Сочинение на тему гамлет 9 класс

9 вариантов

  1. Что такое нравственный выбор? Мне кажется, многие люди задумывались об этом. Для себя я это вижу как выбор между правильным и неправильным, хорошим и плохим. С этим выбором, скорее всего, сталкивались все, и, наверное, он не из очень-то лёгких. Ведь бывают ситуации, когда правильным кажется и то, и то, а последствия наш выбор влечёт за собой разные, и порой они бывают весьма серьёзные.
    Нравственный выбор может решить вопрос жизни и смерти. Например спасти друга или другого человека ценой собственной жизни. Бывает и наоборот – выбор малький, кажущийся совсем неважным, но он тоже показывает, каков человек на самом деле. Банальная помощь другу на контрольной. Ты можешь помочь ему, но не успеть сам, или же наоборот отказать ему и получить свою пятёрку.
    В трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет” примеров морального выбора очень много. Почти все герои пьесы решают, как правильно поступить в каких-то важных для них ситуациях. Это и Гамлет, и Лаэрт, и Офелия, и Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий и Гертруда.
    Например, выбор Лаэрта заключался в том, отравлять свою шпагу перед поединком с Гамлетом или нет? От этого зависил исход сражения, а также зависела и честность проходящего боя, честь самого Лаэрта. Розенкранц и Гильденстерн могли не предавать своего друга и помочь Гамлету отомстить за смерть своего отца Клавдию.
    Однако самые главные решения для себя принимает Гамлет. На протяжении всех действий он пытается понять, как же ему поступить в той или иной ситуации, что это за собой повлечёт и что после этого может произойти. Нужно ли ему было мстить за своего отца собственному дяде и собственному матери?
    Гамлет способен на решительные действия, но всё-таки он много обо всём думает, что могло бы стать с королевством после убийства нынешнего короля, что случилось бы с его матерью, если бы он хладнокровно убил своего дядю. Он устраивает спектакль, проверяет тем самым подлинность слов призрака отца насчёт своей смерти и только потом твёрдо принимает решение мстить. Однако Гамлет хочет не просто исправить преступление своего дяди, а в принципе изменить людей: “Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!”
    Гамлет постоянно выбирает – “быть или не быть”, то есть действовать или нет. Благодаря трагедии Шекспира в мировой литературе появился герой, который совершает самый главный в своей жизни нравственный выбор.

  2. Сочинение
    9 класс. Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира “Гамлет”)

    Трагедией обычно называют драматические
    произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые
    жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия
    и, чаще всего, завершающиеся гибелью героя. В сердцах читателей
    и зрителей трагедия рождает сильный душевный подъем, сложное чувство
    сопереживания происходящему, в котором переплетаются страх за героя,
    сострадание к нему и восприятие трагического как чего-то возвышенного
    и облагораживающего душу. «Уничтожьте роковую катастрофу в любой
    трагедии, — писал выдающийся критик В. Г. Белинский, — и вы лишите
    ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете
    обыкновенную вещь…» Другими словами, трагедия, используя возможности
    драмы, типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противоречия,
    придает им общечеловеческий (философский, «вечный») смысл.
    Трагедия возникла в Древней Греции и достигла своего расцвета в
    творчестве крупнейших афинских трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида.
    Они создали героическую, проникнутую высоким гражданским духом трагедию,
    прославляющую величие свободного человека. Спустя два тысячелетия
    английская литература выдвинула на рубеже XVI—XVII веков У. Шекспира,
    одного из крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга
    Возрождения.
    Уильям Шекспир начал свой творческий путь в годы наибольшего роста
    национально-патриотических настроений и радужных идей. Однако в
    начале XVII века происходит коренной переворот в его взглядах, что
    ярко отразилось в произведениях этого периода. Оптимистическая,
    жизнерадостная тональность, характерная для его ранних творений,
    сменяется трагическим мироощущением, и это вовсе не уменьшает таланта
    драматурга. Наоборот, именно в эти годы были созданы его лучшие
    произведения, в числе которых и трагедия «Гамлет», которая резко
    отличалась от современных ей и существовавших ранее произведений
    своей глубиной, сложностью, значительностью и богатством идейного
    содержания. В «Гамлете» через характеры и душевный мир героев автор
    раскрывает все жизненные и социальные противоречия, а личная жизнь
    действующих лиц зависит от целого комплекса проблем общественной
    морали.
    Великое мастерство драматурга проявилось в каждой строчке произведения,
    в том, как искусно передано здесь его особенное ощущение жизни,
    одновременно трагическое и героическое. Именно к Шекспиру лучше
    всего относятся слова Ф. Энгельса о «титанах по силе мысли, страсти
    и характеру…». Его титанизм проявился в необычайной глубине раскрытия
    всех противоречий современной ему эпохи, которые отразились в характере
    его героя (Гамлета) со всеми его страстями, исканиями, сомнениями.
    Главной идеей трагедии «Гамлет» становится утверждение необходимости
    борьбы против зла и пороков окружающего мира. Автор с предельным
    негодованием относится ко всему, что лишает человека его ценности
    и величия, его истинной человечности.
    Выразителем этого негодования и является Гамлет, с обостренной критичностью
    мысли, силой страсти и характера. Начавшись со стремления принца
    отомстить убийцам своего отца, тема произведения расширяется, открывая
    всю глобальность проблемы, все масштабы зла, царящего в королевстве.
    Герой, следовательно, уже должен изменить весь мир, чтобы восстановить
    нормальный ход времен. И он, в конечном итоге, оказывается способным
    победить все мерзости и несправедливости общества.
    Таким образом, «Гамлет» особенно убедительно демонстрирует то новое,
    что внес Шекспир в сравнении с античной трагедией, в которой герой
    ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств,
    подавляющих Человеческую инициативу. У Шекспира же человек (Гамлет)
    предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий,
    образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях
    реальной жизни.
    С одной стороны, автор предчувствовал крах средневековых традиций
    и верований, всех «священных связей» феодальной эпохи, который ведет
    к распаду прежнего великого мира. С другой стороны, он понимал,
    что новый мир несет еще большее закрепощение человека, процветание
    хищничества и распущенности в обществе. Отсюда возникало ощущение,
    что люди идут по краю пропасти, в которую в любой момент могут упасть.
    Однако пессимистические настроения, которые лишают человека стремления
    к лучшему, ломают его волю, были чужды писателю. Поэтому его произведения,
    несмотря на свою трагичность, содержат призыв к мужеству, веру в
    торжество светлых сил на земле.
    Трагедия «Гамлет», как и другие великие произведения драматурга,
    наполнена духом протеста против тирании, она всегда будет оставаться
    грозным оружием в борьбе с эгоизмом, лицемерием и всеми формами
    деспотизма. История датского принца, поднятая гением Шекспира до
    выражения трагедии всего человечества, никогда не перестанет волновать
    читателей и зрителей всего мира.

  3. 3
    Текст добавил: НевиДимая_ВидиМость

    Вот уже четыре столетия со сцен театров всего мира не сходит трагедия «Гамлет», написанная одним из лучших драматургов всех времён – Уильямом Шекспиром. Этот факт может показаться странным, почти невозможным, но, прочитав это произведение, я без труда поняла, что именно заставляет людей вновь и вновь возвращаться к этому сюжету, раскрывать в нём общеизвестный смысл, а иногда – даже искать новый.
    Прежде всего, на мой взгляд, это произведение все считают важной, нестареющей классикой благодаря его проблематике. Главные вопросы «Гамлета» возникли из-за столкновения старого и нового миров, жестокой феодальной тьмы и просвещённого, гуманистического света, но несмотря на это, они не теряют своей актуальности и в наше время. Нельзя сказать, что проблемы выбора, борьбы добра со злом и другие поднимаемые в трагедии Шекспира вопросы перестали или скоро перестанут терзать людей, ведь наш мир всё ещё не идеален. В нём до сих пор слишком много жестокости и несправедливости, с которыми так самоотверженно, но, к сожалению, безрезультатно боролся Гамлет.
    Конечно же, нельзя забывать и об образах персонажей, которые с первых страниц притягивают читателя, заставляют искренне сопереживать положительным и осуждать отрицательных. Главный герой трагедии – принц Гамлет, чьего отца убил Клавдий. Почти сразу я прониклась симпатией и сочувствием к этому человеку. Ему противна любая ложь и несправедливость, он готов в одиночку бороться против мирового зла. Гамлет честен и благороден: прежде, чем отомстить дяде, он всеми силами пытается узнать истинные обстоятельства гибели отца. Этот также факт свидетельствует о его рассудительности (он не поверил на слово призраку, пытался разобраться во всём сам) и некоей склонности идеализировать людей (он не может поверить, что его дядя оказался таким подлецом).
    Но несмотря на то, что Гамлет – персонаж положительный и многими считается одним из ярчайших примеров гуманизма, с некоторыми его поступками, например, с решением убить Клавдия, я совершенно не согласна. Я уверена, что истинный гуманист не может позволить себе убить человека, даже такого злодея, как Клавдий, ведь убийство приносит лишь ещё больше зла в этот мир. Конечно же, в те времена месть считалась нормой, но бороться со злом его же методами, на мой взгляд – не выход. Также важно помнить, что из-за своего рвения убить Клавдия любой ценой Гамлет оказывается косвенно виновен в смерти отца своей возлюбленной, Офелии. В целом, горячность Гамлета не только в этом помешала их отношениям: он слишком резко и скоро сделал выводы обо всех женщинах, исходя только из проступка его матери. Ведь если бы Гамлет повнимательнее присмотрелся к Офелии, то увидел бы, что она – чиста душой, и даже её главный, на мой взгляд, недостаток (наивная вера всем словам Полония) происходит из благодетели (искренняя любовь к отцу). Я считаю, что если бы Гамлет не убил Полония и не делал столь поспешные выводы о женщинах, его с Офелией любовь могла бы иметь счастливое продолжение.
    Образ главного злодея – Клавдия, дяди Гамлета, также даёт читателю немало тем для размышлений. Во всей мировой литературе найдётся очень немного людей, сравнимых с ним по подлости. Сохраняя маску честного человека, мудрого правителя и нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» на самом деле являлся абсолютно аморальным негодяем. Несмотря на все усилия «гамлетов», подобные люди, к сожалению, и сейчас живут вокруг нас, а это значит, что всем нам нужно усердней стараться сделать этот мир лучше.
    Итак, благодаря вечной проблематике и нестареющим образам, трагедия «Гамлет» стала не только одним из самых известных произведений Шекспира, но и попала в список лучших драматургических сюжетов мировой литературы. Эта пьеса дала мне немало тем для раздумий, и я уверена, что не раз ещё вернусь к ним в своей жизни.
    Добавил: kapibarabanka

  4. Что я рожден восстановить его!
    Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит учения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он “утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия”. Повсюду он ощущает зло и бесчестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие вер­ные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают его, становясь добровольными шпионами нового короля.
    Но Гамлет поднимается над своими чувствами, обраща­ясь к разуму, невзирая на то, что все считают его безум­ным. Безумие — лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.
    Гамлет еще недостаточно уверен в том, что новый ко­роль Клавдий — убийца отца, одного свидетельства призрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представ­лении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы нечис­та! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в зло­действе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным прин­ца, чем коварным убийцей — нового короля. А на стороне Гамлета — только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и честных людей.
    Обновленный несчастьями, Гамлет все яснее видит, что люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконечно лю­бившая старого короля — своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притвор­щиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость доброде­тельного и порядочного отчима и короля. Друзья Розен­кранц и Гильденстерн — предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.
    Еще больше волнует Гамлета выполнение данной при­зраку клятвы отомстить. Он не хочет уподобляться Клав­дию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель — разоблачить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:
    Я сын убитого. Мне небо

  5. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет — человек слабохарактерный, для других — мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное — не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное — то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета — это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее — стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек — центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух — «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь — дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания — тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса — властная гроза;
    Осанкою — тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему — нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий — убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло — не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался — и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое — сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии… Краса вселенной! Венец всего живущего!”
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

  6. У каждого народа и у каждой эпохи свои представления о Добре и Зле, свое понимание чести и силы, вины и искупления. Но какие бы идеальные представления не существовали, какие бы светлые или темные краски люди для этого не использовали, я уверена, что конкретный человек воспринимает Добро и Зло не застывшим, статичным монолитом, а видит в них оттенки и полутона, идет на пути к пониманию этого на компромиссы, испытывает разочарование, укрепляет или, наоборот, теряет веру в лучшее, борется за свой идеал или отступает от него. Однозначных рецептов в жизни нет. Поэтому и путь к своей цели у каждого свой, собственный, и средства борьбы на этом пути свои. Иногда можно услышать: «Цель оправдывает средства». А если подумать: можно дойти до светлой цели, коснуться идеала чистоты грязными руками?
    Видимо, поэтому нас привлекают произведения, где герои решают подобные проблемы. Видимо, поэтому и через пять веков кажется современником шекспировский Гамлет. Его личность интересна и близка, понятна и таинственная. Он и сегодня жив человек! Можно соглашаться с его поступками и мыслями, можно осуждать и вовсе не воспринимать их, но о них хочется рассуждать. Поражает путь Гамлета к Истине, его страх перед возможной ошибкой – не за себя, а за другого человека, даже врага.
    Не отвергая возможности появления Призрака и разговора с ним, герой проверяет его версию, как слова любого человека. Хоть бы Клавдий был ему трижды неприятный – на человека нельзя возводить клевету, Впечатляет при этом его изобретательность, талант психолога и режиссера ситуации, когда дает задание актерам разыграть эпизод отравления своего отца, чтобы быть уверенным в своем праве наказывать.
    ПокаВНОе безумие Гамлета – тоже своеобразная «ловушка», что заставляет других героев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символическое: у Шекспира сумасшедшие и шуты – носители справедливости, самые мудрые.
    Правда, не очень размышляя, можно заколоть Полония – лицемерного министра (помните его диалог с Гамлетом о облачка?), полагая, что за ковром сам Клавдий, Гамлет даже нисколько не жалеет, что убил человека, да еще и отца своей возлюбленной:
    Ты, жалящий, суетливый шут, прощай!
    Я метил в учреждения высшего, примы свой жребий.
    Вот как опасно быть не в меру шустрым.
    Наверное, он так спокойно воспринимает свою ошибку, а потом так сдержанно переживает смерть Офелии, потому что уже сделал для себя трудный выбор: «Быть или не быть?» «Не быть» – значит «покориться, пращам и стрелам яростной судьбы», терпеть
    …глумленье века,
    Гнет сильного, насмешку гордеца,
    Боль презренной любви, судей медливость,
    Заносчивость властей и оскорбленья,
    Чинимые безропотной заслуге…
    «Быть» – значит, «ополчась на море смут, сразить их Противоборством». Мы чувствуем, насколько трудно для Гамлета сделать этот выбор. Не потому, что он не верит в собственные силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить. Потому, что он знает: защищая Добро, ему надо становиться жестоким и беспощадным. Гамлетові жутко: а если то светлое, за что он борется, исчезнет в нем самом под натиском той жестокости безвозвратно? Его короткий жизненный путь – гуманного, талантливого юношу, философа, мечтателя, который готов был творить и строить – стал дорогой воина с мечом в руке, что потерял все: отца, мать, друзей, любимую, даже сама жизнь. Все, кроме чести, достоинства и веры.
    Гамлет пытался открыть матери глаза на события, но королева выбрала мужа и трон, предав сына. Это Гамлет тоже ставит в вину Клавдиево. Любимая сошла с ума после смерти убитого им отца, но она тоже готова была предать его, согласившись доносить Полония все слова Гамлета. Два школьных товарища – прежде всего придворные, потому, не колеблясь, везут Гамлета в ловушку, на верную смерть. Удостоверившись в этом, Гамлет подменяет приказ:
    В том и забава, чтобы землекопа
    Взорвать его же миной; плохо будет,
    Коль я не вроюсь глубже их аршином,
    Чтоб их пустить к луне.
    Благородный юноша Лаэрт, не раздумывая, вызывает Гамлета на дуэль. Помета за отца вполне понятна, но зачем же оружием высокого чувства избирается предательски отравленная рапира? Только перед смертью, переживая справедливость Божьего наказания, Лаэрт не просто признается Гамлету – он вполне оправдывает соперника:
    Простым друг другу, благородный Гамлет.
    Да будешь ты в моей безвинен смерти
    И моего отца, как я в твоей!
    «Быть» для Гамлета еще и в том, чтобы довести до конца высокую помету, воздать по заслугам Клавдиево, а также рассказать миру правду о себе. «Быть» – еще и в том, чтобы решить судьбу своей страны, отдавая свой «умирающий голос» Фортинбрасові, ибо нет хуже для государства, как остаться среди раздора. Он воспринимает Фортинбраса не как врага, а как достойный мужественного человека, пришедшего отомстить за отца, схожую с судьбой на него самого. То есть Гамлет реально воспринимает ситуацию, не придумывая абстрактного соперника.
    Гамлет не хотел быть воином – ему пришлось стать им. Он не успел создать доброе и прекрасное – он ценой своей жизни расчистил для него место, сохранив добро в собственной душе.

  7. В основе сюжета «Гамлета», написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притво­рившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец — Гамлет торжествует.
    В трагедии Шекспира все иначе. Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отноше­ниях. Но они же и понимали, что бессильны превратить эту мечту в реальность. Вот таким и показан Гамлет у Шекспира. Как не похож принц на других! Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей. Взгляд его уг­рюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слиш­ком быстро забыла королева:
    Нет месяца! И целы башмаки,
    В которых гроб отца сопровождала…
    Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу «ничтожным, плоским и тупым».
    Тень отца призывает Гамлета к мести: «Прощай, прощай и помни обо мне!» Принц потрясен. Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» — вос­клицает он.
    В древней легенде главное для Гамлета — долг кровной мести. Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца — он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман («развращенный век») в луч­шую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и дей­ствительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смя­тении, в исканиях. В течение всей трагедии Гамлет — страстный, негодующий обличитель. «Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом», — писал Бе­линский.
    Гамлет не может открыто выступить против своих врагов. И он решает притво­риться безумным — ведь что возьмешь с безумного, ему и говорить можно что угодно.
    Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи — Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще боль­нее. Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир — тюрьма, а его родина Дания — мрачное подземелье.
    Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью. Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни:
    Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
    Смириться под ударами судьбы
    Иль надо оказать сопротивленье
    И в смертной схватке с целым морем бед
    Покончить с ними разом. Умереть. Забыться
    И знать, что этим обрываешь цепь
    Сердечных мук и тысячи лишений,
    Присущих телу…
    Быть — для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить. И Гамлет мучается от внутреннего разлада.
    Желая разоблачить короля, он ставит с приезжими актерами пантомиму, в кото­рой раскрывается история убийства его отца. Напряженность ситуации усиливается случайным убийством Полония.
    Король потрясен и напуган. Он велит Гамлету отправиться в Англию, где принца должны убить. Гамлета травят как зверя. Маска безумия дает ему возможность гово­рить врагам в лицо правду. Ведь безумному это можно. Но принц понимает и то, что словами врагов не победить, что человек только тогда чего-то стоит, когда действует ради великой цели. Личная же месть не может быть такой целью.
    После непродолжительного отсутствия Гамлет вновь возвращается в Данию и узнает, что умерла Офелия. Лаэрт, ее брат, поклялся отомстить за смерть отца и сестры.
    Гамлет сложен и глубок, он противостоит феодальному миру и устремлен в буду­щее, в отличие от Лаэрта, который целиком в плену прошлого. Он за месть любой ценой и собирается сразиться с Гамлетом отравленной рапирой.
    В драме Шекспира Гамлет погибает. Погибает и Лаэрт. Заколот король, отравле­на королева. В последние минуты жизни Гамлет просит своего друга Горацио расска­зать миру о его жизни. Он думает о потомках, о судьбе своей страны.
    Великий драматург обратил развязку своей трагедии к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому: лучше, чище, без лицеме­рия и обмана. Недаром же принц датский называл человека «красой вселенной, вен­цом всего живущего».

  8. Прочитав трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет», сложно однозначно ответить на этот вопрос. Гамлет – единственный трагический герой Шекспира, который осознавал свою трагическую обреченность, её неизбежность, вытекающую не из частных причин, а из основных условий современной для него жизни.
    В «Гамлете» весь центр трагической истории перенесен в столкновение во внутреннем мире самого Гамлета. Герой весьма мучительно решал самые опасные и, в некоторых случаях, непонятные разуму вопросы бытия и человечества. Ведущий персонаж никак не мог найти выхода из сложившейся ситуации, потому, как и сама окружающая жизнь не давала возможности найти этот выход.
    Гамлет рассуждал – «Душе терпеть удары и щелчки обидчицы судьбы, или лучше встретить с оружьем море бед и положить конец волненьям?». На данный момент сложно понять мотивы поведения героя, возможно потому, что сегодняшнее время отдалено практически на 400 лет от событий, которые описал автор. Нам кажется более логичным то, что если бы Гамлет, узнавший о причине смерти своего отца, короля Дании, немедленно отомстил кровавому убийце. Однако Гамлет снова пускается в философские рассуждения, в которых он теряет веру в любовь Офелии, придумывает некие трюки с артистами, таким образом он хотел уличить в преступлении своего родного дядю Клавдия, который вступил на трон короля сразу же после его смерти.

  9. Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические деятели.
    Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
           Гамлет – пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание древнего искусства мира, но и  доверие человека к собственным силам без надежд на милости и помощь неба. Гамлет принадлежит той фазе эпохи, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленно изображали художники.
    Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
    Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. Он непримиримо враждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он  обличает свою мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть. Вся эта богатейшая гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедии человека.
    У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на  лету.  В аристократической среде держится он непринужденно,  отлично  зная все  винтики  и  механизм  ее  этикета,  к  простым   людям    не подделывается и не  проявляет  никакого  высокомерия.  Не  только серьезным своим речам, даже каламбурам,  шуткам,  остротам  всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся одновременно и доходчивыми, и замысловатыми. Однако, думает Гамлет не  чужим  умом.  Физически  он  –  как  в железных тисках, во дворце ему – как в тюрьме.   Единственное, чем он может сопротивляться против всего света – независимостью своих суждений.
    Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить свое предназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим качествам: силен он или слаб, вял или решителен.  Всей трагедией подразумевается вопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково его место в мире.  Это предмет трудного раздумья,  его смутных догадок.
    Гамлет выбрал мысль, сделавшись первым героем мировой литературы, пережившим трагедию отчуждения и одиночества,  погруженным в самого себя и свои мысли.
    Любил ли Гамлет Офелию?  Любила ли она его? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся как любовные.  Они сказываются иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ее повиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказанным его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словами песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не было между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная  и невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в нем.
    Задумываясь о смысле человеческого существования, Гамлет произносит самый волнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: “Быть или не быть, вот в чем вопрос”
    Гамлет – человек философской мысли.  В страданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной, – судьба Гамлета. Гамлетовское “я обвиняю” передает невыносимость его положения в конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему, что время остановилось и так  будет вечно.
    Гамлет – герой интеллекта и совести, и этим он выделяется из всей галереи шекспировских образов. Только в Гамлете соединились блестящая цивилизованность и глубокая чувствительность, усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей, и слабостью. С ним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспир непосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то это потому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудно его понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.
    В конце пьесы Шекспир последний раз взвешивает соотношение сил. Но как измерить эти силы, если все герои мертвы? Моральную победу одерживает один Гамлет. Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение конфликта – в будущем. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио поведать людям о случившемся. Они должны знать о Гамлете, чтобы следовать его примеру, чтобы “сразить противоборством” зло на земле и мир-тюрьму превратить в мир свободы.                                                                                     Как бы не популярны были другие пьесы, ни одна не может соперничать с “Гамлетом”, в котором человек современной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы.
    Список литературы
    Белинский В. Г.  “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета – М., государственное издательство художественной литературы,1948;
    Верцман И. Е. “Гамлет” Шекспира, – М., Художественная литература, 1964;
    Динамов С. С. Зарубежная литература, – Л., Художественная литература, 1960;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *