Сочинение на тему фотография как искусство

8 вариантов

  1. 22 августа 2016г.Современный мир невозможно себе представить без самого, пожалуй, распространённого на сегодняшний день вида искусств – фотографии. Однако не стоит отождествлять истинное творчество в этом жанре с бесчисленным количеством личных снимков. Настоящее искусство фотографирования – это нечто гораздо большее, чем пресловутые селфи.
    Подлинное умение создать настоящее высокохудожественное произведение заключается не просто в фиксации кого-либо объекта, а в причудливой игре света и тени, в передаче (иногда в намеренно искажённом виде) некоей ауры, витающей над местом или субъектом съёмки.
    Известно, что люди, всерьёз увлекающиеся фотографированием, смотрят на мир совершенно иначе, чем «простые смертные». Профессиональные фотографы рассматривают окружающий мир через чёрно-белый видоискатель, давая волю своей фантазии, мысленно раскрашивая будущую композицию. И нередко им удаётся создать произведение искусства, которое способно вызывать даже слуховые ассоциации – например, с шумом ветра или ударом грома.
    Начинающим фотографам или далёким от этого искусства людям порой всё кажется достаточно простым – поймал в объектив, нажал кнопку… Но так ли это?
    Во многом создание фотографий действительно упростилось – ещё пару десятков лет назад для изготовления шедевра нужно было чуть ли не купаться в химикатах, часами сидеть под красным фонарём в тёмной комнате, использовать громоздкие фотоувеличители, резаки и глянцеватели. Теперь это всё в прошлом: достаточно цифрового фотоаппарата и хорошего фотопринтера. Однако всё это – всего лишь инструменты. И искусство настоящего мастера состоит отнюдь не в механическом использовании современной техники. Посредством обычных физических и химических процессов фотограф, используя своё воображение, создаёт картину живого мира, который на некоторых работах кажется нереальным.
    Некоторые основные аспекты технического процесса создания фотографий становятся понятными из перевода этого слова с греческого языка. Оно обозначает «светопись», то есть создание изображения с помощью света.
    Собственно говоря, всё действо состоит из подбора нужной композиции, правильного и подходящего для художественного замысла освещения, и самого процесса фотографирования. Всё это определяется фотохудожником, исходя из его технических познаний, опыта и художественного замысла.
    В наше время практически каждый человек периодически делает фотоснимки – неважно, камерой старенького телефона или профессиональной «зеркалкой». И каждый придаёт фотосъёмке свой смысл, свою необходимость. Для кого-то это просто фиксация людей и событий, а для кого-то – создание высокохудожественной картины. Для многих фотография – способ самовыражения и общения, возможность высказаться и заявить о себе: социальные сети просто завалены миллионами самых разномастных работ.
    Искусство фотографии сегодня стало не просто созданием высококачественных (во всех смыслах) снимков, но и приобрело новое наполнение – самопознание, самовыражение и общение. В современном мире выдающийся фотоснимок моментально становится достоянием огромного количества людей, вызывая дискуссии и широчайшее обсуждение.
    Искусство фотографии имеет уникальное свойство (присущее ещё, пожалуй, разве что музыке) – вызывать ассоциации и воспоминания. Даже совершенно незнакомая местность или личность на фотоснимке зачастую напоминает нам о каких-то моментах собственной истории, а иногда даже вызывает нечто вроде дежавю.
    Подтверждением того, что фотографирование давно уже стало самым настоящим видом искусства, может служить вполне сформировавшееся направление в искусствоведении – фотокритика. Конечно же, профессионал и сам способен оценить свою работу, подметить все её черты – как положительные, так и отрицательные. Однако критика окружающих тоже важна, может быть, даже ещё важнее, чем самокритика. Взгляд со стороны позволяет сформировать минимальный стандарт профессионализма и высокой художественности. Именно объективная критика, возводя фотографию в ранг тонкого искусства, позволяет ей очиститься от шелухи дилетантизма и мещанского критиканства.
    Конечно, фотография, как и любое другое искусство, прежде всего является не предметом потребления, а концентрированной формой самовыражения мастера. И как раз этим объясняется иной раз поразительное отличие простой фиксации окружающей действительности на фотографический носитель от создания по-настоящему шедевральных фотопортретов, пейзажей и стоп-кадров.
    Фотография как процесс получения и сохранения личных снимков давно уже вышла за пределы наших домов и частных фотоальбомов. Как вид искусства она стала достоянием человечества, и шедевры признанных мастеров по праву занимают свои места в частных коллекциях и крупнейших галереях.
    Автор: Игорь Головин
    Информационный портал “Новый Ракурс”, 2016.Фотограф: Геннадий Дьячук

  2. Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о
    том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.
    Изображение же действительности, полученное с помощью технических
    физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И
    хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли
    немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой
    изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в
    роли одной из муз фотография долго не вписывалась.
    Впрочем, все современные виды “технических искусств”
    пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода
    забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и
    лишь в процессе создания нового художеств, произошёл переход к
    коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема
    взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский живописец
    Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал:
    “Живопись умерла с этого дня”. В противовес этому один немецкий
    журнал утверждал противоположное: “…Открытие фотографии имеет высокое
    значение для науки и весьма ограниченное для художества”. В 1913 г.
    рижский журнал по практической и художественной фотографии “Лучи”
    (“Stari”) опубликовал спец. статью “фотография и
    искусство”, обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством
    или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет
    владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том,
    является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет
    существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства,
    только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение
    фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем,
    например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и
    вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства.
    В первые годы после своего возникновения фотография была
    отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к
    числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни
    документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок,
    т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как
    определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли
    общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию
    в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые
    “движущиеся картинки” (кино), сам фотоснимок представлял собой
    скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности
    живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры:
    можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не
    является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет
    мастерство художника? Но это не более чем противопоставление двух явлений
    художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и
    взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной
    функции – изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной
    из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла
    развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики.
    Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития
    изобразительного искусства. Само видение мира “в кадре” есть наследие
    живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории
    культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя “прочесть”
    фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства – всё это
    составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи.
    Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна: с
    одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои
    собственные границы, с другой – наиболее полно освоить на собственной основе
    художественный опыт живописи.
    Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве
    способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению
    через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент
    съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически
    осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника
    фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане
    удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой
    времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
    Технические средства фотографии свели до минимума затраты
    человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий
    может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится
    в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры
    мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного
    эффекта “подражания”, а наоборот, вторжение, целенаправленная
    деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого
    отношения к отображаемому.
    Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в
    основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными
    видами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, её
    кардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектов
    изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание,
    позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и
    природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание
    красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного
    воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляет
    документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение.
    Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых
    характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт
    фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения
    сущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлении
    того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради создания
    художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию
    выполняет художественная форма, т. е. насколько чисто и адекватно работа
    фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Специфика
    художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный
    образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе
    художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении
    воплощающий существенный момент действительности.
    Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии
    почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности
    в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и
    как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и
    воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке
    информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения:
    голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная
    интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое
    отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект
    снимка.
    Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо
    остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и
    художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и
    фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка
    требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном
    произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм,
    подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве
    кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.
    Другие качества фотографии, её особенности, их значение для
    культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных
    видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художественную
    культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах
    искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику,
    образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти
    обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и
    обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической
    практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е.
    документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному
    назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую.
    Фотожурналистика, как известно, прямо апеллирует к
    документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям.
    Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех
    случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей,
    протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя
    не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности
    его отображения.
    Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с
    фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в
    авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора.
    Документальность и художественность в сфере фотоискусства
    сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует
    в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и
    выразительной, социальной и эстетической.

  3. Долго
    длился путь выбора темы. И вот тема избрана, но возникает вопрос, почему именно
    она? Как связанна экономическая социология и фотография? Что вообще можно
    написать о фотографии? Это ведь просто снимок…Тема
    меня заинтересовала тем, что Фотография стала очень распространенным и не
    побоюсь сказать модным занятием. Каждый второй скажет, что он занимается
    Фотографией. Здесь же возникает вопрос, Фотография – это массовое увлечение,
    хобби, игрушка в руках обывателей или это искусство, дело и призвание немногих,
    лишь тех, кто наделен талантом?
    Провела
    что-то вроде эксперимента и оказалось, что у каждого третьего в списке моих
    Друзей ВКОНТАКТЕ интересом является – Фотография, а у каждого пятого в той же
    социальной сети есть альбом с его шедеврами, плюс альбом с шедеврами «которые
    произвели неизгладимое впечатление» и сподвигли заняться этим видом творчества.
    Что же получается? Раньше как было, живописи учились многие, но шедевры
    делались единицами. Мазки, передачу свето-тени не подделаешь, да и нарисовать
    один сюжет сто раз не выйдет, в отличие от фотографии. Карл Брюллов писал свою
    картину «Последний день Помпеи» более трех лет, а сейчас что же поставить
    декорации, актеров, выставить свет, а после подретушировать фотошопом и вот вам
    шедевр, и всё это за каких-то пару дней?!
    Возникает
    такое ощущение, что всё вокруг стало каким-то картонным, игрушечным, подует
    ветер и всё сломается. Мы привыкли к легкости, вседозволенности, к тому, что
    всё стало делаться на бегу, что мы не задумываемся о будущем. Мы обеднели.
    Обеднели не только в том плане, что «государство» обдирает, «бизнес»
    издевается, мы обеднели духовно.
    Хотя,
    что лукавить, наверное, с другой стороны всегда положительно стараться
    самовыразиться и пусть это, например, будет через искусство Фотографии. Не
    скрою, что и сама с удовольствием беру в руки фотоаппарат. Возможность
    запечатлеть, остановить время, запомнить с помощью снимка человека или
    попытаться сохранить эмоции и чувства – это великолепная возможность, которой
    грех не воспользоваться. Именно в связи с этим хотелось бы больше обдуманности,
    избирательности, критичности людей к себе и своей работе, да бы не тиражировать
    искусство.
    Не
    побоюсь нападок в мой адрес. Каждый ищет себя, как может. И лучше
    фотографировать, чем слоняться без дела или того хуже. Хорошо, что молодежь
    увлечена. Хорошо, что увлеченно и старшее поколение. Здесь можно найти точки
    соприкосновения отцам и детям. Но всё-таки, может не стоит на каждом углу кричать
    и называть себя Фотографами, не стоит выкладывать в Сеть тысячи снимков сделанных
    в автоматическом режиме «мыльницей»?! Я не обязываю, всего лишь хотелось бы
    дать почву для размышлений.
    Один
    мой приятель, который увлекается Фотографией, в беседе сказал такую фразу «…чтобы
    двигаться вперед, надо постоянно снимать, я так думаю. Но надо и осмысливать
    то, что снял». Верные слова. Именно ими следует закончить эссе, но осмысление
    окружающей действительности, себя и всего этого на снимках продолжается.
    Ведь фотография, это не просто снимок.
    Это искусство, отражение своей души, труд и наслаждение.

  4. Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
    Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта “подражания”, а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.
    Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет художественная форма, т. е. насколько чисто и адекватно работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности.
    Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.
    Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.
    Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую.
    Фотожурналистика, как известно, прямо апеллирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения.
    Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора.
    Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.
    Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.
    Художественный стиль – особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль – это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо “масляные” изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от “зеркальной”, натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе.
    Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои – моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.
    Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное “видение”, позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.
    В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.
    В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в том числе теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология, культурология, психология, гносеология, аксиология, семиотика и эстетика фотографии.
    С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
    В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.
    Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

  5. Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.
    После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное – стало возможно управлять качеством и процессом печати.
    Управлять процессом – это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они…
    слишком красные…
    слишком синие…
    слишком мутные!
    …да это вообще не ваши фотографии!!!
    Поэтому печатать снимки дома – надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше – тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные – т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле – т.е. не от производителя вашего принтера).
    Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.
    Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому – достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку – ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.
    Источник: photoscape.ru

  6. Наличие передовых технологий и портативной аппаратуры, которая повсюду может путешествовать со своим владельцем, позволяет миллионам людей приобщаться к миру искусства. Некоторые фотографы, даже не имея специальных навыков, в один клик улавливают незабываемые моменты, передающие суть события, места или эпохи.
    Рассуждая о нише фотографии среди других направлений в искусстве, ее можно отчасти воспринимать как рассказчика и переводчика всей той напряженности и тревожности, что формирует понятие настоящей реальности. Хорошая фотография это далеко не простое зеркало мира, это душа, скрытая за множеством интересных снимков. Она способна раскрыть свои глубокие механизмы.
    Многие молодые художники использует фотоискусство, чтобы создать автобиографическое путешествие, которое выходит за рамки объективного повествования и становится интимным и эмоциональным.
    Часто выбранный ракурс открывает дверь к необычной точки зрения и способствует новой интерпретации сцены. Кроме того, возможности профессионального программного обеспечения позволяют художникам формировать нереальную динамику, удивительные картинки, безупречные поэтические описания. В итоге результат творчества может выглядеть как загадочные портреты кисти Магритта.

  7. Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом др. виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
    Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта “подражания”, а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.
    Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотография – синтетическое новшество художественной культуры 20 в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства (фотография – специфическое новшество культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного “лобового” восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма, сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающий солдат в атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.
    Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.
    Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художеств, культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую. Фотожурналистика, как известно, прямо аппелирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.
    Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.
    Художественный стиль – особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль – это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо “масляные” изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от “зеркальной”, натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе. Характеристика фотостиля может быть ассоциативно-художественной.
    С проблемой стиля тесно связан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. Различные направления в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от национальной культурной традиции. Так, например, репортажная или этнографическо-репортажная фотография непосредственно связана с культурной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в её каждодневных проявлениях. Другие направления, например художественно-конструктивное или декоративное, воспроизводят национальное содержание в художественно и эстетически отвлечённых формах. Все стили и жанры фотоискусства, все его национальные школы основаны на специфическом освоении мастером художественности мира.
    Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются 2 основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои – моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.
    Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное “видение”, позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон, Нельзя высокохудожественно снять разливку стали в мартеновском цехе, не представляя себе, хотя бы в общих чертах, технологии этого процесса, фотограф обязан быть исследователем. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.
    В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.
    В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в т. ч. теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология фотографии (фотография как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общения и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии, на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведения); культурология фотографии (фотография как феномен современной культуры и её место в системе культурных ценностей; в этой сфере определяются критерии культурного значения фотопроизведения); психология фотографии (фотография как фиксированная зрительная память и фактор “присутствия” отсутствующего, этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости); гносеология фотографии (выбор объекта и специфика его отражения в фотографии, безусловное и условное в фотографии, “приближение” и “отдаление” от реальности в фотографии; с этим связаны проблемы жизнеподобия- критерии художеств, правды); аксиология фотографии (возможности субъективного отношения к объекту в фотографии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируются критерии оценки художественности); семиотика фотографии (язык фотоискусства, его алфавит, морфология, синтаксис, грамматика; здесь определяются критерии информативности); эстетика фотографии (фотография как эстетический феномен, образно-художественные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии, в этом находят выражение критерии эстетической значимости).
    С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.
    Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

  8. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение.
    Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.
    Впрочем, все современные виды “технических искусств” пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художеств, произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский живописец Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: “Живопись умерла с этого дня”. В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: “…Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества”. В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии “Лучи” (“Stari”) опубликовал спец. статью “фотография и искусство”, обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства.
    В первые годы после своего возникновения фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые “движущиеся картинки” (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? Но это не более чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции – изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира “в кадре” есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя “прочесть” фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства – всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы, с другой – наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.
    Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
    Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта “подражания”, а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.
    Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет художественная форма, т. е. насколько чисто и адекватно работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности .
    Фотообраз, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.
    Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру.
    Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую.
    Фотожурналистика, как известно, прямо апеллирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения.
    Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.
    Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.
    Художественный стиль – особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль – это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо “масляные” изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от “зеркальной”, натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе.
    Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои – моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.
    Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное “видение”, позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.
    В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.
    В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в том числе теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология, культурология, психология, гносеология, аксиология, семиотика и эстетика фотографии.
    С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
    В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.
    Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *