Сочинение на тему гамлет шекспир 9 класс

12 вариантов

  1. Что такое нравственный выбор? Мне кажется, многие люди задумывались об этом. Для себя я это вижу как выбор между правильным и неправильным, хорошим и плохим. С этим выбором, скорее всего, сталкивались все, и, наверное, он не из очень-то лёгких. Ведь бывают ситуации, когда правильным кажется и то, и то, а последствия наш выбор влечёт за собой разные, и порой они бывают весьма серьёзные.
    Нравственный выбор может решить вопрос жизни и смерти. Например спасти друга или другого человека ценой собственной жизни. Бывает и наоборот – выбор малький, кажущийся совсем неважным, но он тоже показывает, каков человек на самом деле. Банальная помощь другу на контрольной. Ты можешь помочь ему, но не успеть сам, или же наоборот отказать ему и получить свою пятёрку.
    В трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет” примеров морального выбора очень много. Почти все герои пьесы решают, как правильно поступить в каких-то важных для них ситуациях. Это и Гамлет, и Лаэрт, и Офелия, и Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий и Гертруда.
    Например, выбор Лаэрта заключался в том, отравлять свою шпагу перед поединком с Гамлетом или нет? От этого зависил исход сражения, а также зависела и честность проходящего боя, честь самого Лаэрта. Розенкранц и Гильденстерн могли не предавать своего друга и помочь Гамлету отомстить за смерть своего отца Клавдию.
    Однако самые главные решения для себя принимает Гамлет. На протяжении всех действий он пытается понять, как же ему поступить в той или иной ситуации, что это за собой повлечёт и что после этого может произойти. Нужно ли ему было мстить за своего отца собственному дяде и собственному матери?
    Гамлет способен на решительные действия, но всё-таки он много обо всём думает, что могло бы стать с королевством после убийства нынешнего короля, что случилось бы с его матерью, если бы он хладнокровно убил своего дядю. Он устраивает спектакль, проверяет тем самым подлинность слов призрака отца насчёт своей смерти и только потом твёрдо принимает решение мстить. Однако Гамлет хочет не просто исправить преступление своего дяди, а в принципе изменить людей: “Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!”
    Гамлет постоянно выбирает – “быть или не быть”, то есть действовать или нет. Благодаря трагедии Шекспира в мировой литературе появился герой, который совершает самый главный в своей жизни нравственный выбор.

  2. Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.
    Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
    Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
    Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
    Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

  3. В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир, взяв за основу сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, отобразил трагедию гуманизма в современном мире. Гамлет, принц датский, – прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с реальным миром, где властвует обман. Коварное убийство отца Гамлета раскрывает перед сыном то зло, которое властвует в государстве. Месть за убийство отца для Гамлета превращается в сыновью обязанность, кровную месть. Гамлет не может смириться с существующей несправедливостью. Желание мести становится для него не просто личным делом, а перерастает в большую историческую задачу – восстановление справедливости в стране.
    Тем не менее в этой борьбе Гамлет укоряет себя за медлительность и бездеятельность. Иногда высказывается мысль о том, что Гамлет – не волевой человек, а мыслитель и наблюдатель, который не способен на решительные действия. Но это не так.
    В оскорблении главного героя показана и сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и предательское замужество матери. Гамлет любит Офелию, но не находит рядом с ней счастье. Его жестокость и обидные слова свидетельствуют о силе любви к Офелии и разочарование.
    Гамлет отличается благородством, он мыслит и действует, исходя из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно такими высокими моральными требованиями к человеку объясняется его состояние, которое является результатом столкновения с окружающим миром лжи, зла, измены и кощунства.
    Гамлет способен на крепкую и верную дружбу. В своих убеждениях он стоит в стороне от феодальных представлений. Людей он ценит за личные качества, а не за статус в обществе. Единым его близким другом является студент Горацио. Гамлету присущи пренебрежительное отношение к царедворцам, тем не менее он находит много общего с людьми искусства – актерами. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.
    Гамлет – человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение общих явлений. Но от активных действий его удерживает не способность к раздумьям, а те нерадостные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над тем, что происходит вокруг. Все, что происходит при дворе, приводит Гамлета к обобщенным выводам о том, кто он, какое он занимает место в мире и что он может изменить. Если в мире есть возможным нераскрытое и непоправимое преступление, если в нем гибнут настоящие ощущения, в частности честность, верность, любовь, дружба, справедливость, то мир перевернулся. Мир воображается Гамлету или огородом, который зарос сорняком, или тюрьмой с жестким режимом. Гамлет называет мир «буйным садом», плодами которого является зло и коварность. Он заявляет своим товарищам, что Дания – тюрьма и весь мир – тюрьма. А в известном монологе «Быть или не быть» Гамлет ставит под сомнение ценность жизни. Пересчитывая всяческие несчастья человека, он изображает обычаи общества. Действительность он воспринимает как невыносимо трудную ношу для человека, но ему приходится терпеть гнет вседозволенности.
    Гамлет поражен не только преступлением Клавдия, но и всей системой чужих ему принципов жизни и моральных норм. Гамлет сознает, что не может ограничиться одной только местью, так как месть за предательское убийство Клавдия не изменит мир, не возвратит мировые действительные ценности. Гамлет не против мести, но вместе с тем сознает, что его цель намного шире – он стремится противодействовать злу во всем мире.
    Грандиозность задачи и невозможность его воплощения объясняет всю сложность внутреннего мира Гамлета и определяет его действия. В жизни «нечестной игры», в которой возможен обман и подлость, он не может найти себе место и не может найти методы борьбы с несправедливостью. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают в нем разочарование, осознание собственного бессилия. Человек и мир воспринимаются Гамлетом совсем по-иному, не так, как раньше.
    Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным злом, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что ему приоткрываются законы этого общества, он ощущает недостаточность собственных сил в борьбе со злом.
    Сюжет трагедии «Гамлет», навеян социальным устройством Англии того времени, но значение этой трагедии выходит за рамки определенной страны и определенной исторической эпохи. Изображенная в трагедии картина угнетения и тиранства, процветание подлости и лжи, к сожалению, есть характерной для всех времен. Поэтому трагедия большого драматурга не теряет своей актуальности и в наши дни. А образ Гамлета является вечным образом благородного и одинокого борца со злом.

  4. 4
    Текст добавил: Чудо женщина

    Страница: [ 1 ] 2
    «Гамлет» – самая трудная для истолкования из всех трагедий Шекспира по причине чрезвычайной сложности её замысла. Ни одно произведение мировой литературы не вызвало такого количества разноречивых объяснений. Гамлет, принц датский, узнаёт, что его отец не умер естественной смертью, а был предательски убит Клавдием, женившимся на вдове покойного и унаследовавшим его престол. Гамлет клянётся отдать всю жизнь делу мести за отца – и вместо этого на протяжении четырёх актов размышляет, корит себя и других, философствует, не предпринимая ничего решительного, пока в конце пятого акта не убивает, наконец, злодея чисто импульсивно, когда узнаёт, что тот отравил его самого. Что же является причиной такой пассивности и видимого безволия Гамлета? Критики усматривали её в природной мягкости души Гамлета, в чрезмерном “интеллектуализме” его, убивающем якобы способность к действию, в его христианской кротости и склонности к всепрощению. Все эти объяснения противоречат самым ясным указаниям в тексте трагедии. Гамлет по натуре своей вовсе не безволен и не пассивен: он смело бросается вслед за духом отца, не колеблясь, убивает Полония, спрятавшегося за ковром, проявляет чрезвычайную находчивость и мужество во время плавания в Англию. Дело не столько в натуре Гамлета, сколько в том особенном положении, в которое он попадает.
    Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше “и не снились”. С его глаз словно спадает пелена. Ещё до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, “не успев износить башмаков”, в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращённости всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей её душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану – своему отцу.
    Всё это обобщается Гамлетом в картину испорченности мира, который представляется ему “садом, поросшим сорняками”. Он говорит: “Весь мир – тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причём Дания – одна из худших”. Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести свои плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничеству всех окружающих. Таким образом, весь двор и вся Дания оказываются участниками этого убийства, и Гамлету для совершения мести пришлось бы ополчиться против всего мира. С другой стороны, Гамлет понимает, что не он один пострадал от разлитого вокруг него зла. В монологе «Быть или не быть?» он перечисляет бичи, терзающие человечество: “…плети и глумленье века, гнёт сильного, насмешку гордеца, боль презренной любви, судей неправду, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге”. Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом и чувствующий себя ответчиком за всех. Гамлет поэтому должен бороться с неправдой всего мира, выступив в защиту всех угнетённых. Таков смысл его восклицания (в конце первого акта):
    Век расшатался; и скверней всего,
    Что я рождён восстановить его!
    Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходя в свои размышления и погружаясь в глубину своего отчаяния. Однако, показывая неизбежность такой позиции Гамлета и его глубокие причины, Шекспир отнюдь не оправдывает его бездеятельность и считает её болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета (то, что критикой XIXвека было названо “гамлетизмом”).
    Своё отношение к переживаниям Гамлета Шекспир очень ясно выразил тем, что у него Гамлет сам оплакивает своё душевное состояние и корит себя за бездействие. Он ставит себе в пример юного Фортинбраса, который “из-за былинки, когда задета честь”, ведёт на смертный бой двадцать тысяч человек, или актёра, который, читая монолог о Гекубе, так проникся “вымышленной страстью”, что “весь стал бледен”, между тем как он, Гамлет, словно трус, “отводит словами душу”. Мысль Гамлета настолько расширилась, что сделала невозможным непосредственное действие, так как объект устремлений Гамлета стал неуловим. В этом корень скептицизма Гамлета и видимого его пессимизма. Но вместе с тем такая позиция Гамлета необычайно заостряет его мысль, делая его зорким и беспристрастным судьёй жизни. Расширение и углубление познания действительности и сущности человеческих отношений становится как бы жизненным делом Гамлета. Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, с которыми встречается, разоблачает все старые предрассудки. Часто высказывания Гамлета полны горького сарказма и, как может показаться, мрачной мизантропии; например, когда он говорит Офелии: “Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать бесед с вашей красотой… Уйди в монастырь: к чему тебе плодить грешников?”, или когда он заявляет Полонию: “Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?” Однако сама страстность и гиперболизм его выражений свидетельствуют о горячности его сердца, страдающего и отзывчивого. Гамлет, как показывает его отношение к Горацио, способен к глубокой и верной дружбе; он горячо любил Офелию, и порыв, с каким он бросается к её гробу, глубоко искренен; он любит свою мать, и в ночной беседе, когда он терзает её, у него проскальзывают черты трогательной сыновней нежности; он подлинно деликатен (перед роковым состязанием на рапирах) с Лаэртом, у которого он прямодушно просит прощения за недавнюю резкость; последние слова его перед смертью – приветствие Фортинбрасу, которому он завещает престол ради блага своей родины. Особенно характерно, что, заботясь о своём добром имени, он поручает Горацио поведать всем правду о нём. Благодаря этому, высказывая исключительные по глубине мысли, Гамлет является не философским символом, не рупором идей самого Шекспира или его эпохи, а конкретным лицом, слова которого, выражая его глубокие личные переживания, приобретают через это особую убедительность.
    Какие же черты жанра трагедии-мести можно обнаружить в «Гамлете»? Как и почему эта пьеса выходит за рамки этого жанра?
    Месть Гамлета не решается простым ударом кинжала. Даже практическое осуществление её наталкивается на серьёзные препятствия. Клавдий имеет надёжную охрану, и к нему нельзя подступиться. Но внешнее препятствие менее значительно, чем та нравственная и политическая задача, которая стоит перед героем. Чтобы осуществить месть, он должен совершить убийство, то есть такое же преступление, какое лежит на душе Клавдия. Месть Гамлета не может быть тайным убийством, она должна стать публичной карой преступника. Для этого надо сделать очевидным для всех, что Клавдий – низменный убийца.
    У Гамлета есть и вторая задача – убедить мать в том, что она совершила серьёзное нравственное нарушение, вступив в кровосмесительный брак. Месть Гамлета должна быть не только личным, но и государственным актом, и он сознаёт это. Такова внешняя сторона драматического конфликта.
    У Гамлета есть своя этика мести. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает кара. Для Гамлета подлинная месть – не физическое убийство. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Этой цели посвящены все действия героя вплоть до сцены “мышеловки”. Гамлет стремится к тому, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести и лишь потом нанести удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость.
    Страница: [ 1 ] 2

  5. Что я рожден восстановить его!
    Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит учения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он “утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия”. Повсюду он ощущает зло и бесчестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие вер­ные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают его, становясь добровольными шпионами нового короля.
    Но Гамлет поднимается над своими чувствами, обраща­ясь к разуму, невзирая на то, что все считают его безум­ным. Безумие — лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.
    Гамлет еще недостаточно уверен в том, что новый ко­роль Клавдий — убийца отца, одного свидетельства призрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представ­лении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы нечис­та! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в зло­действе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным прин­ца, чем коварным убийцей — нового короля. А на стороне Гамлета — только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и честных людей.
    Обновленный несчастьями, Гамлет все яснее видит, что люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконечно лю­бившая старого короля — своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притвор­щиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость доброде­тельного и порядочного отчима и короля. Друзья Розен­кранц и Гильденстерн — предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.
    Еще больше волнует Гамлета выполнение данной при­зраку клятвы отомстить. Он не хочет уподобляться Клав­дию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель — разоблачить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:
    Я сын убитого. Мне небо

  6. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия относится на сценах театров всего мира. И каждое поколение, люди разных национальностей ищут в ней ответа на вопрос, которые их беспокоят. Секрет такого постоянного интереса к трагедии – в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения, в мастерстве Шекспира- Драматурга, который воплотил общечеловеческие проблемы в художественные образы.
    Образ Гамлета – центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя – месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением – это его обязанность, но Гам-Лет – человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце). Он разочаровывает даже в своей любви и остается одиноким. Его раздумья о назначении человека приобретают трагическую окраску (сцена на кладбище). Зло, считает он, имеет чуть ли не космический характер, и человек – очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Гамлет не может смирится с этим, но и не находит в себе сил противодействовать. Если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его. Шекспир дает Гамлету несколько возможностей убить Клавдия: Гамлет видит, как король в одиночестве молится, и ему выпадает благоприятная возможность. И герой не делает решительного шага. В молитве Клавдий заслужит прощение свои грехи, смерть в такую минуту воспринималась современниками Шекспира как извинение грехов, а душа человека, считалось, отлетала в рай. Убить в такой миг Клавдия означало простить ему причиненное зло. Именно этого Гамлет и не может сделать. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями, эта борьба приводит к печальному выводу: весь мир – тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.
    Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую ведет с собой герой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве, но и здесь раздумья о том, или не ждут на него такие же проблемы в потустороннем мире, останавливают его («Быть или не быть?»). Обязанность приказывает ему «быть» и действовать. Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. В финале трагедии убийце король наказан, но произошло это вследствие стечения обстоятельств, а не из воли героя. Гамлет не случайно притворяется сумасшедшим: понять то, что понял Гам-Лет, и не сойти с ума может лишь очень сильный человек. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческой жизни, можно ли побороть зло – вот лишь основные философские проблемы, которое поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу – путь к ответу на них. Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, – эти слова Гамлета о своем отце короля можно было бы взять эпиграфом и к разговору о Гамлете, принце Датского.
    Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который некогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, которым Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченная жизнь, учился в наилучшему университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI столетие». Гамлет не только был знаком с научной мысленным взором в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихи, знал правила сценического действа. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владеет и мечом. Гамлет – настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.
    Как сын своего отца, Гамлет должны отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, а и виновный в грехе. Братоубийцу плодит вокруг себя именно зло. Беда Гамлета в потому, что он не хочет быть продолжателем зла – ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет старается вывести зло, как это говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он спектакль: «Пьеса – это петля, Она совесть уловит короля». Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но сам – на – сам, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла. Гамлет умеет быть решительным – убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно насмерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией отмечая, что «Жизнь для человека – это промолвит: «Раз». Чему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть наказанию его?
    Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за вбитого отца думает Гамлет – душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:
    * Свихнулось время… В доля зла моя! Пусть буду я жестоким – и не зверем, Пусть ранит острое слово – не кинжал,- так думает иногда Гамлет.
    Он – человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек – венцов всего живого, украшение природы; с другого – убеждается, что человек недалеко пошел от животных, она обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готовый к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не имели бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек – это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасные для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенной – «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос по вопросам: «Быть или не быть?».

  7. 7
    Текст добавил: КеТрИн Не ВажНо

    В трагедии Шекспира «Гамлет» показывается жизнь эпохи Возрождения. Гамлет — человек своего времени, потому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет поза временами, потому что проблемы, которые он решает, – вечные, они волновали разных людей в разные времена. Вероятно, от появления на этом свете первого человека возник вопрос о добре и зле. Между этими двумя понятиями идет вечная борьба. Человеку же выпало на судьбу выбирать между добром и злом. Кому-то удается уравновесить их, найти «золотую середину», кто-то постоянно изменяет свою позицию, потому что никак не поймет, что же действительно есть зло, а что — добро. Так и Гамлет, ведь и он говорил, что искоренить зло можно только злом.
    Гамлет проходить путь духовного самопознания, путь роста, внутреннего возмужания. Ему непросто покинуть свет розовых детских мечтаний, в плену которых он жил, и воспринять жизнь такой, какой оно есть в действительности. У Гамлета была любящая семья, он получил в жизни все лучшее. И вот наступает конец сказки. Волшебный мир приятных мечтаний и сюрпризов окончился — перед Гамлетом появилась настоящая жизнь во всей своей неприкрытой черноте. Он теряет родного отца, вместо трона имеет другое наследство — льстивого дядю-убийцу; даже мать теперь он увидел совсем другой: способной на измену, измену памяти отца и чести семьи. Гамлету очень трудно. Как быть? Принять ли мир таким, каким он есть, стать ли на бой с злом? Жить ли за общими правилами и делать вид, что все в порядке, назвать ли все своими именами? Гамлет знает, как должно быть в идеале, он хочет идеала. В одном из монологов принц говорит, что человек — самое драгоценное сокровище, «венец природы». Кто же, как ни человек, должен быть наиболее добропорядочным, высокопорядочным, благородным?
    Гамлет с болью в душе убеждается, что большинство людей — не такие уже и высокогуманные личности, потому в отчаянии выкрикивает.
    Гамлет становится свидетелем и участником человеческой трагедии: ему одному открывается то, чего не замечают другие, – приходит в упадок мораль, разрушается понятие чести и обязанности, теряются идеалы добра и правды. Как и ради чего жить человеку в этом мире? Что более благородно? «Быть или не быть» значит «Как жить?», «Во имя чего жить?». И этот вопрос принадлежит к разряду вечных. И ответ на него ищет каждый для себя. Здесь не могут быть готовых рецептов, указаний, справочников. Кому-то эти вопросы решить проще, кому-то сложнее, а кому-то они и в голову не приходят. Эти вопросы близки тем, кто умеет задумываться, кто пытается не просто жить «день до вечера».
    В течение трагедии Гамлет будто растет, мужает, он познает мудрость жизни и его непростые законы. Гамлет погибает. Но он погибает не через свою слабость или ошибки, а через свою интеллигентность, добропорядочность. Пытаясь вывести на чистую воду зло, погибает сам и погибают вокруг него люди.
    В трагедии поражает то, что приходит к выводу: человек — подлое создание. Если такие люди, которые должны быть мудрее, лучшими, не могут цивилизованно решить вопрос, то чего же ожидать от необразованного, невоспитанного простонародья? Так и хочется сказать словами современной рекламы: «Если власть не может помочь человеку…».
    Я считаю, что это нет так и если не допускать в сердце «черные пятна, то можно достичь многого»

  8. Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические деятели.
    Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
           Гамлет – пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание древнего искусства мира, но и  доверие человека к собственным силам без надежд на милости и помощь неба. Гамлет принадлежит той фазе эпохи, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленно изображали художники.
    Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
    Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. Он непримиримо враждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он  обличает свою мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть. Вся эта богатейшая гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедии человека.
    У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на  лету.  В аристократической среде держится он непринужденно,  отлично  зная все  винтики  и  механизм  ее  этикета,  к  простым   людям    не подделывается и не  проявляет  никакого  высокомерия.  Не  только серьезным своим речам, даже каламбурам,  шуткам,  остротам  всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся одновременно и доходчивыми, и замысловатыми. Однако, думает Гамлет не  чужим  умом.  Физически  он  –  как  в железных тисках, во дворце ему – как в тюрьме.   Единственное, чем он может сопротивляться против всего света – независимостью своих суждений.
    Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить свое предназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим качествам: силен он или слаб, вял или решителен.  Всей трагедией подразумевается вопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково его место в мире.  Это предмет трудного раздумья,  его смутных догадок.
    Гамлет выбрал мысль, сделавшись первым героем мировой литературы, пережившим трагедию отчуждения и одиночества,  погруженным в самого себя и свои мысли.
    Любил ли Гамлет Офелию?  Любила ли она его? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся как любовные.  Они сказываются иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ее повиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказанным его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словами песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не было между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная  и невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в нем.
    Задумываясь о смысле человеческого существования, Гамлет произносит самый волнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: “Быть или не быть, вот в чем вопрос”
    Гамлет – человек философской мысли.  В страданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной, – судьба Гамлета. Гамлетовское “я обвиняю” передает невыносимость его положения в конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему, что время остановилось и так  будет вечно.
    Гамлет – герой интеллекта и совести, и этим он выделяется из всей галереи шекспировских образов. Только в Гамлете соединились блестящая цивилизованность и глубокая чувствительность, усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей, и слабостью. С ним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспир непосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то это потому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудно его понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.
    В конце пьесы Шекспир последний раз взвешивает соотношение сил. Но как измерить эти силы, если все герои мертвы? Моральную победу одерживает один Гамлет. Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение конфликта – в будущем. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио поведать людям о случившемся. Они должны знать о Гамлете, чтобы следовать его примеру, чтобы “сразить противоборством” зло на земле и мир-тюрьму превратить в мир свободы.                                                                                     Как бы не популярны были другие пьесы, ни одна не может соперничать с “Гамлетом”, в котором человек современной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы.
    Список литературы
    Белинский В. Г.  “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета – М., государственное издательство художественной литературы,1948;
    Верцман И. Е. “Гамлет” Шекспира, – М., Художественная литература, 1964;
    Динамов С. С. Зарубежная литература, – Л., Художественная литература, 1960;

  9. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Скалистская средняя общеобразовательная школа»
    Урок зарубежной  литературы в 9 классе.
    Учитель: Кенжебаева Л.И.
    «Смиряться  под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?»        Нравственные проблемы в трагедии
    В. Шекспира «Гамлет»
    (2 часа)
    Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира
    «Гамлет».
    Задачи: обучающая -обозначить «вечные проблемы» в творчестве
    В.Шекспира,
    развивающая – развить представление о драматическом
    произведении, работать над развитием монологической
    и    диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,
    вопитывающая – воспитывать активную жизненную позицию,
    непримиримость к подлости, трусости, жадности.
    Оборудование: портреты Шекспира, фотографии И. Смоктуновского в роли Гамлета.
    Методические приемы: вступительное слово учителя, литературный монтаж «Мой Гамлет», анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.
    Словарная работа.
    Трагедия – драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.
    Трагический конфликт – (на него часто опирается трагическое) не может быть благополучно разрешен, а часто и вовсе не имеет решения.
    Различают две разновидности трагических конфликтов: внешний, когда личность противостоит неблагоприятным внешним условиям, и внутренний, когда в душе героя противоборствуют одинаково важные для него, но несовместимые ценности. Нередко внешний и внутренний трагизм соединяются и усиливают друг друга.
    План урока
    I. «Чтобы разгадать тайну и смысл бытия».
    (Выявить восприятие пьесы и создать установку на анализ произведения.)
    II. «Дело не только в убийстве».
    (Показать сложность и цельность натуры Гамлета.)
    III. «Реальная действительность стала для него иной».
    (Выстроить конфликт трагедии; проанализировать систему отношений, против которой выступает Гамлет)
    Ход урока
    I. «Чтобы разгадать тайну и смысл бытия».
    1. Вступительное слово учителя. (Желательно, чтобы ребята к этому времени посмотрели спектакль или кинофильм.)
    Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель?
    Возможно, что его чувства и мысли совпадут с мнением Гете, который объяснял трагедию непосильностью задачи, возложенной на героя, или читателю покажется более близкой точка зрения Белинского. Русский критик считал, что слабость воли – преодолеваемое состояние, что Гамлет становится борцом против развратного и деспотичного двора. Менее вероятно совпадение взглядов современника с оценкой И. С. Тургенева. В своей статье «Гамлет и Дон Кихот» автор «Отцов и детей» свел содержание шекспировского образа к черствому эгоизму, равнодушию, презрению к толпе. В противоположность Гамлету Дон Кихот отличается благородством и гуманностью. Но в трагедии Шекспира Гамлета заботит судьба страны. Ему меньше всего присуще себялюбие.
    Полемизируя с теми, кто акцентирует внимание на слабоволии и нерешительности Гамлета, Г. Козинцев в своей кинотрагедии изображает шекспировского героя последовательно целеустремленным, готовым до конца сражаться со злом.
    Исполнитель роли Гамлета И. Смоктуновский стремится воспроизвести мощные силы, таящиеся в личности, восставшей против зла. Благодаря этому «у зрителя ни на мгновение не возникает сомнения, что именно таким должен быть датский принц…» Трагическое чувство Шекспира не тождественно трагическому мироощущению одного героя. Оно значительнее. Оно пронизывает все творчество Шекспира второго периода. Сравнивая Гамлета с другими персонажами трагедий Шекспира можно сказать, что Гамлет последовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу не вслепую, а отчетливо представляя себе, какой перед ним противник. Разрозненные факты жизни постепенно связываются воедино в сознании героя. Гамлет улавливает произошедшие в стране глубокие перемены и скорбит о том, что все идет к худшему. Герой Шекспира дан крупным планом. Масштаб личности Гамлета возрастает оттого, что не одно созерцание всеобъемлющего зла характеризует героя, но также единоборство с порочным миром. Противники Гамлета, в свою очередь, не бездействуют, они принимают вызов. Их нельзя недооценивать. Они обусловили трагедию Гамлета. Они «расшатали» век. Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий и разврата. Они враждебны не только Гамлету.
    2. Реализация домашнего задания.
    1) Литературный монтаж (составленный из монологов, реплик героя) «Мой Гамлет».
    2) Обмен мнениями.
    II. «Реальная действительность стала для него иной».
    1. Реализация домашнего задания.
    1) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).
    2) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).
    2. Анализ произведения.
    Определяя жанр произведения как трагедия, можно ли согласиться с Выготским, который говорит, что «Гамлет – это «трагедия трагедий», где главное не то, что происходит, а то, что думает о происходящем Гамлет, что борется внутри его, в его душе и мыслях»? Обоснуйте свой ответ примерами текста.
    – Можно ли сказать, что идея этого произведения «вытекает» из трагического мировосприятия Шекспира? Определите идею пьесы и чем она мотивирована?
    (Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)
    – Проследите, пожалуйста, как развивается основной конфликт трагедии от завязки к развязке?
    (Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.
    Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:
    Тупой разгул на запад и восток
    Позорит нас среди других народов…
    Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)
    – Что определяет движение сюжета?
    (Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)
    – Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
    (В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
    III. «Дело не только в убийстве».
    1. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?
    (Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)
    2. Беседа.
    – Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.
    (Этот монолог стал знаменит и приобрел значение законченного, необычайно яркого по выразительной силе лирического стихотворения. Он завершает определенный этап духовного развития героя и органически связан с художественной тканью всего произведения. Здесь намечается духовный кризис Гамлета, из которого он выходит победителем, по определению Белинского. Если сам Гамлет еще взвешивает свои возможности, задумывается над тем, какой путь избрать, то жизнь его уже заставила начать сражаться. Сначала вступает  в действие мысль – острая, беспощадная к себе и к тому, чем живет окружающий мир, а затем изменяется и поведение Гамлета.)
    – Какие решения заложены в монологе?
    (Одно решение – это «умереть, уснуть» – и только. Тема самоубийства уже возникала в I акте, здесь она настойчиво развивается. «Страх чего-то» после смерти сбивает Гамлета, он внушает Гамлету «терпеть невзгоды наши», т. е. его пугает неизвестность. Второе решение – «ополчась на море смут, сразить их противоборством». На первых порах этот вопрос остается без четкого ответа. Затем он придумывает себе «форму» поведения – притвориться безумным. Полоний первым испытал на себе «безумие» Гамлета.)
    – Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?
    (В этом нет никакой неожиданности. Это присуще Гамлету, он лишний раз вновь упрекает себя в нерешительности, т. к. противоречивость и двойственность мышления Гамлета – черты, присущие ему.)
    – У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?
    («Безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность у придворных и у самого Клавдия. Они ему не  верят. Вспомним слова Полония: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность».)
    – Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?
    (Настоящее сражение началось между Гамлетом и Клавдием после устройства спектакля, знаменитая «мышеловка», с помощью которой Гамлету удалось «заарканить совесть короля». Гамлет восстал против мира-тюрьмы, а ведь Клавдий был главным тюремщиком. Если его «безумие» было тайной войной, то спектакль был прямой атакой, цель которой – обнажить перед всеми облик преступника, завладевшего троном путем убийства брата. Гамлет предстает перед нами изменившимся. Отброшены все сомнения и колебания. Решительность действий, изобретательность ума, творческое обогащение кем-то сочиненной пьесы, режиссерские уроки актерам, тонкий психологический расчет на слабость Клавдия – вся эта бурная деятельность противостоит прежней двойственности и постоянному самобичеванию, которые раньше были свойственны ему. Приезд актеров был событием неожиданным. Однако сам Гамлет был к моменту их прибытия внутренне подготовлен, чтобы использовать представление для обличения короля. В свою очередь, актеры с первого раза поняли Гамлета и свою задачу. Они уважали его, а он глубоко знал и любил театр.)
    – Объясните роль Лаэрта в трагедии.
    (С одной стороны, «элементарная месть», а с другой – это ловкий ход для Клавдия. Это он настраивает Лаэрта на убийство. Убийство Гамлета должно было решить исход борьбы между ним и Клавдием.)
    По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.
    (Отношения Гамлета и Офелии не всегда понятны. Он уверяет ее, что «сорок тысяч братьев» не могут так любить, как он. Но в трагедии нет ни одной сцены, которая бы убедительно подтвердила эти слова, у него какое-то грубо-ироническое отношение к Офелии. Например, советует ей уйти в монастырь. Ее гибель ускорена слабостью, но не вызвана ею. Читатель любит Офелию даже тогда, когда она послушно служит наблюдавшему за Гамлетом Полонию. Она наивна и доверчива столь же, сколь недоверчив Гамлет. Подозревая, что Гамлет безумен, она восклицает:
    О, что за гордый ум сражен! Вельможи,
    Бойца, ученого – взор, меч, язык;
    Цвет и надежда радостной державы.
    Высказывание о Гамлете решительное. Однако мы остаемся в неведении относительно того, любила ли она принца, какое место в ее жизни он занимал – это осталось тайной для всех. Она не играет роль безумной, а действительно сходит с ума, поэтому симпатия читателя всегда на стороне Офелии.)
    – Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?
    (Он ее обвиняет, что она так быстро поддалась на уговоры Клавдия и, «башмаков еще не износив», выходит за него замуж. Но она единственная, кто под влиянием Гамлета внутренне очищается, осмысливает всю пагубность своей связи с преступным Клавдием. Жестокое обвинение, предъявленное ей сыном, неотразимо. И королева, в отличие от своего второго супруга, не потеряла совести. В совершенном отчаянии она признается Гамлету:
    …Ты мне глаза направил прямо в душу,
    И в ней я вижу столько черных пятен,
    Что их ничем не вывести…)
    3. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.
    Он непримиримо враждебен к Клавдию, миру-тюрьме. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват и ироничен в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он обличает мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть – вся эта гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедии человека.
    – Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.
    (Критики называют пьесу «Гамлет» наиболее кровавый из всех трагедий Шекспира. В финале отравилась королева Гертруда, убиты Лаэрт и Клавдий, умирает от раны Гамлет. Л. Н. Толстой подверг сомнению достоверность такого завершения сюжета, когда все главные действующие лица почти одновременно погибают. Думается, что у нас нет оснований не верить Шекспиру. Уход из жизни каждого персонажа имеет свое особое объяснение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение.
    Соответственно такой оценке его смерть изображена «как подвиг во имя свободы». Совсем не трагична гибель Клавдия. Он и смертью своей не мог искупить совершенных им преступлений. Трагична смерть королевы Гертруды, но ее гибель по своей значимости несоизмерима с потерей, которую понесло общество, лишившись Гамлета. Каждая смерть по-своему оценена автором. Ее историческое значение, ее объективный смысл состояли в том, что горе Гамлета, его протест совпадают с чувствами, возникающими у народа.)
    – Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?
    4. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.
    Первая группа.
    Приемы в области художественной речи (роль монолога, аллегорий, философских бесед, иронии).
    (Духовная драма героя раскрывается в монологах, а также это средство использовано для того, чтобы передать весь процесс самоанализа героя и оценки среды.
    Посредством аллегории Гамлет высказывает свое отношение к противникам, а также к Офелии.
    Иносказания подчеркивают наличие дистанции между Гамлетом и двором.
    Философская беседа с могильщиками многозначна. Она обнаруживает близость Гамлета к народу, общительность, которая не наблюдается в беседах Гамлета с королем и придворными. На некоторое время у Гамлета меняется его мрачное настроение. Он весело шутит, искренне радуется остроумию могильщиков. Гамлет словно забыл о былом своем страхе перед загробным существованием и непринужденно фантазирует о превратностях судьбы в неземном мире. Такой же смысл имеет его разговор с актерами – это своего рода народный фон. Это разрядка напряженности.
    Ирония помогает отделить наиболее существенные, вершинные моменты трагического действия.)
    Вторая группа.
    Приемы в области композиции.
    (Вводятся «отвлекающие» эпизоды (беседа с актерами, беседа с могильщиками). Здесь углубляется образ Гамлета, его человечность становится не столь суровой, как в тех сценах, где он борется. Теплота души, вдохновение художника – таковы новые штрихи в портрете Гамлета.)
    Третья группа.
    Приемы в области художественной детали.
    (Отказ от права на престол: после смерти отца он имел право на престол, так как достиг совершеннолетия. Он не стремится сесть на трон. Включи это Шекспир в трагедию, она бы потеряла свою общественную сущность борьбы. Когда Горацио говорит об умершем монархе, что «это истый был король», Гамлет уточняет: «Он человек был, человек во всем». Это истинная мера, высший критерий гуманизма эпохи Возрождения.)
    Вывод.
    – Так в чем же сущность «гамлетизма»?
    Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Гамлет в поэзии XX века».

  10. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса – властная гроза;
    Осанкою – тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

  11. У каждого народа и у каждой эпохи свои представления о Добре и Зле, свое понимание чести и силы, вины и искупления. Но какие бы идеальные представления не существовали, какие бы светлые или темные краски люди для этого не использовали, я уверена, что конкретный человек воспринимает Добро и Зло не застывшим, статичным монолитом, а видит в них оттенки и полутона, идет на пути к пониманию этого на компромиссы, испытывает разочарование, укрепляет или, наоборот, теряет веру в лучшее, борется за свой идеал или отступает от него. Однозначных рецептов в жизни нет. Поэтому и путь к своей цели у каждого свой, собственный, и средства борьбы на этом пути свои. Иногда можно услышать: «Цель оправдывает средства». А если подумать: можно дойти до светлой цели, коснуться идеала чистоты грязными руками?
    Видимо, поэтому нас привлекают произведения, где герои решают подобные проблемы. Видимо, поэтому и через пять веков кажется современником шекспировский Гамлет. Его личность интересна и близка, понятна и таинственная. Он и сегодня жив человек! Можно соглашаться с его поступками и мыслями, можно осуждать и вовсе не воспринимать их, но о них хочется рассуждать. Поражает путь Гамлета к Истине, его страх перед возможной ошибкой – не за себя, а за другого человека, даже врага.
    Не отвергая возможности появления Призрака и разговора с ним, герой проверяет его версию, как слова любого человека. Хоть бы Клавдий был ему трижды неприятный – на человека нельзя возводить клевету, Впечатляет при этом его изобретательность, талант психолога и режиссера ситуации, когда дает задание актерам разыграть эпизод отравления своего отца, чтобы быть уверенным в своем праве наказывать.
    ПокаВНОе безумие Гамлета – тоже своеобразная «ловушка», что заставляет других героев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символическое: у Шекспира сумасшедшие и шуты – носители справедливости, самые мудрые.
    Правда, не очень размышляя, можно заколоть Полония – лицемерного министра (помните его диалог с Гамлетом о облачка?), полагая, что за ковром сам Клавдий, Гамлет даже нисколько не жалеет, что убил человека, да еще и отца своей возлюбленной:
    Ты, жалящий, суетливый шут, прощай!
    Я метил в учреждения высшего, примы свой жребий.
    Вот как опасно быть не в меру шустрым.
    Наверное, он так спокойно воспринимает свою ошибку, а потом так сдержанно переживает смерть Офелии, потому что уже сделал для себя трудный выбор: «Быть или не быть?» «Не быть» – значит «покориться, пращам и стрелам яростной судьбы», терпеть
    …глумленье века,
    Гнет сильного, насмешку гордеца,
    Боль презренной любви, судей медливость,
    Заносчивость властей и оскорбленья,
    Чинимые безропотной заслуге…
    «Быть» – значит, «ополчась на море смут, сразить их Противоборством». Мы чувствуем, насколько трудно для Гамлета сделать этот выбор. Не потому, что он не верит в собственные силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить. Потому, что он знает: защищая Добро, ему надо становиться жестоким и беспощадным. Гамлетові жутко: а если то светлое, за что он борется, исчезнет в нем самом под натиском той жестокости безвозвратно? Его короткий жизненный путь – гуманного, талантливого юношу, философа, мечтателя, который готов был творить и строить – стал дорогой воина с мечом в руке, что потерял все: отца, мать, друзей, любимую, даже сама жизнь. Все, кроме чести, достоинства и веры.
    Гамлет пытался открыть матери глаза на события, но королева выбрала мужа и трон, предав сына. Это Гамлет тоже ставит в вину Клавдиево. Любимая сошла с ума после смерти убитого им отца, но она тоже готова была предать его, согласившись доносить Полония все слова Гамлета. Два школьных товарища – прежде всего придворные, потому, не колеблясь, везут Гамлета в ловушку, на верную смерть. Удостоверившись в этом, Гамлет подменяет приказ:
    В том и забава, чтобы землекопа
    Взорвать его же миной; плохо будет,
    Коль я не вроюсь глубже их аршином,
    Чтоб их пустить к луне.
    Благородный юноша Лаэрт, не раздумывая, вызывает Гамлета на дуэль. Помета за отца вполне понятна, но зачем же оружием высокого чувства избирается предательски отравленная рапира? Только перед смертью, переживая справедливость Божьего наказания, Лаэрт не просто признается Гамлету – он вполне оправдывает соперника:
    Простым друг другу, благородный Гамлет.
    Да будешь ты в моей безвинен смерти
    И моего отца, как я в твоей!
    «Быть» для Гамлета еще и в том, чтобы довести до конца высокую помету, воздать по заслугам Клавдиево, а также рассказать миру правду о себе. «Быть» – еще и в том, чтобы решить судьбу своей страны, отдавая свой «умирающий голос» Фортинбрасові, ибо нет хуже для государства, как остаться среди раздора. Он воспринимает Фортинбраса не как врага, а как достойный мужественного человека, пришедшего отомстить за отца, схожую с судьбой на него самого. То есть Гамлет реально воспринимает ситуацию, не придумывая абстрактного соперника.
    Гамлет не хотел быть воином – ему пришлось стать им. Он не успел создать доброе и прекрасное – он ценой своей жизни расчистил для него место, сохранив добро в собственной душе.

  12. В. Шекспир «Гамлет»
    Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых
    известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и
    политические деятели.
    Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в
    трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими
    неповторимую грань XVI
    и XVII веков.
           Гамлет –
    пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха
    Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только
    утраченное за тысячелетие средневековья понимание древнего искусства мира, но
    и  доверие человека к собственным силам
    без надежд на милости и помощь неба. Гамлет принадлежит той фазе эпохи, когда
    природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленно изображали
    художники.
    Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе –
    герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил
    Шекспир.
    Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный
    огромным философским и жизненным содержанием. Он непримиримо враждебен к
    Клавдию. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват в общении с Офелией.
    Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно и
    быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он
    богохульствует. Он  обличает свою мать и
    любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает
    отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть.
    Вся эта богатейшая гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой
    личности, подчинена раскрытию трагедии человека.
    У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на  лету.
    В аристократической среде держится он непринужденно,  отлично
    зная все  винтики  и
    механизм  ее  этикета,
    к  простым   людям
    не подделывается и не
    проявляет  никакого  высокомерия.  Не  только серьезным своим
    речам, даже каламбурам,  шуткам,  остротам
    всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся одновременно и доходчивыми, и
    замысловатыми. Однако, думает Гамлет не
    чужим  умом.  Физически
    он  –  как  в железных тисках, во
    дворце ему – как в тюрьме.
    Единственное, чем он может сопротивляться против всего света –
    независимостью своих суждений.
    Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы
    исполнить свое предназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим
    качествам: силен он или слаб, вял или решителен.  Всей трагедией подразумевается вопрос не о том, каков Гамлет, а о
    том, каково его место в мире.  Это
    предмет трудного раздумья,  его смутных
    догадок.
    Гамлет выбрал мысль, сделавшись первым героем мировой
    литературы, пережившим трагедию отчуждения и одиночества,  погруженным в самого себя и свои мысли.
    Любил ли Гамлет Офелию?
    Любила ли она его? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении
    трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не
    строятся как любовные.  Они сказываются
    иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета
    и ее повиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказанным
    его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словами песен
    прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не было между ними.
    Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная  и невоплощенная возможность, намеченная до
    начала сюжета и уничтоженная в нем.
    Задумываясь о
    смысле человеческого существования, Гамлет произносит самый волнующий и
    глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже стали крылатым
    выражением: “Быть или не быть, вот в чем вопрос”
    Гамлет – человек философской мысли.  В страданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной,
    – судьба Гамлета. Гамлетовское “я обвиняю” передает невыносимость его положения
    в конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему,
    что время остановилось и так  будет
    вечно.
    Гамлет – герой
    интеллекта и совести, и этим он выделяется из всей галереи шекспировских
    образов. Только в Гамлете соединились блестящая цивилизованность и глубокая
    чувствительность, усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная
    нравственность. Он ближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей,
    и слабостью. С ним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам
    Шекспир непосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то
    это потому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудно
    его понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.
    В конце пьесы Шекспир последний раз взвешивает соотношение
    сил. Но как измерить эти силы, если все герои мертвы? Моральную победу
    одерживает один Гамлет. Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение
    конфликта – в будущем. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио
    поведать людям о случившемся. Они должны знать о Гамлете, чтобы следовать его
    примеру, чтобы “сразить противоборством” зло на земле и мир-тюрьму превратить в
    мир свободы.                                                                                     Как бы не популярны были другие пьесы, ни одна не может
    соперничать с “Гамлетом”, в котором человек современной эпохи впервые узнавал
    себя и свои проблемы.
    Список литературы
    Белинский В. Г.
    “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета – М., государственное
    издательство художественной литературы,1948;
    Верцман И. Е. “Гамлет” Шекспира, – М., Художественная
    литература, 1964;
    Динамов С. С. Зарубежная литература, – Л., Художественная
    литература, 1960;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *