Сочинение на тему философская лирика

9 вариантов

  1. А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал
    через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой приведенье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья, —
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые —
    Мне вас не жаль, изменницы младые,
    Задумчивый, забав чуждаюсь я, —
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
    Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней,
    И дремля едем до ночлега,
    А время гонит лошадей.
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
    Не дай мне бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст, —
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

  2. А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой привиденье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815) . Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)

  3. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано “Пушкин – это наше все!”, был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.
    Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении “Старик” лирический герой вспоминает свою “весну”, когда он был “верным служителем” Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. “Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы” – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие “безвременной кончины” рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в “Завещании друзьям” поэт заигрывает со смертью, желая умереть и “отлететь веселой тенью” “на тихий берег вод забвенья”, то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:
    Я мало жил и наслаждался мало …
    Но иногда цветы веселья рвал –
    Я жизни видел лишь начало …
    Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение “Подражание”, где в первой же строфе говорится о смерти: “Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего”.
    Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. “Брожу ли я вдоль улиц шумных …” Взирая на “уединенный дуб”, поэт осознает, что “патриарх лесов” переживет его “забвенный век”; а, лаская “милого младенца”, он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему “место” “цвести”. Бессмертной признается лишь красота “равнодушной природы”.
    Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение “Телега жизни”, где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. “Утро” жизни – “и мы рады голову сломать” в быстрой скачке, в “полдень” жизни нас уже страшат “и косогоры, и овраги”, “под вечер” – мы привыкаем “и дремля едем до ночлега”. Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само “время гонит наших лошадей”. Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. “Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?” – вопрошает Александр Сергеевич в “Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы”. Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать “добрые чувства” в сердцах людей. Он верит, что пока “в подлунном мире жив будет хоть один пиит”, ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в “заветной лире” и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

  4. сочинение на тему Философская лирика А.С.Пушкина

    Ответы:

    А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой привиденье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)

  5. Сочинения

    Меню сайта

    Сочинения по русской литературе. Все темы

    Философская лирика А. С. Пушкина

    Невозможно представить себе русскую поэзию без такого, бесспорно, великого поэта, как А. С. Пушкин. Он стал незабываемой личностью в истории русской литературы, открыв ее новый век, «золотой век».
    На сегодняшний день всем известна фраза: «Пушкин – это наше все». В справедливости этого суждения, думаю, никто не позволит себе усомниться, поскольку А. С. Пушкин действительно возродил русскую поэзию, дал ей новое дыхание. Произведения (пусть даже самые маленькие), написанные поэтом, несут урок многим и многим поколениям и, конечно же, поражают читателя метафоричностью, красотой и простотой русского слова.
    В лирике Пушкина мы можем условно выделить несколько основных тем. Это любовь, свобода, тема поэта и поэзии и размышления о смысле жизни. Данная работа посвящена философской лирике автора, поскольку эта тема, в отличие от остальных, является «сквозной» в произведениях поэта и словно пронизывает все его творчество. Тема философии не лежит на поверхности, а, скорее, переплетается с другими, подчеркивая глубину мысли в поэзии Пушкина.
    Начать бы хотелось со стихотворения «Свободы сеятель пустынный…». Читая его, мы обращаем внимание на эпиграф: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Эта фраза является цитатой, взятой Пушкиным из Библии. Вспомнив сюжет притчи, рассказанной Иисусом Христом, мы заметим, что он очень похож на сюжет стихотворения. В нем рассказывается о сеятеле, являющемся певцом свободы и «бросающем» ее в «порабощенные бразды». Однако в притче сеятель достигает своего результата, а лирический герой стихотворения Пушкина – нет. Мне кажется, в этом проявляется смирение поэта-сеятеля: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич». А. С. Пушкин говорит о безысходности ситуации, о народе, уже давно ставшем «стадом» и углубившемся в житейские проблемы, смирившемся со своей участью и не желающем жить по-другому. Действительно, таким людям не нужны «дары свободы», поскольку они не смогут их оценить.
    Мне кажется, стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» является очень ярким показателем эволюции Пушкина как поэта. Написанное в 1823 году, оно показывает нам уже далеко не раннее творчество поэта. И если в начале стихотворения лирический герой говорит о свободе, которую он пытается сеять среди людей, то к концу произведения он смотрит на мир намного более реалистично, открывая читателю творчество Пушкина с новой стороны.
    Хочется обратиться еще к одному стихотворению, которое ярко иллюстрирует тему философии в лирике Пушкина. Это стихотворение называется «(Из Пиндемонти)». Необходимо заметить, что данное произведение относится к поздней лирике поэта, оно было написано в 1836 году. В этом произведении мы видим совершенно иного лирического героя, нежели прежде. Пушкин уходит от темы свободы народа и приходит к теме свободы личности, что, несомненно, говорит о его поэтическом развитии. Также автор делится с читателями размышлениями о главных ценностях человеческой жизни: «божественная природы красота», «созданья искусств» и, конечно же, внутренняя свобода. Лирический герой, в чьи уста автор, бесспорно, вложил свое слово, отстраняется от всего житейского, презирая те права, «от коих не одна кружится голова». Он считает их суетой, цитируя Гамлета: «слова, слова, слова» и таким образом показывая читателю философский подход к жизни.
    Продолжая свое рассуждение о философской лирике Пушкина, мы должны вспомнить стихотворение «Элегия» 1836 года. На мой взгляд, это стихотворение можно назвать в какой-то степени пророческим. Оно проникнуто грустью и тоской, тяжелыми думами о смерти и «печалью минувших дней». Автор вновь говорит о целях своего творчества и жизни в целом: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой стихотворения очень реалистично смотрит на мир, замечая преобладание в нем «горестей», «забот» и «треволненья», однако его эти тяготы нисколько не смущают. Герой знает наверняка, что он сможет найти гармонию и в такой жизни, он верит в свет и счастье, которое, быть может, «блеснет улыбкою прощальной».
    Таким образом, «Элегия» открывает нам душевное состояние автора, его боль и горечь тягостного предчувствия скорой смерти.
    Безусловно, стихотворений, связанных с философией, в творчестве А. С. Пушкина мы найдем еще очень много. Среди самых знаменитых, пожалуй, можно перечислить «Анчар», «Арион», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэт и толпа» и многие-многие другие. Каждое из них несет свой скрытый смысл, разобравшись в котором мы сможем получить послание, оставленное нам великим поэтом.
    В заключение хотелось бы сказать, что философская лирика А. С. Пушкина очень многогранна. И именно поэтому мы вновь и вновь открываем ее для себя, вместе с нею узнавая и самого великого поэта.

    Похожие материалы:

    Copyright © 2017 Сочинения по русскому языку и литературе Rights Reserved.

  6. Отсюда вытекает мотив одиночества, возникающий из-за непонимания его окружающими. «Металла голос погребальный» в «Бессонице» наводит поэта на думы о трагическом конце.
    Благодаря образам природных явлений Тютчев выражает свои переживания, чувства, эмоции. Любое состояние человека сопоставимо с окружающим миром. На фоне пейзажей поэт глубоко размышляет о месте в этом мире, который дает ему умиротворение: «А там, в торжественном покое…». Созерцая картины природы, он ставит ее на один уровень с человеком, воспринимая как живое существо.
    Философские рассуждения тонкого наблюдателя говорят о неравнодушном отношении талантливого поэта к природе, всему живому, женщинам. Благодаря этому, его стихи понятны каждому и всеми узнаваемы.

    Сочинение Философская лирика Тютчева

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии.  При помощи философии своих строк он передает  читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия, который он улавливал в самых повседневных ситуациях. Русский поэт Ф.И.  Тютчев – первый в русской литературе поэт, в его основной теме творчества звучат «предельные основания бытия», главные  принципы  мироустройства. Героя его стихотворений волнует вопрос “что есть сам человек?”, ” что этот  есть мир?”, “для чего создана  природа?”, ” в чем загадка бытия?”.  Философия в строках стихотворениях  Тютчева,  творения величайшего поэта:  в них глубина,  метафоричность и разно плановость.
    Разберем, какие филосовские мотивы звучат в его лирике, но как бы они ни звучали всегда цепляют читателей заставляя проникаться, а в дальнейшем обдумывать.
    Можно сказать, что в каждом стихотворении Тютчева можно найти нотки любовной лирики: он рождает в нас мощный циклон  страстных  чувств.  Филосовские мысли постоянно  присутствуют во всем, о чем  он не говорил.  В каждой строчке прослеживается мотив восприятия рамок любви человеческой. О ее пределах поэт говорит в  любовной лирике, освещая все грани любви к жизни, женщине, родине.  В  «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восторжествует  Тютчев  в стихотворении.  «О, как убийственно мы любим..». Тютчев в человеческой любви видит противоборство и обьединение, однообразность и многогранность, которая  характерна  космосу, пишет поэт  это в строках  «Предопределении».
    Разносторонность любви прослеживается во всем творчестве поэта с первыхс строк. Денисьевском цикле стихов изобилие счастья, возвышенное чувство, взрыв страстей которые могут порушить и жизнь и покоробить душу – «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна»  и множество дригих.
    Лирике Тютчева специфичен  филосовский характер и подтекст, он непосредственно воздействует на мысль читателя, и  сумел повлиять  на творческий путь многих творческих людей разных годов. Проследить нотки его творчества можно  в произведениях  Л. Толстого и Ф. Достоевского,  в творениях  А.Ахматовой, И. Бунина, И. Бродского, Е. Исаева.
    Подытожим, характерные, освещенные черты творчества поэта, характеризующие его как творческую личность и величайшего автора. Его самое главная отличительная черта  особый процесс создания поэтических шедевров, они выходили из под пера еще имея привкус души и чувств поэта. От этого стороки на сквозь пропитаны привлекательной грацией, красотой мысли и чувством искренности. Его  внутренний мир ограничен кругой самых близких его души и интресующих, дорогих сердцу вопросов, впечатлений, образов, интересов  и поэт почти не владеет своим вдохновением, поэтому не тратить свое искуство на темы чуждые ему. Поэтому, к сожалению или счастью из под пера Тютчева не вышли ни поэмы, ни повести, ни романы, а только потрясающие, вдохновенные стихотворения.
    9 класс

  7. 7
    Текст добавил: Доступ закрыть

    Философская лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некра­сова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философс­ким содержанием.
    Пушкин, будучи образованным человеком своего вре­мени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество. Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал Через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, по­явившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отлича­ет философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пируш­ках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей: Смертный, век твой привиденье: Счастье резвое лови; Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай! Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакрео­на» (1815).
    Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта: До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен! Мгновенью жизни будь послушен, Будь молод в юности твоей! (“Стансы Толстому», 1819) Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и на­слаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тог­дашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Измени­лась и философия поэта.
    Пушкин-романтик видел цель жизни не в беско­нечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отрази­лись и в лирике поэта: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья, – Так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю» (1824) появляется яркий романтический символ – океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдох­новение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от пре­жних идеалов, от увлечений своей юности: Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые – Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я, – Пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны» (1820). К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззрен­ческий кризис.
    Жизнь начинает пугать его, все меньше остается роман­тизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели. В стихотворении “Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с теле­гой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей. Еще более тяжелым временем был период после поражения восста­ния декабристов.
    Многие из казненных и сосланных были близкими дру­зьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляет­ся мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели: Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения. Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблема­ми смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворе­нии “Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости!

  8. Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…
    Ф. И. Тютчев
    Лирика Тютчева — одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глу­бина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.
    Уже в конце 1820-х — начале 1830-х годов Тютчев создает стихотворения, глав­ным содержанием которых является философская мысль. «Герой» этих произведе­ний — человеческий разум, жаждущий познания. Стихотворение «Последний ка­таклизм», казалось бы, рисует картину гибели мира:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Все зримое опять покроют воды,
    И божий лик изобразится в них!
    Но смысл этого произведения — не в мрачном пророчестве, а в стремлении по­эта познать первооснову всего сущего, то есть Бога.
    Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глу­бокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях — в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цвете­нии, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.
    Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосфе­ры высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотво­рении «Поэзия»:
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
    В стихийном, пламенном раздоре,
    Она с небес слетает к нам —
    Небесная к земным сынам…
    Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точ­ных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще — она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, вели­чественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страш­ными загадками мироздания:
    …И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами —
    Вот отчего нам ночь страшна!
    Именно в этом космическом, трагическом одиночестве человеку дано познать мир и самого себя:..В душе своей, как в бездне, погружен,
    И нет извне опоры, ни предела…
    И чудится давно минувшим сном
    Ему теперь все светлое, живое…
    И в чуждом, неразгаданном, ночном
    Он узнает наследье родовое.
    Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих воз­можностей:
    О смертной мысли водомет,
    О водомет неистощимый!
    Какой закон непостижимый
    Тебя стремит, тебя мятет?
    Как жадно к небу рвешься ты!
    Но длань незримо-роковая,
    Твой луч упорный преломляя,
    Сверкает в брызгах с высоты.
    Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…» Тютчев освобожда­ется от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:
    Бродить без дела и без цели
    И ненароком, на лету,
    Набресть на свежий дух синели
    Или на светлую мечту…
    В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» звучит протест челове­ка, не способного примириться со своей участью смертной пылинки, противопос­тавленной Вселенной:
    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе, —
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.
    Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это — переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, риф­ме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium»:
    …Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Это стихотворение — еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.
    В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, пережива­ет взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:
    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!..

  9. А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой привиденье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья, –
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ – океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые –
    Мне вас не жаль, изменницы младые,
    Задумчивый, забав чуждаюсь я,-
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
    Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней,
    И дремля едем до ночлега,
    А время гонит лошадей.
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” – анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
    Не дай мне бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта – “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст, –
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.
    Другие сочинения на тему “Философская лирика” Пушкина
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *