом. Душа ее, несмотря на совершенные злодеяния, смогла победить “тень”. Фаусту, который хотя и изучил и познал свою “темную половину”, еще предстоит победить ее. Но уже само это познание – гигантский шаг в процессе самореализации, самопознания.
    Фауст с иронией относится к попыткам Маргариты выяснить, верит ли он в Бога. Разумеется, он не атеист. Даже при всем том, что он отклоняет христианскую концепцию Бога, которая для его любимой является единственной, Фауст имеет свой собственный взгляд на Него, сформированный на основе жизненного опыта. Фауст верит во власть Природы, которая наполняет его сердце радостью и освобождает его, как ученого, от
    оков необходимости строго систематического приближения к Истине. Фауст – пантеист, полагающий, что Бог – всюду и во всем. Бог для него – глаза любимой, звездное небо, журчание воды в ручье, тихий смех влюбленной парочки у ворот. Бог – весь мир.
    Почему же Фауст, хотя и помолодевший от ведьминого зелья внешне, но умудренный прожитыми годами и знаниями внутренне, влюбляется в Маргариту при всей несхожести их характеров и стремлений? Ведь по сути дела, она, несмотря на ангельскую внешность и добрую натуру, – простая мещаночка, особенно не задумывающаяся над глобальными проблемами, над которыми ломает голову Фауст. Нам кажется, идея Юнга о проецировании мужской души на красивую женщину имеет большой смысл. Фауст искал и нашел в Маргарите часть своей собственной души, свою светлую половину. Но и здесь Гёте подчеркивает: во всем есть трагедия, конфликт, борьба противоположностей. Зло уживается рядом с Добром. Фауст нашел свою любовь, но должен был столкнуться с незрелостью этой любви, непониманием Маргаритой его собственного Я, что и привело – не без козней Мефистофеля – к столь трагическому финалу.
    Интересно, что если Маргарита для Фауста – все же воплощение Добра, да кроме всего прочего она еще и один из самых жизненно-правдивых образов в мировой литературе, то его вторая любовь – мифологическая Елена – показана Гёте намного схематичнее, хотя по авторскому замыслу Маргарита всего лишь предваряет появление Елены. Не случайно уже в кухне ведьмы Фауст видит в волшебном зеркале её образ неземной красоты. Но в отличие от Маргариты, в образе которой доминирует духовность, Елена воплощает по преимуществу плотское начало, как прекрасная и возбуждающая
    страсть женщина. У Гете связанные с Еленой Троянской мифы образуют один из центральных мифологических пластов “Фауста”, философски наименее изученных.
    В целом, Гёте верит в то, что Любовь, лежащая в основе бытия и пронизывающая его насквозь, – синоним Добра. Сирены, воспевая любовь, сравнивают её с огнем, который, как известно, являлся у Гераклита первоначалом бытия:
    Хвала тебе, Эрос первозданный, Объявший собой всю ширь океана!

  9. Поединок добра и зла в трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»
    Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете написал трагедию «Фауст», над которой работал более 60 лет. Образ великого искателя истины волновал его всю жизнь. В трагедии он показал поединок добра и зла как движущую силу развития, изменений, динамики бытия.
    В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этом прекрасном, гармоничном и совершенном Вселенной? Человек несчастный, вечно страдает, ей жилось бы лучше, если бы не ее ум-искра Божья. Герой его трагедии, скептик и насмешник Мефистофель говорит, что мир человека построен плохо: «Там беспросветная тьма, и Человеку бедному так плохо». Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, потому что понимает бессмысленность многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновата не природа, не Вселенная, а она сама Человек.
    В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт нам постоянно напоминает об этом. Два героя трагедии – Фауст и Мефистофель – наглядно нам демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного.
    Образ Мефистофеля олицетворяет в себе дух отрицания и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Он тоже творит через отрицание. Фауст и Мефистофель постоянно спорят, но этим они лишь взаимно пополняют единую идею. Гете не всегда стоит за Фауста и против Мефистофеля. Часто он мудро признает правильность мыслей и поступков.
    Фауста и Мефистофеля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст – недоволен, «деятельный гений», страстный, готов страстно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствительный, его сердце легко ранить, иногда он эгоистичен и всегда бескорыстный, отзывчивый, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Страдания Фауста причепливе, страстное стремление к истине. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель – два антипода. Первый голодный, второй насыщенный, первый пожадливий, второй сыт досыта, первый рвется за пределы, второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, несмотря на все его порывы как на баловство, капризы, и весело им потакає – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.
    Мефистофель уравновешенный, страсти и сомнения не волнуют его. Он смотрит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его колючих репликах много печальной правды. Это не тип вора. Он издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, и в его насмешках звучит правда, горькая даже для него – духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленной длительным наблюдением за взлом и отчаявшегося в хорошем начале мира. Мефистофель не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что она – вечная, что никак ее не переделать. Он смеется над человеком, который со всей своей ничтожностью пытается что-то исправить в мире. Для него это утешение, и он смеется. Смех этот снисходительный. Мефистофель даже жалеет человека, думая, что источник всех его страданий – это самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, недостижимая, как понятно это ему, Мефістофелю. , Мефистофель умный. Сколько иронии, издевательства над мнимой ученостью, тщеславием человеческим в его разговоре со студентом, который спутал его с Фаустом!
    Теория, мой друг, суха. И зеленеет жизни древо.
    Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа отрицания и разрушения, сомнения и неверия (Мефистофель).

  10. Главная
    Сочинения по литературе
    Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст – сочинение
    Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст
    Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия – вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум – искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу – виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина – в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей – истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии – Фауст и Рафаэль – постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст – недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум – в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль – два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй – спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно – вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль – это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, – духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля – это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

  11. Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне верующая – обреченная к гибели задумчивой и изобразило проведенной Рафаэлем игрой на чувствах. И голос с неба “Спасенная” звучит вопреки всем замыслам Рафаэля. Там, на небе, Господь, как высший судья, определяет судьбу человека.
    Фауст выходит из этой трагедии опустошенным, он во всем предъявляет обвинение своему спутнику. Но, если принять во внимание тот факт, который с появлением Рафаэля внешний сюжет приобретает определенный динамизм, монологи изменяются диалогами, спорами между героями, можно предположить мысль, которая именно Рафаэль олицетворяет другу, не самую лучшую, частицу самого Фауста. Может поэтому он целиком сознательно и выполнял все приказы Рафаэля в этой игре? Или он был лишь игрушкой в руках дьявола? А может, Фауст был не в возможности опираться власти естественного чувства? Множество вопросов ставит перед читателями история любви Фауста и Маргариты.
    Гете нарочно подвергает испытанию своего героя извечной историей трагической любви, чтобы проявить способность Фауста возродиться душой, не сойти со своего пути, не отказаться от соблазна раскрыть тайну жизни.
    Центральным элементом схемы является графическое объединение понятий “идеал”, “реальность” с именами героев “Фауст”, “Рафаэль”. За Фаустом направляется тень Рафаэля, как его второе Я, второй голос одной и той же противоречивой натуры. Яркое подтверждение этому – история любви Фауста и Маргарита. По замыслу Гете, мир держится на противостоянии творческого духа (это Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (это Рафаэль). В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновенье идей – истина.Поэтому вообразить Фауста без такого спутника невозможно, и, графическое объединение Фауста и Рафаэля – это идея диалектического единства Добра и Зла. Нам становятся более понятными слова Рафаэля:
    Я ж часть от части лишь, что первым всем была,
    Частичка той тьмы, которая свет привела…
    В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных. Идея вечного стремления к бесконечности как смысл философских поисков Фауста воплощает форма схемы – круг – олицетворение бесконечности человеческого поиска. Отсюда, ключевой лозунг схемы – путь человека к идеалу через реальность, тем не менее идеалы определяют, “освещают светом высокого смысла ее повседневное существование и поднимают его над животным прозябанием в мире” конечного”, эмпирического”.
    Выходит такой себе кругооборот жизни – между идеалом и реальностью. Или заслуживает герой Гете называться “вечным об вместе”, подобно Дон Кихоту? Вечные образа – выдающиеся художественные образа, которые, возникнув за определенных исторических обстоятельств, имеют большое общечеловеческое значение, продолжают сохранять познавательную, воспитательную и эстетичную силу. В образе Фауста Гете воспевает вечные дерзания человека, который стремится отыскать истину, постоянно находится в движении, а итак оказывает содействие преобразованию мира.
    Знаменитый монолог Фауста является прославлением бесконечного в человеке. Стремление человека к истине и есть тем бесконечным, что наполняет человеческая жизнь смыслом. Вера у бессмертия творческого гения была наибольшей верой в жизни Гете, который воплощал дух европейской культуры.

  12. Изображение сил зла в художественной литературе настолько разнообразно, что впору заняться классификацией чертей, демонов, духов и прочей нечисти, свободно разгуливающей по страницам романов, новелл, поэм, драм. Но лишь в одном произведении мировой литературы враг рода человеческого изображен так всесторонне, так интересно и даже порой привлекательно.
    “Я часть той силы, что желает зла, но вечно совершает благо”, — так можно охарактеризовать Мефистофеля, героя трагедии Гете “Фауст”. Этот персонаж взят автором их германского фольклора. Согласно одной из версий, его имя созвучно немецкому “Teufel” — “черт”. По другой версии имя Мефистофель происходит от греческого “mephitis” — “миазмы”, “зловоние”.
    Может создаться впечатление, что в трагедии Мефистофель исполняет роль слуги и наперсника Фауста. Нечистый дух выполняет все поручения доктора, выручает его из самых сложных ситуаций. Но на самом деле Мефистофель — не слуга, а, скорее, хозяин Фауста. Заключив пари с Богом, Мефистофель только и ждет момента, когда Фауст пожелает остановить время, и тогда бессмертная душа доктора окажется в полной власти злых сил.
    “Добро не было бы добром, если бы не существовало зла”, — гласит древнее изречение. Только между злом и добром возможен конфликт, на котором основывается как интрига художественного произведения, так и сама жизнь. Можно сказать, что Мефистофель — обратная сторона души самого Фауста, где поселились неверие, скепсис, цинизм. Не Фауст ли, изверившись в силе разума, обратился к потусторонним силам с просьбой дать ему настоящее знание? Не Фауст ли, одержимый страстью, требовал у Мефистофеля прекрасную Гретхен?
    Фауст” состоит из двух частей. По удачному замечанию одного из русских литературоведов, первую часть “Фауста” можно назвать “театральной”, а вторую “мистической”. При внимательном чтении в трагедии можно найти не только “двух Фаустов”, но и “двух Мефистофелей”.
    Фауст первой части трагедии — мудрец с бунтующим разумом, человек, не желающий оставаться в рамках обыденности, не способный смириться с тем, что познанию положен божественный предел. Во второй части Фауст — строитель, зодчий, заботящийся о пользе для человечества. Именно в служении ближнему Фауст находит смысл своей жизни. Мефистофель из проводника, движущего сюжет первой части трагедии, во второй становится чем-то вроде шута, развлекающего читателя, и эта его роль весьма важна.
    Развязка второй части “Фауста” трагичнее первой. Лишившийся зрения старик, Фауст продолжает работу своей жизни — строительство плотины. Но эта стройка, увы, происходит лишь в его сознании, а его приказы выполняют лемуры — бесплотные обитатели царства мертвых. Но и здесь Мефистофель оказывается в роли проигравшего: даже призрачный труд, законченный Фаустом незадолго до кончины, оказывается доказательством того, что мятежный доктор остается с Богом.
    Смог ли бы Фауст пройти весь свой удивительный жизненный путь без помощи Мефистофеля? Конечно, нет. Бог в трагедии остается свидетелем происходящего. Лишь дважды он принимает видимое участие в судьбе героев произведения: в сцене прощения Маргариты (“Голос свыше: Спасена!”) и в финале второй части, где душа Фауста отлетает на небеса. Таким образом, силы зла, воплощенные в образе Мефистофеля, оказываются лучшим помощником на пути к познанию. Но при этом страсть человека к познанию законов вселенной, деятельная жизнь во имя добра остаются целиком в сфере божественного.
    “Фауст” — произведение, заслуживающее самого глубокого прочтения. Здесь можно найти ответы на самые сложные вопросы, а главный герой трагедии — доктор Фауст — это один из “вечных образов”, которому суждена долгая жизнь в читательских сердцах.

  13. 20. Концепция добра и зла в трагедии Гете «Фауст».
    В философии гете догадка диалектического единства противоположностей является одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт нам все напоминает сравнительный этом. Два героя трагедии – Фауст и Мефистофель – наглядно нам демонстрируют это диалектическое родство позитивного и негативного.
    Образ Мефистофеля олицетворяет в себе смелость возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Он тоже творит через возражение. Фауст и Мефистофель все спорят, впрочем этим они едва взаимно пополняют единственную идею. Гете не давно стоит из-за Фауста и визави Мефистофеля. Часто он мочь признает правильность мыслей и поступков.
    В Фауста и Мефистофеля составитель вложил определенные человеческие черты. Фауст – неудовлетворенный, “деятельный гений”, страстный, готовый пылко любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Натура горяча и энергична, он много чувствителен, его душа беспрепятственно ранить, иногда он эгоистичен и давно бескорыстен, чуток, человечен. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Страдание Фауста придирчиво страстное старание к истине. Фауст – это желание постижения, вулканическая смелость познания. Фауст и Мефiстофель – два антипода. Первый голодный, будущий насыщенный, запевало алчный, будущий сытый вволю, запевало рвется “за пределы”, будущий знает, который там не есть ничего, там пустота, и Мефистофель играет из Фаустом, будто с неумным мальчиком, глядя для давно его порывы будто для озорства, прихоти, и весело им потакае – ведь у него, Мефистофеля, положение с самим Богом.
    Мефистофель уравновешен, опасный и сомнения не волнуют его. Он смотрит для отдых без ненависти и любви, он презирает его. В его колючих репликах груда грустной правды. Это не разряд вора. Он издевается над гуманным Фаустом, который теряет Маргариту, и в его насмеханиях звучит правда, взгорок даже для него – духа темноты и разрушение. Это разряд человека, уставшего длительным наблюдением изза злом и разуверенной в хорошем начале мира. Мефистофель не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит недостаток мира и знает, который она – вечная, который казаться ее не переделать. Он смеется над человеком, который со всей своим ничтожеством пытается что-то исправить в мире. Для него это утеха, и он смеется. Смех сей снисходителен. Мефистофель даже жалеет человека, думая, который начало всех его страданий – то сама брызги Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, недосягаемая, будто конечно это ему, Мефистофелю.
    Мефистофель умный. Сколько ироний, издевка над мнимой ученостью, тщеславием человеческим в его разговоре со студентом, который спутал его из Фаустом!
    Теория, выше друже, сухая, И зеленеет житье древо.
    Прочитав трагедию “Фауст”, можно исполнять вывод, который отдых держится для противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и разочарования (Мефистофель).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *