Сочинение на тему фразеологизмы спутники нашей речи фразеологизмы

5 вариантов

  1. В учебнике русского языка есть высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Фразеологизмами являются устойчивые сочетания слов с переносным значением. Мы часто пользуемся ими, говоря о привычных для нас вещах.
    Лексика – словарь языка. Фразеологизмы являются лексическими средствами, которые украшают нашу речь. В предложении номер пятнадцать есть фразеологизм «закатав рукава». В данном контексте он означает то, что если хочешь изменить человека в лучшую сторону, то нужно работать над этим очень долго и упорно. Также в тексте используется такое лексическое средство как эпитет в предложении номер тринадцать «благоухающие цветы». Также в этом предложении есть метафора «погрузиться в человека». То есть хорошо узнать человека, его занятия, чем он увлекается, из чего состоит его жизнь. В предложении номер восемнадцать есть метафора «увидел гадость». Значит, увидел что-то неприятное, плохой поступок, который за гранью морали.
    Грамматика точно передает ход мыслей и помогает нам выражаться. Предложение номер восемь является сложносочиненным, в нем две грамматические основы: первая – дверь хлопнула, вторая – я заплакала. Эти два предложения связывает сочинительный противительный союз а. Предложение номер девять является неполным, в нем ряд однородных дополнений, которые позволяют узнать, почему заплакала учительница.
    Я согласна с утверждением из учебника русского языка, оно является правдивым. Каждый из нас очень часто употребляет в своей речи фразеологизмы, зачастую не замечая этого. Они делаю нашу речь выразительнее и насыщеннее. Для грамотной речи нужно использовать и грамматические, и лексические средства.

  2. 2
    Текст добавил: КРУТОЙ-АДМИН

    С чего начнём размышлять? Конечно, сначала вспомним, что такое фразеологизмы. Заглянем в учебник русского языка (в соответствии со школьной программой мы изучали эту тему в 5 классе). Можно найти на книжкой полке толковый словарь. Можно пойти самым простым путём: найти определение слова в интернете, например:
    http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-009.htm#i936
    А вот материалы, найденные в интернете учениками 9 лингвистического класса:
    Что такое фразеологизмы?
    Фразеологизмы как устойчивые обороты речи
    Происхождение фразеологических оборотов.
    Фразеологизмы как часть национальной культуры
    Вспомнив, что такое фразеологизмы, прислушаемся к речи окружающих нас людей: к речи своих родителей, бабушек и дедушек, к фразам, которые произносят ваши одноклассники, наконец, прислушаемся и к своей речи. Вы сами-то используете фразеологизмы, рассказывая о событиях школьной жизни, пересказывая интересный фильм? Вступая с кем-либо в диалог, обмениваясь репликами с соседом по парте или с мамой за завтраком, вы используете фразеологические обороты, чтобы сделать свои доводы образными, яркими, выразительными, доходчивыми?
    А теперь, сделав эти наблюдения, порассуждайте, действительно ли фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Аргументируйте свой ответ, соглашаясь или опровергая высказывание, приведённое в качестве темы для сочинения на лингвистическую тему. Не забудьте проиллюстрировать свои доводы, приводя фразеологизмы, которые вы слышите или используете сами в повседневной жизни. Поясните значение приведённых фразеологических оборотов. И обязательно сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи ваших современников.
    Итак, засучив рукава принимайтесь за работу, не надо бить баклуши, а лучше от аза до ижицы изучите нужный материал о фразеологизмах, от корки до корки прочитайте учебник русского языка для 5 класса и … Работы-то с гулькин нос, это же не китайская грамота… Напишите сочинение-рассуждение, и никто не будет снимать с вас стружку.
    Удачи вам, дорогие девятиклассники!
    С гулькин нос
    Буквально: с нос голубя. Гулькин – прилагательное от существительного гулька. Гуля, гулька – ласковые звукоподражательные названия голубя. Предлог с употребляется в значении сравнения: как гулькин нос, т. е. размером с нос голубя.

  3. 7
    Текст
    8
    (1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы. (3) Твоя фамилия? (4) Княжин. (5) А как ты занимался по физике? (6) Это мой любимый предмет. (7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной. (9) Не мешай слушать, донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить. (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12) Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15) Я и сам знаю, что рыжий, спокойно ответил Княжин. (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию. (20) Зачем ты записался во все кружки? спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего? (22) Нет, я знаю, но мне надо упрямо ответил он. (23)Это моя тайна. (24) Тайна это или не тайна, сказал я, – но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (25)Княжин очень расстроился. (26) Я должен всё знать, сказал он. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
    9
    29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» подумал я. (31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33) Княжин, спросил я, почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37) У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос: (41) Есть что-нибудь новенькое? (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки. (46)Он тихо сказал: (47) А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу. (49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (51)Я сказал: (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом. (55) Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56) Как же я сам не сообразил? (57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)
    10
    Ищем фразеологизмы в тексте (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина… (13)Тоже мне, строит из себя умника! (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам… (24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! и т.д.
    11
    Домашнее задание по этому тексту. Выбираем ОДНО сочинение и ПЕРЕПИСЫВАЕМ в Тетрадь для подготовки к ГИА ( с двумя примерами)
    12
    Вариант 1
    13
    Задумывались ли вы над тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом? Конечно же, тех, чья речь образна, и фразеологизмы являются одним из самых распространённых и ярких средств выразительности языка. А как рано мы начинаем знакомиться с ними! Кому из нас, например, родители, удивляясь или изумляясь, не говорили: «Не верю своим глазам!» То же самое произносит и рассказчик, когда видит, что Княжин записался во все кружки (предложение 19). Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета, и он утверждает: «На физику у тебя времени будет в обрез». Конечно же, и это выражение мы знаем давным-давно! Поэтому верно утверждение о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    14
    Вариант 2
    15
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. Действительно, «не вешать нос» (предложение 53) мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние, и втайне от всех – «в глубине души» (предложение 27) – надеемся и верим, что это произойдёт. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений. Вот так народная мудрость нашла краткое выражение мысли во фразеологизмах, и раннее знакомство с ними делает нашу речь яркой, обогащает её, развивает образное мышление.
    16
    Вариант 3
    17
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. В самом деле, всегда, желая выразить мысль емко и точно, мы используем фразеологизмы, потому что знаем их давным-давно. Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, герой рассказа, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?» Как можно показать надоедливым окружающим своё неудовольствие от общения? Несомненно, тоже фразеологизмом! Так, например, поступила девушка- продавщица, обратившись к Княжину: «… Ты мне покоя не даёшь!» Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы.

  4. МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная
    школа №1»

    Тема исследования
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи»
    Автор Ушакова Вероника
    «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».
    (Н. М. Шанский)
    В русском языке существуют разнообразные фразеологические обороты, отражающие быт, труд, мирную жизнь людей и военные события, происходившие в истории нашей страны.
    Актуальность
    Знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
    Объект исследования
    Предмет исследования
    Цель работы
    Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы
    Определить, что называется фразеологизмом; из существующих в русском языке фразеологизмов выявить такие, которые используются в речи современных людей; выяснить их происхождение и лексическое значение.
    Употребление в речи фразеологизмов в русском языке
    Задачи
    1.Поиск и изучение материалов о фразеологизмах.
    4. Провести анкетирование с ровесниками по данной теме.
    3. Представить собранный материал моим одноклассникам и младшим школьникам.

    2. Проследить, как часто люди используют в речи фразеологизмы.

    Методы исследования
    3. Анкетирование.
    5. Описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение).
    4. Анализ литературного материала.

    2. Поиск информации в Интернете.
    1. Изучение литературных источников.

    Фразеология – неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы.
    Происхождение фразеологизмов.
    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
    Фразеология – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.
    Фразеология
    Заимствованная
    Исконная
    Кальки и полукальки
    Из церковнокнижного
    Афоризмы цитаты из литературы народов, изречения, выдающихся зарубежных ученых, общественных деятелям

    Семи пядей во лбу
    Отложить дело в долгий ящик
    Рука руку моет ( лат.)
    Авгиевы конюшни
    Классификация фразеологизмов.
    В. В. Виноградов
    Три основные типа фразеологических единиц:
    – «фразеологические сращения»,
    – «фразеологические единства»,
    – «фразеологические сочетания».
    Фразеологические сращения или идиомы – это такие лексически неделимые словосочетания, значение которых не определяется значением входящих в них отдельных слов.
    Бить баклуши (бездельничать)
    Фразеологические единства – это лексически неделимые обороты, общее значение которых связано с пониманием переносного значения слов, составляющих данный оборот. В отличие от фразеологических сращений в них можно вставить новые слова.
    Держать камень за пазухой (таить в душе злобу)
    Фразеологические сочетания – это устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих их слов. Слова в составе такого сочетания сохраняют свою самостоятельность.
    Тоска берет
    Стилистическая классификация фразеологизмов.
    Фразеологические обороты с точки зрения стилистики подразделяются на:
    – межстилевые,
    – разговорно-бытовые,
    – книжные,
    – просторечные.
    Межстилевые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, известные и употребляемые во всех стилях языка
    Разговорно–бытовые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов преимущественно или исключительно употребляемые в устной речи
    Книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в письменной речи .
    В составе книжной фразеологии можно выделить научную («центр тяжести», «точка опоры»), публицистическую («прямой эфир, «гражданский долг»), официально-деловую («потребительская корзина»).
    Просторечные фразеологические обороты имеют еще более сниженный стилистический характер, чем разговорно-бытовые, например: «показать кузькину мать» (выражение, содержащее угрозу), «чесать языком» (много говорить) и другие.
    Структура фразеологизмов.
    По своей структуре фразеологизмы делятся на две группы:
    Фразеологизмы – предложения могут употребляться самостоятельно или в составе другого предложения: руки не доходят, язык заплетается.
    Фразеологизмы – словосочетания имеют особые структурные модели, например: в ежовых рукавицах.
    Руки не доходят
    В ежовых рукавицах
    Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний.
    Фразеологизмы нужно уметь отличать от свободных сочетаний, и те и другие обладают различными свойствами.
    В свободных словосочетаниях можно заменить одно слово другим. Словосочетания не требуют, чтобы их запоминали, и создаются говорящим в процессе речи.
    Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, переставлять их в другое место или дополнять новыми словами, так как фразеологизмы обладают постоянством лексического состава. Фразеологизм обладает целостностью значения. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом.
    Делать из мухи слона
    Употребление фразеологизмов в литературе и нашей жизни.
    Фразеологические обороты – яркое стилистическое средство, позволяющее сделать речь сильной, образной и убедительной. Особенно ясно свойства фразеологических средств русского языка видны в произведениях художественной литературы.
    Использование фразеологизмов различных стилей помогает автору точнее и образнее передать особенности быта, характеры персонажей и атмосферу жизни.
    Что же касается нашей жизни, то использование фразеологизмов стало неотъемлемой частью нашей речи. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл и хорошо осознавались.
    № п/п
    Вопросы
    Количество ответов (в %)
    Среди учащихся
    7 классов
    Среди учащихся
    6 классов
    1.
    Что такое фразеологизмы?
    60 – верно
    40 – неверно
    57 – верно
    43 – неверно
    2.
    Как часто ты пользуешься фразеологическим словарём?
    15 – часто
    60 – редко
    25 – никогда
    13 – часто
    78 – редко
    9 – никогда
    3.
    Как часто ты используешь фразеологизмы?
    20 – часто
    55 – редко
    25 – никогда
    18 – часто
    52 – редко
    30 -никогда
    4.
    Откуда ты узнаёшь фразеологизмы?
    30 – из книг 10 – из Интернета
    50 – от родителей
    10 – вообще не узнаю
    25– из книг
    16– из Интернета
    49 – от родителей
    10 – вообще не узнаю
    В большинстве своем фразеологизмы – это наследие нашего прошлого. Многие века люди передавали их устно из поколения в поколение. Давайте и мы будем развивать и совершенствовать свою речь, с уважением и интересом относиться к тому, что приобщает нас к истокам великой русской культуры.
    Спасибо за внимание!

  5. 7
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргумент Аргумент Вывод.
    8
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    9
    Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка
    10
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    11
    Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Виды вступления: 1. Примененить цитирование (цитата и объяснение) 2. Сформулировать позицию автора и собственное мнение без применения цитирования.
    12
    Автор характеризует анализирует рассуждает отмечает доказывает сравнивает называет описывает разбирает останавливается на… раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что…
    13
    действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с… вынужден согласиться с… я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что…
    14
    1. В учебнике русского языка содержится следующее (такое) высказывание (суждение, утверждение): «….». 2. «…», – эта мысль (высказывание, суждение, утверждение) взята из учебника русского языка.
    15
    Какие аргументы для подтверждения вы можете привести? Для этого знакомимся с текстом.
    16
    Банк аргументов. Палец о палец не ударил (разг.) – совсем ничего не делал, бездействовал. От корки до корки (разг.) – от начала до конца, целиком и полностью, ничего не пропуская. Ни свет ни заря – очень рано утром Затаив дыхание (затаить дыхание) – задержать дыхание, напряжённо вслушиваясь, притаившись. Ловить на лету (разг.) – быстро, мгновенно понимать, усваивать. Скрепя сердце (разг.) – преодолевая нежелание, превозмогая себя.
    17
    примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    18
    Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста… (Далее приводим примеры и ваши рассуждения.)
    19
    Фразеологизмы используется для того, чтобы… Фразеологизм употребляется для того, чтобы… Фразеологизм помогает… Фразеологизм характеризует… Фразеологизм даёт оценку… Фразеологизм – фразеологический оборот – устойчивое выражение- выразительное средство.
    20
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… Мы убеждаемся в том, что… Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…
    21
    1. Прочитать работу полностью. 2. Проверить ошибки. 3. Переписать в тетрадь для творческих работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *