Сочинение на тему фольклорные мотивы в слове о полку игореве

8 вариантов

  1. Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин.
    Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:
    И рано на другой день кровавые зори свет поведают:
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Идти дождю стрелами с Дону великого!
    Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить их об опасности:
    Игорь ратных к Дону ведет!
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клекотом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
    Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:
    Ярый тур Всеволод!
    Стоишь на обороне,
    Прыщешь на ратных стрелами,
    Гремишь по шеломам мечом харалужным;
    Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
    златым посвечивая,—
    Там лежат нечестивые головы половецкие,
    Порубленные калеными саблями
    шлемы аварские
    От тебя, ярый тур Всеволод!
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна и Желя».
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов. Народно-поэтические мотивы естественной гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

  2. Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Книжные мотивы очевидны и отчетливо прослеживаются, они связаны с современными «Слову» переводными и оригинальными произведениями.
    Фольклорные же мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин, созданных в этом произведении и по сей день потрясающих читателя своей живостью и красотой.
    Особенно близки к народным мотивам образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа является не столько фоном для изображения событий, сколько выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:
    И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Пойти дождю стрелами с Дону великого!
    Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой:
    Бились день,
    Бились другой,
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы!
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи;
    Сватов напоили,
    А сами полегли за землю русскую!
    Образы многих героев в «Слове о полку Игореве» глубоко народны, проникнуты традиционной русской, фольклорной поэтичностью. Это делает их особенно яркими и запоминающимися. Описание буй-тура Всеволода в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца.
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны, имеющий самостоятельную художественную ценность в структуре произведения, близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы – к ветру, к реке, к солнцу – характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава, в котором заключается основная идея произведения – единение русских князей, прекращение междоусобных войн перед лицом половецкой опасности, – полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тисовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «сыплют мне из пустых колчанов крупный жемчуг на грудь и нежиат меня», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований: «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    В тексте «Слова о полку Игореве» встречается огромное количество традиционных, устойчивых народных эпитетов и идиоматических выражений, таких как «красные девы», «чистое поле», «синее море», «черный ворон»… Многие сравнения, используемые в произведении, также имеют сугубо народные, фольклорные корни: «как сизый орел под облаками», «как сокол под мглами» и т. д.
    Прием гиперболы, художественного преувеличения, широко распространенный в народном творчестве, также находит отражение в «Слове» – в быстрых перемещениях на огромные расстояния, в изображении войска, в характеристике героев.
    Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод о том, что фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов, естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

  3. «Слове о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин. Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:
    Ирана на другой день кровавые зори
    свет поведают:
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    великого!
    Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить их об опасности:
    Игорь ратных к Дону ведет!
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клекотом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Ярый тур Всеволод!
    Стоишь на обороне,
    Прыщешь на ратных стрелами,
    Гремишь по шеломам мечом
    харалужным;
    Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
    златым посвечивая,
    Там лежат нечестивые головы
    половецкие,
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы – к ветру, к реке, к солнцу-характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

  4. Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Книжные мотивы очевидны и отчетливо прослеживаются, они связаны с современными «Слову» переводными и оригинальными произведениями.
    Фольклорные же мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин, созданных в этом произведении и по сей день потрясающих читателя своей живостью и красотой.
    Особенно близки к народным мотивам образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа является не столько фоном для изображения событий, сколько выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:
    И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Пойти дождю стрелами с Дону великого!
    Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой:
    Бились день,
    Бились другой,
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы!
    Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Тут кровавого вина недостало;
    Тут пир закончили храбрые русичи;
    Сватов напоили,
    А сами полегли за землю русскую!
    Образы многих героев в «Слове о полку Игореве» глубоко народны, проникнуты традиционной русской, фольклорной поэтичностью. Это делает их особенно яркими и запоминающимися. Описание буй-тура Всеволода в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца.
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны, имеющий самостоятельную художественную ценность в структуре произведения, близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы – к ветру, к реке, к солнцу – характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава, в котором заключается основная идея произведения – единение русских князей, прекращение междоусобных войн перед лицом половецкой опасности, – полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тисовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «сыплют мне из пустых колчанов крупный жемчуг на грудь и нежиат меня», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований: «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    В тексте «Слова о полку Игореве» встречается огромное количество традиционных, устойчивых народных эпитетов и идиоматических выражений, таких как «красные девы», «чистое поле», «синее море», «черный ворон»… Многие сравнения, используемые в произведении, также имеют сугубо народные, фольклорные корни: «как сизый орел под облаками», «как сокол под мглами» и т. д.
    Прием гиперболы, художественного преувеличения, широко распространенный в народном творчестве, также находит отражение в «Слове» – в быстрых перемещениях на огромные расстояния, в изображении войска, в характеристике героев.
    Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод о том, что фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов, естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.
    ?

  5. 5
    Текст добавил: ПРОСТО Русик

    Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие его устному художественному слову. Именно поэтому в памятниках древней литературы, в частности в «Слове о полку Игореве», так часто можно встретить элементы устного народного творчества. Да и само это произведение стоит очень близко к фольклорным традициям. Устное творчество органически вплетается в письменную форму поэмы, наполняя ее истинно народным звучанием.
    Народная сторона «Слова» проявляется в обращении к широкому общественному мнению, к мнению общенародному, и в призыве всех русских людей сплотиться в борьбе с внешним врагом. Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям «слава», «честь», «хвала», «хула» для того, чтобы сделать свое творение понятным и доступным всему русскому народу, для которого устная поэтическая форма выражения была привычной и знакомой с детских лет. Именно в «плачах» и «славах» более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Автор приводит их буквально, следует им в ходе всего изложения событий. В эмоциональной противоположности этих двух народных жанров отражен весь диапазон чувств и настроений, который так характерен для «Слова».
    Произведение начинается с упоминания о «славах», которые пел Боян. «Славой» Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Славу князьям поют девицы и иноземцы.
    Мысленно следуя за полком Игоря, поэт одновременно оплакивает его, прерывая свое повествование лирическими отступлениями, которые также очень близки к народным мотивам:
    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
    Далеко залетело!
    Не было оно в обиду порождено
    Ни соколу,
    Ни кречету,
    Ни тебе, черный ворон,
    Поганый половец!
    Особенно сильно проявляется связь плачей с лирической песнью в плаче Ярославны. Автор словно придумывает этот плач за свою героиню, но приводит его в таких формах и выражениях,
    Которые могли на самом деле принадлежать Ярославне. Как и принято в народных плачах, она обращается к ветру, реке, солнцу Подобно ей, направляя мысль к отсутствующим Игорю и Всеволоду, произносит свое «золотое слово, со слезами смешанное» и Святослав:
    О мои дети, Игорь и Всеволод!
    Рано начали вы
    Половецкой земле мечами обиду творить,
    А себе славы искать…
    Однако близость «Слова о полку Игореве» к устному творчеству не ограничивается одними лишь плачами и «славами». С народной поэзией его сближают и многочисленные фольклорные образы: деревья, склоняющиеся до земли от горя; никнущая от жалости трава; поле битвы, которое сравнивается с пашней. Последнее имеет в народной поэзии глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Это противопоставление встречается и в других частях поэмы, когда автор вводит образ пира – битвы, очень обычного в народной поэзии. Поэтическими символами наполнен и сон Святослава, где его покрывают «черным покрывалом», черпают ему «синее вино, с горем смешанное», сыплют ему на грудь жемчуг «из пустых колчанов поганых иноземцев».
    Подобно героям народных былин, Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину. Из народного творчества заимствованы и характеристики многих персонажей «Слова». Так, Всеволод буй тур, когда сражается с врагами, напоминает нам народных богатырей, таких как Илья Муромец:
    Куда, тур, поскачешь,
    Своим златым шлемом посвечивая,
    Там лежат поганые головы половецкие—
    Сходство с былинными богатырями явно прослеживается и в фигуре Ярослава Осмомысла, который бросает тяжести за облака. Народен также и образ девы Обиды, встречающийся в записях устной поэзии в XIX веке.
    При чтении «Слова о полку Игореве» непременно напрашивается вывод о том, что с народной поэзией автора связывают не только художественные пристрастия, но и все его мировоззрение, политические взгляды. Он создает свое произведение в формах народного творчества потому, что сам очень близок к народу стоит на народной точке зрения. Возможно, что он принадлежит тем авторам – певцам, что бывали и в Киеве, и в Новгороде Северском, и непосредственно участвовали с Игорем в его походе.
    Таким образом, несмотря на то что «Слово о полку Игореве», конечно лее, не является произведением устного народного творчества, оно все же находится очень близко к нему по своей идейной сущности, художественной системе и стилистическому строю.

  6. Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие его устному художественному слову. Именно поэтому в памятниках древней литературы, в частности в “Слове о полку Игореве”, так часто можно встретить элементы устного народного творчества. Да и само это произведение стоит очень близко к фольклорным традициям. Устное творчество органически вплетается в письменную форму поэмы, наполняя ее истинно народным звучанием.
    Народная сторона “Слова” проявляется в обращении к широкому общественному мнению, к мнению общенародному, и в призыве всех русских людей сплотиться в борьбе с внешним врагом. Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям “слава”, “честь”, “хвала”, “хула” для того, чтобы сделать свое творение понятным и доступным всему русскому народу, для которого устная поэтическая форма выражения была привычной и знакомой с детских лет. Именно в “плачах” и “славах” более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Автор приводит их буквально, следует им в ходе всего изложения событий. В эмоциональной противоположности этих двух народных жанров отражен весь диапазон чувств и настроений, который так характерен для “Слова”.
    Произведение начинается с упоминания о “славах”, которые пел Боян. “Славой” Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Славу князьям поют девицы и иноземцы.
    Мысленно следуя за полком Игоря, поэт одновременно оплакивает его, прерывая свое повествование лирическими отступлениями, которые также очень близки к народным мотивам:
    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
    Далеко залетело!
    Не было оно в обиду порождено
    ни соколу,
    ни кречету,
    ни тебе, черный ворон,
    поганый половец!
    Особенно сильно проявляется связь плачей с лирической песнью в плаче Ярославны. Автор словно придумывает этот плач за свою героиню, но приводит его в таких формах и выражениях, которые могли на самом деле принадлежать Ярославне. Как и принято в народных плачах, она обращается к ветру, реке, солнцу. Подобно ей, направляя мысль к отсутствующим Игорю и Всеволоду, произносит свое “золотое слово, со слезами смешанное” и Святослав:
    О мои дети, Игорь и Всеволод!
    Рано начали вы Половецкой земле
    мечами обиду творить,
    а себе славы искать…
    Однако близость “Слова о полку Игореве” к устному творчеству не ограничивается одними лишь плачами и “славами”. С народной поэзией его сближают и многочисленные фольклорные образы: деревья, склоняющиеся до земли от горя; никнущая от жалости трава; поле битвы, которое сравнивается с пашней. Последнее имеет в народной поэзии глубоко символичный смысл: это противопоставление войны и мирного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Это противопоставление встречается и в других частях поэмы, когда автор вводит образ пира-битвы, очень обычного в народной поэзии. Поэтическими символами наполнен и сон Святослава, где его покрывают “черным покрывалом”, черпают ему “синее вино, с горем смешанное”, сыплют ему на грудь жемчуг “из пустых колчанов поганых иноземцев”. Подобно героям народных былин, Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину. Из народного творчества заимствованы и характеристики многих персонажей “Слова”. Так, Всеволод буй тур, когда сражается с врагами, напоминает нам народных богатырей, таких как Илья Муромец:
    Куда, тур, поскачешь,
    своим златым шлемом посвечивая,
    там лежат поганые головы половецкие…
    Сходство с былинными богатырями явно прослеживается и в фигуре Ярослава Осмомысла, который бросает тяжести за облака. Народен также и образ девы Обиды, встречающийся в записях устной поэзии в XIX веке.
    При чтении “Слова о полку Игореве” непременно напрашивается вывод о том, что с народной поэзией автора связывают не только художественные пристрастия, но и все его мировоззрение, политические взгляды. Он создает свое произведение в формах народного творчества потому, что сам очень близок к народу, стоит на народной точке зрения. Возможно, что он принадлежит к тем авторам-певцам, что бывали и в Киеве, и в Новгороде Северском, и непосредственно участвовали с Игорем в его походе.
    Таким образом, несмотря на то что “Слово о полку Игореве”, конечно же, не является произведением устного народного творчества, оно все же находится очень близко к нему по своей идейной сущности, художественной системе и стилистическому строю.

  7. ?
    начало раздела: Шпаргалки
    ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
    Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о
    полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических
    элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной
    поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания
    и восприятия различных художественных образов и поэтических картин.
    Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения,
    которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно
    действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается
    на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами
    природа не менее трагична:
    Ирана на другой день кровавые зори
    свет поведают:
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Идти дождю стрелами с Дону
    великого!
    Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить
    их об опасности:
    Игорь ратных к Дону ведет!
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клекотом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
    Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям,
    герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:
    Ярый тур Всеволод!
    Стоишь на обороне,
    Прыщешь на ратных стрелами,
    Гремишь по шеломам мечом
    харалужным;
    Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
    златым посвечивая,
    Там лежат нечестивые головы
    половецкие,
    Порубленные калеными саблями
    шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач
    Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение
    к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно
    они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу
    снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали
    ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг
    великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме
    его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой,
    спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей
    и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором
    из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога»,
    «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они
    во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и
    образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в
    композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

    Поделитесь этой записью или добавьте в закладки

  8. Фольклорные мотивы в «слове о полку
    Игореве»
    Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает
    в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный
    и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам,
    сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных
    художественных образов и поэтических картин.
    Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения,
    которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно
    действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается
    на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами
    природа не менее трагична:
    Ирана на другой день кровавые зори
    свет поведают:
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Идти дождю стрелами с Дону
    великого!
    Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить
    их об опасности:
    Игорь ратных к Дону ведет!
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клекотом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
    Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям,
    герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:
    Ярый тур Всеволод!
    Стоишь на обороне,
    Прыщешь на ратных стрелами,
    Гремишь по шеломам мечом
    харалужным;
    Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
    златым посвечивая,
    Там лежат нечестивые головы
    половецкие,
    Порубленные калеными саблями
    шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!
    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач
    Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение
    к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно
    они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу
    снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали
    ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг
    великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме
    его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой,
    спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей
    и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором
    из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога»,
    «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они
    во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и
    образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в
    композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *