Сочинение на тему философские мотивы в лирике лермонтова

17 вариантов

  1. Лермонтов Михаил – это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….
    Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.
    Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова – это ответы, на так называемые «вечные вопросы».
    Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.
    К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.
    Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….
    Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон». И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.
    Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».
    Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.
    Вторая группа стихотворений – это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».
    Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
    Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

  2. Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» – шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы.
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.
    Для Лермонтова оказываются неразрывна свя­занными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинс­кой, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:
    Уж не жду от жизни ничего я
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть…
    Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».
    Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, – еще один аспект темы одино­чества. Лермонтов пишет:
    Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»
    Но в ответ «чинара молодая» произносит сло­ва, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».
    Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».
    Лирический герой произведения, провозглаша­ющий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мне­нию автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.
    Один из известных русских поэтов Николай Гу­милев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя све­тилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцаю­щий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние ли­рика поэта сохранила и до наших дней.

  3. Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
    «Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
    «Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:
    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами,
    Златые омочив края
    Своими же слезами,
    Когда же перед смертью с глаз
    Завязка упадет,
    И все, что обольщало нас,
    С завязкой исчезает;
    Тогда мы видим, что пуста
    Была златая чаша,
    Что в ней напиток был – мечта,
    И что она – не наша!

    Поиски гармонии бытия

    Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.
    Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:
    Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зелёного листка.
    Когда росой обрызганный душистой,
    Румяным вечером иль утра в час златой
    Из-под куста мне ландыш серебристый
    Приветливо кивает головой.
    Когда студёный ключ играет по оврагу
    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    Лепечет мне таинственную сагу
    Про мирный край, откуда мчится он:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.

  4. Философская лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
    Особую роль в развитии литературы играет философская лирика. Философская лирика подразумевает собой произведение, основой которого являются раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
    Размышления о будущем и прошлом, о смерти и вражде, несчастье и радости, нередко встречаются в творчестве различных поэтов и писателей. С философией мы сталкиваемся не только в литературе, но и в обыденной жизни. Каждый из нас очень часто задаётся вопросами, на которые не существует ответов. Что такое жизнь? Зачем рождаются и умирают? Почему одиночество губит человеческую душу? Именно такие вопросы ставят перед собой человек, и теряется в своих раздумьях.
    Рассуждая о философии человек, уходит в себя, ищет пути выхода, даёт определённую самооценку. Философская лирика имеет различное осмысление реальности и самой сути жизни. Каждый воспринимает жизнь по своему, именно исходя из этого, многие поэты пишут стихотворения на философскую лирику, чтобы выявить определённый стандарт в философии.
    Говоря о философской лирике, сразу приходит на ум такой поэт, как М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов, как пишут в различных литературных источниках, очень замысловатое явление в истории литературной жизни России. Поэт, которого зачастую называют луной русской поэзии, его произведения очень загадочны, мрачны и именно эти черты проникли в глубь его творчества. Поэт, который оставил совсем незначительное литературное достояние, до сих пор остаётся неразгаданной и до конца не понятой личностью. Его творчество нередко поддаётся критике и похвалам. В.Г. Белинский писал о М.Ю. Лермонтове так: « Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено «в цепи исторического развития нашего общества»».
    В.Г. Белинский увидел в Лермонтове, то, что не замечали прежде многие. В своих статьях он часто сравнивал А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, называя Михаила Юрьевича преемником творчества Александра Пушкина, и рассуждая о том, что, Лермонтов – одно из самых необычных «явлений» русской литературы.
    Ах, настолько одинаковые, но тоже время разные, Пушкин и Лермонтов, солнце и луна, главным различием в их поэзии является, то, что в творчестве Михаила Лермонтова, как писал Белинский, «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…».
    Почему же большинство произведений Лермонтова связаны с грустью и одиночеством? Чтобы ответить на этот вопрос перенесёмся в эпоху юности поэта. Вся жизнь поэта проходила в полнейшем одиночестве, мальчик рос без отца и матери, в окружении своей бабушки. Он страдал некой неизлечимой болезнью, которая называется «запрет свободы слова». Нет той самой возможности «излить кому-то душу», бесстрашно заявить о своих идеалах, мыслях и желаниях.
    Философская лирика М.Ю. Лермонтова пропитана национальным духом и характером. Он связывает философскую лирику с патриотической, выявляет два общества русской жизни: дворянскую и крестьянскую. Проанализировав стихотворение «Родина», понимаем, поэт открыто, заявляет, что ему не важны ни различные победы, награды, его сердце радуют созерцание русской природы и неяркие своим величаем, обыденные, крестьянские гулянья. Вот что является истинной ценностью поэта:
    «И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков».
    М.Ю. Лермонтов – поэт, который не только возвышает свою страну, но и открыто заявляет о её скудности и мизерности, но в нем говорит не душа, а глубоко затаившаяся боль:
    «Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ».

    В своём стихотворении Михаил Юрьевич обвиняет страну в том, что твориться некий сумбур, нет человеческого равноправия, сословное деление, которое творит тот самый хаос, вселяет в человеческие души эгоизм и верховенство.
    Творчество Лермонтов, как бы это глупо не звучало, неким образом имеет схожесть с ученьями древнекитайского мыслителя Лаозцы, который выявил основные идеи даосизма, согласно его учению Дао – это путь размышления и созерцания, который должен привести человека к гармонии с самим собой. Так же и М.Ю. Лермонтов в своей лирике ищет своё «я», вступает гармонию с самим собой и раскрывает свою душу в стихотворениях.
    Проходят годы, поэт все глубже и глубже уходит в себя, в свои размышления. Лермонтов начинает писать о муках и страданиях, которые испытывает человек в течение всей своей жизни. Жизнь во всей своей величии особо не радовала поэта, рано остался без матери, лишился отца, да и рос в том самом дворянском обществе, в его судьбе отсутствовали те обычные человеческие радости. Его жизнь была прервана на 26 году жизни, но это же так мало, чтобы в мучениях и страданиях найти единый смысл жизни:
    «Один я здесь, как царь воздушный,
    Страданья в сердце стеснены,
    И вижу, как судьбе послушно,
    Года уходят, будто сны».

    Говоря о любви, то можно сказать, что всю свою жизнь Лермонтов искал в своих возлюбленных ту чистоту души, которая редко встречалась в тогдашнем обществе. Чувство одиночества не покидали юного поэта даже тогда, когда он был влюблён. Вы скажете, что любя человек забывается, становиться счастливым, парит в облаках и своих мечтах, но у Лермонтова все совсем иначе. Он был, когда безумно влюблён, но обстоятельства сложились так, что его отношения к ней были уничтожены тяжкими чувствами. Как жаль, что самая ранняя любовь Лермонтова не была, наполнена светлыми и яркими чувствами:
    философский лирика Лермонтов
    Пусть я кого-нибудь люблю:
    Любовь не красит жизнь мою “.
    Основой в философской лирике Лермонтова, является проблема поэта и общества. В его произведениях такая тематика довольно часто приобретает оттенок не только неприязненных, но и ненавистных взаимоотношений между творческой личностью и всей людской общины. Ярчайшим примером борьбы с несправедливости в обществе является стихотворение «Пророк». Лермонтов, всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Лермонтов ставит себя в роли пророка, считает своим долгом просветить людей, но чувство изгоя общества, не покидают его всю оставшуюся жизнь, и впоследствии предписывает себе недопонимания среди людей. Он остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.
    Лермонтовский «Пророк» начинается именно с той строчки, на которой остановился А.С. Пушкин в своём «Пророке»: “С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка …”. Пушкин показывает нам, процесс создания Творцом Пророка, а Лермонтов, употребляет иной приём, он выявляет уже созданный результат деятельности Пророка.
    Лермонтов – один из писателей-реалистов, который, не боясь никаких реакций общества и власти, пишет правду, без приукрашивания реальности, свободно выражает свои мысли. Многие скажут, что глупо рисковать своей жизнью и репутацией, ради того, чтобы люди знали всю действительность, но согласитесь, что легче жить с чистой душой и совесть, чем притворять и существовать с «закрытыми глазами», невзирая на тот беспредел, который твориться кругом, говорить, что все хорошо, но осознавать о полнейшем, происходящем хаосе.
    Лермонтов — создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, он сопоставляет человека с малейшим существом, который настолько мал, что не имеет права высказаться в таком огромной мире. Михаил Юрьевич осознает, что человеку суждены не только радостные впечатления, но и сознание горести. Людям не свойствен вечный оптимизм, судьба сама даёт нам трудности, которые нужно преодолевать, проходя через ступень одиночества, тоски, мы становимся ещё сильнее, отдаём себе отчёт, осмысляет всю суть, прожитой жизни.
    Философская лирика Лермонтова об одиноком страннике, которого не смогло до конца не понять общество, но, тем не менее, готовым за это самое общество сложить голову. Когда речь доходит о современности, то Лермонтов не замечает, всего того, что могло излечить его мятущуюся душу. Поколения современников вызывает у него лишь горькую улыбку. Спустя столетия, человечество узрело и стало почитать творчество М.Ю. Лермонтова, многие стали подражать его лирике и встали на путь истины, выискивая для себя верную жизненную дорогу.
    Размещено на Allbest.ru

  5. Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я жить хочу! хочу печали…»)
    Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и людям.
    Душа сама собою стеснена,
    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
    Находишь корень мук в себе самом,
    И небо обвинить нельзя ни в чем!
    («1831-го июня 11 дня»)
    Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).
    С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

  6. Все лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня». Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей… Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются ответы. Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу! хочу печали…») Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и людям. Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем! («1831-го июня 11 дня») Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»). С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

  7. Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» – шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы.
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.
    Для Лермонтова оказываются неразрывна свя­занными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинс­кой, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:
    Уж не жду от жизни ничего я
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть…
    Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».
    Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, – еще один аспект темы одино­чества. Лермонтов пишет:
    Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»
    Но в ответ «чинара молодая» произносит сло­ва, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».
    Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».
    Лирический герой произведения, провозглаша­ющий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мне­нию автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.
    Один из известных русских поэтов Николай Гу­милев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя све­тилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцаю­щий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние ли­рика поэта сохранила и до наших дней.

  8. «Кто силится купить страданием своим
    И гордою победой над земным
    Божественной души безбрежную свободу».
    («Унылый колокола звон»)
    Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).
    Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:
    «Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
    Пестреет и жужжит толпа передо мной…
    Но сердце холодно, и спит воображенье:
    Они все чужды мне, и я им всем чужой!»
    Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).
    Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
    В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
    Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:
    «Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя…»
    («1831-го июня 11 дня»).
    Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).
    Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:
    «Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова…»
    («1831-го июня 11 дня»).
    Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).
    Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».
    Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
    Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.
    Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).
    Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:
    «Час разлуки, час свиданья,
    Им не радость ни печаль;
    Им в грядущем нет желанья,
    И прошедшего не жаль…
    Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!».
    («Демон»)
    Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.
    Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
    Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

  9. Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова
    Тема борьбы противоположностей
    Поиски гармонии бытия
    М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.
    В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

    Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

    Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.
    Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:
    За все, за все тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был…
    Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
    Недолго я еще благодарил.
    Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:
    Собранье зол его стихия.
    Носясь меж дымных облаков,
    Он любит бури роковые,
    И пену рек, и шум дубров.
    Меж листьев желтых, облетевших,
    Стоит его недвижный трон;
    На нем, средь ветров онемевших,
    Сидит уныл и мрачен он…
    Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:
    Как демон мой, я зла избранник,
    Как демон, с гордою душой,
    Я меж людей беспечный странник,
    Для мира и небес чужой.
    Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К тебе я снова обращусь.
    Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
    Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

    Тема борьбы противоположностей

    Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
    «Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
    «Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:
    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами,
    Златые омочив края
    Своими же слезами,
    Когда же перед смертью с глаз
    Завязка упадет,
    И все, что обольщало нас,
    С завязкой исчезает;
    Тогда мы видим, что пуста
    Была златая чаша,
    Что в ней напиток был – мечта,
    И что она – не наша!

    Поиски гармонии бытия

    Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.
    Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:
    Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зелёного листка.
    Когда росой обрызганный душистой,
    Румяным вечером иль утра в час златой
    Из-под куста мне ландыш серебристый
    Приветливо кивает головой.
    Когда студёный ключ играет по оврагу
    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    Лепечет мне таинственную сагу
    Про мирный край, откуда мчится он:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.
    Анализ творчества поэта, проведенный в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке сочинения на тему «Философская лирика Лермонтова».
    Философская лирика Лермонтова – анализ для сочинения по теме | источник

  10. Любовная лирика Лермонтова

    Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

    Философская лирика Лермонтова

    Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

    Родина в лирике Лермонтова

    В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

    Одиночество в лирике Лермонтова

    На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

  11. 11
    Текст добавил: Чистосовестный

    Лирические и поэтические труды М.Ю.Лермонтова – культурное наследие всего русского народа, это послание будущему поколению, наставление человеку в его скитаниях и поисках.
    Что хотел сказать нам своей лирикой великий поэт?
    Размышляя в своих произведениях о бытие, его смысле, дружбе, любви, предназначении в этой жизни и великой цели к, которой идет каждый из нас своей дорогой, Михаил Юрьевич, приоткрывает завесу тайны, дает драгоценный совет, который кому-то может помочь, а кого-то озадачить.
    Все мы странники, ищущие ответы. Размышляя в своем стихотворении «И скучно и грустно, и некому руку подать…», лирик размышляет о бессмыслии поисков цели смертного в этой жизни, о разочарованиях в любви и страстях, угасанию интереса ко всему тебя окружающему, представляя жизнь, как нелепую и пустую штуку.
    В стихотворении «Чаша жизни» Лермонтов рассуждает о воле судьбы и порою злого рока, о слепом повиновении случайности, о крахе мечтаний.
    Судя по данным произведениям, можно заключить, что лирика поэта и писателя наполнена одиночеством и тяготами. Реалии и веяния мира того времени, недостижимость идеалов, абсолютной свободы и силы человеческой, навевают тягостные и печальные мысли.
    Философия любви и дружбы в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает далеко не последнее место. Рассуждая о рожденной и угасшей любви, лирический герой любовной лирики заключает, что в высоких чувствах, в большей своей степени, преобладают затуманенность вследствие влюбленности, потеря рассудка и радужные мечтания, окрыляющие и счастливые ( стихотворение А.Г. Хомутовой).
    Чаще это строчки послания, подводящие итог, иногда изобличающие лицемерие и безразличие, письма-прощания с благодарностью, воспевающие, порою наивные, но чувства настоящей и всепоглощающей любви.
    Во многих произведениях Михаила Юрьевича можно увидеть явную сатиру и осмеивание порядков современного общества и человека. Послание потомкам – наполнено сожалением и беспокойством о будущей России. Описывая своих современников, как малодушных безразличных и апатичных личностей, поэт явственно заставляет нас задуматься о жизненных идеалах и целях.
    Правильно ли мы расставили приоритеты, не бездумно ли мы бьемся головой о стену, ища ответ, или лишь лениво созерцаем идеалы, без намерения возводить их и трудиться над ними. Поэт обличает весь трагизм и пустоту существования, пессимистично, недовольный своим поколением, бездумным и бесчувственным.
    Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима, последовавшего за восстанием на Сенатской площади, но она не вступала в открытую борьбу с самодержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция не могла остановить развития общественной мысли в России. Изредка печатались произведения поэтов-декабристов — Кюхельбекера, Одоевского и других, начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский.
    В тридцатые годы XIX века продолжал развиваться критический реализм, но одновременно с ним существовал и романтизм. Ярким примером романтизма в творчестве Лермонтова является стихотворение “Парус”, написанное восемнадцатилетним поэтом:
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном.
    Играют волны — ветер свищет,
    И мачта гнется и скрипит.

  12. ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    Все лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня».
    Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова, хоть могла
    Составить счастье тысячи людей:
    С такой душой ты бог или злодей…
    Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философ­ские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются ответы.
    Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    («Я жить хочу! хочу печали…»)
    Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим — со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного «Я». И самое страшное — оно порождает равноду­шие к миру и людям.
    Душа сама собою стеснена,
    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
    Находишь корень мук в себе самом,
    И небо обвинить нельзя ни в чем!
    («1831-го июня 11 дня»)
    Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «за­гадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).
    С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

  13. Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде.
    Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
    В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта — такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    «Мир земной мне тесен», — заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темницу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив однажды «предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», — к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы, их употребить не можем?
    Мы, дети севера, как здешние растенья,
    Цветем недолго, быстро увядаем…
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд ее мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.
    «Что толку жить!» — в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях.
    Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:
    Конец! Как звучно это слово,
    Как много — мало мыслей в нем;
    Последний стон — и все готово,
    Без дальних справок — а потом?
    Потом вас чинно в гроб положат,
    И черви ваш скелет обгложут,
    А там наследник в добрый час
    Придавит монументом вас…
    В стихотворении «Что толку жить! Без приключений …» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви:
    …По доброте души своей,
    Для пользы вашей ( и церквей )
    Отслужит, верно, панихиду,
    Которой (я боюсь сказать )
    Не суждено вам услыхать…
    Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь — «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить — но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
    Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» — восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы,
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор,
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях — с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус — это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной неуспокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

  14. В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» – шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы.
    Подожди немного
    Отдохнешь и ты.
    Для Лермонтова оказываются неразрывна связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:
    Уж не жду от жизни ничего я
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть…
    Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».
    Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, – еще один аспект темы одиночества. Лермонтов пишет:
    Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»
    Но в ответ «чинара молодая» произносит слова, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».
    Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».
    Лирический герой произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.
    Один из известных русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.

  15. В стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Элегия» А. С. Пушкин пишет о скоротечности жизни, о беспощадном движении времени, но, понимая, что смерть неизбежна, он не завидует потомкам, а желает им добра:
    И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.
    Эта глубокая философская тема бесконечности жизни, преемственности поколе­ний продолжена в одном из самых гениальных произведений поэта — стихотворении «Вновь я посетил…», написанном в 1835 году, в очень трудное для него время, в Ми­хайловском, где его на каждом шагу сопровождали воспоминания о ссылке, о двух годах, проведенных здесь десять лет назад. Автор раздумывает над ходом жизни, он понимает невозвратимость прошлого:
    Уж десять лет ушло с тех пор — и многоПеременилось в жизни для меня,И сам, покорный общему закону,Переменился я…
    Да, это общий закон жизни: все меняется, старое уходит, на смену ему приходит новое; и надо отказаться от эгоизма, жить так, чтобы внуки вспомнили тебя добрым словом.
    Так же, как «Вновь я посетил…», обращен к грядущим поколениям и гениаль­ный пушкинский «Памятник», в котором высшей своей заслугой как поэта и челове­ка автор считает гуманизм и вольнолюбие своего творчества:
    И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.
    Даром говорить с читателями о самом главном был наделен и гениальный преем­ник А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов, проживший всего 27 лет. Трудно поверить, что совсем молодой человек так мудро рассуждал о жизни и смерти, о месте человека в жизни.
    Для чего живут люди? Что оставят они потомкам? Как и Пушкина, Лермонтова волнует тема преемственности поколений в непрерывной цепи жизни. Но, в отличие от своего великого современника, Лермонтов мрачно смотрит на жизнь, скорбит о судьбе человека в жестоком мире. Бесконечным одиночеством, тоской о счастье овеяны сти­хотворения «Листок», «Утес», «На севере диком» и другие. Поэт не видит единомыш­ленников, поборников чести и добра. Ему кажется, что идеалы свободолюбия, общественной активности остались в прошлом. Трагична, безысходна «Дума» Лермонтова. Главный упрек своему поколению — упрек в бездействии, в преступном равнодушии «к добру и злу». Для молодого поколения, уверенного в бесполезности действия, даже знания являются ненужным бременем. Бесцельная жизнь пуста и бессмысленна, она томит молодежь, «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». Поэт обвиняет современников в страхе перед властью, в равнодушии к общественным воп­росам, в холодности и безразличии: Материал с сайта //iEssay.ru

  16. Помогите расставить коэффициенты в уравнении реакции:
    Fe+HNO3=Fe(NO3)2+NH3+H2O
    с силой 60 н , направ под углом 60 градусов , тянут санки массой 2 кг , на которых лежит груз массой 18 кг , сила трения 0.1
    На одном складе 440 тонн угля, а на другом 408 тонн. С первого склада ежедневно вывозили по 69 т угля, а на второй ежедневно привозили по 48 т угля. Через сколько дней на втором складе оказалось в 3 раза больше угля, чем на пер…
    Пожалуйста подскажите пакт написать сочинение на тему: ‚‚ Прогулка в лесу”. Заранее спасибо.
    сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют:
    1.эмпирики
    2.рационалисты
    3.сенсуалисты
    4.экзистенциалисты
    5.утописты
    Что вы думаете о деятельности Владимира Мономаха как киевского князя? Можно ли его считать продолжателем дела Владимира Святославича, Ярослава Мудрого?
    какие вещества может образовывать 2,3-диметилбутадиен-1,3 при взаимодействии с хлористым водородом.
    Какие утверждения верны?
    1.Ботаника – важная часть знаний о живой природе.2.Биология – наука, изучающая разнообразие и особенности живой природы.3.Растения нужно изучать, чтобы пользоваться их дарами.4.Общий внешний вид растен…
    проверочное слово вокзал
    начерти 1) отрезок АВ длина которого равна половине длины отрезка в 1дм ;2)отрезок CD длина половины которого равна 2 см

  17. Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
    В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта – такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит:
    Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный яр
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей твоих струя,
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от тебя.
    «Мир земной мне тесен», – заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темни- ! цу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души « любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон I не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив од-нажды « предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», – к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    Мы, дети севера, как здешние растенья,
    Цветем недолго, быстро увядаем…
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд ее мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.
    «Что толку жить!» – в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях.
    Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», – говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:
    Конец? Как звучно это слово,
    Как много – мало мыслей в нем;
    Последний стон – и все готово,
    Без дальних справок – а потом?
    Потом вас чинно в гроб положат,
    И черви ваш скелет обгложут,
    А там наследник в добрый час
    Придавит монументом вас…
    В стихотворении «Что толку жить! Без приключений…» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви:
    …По доброте души своей,
    Для пользы вашей (и церквей)
    Отслужит, верно, панихиду.
    Которой (я боюсь сказать)
    Не суждено вам услыхать…
    Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни « и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь – «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить-но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
    Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» – восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни:
    Любил и я в былые годы,
    В невинности души моей,
    И бури шумные природы,
    И бури тайные страстей.
    Но красоты их безобразной
    Я скоро таинство постиг,
    И мне наскучил их несвязный
    И оглушающий язык.
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор.
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины; жизнь – это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях – с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус – это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Тема сочинения: Философская лирика Лермонтова . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»
    Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
    Образ Максим Максимыча в романе «Герой нашего времени»
    Образ Печорина — итог раздумий Лермонтова о «современном человеке»
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *