Сочинение на тему философские мотивы в поэзии блока

12 вариантов

  1. Творчество Александра Блока – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века – философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат немало новаторских черт. Благодаря этому его творчество является практически неисчерпаемым для литературоведческих и лингвистических исследований.
    Хочется привести великолепные слова о восприятии Анной Ахматовой поэтической личности Блока, Ахматова писала в своих заметках: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти Двадцатого века (первоначально стояло: «одним из величайших»), но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени…
    В статье «Блок», написанной вскоре после смерти поэта, Ю. Тынянов писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока.(…) Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока…».
    При пристальном изучении творчества А. Блока приходится соприкоснуться с таинственной литературной средой – средой символистов, особенности которой отразились в его творчестве. Образная система в его произведениях очень сложна, через все этапы творчества проходит ряд сквозных образов, однако они не статичны, в каждом новом произведении они приобретают новое качество, а нередко и новый, смысл, который, однако, нельзя постигнуть, не обратившись к его истокам в прежних произведениях. Необходимо учитывать блоковскую природу образа.
    Исследование творчества Александра Александровича Блока представляет собой достаточно трудную задачу. Его творчество настолько многообразно, разносторонне, всеобъемлющее, что, на первый взгляд, очень трудно решить с какой позиции его следует рассматривать, несмотря на работы таких выдающихся ученых-блоковедов как З. Г. Минц, И.Т. Крука, Р.З. Миллер- Будницкой, и многих других.
    Действительно, поэзии Блока посвящено немало научных работ как биографического, так и исследовательского характера; достаточно полно изучены его поэтика, творческая эволюция. Вместе с тем тонкость душевных струн Блока, его мироощущение через призму чувств и душевных терзаний освещены все еще недостаточно. Связано это с односторонним подходом большинства исследователей: при глубочайшем изучении гражданских и биографических мотивов практически без внимания оставались философские, нравственные, религиозно-мифологические взгляды поэта, его психика и психологическая сторона его творчества. В стихотворении 1902 г. под заглавием «Religio» Блок писал:
    * Любил я нежные слова,
    * Искал таинственных соцветий…
    В самом деле, именно цветовая символика и вообще зрительная образность – основная черта поэтической модели мира, созданной Блоком. Но Блок не только искал таинственных цветовых соответствий: он прислушивался и к таинственным звуковым соответствиям окружающего мира. В 1919 г. в предисловии к поэме «Возмездие» он говорит: «Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе создают единый музыкальный напор». Музыкальное ощущение явлений находит выражение у Блока как посредством повторяющихся образов, подобных лейтмотивам его лирических циклов и поэм, так и посредством тонкой проработки звуковой ткани и ритмического разнообразия его стиха. Ритм и звук в его поэзии очень часто несут совершенно определенную информацию, улавливаемую читателем синэстетически, на подсознательном уровне.
    Поясним понятие синестетизма.
    Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес «анестезии» – отсутствию ощущений). Синестезия – это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.
    Синестезией называют прежде всего межчувственные связи в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях – поэтические тропы межчувственного содержания; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) (по Б.М. Галееву).
    В чем же суть понятия «межчувственная связь» (синестезия), ее функций в искусстве? Речь идет о взаимодействиях в полисенсорной системе чувственного отражения, возникающих по принципу ассоциации. Простейшие связи, как известно, – «ассоциации по смежности», а наиболее значимые для искусства это «ассоциации по сходству». Сходство может быть сходством по форме, структуре, гештальту(форме/виду) слухового и зрительного образов (например, на этом строится аналогия: мелодия-рисунок). Сходство может быть и по содержанию, и по эмоциональному воздействию (на этом основаны, например, синестетические аналогии «тембр-цвет», тональность-колорит»). Последний тип синестезий наиболее характерен искусству, и при признании связующего посредничества высших, «умных» эмоций, в формировании синестезий можно усмотреть участие мыслительных операция (пусть они и осуществляются чаще всего на подсознательном уровне). В связи с этим синестезию следует отнести к сложным специфическим формам невербального мышления, возникающим в виде «со-представления», «сочувствования», но отнюдь не «со-ощущения», как то трактуется согласно этимологии этого слова.
    Таким образом, будучи специфической формой взаимодействия в целостной системе человеческой чувственности, синестезия есть проявление сущностных сил человека, но отнюдь не некий эпифеномен, и конечно же, не аномалия, а норма – хотя ввиду возможной «скрытости» своего происхождения в каждом конкретном случае она и недоступна для поверхностного научного изучения. Более того, синестезию можно охарактеризовать как концентрированную и симультанную актуализацию чувственного в широком спектре его проявлений: во- первых, «умноженная» сенсорность и, во-вторых, эмоции, осуществляющие как посредник это «умножение».

  2. О, я хочу
    безумно жить:
    Все сущее —
    увековечить,
    Безличное —
    очеловечить,
    Несбывшееся —
    воплотить!
    А. Блок
    Творчество
    Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных
    явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих
    воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на
    самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских
    открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из
    тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же
    привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего
    мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем
    — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на
    язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для
    него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко
    не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне
    существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб,
    входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до
    самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств,
    переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их
    ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и
    главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни
    революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении,
    за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и
    художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и
    раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же,
    прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту
    в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими
    цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо
    привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и
    передал поэт в своем стихотворении: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер
    гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась
    осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы,
    все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт
    увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным,
    молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже
    скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое,
    хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный
    цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не
    слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил,
    по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали
    призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним
    возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь.
    Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной
    широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней
    воле”: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив
    моих заплачу, Твой простор навеки полюблю…
    Чувством,
    опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой
    мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к
    матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть
    этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая
    радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней: Сын не
    забыл родную мать: Сын воротился умирать.
    Его лирика
    стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви.
    Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки
    своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько
    бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась
    для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное,
    поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная
    Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой
    — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на
    пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока
    действительностью: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная
    Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе
    с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой,
    Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии
    времен, предреченных в старинных и священных книгах: Тебе, чей Сумрак был так
    ярок, Чей голос тихостью зовет, — Приподними небесных арок Все опускающийся
    свод.
    Сама любовь
    собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он
    видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной
    Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как
    бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека
    премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне
    “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда
    лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном,
    ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с
    миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для
    понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки
    непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт,исследовал
    многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь
    цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе —
    все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика
    Блока, взятая в целом: Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал.
    О сердце,
    сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал! Пускай и счастие, и муки Свой
    горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил
    прежний свет…

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  3. Рита
    Соловьева
    Основные
    мотивы лирики Блока

    Сам
    поэт хотел от своих читателей, чтобы
    его лирика рассматривалась как единое
    произведение – как трехтомный роман в
    стихах, названный им «трилогией
    вочеловечения».
    В
    центре его лирики – сама личность
    современного человека. Именно личность
    в ее отношении со всем миром (и социальным,
    и природным, и «космическим») составляет
    ядро проблематики поэзии Блока.
    Личность
    Блока и стала героем «трилогии
    вочеловечения». Поэтому по отношению
    к нему в литературоведении используется
    категория «лирического героя». Впервые
    этот термин появился в работах
    литературоведа Тынянова в его статьях
    о поэзии Блока. По его словам, самой
    большой лирической темой Блока стала
    сама личность поэта.
    «Вочеловечение»
    – слово из богословского лексикона,
    обозначает явление Сына Человеческого,
    воплощение Бога в человеческом облике.
    В поэтическом сознании Блока образ
    Христа связан с идеей творческой
    личности, самоотрекающегося ради идеалов
    добра и красоты.
    Система
    мотивов

    – образные, лексические, интонационные
    повторы, связывающие отдельные
    стихотворения и циклы в единое целое.
    Мотив, в отличие от темы, категория
    формально-содержательная. То есть мотив
    в поэзии служит композиционной организации
    множества отдельных стихотворений в
    ощутимое лирическое целое. Он создается
    многократно повторяющимися и варьирующимися
    от стихотворения к стихотворению
    лирическими
    ситуациями и образами (метафорами,
    цифрами, цветовыми обозначениями).
    Центральный
    цикл первого
    тома

    трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». В
    них отразился любовный роман Блока с
    Менделеевой и увлечение философскими
    идеями В.С. Соловьева. В учении философа
    Блока привлекала мысль о вечной
    женственности, о том, что через любовь
    возможно устранить эгоизм и объединить
    человека и мир. В женщине необходимо
    узреть ее небесную природу.
    Сюжет
    стихов «О прекрасной Даме»  – это
    сюжет ожидания встречи с возлюбленной.
    Лирические герой и прекрасная дама
    заведомо неравны, это противопоставление
    земного и небесного. В их отношениях
    атмосфера средневекового рыцарства,
    она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся
    мотивы – «неведомые тени», «непостижимая
    тайна», «все узнается», «жду», «слежу»,
    «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные
    церковные знаки – лампады, свечи, алый,
    белый и золотой цвета.
    Герой
    в то же время боится встречи с музой:
    «…
    Весь горизонт в огне, и близко появление.
    Но
    страшно мне – изменишь облик Ты.
    И
    резкое возбудишь подозрение,
    Сменив
    в конце привычные черты.»
    (Короче,
    все это закончилось тем, что Блок ни
    разу не притронулся к Менделеевой, и
    так ей надоел своим рыцарством, что она
    ушла к Белому. Это как раз говорит о том,
    что Блок очень буквально воспринимал
    и переживал свою лирику, и это было не
    всегда совместимо с практической
    жизнью.)
    Второй
    том

    – мотив погружения в жизненные стихии.
    Теперь сознание героя обращено к НЕ
    придуманной жизни. Стихия природы,
    урбанистическая цивилизация, земная
    любовь нашли отражение в этой лирике.
    Поле зрения героя – национальная и
    общественная жизнь страны. Стихия –
    ключевой символ. Прекрасная Дама
    вытеснена Незнакомкой – женщиной двух
    миров, напоминание об высоком идеале в
    мире разврата и пьяниц.
    Главное
    для Блока – мужественная идея противостояния
    страшному миру, идея долга. Можно понять
    его философию на этом жизненном этапе
    на примере этого стихотворения:
    О,
    весна без конца и без краю –
    Без
    конца и без краю мечта!
    Узнаю
    тебя, жизнь! Принимаю!
    И
    приветствую звоном щита!
    Принимаю
    тебя, неудача,
    И
    удача, тебе мой привет!
    В
    заколдованной области плача,
    В
    тайне смеха – позорного нет!
    Принимаю
    бессонные споры,
    Утро
    в завесах темных окна,
    Чтоб
    мои воспаленные взоры
    Раздражала,
    пьянила весна!
    Принимаю
    пустынные веси!
    И
    колодцы земных городов!
    Осветленный
    простор поднебесий
    И
    томления рабьих трудов!
    И
    встречаю тебя у порога –
    С
    буйным ветром в змеиных кудрях,
    С
    неразгаданным именем бога
    На
    холодных и сжатых губах…
    Перед
    этой враждующей встречей
    Никогда
    я не брошу щита…
    Никогда
    не откроешь ты плечи…
    Но
    над нами – хмельная мечта!
    И
    смотрю, и вражду измеряю,
    Ненавидя,
    кляня и любя:
    За
    мученья, за гибель – я знаю –
    Все
    равно: принимаю тебя!
    Третий
    том.

    Ведущий мотив – омертвение мира современной
    городской цивилизации. «Ночь, улица,
    фонарь, аптека…» – яркий пример. Герой
    греховен, черств, он устал. Ощущение
    безысходности, мысль о грядущем возмездии
    за измену идеалу.
    Новые
    ценности – народная жизнь, Родина. Тема
    России – отныне важнейшая в его творчестве.
    Для лирического героя любовь к Родине
    – интимное чувство. Образы Руси и Жены
    очень близки. Стихотворение «Россия»
    Опять,
    как в годы золотые,
    Три
    стертых треплются шлеи,
    И
    вязнут спицы росписные
    В
    расхлябанные колеи…
    Россия,
    нищая Россия,
    Мне
    избы серые твои,
    Твои
    мне песни ветровые,-
    Как
    слезы первые любви!
    Тебя
    жалеть я не умею
    И
    крест свой бережно несу…
    Какому
    хочешь чародею
    Отдай
    разбойную красу!
    Пускай
    заманит и обманет,-
    Не
    пропадешь, не сгинешь ты,
    И
    лишь забота затуманит
    Твои
    прекрасные черты…
    Ну
    что ж? Одной заботой боле –
    Одной
    слезой река шумней
    А
    ты все та же – лес, да поле,
    Да
    плат узорный до бровей…
    И
    невозможное возможно,
    Дорога
    долгая легка,
    Когда
    блеснет в дали дорожной
    Мгновенный
    взор из-под платка,
    Когда
    звенит тоской острожной
    Глухая
    песня ямщика!..
    Мотив
    пути. В финале лирической трилогии это
    общий для героя и его страны «крестный
    путь».
    Отрывок
    из поэмы “Hа поле Куликовом”.
    Александр
    Блок
    1.
    Река
    раскинулась. Течёт, грустит лениво
    и
    моет берега.
    Над
    скудной глиной жёлтого обрыва
    В
    степи грустят стога.
    О,
    Русь моя! Жена моя! До боли

    Нам
    ясен долгий путь!

    Наш
    путь – стрелой татарской древней
    воли
    Пронзил
    нам грудь.
    Наш
    путь – степной, наш путь – в
    тоске
    ………………………..безбрежной,
    В
    твоей тоске, о, Русь!
    И
    даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я
    не боюсь.
    Пусть
    ночь. Домчится. Озарим кострами
    Степную
    даль.
    В
    степном дыму блеснет святое знамя
    И
    ханской сабли сталь…
    И
    вечный бой! Покой нам только снится

    Сквозь
    кровь и пыль…

    Летит,
    летит степная кобылица
    И
    мнет ковыль…
    И
    нет конца! Мелькают версты,
    кручи…
    Останови!
    Идут,
    идут испуганные тучи,
    Закат
    в крови!

    Закат
    в крови! Из сердца кровь струится!

    Плачь,
    сердце, плач…
    Покоя
    нет! Степная кобылица
    Несётся
    вскачь!

  4. Мотивы
    лирики А. А. Блока

    О, я хочу
    безумно жить:
    Все сущее —
    увековечить,
    Безличное —
    очеловечить,
    Несбывшееся —
    воплотить!
    А. Блок
    Творчество
    Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных
    явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих
    воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на
    самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских
    открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из
    тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же
    привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего
    мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем
    — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на
    язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для
    него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко
    не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне
    существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб,
    входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до
    самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств,
    переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их
    ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и
    главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни
    революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении,
    за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и
    художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и
    раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же,
    прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту
    в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими
    цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо
    привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и
    передал поэт в своем стихотворении: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер
    гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась
    осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы,
    все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт
    увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным,
    молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже
    скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое,
    хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный
    цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не
    слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил,
    по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали
    призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним
    возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь.
    Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной
    широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней
    воле”: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив
    моих заплачу, Твой простор навеки полюблю…
    Чувством,
    опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой
    мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к
    матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть
    этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая
    радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней: Сын не
    забыл родную мать: Сын воротился умирать.
    Его лирика
    стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви.
    Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки
    своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько
    бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась
    для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное,
    поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная
    Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой
    — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на
    пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока
    действительностью: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная
    Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе
    с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой,
    Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии
    времен, предреченных в старинных и священных книгах: Тебе, чей Сумрак был так
    ярок, Чей голос тихостью зовет, — Приподними небесных арок Все опускающийся
    свод.
    Сама любовь
    собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он
    видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной
    Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как
    бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека
    премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне
    “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда
    лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном,
    ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с
    миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для
    понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки
    непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт,исследовал
    многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь
    цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе —
    все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика
    Блока, взятая в целом: Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал.
    О сердце,
    сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал! Пускай и счастие, и муки Свой
    горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил
    прежний свет…

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  5. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — очеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    А. Блок
    Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
    Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив моих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
    Сын не забыл родную мать:
    Сын воротился умирать.
    Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
    Тебе, чей Сумрак был так ярок,
    Чей голос тихостью зовет, —
    Приподними небесных арок
    Все опускающийся свод.
    Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О сердце, сколько ты любило!
    О разум, сколько ты пылал!
    Пускай и счастие, и муки
    Свой горький положили след,
    Но в страстной буре, в долгой скуке —
    Я не утратил прежний свет…

  6. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — очеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    А. Блок
    Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве
    Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — «Осенняя воля». В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл «Родина», глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для «иноплеменного взора» равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,-
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих «мокрых долах», но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-ново- му возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав!
    Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей «Осенней воле»:
    Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив моих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в
    подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет «золотая радость», ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
    Сын не забыл родную мать:
    Сын воротился умирать.
    Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то «Девой, Зарей», то «Женой, облеченной в солнце», и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
    Тебе, чей Сумрак был так ярок,
    Чей голос тихостью зовет, —
    Приподними небесных арок
    Все опускающийся свод.
    Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет ».
    Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это состав-
    ляет содержание того «романа в стихах», каким и является лирика Блока, взятая в целом:
    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О сердце, сколько ты любило!
    О разум, сколько ты пылал!
    Пускай и счастие, и муки
    Свой горький положили след,
    Но в страстной буре, в долгой скуке —
    Я не утратил прежний свет…

  7. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — очеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    А. Блок
    Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
    Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив моих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
    Сын не забыл родную мать:
    Сын воротился умирать.
    Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
    Тебе, чей Сумрак был так ярок,
    Чей голос тихостью зовет, —
    Приподними небесных арок
    Все опускающийся свод.
    Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт,исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О сердце, сколько ты любило!
    О разум, сколько ты пылал!
    Пускай и счастие, и муки
    Свой горький положили след,
    Но в страстной буре, в долгой скуке —
    Я не утратил прежний свет…

  8. Творчество Александра Блока – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века – философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат немало новаторских черт. Благодаря этому его творчество является практически неисчерпаемым для литературоведческих и лингвистических исследований.
    Хочется привести великолепные слова о восприятии Анной Ахматовой поэтической личности Блока, Ахматова писала в своих заметках: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти Двадцатого века (первоначально стояло: «одним из величайших»), но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени…
    В статье «Блок», написанной вскоре после смерти поэта, Ю. Тынянов писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока.(…) Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока…».
    При пристальном изучении творчества А. Блока приходится соприкоснуться с таинственной литературной средой – средой символистов, особенности которой отразились в его творчестве. Образная система в его произведениях очень сложна, через все этапы творчества проходит ряд сквозных образов, однако они не статичны, в каждом новом произведении они приобретают новое качество, а нередко и новый, смысл, который, однако, нельзя постигнуть, не обратившись к его истокам в прежних произведениях. Необходимо учитывать блоковскую природу образа.
    Исследование творчества Александра Александровича Блока представляет собой достаточно трудную задачу. Его творчество настолько многообразно, разносторонне, всеобъемлющее, что, на первый взгляд, очень трудно решить с какой позиции его следует рассматривать, несмотря на работы таких выдающихся ученых-блоковедов как З. Г. Минц, И.Т. Крука, Р.З. Миллер- Будницкой, и многих других.
    Действительно, поэзии Блока посвящено немало научных работ как биографического, так и исследовательского характера; достаточно полно изучены его поэтика, творческая эволюция. Вместе с тем тонкость душевных струн Блока, его мироощущение через призму чувств и душевных терзаний освещены все еще недостаточно. Связано это с односторонним подходом большинства исследователей: при глубочайшем изучении гражданских и биографических мотивов практически без внимания оставались философские, нравственные, религиозно-мифологические взгляды поэта, его психика и психологическая сторона его творчества. В стихотворении 1902 г. под заглавием «Religio» Блок писал:
    * Любил я нежные слова,
    * Искал таинственных соцветий…
    В самом деле, именно цветовая символика и вообще зрительная образность – основная черта поэтической модели мира, созданной Блоком. Но Блок не только искал таинственных цветовых соответствий: он прислушивался и к таинственным звуковым соответствиям окружающего мира. В 1919 г. в предисловии к поэме «Возмездие» он говорит: «Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе создают единый музыкальный напор». Музыкальное ощущение явлений находит выражение у Блока как посредством повторяющихся образов, подобных лейтмотивам его лирических циклов и поэм, так и посредством тонкой проработки звуковой ткани и ритмического разнообразия его стиха. Ритм и звук в его поэзии очень часто несут совершенно определенную информацию, улавливаемую читателем синэстетически, на подсознательном уровне.
    Поясним понятие синестетизма.
    Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес «анестезии» – отсутствию ощущений). Синестезия – это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.
    Синестезией называют прежде всего межчувственные связи в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях – поэтические тропы межчувственного содержания; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) (по Б.М. Галееву).
    В чем же суть понятия «межчувственная связь» (синестезия), ее функций в искусстве? Речь идет о взаимодействиях в полисенсорной системе чувственного отражения, возникающих по принципу ассоциации. Простейшие связи, как известно, – «ассоциации по смежности», а наиболее значимые для искусства это «ассоциации по сходству». Сходство может быть сходством по форме, структуре, гештальту(форме/виду) слухового и зрительного образов (например, на этом строится аналогия: мелодия-рисунок). Сходство может быть и по содержанию, и по эмоциональному воздействию (на этом основаны, например, синестетические аналогии «тембр-цвет», тональность-колорит»). Последний тип синестезий наиболее характерен искусству, и при признании связующего посредничества высших, «умных» эмоций, в формировании синестезий можно усмотреть участие мыслительных операция (пусть они и осуществляются чаще всего на подсознательном уровне). В связи с этим синестезию следует отнести к сложным специфическим формам невербального мышления, возникающим в виде «со-представления», «сочувствования», но отнюдь не «со-ощущения», как то трактуется согласно этимологии этого слова.
    Таким образом, будучи специфической формой взаимодействия в целостной системе человеческой чувственности, синестезия есть проявление сущностных сил человека, но отнюдь не некий эпифеномен, и конечно же, не аномалия, а норма – хотя ввиду возможной «скрытости» своего происхождения в каждом конкретном случае она и недоступна для поверхностного научного изучения. Более того, синестезию можно охарактеризовать как концентрированную и симультанную актуализацию чувственного в широком спектре его проявлений: во- первых, «умноженная» сенсорность и, во-вторых, эмоции, осуществляющие как посредник это «умножение».

  9. 1. Поэт А. А. Блок.
    2. Основные темы в творчестве Блока.
    3. Любовь в поэзии поэта.
    …Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
    А. А. Блок
    А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
    Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
    Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
    Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
    Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
    В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
    Она стройна и высока,
    Всегда надменна и сурова.
    С другой стороны, это мистический образ.
    То же относится и к герою.
    История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
    Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:
    Над печалью нив твоих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав
    В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века —
    Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь — начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.
    Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
    Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:
    Пропуская дней гнетущих
    Кратковременный обман,
    Прозревали дней грядущих
    Сине-розовый туман.
    Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
    В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

  10. Пускай зовут:
    забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта —
    нет. Покоя — нет.
    А. Блок.
    Поэтическое
    творчество А. Блока — одного из величайших поэтов в истории русской лирики —
    было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной,
    пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных
    исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах,
    ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних
    произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Даме, предстает несомненным
    индивидуалистом, далеким от жизни общества. Возвышенная любовь к идеальной деве
    не оставляет места для политических страстей. Но затем, сформировавшись как
    поэт, Блок открыл для себя мир внешний, мир “бурь и тревог” своего времени —
    ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне
    времени и вне пространства.
    По словам
    самого Блока, чувства каждого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия,
    вплоть до ритма и размера его стихов, “внушены его временем”. Стихи самого,
    казалось бы, отвлеченно-символического характера часто обусловлены событиями
    злободневности.
    “Все ли
    спокойно в народе?” —так, в форме вопроса, звучит название одного из ранних
    стихотворений Блока. Народ неспокоен — он “власти не хочет”, он говорит “о
    новой свободе”. Неопределенность, неясность, условность поэтической ситуации
    отражают характерную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести
    к собственно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в
    творчестве поэта социальных мотивов. Впервые же они остро и четко представлены
    в стихотворении “Фабрика”. Картина фабричной жизни также обрисована в
    символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведения не
    оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и мира хозяев:
    Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.
    И в желтых окнах
    засмеются, Что этих нищих провели.
    Для
    стихотворения “Из газет” Блок взял подчеркнуто прозаическое название: перед
    нами — случай из жизни. И хотя автор ничего не говорит о причинах самоубийства
    героини, но очевидно, что это еще одна жертва “страшного мира”.
    “Поднимались из
    тьмы погребов” — стихотворение о пробуждении в народе недовольства, желания
    изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон
    экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение
    потока: Пусть нас заменят новые люди.
    Гнева и
    презрения к обществу, которому чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение
    “Я вам поведал неземное”. Герой напрасно ищет в мире проявлений высокого духа:
    Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор.
    В 1905 году
    Блок пишет два стихотворения, в которых он в поэтической форме выражает идею
    свержения самодержавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой
    катастрофы усиливается с помощью повторов оборотов “еще” и “еще не”: “Еще
    прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль…”, и во втором стихотворении:
    “И голос черни многострунный еще не властен над Невой”.
    “Сытые” —
    образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь
    скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на
    разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие,
    предлагая иной, “естественный” выход: Пусть доживут свой век привычно — Нам
    жаль их сытость разрушать.
    Лишь чистым
    детям — неприлично Их старой скуке подражать.
    Чувство
    разочарования в революционном движении, горечь поражения определяют звучание
    последующих стихов Блока. Он горько замечает: Так. Буря этих лет прошла.
    Мужик поплелся
    бороздою.
    Но еще долго в
    поэзии его будут звучать призывы: Зй, встань и загорись и жги! Эй, подними свой
    верный молот…
    Мир поэзии
    Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины и в жизни
    горожан передают общую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее
    лицо. В творчестве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он
    предстает как душа всего мира, его сущность. Город полон повседневной прозы,
    питающей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык
    литературы. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города.
    Его Петербург (“всемирный город”, как называет его сам автор) тоже в какой-то
    степени город-спрут, уродующий судьбы людей: Да и меня без всяких поводов
    Загнали на чердак.
    Никто моих не
    слушал доводов, И вышел мой табак.
    Отверженные его
    поэзии — обитатели подвалов и чердаков: Что на свете выше Светлых чердаков?
    Вижу трубы, крыши Дальних кабаков.
    Город — место,
    где гибнут люди, где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же
    время город — обитель “сытых”, нищих духом. Примечательно, что в стихотворении
    “Поэты” Блок выносит место действия за пределы города: За городом вырос
    пустынный квартал На почве болотной и зыбкой.
    Там жили
    поэты…
    Тем самым автор
    открыто противопоставляет два мира — мир обывателей и мир людей искусства: Ты
    будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта —
    всемирный запой, И мало ему конституций! В 1917 году Блок пишет: Да. Так
    диктует вдохновенье, Моя свободная мечта.
    Все льнет туда,
    где униженъе, Где грязь, и мрак, и нищета.
    Поэт
    романтического склада, Блок провозглашает: “В эпохи бурь и тревог душа поэта
    также преисполняется бурей и тревогой”. И всем своим творчеством он стремился
    доказать это. Он остро чувствовал наступление катаклизмов в жизни страны. Всем
    телом, всем сердцем он вслушивался в гул эпохи. Его поэзия — результат этого
    процесса мировосприятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко царит нищета и
    несправедливость, злоба, насилие, рабство; где страданиями одних достигается
    сытость других. Общий пафос поэзии Блока можно определить как романтико-революционный
    — конечно, с символистским уклоном. И, хотя его произведения далеки от
    революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт всегда на стороне слабых
    и страдающих.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  11. Трагическое обаяние личной и творческой судьбы Лермонтова оказывало сильное влияние на Блока на протяжении всей его жизни. Общность романтической основы поэтических систем Блока и Лермонтова не осталась незамеченной. Современники Блока не раз обращали внимание на то, что в творчестве поэтов присутствуют схожие темы и во многих их стихотворениях звучат одни и те же мотивы. В 1903 году Андрей Белый в письме к Блоку говорит о «лермонтовской струе» в его поэзии. Н. С. Гумилев даже выводил лирику Блока из лермонтовской поэзии, а К. И. Чуковский назвал Блока «Лермонтовым нашей эпохи».
    Глубокое внимание и пристальный интерес к Лермонтову характерны уже для ранней лирики Блока, что подтверждается многочисленными парафразами, эпиграфами. Лермонтовские реминисценции из стихотворения «Дума» (1838) отчетливо звучат в бло-
    ковском «Я — человек и мало Богу равен». Эти стихотворения написаны одним размером (пятистопным ямбом). Здесь мы видим полное единодушие в их мироощущении. Поэты с горечью сознают свое бессилие оказать влияние на души людей своего поколения, живущего пустой, никчемной жизнью. У Лермонтова мы читаем:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    У Блока:
    О, если бы мог я силой гениальной
    Прозреть века, приблизить их к добру!
    Я не дал миру мысли идеальной,
    Ни чувства доброго покорному перу.
    Молодой поэт стремился мыслить и чувствовать в категориях лермонтовского художественного мира, постигая способ и природу поэтического самовыражения. Особенно это касается мотивов богоборчества и демонизма, которые в одинаковой степени присущи их творчеству и составляют существенный элемент их трагического мироощущения. И Лермонтову, и Блоку был чужд оптимизм, о котором Блок писал в 1919 году: «Оптимизм вообще несложное и небогатое миросозерцание, обыкновенно исключающее возможность взглянуть на мир как на целое»; лишь трагическое миросозерцание «способно дать ключ к пониманию сложности мира». Многие характерные особенности лирики Блока также имеют свой источник в творчестве Лермонтова: исповедальные интонации, сочетание напряженного чувства с тонким психологическим анализом, ощущение враждебной силы рока, жанровая «размытость» (у Блока она проявляется в том, что любовный сюжет многих его стихотворений насыщен философскими и мистическими ассоциациями).
    На рубеже двух эпох, когда Блок остро переживал настроения кризиса, охватившие интеллигенцию, его интерес к Лермонтову выходил за рамки поэзии как таковой: опираясь на опыт Лермонтова, которого Блок считал учителем «мудрости глубинной», Блок размышлял о месте и назначении человека в мире. Перед революцией 1905 года, когда Блок страстно отдался увлечению мистикой, обращение к Лермонтову помогло ему преодолеть пристрастие к экстатическим восторгам и пророческим видениям. Блок .открывает все новые стороны творчества Лермонтова, противопоставляет «безгневную» поэзию когда-то обожаемого им Владимира Соловьева и Андрея Белого страстной лирике Лермонтова, «задыхавшегося от песен».
    Наиболее полно отразились взгляды Блока на творчество Лермонтова в рецензии на книгу Н. А. Котляревского «Педант о поэте» (1906). Отвергая приглаженный и обезличенный образ поэта в исследованиях авторов, принадлежащих к академическим кругам, Блок ратовал за творческое видение образа Лермонтова, который пока «темен, отдален и жуток». Основной чертой лермонтовской
    поэзии Блок считал пророческую «тревогу духа». В статье «Безвременье» (1900) Блок поставил провидца судеб России, Лермонтова, — за бескомпромиссность его идеалов — рядом с Гоголем и выше Достоевского.

  12. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — очеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    А. Блок

    Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
    Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив моих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
    Сын не забыл родную мать:
    Сын воротился умирать.
    Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
    Тебе, чей Сумрак был так ярок,
    Чей голос тихостью зовет, —
    Приподними небесных арок
    Все опускающийся свод.
    Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О сердце, сколько ты любило!
    О разум, сколько ты пылал!
    Пускай и счастие, и муки
    Свой горький положили след,
    Но в страстной буре, в долгой скуке —
    Я не утратил прежний свет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *