У многих, я думаю, слово «филармония» до сих пор ассоциируется с чем-то скучным, неинтересным, даже занудным. Когда то и я так думала, но вот уже, по-моему, 4-й или 5-й год хожу по абонементу на концерты в Казахскую государственную филармонию им.Жамбыла. И если вы думаете, что обычно в зале сидят 10-20 человек, абонементы вообще мало кто берет, вы глубоко ошибаетесь. Концерты, в большинстве своем, проходят при аншлагах, а годовые абонементы нужно покупать за несколько месяцев вперед, чтобы получить хорошие места. Кстати, уже второй год выпускают вот такие красочные книжки- абонементы с полным описанием каждого концерта. В этом сезоне заявлено 12 концертов.
Еще есть такой стереотип, что в филармонию ходят только музыканты, либо люди, собирающиеся посвятить себя музыке, либо люди почтенного возраста, а другим там неинтересно. Это, конечно же, не так. Ходят все, и пожилые, и молодые, из разных социальных слоев. Я, например, вообще по большому счету далека от музыки, даже не являюсь меломаном. Никогда дома не слушаю музыку, в жизни не ходила в наушниках с плеером. В принципе, музыку слушаю только в машине и то уже который год (!) не могу записать диски с любимыми песнями, все как-то руки не доходят. Да, вот еще. Очень люблю проект «Голос», смотрю регулярно.
Но классическую музыку всегда слушаю с особым удовольствием. Иногда на концерте почти физически ощущаю, как душа очищается от какого-то накопившегося негатива. Не зря говорят, что под воздействием классической музыки и растения лучше растут, да и беременным женщинам рекомендуют слушать именно классику.
Да, повторюсь, на концертах можно увидеть людей самых разных возрастных категорий. Правда, жаль, что как и в кино, далеко не все ведут себя культурно. Но все-таки, в этом плане в филармонии ситуация несколько лучше, чем в кинотеатре.
В последнее время к нам стали часто приезжать музыканты с мировыми именами. Лично мне, как непрофессионалу, их имена практически ничего не говорят, но когда они исполняют свои произведения, как и все, проникаюсь особой атмосферой и восхищаюсь их мастерством.
Обычно меня, как постоянного клиента, о продаже новых абонементов оповещает одна милая женщина – сотрудник филармонии. И вот, когда я пришла к ней в этот раз выкупать свои абонементы, она мне довольно подробно, доверительно так, рассказала о будущих концертах и о музыкантах-звездах, чей приезд ожидается. Это было примерно в таком ключе: «Этого музыканта мы вообще знаете, сколько ждали? Это потрясающий исполнитель! А вот это, посмотрите, это вообще наша коронка! Знаете, сколько стоят его выступления? Он же по всему миру выступает! А мы ему платим смешные деньги, но приедет он только из уважения к нам, так как он друг Казахстана!»… и так далее))
21-го ноября состоялся уже второй концерт в этом музыкальном сезоне, следующий будет 12 декабря. На этот раз это будет вечер Джаза. Будет выступать народный артист России Даниил Крамер, пианист и композитор. Дирижер – Ренат Салаватов. Кстати, небольшая часть билетов реализуется через кассу.
Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:
Опаздывать неприлично, двери зала закрывают изнутри.
Внешние раздражители мешают работе на сцене, поэтому мобильные телефоны нужно выключить и избегать резких парфюмерных запахов.
Несвоевременные аплодисменты – признак невежества.
Маленьких детей желательно оставить дома.
Нельзя пользоваться фотоаппаратом во время выступления артистов.
Цветы всегда приветствуются.
Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.
Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.
Вчера впервые посетил филармонию. Ну как посетил… жена вытащила)) За что я ей благодарен.
Не буду описывать что там и как было непосредственно до самого выступления. Всё обычно, ничего из ряда вон выходящего.
Концерт начался с не самого радужного произведения. Исполняли какую-то симфонию Бибика, посвященную голодомору в Украине. Но не смотря на это.. уже при первых звуках я просто растаял от блаженства. Скрипки… это самое самое. А когда их много… А там были не только они.
Первое что пришло на ум при анализировании воспринимаемого.. это то что все модные разговоры про 3D, 4D и т.п. – туфта.. Здесь были все 1000D. Эта музыка она действительно живая. Она тебя поглощает всего. Всё твое внимание оказывается там. Ты её практически начинаешь видеть… тебе слышен каждый инструмент… ты видишь как появляются звуки.. ты видишь с какими эмоциями они рождаются. В итоге я сперва прослезился, причем абсолютно не осознано, потом на меня напал неконтролируемый смех. Я пытался себя сдерживать.. но это только усугубляло ситуацию. Напомнило неконтролируемое ржание после “травки” (не курю.. но разовый опыт был). Повернувшись к жене начал еще больше смеятся, так как увидел что её тоже “прет”. Конечно мы изо-всех сил старались не создавать посторонних шумов в концертном зале… хоть и не легко это было)). Ощущения необычные. Последующие композиции уже не сопровождались таким “всплеском” эмоций, хотя были не мене удивительны. Я просто наслаждался каждым звуком… и все 2 часа пролетели очень быстро. После концерта у меня появились мысли, что эта живая, пробивающая, очищающая музыка – это настоящая панацея. Я уверен что ей можно лечить все известные и неизвестные недуги. Она пронизывает и создает полную гармонию.
У меня некоторое время даже появлялось чувство тошноты, когда вспоминал что есть такие явления как например “ПОП-культура”.. Это наверное не культура вовсе. А ведь ей болеют 80% населения, если не больше.
Почему на различные мероприятия организаторы приглашают эстрадных “звезд”, а не симфонические оркестры? Ведь эффект от живой (где нет никаких розеток, усилителей и т.п.) музыки – просто разительный. Диалог идет на прямую. В общем, тем кто не был ни разу в филармонии… при первом же случае бегом туда. В завершении небольшое веселенькое видео о живой музыке. Мужик вполне адекватен (я с ним пресекался до и после концерта).. Он просто наслаждается):
Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству.
Иванова Анна Залмановна.
МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»(Лесколовское отделение),преподаватель, Всеволожский район. Ленинградская область. anna.www.1952@yandex.ru
Современные технические средства воспроизведения музыки застали детей врасплох. На них обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Они не успели, и не могли успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученные общению с музыкой, дети стали зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. Наши терзания в этом отношении чем-то напоминают терзания Плутарха, который писал в своем трактате «О музыке», что «современники наши…вводят в театры вместо прежней мужественной, небесной и любезной Богам музыки расхлябанную и пустенькую…». Однако в отличие от времени, когда жил Плутарх, в наши дни «пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления.
И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли о создании творческого проекта под названием «Филармония школьника».
«Продуктом» нашего проекта стали лекции-концерты или вернее, беседы-концерты.
Цель проекта – пробудить у детей интерес к музыке, «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой.
Задачи нашего проекта – показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.
Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей.
За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы:
1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор».
2. «Музыкальные картинки» или программная музыка».
3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке».
4. «Сказочные образы в музыке».
5. «Танцевальная музыка».
6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем».
7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне».
8. «О чем рассказали музыкальные инструменты».
9. «Образы природы в музыке».
10. «Музыка для детей».
Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы.
Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу Д.Б.Кабалевского, мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр. В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями:
1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта).
2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики).
3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта).
4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта).
5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы).
6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано).
7. М.Качурбина. «Мишка с куклой» (скрипка).
8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон).
9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано).
10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов).
Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках.
Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например:
1. А.Латышев. «Бармалей» (аккордион).
2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан).
3. Д.Пьерпонт. «Звенящие колокольчики» (баян).
4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано).
5. Е.Дербенко. «Лимузин» (дуэт баянистов).
6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано).
7. Р.Петтерсен. «Старый автомобиль» (баян).
Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой – подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.
Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками – так называемые концерты-диспуты. Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие.
Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников:
1. «О легкой и серьезной музыке».
2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора».
3. «Эпохи и стили».
4. «Поэзия и песня в музыке бардов».
5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем).
И так далее…
Исполнителями музыкальных произведений являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.
Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь этим.
Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний «темпоритм» (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.
Результативность нашей деятельности:
2003 год: посещаемость «филармонии школьника» – 30% учащихся общеобразовательной школы.
2008 год – 50%.
2013 год – 80% от всех учащихся.
Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте.
На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника».
По отзывам учителей и родителей – ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.
Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы, направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника».
Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда.
У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль – что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.
Список литературы:
1. А.Будагян. «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника».
Москва. Издательство «Советский композитор».1985г.
2. В.Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке».
Москва. «Музыка»1988г.
3. Д.Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке?»
Москва. «Просвещение» 1989г.
4. В.Малов. «Детская филармония»
Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г.
5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе»
Москва. «Советский композитор» 1985г.
6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся»
Москва. «Аркти» 2005г.
Завсегдатаи концертов, безусловно, знают, как вести себя в филармонии. А вот новичкам порой бывает трудно освоиться в непривычной обстановке во время звучания симфонической или камерной музыки. Напомним вам несколько простых правил филармонического этикета.
В филармонию неплохо прийти за 15-20 минут до начала концерта. За это время можно сдать верхнюю одежду в гардероб, посетить туалет, приобрести программку, где содержится информация о программе концерта, авторах и исполнителях.
Двигаясь по ряду на свое место, идите лицом к тому, кто уже сидит. Если сидите вы, а мимо вас пытаются пройти, привстаньте с кресла.
Если вы опоздали к началу концерта, подождите окончания первого номера программы. Когда администратор поможет вам войти в зал во время аплодисментов, садитесь на ближайшее свободное кресло. В антракте вы сможете пересесть на место, указанное в билете.
Соблюдайте тишину во время звучания музыки. Это, пожалуй, самое важное правило. Даже деликатный шорох конфетной обертки или упаковки лекарства очень мешает артистам и слушателям.
Не забудьте на время концерта выключить телефон или поставить его на беззвучный режим.
Если вам необходимо выйти во время исполнения музыки, дождитесь паузы между частями произведения и постарайтесь покинуть зал быстро и тихо, чтобы не мешать исполнителям и слушателям.
Между частями произведения крупной формы или сочинения, состоящего из нескольких номеров (симфонии, сонаты, сюиты, кантаты, вокального или инструментального цикла), аплодировать не принято. Благодарить артистов аплодисментами следует в самом конце, когда произведение прозвучало полностью.
Конечно, во время концерта нельзя есть, пить и разговаривать, а также снимать артистов на камеру со вспышкой.
Если вы хотите подарить цветы солисту или дирижеру, подготовьтесь заранее. Вручать букет следует во время аплодисментов, догонять ушедшего за кулисы музыканта – дурной тон.
На филармонических концертах нельзя скучать, даже если вы не считаете себя знатоком классической музыки. Приходите в филармонию чаще — и скоро вы почувствуете себя настоящим ценителем классики.
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест осенней опавшей листвы, жужжание пчел, раскаты грома, “шепот, робкое дыханье, трели соловья”, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Она доносится из телевизоров, магнитофонов и радио, из классов музыкальных школ, из концертных залов, консерватории, из проезжающих автомобилей и окон жилых домов. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее не мыслится современная жизнь человека. Музыка — от классической пьесы до популярной эстрадной песни — нужна всем.
Вот я в раннем детстве. Смотрю по телевизору мультфильм, в котором герои весело напевают песенку: “От улыбки станет всем светлей…”. Мелодия этой песни живет в моей душе вместе с героями мультфильма. В детском саду у нас проводится музыкальное занятие. Мы хором поем детские песни и разучиваем нехитрые музыкальные композиции, учимся танцевать, слушать музыку и ритм. А “Бременские музыканты”! Я думаю, многие, как и я, смотрели этот мультфильм десятки раз, а затем разучивали наизусть и распевали песни из него.
Вот я немного подросла и решила пойти учиться в музыкальную школу. Родители этому не противились, купили пианино, и из нашей квартиры стали доноситься сначала неумелые, а затем все более и более уверенные звуки музыки. Эти музыкальные занятия отличались большей сложностью, чем уроки музыки в обычной школе, но как же интересно было! Отдельные звуки постепенно сливались в единое произведение, которое приобретало свою, данную композитором, форму. Я зачитывалась учебниками по музыке, и перед моими глазами проплывала жизнь великих музыкантов, а в голове звучала их музыка. Многие великие композиторы не были признаны при жизни, и мир услышал их творения гораздо позже.
У многих, я думаю, слово «филармония» до сих пор ассоциируется с чем-то скучным, неинтересным, даже занудным. Когда то и я так думала, но вот уже, по-моему, 4-й или 5-й год хожу по абонементу на концерты в Казахскую государственную филармонию им.Жамбыла. И если вы думаете, что обычно в зале сидят 10-20 человек, абонементы вообще мало кто берет, вы глубоко ошибаетесь. Концерты, в большинстве своем, проходят при аншлагах, а годовые абонементы нужно покупать за несколько месяцев вперед, чтобы получить хорошие места. Кстати, уже второй год выпускают вот такие красочные книжки- абонементы с полным описанием каждого концерта. В этом сезоне заявлено 12 концертов.
Еще есть такой стереотип, что в филармонию ходят только музыканты, либо люди, собирающиеся посвятить себя музыке, либо люди почтенного возраста, а другим там неинтересно. Это, конечно же, не так. Ходят все, и пожилые, и молодые, из разных социальных слоев. Я, например, вообще по большому счету далека от музыки, даже не являюсь меломаном. Никогда дома не слушаю музыку, в жизни не ходила в наушниках с плеером. В принципе, музыку слушаю только в машине и то уже который год (!) не могу записать диски с любимыми песнями, все как-то руки не доходят. Да, вот еще. Очень люблю проект «Голос», смотрю регулярно.
Но классическую музыку всегда слушаю с особым удовольствием. Иногда на концерте почти физически ощущаю, как душа очищается от какого-то накопившегося негатива. Не зря говорят, что под воздействием классической музыки и растения лучше растут, да и беременным женщинам рекомендуют слушать именно классику.
Да, повторюсь, на концертах можно увидеть людей самых разных возрастных категорий. Правда, жаль, что как и в кино, далеко не все ведут себя культурно. Но все-таки, в этом плане в филармонии ситуация несколько лучше, чем в кинотеатре.
В последнее время к нам стали часто приезжать музыканты с мировыми именами. Лично мне, как непрофессионалу, их имена практически ничего не говорят, но когда они исполняют свои произведения, как и все, проникаюсь особой атмосферой и восхищаюсь их мастерством.
Обычно меня, как постоянного клиента, о продаже новых абонементов оповещает одна милая женщина – сотрудник филармонии. И вот, когда я пришла к ней в этот раз выкупать свои абонементы, она мне довольно подробно, доверительно так, рассказала о будущих концертах и о музыкантах-звездах, чей приезд ожидается. Это было примерно в таком ключе: «Этого музыканта мы вообще знаете, сколько ждали? Это потрясающий исполнитель! А вот это, посмотрите, это вообще наша коронка! Знаете, сколько стоят его выступления? Он же по всему миру выступает! А мы ему платим смешные деньги, но приедет он только из уважения к нам, так как он друг Казахстана!»… и так далее))
21-го ноября состоялся уже второй концерт в этом музыкальном сезоне, следующий будет 12 декабря. На этот раз это будет вечер Джаза. Будет выступать народный артист России Даниил Крамер, пианист и композитор. Дирижер – Ренат Салаватов. Кстати, небольшая часть билетов реализуется через кассу.
Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:
Опаздывать неприлично, двери зала закрывают изнутри.
Внешние раздражители мешают работе на сцене, поэтому мобильные телефоны нужно выключить и избегать резких парфюмерных запахов.
Несвоевременные аплодисменты – признак невежества.
Маленьких детей желательно оставить дома.
Нельзя пользоваться фотоаппаратом во время выступления артистов.
Цветы всегда приветствуются.
Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.
Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.
Вчера впервые посетил филармонию. Ну как посетил… жена вытащила)) За что я ей благодарен.
Не буду описывать что там и как было непосредственно до самого выступления. Всё обычно, ничего из ряда вон выходящего.
Концерт начался с не самого радужного произведения. Исполняли какую-то симфонию Бибика, посвященную голодомору в Украине. Но не смотря на это.. уже при первых звуках я просто растаял от блаженства. Скрипки… это самое самое. А когда их много… А там были не только они.
Первое что пришло на ум при анализировании воспринимаемого.. это то что все модные разговоры про 3D, 4D и т.п. – туфта.. Здесь были все 1000D. Эта музыка она действительно живая. Она тебя поглощает всего. Всё твое внимание оказывается там. Ты её практически начинаешь видеть… тебе слышен каждый инструмент… ты видишь как появляются звуки.. ты видишь с какими эмоциями они рождаются. В итоге я сперва прослезился, причем абсолютно не осознано, потом на меня напал неконтролируемый смех. Я пытался себя сдерживать.. но это только усугубляло ситуацию. Напомнило неконтролируемое ржание после “травки” (не курю.. но разовый опыт был). Повернувшись к жене начал еще больше смеятся, так как увидел что её тоже “прет”. Конечно мы изо-всех сил старались не создавать посторонних шумов в концертном зале… хоть и не легко это было)). Ощущения необычные. Последующие композиции уже не сопровождались таким “всплеском” эмоций, хотя были не мене удивительны. Я просто наслаждался каждым звуком… и все 2 часа пролетели очень быстро. После концерта у меня появились мысли, что эта живая, пробивающая, очищающая музыка – это настоящая панацея. Я уверен что ей можно лечить все известные и неизвестные недуги. Она пронизывает и создает полную гармонию.
У меня некоторое время даже появлялось чувство тошноты, когда вспоминал что есть такие явления как например “ПОП-культура”.. Это наверное не культура вовсе. А ведь ей болеют 80% населения, если не больше.
Почему на различные мероприятия организаторы приглашают эстрадных “звезд”, а не симфонические оркестры? Ведь эффект от живой (где нет никаких розеток, усилителей и т.п.) музыки – просто разительный. Диалог идет на прямую. В общем, тем кто не был ни разу в филармонии… при первом же случае бегом туда. В завершении небольшое веселенькое видео о живой музыке. Мужик вполне адекватен (я с ним пресекался до и после концерта).. Он просто наслаждается):
Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству.
Иванова Анна Залмановна.
МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»(Лесколовское отделение),преподаватель, Всеволожский район. Ленинградская область.
anna.www.1952@yandex.ru
Современные технические средства воспроизведения музыки застали детей врасплох. На них обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Они не успели, и не могли успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученные общению с музыкой, дети стали зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. Наши терзания в этом отношении чем-то напоминают терзания Плутарха, который писал в своем трактате «О музыке», что «современники наши…вводят в театры вместо прежней мужественной, небесной и любезной Богам музыки расхлябанную и пустенькую…». Однако в отличие от времени, когда жил Плутарх, в наши дни «пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления.
И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли о создании творческого проекта под названием «Филармония школьника».
«Продуктом» нашего проекта стали лекции-концерты или вернее, беседы-концерты.
Цель проекта – пробудить у детей интерес к музыке, «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой.
Задачи нашего проекта – показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.
Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей.
За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы:
1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор».
2. «Музыкальные картинки» или программная музыка».
3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке».
4. «Сказочные образы в музыке».
5. «Танцевальная музыка».
6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем».
7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне».
8. «О чем рассказали музыкальные инструменты».
9. «Образы природы в музыке».
10. «Музыка для детей».
Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы.
Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу Д.Б.Кабалевского, мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр. В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями:
1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта).
2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики).
3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта).
4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта).
5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы).
6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано).
7. М.Качурбина. «Мишка с куклой» (скрипка).
8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон).
9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано).
10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов).
Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках.
Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например:
1. А.Латышев. «Бармалей» (аккордион).
2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан).
3. Д.Пьерпонт. «Звенящие колокольчики» (баян).
4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано).
5. Е.Дербенко. «Лимузин» (дуэт баянистов).
6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано).
7. Р.Петтерсен. «Старый автомобиль» (баян).
Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой – подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.
Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками – так называемые концерты-диспуты. Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие.
Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников:
1. «О легкой и серьезной музыке».
2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора».
3. «Эпохи и стили».
4. «Поэзия и песня в музыке бардов».
5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем).
И так далее…
Исполнителями музыкальных произведений являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.
Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь этим.
Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний «темпоритм» (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.
Результативность нашей деятельности:
2003 год: посещаемость «филармонии школьника» – 30% учащихся общеобразовательной школы.
2008 год – 50%.
2013 год – 80% от всех учащихся.
Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте.
На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника».
По отзывам учителей и родителей – ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.
Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы, направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника».
Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда.
У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль – что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.
Список литературы:
1. А.Будагян. «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника».
Москва. Издательство «Советский композитор».1985г.
2. В.Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке».
Москва. «Музыка»1988г.
3. Д.Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке?»
Москва. «Просвещение» 1989г.
4. В.Малов. «Детская филармония»
Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г.
5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе»
Москва. «Советский композитор» 1985г.
6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся»
Москва. «Аркти» 2005г.
Завсегдатаи концертов, безусловно, знают, как вести себя в филармонии. А вот новичкам порой бывает трудно освоиться в непривычной обстановке во время звучания симфонической или камерной музыки. Напомним вам несколько простых правил филармонического этикета.
В филармонию неплохо прийти за 15-20 минут до начала концерта. За это время можно сдать верхнюю одежду в гардероб, посетить туалет, приобрести программку, где содержится информация о программе концерта, авторах и исполнителях.
Двигаясь по ряду на свое место, идите лицом к тому, кто уже сидит. Если сидите вы, а мимо вас пытаются пройти, привстаньте с кресла.
Если вы опоздали к началу концерта, подождите окончания первого номера программы. Когда администратор поможет вам войти в зал во время аплодисментов, садитесь на ближайшее свободное кресло. В антракте вы сможете пересесть на место, указанное в билете.
Соблюдайте тишину во время звучания музыки. Это, пожалуй, самое важное правило. Даже деликатный шорох конфетной обертки или упаковки лекарства очень мешает артистам и слушателям.
Не забудьте на время концерта выключить телефон или поставить его на беззвучный режим.
Если вам необходимо выйти во время исполнения музыки, дождитесь паузы между частями произведения и постарайтесь покинуть зал быстро и тихо, чтобы не мешать исполнителям и слушателям.
Между частями произведения крупной формы или сочинения, состоящего из нескольких номеров (симфонии, сонаты, сюиты, кантаты, вокального или инструментального цикла), аплодировать не принято. Благодарить артистов аплодисментами следует в самом конце, когда произведение прозвучало полностью.
Конечно, во время концерта нельзя есть, пить и разговаривать, а также снимать артистов на камеру со вспышкой.
Если вы хотите подарить цветы солисту или дирижеру, подготовьтесь заранее. Вручать букет следует во время аплодисментов, догонять ушедшего за кулисы музыканта – дурной тон.
На филармонических концертах нельзя скучать, даже если вы не считаете себя знатоком классической музыки. Приходите в филармонию чаще — и скоро вы почувствуете себя настоящим ценителем классики.
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест осенней опавшей листвы, жужжание пчел, раскаты грома, “шепот, робкое дыханье, трели соловья”, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Она доносится из телевизоров, магнитофонов и радио, из классов музыкальных школ, из концертных залов, консерватории, из проезжающих автомобилей и окон жилых домов. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее не мыслится современная жизнь человека. Музыка — от классической пьесы до популярной эстрадной песни — нужна всем.
Вот я в раннем детстве. Смотрю по телевизору мультфильм, в котором герои весело напевают песенку: “От улыбки станет всем светлей…”. Мелодия этой песни живет в моей душе вместе с героями мультфильма. В детском саду у нас проводится музыкальное занятие. Мы хором поем детские песни и разучиваем нехитрые музыкальные композиции, учимся танцевать, слушать музыку и ритм. А “Бременские музыканты”! Я думаю, многие, как и я, смотрели этот мультфильм десятки раз, а затем разучивали наизусть и распевали песни из него.
Вот я немного подросла и решила пойти учиться в музыкальную школу. Родители этому не противились, купили пианино, и из нашей квартиры стали доноситься сначала неумелые, а затем все более и более уверенные звуки музыки. Эти музыкальные занятия отличались большей сложностью, чем уроки музыки в обычной школе, но как же интересно было! Отдельные звуки постепенно сливались в единое произведение, которое приобретало свою, данную композитором, форму. Я зачитывалась учебниками по музыке, и перед моими глазами проплывала жизнь великих музыкантов, а в голове звучала их музыка. Многие великие композиторы не были признаны при жизни, и мир услышал их творения гораздо позже.