Сочинение на тему филимоновская игрушка

7 вариантов

  1. «Филимоновские игрушки» оригинальны, выразительны и запоминаются яркими образами. Игрушки индивидуальны и неповторимы. Они созданы добрыми и умелыми руками потомственных мастеров. Каждая игрушка — это авторский подлинник, а не тиражная продукция. Народный Мастер создает единственную в своем роде игрушку.
    История возникновения.
    Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки.
    Все филимоновские игрушки – свистульки. Они лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решето наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
    1) люди – солдаты, барыни
    2)животные – олени, коровы, петухи наседки
    3) многофигурные композиции – любота, чаепитие, тройка. Сюжет игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
    Филимоновскими мастерами в течение многих лет проводится детский фестиваль народного творчества «Поляна» ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами участвуют в мастер-классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древни и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Своеобразный город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. Все детские работы, изготовленные на мастер-классах, экспонируются на выставке, так же в программе конкурс и ярмарка декоративно – прикладных изделий
    Роспись игрушек
    Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета —        игрушки        получаются        яркими        и весёлыми.
    Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент
    Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
    Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.
    Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядно
    У КАЖДОЙ ФИГУРКИ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
    Женская фигура олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
    Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил
    глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.
    Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал
    пробуждение природы, был символом могущества.
    Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
    Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.
    Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.
    Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
    Стих о игрушке
    Ты откуда пришла к нам такая?
    Вся простая, без хитрых затей.
    С длинной шеей и расписная,
    Для игры и забавы детей.
    Я тебя полюбил в раннем детстве —
    Мастерицею бабка была.
    Ты ко мне перешла по наследству
    От красивых людей из села.
    Для тебя не страшны расстоянья.
    Ты – от предков далеких времён.
    Эти глиняные изваянья –
    Колокольной Руси перезвон
    Н. Денисов
    Моё отношение к игрушке
    Мне понравилась филимоновская игрушка. Она разукрашена своеобразно. Хоть  она и проста, но очень красива. Своими ярками цветами, она поднимает настроение. Я думаю, что после всего прочитанного, вы сами заинтересуетесь такое игрушкой, как филимоновская! Попробуете сделать такую игрушку?! Но как говорится Умному человеку и семидесяти ремесел мало!

  2. Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
    Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.
    К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.
    Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

    Виды филимоновских игрушек

    Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
    (Барыня)
    Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.
    (Петушок)
    Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.
    Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

    Технология изготовления

    Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

    Поэтапная технология создания:

    1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
    2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
    3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

    Роспись филимоновской игрушки

    Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
    Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.
    Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

  3. Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке — барыня, всадник, конь, олень, баран, козел… которые, видимо, складывались по принципу «что вижу, то леплю».
    Для филимоновских фигурок характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины — «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками.
    Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый   цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с  более сложными узорами: ветвистая елочка, яркая ягодка, лучистаязвездочка или солнышко. Лица филимоновских фигурок всегда остаются белыми. И лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос глиняных кукол. Наши игрушки трудно спутать с фигурками других народных промыслов России.
    Со временем, традиционные народные сюжеты попол­нились индивидуальными компози­циями, жанровыми сценками — Солдат, кормящий курицу, Медведь перед зеркалом (это — странное существо с гибким, худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя. Но мы же знаем, что это — он!), Чаепитие.
    Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это — отдельно стоящие фигурки: высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами,  полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. А под мышкой солдаты держат птиц!
    Но самым настоящим шедевром филимоновского народного промысла стала композицияЛюбота (влюбленные: барышня с кавалером наедине. Причем, обычно, кавалер забавно опирается ножками на юбку глиняной барышни).

  4. «Сочинение-описание филимоновской игрушки».
    Цель урока: научить уч-ся описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды, добиться привлечения познавательного материала, повторить сведения по теории сочинений.
    Оборудование: мини  выставка изделий прикладного искусства, выставка Филимоновских игрушек, книжная выставка.
    Ход урока:
    Вступительная беседа.
    – Какие бывают игрушки?
    – Из какого материала делают игрушки?
    – Какая ваша любимая игрушка?
    (дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции с применением телеуправления, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную народную потешку, разве что птичку-свистульку да матрешку.)
    Исследование выставки.
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых предметов народного декоративно-прикладного искусства.
    Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и Павловская шаль, и вещи из дерева, глины.  Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
    – Давайте выясним значение выражения «народное декоративно-прикладное искусство»
    Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
    Задание: сделать морфемный разбор слова прикладной, подобрать однокоренные слова (клад, кладовая, кладоискатель).
    В.И.Даль в своем словаре приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад. Толк да лад, тут и клад (запишите эти пословицы).
    III. Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. Предмет описания – одна из Филимоновских игрушек, которые вы здесь видите.
    – Посмотрите на эти игрушки. Из какого материала они сделаны?
    – Как они разрисованы?
    Все эти фигурки разрисованы в основном полосками: красная -жёлтая – зелёная; красная – жёлтая – зелёная.
    – Давайте обратим внимание на изменение значения слова красный. В древности оно имело значение «красивый, прекрасный», а сейчас обозначает цвет. Однако в языке первое значение оставило свой след в целой группе слов: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота и т.д.
    Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова: красный молодец, красна девица.
    Словарь Владимира Даля отмечает такие сочетания: красная изба (чистая), красный угол в избе (передний), красная лавка (под окнами на улицу), красное крыльцо (парадное), красный денек (ведряный), красный поезд (свадебный).
    Даль приводит и выразительные пословицы: Красную речь – красно слушать, Красному гостю – красное место, Первому гостю – первое место и красная ложка.
    Словарная работа:
    Краски: яркие, глаз радующие, желтая, красная, зеленая.
    Филимоновские узоры: полоски, елочки, точки, кружочки, снежинки.
    Форма игрушки: вытянутая, плавная.
    Итак, игрушки разрисованы яркими красками, глядишь — и в глазах рябит, как от солнышка. Называются игрушки филимоновскими.
    – Как вы думаете, почему  филимоновские игрушки так назвали?
    Игрушки эти делают в Тульской области в деревне Филимоново Одоевского района. В красивейшем месте высоко над рекой выстроилась деревня двумя рядами кирпичных домов. Сразу бросается в глаза кирпичная кладка изб — значит, богаты здешние края глиной. Глины около Филимонова много (аж 6 расцветок): серой, желтой, зеленой, белой, красной. А для игрушек брали совсем другую глину — синикой зовут. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Жители, чтобы прокормиться, лепили на продажу игрушки. Лепили в Филимонове игрушки женщины и девочки, начиная с 7—8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — больше зимой и весной.
    Местная глина — синика — иссиня-чёрного цвета, жирная, тягучая. Эта глина легко мнётся, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Нет необходимости лепить её по частям, примазывая, их друг к другу. И вот комок этой глины в руках у мастерицы становится сначала колоколом юбки, и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку. В руках у мастерицы не остаётся ни одного лишнего комочка – весе точно рассчитано. Только уточку — свисток под мышкой у барыни — всегда лепят отдельно (показать игрушку «Барыня»). Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку — оленя или корову — отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги — подставки и свисток, а из другой — длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного (показать игрушку «Олень»).
    Готовые игрушки стоят и сохнут. Лепка, однако, не закончена. Мастерицы по несколько раз ещё «правят» готовые свистульки. «Глина у нас не послушная, и пока устроится, по три раза гладим», — обижаются они. В самом деле, синика будто живая. Застывая, глина «садится», «бугрится», «ведёт» игрушку. Игрушка то слегка «присядет» на один бок, то немножко покачнётся назад, то едва заметно склонится вперёд. Вся она словно тихо, медленно шевелится, движется. Тогда мастерицы снова возвращаются к игрушке, в которой раз гладят её поверхность, где надо, «подтягивают» и так — пока
    она совсем «не замрёт». Наконец, форма застыла, и игрушки медленно сохнут в тёплом помещении, иногда по несколько дней. При высыхании светлеют и твердеют, «как каменные». Потом – обжиг в печи.
    В старину печи для обжига в Филимонове устраивали на склонах оврагов. И сейчас два таких горна сохранились на окраине деревни. Выложены горны местным кирпичом, имеют круглую форму, широкие, глубокие, а под ними печь с топкой в сторону оврага. Обжиг начинался по весне, когда к первым весенним ярмаркам готовили на продажу посуду и игрушки. Это было целым событием в деревне Филимоново. Собирались вокруг горнов не только мастера, а кто хотел, «и бабы, и детки — сейчас горн будут топить!». Изделия плотно укладывали по стенам. Сверху горн закрывали черепицей, чтобы жарче топился. Печь закладывали берёзовыми дровами, понемногу огонь разгорался. 8—9 часов продолжался обжиг. Потом жар спадал, и горн медленно остывал. С волнением и тревогой ожидали результат обжига. Верили, что удача в руках умелого мастера. В процессе обжига происходит удивительное превращение — глина теряет свою природную окраску и становится белой (показать белую игрушку).
    В наше время игрушки обжигают не в земляном горне, а в большом электрическом муфеле.
    После обжига игрушки раскрашивают… В старину краски на яйцах разводили, кисточки из куриных перышек делали. Красят их в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, ёлочки, цветка, ягодки, кружочка, точечки. Смотришь на филимоновскую игрушку, и глаз ликует от переливчатой пестроты.
    Немного мастериц осталось в Филимонове, но промысел не умрет. Во многих населенных пунктах Тульской области группы энтузиастов создают студии по изготовлению игрушек. Молодые мастера прошли курс обучения у ветеранов, приобрели навыки и делают уже неплохую игрушку.
    Создана такая студия художественно-прикладного искусства и в с. Спасское («Зодь»).
    Словарная работа.
    1.Украшать, красота, Филимоново, Филимоновская игрушка, талантливые мастера.
    Основная мысль сочинения.
    Задания:
    Внимательно рассмотрите игрушки и скажите, что вас в них привлекает, что нравится? (необычность, простота, что они игрушки-свистульки)
    Какие мысли у вас возникают, когда вы рассматриваете филимоновские игрушки? (весело на душе, радостно, игрушки какие-то фантастичные).
    Что бы вы сказали о мастерицах филимоновских игрушек? (это небогатые люди; у них развита фантазия; это женщины с крепкими цепкими пальцами; это труженицы).
    Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к филимоновским игрушкам. («Чудо-игрушка», «Филимоновская красота», «Филимоновские свистульки», «Звонкоголосая игрушка», «Глиняное чудо»)
    Работа над композицией и планом сочинения.
    – Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трех частей.
    Для нашего сочинения он может быть таким:
    Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, филимоновской игрушке.
    Основная часть: описание игрушки.
    Общий вид игрушки (материал, форма, цвет).
    Описание изготовления и красок игрушки.
    Впечатление от филимоновской игрушки.
    Заключение: мое отношение к игрушке, мастерству художников-земляков,  к народному прикладному искусству.
    V. Самостоятельная работа.
    Озаглавить свое сочинение и описать одну из игрушек.
    VI. Итоги урока.
    -Что больше всего вас заинтересовало?
    – Что было удачного в работах и ответах одноклассников?
    VI. Домашнее задание: дописать сочинение;
    подготовить небольшое сообщение о каком-либо другом виде прикладного искусства (хохломская деревянная посуда, Павловская шаль, каргопольская игрушка, гжель и т.д.)

  5. Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро дина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования. Помогла мне с этим моя подруга С:

  6. Сочинение-описание действий
    Изготовление филимоновской игрушки.

    Ответы:

    Филимоновская игрушка – д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий – свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины “синики”. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
    По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что “свистульки” были богатыми невестами.ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАЭта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

  7. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
    1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем.
    2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
    3) птицы –  петух, наседка, павлин, утка.
    “Курочка с петухом”
    4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
    Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.
    Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями – «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».
    “Медведица с зеркалом”
    “Признание”
    “Солдат с курицей”
    Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.
    Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом – так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона.
    Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже  мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
    На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет – жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.
    На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
    На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно – называется зелёнка.  Роспись ведётся между красными линиями.
    После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария  Николаевна,  дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки.
    Немного работ Марии Николаевны Марченковой:
    “Лиса с курицей”
    “Корова”
    “Медведь с зеркалом”
    Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.
    Картина Журова Е.П “Филионовские мастерицы” (1996 год). На картине – Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.
    Работа Лукьяновой Е.И “Наседка”
    Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
    Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
    Николай Васьевич Денисов с  1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:
    Филимоновская игрушка
    Ты откуда пришла к нам такая?
    Вся простая, без хитрых затей.
    С длинной шеей и расписная,
    Для игры и забавы детей.
    Я тебя полюбил в раннем детстве –
    Мастерицею бабка была.
    Ты ко мне перешла по наследству
    От красивых людей из села.
    Для тебя не страшны расстоянья.
    Ты – от предков далеких времен.
    Эти глиняные изваянья –
    Колокольной Руси перезвон.
    Автор статей по народному искусству На протяжении’ многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше – кадры из музея-мастерской.
    В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
    На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла   Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди,  Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.  Многие мастера продолжают фактически семейное дело – например, Гончарова Анна Вячеславовна.
    Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.
    Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев.
    Работа Орловой Е.А “Павлин”
    Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.
    С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже – пара работ Константина Кехаиди.
    “Петух”.
    “Любота”
    “Козел”
    Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины.
    Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.
    “Чаепитие”
    В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории  промысла,  а так же изделия  других центров народного творчества.
    Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку.
    Экспозиция в музее.
    “Собака кормит петуха”
    “Дерево жизни”
    “Парочка на кресле с собакой”
    “Всадник на козле”
    Тарелка настенная
    “Карусель большая”
    “Лягушка”
    “Дама с самоваром”
    Надеюсь, что не утомила!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *