Сочинение на тему философские мотивы лирики есенина

11 вариантов

  1. Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.
    Есенина всегда интересовала тема Отечества, его малой родины и своей судьбы. Для поэта судьба собственная всегда была тесно связана с жизнью родного края. Поэтому очень часто в своих философских стихах Есенин использует прием синтаксического параллелизма, где сопоставляет свою судьбу с различными состояниями природы. Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая» размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль,
    Я полон дум о юности весёлой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль…
    Лирический герой обращается к своему прошлому и его одолевает грусть по ушедшему времени. Однако герой не испытывает чувства разочарования, в нем нет желания повернуть время вспять, изменить то, что было:
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костёр рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Произведением философского содержания, заключающим в себе общечеловеческие и общеисторические идеи, является стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Тема изменчивости времени и проблема трансформаций души человека раскрывается здесь в полной мере:
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охвачен,
    Я не буду больше молодым.
    Лирический герой чувствует те изменения, которые в нём происходят: «я теперь скупее стал в желаньях…». Но ничего невозможно изменить, таковы законы мироздания, против них невозможно идти. Есенин понимает это, но с благоговением вспоминает свои годы молодости как самое прекрасное время, поскольку именно тогда он чувствовал себя по-настоящему счастливым.
    Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.

  2. 2
    Текст добавил: Ходячая проблема

    Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ­лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос­ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.
    В его творчестве размышления над глубокими фило­софскими вопросами переплелись с созерцанием и на­слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    («Не жалею, не зову, не плачу…»)
    Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.
    («Мы теперь уходим понемногу…»)
    Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб­ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу…»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
    («Гой ты, Русь моя, родная…» )
    Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз­растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе­ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…»:
    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
    Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале­ет, принимая все с любовью.
    Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра­жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ло­мит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глот­кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю­щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «…за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав­тор.
    Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес­са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз­ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:
    Черт бы взял тебя, скверный гость!
    Наша песня с тобой не сживется.
    Жаль, что в детстве тебя не пришлось
    Утопить, как ведро в колодце.
    Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди­нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер­ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли­рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глуби­ной понимания сущности бытия.
    Есенин — философ «от природы», певец жизни и гар­монии, настоящий человеколюбец: «…дороги мне люди, Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понем­ногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.

  3. Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом — лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
    Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») — образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне — всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.
    Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни — механической цивилизации города.
    Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.
    Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) — одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).
    Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни — это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
    Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.
    И если для природы смена времен года — это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.
    Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.
    Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

  4. Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
    Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») – образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне – всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.
    Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни – механической цивилизации города.
    Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.
    Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).
    Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
    Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.
    И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.
    Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.
    Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

  5. В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливает­ся с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только прида­ет ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.
    Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего твор­чества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жиз­ни дореволюционной Руси.
    В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мо­тивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на’ ни­зеньких околицах, на. «кротком Спасе» в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими обра­зами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает па­нораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, «звонкий, как сережки», видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность родимых просторов («Не ви­дать конца и края – только синь сосет глаза»). Все это рождает пре­данную сыновнюю любовь,
    Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, кото­рый можно назвать периодом «двойного зрения». Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Роди­на становится дороже, чем рай:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою»
    Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся….» тоже напи­сано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», – говорит он, обращаясь к родному краю. При­мечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно «край любимый». А в нем – все прекрасно: резеда, «риза кашки», вызва­нивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном ко­ромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем серд­цу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:
    Я пришел на эту землю,
    Чтоб скорей ее покинуть…
    Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина -. многогранность и диалектичность, выражающую слож­ность души лирического героя.
    Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.

  6. С. А. Есенин – не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая высокая поэзия, его лирика философична. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Одни стихи – это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья.
    Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека».
    Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» – это и конкретный природный образ, и обобщенный, это – жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень – время тишины, ярких красок, но в то же время – пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли -это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, //А журавлей относит ветер в даль, //Я полон дум о юности веселой, //Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг…
    Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…» – в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас – крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас – неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».
    Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.
    Схожие мысли звучат в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» «Увяданья золотом охваченный, //Я не буду больше молодым» – в этих стоках размышление о невозможности повернуть время вспять. “Весенняя гулкая рань” – олицетворение молодости природы и молодостижизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь… //Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.
    Человеческая душа и Мир едины… однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушать законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: «Покатились глаза собачьи // Золотыми слезами в снег», « В синюю высь звонко //Глядела она, скуля, // А месяц скользил, тонкий, // И скрылся за холм в полях». Нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменяя её темп, это потом отольется человечеству слезами животных. Поэтому по-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»: «И зверьё, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове». Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить: «Счастлив тем, что я дышал и жил. // Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве». Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.
    Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасно//Земля //И на ней человек!»
    Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому, что они вечны, и едва ли человечество когда-нибудь найдет исчерпывающие ответы на философские вопросы. Поэтому Есенинское творчество бесценно и бессмертно.

  7. Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
    Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») – образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне – всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.
    Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни – механической цивилизации города.
    Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.
    Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).
    Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
    Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.
    И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.
    Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.
    Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

  8. Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те лее мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».
    Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.
    Тема произведения – размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью – проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью.
    Все мы, все мы в этом мире тленны…
    Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе – это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.
    Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу…») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна…»). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Всё пройдет…»), так и в последней («…все мы в этом мире тленны»). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.
    Жанр стихотворения – размышление – наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
    Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает од традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые («тленно» -«благословенны»), так и закрытые рифмы («холодком» – «босиком»), женские («реже» – «свежесть») и мужские («дым» – «молодым»), точные («мне» – «коне») и неточные («уст» – «чувств»). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова («плачу» -«охваченный»). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках
    …тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков – э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л’, м, н).
    Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).
    В произведении немного эпитетов, что нехарактерно для Есенина («гулкая рань»), но необыкновенно много метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («…ты все реже, реже…», «Все мы, все мы…»). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий («шляться», «буйство»).
    Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении -белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и «пламень уст» и «березовый ситец». Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.
    Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро – то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.
    Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.
    Творчество С.А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизме или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

  9. Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного  и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и  нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной  искренностью и исповедальностью  поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. В этом можно разглядеть духовное мужество Есенина, ставящего важнейшие вопросы человеческого бытия в предельной откровенности.  Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет  путь человека  только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.
    Лирический герой  поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции, которую мы будем рассматривать в логике условного разделения его творчества на этапы: 1)дооктябрьская лирика(до 1917),2) послеоктябрьская  лирика (1 ступень (1918-1919,2 ступень ( 1920-1921,3 ступень(1922-1925)). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:
    роль поэта и назначение искусства,
    жизнь и смерть,
    любовь и дружба,
    проблема духовного выбора,
    но главной для него все же остается
    задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.
    1)Дооктябрьская лирика.
    Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так величали  на Руси и первые весенние дни. В самом названии мы видим метафору:  вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика(березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором.  В  сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе ( Стихи : «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую  русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина  –   храм, как и сама природа. Все это создание Господа:
    Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…
    Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя  перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.
    В стихотворении «Бегство» ( 1915) мы наблюдаем мотив  духовного соблазна, с которым борется лирический герой:
    Храня завет родных поверий –
    Питать к греху стыдливый страх,
    Бродил я в каменной пещере,
    Как искушаемый монах.
    …Как об ножи стальной дорогой
    Рвались на камнях сапоги,
    И я услышал зык от Бога:
    «Забудь, что видел, и беги!»
    Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем.В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт.В стихотворении «Бегство» показано зыбкое  состояние  лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор.  Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:
    Чую радуницу Божью –
    Не напрасно я живу,
    Поклоняюсь придорожью,
    Припадаю на  траву.
    Между сосен. Между елок,
    Меж берез кудрявых бус,
    Под венком в кольце иголок
    Мне мерещится Исус.
    В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
    Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.
    2. Послеоктябрьская лирика.
    Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества.  В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который
    «с крестьянским уклоном принимает революцию». Россию охватывает духовное помрачение, которое монахи Оптиной Пустыни определили как массовое беснование.  Духовное помрачение входит  и в сознание поэта , отражаясь  на его творчестве.  В стихотворении «Инония», например,  поэт пишет шокирующие нас строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? В чем причина такой метаморфозы в его сознании?  Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.Но  сомнение нередко посещает  даже верующих людей, а мировоззрение  человека  часто укрепляется в процессе духовных мук. Однако сомнение не всегда приводит к истине.  Эти духовные борения мы  и наблюдаем в поэзии Есенина данного периода. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года.   С имажинистами ( имажинизм рождается в 1919г, Есенин становится членом данного модернистского течения в литературе Серебряного века) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной  стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Эту строчку восприняли как богохульство, однако поэт вкладывал в нее совсем иной смысл, нежели чем тот, который воспринимался буквально. Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Именно так сам поэт трактовал эту строчку своему другу поэту Орешину. И,  тем не менее, данная ситуация не может восприниматься позитивно, так как любого содержания строки на стене  монастыря – богохульство.  Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения  1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи  1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным.  В лирике этого периода  начинают звучать мотивы  прощания с молодостью,  предощущения гибели , душевной  усталости и рока ( «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года  в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому: « Пишу не для того, чтобы что-то выдумать. А потому,  что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром,  в чем прав и в чем виноват».
    Раздумья о собственном несовершенстве,чувство вины ,  раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина  1922-1925гг. Его лирический герой  подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это  находит отражаение  в его стихах : « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение  лирического героя  того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:
    Жизнь – обман с чарующей тоскою.
    Оттого так и сильна она,
    Что своею грубою рукою
    Роковые пишет письмена….
    Но и все ж, теснимый и гонимый,
    Я, смотря с улыбкой на зарю,
    На земле, мне близкой и любимой,
    Эту жизнь за все благодарю.
    В 1923 году в письме к поэту Кусикову Сергей Александрович напишет: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской…» Осмысление исторических реалий выливается в поэму «Страна негодяев», привезенную Есениным из-за границы. Гражданское и духовное мужество в стране большого террора – понимать смысл происходящего.   Строчка : «Друг мой. Друг мой, прозревшие вежды // закрывает одна лишь смерть» – становится пророческой в судьбе поэта.
    Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти.  Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале.   Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии  «Моцарт и Сальери».  Традиционно данный образ воспринимается  как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха  лирического героя в поэме вполне оправданы, так как  Россия  20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». В стихотворении Мандельштама о более позднем историческом периоде в жизни страны будет сказано: «…жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Черный гость – это художественный образ, который соединяет в себе как внутренний раскол героя, так и  обстоятельтва( страна охвачена арестами, массовым террором), позволяющие герою ощущать возможность вторжения в свою жизнь извне. Состояние героя  выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно.  Исповедальность поэмы  налицо: построенное  в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину  страдания  лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, о он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: « Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… ».  К каким философским выводам приводит нас Есенин в поэме «Черный человек»?
    Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей.  Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.
    Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов.  Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    Осознание человеком своего места в мире,  уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».

  10. Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким- то наивньм, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».
    Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.
    Тема произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью.
    Все мы, все мы в этом мире тленны…
    Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе — это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.
    Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу…») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна…»). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Все пройдет…»), так и в последней («…все мы в этом мире тленны»). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.
    Жанр стихотворения — размышление — наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
    Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает од традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:
    Все пройдет, как с белых яблонь дым. Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые («тленно» — «благословенны»), так и закрытые рифмы («холодком»— «босиком»), женские («реже»— «свежесть») и мужские («дым» — «молодым»), точные («мне» — «коне») и неточные («уст» — «чувств»). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова («плачу» — «охваченный»). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках …тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь… мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков — э, и — для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л’, м, н).
    Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).
    В произведении немного эпитетов, что нехарактерно для Есенина («гулкая рань»), но необыкновенно много метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («…ты все реже, реже…», «Все мы, все мы…»). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий («шляться», «буйство»).
    Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и «пламень уст» и «березовый ситец». Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.
    Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро — то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.
    Общий настрой произведения — умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.
    Творчество С.А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизме или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

  11. Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ­лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос­ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.
    В его творчестве размышления над глубокими фило­софскими вопросами переплелись с созерцанием и на­слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    («Не жалею, не зову, не плачу…»)
    Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.
    («Мы теперь уходим понемногу…»)
    Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб­ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу…»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
    («Гой ты, Русь моя, родная…» )
    Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз­растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе­ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…»:
    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
    Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале­ет, принимая все с любовью.
    Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра­жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ло­мит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глот­кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю­щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «…за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав­тор.
    Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес­са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз­ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:
    Черт бы взял тебя, скверный гость!
    Наша песня с тобой не сживется.
    Жаль, что в детстве тебя не пришлось
    Утопить, как ведро в колодце.
    Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди­нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер­ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли­рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глуби­ной понимания сущности бытия.
    Есенин — философ «от природы», певец жизни и гар­монии, настоящий человеколюбец: «…дороги мне люди, Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понем­ногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *