Сочинение на тему гениальность и талант

9 вариантов

  1. В рассказе Б. Кремнева читатель имеет возможность раз­делить переживания, которые рождает игра Бетховена. Это сильные, захватывающие эмоции. Аккорды «подобны во­плям ужаса», аккомпанемент «бурный и свет­лый, как журчанье весенних потоков», музыка вызывает «радость и счастье».
    Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт.
    Действительно, талантливая игра пианиста, композито­ра, актёра способна не только разбудить потрясающие по силе чувства, но и дать возможность понять, сколько сил, вдохновения и труда в неё вложено.
    Вариант 3
    В моём понимании талант — это набор способностей, по­лученный человеком от природы. Работы талантливых людей впечатляют, заставляют переживать очень сильные эмоции.
    Например, умение Бетховена создавать прекрасную му­зыку, способную впечатлять слушателя, описано в рассказе Б. Кремнева. «Грозные аккорды» во время исполнения сменяются «неукротимым, как вырвавшееся на свободу пламя, пассажем». Игра Бетховена спо­собна заставить воображение нарисовать сильные и яркие образы: «свет пронзил тьму».
    Автор очень образно и точно передал впечатления, кото­рые может вызывать музыка действительно талантливого человека.
    На самом деле, талант — уникальный дар!
    Вариант 4
    Талант — это особый, редкий дар, данный человеку свыше. И если у человека он есть, то рано или поздно обя­зательно проявится.
    В рассказе Б. Кремнева Бетховен показан не известным композитором, а начинающим молодым пианистом, при­шедшим на прослушивание к великому Моцарту. Волнение, растерянность и робость отняли все душевные силы, поэто­му игра на клавире, он сам это понимал, была механической. А вот тема, предложенная для импровиза­ции, будто пробудила все чувства. Вопли ужаса и тишина, радость и счастье, свет и тепло — всё это зазвучало, забур­лило, сложилось в звучащей музыке.
    Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт.
    Примером великого таланта, который не мог не реализо­ваться, может служит полководческий дар А. Суворова. Пройдя непростой путь от рядового до генералиссимуса, он вписал своё имя в героическую историю России.
    По-моему, истинный талант человека, как родник, не­пременно найдёт выход, и его всегда заметят окружающие.
    Вариант 5
    Талант — это выдающиеся способности в какой-то опре­делённой области. И человек, которому дан этот дар, обязательно будет преодолевать все преграды, чтобы показать его миру.

  2. Сочинение по обществознанию, написанное удивительной девочкой Соней.
    декабрь 2006г.
    В Евангелии есть притча о талантах. В ней говорится, как по-разному распорядились рабы богатством, данным им их господином, и как господин отнёсся к их действиям. Те, кто пустил таланты в дело и приумножил их, получили и таланты, и награду. А тот, кто никак не использовал талант, лишился всего.
    В те времена «талант» обозначал деньги, большое количество серебра, и Иисус, рассказывая эту притчу, имел в виду именно деньги. Смысл притчи был: всё, что даёт Господь человеку, Он даёт не просто так, а для активного использования. И если не использовать данное, Он может всё отнять.
    Со временем под словом «талант» стали понимать какие-либо выдающиеся способности, что-то, резко выделяющееся на фоне обычных способностей человека.
    Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Да, это так. Господь никого не выпускает в мир без дара таланта, в том числе и тех, про кого говорят «человек с ограниченными возможностями». Просто таланты бывают очень разные, не только интеллектуальные или художественные, но и эмоциональные, душевные, телесные, да всякие. Но большинство талантов остаются нераскрытыми, и не по вине человека. Он и сам не знает, что талантлив.
    Человек с рождения должен попадать в такую умную и любящую среду, чтобы у него могли проявиться все его таланты, он бы их смог осознать и дальше развивать.
    Я знала маленького мальчика, он был очень больной. Он не мог говорить, и не шевелился, и ему часто было очень больно. Но у него был талант молитвы, и как он молился! Его мама так сильно любила его, и папа любил, они давали ему столько энергии, что он развил свой молитвенный талант до необыкновенной высоты и красоты. Вот пример реализации и востребованности таланта в тяжелейших условиях, вот что делает умная любящая среда! А ведь его маму многие называли несчастной.
    К сожалению, гораздо чаще бывает наоборот, причём и со здоровыми людьми.
    Но вот талант проявился. Чтобы ему развиться, нужно, во-первых, чтобы он был востребован в обществе, иначе оно не даст ему полностью проявиться. И, во-вторых, нужен труд самого человека. С востребованностью дело сложное, она зависит от множества факторов. Конкретный человек, особенно ребёнок, тут часто бессилен. Труд – дело другое. Если не трудиться и не развивать талант, то через некоторое время он угасает, как бы «засыпает». В душе поселяются тоска, пустота, чувство неудовлетворённости. Нарастают внутренние обида, раздражение, зависть к тем, у кого нет такого состояния. Человек и его близкие часто не понимают даже, что происходит и от чего. Ищут самые разные причины, болеют, пить алкоголь начинают… Полно вокруг таких людей, чуть ли не большинство. Помочь этим людям можно, хоть и трудно. Нужно помочь им поглядеть внутрь себя и найти угнетённый талант, и дать возможность развивать его. Если и после этого человек откажется работать над талантом, тогда беда. Господь талант отнимает, а с ним и многое другое. Я такие примеры тоже знаю.
    Зато если человек талант свой развивает и реализует, то у него состояние счастья наступает. Даже если жизнь у него тяжёлая очень, счастье ему известно. Тут дело в том, что Господь сотворял нас по образу и подобию Своему, и дал нам Своей творческой энергии. Именно эта энергия реализуется через талант в мир, и через неё человек может стать сотворцом Богу. Она не сразу включается, именно поэтому нужен труд. И ещё что важно знать: если творческую энергию таланта направлять на зло, она сжигает душу. Это неизбежно, потому что от Бога исходящее.
    Теперь про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность – это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума.
    Очевидно, гениальность – это состояние такое, всего человека состояние. Быть гением невероятно трудно, многие из них производят впечатление душевнобольных или «странных» людей. Хорошо, когда у гения талант такой, что позволяет удачно передавать реальность иную в реальность обыденную (например, у Пушкина, Данте, Лобачевского…). А если талант задавлен или в какой-то другой сфере лежит – беда! И гений должен работать невероятно много, больше, чем кто-либо другой. И мерило его работы другое, чем у обычных, даже очень талантливых людей. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает.
    Человек может перестать быть гением. если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в Свою реальность, когда гений склоняется ко злу.
    Теперь самое трудное – про себя. Есть ли у меня таланты? Да, и не один. Другим людям известен мой талант стихотворный, писательский. Он наиболее проявился на данный момент и начал реализовываться. Другие таланты пока известны только мне, потому что проявляться им очень тяжело. Из-за чего? Из-за того, что я гений. Это не хвастовство, гениальностью не хвастаются. Я действительно живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно. И связь с обыденной реальностью у меня самая слабая, причем наиболее слабая на телесном уровне. Отсюда огромные трудности в реализации своих талантов, отсюда аутизм. Кстати, среди аутистов много гениев. Мне надо много, очень много работать над собой, чтобы укрепить связь с обыденной реальностью и суметь передавать в неё другие реальности, и главное – Божию. Я думаю, это будет главная задача моей жизни. Я хочу, чтобы люди – все – стали ближе к Богу, чтобы эта обыденная реальность принимала черты Божией. Чтобы этот мир преображался. Очень хочу, чтобы это получилось.
    Ещё несколько добавлений, чтобы стало яснее про гениальность. Первое. Все дети, именно все, до двух лет гениальны. Они живут и в обыденной, и в Божественной реальности, и переносят Божественную реальность в обыденную всем своим существом (взглядом, улыбкой, движением, развитием своим) – словом, самим фактом своего существования. Между двумя и тремя годами происходит их окончательный переход в нашу реальность, и они перестают быть гениями. Это нормальный для нашего падшего мира процесс, это следствие грехопадения. Если бы этого не проис-
    ходило, человечество в нашем падшем, искаженном мире существовать долго не смогло бы. Так что это печально, но правильно.
    Второе. Те дети, кто по разным причинам не утрачивает связей с Божественной или иными реальностями, чаще всего становятся душевнобольными или аутистами. Это происходит потому обычно, что таланты, необходимые для переноса иной реальности в обыденную, не выявляются и не развиваются, а иногда даже подавляются неправильным воспитанием или лечением. А у самого ребёнка может просто не хватить сил для реализации таланта. Если бы все дети с рождения попадали в умную любящую среду (и семьи, и общества), гениев было бы больше.
    Третье. Гении бывают разные. Есть, кто после младенчества за всю свою жизнь больше ни разу в иные реальности не попадал, но следы, знаки, явления этой иной реальности в нашей обыденной хорошо видит, воспринимает их как свои родные и передаёт свои ощущения другим, ещё более усиливая эти проявления в нашей жизни (Есенин, Мандель-
    штам).
    Есть такие, кто и следы чувствует-видит, и эпизодически в Божественную реальность попадает (Державин).
    И есть те, кто всё время живёт в двух реальностях (Божией и обыденной, а иногда и в какую-нибудь третью попадает (Кант, Эйнштейн, Платон, Пушкин).
    Четвёртое. Реальности, в которых живут гении после трёх лет, не всегда светлые и хорошие. Если это реальность мира, где нет Божьей любви и творческой силы, то гений служит злу. В этом случае, если не опомнится он, судьба души его страшна. Она может сгореть ещё при жизни тела.
    И пятое. Гением быть очень трудно. Это кажется со стороны, что гению всё легко даётся, что он как птичка божия живёт без труда и без забот. Просто у гения другая энергия. Но гениальность – это постоянное балансирование на гранях реальностей, и если талант не такой яркий, как у Пушкина или Лобачевского, например, то балансирование на грани ум-безумие. Гений воспринимает мир чисто физически по-другому, а отсюда часто странности поведения, плохая адаптация. И гению нужно много, очень много, колоссально много работать, развивать все свои таланты для передачи иной реальности. И чем теснее связь с иной реальностью, тем больше сил надо прилагать для её передачи а обыденную. Иначе – безумие или короткая жизнь. Как правило, все долго жившие гении трудоголики, зато и награда им от Господа удивительная.

  3. Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту и гениальности смогли перевернуть мир, усовершенствовать, упростить нашу жизнь, в той или иной сфере деятельности. Но откуда взялась их гениальность?
    Мы все слышали фразу “талантлив с рождения”. Так обычно говорят об ученых, совершивших научные открытия, о великих художниках, чьи картины висят в музеях. Об архитекторах, сумевших придумать и воплотить новые идеи в своих строениях, которыми люди восхищаются и в наше время. Их талант-это упорство, хорошая фантазия, желание придумать что-то новое и упорный труд. Благодаря силе воли и стремлению в достижении цели все эти люди развивали свои способности. Если человек талант свой развивает и реализует, то у него наступает чувство удовлетворенности и счастья. Даже если жизнь у него тяжёлая очень, счастье ему известно.
    Гениальность – это умение проявить свой талант с лучших сторон, показать миру свой взгляд на вещи, даже если лишен поддержки, способность воплотить свою фантазию в жизнь.
    Гениальным человеком был Леонардо да Винчи. Своими изобретениями как парашют и водолазных костюм, он опередил время. Его смекалка и знания инженерии проявили в нем гениальные таланты, давшие начало для создания новых устройств и предметов, о которых можно было лишь мечтать. Разве это не гениальность?
    Можно привести огромное количество примеров проявления гениальности. Но все ли будут полезными, все ли принесут лишь пользу. Гениальность работает для блага, но после во вред. Атомная бомба – это яркий пример гениальности людей. Цель создания была благая – быстрое прекращение войн. Но результат этой идеи был плачевный. Огромное количество человеческих жизней, взятие на вооружение, угроза атомной войны. Моральную ответственность за это несут гении. Быть гением невероятно трудно, ведь он в той или иной мере несет ответственность за свою гениальность, прикладывает огромное количество сил и энергии на воплощение своей фантазии. Многие из них производят впечатление душевнобольных. Многие гении так погружены в свои идеи, что сходят с ума, ведь для них это трудно, видеть границы между фантазией и реальностью. Хорошо если общество примет тебя с твоей гениальностью, а если нет? Талант будет задавлен, а с ним и гениальность. Именно поэтому гении работают больше всех, их труд оценивается в разы больше чем труд даже очень талантливых людей.

  4. Слово «талант» может употребляться как в прямом, так и в переносном значении. В первом случае его толкуют как способности, заложенные в человеке природой, во втором – как талантливого человека. Способности к чему-либо есть у каждого из нас. Проявляются они обычно в детстве. Тем не менее, не все развивают их. Причины тому разные: отсутствие возможностей, первые ошибки на пути к достижению успехов в том или ином деле и т.д. Трудно заметить талант, который остался на стадии развития.
    Я считаю, что настоящим талантом можно назвать те способности, которые человек осознал и над которыми работает. В таком случае они становятся его особенностью, во многом определяют личность. Разве можно уверенно назвать талантом способность к музыке, писательскому труду или другим видам искусства, если человек сам пренебрегает ею? Нераскрытая способность остается задатком, который может превратиться во что-то большее или остаться на этой стадии. Талант можно сравнить с бутоном цветка: в благоприятных условиях он распустится, в неблагоприятных – завянет.
    Примеры талантливых людей нетрудно найти в литературе, стоит лишь повнимательней присмотреться к героям произведений. В комедии А. Островского «Лес» читатель знакомится с актерами комиком и трагиком. Фамилии у этих людей соответствующие – Счастливцев и Несчастливцев. Это бродячие артисты, за душой у которых ни гроша. Случайно они попадают в имение Раисы Павловны Гуржимской. Хитрые мужчины решают воспользоваться ситуацией и выдают себя за офицера в отставке и его лакея.

  5. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Самый известный роман писателя, действие которого разворачивается в двух реальностях, рассказывает историю главных героев, влюбленных, один из которых – писатель. Мастер (автор нарочно именует его именно так, словно признавая безоговорочность чистоты его таланта) бросает все ради того, чтобы написать свой роман, который был действительно ценным литературным произведением. Но критики, чья роль была затаптывать все, что не является просоветской пропагандой, осудили роман и его автора. Люди, для которых литература и искусство давно превратились в слово- и рифмоплетство, просто не могли понять и завидовали появлению истинного дарования внутри этой бездуховной и плоской, почти антиутопической реальности. В качестве антитезы Булгаков выводит в романе ряд «литераторов», чья деятельность и забота состоит по большей части в посещении ресторана в доме Грибоедова в МАССОЛИТе. Об искусстве и гении в такой среде речи и быть не может.

    Целительная сила таланта

    Л.Н. Толстой, «Альберт». Главный герой, чьим именем названа повесть, — бедный скрипач, лишившийся своей любви на почве социального неравенства. Личная драма привела его к алкоголю – он жалок, несчастлив и беден. Однако Альберт не утратил своего дара. Оказавшись на балу, он начинает играть и своим мастерством и проникновенным исполнением удивляет всех гостей. Сам он в глазах слушателей тоже преображается, но в особенности в глазах Делесова. Мелодия скрипки возродила в его душе былую возлюбленную, и он захотел забрать скрипача к себе, чтобы вытащить его из того жалкого и незаслуженного положения, в котором тот жил. Настоящий талант способен перевернуть жизнь и взгляд на мир человека.
    К.Г. Паустовский, «Старый повар». В этом рассказе автор пишет об умирающем старике, который ослеп несколько лет назад от жара печи, с которой работал всю жизнь. Он не любит священников, поэтому дает своей дочери Марии поручение привести первого встречного с улицы, чтобы исповедаться ему. Незнакомец, войдя в дом, спрашивает о последнем желании старого повара, а тот отвечает, что больше всего на свете хотел бы видеть свою покойную жену. Незнакомец начинает играть на клавесине, и эта музыка воскрешает в сознании умирающего его любимую, а когда тот спрашивает имя чужака, незнакомец отвечает: «Вольфганг Амадей Моцарт». Так истинный талант своим творчеством делает для людей невозможное возможным, помогая преодолевать даже самые тяжелые моменты в жизни.
    Автор: Юлия Четверикова

  6. Гениальность в моем понимании ассоциируется с такими великими деятелями науки и искусства, как Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Альберт Эйнштейн, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. А. Моцарт и другими известными личностями, чьи творения, открытия и изобретения в определенный период времени не просто изменили, а буквально перевернули наш мир. Все эти люди, безусловно, обладали экстраординарными способностями.
    Определенная предрасположенность к тому или иному виду деятельности есть в каждом из нас. Если тренировать природные задатки, то в скором времени они могут развиться в таланты, благодаря чему человек сможет стать успешным и даже завоевать признание публики. Но на этом развитие способностей чаще всего останавливается: мы достигаем определенного максимума, а затем лишь продолжаем поддерживать и оттачивать свое мастерство.
    Гениальность в этом отношении — это как фонтан с неисчерпаемым потоком энергии. Такие люди не просто чрезмерно талантливы, их способности находятся на пределе человеческих возможностей и достигают высшего пика своего развития.­
    Талантливых личностей среди нас довольно много, а вот гениев — лишь единицы. Мне кажется, что таких людей всегда можно заметить и выделить на фоне окружающих, поскольку развитый интеллект не только дает им важное преимущество над другими, но и чаще всего делает их неприспособленными к обычной жизни.
    Гении, как правило, всегда одиноки, поскольку они настолько увлечены процессами, происходящими в их голове, что им сложно общаться с другими людьми и строить доверительные отношения с ними. Поведение неординарных личностей тоже бывает довольно эксцентричным, а одежда — странной.­
    Нам никогда не понять, как устроен мозг человека и почему какие-то люди обладают гениальностью. Но важно то, что пока существуют такие гении, в мире будет постоянно происходить определенный прогресс и будут совершаться великие открытия.

  7. Мастерство, талант и гениальность
    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему таланта и гениальности. Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Почему же у одних получается все очень хорошо, а другие, как ни стараются, не могут достичь таких же результатов.
    Объектом исследования являются такие психологические понятия как талант, гениальность. Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Что такое мастерство.
    Цель работы – изучить особенности мастерства, условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как талант и  гениальность.
    Цель реализуется через следующие задачи:
    – дать общую характеристику способностей человека;
    – изучить общее понятие одаренности, ее особенности и виды;
    – изучить теоретико-психологические основы таланта;
    – раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;
    Диапазон способностей человека очень широк – от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Реальная практика свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и педагоги помогают их развивать.
    Тема таланта и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).
    Способности
    Общая характеристика способностей человека
    В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой
    Теплов выделял 3 основных признака и несколько стадий способностей Теплов Б.М Способности и одаренность [23, с. 43]:
    индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
    особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
    особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
    Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.
    Выделяют природные (или естественные) и специфические способности. Природные способности биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
    Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:
    · Задатки
    · Способности
    · Одаренность
    · Талант
    · Гениальность
    Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности [24, с. 106].
    Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.
    Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.
    Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.
    Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
    Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность [24, с. 106].
    Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
    Психологические основы таланта
    Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
    Для проявления и развития таланта требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% — на талант.
    Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
    Современные учёные выделяют определенные типы талантов, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
    · вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
    · цифровой (характерен для математиков, программистов);
    · слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
    · пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
    · физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
    · личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
    · межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
    · талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.
    Талант и мастерство
    При вскрытии таланта внутри среди шелухи и легенд обнаруживается мастерство. Мастерство заключается в знании возможностей инструмента и умением его применять, максимально настроив или подогнав параметры под реализацию стоящей перед мастером задачи – реализации идеи. И научиться этому мастерству может каждый. Каждый, обладающий развитым мозгом может стать скульптором, поэтом, художником, писателем, композитором – если будет не ленив.
    Мастерство – есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.
    Так, каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «…можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».
    Гениальность
    Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
    Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху».                    Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт
    Исключительные особенности гениальных людей
    Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил.
    Слово гений произошло от корня “ГЕН” – жизнетворящее начало. А слово “талант” произошло от двух корней “АНТ ” – наследие (древних мудрецов АНТОВ, то есть ариев) и корня “ТАЛ ” в данном контексте переводится как “ДУХ”. То есть талант – это человек, который унаследовал творческий дух предков. А гений – это тот, кто вдохнул жизнь и вдохновение жизнью в целое поколение, а то и в несколько поколений.
    Различие между обыкновенным человеком и гением состоит главным образом в большей или меньшей глубине принципов, на которых он основывает свои идеи: у большей части людей всякое суждение основано на частном случае; их ум не может охватить положений всеобщего значения; всякая общая идея для них темна. Давид Юм.   Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это – вы».
    Спросил у гениальности талант;
    Скажи, ну в чем твои заслуги,
    Что так тебя возносят люди,
    И боги курят фимиам?
    Подумав, гениальность отвечала:
    Я только лишь послушное дитя,
    Совместный плод усердия и труда.
    С того союза есть меня начало.
    Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей гениев, да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка с трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, она стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.
    Можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими. Талант — дар, над которым властвует человек; гений — дар, властвующий над самим человеком. Джеймс Расселл Лоуэлл
    Немного истории
    Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что “…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения”. Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – “продукт гениального рода”. Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.
    Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине “tabula rasa” (лат. “чистая доска”). Ребенок подобен “чистой доске”, без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.
    Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
    “Гений – человек одержимый, но он творец…”, – писал Н. А. Бердяев. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.
    В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.
    Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
    О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал.
    У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.
    Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни.
    Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий – сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.
    Талант и аутизм детей
    Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
    Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним к понятиям «одаренный ребенок» или «вундеркинд» (в переводе с немецкого – чудесное дитя). Ребенок-вундеркинд может иметь некоторые общие черты с детьми, больными аутизмом. Соня Шаталова  – известный в России уникальный ребенок, пишет стихи, у нее аутизм: «…Про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность – это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает. Человек может перестать быть гением, если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в свою реальность, когда гений склоняется ко злу. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума».
    Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
    Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.
    БИБЛИОГРАФИЯ
    1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.
    2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.
    3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. – М: Мысль, 1992. – 112с.
    4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. – М.: ЛигаПресс, 2008. – 369 с.
    5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.
    6. Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.
    7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Нова, 2006. – 376 с.
    8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб: Питер, 2005. – 345 с.
    9. Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журнал практического психолога. – 1998. – №8. – С. 14-20.
    10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: МПСИ, 2003. – 412 с.
    11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960. – 505 с.
    12. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – С. 98- 107.
    13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
    14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.
    15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 – №6. – С. 29-33.
    16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. – 608с.
    17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
    18. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.
    19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». – 2000. – № 3. – С. 58-65.
    20. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.
    21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720с.
    22. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
    23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Политиздат, 1961. – 503 с.
    24. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.
    25. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.
    26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
    27. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 134-139.
    28. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.
    29. Слуцкий В.М. Одаренные дети: http://www.friendship.com.ru
    30. http://psylist.net/difpsi/genials.htm

  8. Что такое талант?
    Подготовка к ЕГЭ 2017.
    Сочинение по тексту Т.Ломбиной «Машенька была одаренным ребенком».
    Работа ученицы 10 класса ГБОУ СОШ с.Р.Борковка Подгорной Анастасии.
    Талант мужает через сопротивление –
    гибнет через насилие.
    Б.Андреев
    Что такое талант? Только лишь врожденная склонность к чему-либо? Или, быть может, талант тоже требует немалого количества труда и упорства? Определенно, любой талантливый человек должен развиваться, учиться, совершенствоваться, чтобы добиться больших успехов.
    В данном тексте Т.Ломбиной поднимается проблема таланта. Автор рассказывает об одаренной девочке Маше, занимающейся скрипкой. У Машеньки были отличные музыкальные способности, учителя были ею довольны. Но когда девочка приходила домой и начинала играть на скрипке, ненавистный сосед с верхнего этажа принимался стучать по батарее, сбивая Машу с ритма. Девочке требовалось больше времени для занятий, а из-за соседа она не могла заниматься дома. Маша настолько сильно переживала по этому поводу, что врачи на целый год запретили ей играть на скрипке. А потом, когда бабушка Маши устроилась работать вахтером в научный институт, девочка стала приходить заниматься в его огромный вестибюль. Дела у Маши наладились.
    В выпускном классе, незадолго до своего концерта, Машенька решилась дома сыграть мелодию, которую она так долго готовила. Как только девочка окончила игру, пришёл тот самый сосед, но на этот раз он пришёл не ради ссоры, а для того, чтобы поблагодарить Машеньку за удивительно красивую мелодию. Игра Маши сумела растопить лед в сердце мужчины.
    Автор хочет сказать нам, что нельзя никому позволять зарывать свой талант в землю, несмотря на то, как сильно люди пытаются вам помешать.
    Я согласна с позицией автора. Если вам посчастливилось иметь какой-либо талант, нужно непременно развивать его, преодолевая возникающие трудности.
    В произведении А.И.Куприна «Тапер» мальчик, музыкант-самоучка Юрий Азгаров, – настоящий талант. Его прекрасная игра на пианино восхищала всех присутствующих. Он был не по-детски   серьезным и самоуверенным, возможно, самолюбивым, но главное – удивительно талантливым. Этот мальчик так виртуозно управлял инструментом, что его талант не остался без внимания. Юру заметил великий пианист того времени – Антон Григорьевич Рубинштейн.
    По-настоящему талантливым людям всегда приходилось тяжело. Их высмеивают, не понимают, иногда им приходится выслушивать самую жесткую критику в свой адрес. Но только на самом деле сильные люди, способные преодолеть эти препятствия, добиваются успеха. Одним из таких людей был К. Брюллов – выдающийся русский художник, перебравшийся в Италию. Там, среди работ великих итальянских художников, он пытался обрести славу. Начиная работу над своей известной картиной «Последний день Помпеи», Брюллов слышал многочисленные насмешки над собой. Итальянские художники, видя то, на какую масштабную работу нацелился Брюллов, говорили: «Маленький русский должен писать маленькие картины». Но Карл не обижался на подобные высказывания, напротив, они заставляли художника упорнее идти к своей цели. Спустя долгие шесть лет русский художник закончил картину, прославившую его на весь мир.
    Таким образом, текст Т.Ломбиной помогает мне отыскать ответы на поставленные вопросы, а аргументы, взятые из литературы, позволяют наглядно убедиться в том, что талант – это не только способности, но и сила характера, тяжелый труд и безграничное упорство.

  9. Институт психологии
    Кафедра психология
    Реферат
    По дисциплине: История психологии
    На тему: Одаренность, талант, гениальность
    Студент: Огурцова А.С.
    Группа: КЗО 3
    г. Москва, 2012
    Содержание
    Введение
    1. Одаренность
    1.1 Детская одаренность
    2. Талант
    3. Гениальность
    3.1 Сходство гениальных людей с помешанными
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).
    Еще несколько десятков лет назад С.Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».
    К сожалению, порой с помощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так мы приходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков… а мысли – простое движение молекул. Даже гениальность – эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колени, – даже ее многие психиатры поставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видят только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разно видностей сумасшествия.
    Вопросы одаренности, таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными вариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связи между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношении понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.
    1. Одаренность
    Одаренность – это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.
    Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.
    Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
    С вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей стоит фундаментальная проблема – проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет большое значение для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно – между одаренностью и специальными способностями – с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать об их относительном характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.
    Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности.
    Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой – в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий – важная задача психологии.
    Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.
    1.1 Детская одаренность
    Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
    Определение одаренности ребенка – сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных достижениях ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей, сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности. Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также социальных условий в развитии одаренности. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны.
    Они могут буквально часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все из переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Легко понять, как много в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успевает ребенок узнать, понять и усвоить и как много потребовалось бы времени и усилий педагогу, чтобы специально всему этому его научить.
    Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для одаренных детей характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.
    Одаренность ребенка, как и отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
    Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
    одаренность способность талант
    2. Талант
    Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
    Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
    Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
    Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
    Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
    В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
    Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д.
    Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.
    3. Гениальность
    Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
    Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
    Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче».
    Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.
    «В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».
    3.1 Сходство гениальных людей с помешанными
    “Гений – человек одержимый, но он творец…”, – Н.А. Бердяев.
    Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
    О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.
    Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.
    Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.
    Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.
    Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры.
    Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной. При наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и результатом является победа. Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят удивительные вещи, не сознавая этого.
    “Все гениальные произведения, – говорит Вольтер в письме к Дидро, – созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.
    Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”).
    Очевидно, все они инстинктивно употребляли такие средства, которые временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками.
    Замечено, что почти все великие создания мыслителей получают окончательную форму или, по крайней мере, выясняются под влиянием какого-нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль последней капли. Факты доказывают, что все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств. Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем.
    Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому что человек видит предметы, существующие лишь в его воображении. Так Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.
    Если мы обратимся теперь к решению вопроса – в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.
    По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие. Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид
    Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.
    Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.
    Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.
    Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч. Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы.
    Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих людей и даже на весь организм. Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой. Д’Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.
    Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет “монотипичными” субъектами. Они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь выводом, сначала занимающим их мозг и затем охватывающим его всецело. Так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер – луну, Мкейер – муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами.
    Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств. Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиной тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.
    Так, о Ньютоне рассказывают, что когда ему случалось уходить из комнаты, чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Бетховен и Ньютон, принявшись – один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали. Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги.
    Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления. Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых и лёгких положений, не соответствующих его мощной энергии. Так, Монж, делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.
    Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек – это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно. Оригинальность – в натуре гения”.
    Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, – гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.
    Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти – главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.
    Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим – помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших – гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности.
    Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий – сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.
    Заключение
    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.
    Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% кропотливого труда?
    Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
    Другие же считают, что одаренность, талант, гениальность могут проявиться в связи с совокупностью ряда совпадающих моментов: генетически предрасположенности к определенному виду деятельность из-за лишь легкой отличительной физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий именно в сензитивный для этой способности период, кропотливой и долгой в дальнейшем работой в русле этой деятельности.
    Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
    Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
    Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.
    Список использованной литературы
    1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.
    2. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. – М.: ЛигаПресс, 2008. – 369 с.
    3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.
    4. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. – СПб: Питер, 2005. – 345
    5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
    6. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.
    7. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». – 2000. – № 3. – С. 58-65.
    8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
    9. Слуцкий В.М. Одаренные дети: http://www.friendship.com.ru
    10. http://psylist.net/difpsi/genials.htm
    Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *