Сочинение на тему философские мотивы лирики лермонтова

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Дружная Весёлая Семья

    Лермонтов Михаил – это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….
    Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.
    Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова – это ответы, на так называемые «вечные вопросы».
    Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.
    К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.
    Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….
    Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон». И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.
    Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».
    Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.
    Вторая группа стихотворений – это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».
    Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
    Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

  2. ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    Все лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня».
    Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова, хоть могла
    Составить счастье тысячи людей:
    С такой душой ты бог или злодей…
    Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются ответы.
    Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я жить хочу! хочу печали…»)
    Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и людям.
    Душа сама собою стеснена,
    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
    Находишь корень мук в себе самом,
    И небо обвинить нельзя ни в чем!
    («1831-го июня 11 дня»)
    Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).
    С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

  3. Философская лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
    Особую роль в развитии литературы играет философская лирика. Философская лирика подразумевает собой произведение, основой которого являются раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
    Размышления о будущем и прошлом, о смерти и вражде, несчастье и радости, нередко встречаются в творчестве различных поэтов и писателей. С философией мы сталкиваемся не только в литературе, но и в обыденной жизни. Каждый из нас очень часто задаётся вопросами, на которые не существует ответов. Что такое жизнь? Зачем рождаются и умирают? Почему одиночество губит человеческую душу? Именно такие вопросы ставят перед собой человек, и теряется в своих раздумьях.
    Рассуждая о философии человек, уходит в себя, ищет пути выхода, даёт определённую самооценку. Философская лирика имеет различное осмысление реальности и самой сути жизни. Каждый воспринимает жизнь по своему, именно исходя из этого, многие поэты пишут стихотворения на философскую лирику, чтобы выявить определённый стандарт в философии.
    Говоря о философской лирике, сразу приходит на ум такой поэт, как М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов, как пишут в различных литературных источниках, очень замысловатое явление в истории литературной жизни России. Поэт, которого зачастую называют луной русской поэзии, его произведения очень загадочны, мрачны и именно эти черты проникли в глубь его творчества. Поэт, который оставил совсем незначительное литературное достояние, до сих пор остаётся неразгаданной и до конца не понятой личностью. Его творчество нередко поддаётся критике и похвалам. В.Г. Белинский писал о М.Ю. Лермонтове так: « Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено «в цепи исторического развития нашего общества»».
    В.Г. Белинский увидел в Лермонтове, то, что не замечали прежде многие. В своих статьях он часто сравнивал А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, называя Михаила Юрьевича преемником творчества Александра Пушкина, и рассуждая о том, что, Лермонтов – одно из самых необычных «явлений» русской литературы.
    Ах, настолько одинаковые, но тоже время разные, Пушкин и Лермонтов, солнце и луна, главным различием в их поэзии является, то, что в творчестве Михаила Лермонтова, как писал Белинский, «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…».
    Почему же большинство произведений Лермонтова связаны с грустью и одиночеством? Чтобы ответить на этот вопрос перенесёмся в эпоху юности поэта. Вся жизнь поэта проходила в полнейшем одиночестве, мальчик рос без отца и матери, в окружении своей бабушки. Он страдал некой неизлечимой болезнью, которая называется «запрет свободы слова». Нет той самой возможности «излить кому-то душу», бесстрашно заявить о своих идеалах, мыслях и желаниях.
    Философская лирика М.Ю. Лермонтова пропитана национальным духом и характером. Он связывает философскую лирику с патриотической, выявляет два общества русской жизни: дворянскую и крестьянскую. Проанализировав стихотворение «Родина», понимаем, поэт открыто, заявляет, что ему не важны ни различные победы, награды, его сердце радуют созерцание русской природы и неяркие своим величаем, обыденные, крестьянские гулянья. Вот что является истинной ценностью поэта:
    «И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков».
    М.Ю. Лермонтов – поэт, который не только возвышает свою страну, но и открыто заявляет о её скудности и мизерности, но в нем говорит не душа, а глубоко затаившаяся боль:
    «Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ».

    В своём стихотворении Михаил Юрьевич обвиняет страну в том, что твориться некий сумбур, нет человеческого равноправия, сословное деление, которое творит тот самый хаос, вселяет в человеческие души эгоизм и верховенство.
    Творчество Лермонтов, как бы это глупо не звучало, неким образом имеет схожесть с ученьями древнекитайского мыслителя Лаозцы, который выявил основные идеи даосизма, согласно его учению Дао – это путь размышления и созерцания, который должен привести человека к гармонии с самим собой. Так же и М.Ю. Лермонтов в своей лирике ищет своё «я», вступает гармонию с самим собой и раскрывает свою душу в стихотворениях.
    Проходят годы, поэт все глубже и глубже уходит в себя, в свои размышления. Лермонтов начинает писать о муках и страданиях, которые испытывает человек в течение всей своей жизни. Жизнь во всей своей величии особо не радовала поэта, рано остался без матери, лишился отца, да и рос в том самом дворянском обществе, в его судьбе отсутствовали те обычные человеческие радости. Его жизнь была прервана на 26 году жизни, но это же так мало, чтобы в мучениях и страданиях найти единый смысл жизни:
    «Один я здесь, как царь воздушный,
    Страданья в сердце стеснены,
    И вижу, как судьбе послушно,
    Года уходят, будто сны».

    Говоря о любви, то можно сказать, что всю свою жизнь Лермонтов искал в своих возлюбленных ту чистоту души, которая редко встречалась в тогдашнем обществе. Чувство одиночества не покидали юного поэта даже тогда, когда он был влюблён. Вы скажете, что любя человек забывается, становиться счастливым, парит в облаках и своих мечтах, но у Лермонтова все совсем иначе. Он был, когда безумно влюблён, но обстоятельства сложились так, что его отношения к ней были уничтожены тяжкими чувствами. Как жаль, что самая ранняя любовь Лермонтова не была, наполнена светлыми и яркими чувствами:
    философский лирика Лермонтов
    Пусть я кого-нибудь люблю:
    Любовь не красит жизнь мою “.
    Основой в философской лирике Лермонтова, является проблема поэта и общества. В его произведениях такая тематика довольно часто приобретает оттенок не только неприязненных, но и ненавистных взаимоотношений между творческой личностью и всей людской общины. Ярчайшим примером борьбы с несправедливости в обществе является стихотворение «Пророк». Лермонтов, всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Лермонтов ставит себя в роли пророка, считает своим долгом просветить людей, но чувство изгоя общества, не покидают его всю оставшуюся жизнь, и впоследствии предписывает себе недопонимания среди людей. Он остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.
    Лермонтовский «Пророк» начинается именно с той строчки, на которой остановился А.С. Пушкин в своём «Пророке»: “С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка …”. Пушкин показывает нам, процесс создания Творцом Пророка, а Лермонтов, употребляет иной приём, он выявляет уже созданный результат деятельности Пророка.
    Лермонтов – один из писателей-реалистов, который, не боясь никаких реакций общества и власти, пишет правду, без приукрашивания реальности, свободно выражает свои мысли. Многие скажут, что глупо рисковать своей жизнью и репутацией, ради того, чтобы люди знали всю действительность, но согласитесь, что легче жить с чистой душой и совесть, чем притворять и существовать с «закрытыми глазами», невзирая на тот беспредел, который твориться кругом, говорить, что все хорошо, но осознавать о полнейшем, происходящем хаосе.
    Лермонтов — создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, он сопоставляет человека с малейшим существом, который настолько мал, что не имеет права высказаться в таком огромной мире. Михаил Юрьевич осознает, что человеку суждены не только радостные впечатления, но и сознание горести. Людям не свойствен вечный оптимизм, судьба сама даёт нам трудности, которые нужно преодолевать, проходя через ступень одиночества, тоски, мы становимся ещё сильнее, отдаём себе отчёт, осмысляет всю суть, прожитой жизни.
    Философская лирика Лермонтова об одиноком страннике, которого не смогло до конца не понять общество, но, тем не менее, готовым за это самое общество сложить голову. Когда речь доходит о современности, то Лермонтов не замечает, всего того, что могло излечить его мятущуюся душу. Поколения современников вызывает у него лишь горькую улыбку. Спустя столетия, человечество узрело и стало почитать творчество М.Ю. Лермонтова, многие стали подражать его лирике и встали на путь истины, выискивая для себя верную жизненную дорогу.
    Размещено на Allbest.ru

  4. Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» – шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы.
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.
    Для Лермонтова оказываются неразрывна свя­занными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинс­кой, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:
    Уж не жду от жизни ничего я
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть…
    Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».
    Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, – еще один аспект темы одино­чества. Лермонтов пишет:
    Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»
    Но в ответ «чинара молодая» произносит сло­ва, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».
    Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».
    Лирический герой произведения, провозглаша­ющий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мне­нию автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.
    Один из известных русских поэтов Николай Гу­милев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя све­тилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцаю­щий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние ли­рика поэта сохранила и до наших дней.

  5. Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде.
    Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
    В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта — такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    «Мир земной мне тесен», — заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темницу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив однажды «предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», — к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы, их употребить не можем?
    Мы, дети севера, как здешние растенья,
    Цветем недолго, быстро увядаем…
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд ее мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.
    «Что толку жить!» — в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях.
    Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:
    Конец! Как звучно это слово,
    Как много — мало мыслей в нем;
    Последний стон — и все готово,
    Без дальних справок — а потом?
    Потом вас чинно в гроб положат,
    И черви ваш скелет обгложут,
    А там наследник в добрый час
    Придавит монументом вас…
    В стихотворении «Что толку жить! Без приключений …» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви:
    …По доброте души своей,
    Для пользы вашей ( и церквей )
    Отслужит, верно, панихиду,
    Которой (я боюсь сказать )
    Не суждено вам услыхать…
    Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь — «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить — но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
    Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» — восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы,
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор,
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях — с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус — это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной неуспокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

  6. Все лирические
    произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно
    они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться
    страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша
    жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня».
    Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова, хоть могла
    Составить счастье тысячи людей:
    С такой душой ты бог или злодей…
    Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к
    самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В
    центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе
    человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также
    ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой
    постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются
    ответы.
    Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит
    его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в
    стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко
    выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я жить хочу! хочу печали…»)
    Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в
    котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная
    пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает,
    что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он
    вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть
    равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать
    от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно
    обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире
    собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и
    людям.
    Душа сама собою стеснена,
    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
    Находишь корень мук в себе самом,
    И небо обвинить нельзя ни в чем!
    («1831-го июня 11 дня»)
    Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он
    пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды»,
    «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и
    человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором
    иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»),
    Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему
    бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни
    как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что
    толку жить!.. Без приключений…»).
    С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова,
    пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос
    никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее
    время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и
    писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас
    совершенно иначе посмотреть на мир.

  7. Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова
    Тема борьбы противоположностей
    Поиски гармонии бытия
    М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.
    В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

    Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

    Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.
    Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:
    За все, за все тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был…
    Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
    Недолго я еще благодарил.
    Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:
    Собранье зол его стихия.
    Носясь меж дымных облаков,
    Он любит бури роковые,
    И пену рек, и шум дубров.
    Меж листьев желтых, облетевших,
    Стоит его недвижный трон;
    На нем, средь ветров онемевших,
    Сидит уныл и мрачен он…
    Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:
    Как демон мой, я зла избранник,
    Как демон, с гордою душой,
    Я меж людей беспечный странник,
    Для мира и небес чужой.
    Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К тебе я снова обращусь.
    Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
    Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

    Тема борьбы противоположностей

    Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
    «Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
    «Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:
    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами,
    Златые омочив края
    Своими же слезами,
    Когда же перед смертью с глаз
    Завязка упадет,
    И все, что обольщало нас,
    С завязкой исчезает;
    Тогда мы видим, что пуста
    Была златая чаша,
    Что в ней напиток был – мечта,
    И что она – не наша!

    Поиски гармонии бытия

    Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.
    Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:
    Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зелёного листка.
    Когда росой обрызганный душистой,
    Румяным вечером иль утра в час златой
    Из-под куста мне ландыш серебристый
    Приветливо кивает головой.
    Когда студёный ключ играет по оврагу
    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    Лепечет мне таинственную сагу
    Про мирный край, откуда мчится он:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.
    Анализ творчества поэта, проведенный в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке сочинения на тему «Философская лирика Лермонтова».
    Философская лирика Лермонтова – анализ для сочинения по теме | источник

  8. Сочинение на тему”Философские мотивы в лирике Лермонтова”

    Ответы:

    Все лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня». Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей… Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются ответы. Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу! хочу печали…») Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и людям. Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем! («1831-го июня 11 дня») Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»). С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

  9. Все лирические
    произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно
    они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться
    страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша
    жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня».
    Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова, хоть могла
    Составить счастье тысячи людей:
    С такой душой ты бог или злодей…
    Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к
    самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В
    центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе
    человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также
    ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой
    постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются
    ответы.
    Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит
    его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в
    стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко
    выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я жить хочу! хочу печали…»)
    Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в
    котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная
    пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает,
    что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он
    вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть
    равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать
    от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно
    обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире
    собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и
    людям.
    Душа сама собою стеснена,
    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
    Находишь корень мук в себе самом,
    И небо обвинить нельзя ни в чем!
    («1831-го июня 11 дня»)
    Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он
    пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды»,
    «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и
    человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором
    иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»),
    Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему
    бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни
    как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что
    толку жить!.. Без приключений…»).
    С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова,
    пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос
    никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее
    время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и
    писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас
    совершенно иначе посмотреть на мир.

  10. …По доброте души своей,
    Для пользы вашей (и церквей)
    Отслужит, верно, панихиду.
    Которой (я боюсь сказать)
    Не суждено вам услыхать…
    Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни « и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь – «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить – но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
    Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» – восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы,
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор.
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины; жизнь – это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях – с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус – это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.
    Эволюция поэтической системы Лермонтова.
    Лирика 1828-1833 годов
    Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности.
    Один из постоянных мотивов юношеской лирики – переживание предопределения смысла своей гражданской и поэтической миссии. Так, юный романтик пророчит себе одиночество, страдания и героическую смерть.
    Поэт, наделенный нравственным и духовным максимализмом, чувствует, что жизнь его протекает без цели, что он чужд всему.
    Особенностью ранней лирики является процесс художественного выражения, который совпадает по времени с процессом переживания (Лермонтов одновременно чувствует и тут же передает свои чувства). Основной формой лирики выступает лирический монолог.
    Ранний Лермонтов желал быть равным Байрону («И Байрона достигнуть я б хотел»), но не самим Байроном («Нет, я не Байрон, я другой»).
    Лирика 1837-1841
    В зрелой лирике стиль Лермонтова становится проще: поэт избавляется от языковых штампов романтизма, исчезает гиперболизм, грандиозность метафор и сравнений, демонстративная и не всегда оправданная напряженность интонаций. Перемена поэтического стиля осознана самим Лермонтовым. В стихотворении «карамзиной» он писал:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Разнообразие словесно-речевых, интонационных и стиховых форм направлено на создание психологически конкретного облика лирического героя, на индивидуализацию его переживаний.
    Отличие зрелой лирики от ранней (я думаю под этим можно и понимать эволюцию):
    1. уменьшается количество стихотворений исповедально и автобиографического характера. Эмоции Лермонтов прикрывает холодной иронией или снижено прозаической речью.
    2. возрастает количество «сюжетных» стихотворений из мира человеческого и природного, автор проступает через освещение случившиеся событий.
    3. появляются стихотворения, в которых лирическое «я» условно отодвинуто на второй план.
    Стихотворения зрелого периода можно разделить на три группы по типу лирического «я»: лирико-философские, лирико-социальные, лирико-психологические монологи, написанные от лирического «я» (например, «Дума», «и скушно и грустно»).
    Лермонтов иначе стал воспринимать реальность, мир был осознан им как место обитания, где предстояло жить и действовать.
    Если в ранней поэзии лирические чувства выступает крайне напряженными, то в зрелой они заметно притушены. Лермонтов избегает открытой эмоциональности.
    Происходит скрещивание жанровых форм. Баллада вбирает признаки романса (Тамара) и песни (Дары Терека).
    Итог: В поэзии Лермонтов завершил развитие русского романтизма, доведя его художественные идеи до предела. Лирическое творчество поэта окончательно решило проблему жанрового мышления, поскольку основной формой оказался лирический монолог, в котором смешение жанров происходило в зависимости от смены состояний, переживаний, настроений лирического «я», выражаемых интонациями, и не было обусловлено темой, стилем и жанром. От жанровой системы русская лирика перешла к свободным формам лирического высказывания, в которых жанровые традиции не сковывали чувства автора, возникали естественно и непринужденно.

  11. В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» – шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы.
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.
    Для Лермонтова оказываются неразрывна связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:
    Уж не жду от жизни ничего я
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть…
    Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».
    Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, – еще один аспект темы одиночества. Лермонтов пишет:
    Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»
    Но в ответ «чинара молодая» произносит слова, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».
    Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».
    Лирический герой произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.
    Один из известных русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *