Сочинение на тему философские мотивы в лирике пушкина

9 вариантов

  1. Каждый поэт в душе философ. Поэт рассуждает о смысле жизни, о том, как человек взаимодействует с природой, о том, как устроен мир и место человека в нём. Роль личности в истории.
    В чём смысл жизни? Достаточно прочитать стихотворение «Телега жизни», как сразу станет ясно.
    Вот ещё стихотворение «Три ключа» – ключ юности, ключ вдохновения, ключ забвения. Первый – быстрый, стремительный, второй – даёт вдохновение изгнанникам, а третий – утоляет жар разбитого любовью сердца.
    Самый плодотворный период в творчестве Пушкина – Болдинская осень. Находясь в ссылке, он меняет свои взгляды на жизнь, мир и человека в нём.
    Вот стихотворение «Бесы». Поэт размышляет  о России и месте поэта в ней. «Поэт в России больше, чем поэт». Под видом несущихся коней – Россия. Кони вдруг остановились. Что это значит? Россия остановится в своём развитии? Но, нет – кони понеслись дальше. Но поэту неведомо, в каком направлении движется Россия.
    Стихотворение «Элегия». Сначала поэт пишет, что жизнь полна трудностей, в ней мало радости и совсем не видно перспективы. Но во второй части стихотворения Пушкин опровергает свои же умозаключения. А это значит, что жизнь разнообразна. В ней уживается и положительное, и отрицательное. Поэт предлагает свою формулу счастливой жизни – это размышление, страдание и дальнейшее движение вперёд.
    А в стихотворении «Осень» поэт размышляет о взаимопонимании человека и природы. Они взаимосвязаны. Природа положительно влияет на человека, на творческий процесс создания произведений.
    «Вновь я посетил» – это размышления о бренности человеческого бытия, о собственном будущем. Поэту встречаются старые и молодые сосны. И он приходит к мысли, что старое по мимо своей воли уступает место молодому поколению. И этот процесс остановить не возможно. Это есть философский закон отрицания отрицания. Человек, увы, не бессмертен. Но поэт хочет сохраниться в памяти грядущих поколений.

  2. Философ и поэт… Мы часто считаем эти понятия противоположными, обозначаем между ними границу. Однако, я считаю, что каждый поэт внутри себя является философом. Творческие личности воспринимают мир духовно, интуитивно, но, в то же время, и аналитически:
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет;
    Судьба глядит; мы вянем; дни бегут…
    Мы близимся к началу своему…
    Что же это? Мысль? Чувство? В этом четверостишии содержится и печаль, и скорбь, и мудрость. Здесь у Александра Сергеевича нет противоречия, поэзия и философия едины, они дополняют друг друга. Философские проблемы в лирике великого русского поэта встречаются часто, и все они по-своему оригинально трактованы.
    При раскрытии заданной темы нельзя обойти вниманием стихотворение «Пророк». Оно связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
    Пророк, по представлениям древних, – истолкователь воли божества. Он беспристрастно судил о настоящем и предсказывал будущее. Пророк всегда выступал защитником угнетенных. В его лице в древние времена видели избранника, способного проникать в суть явлений, говорить правду до конца. Пророком может стать только тот, кто «духовной жаждою томим». Он должен обладать, по философии Пушкина, всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
    Моих ушей коснулся он, –
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дальней лозы прозябанье.
    Здесь отражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Чувствам пророка стало подвластно все, они превратились в умные чувства, способные легко проникать в сущность мира. Но затем все меняется: человек приносит себя в жертву. В его «уста замерзшие» вложено «жало мудрыя змеи». Дано острое ощущение физической боли. И, наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучения и страдания герой становится пророком: «Как труп в пустыне я лежал, // И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»
    Пушкин возвеличивает в стихотворении силу чувства и мысли, направленных на постижение жизни и не боящихся никаких внешних преград, раскрыв образ поэта-пророка, призванного служить людям.
    В другом поэтическом творении – «Анчар» – философски обобщена трагедия современного Пушкину человека. Он имел в виду прежде всего российский деспотизм. Сюжет обогащается новым мотивом: теперь уже речь идет об отношениях внутри человеческого общества. Владыка, князь может послать другого человека, раба, на смерть, чтобы утвердить свою власть над «соседами» и обречь их на рабство и гибель. Раб знает, что он послан на смерть, и владыка знает, что он посылает другого человека на смерть. Пушкиным в этом стихотворении осуждено общество, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного во властителя, действующего сознательно во вред себеподобным, а другого – в послушного раба. В обоих – все человеческое искажено.
    В стихотворении «Поэт» автор затрагивает другую философскую тему: определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновение:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствую плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно.
    Время каждого из нас ограничено, и любая жизнь рано или поздно оборвется… Что же сделать, чтобы жизнь не оказалась прожитой напрасно? Теме смерти поэт противопоставляет свое творчество. И мы понимаем, что искусство действительно может «обмануть» время:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит;
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Но всегда сквозит через слова и строфы тема бесполезности всего, разочарования в жизни, единого конца для всех: «Иль в лесу под нож злодею // Попадуся в стороне».
    На протяжении всей лирики Пушкина мы чувствуем, что в душе лирического героя идет непримиримая борьба двух начал. Есть ли смысл в нашем существовании, и если есть, то в чем он заключен – такие вопросы решаются в его сознании. Все философские стихи А.С.Пушкина окрашены в теплые тона. Да, в жизни можно найти смысл. Но в то же время поэт делает печальный вывод: «На свете счастья нет…».

  3. Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. Мотивы любви в его стихах нередко сливаются с мотивами творчества; патриотические мотивы пронизывают стихи о свободе; тема борьбы за свободу переплавляется в тему высокой и верной дружбы, и часто стихотворения приобретают философское звучание. Однако именно в поздних стихах раздумья поэта о своей жизни, размышления об окружающей действительности поднимаются до высот философских обобщений и художественного совершенства.
    «Элегия» (1831г) – одно из лучших стихотворений у Пушкина. Оно разделено на две взаимосвязанные части и состоит из 14 стихов: в первой части – шесть, во второй – восемь. Четырнадцать строк – это количество стихов в сонете. Но в нем другая рифмовка. В пушкинском стихотворении рифмуются соседние строки: «веселье» – «похмелье», «дней» – «сильней» и т.д. Пушкин заключает свои поэтические мысли в предельно жесткую форму и этим достигает потрясающей силы смысловой емкости. В четырнадцать строк он вмещает жизнь души в ее прошедшем, настоящем и будущем.
    Сначала взгляд поэта обращается в прошлое: «Безумных лет угасшее веселье…» Воспоминания о юности не исчезают: печаль о ней «чем старе, тем сильней» обжигает сердце. Настоящее, как и прошлое, наполнено горечью: «Мой путь уныл». И будущее кажется совершенно безотрадным: «…Сулит мне горе». Пушкин использует традиционные для поэтического языка той эпохи образы, сравнивая веселье – с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем. Эпитеты «безумных лет», «смутное похмелье», «волнуемое море» создают почти трагическое настроение. Главный образ, вызывающий горестные предчувствия, – метафора «грядущего волнуемое море». Море не только символ жизненных неурядиц, но и символ возможной близкой смерти.
    Вторая часть стихотворения начинается противительным союзом «но» и таким образом разрушает настроение безысходности первой части. Поэт, вопреки традиционным элегиям, воспевает страдание: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идет до слов: «Но не хочу, о други, умирать…» Затем Пушкин использует глаголы будущего времени, и с помощью этого приема выражает надежду на грядущее: «будут наслажденья», «гармонией упьюсь», «слезами обольюсь». Развивая образ вина, как символа наслаждения из первой части, поэт верит: «Порой опять гармонией упьюсь». Гармония – ключевое слово в словаре пушкинской лирики. Это символ творчества, вдохновения. Поэт верит в силу искусства, в его способность возрождать уставшие души.
    Заканчивая стихотворение, Пушкин снова использует образ «печали минувших дней» из первой части. Теперь эта метафора переходит в эпитет «закат печальный» и метафору «улыбка прощальная». Таким образом, в «Элегии» Пушкин утверждает, что жизнь прекрасна, несмотря на страдания и муки, что творчество и любовь спасают от безверия, уныния. Он не отрицает мир, полный страданий, а утверждает его. Поэт делает философские открытия, познавая себя. В этом монологе «лирический герой» совпадает с образом автора. Раскрывая свои мысли, ощущения, Пушкин помогает всем познать свою душу и общие законы человеческой жизни.
    «…Вновь я посетил…» тоже является вершиной философской лирики Пушкина. Жизнь показана поэтом в вечном движении. Мотив движения пронизывает стихотворение, находит воплощение и в образах, и в композиции, и в языке. Начинается произведение с глагола, со слова, которое обозначает движение: «я посетил…» Поэт вернулся в родные места, он идет по знакомым дорогам и окрестностям, перед его взором возникают то «опальный домик», то «холм лесистый», то семья сосен. Неторопливому движению, неторопливым раздумьям поэта соответствует и звучание стиха. Пушкин обратился к пятистопному ямбу с частыми переносами и многочисленными паузами. Белый стих также приближает стихотворение к естественной разговорной речи. Создавая впечатление непрерывного движения мысли, Пушкин начинает стихотворение с отточия и с середины строки.
    «…Вновь я посетил…» – философское размышление. В композиции можно проследить движение от «минувшего» к настоящему и будущему, от воспоминаний о пройденном к встрече с «племенем младым, незнакомым». Поэт утверждает мысль о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, о вечном обновлении жизни. Эти мысли поэт раскрывает через художественные образы.
    Образ няни – это образ дорогого человека для героя. Поэт употребляет слова: «бедная няня», «старушка». В них чувствуется горечь утраты близкого человека. Няня была старой, поэтому у нее «тяжелые шаги». Она охраняла домашний очаг. Об этом точно сказано: «не слышу…ее кропотливого дозора». Образ няни усиливает мотив одиночества. Поэт тяжело переживает боль утраты.
    В мире неминуемы потери. Няни уже нет в живых, но сохранились сосны. Они приветствуют поэта «знакомым шумом». Слова «те же», «опять», «по-прежнему» передают ощущение тепла на душе человека от встречи с милыми местами. Однако и здесь перемены неизбежны. Рядом со знакомыми соснами разрослась молодая зеленая роща. Образ молодой рощи утверждает мысль о вечной смене поколений. Олицетворение «кусты теснятся, как дети» позволяет поэту перейти от картин природы к размышлениям о судьбе человека. Пушкин чувствует мудрость «общего закона» вечного обновления и торжества жизни. Поэту радостно осознавать, что он неотделим от природы. На душе у него, хотя и печально, но светло. Поэтому он с добрым приветствием обращается и к молодым соснам, и к будущим поколениям:
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! Не я
    Увижу твой могучий поздний возраст,
    Когда перерастешь моих знакомцев…
    Поэт счастлив, что другие поколения увидят прекрасный мир и надеется на благодарную память потомков. Он понимает, что время не остановить, что прошлое не вернуть. Тем не менее он не проклинает, а принимает жизнь. У поэта есть родина, есть свой «уголок земли». Скромная природа становится для него источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Печальные размышления об утратах и переменах сменяются в стихотворении радостной надеждой: потомок, «внук» увидит сосны и «вспомянет» о поэте, который воспел красоту своей родины.
    «Элегия» и «…Вновь я посетил…» – шедевры философской лирики Пушкина. Богатство художественного содержания других стихотворений Пушкина тоже неисчерпаемо. Я не перестаю удивляться, как просто и точно поэт судит о сложных явлениях. Пушкинские афоризмы, рассыпанные в его произведениях, помогают нам выразить собственные мысли:
    Не дай мне Бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума…
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    На свете счастья нет,
    Но есть покой и воля.

  4. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано “Пушкин – это наше все!”, был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.
    Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении “Старик” лирический герой вспоминает свою “весну”, когда он был “верным служителем” Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. “Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы” – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие “безвременной кончины” рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в “Завещании друзьям” поэт заигрывает со смертью, желая умереть и “отлететь веселой тенью” “на тихий берег вод забвенья”, то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:
    Я мало жил и наслаждался мало …
    Но иногда цветы веселья рвал –
    Я жизни видел лишь начало …
    Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение “Подражание”, где в первой же строфе говорится о смерти: “Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего”.
    Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. “Брожу ли я вдоль улиц шумных …” Взирая на “уединенный дуб”, поэт осознает, что “патриарх лесов” переживет его “забвенный век”; а, лаская “милого младенца”, он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему “место” “цвести”. Бессмертной признается лишь красота “равнодушной природы”.
    Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение “Телега жизни”, где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. “Утро” жизни – “и мы рады голову сломать” в быстрой скачке, в “полдень” жизни нас уже страшат “и косогоры, и овраги”, “под вечер” – мы привыкаем “и дремля едем до ночлега”. Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само “время гонит наших лошадей”. Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. “Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?” – вопрошает Александр Сергеевич в “Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы”. Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать “добрые чувства” в сердцах людей. Он верит, что пока “в подлунном мире жив будет хоть один пиит”, ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в “заветной лире” и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

  5. А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал
    через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой приведенье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья, —
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые —
    Мне вас не жаль, изменницы младые,
    Задумчивый, забав чуждаюсь я, —
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
    Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней,
    И дремля едем до ночлега,
    А время гонит лошадей.
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
    Не дай мне бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст, —
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

  6. В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души – неизбежная плата гор­дого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а – 1дце не находит».
    В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причи­ны жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают мо­лодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение от­личается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душев­ным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чув­ствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический ге­рой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:
    Не верил он любви, свободе;
    На жизнь насмешливо глядел –
    И ничего во всей природе
    Благословить он не хотел.
    Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:
    Печальны были наши встречи:
    Его улыбка, чудный взгляд,
    Его язвительные речи
    Вливали в душу хладный яд.
    Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих цен­ностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступа­ющему в жизнь.
    Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.
    Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный коло­рит. Бесы – олицетворение зла и вместе с тем – страдающие суще­ства. В стихотворении поэт связывает существование бесов с перво­зданным хаосом, который в любой момент может возродиться и унич­тожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:
    Мчатся бесы рой за роем
    В беспредельной вышине.
    Визгом жалобным и воем
    Надрывая сердце мне…
    «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму – лирический монолог-ис­поведь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих про­изведений.
    В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести об­рекают героя почти на физические страдания. Пока человек не пре­одолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершен­ного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лири­ческий герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.
    В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обльюсь,
    И может быть – на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.
    Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизнен­ного процесса:
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия…
    Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, ко­торое заключается в том, что:
    На свете счастья нет, но есть покой и воля.
    Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Сча­стье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.
    В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы нахо­дим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пуш­кина – совершенно особое время года:
    И с каждой осенью я расцветаю вновь…
    Пушкин называет осень любимым временем года. В этом сти­хотворении осень – время слияния всех начал бытия. В ней перепле­тается несовместимое: уныние и красота («Унылая пора! Очей оча­рованье!»), жизнь и смерть («Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится»).
    Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.
    С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение «Вновь я посетил…». Воспоминание рождает у поэта не только со­жаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвраща­ет Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:
    Вот опальный домик,
    Где жил я с бедной нянею моей.
    Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. Обыч­ная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.
    Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.
    Вариант 2
    А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой привиденье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья, –
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ – океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые –
    Мне вас не жаль, изменницы младые,
    Задумчивый, забав чуждаюсь я,-
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
    Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней,
    И дремля едем до ночлега,
    А время гонит лошадей.
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” – анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
    Не дай мне бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта – “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст, –
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

  7. Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина
    В историю России Александр Сергеевич Пушкин вошёл как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы.
    Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум». Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.
    В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.
    Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. В сознании поэта слились воедино мятежная стихия моря и свобода. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.
    Начинается стихотворение элегически-величаво, торжественно:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:
    Смиренный парус рыбарей,
    Твоею прихотью хранимый,
    Скользит отважно средь зыбей;
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям. Но эти замыслы потерпели крушение, романтическому путешествию не суждено было состояться: поэт остался «у берегов», очарованный «могучей страстью» (имеется в виду чувство, вызванное Е.К.Воронцовой). Чары любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря:
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя:
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я…
    Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
    В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В лирике Пушкина тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные мгновения встречи с чарующей красотой.
    Даже среди шедевров любовной лирики Пушкина, где говорит «язык сердца», стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825г.) – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических. Здесь чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами ложатся на музыку. С тех пор как Михаил Иванович Глинка в 1840 году написал свой знаменитый романс, эти пленительные стихи навсегда соединились с музыкой.
    Считается, что стихотворение «К***…» посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила у своей тётки П.А.Осиповой в Тригорском, где часто бывал Пушкин. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, волнение любви.
    Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всём блеске и очаровании своей красоты. Глубоко сокровенное, затаённое воспоминание согрето трепетным и горячим чувством:
    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Последующие строфы стихотворения автобиографичны, но эмоциональная тональность не снижается. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «В томленьях грусти безнадежной, / В тревогах шумной суеты»; воссоздаёт иной настрой чувств в период южной ссылки, («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»); говорит о «мраке заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведённых «в глуши»:
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слёз, без жизни, без любви.
    В душе поэта вновь возрождается чувство, вновь прилив жизненных сил, вновь приход творческого вдохновения:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьётся в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слёзы, и любовь.
    Упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».
    Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как к пророку раскрывается в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» .
    Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю богов – им было доступно проникновение в грядущее. Вместе с тем в стихотворениях Пушкина и поэтов пушкинского круга пророк обычно выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла.
    В своём стихотворении Пушкин использует библейскую символику, библейские мотивы, но придаёт им ярко выраженное политическое содержание. Стихотворение было написано в тяжёлую для Пушкина пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической участи его друзей и товарищей.
    Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению поэта в пророка:
    Духовной жаждою томим,
    В пустыне жалкой я влачился,
    И шестикрылый серафим
    На перепутье мне явился.
    Всё, чего касается серафим, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть и слышать то, что ранее ему было недоступно, постичь сокровенные тайны бытия, обрести дар мудрого всеведенья. В минуту творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую зоркость, обострённость видения и слуха. Он отрешается от своего обычного состояния и может постичь внутренним взором недосягаемые «горние» высоты и подводные глубины; слышать, как бесшумно плывут диковинные морские чудовища; внимать тихому, едва заметному росту, «прозябанью» лозы:
    Перстами лёгкими как сон
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он, –
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полёт,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    И, наконец, наступает момент наивысшего духовного подъёма: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, обретение истины. Взамен «грешного» языка в уста поэта вложено «жало мудрыя змеи», вместо сердца в его груди – «угль, пылающий огнём» Поэт которому стало подвластно всё, слышит голос, повелевающий ему:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это суровое, торжественное воззванье, побуждает поэта стать глашатаем правды, проповедником истины.
    Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.
    В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.
    Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. Знакомый пейзаж напоминает о днях молодости и в то же время указывает на неумолимое движение жизни. Поэт едет по знакомой дороге из Михайловского в Тригорское и «На границе владений дедовских» снова видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:
    Всё тот же их, знакомый уху шорох –
    Но около корней их устарелых
    (Где некогда всё было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась…
    Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст,
    Когда перерастёшь моих знакомцев
    И старую главу их заслонишь
    От глаз прохожего. Но пусть мой внук
    Услышит ваш приветный шум…
    И обо мне вспомянет.
    Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

  8. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Философские мотивы в лирике Пушкина»
    Пушкин – все сочинения
    Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой?то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.
    Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении «Старик» лирический герой вспоминает свою «весну», когда он был «верным служителем» Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. «Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы» – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие «безвременной кончины» рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в «Завещании друзьям» поэт заигрывает со смертью, желая умереть и «отлететь веселой тенью» «на тихий берег вод забвенья», то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:
    Я мало жил и наслаждался мало …
    Но иногда цветы веселья рвал –
    Я жизни видел лишь начало …
    Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение «Подражание», где в первой же строфе говорится о смерти: «Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего».
    Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. «Брожу ли я вдоль улиц шумных …» Взирая на «уединенный дуб», поэт осознает, что «патриарх лесов» переживет его «забвенный век»; а, лаская «милого младенца», он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему «место» «цвести». Бессмертной признается лишь красота «равнодушной природы».
    Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение «Телега жизни», где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. «Утро» жизни – «и мы рады голову сломать» в быстрой скачке, в «полдень» жизни нас уже страшат «и косогоры, и овраги», «под вечер» – мы привыкаем «и дремля едем до ночлега». Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само «время гонит наших лошадей». Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. «Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?» – вопрошает Александр Сергеевич в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы». Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать «добрые чувства» в сердцах людей. Он верит, что пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит», ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в «заветной лире» и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

  9. Конечно, браться за Пушкина
    сложно и ответственно, но писать сочинение
    необходимо. Предлагаемые материалы никак не
    претендуют на новое слово в пушкинистике, но,
    может быть, они окажутся полезными, например,
    начинающему учителю.

    Поэзия А.С. Пушкина
    представлена в экзаменационном списке четырьмя
    темами и тремя отдельными стихотворениями,
    имеющими прямое отношение к этим темам.
    Рассмотрим, какие стихотворения, кроме тех, что
    названы, стоит разобрать в рамках той или иной
    темы.

    В сочинении должен быть дан развёрнутый ответ
    на вопрос, какие философские мотивы содержатся в
    лирике Пушкина. Несомненно, в процессе
    подготовки разумно сразу включить в поле зрения
    стихотворение «Отцы пустынники и жёны
    непорочны…». Кроме того, возможны в различных
    комбинациях «Погасло дневное светило…», «К
    морю», «Анчар», «Элегия» («Безумных лет угасшее
    веселье…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
    «Вновь я посетил…» и другие, а также, под
    определённым углом зрения, и «Я вас любил: любовь
    ещё, быть может…», и «Поэту».
    Главное — выстроить концепцию сочинения.
    Предлагаем несколько вариантов.
    Вариант 1
    Философичность свойственна поэзии Пушкина в
    целом, но философские размышления усиливаются в
    зрелой лирике. Всё чаще звучат мотивы постижения
    бытия человеческого, неизбежности ухода,
    переосмысления прожитого.
    Пушкинская философия жизни гармонична: смерть
    в ней воспринимается не как трагический конец
    всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как
    естественный финал земного существования.
    Зрелость и старость драматичны, но не трагичны,
    так как любой возраст человека связан с какими-то
    важными этапами осмысления жизни, понимания её
    сути. Прошлое, настоящее и будущее, как правило,
    не противопоставлены. Поэт не отказывается от
    прошлого, хотя видит в нём немало ошибок.
    Вариант 2
    В центре пушкинской философской лирики, какие
    бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится
    человек: его внутренний мир, взаимоотношения с
    окружающим его природным миром, обществом,
    властью. Следовать за мыслью великого поэта не
    только занимательно, но и поучительно, поскольку
    стихи нисколько не утратили своей значимости, а
    совершенство их художественной формы
    по-прежнему воспринимается как эталон простоты и
    безупречности.
    Вариант 3
    Деление поэзии Пушкина на темы (поэта и поэзии,
    свободы, философскую лирику и так далее)
    бесконечно условно. Очевидно: о чём бы поэт ни
    писал, философские размышления пронизывают и
    стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно,
    о свободе, так как именно в ней Пушкин видит
    основу гармоничного существования личности.
    Одна из принципиальных
    мировоззренческих идей пушкинской философии —
    это мысль о необходимости нравственного
    совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и
    страдать” — вот один из ключевых тезисов
    зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что,
    “с отвращением читая” страницы прожитой жизни,
    не следует забывать прошлого (“строк печальных
    не смываю”).
    Эти философские мотивы появляются у Пушкина
    уже в ранних романтических стихотворениях, среди
    которых на особом месте «Погасло дневное
    светило…». Прошедшее поэт называет здесь “моя
    потерянная младость”. Но в то же время в прошлом
    “чувства… разгорались”, “музы… улыбались”.
    Это прошлое не отвергается, ценность его
    несомненна. Лирический герой стихотворения —
    это не только человек, покидающий “туманную
    родину” в поисках “новых впечатлений”, но
    человек, который ищет нечто более ценное, чем
    впечатления, — смысл, цель. Это, скорее, отказ от
    прежнего образа жизни, переход из юности в более
    зрелый возраст.
    Стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее
    веселье…») (1830) — одно из тех произведений
    Пушкина, в которых прошедшее, настоящее и будущее
    тесно связаны. Два эпитета: “безумных” и
    “угасшее” — контрастны по эмоциональной
    окраске, а словосочетание “угасшее веселье”
    даже предполагает внутренний конфликт. Тема
    молодости переосмысливается, между строк
    возникает мотив ответственности за те ошибки,
    которые совершает человек. Однако поэт не
    отрицает ценности этих ошибок, так как именно они
    составляют наш жизненный опыт. Это ощущается в
    движении образов: “безумных лет” — “печаль
    минувших дней”, “похмелье” — “вино”.
    Вторая строфа стихотворения вовсе не мрачная,
    а, наоборот, оптимистичная. Каждым словом поэт
    утверждает радость осмысленного бытия, называя
    все самые важные составляющие человеческой
    жизни. Первое утверждение — “жить… чтоб мыслить
    и страдать” — нисколько не парадоксально.
    Пушкинский идеал всё больше приобретает
    христианские очертания: “страдать” — значит в
    первую очередь сострадать. Поэт не отрекается и
    от “наслаждения”, однако мера его в сравнении с
    другими сторонами жизни невелика.
    …И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья…
    Что же называет Пушкин наслажденьем? Об этом
    последние строки стихотворения: “гармонией
    упьюсь”, “над вымыслом слезами обольюсь”,
    “блеснёт любовь”. Те ценности, которые не
    подвержены тлению, остаются с поэтом навсегда:
    это красота, искусство и любовь.
    «Вновь я посетил…» — одно из самых ярких
    философских стихотворений зрелого Пушкина. Не
    стоит воспринимать его только как иллюстрацию к
    посещению Пушкиным дорогого ему “уголка земли”,
    куда он в последние годы особенно стремился
    душой. В стихотворении, помимо биографического,
    есть и более отвлечённый, философский план. Мир
    “минувшего” “объемлет” лирического героя, и он
    погружается в воспоминания, первый персонаж
    которых — старушка няня. Образ няни окрашен
    нежностью и печалью: “уже старушки нет”. Так
    начинает звучать мотив жизни и смерти, к которому
    поэт ещё вернётся.
    В воспоминаниях о годах, проведённых здесь, “в
    пустынном уголке”, вплетаются другие:
    …глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    Картина природы: “нивы златые”, “пажити
    зелёные”, “неведомые воды” — контрастна
    “убогой” жизни крестьянина: “скривилась
    мельница, насилу крылья ворочая при ветре…”.
    Мотив запустения и мотив печали, смерть близкого
    человека, своё личное и общее, народная судьба
    изображаются как единое целое.
    Далее в стихотворении наступает резкий
    интонационный, а за ним и смысловой перелом.
    Изображаются дорога и три сосны. Эта картина
    окрашена лирическим чувством. Оптимистический
    финал стихотворения предсказан той переменой,
    которая произошла с соснами:
    …около корней их устарелых
    (Где некогда всё было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась…
    Мотив семьи перерастает в тему смены поколений,
    вечного, непрестанного обновления жизни.
    Обращение “племя младое, незнакомое”
    символично. Оно относится и к юным деревьям, и к
    будущим поколениям. Так, к финалу стихотворения
    мотив смерти (“уже старушки нет”) преобразуется
    в мотив памяти (“обо мне вспомянет”), а
    воспоминания о своём, личном приобретают
    характер всеобщий, философский. В этом небольшом
    стихотворении уместилась не только жизнь
    Пушкина, но и жизнь человека вообще, и жизнь
    природы, и — ещё шире — смысл бытия.
    Незадолго до гибели Пушкин всё чаще обращался в
    своей лирике к христианским мотивам. Из
    стихотворения «Отцы-пустынники и жёны
    непорочны…» мы узнаём, что поэту не чужды
    христианские святыни, что он обращается в
    трудные минуты к молитве как средству укрепления
    духа.
    Стихотворение состоит как бы из нескольких
    частей: сообщений об отцах-пустынниках и их
    молитвах, затем о той молитве, которую особенно
    выделяет поэт, наконец, творческого переложения
    текста самой молитвы. Этот текст строится на
    противопоставлении того, от чего лирический
    герой хотел бы отказаться в своей жизни, тому,
    чему он хотел бы научиться. Вот как звучит
    великопостная молитва Ефрема Сирина, к которой
    восходит стихотворение Пушкина: “Господи и
    Владыко живота моего, дух праздности, уныния и
    празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
    смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу
    Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои
    прегрешения и не осуждати брата моего, яко
    благословен еси во веки веков. Аминь”. При
    сопоставлении этого текста с пушкинским хорошо
    видно, в чём заключался смысл преобразований, что
    вынесено на первое место.
    Молитвы сложены святыми старцами не только для
    того, чтобы “сердцем возлетать во области
    заочны”, но и для того, “чтоб укреплять его средь
    дольних бурь и битв”, то есть в обычной мирской
    жизни. Молитва, о которой говорит поэт, звучит в
    храме “во дни печальные Великого поста” и
    обладает “неведомою силой”. По своему звучанию
    стихотворение действительно напоминает молитву.
    Этому способствуют и употребление архаичных
    слов, и обилие глухих согласных, и ассонанс (“во
    области заочны”, “одна”, “меня”,
    “умиляет”, “та”, “повторяет”, “печальные”,
    “поста”, “она”, “уста”), и
    размеренный спокойный ритм — шестистопный ямб.
    О чём же просит Всевышнего тот, кто произносит
    эту молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему
    избавиться от тоски и уныния, которые влечёт за
    собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и
    осмысленной. Он хочет победить в себе
    “любоначалие”, то есть властолюбие, желание
    управлять другими людьми. Ему важно, чтобы
    “празднословие” тоже исчезло из его жизни.
    Среди пороков, упомянутых Пушкиным, нет таких,
    которые большинство людей не находит в себе, но
    далеко не каждому приходит в голову задуматься
    об этом. Какие же качества привлекают поэта, чему
    он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и
    осознавать свои недостатки, быть терпеливым,
    смиренным и целомудренным.
    В чём своеобразие любовной темы в
    лирике А.С. Пушкина?
    Хрестоматийная тема в
    данном случае сформулирована как проблемный
    вопрос. Ответить: “в том-то и в том-то” тоже
    “проблемно”. Посоветуем снова опереться на
    подробный анализ одного стихотворения («Я вас
    любил: любовь ещё, быть может…») и “вести”
    одну-две принципиальных линии.
    На протяжении жизни А.С. Пушкина темы его
    любовной лирики менялись. Совершенствуя
    мастерство, накапливая жизненный опыт, Пушкин
    добивался безупречности формы, полноты и глубины
    содержания. Поэтическая философия гармонии —
    это одна из особенностей, свойственная всей
    лирике Пушкина, и любовной тоже.
    Безусловные шедевры пушкинской лирики — это
    стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…» (1825),
    «Я вас любил», «На холмах Грузии» (1829), «Мадонна»
    (1830). Их объединяет отношение к любви как к одной
    из важнейших человеческих ценностей. Любовь у
    Пушкина светла, даже когда она не разделена. А
    счастливая любовь — залог полноценного,
    духовного существования, импульс к творчеству.
    Стихотворение «Я вас любил…» своей простотой,
    краткостью и совершенством выделяется даже на
    фоне других пушкинских шедевров. В стихотворении
    нет сложных образов, ярких метафор, необычных
    эпитетов. В нём, напротив, максимальная простота
    и ясность, прозрачность. О чём говорит поэт? Он
    признаётся любимой женщине, которая, очевидно,
    его покинула, в том, что его любовь “угасла не
    совсем”. Воспоминание о прошедшей любви
    воскрешает её: это любовь “безнадёжная”, но
    искренняя, которая возвышает не только предмет
    любви, но и того, кто любит. Лирический герой
    Пушкина, прощаясь с любимой, желает ей счастья и
    покоя.
    Это стихотворение уникально по звуку и
    мелодике. Чаще всего повторяются в нём согласные
    звуки, входящие в состав слова любовь, а также
    мягко звучащие согласные [ш], [с], [н]. Интересно
    заметить, что звук [р] встречается только в
    словах: “тревожит”, “робостью”, “искренне”,
    “другим”. В этих словах есть особая “изюминка”:
    они не нарушают общей гармонии, а, напротив,
    создают её, ведь пушкинская философия
    предполагает не безмятежную идиллию, а
    примирение противоречий.
    Заключительные строчки можно понимать
    по-разному: как искреннее и великодушное
    пожелание счастья или как ироничное
    предположение, что такой искренности и нежности
    “она” уже никогда ни в ком не встретит. Такая
    неоднозначность привлекает, так как лирический
    герой стихотворения воспринимается как личность
    сложная, полностью не раскрывающаяся. При
    желании можно услышать и такой смысловой
    оттенок: лирический герой сожалеет, что его
    сильные, глубокие чувства остались безответными.
    Не случайно он повторяет: “любил так искренне,
    так нежно”.
    Стихотворение тем и замечательно, что при всей
    своей простоте и кажущейся ясности оно позволяет
    размышлять и трактовать его так, как вы его
    чувствуете.
    Другое стихотворение, на которое нельзя не
    обратить внимания, говоря об уникальном
    мастерстве Пушкина минимумом художественных
    средств выражать сложное и глубокое чувство, —
    «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Здесь
    переживание связано с двумя ключевыми понятиями
    — “грустно и легко”. Оба они повторены в
    постоянно взаимодействующих синонимических
    рядах: “грустно”, “печаль”, “унынье” и
    “легко”, “светла”. Отрицания, усиливающиеся к
    финалу стихотворения (“ничто не мучит, не
    тревожит”, “не любить… не может”), играют
    только позитивную роль. Рифма “мгла — светла”,
    “мною — тобою” тоже связана со смыслом. Главные
    строчки выделены ассонансом: “печаль моя
    светла”, “оттого что… оно не может”.
    Мы так и не узнаем, идёт ли речь о взаимном
    чувстве, окрепшем за время разлуки, или о
    неразделённой любви. Однако мы понимаем, что
    любовь у Пушкина есть смысл и средоточие жизни.
    Стихотворения, о которых мы говорим, занимают
    символическое место в любовной лирике Пушкина
    между «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонной»,
    между двумя образами — “гений чистой красоты” и
    “чистейшей прелести чистейший образец”, в
    которых отражена эволюция образа возлюбленной в
    творчестве поэта. В «Я вас любил…» и «На холмах
    Грузии…» запечатлено не менее важное —
    гармоничное мироощущение лирического героя, его
    готовность любить, зрелость и мудрость души.
    А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Эта тема многократно и
    всесторонне освещена в учебных пособиях (такие
    её аспекты, как “поэт и толпа”, свобода
    творчества, назначение искусства), поэтому
    ограничимся небольшими комментариями.
    В стихотворении «Поэт» (1827) философская
    концепция включает сопоставление поэта и “детей
    ничтожных мира” в двух аспектах: поэт вне
    творчества и поэт под воздействием
    “божественного глагола”. Пушкин утверждает
    право поэта на обычную человеческую судьбу, не
    считая его богоизбранным существом, парящим над
    суетой и обыденностью.
    …В заботах суетного света
    Он малодушно погружён…
    В эпитете “малодушный” есть оттенок
    осуждения, но Пушкин смотрит на поэта
    реалистично. Лирический конфликт в первой строфе
    заключается в противопоставлении высокого и
    низкого: “священной жертвы” и “суетного
    света”, “святой лиры” и души, вкушающей
    “хладный сон”. Этим противопоставлением
    подготавливается резкая перемена: поэт, которого
    коснулся “божественный глагол”, мгновенно
    отрешается от всего земного и уходит в область
    природного и “внутреннего”. Принятая в обществе
    система ценностей, сословные отношения
    отвергаются им безоговорочно и безвозвратно.
    В «Поэте» мы слышим Пушкина, уставшего от
    политики и “несвободы”. Он требует для
    художника права самому распоряжаться своей
    судьбой и слушать лишь “божественный глагол”.
    Ещё отчётливее эта мысль прозвучит в сонете
    «Поэту» (1830), где есть такие императивы: “не
    дорожи любовию народной”, “живи один”,
    “дорогою свободной иди, куда влечёт тебя
    свободный ум”. Наверное, вы не ошибётесь, если
    назовёте именно это стихотворение о поэте и
    поэзии программным, вобравшим в себя ключевые
    мотивы и образы всей пушкинской лирики.
    Разбор этого стихотворения может быть,
    например, построен как ответ на вопрос: как
    избранная поэтом строгая форма сонета отвечает
    той художественной задаче, которую решает автор?
    Можно проследить от строфы к строфе развитие
    лирического сюжета, динамику ключевых образов
    (народ — толпа; поэт — царь — высший суд —
    взыскательный художник — алтарь — огонь).
    Обратите внимание на смысловые связи между
    рифмующимися словами (народной — холодной, ум —
    дум, суд — труд, бранит — горит). Исследуйте все
    контекстуальные синонимы и антонимы,
    рассмотрите поэтические особенности синтаксиса
    (обращение, инверсии, параллелизм, повторы,
    риторические вопросы). Строгость и стройность
    пушкинского сонета, несомненно, покажутся вам
    адекватной формой для разговора на столь важную
    для поэта тему. Важна и сама традиция: сонет — это
    и “суровый Дант”, и Петрарка, и “творец
    Макбета”.
    Как развивается тема свободы в лирике
    А.С. Пушкина
    Отвечать следует именно
    на поставленный вопрос, то есть выстраивать
    сочинение, исходя из того, что тема свободы у
    поэта именно “развивается”, меняется само
    понимание свободы, подвергается переоценке её
    значимость. Не откроем Америки, а просто напомним
    общеизвестное. В ранней лирике Пушкина с темой
    свободы связаны гражданский пафос и антитеза
    “свобода” — “рабство” («К Чаадаеву»,
    «Деревня»). В романтической лирике периода южной
    ссылки “мирные народы”, недостойные “даров
    свободы”, уходят на второй план, первый же
    занимают “свободная стихия”, “вольные птицы”
    («Узник», «К морю»). Позднее поэт чаще обращается
    к проблеме свободы творчества («Дорогою
    свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум»),
    философскому осмыслению проблемы границ свободы
    личности («На свете счастья нет, но есть покой и
    воля», «По прихоти своей скитаться здесь и там»).
    Всё это вы и без нас знали? Что и требовалось
    доказать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *