Сочинение на тему герои горе от ума

12 вариантов

  1. Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».
    Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему.
    Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.
    Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.
    От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин. Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.
    Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.
    При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой. Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике.
    Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.
    Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы, которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.
    Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.
    Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова, который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.
    Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.
    Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.
    В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».
    Главные герои «Горе от ума» – образы персонажей Грибоедова и характеристика для сочинение по теме | источник

  2. Комедия “Горе от ума” полна персонажей, которые не принимают непосредственного участия в действии, но имеют большое значение в раскрытии основной идеи.
    Они помогают узнать важные детали: позволяют проникнуть в суть событий на сцене или за ней, открывают ранее надежно запрятанные черты героев, демонстрируют особенности их отношений. Не менее важны и второстепенные персонажи.

    Роль внесценических персонажей в характеристике фамусовского общества

    Многим запомнилась Лиза, работающая у Фамусова. Сначала кажется, что она обычная девушка. Но ее немногочисленные высказывания способствуют пониманию того, как тонко Александр Грибоедов описал проницательную и луковую крепостную.
    В пьесе она представляет собой здравую точку зрения, критикует многих других персонажей. Она по-житейски умна, именно сквозь ее видение мира мы видим главное действующее лицо – Чацкого. Лиза воспринимает его как чувствительного и веселого молодого человека, обладающее острым умом.
    Сергей Сергеевич Скалозуб появляется в комедии для того, чтобы можно было более полно охарактеризовать фамусовское общество. Лиза метко отмечает, что полковник не только очень богат, но «и метит в генералы», в то же время этот персонаж абсолютно глуп. Консервативные слои дворянского общества не видят ничего хорошего в просветительских идеях, полагая, что книги сводит с ума.
    Александр Чацкий стремится к откровенной беседе с полковником Скалозубом, когда старается понять причины холодности его возлюбленной Софьи, но быстро приходит к выводу о беспросветной глупости военного.
    Важную роль играет и княжеское семейство Тугоуховских, которое вносит свою лепту в раскрытие характерных особенностей фамусовкого общества. Их появление на балу преследует единственную цель – поиск подходящих партий для шести дочерей.
    Эти персонажи наглядно демонстрируют бездуховность, эгоизм, лицемерие и хамство, прикрытое благородством, присущее фамусовскому обществу.
    Многие внесценические персонажи объединяются против главного героя. Он высмеивает их всех: Максима Петровича (дядюшку Фамусова), фрейлину императрицы Екатерины Великой, княгиню Пульхерию Андреевну и других представителей высшего общества. Эти персонажи помогают Грибоедову показать истинный масштаб силы, который противостоит Чацкий.
    Внесценические персонажи служат достижению двух целей: они становятся объектом для насмешек главного героя, позволяющие продемонстрировать недостатки дворянского общества, дают представление о той части элиты, которая враждебна Чацкому. Среди этих персонажей особняком стоят три образа: Максим Петрович, Кузьма Кузьмич, Фома Фомич. Об их поступках часто рассказывают как о примерах для подражания. Их задачи сходны с теми, решению которых способствуют и основные герои произведения, но эти задачи невероятно важны для раскрытия социального противостояния.
    Отношение знатных персонажей к крепостным дополняет наши представления об их образе жизни и картине мира. К примеру, старушка Хлестова приказывает накормить свою служанку так же, как собаку. Для таких людей честь и человеческое достоинство тех, кто стоит ниже по социальной лестнице, ничего не значит. Им очень легко унизить крепостных. Для них самые главные достоинства – богатство и власть. Даже жестокость по отношению к слугам и крестьянам не воспринимается как порок.
    А. С. Грибоедов демонстрирует читателям, что в таком обществе человек, отличающий от большинства, автоматически попадает в разряд сумасшедших и разбойников.

    Персонажи, раскрывающие образ главного героя

    Есть в комедии и иная категория второстепенных персонажей, которая более полно раскрывает образ главного героя. К ним относится, в первую очередь, Платон Михайлович Горич, в прошлом единомышленник главного героя. Он участвует лишь в небольшой сцене на балу. Консервативное окружение превратило его в примерного мужа. Супруга, Наталья Дмитриевна, полностью опекает его, словно малое дитя. Подобные условия жизни привели к тому, что он отрекся от увлечений молодости.
    Не меньшее значение имеет Репетилов, являющийся двойником главного героя. Его основное отличие от Чацкого заключается в том, что он лишь играет в свободомыслие.
    Г.N и Г.D необходимы автору, чтобы показать распространение слухов о безумии Чацкого, который запускает Софья. Слова этой героини, произнесенные в шутку, быстро превращаются в общественное мнение. Общество Фамусова оказывается настолько косным, что не в силах простить главному героя его образованности, из-за чего с радостью верят в клеветнические слухи.
    Второстепенные и внесценические действующие лица пьесы позволяют разорвать единство времени и места. Они уточняют моральные нормы, которые вызывают неприятие главного героя, представляют возникшие противоречия как закономерные. Благодаря им нам становится известна предыстория жизни Чацкого и его будущее, которое, вероятнее всего, связано с декабристами.

  3. 3
    Текст добавил: (- ..ВеРна ТеБе.. -)

    Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  4. Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев. Ими являются, в первую очередь: Александр Чацкий, Павел Фамусов, Софья Фамусова, Алексей Молчалин.
    Чацкий является положительным героем Грибоедова. Осиротев в раннем возрасте, он получил воспитание в семье Фамусова. Но несмотря на это, повзрослев и пожив несколько лет отдельно и вдали от прежнего дома, Чацкий осуждает мнение и взгляды самого Фамусова и всего дворянского общества.
    Он считает себя патриотом, любит свою страну и не потерпит насмешливого отношения иностранцев по отношению к родному, отечественному. Чацкий является молодым дворянином, выделяющимся среди остальных своим острым умом и высокой нравственностью. Влюблен в дочь Фамусова – Софью. Но разочаровавшись в любви, а также не сумев объяснить окружению свои идеи, принципы и цели в жизни, решает покинуть Москву, так как другого выхода уже видит.
    Павел Фамусов, личность довольно противоречивая. С одной стороны, он взял на воспитание осиротевшего парня и воспитал его, как собственного. Но с другой стороны, автор описывает его лицемерным, бесчестным обманщиком и взяточником. Он довольно богатый помещик, самостоятельно воспитывающий единственную дочь – Софью. Жена его умерла довольно давно. Во взглядах на жизнь и во многих спорах выступает противником Чацкого.
    Софья – наивная дочь Павла Афанасьевича. Несмотря на полученное хорошее образование, воспитание и сильный характер, девушка не в состоянии понять настоящего и искреннего чувства Чацкого. Она очень любит проводить свое время за чтением хороших книг, несмотря на недовольство отца. Но все же, она является дочерью своего отца, так как она воспитана в окружении, где важны лишь деньги и чины. Климат, в котором она воспитывалась, безусловно повлиял на характер героини. Софья выбрала Молчалина, потому что она хочет властвовать не только в свете, но и в семье. Персонаж Софьи очень сложный. С одной стороны, она чуть ли не единственный человек, которая близка Чацкому по духу. С другой, именно она стала причиной страданий Чацкого и его решения покинуть это общество.

  5. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого (главного героя) ратовали за обновление общества. В монологах и репликах героя, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личности — вот основной мотив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.
    Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви». Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Чтобы обойти цензуру, Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на что-либо.
    В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством и честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение — оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.
    Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Герой, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, светскую толпу?
    Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» путешествовал, общество менялось. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу Молчалины. Чацкий не способен отнестись к ним и их «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.
    Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти ключ к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
    На мой взгляд, очень интересно сравнить Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?
    Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить, не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое…
    Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:
    Там моську вовремя погладит,
    тут в пору карточку вотрет…
    Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает он силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.
    Именно Молчалины, идеал которых «и награж’денья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) властителями общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умеренность
    и аккуратность». Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно приписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Такой герой и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков:
    …Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет;
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    «Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Да, финал этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
    После скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.
    Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше. Дальнейшие скитания героя не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно, не погиб в день восстания.
    Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел образ Молчалина в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в нем одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь», — писал о нем К. Полевой).
    Удивительно, что и сейчас невозможно равнодушно читать «Горе от ума». Грибоедову (может быть, впервые в русской литературе) удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе — в общем, всем, чего мы достигли. Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и верят, что это лучшее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, разлагающих общество.

  6. Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

  7. В пьесе «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов описал попытку одного человека изменить принятые общественные устои, но потерпел поражение, в результате которого ему пришлось покинуть Москву.
    Этот новатор – главное действующее лицо комедии Александр Чацкий.

    Характер главного героя комедии и его взаимодействие с другими персонажами

    Главный герой – умный человек, тонко чувствующий новые веяния. Вся пьеса основана на социальном конфликте, на одной стороне которого главный герой, а на другой – московское дворянское общество, представленное Фамусовым, полковником Скалозубом, Молчалиным. Александр Чацкий не может принять философию этих людей, не разделяя их взглядов и идей. Результатом бесконечных споров стали известные монологи Чацкого (например, «А судьи кто?..), в них он выступает в роли проповедника прогрессивных взглядов. Главного героя ни в коем случае нельзя считать человеком, который может говорить лишь то, что от него ждут. Он даже не слишком интересуется тем, действительно ли его собеседники прислушиваются к словам. Самое главное заключается в том, чтобы высказать собственное мнение.

    Взгляды Чацкого в начале произведения

    В первой речи Чацкого, начинающейся со слов: «И точно начал свет глупеть…», сравниваются век минувший и наступивший. Из монолога становится понятно, что главное действующее лицо не может принять бюрократию и преклонение перед чинами. Это стало причиной отказа от государственной службы.
    Следующий монолог «А судьи кто?» посвящен осуждению увлеченности армией. Военное дело лишает человека стремления к творческим занятиям, к изучению окружающего мира. Муштра пагубно сказывается и на формировании личности, возможности мыслить и поступать самостоятельно.
    В самом начале пьесы Чацкий считает, что фамусовское общество с легкостью примет его взгляды. Он убежден, что сможет изменить сознание окружающих людей и заставить их иначе взглянуть на мир.
    Но его надежды не оправдались. Философия фамусовского общества слишком неповоротлива, даже ровесники Чацкого не способны понять его, он приходит к выводу, что не сможет ничего изменить. Люди не приемлют новых взглядов, оставаясь в веке минувшем. Ни один человек не понимает слов главного героя, не желают его слушать. Философские идеи главного героя терпят крах.

    Образ героя к окончанию пьесы

    В финале пьесы молодой человек избавляется от владевших им иллюзий, но все же остается верным своим убеждениям.
    В заключительном монологе «Не образумлюсь» Чацкий продолжает развивать свои идеи. Даже его поспешный отъезд из Москвы не полная капитуляция, а попытка найти место, где его взгляды будут оценены по достоинству.
    Чацкий – воплощение целеустремленного человека, не желающего прогибаться под общественные устои и продолжающего бороться. Он верит в то, что его идеи будут воплощены в жизнь и лучшее будущее непременно наступит.

  8. Скажу честно, блестящая комедия в стихах великого русского классика Александра Сергеевича Грибоедова после каждого ее повторного прочтения вызывает,
    лично у меня, массу эмоций и размышлений. Безусловно, стоит отметить, что данный литературный шедевр на протяжении нескольких столетий, день ото дня, не
    прекращает расходиться на многочисленные цитаты. Что касается комедии, то она написана по реальным событиям, произошедшими, непосредственно, лично с
    автором. Как известно, вернувшись из-за границы, Александру Сергеевичу Грибоедову удалось оказаться в славном городе на Неве (Санкт-Петербурге) на одном из
    светских мероприятий. В тот вечер автор будущей блистательной комедии был глубоко поражен публикой, преклоняющейся перед иностранными гостями. Не
    выдержав, автор с лихвой “прошелся” по собравшейся в тот вечер публике, с пламенной уличительной речью. В итоге, кто-то из гостей назвал Грибоедова
    сумасшедшим, и чуть позже, данный слух стремглав пролетел по всей “северной столице”. Но, Грибоедов не был бы гениальным автором, если бы не отомстил
    светскому обществу. В итоге, сегодня его знает весь мир. О “Горе от ума” говорят миллионы.
    Что касается сюжета и героев комедии, то о них уже было написано столько трудов – что и не перечесть, велась масса рассуждений и споров – что и не переслушать.
    Столкновение “старых” и “новых” взглядов, касаемо крепостничества, общества, развития государства в слиянии с рядовым, повседневным человеческим
    поведением – все это удалось выразить автору в литературном труде. Лично я, ничего нового не поведаю в своем сочинении. Нет, у меня, конечно, есть свои мысли,
    взгляды, касаемо героев, их образов, характеров, психологии, но я, лишь говорю о том, что все эти доводы будут сводиться к единой константе.
    Перед тем, как я перейду непосредственно к нескольким героям комедии, хотел бы, еще раз, упомянуть, что в комедии автор соблюл только два классических
    единства: времени и места, действие – отсутствует.
    На мой взгляд, в комедии основных героев нет. Все равны, герои несут свою идею, за каждым есть своя, какая-никакая, но правда. Каждый из героев обладает
    очерченным обликом.
    Начать бы я хотел, пожалуй, с Фамусова Павла Афанасьевича, главного идейного противника Александра Чацкого. По своей жизненной позиции он мне, чем-то
    напоминает героиню “Недоросли” Фонвизина, госпожу Простакову. Фамусов является ярым ненавистником просвещения и бездушным человеком. Постоянно
    ссылается на авторитеты, обычаи, устои. Главная, с моей точки зрения, негативная черта Фамусова – жизнь предрассудками. Кроме того, Фамусов, являясь
    богатым барином-помещиком, поклонником дворянской Москвы, выступает в роли противника новизны во всех областях политической и общественной жизни.
    Безусловно, данный герой относится к представителям “века минувшего”. В так называемом “фамусовском” обществе все держится на связях, поэтому сам герой,
    наряду с другими членами московского общества считает такую модель жизни идеальной. Фамусов – двуличен. С одной стороны славится “монашеским поведением”,
    с другой, не забывает ухлестывать за служанкой Лизой. Последнее поведение, к тому же, в то время считалась нормой в обществе. В разговоре с Чацким Фамусов
    затыкает уши, боясь услышать смелых и громких речей. К большому сожалению, Павла Афанасьевича, несмотря на его статус и положение по сюжету обманывают
    все, кому не лень: родная дочь Софья, преданный секретарь Молчалин, служанка Лиза.
    Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет дочь Павла Афанасьевича – Софья. Воспитанная отцом и мадам Розье по всем нормам и правилам московских
    барышень, Софья представляет себя в роли героини романа. В результате, в комедии перед нами предстает девушка, не способная разбираться в людях, не
    умеющая думать, не способная отвечать за каждый свой шаг. Истинное чувство от подделки героиня отличить не может. Конечно, проблема заключаются не только
    в самой Софье, а если быть точнее, в первую очередь, в системе женского образования того времени. Ведь, главной конечной целью того времени являлась дача
    всех необходимых знаний девушке для построения успешной светской карьеры, которые впоследствии благополучно сказывалась на замужестве. Да, Софья –
    личность неординарная. Ей присущи страсть, самоотверженность. В комедии она занимает среднее место в конфликте между Чацким и “фамусовским” обществом.
    Является одной из составляющих любовного треугольника – Чацкий-Софья-Молчалин. Вопреки отцовскому мнению, она выбирает Молчалина, личность с одной
    стороны застенчивую, уступчивую, почтительную, и, уж, простите меня, на мой взгляд “сволочную”: хитрую, лицемерную, ничтожную. В комедии сентиментальный
    облик Софьи был полностью сорван после того, как она распустила слух о сумасшествии Чацкого, который, в свою очередь, так язвительно отозвался о Молчалине.
    Наряду с отцом, героиня, также осталась с разбитым сердцем, узнав о том, что Молчалин заигрывал с Лизой. Но, говоря Молчалину о том, что все станет известно ее
    отцу, становится ясно, что любви, как таковой, у героини по отношении к Алексею Степановичу не было.
    Не могу своим вниманием обделить, пожалуй, одного из любимых и интересных в литературе героев – Молчалина Алексея Степановича. Да, как я ранее написал,
    лично для меня Молчалин является “сволочной натурой”. Но, до чего же эта натура интересна. Согласитесь? Пресмыкается, лицемерит, лебезит, выкручивается
    перед “элитным обществом”. Хитрый, скользкий, я бы сказал, самый настоящий живучий персонаж. Главное достоинство Молчалина – он всегда идет, и скорее всего,
    будет идти к своим целям, несмотря ни на что. Являясь вдохновением Софьи, он ухаживает за Лизой без оглядки. Попавшись с поличным, он не растерялся. Многие
    называют Молчалина подлецом, негодяем, ничтожным человеком. Я отчасти с этим согласен. По сути, Молчалин – “бессловесный хамелеон”, играющий в
    увлекательную игру, наполненную “элитным обществом”, простыми людьми, их взаимоотношениями. “Молчалины блаженствуют на свете!” – восклицает Чацкий с
    гневом и негодованием. В результате, в комедии пустой, ничтожный Молчалин становится виновником “мильона терзаний” благородного Чацкого и виновником
    трагедии Софьи.
    Еще об одном герое, о котором мне хотелось бы поговорить является Сергей Сергеевич Скалозуб. Как я писал ранее, каждому герою комедии “Горе от ума”
    свойственен индивидуальный облик, черты, характер. Для меня, Скалозуб – “пустой” персонаж, один из не любимых в литературе. Являясь богатым и довольным
    собой полковником, военным, сделавшим карьеру во многом, благодаря своим товарищам, Скалозуб по своему складу грубый, необразованный, далеко не
    сообразительный человек. По мнению Павла Афанасьевича, он лучше всего подходит для своей дочери Софьи на должность супруга, несмотря на то, что сама
    Софья считает его “героем не своего романа”. Безусловно, Скалозуб входит в состав “элитного общества”, знает себе цену. Выступает в роли противника книжной
    мудрости. Со всем уничижением отзывается о двоюродном брате, читающем литературу в деревне. Одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, и
    выпячивая, тем самым свою грудь.
    Пару слов стоит сказать и об Лизе, хитрой, умной, сообразительной служанке. Ее образ – типичный для классицистической комедии. Любовные интриги “Горе от ума”
    не проходят без ее участия. Лиза, является чем-то вроде резонера, определяющего характеристики некоторых героев. В отличие от Софьи, Лиза славится
    практическим мышлением, трезвым взглядом на жизнь и умением разбираться в людях. Грибоедову удалось мастерски показать Лизу, видящую личность Молчалина
    насквозь. Видящую всю хитрость и расчетливость Алексея Степановича. Лично я считаю, что без таких героев, как Лиза, многие комедии вряд ли бы удались.
    Ну, и наконец, он… Один из ярчайших героев отечественной и зарубежной литературы. Одна из часто обсуждаемых критиками и обычными рядовыми читателями
    фигура. Его имя – Александр Чацкий. Пожалуй, о Чацком, даже намного больше говорят, чем о самой комедии “Горе от ума”. Хотя, я могу ошибаться. Поверьте, если
    бы я захотел, я мог бы и целую книгу о нем написать. Но, ограничусь, лишь пару строчками в его адрес. Лично мне, такие персонажи в литературе очень и очень
    благоволят. Почему? Постараюсь ответить. Несомненно, Чацкий – персонаж сильный духом. Личная история жизни Грибоедова и петербуржского элитного общества
    – во многом определила образ Чацкого, вставшего против дворянской Москвы. Безусловно, Александр Андреевич – “человек будущего”. Герой, выступающий против
    крепостного права, помещичьей жестокости, чинопочитания, карьеризма, невежеству. Гуманность и уважение к простому люду, служба делу, а не людям, свобода
    мысли – цель Чацкого. Чацкий говорит “да” просвещению: науке, искусству, культуре, уважению к национальным традициям. Многочисленные строки его монологов
    и споров с представителями “фамусовской” Москвы являются тому ярким подтверждением. В определенных моментах, образ Чацкого напоминает образ Евгения
    Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”.
    Увы, по задумке автора Чацкий, в обществе предстает сумасшедшим и слепым в делах любовных. И всему этому, послужила Софья, возлюбленная Александра
    Андреевича, а также, так называемое “элитное фамусовское общество”. Среди главных качеств, славящих Чацкого, смело можно назвать честь, незаурядный ум,
    алчность познаний.
    Грибоедову в стихотворной комедии “Горе от ума” в лице Чацкого удалось показать первый серьезный, свежий удар и ответ “старому” обществу, “веку прошлому”.
    Бегство Чацкого из Москвы – не является поражением. Это начало нового…

  9. Центральным персонажем комедии является барин, москвич по имени Павел Афанасьевич Фамусов. Он слишком зависим от мнения общества, от его традиций, любит постоянно читать нотации молодежи, поучать их, кичится своим опытом. У самого Фамусова всю жизнь перед лицом стоял пример его дядюшки Максима Петровича. Это был почтенный вельможа, всю свою жизнь лебезивший вышестоящим, не гнушающийся ни перед чем, дабы получить лакомый кусочек, выгоду.
    Павел Афанасьевич имеет весьма высокий пост и гордится этим. Он не вникает в премудрости своей работы, бездумно подписывая бумаги, постоянно разводит «кумовство» и делает протекции своей родне. Людей он рассматривает, с точки зрения, их доходов, чему и учит свою дочь Софью.
    На тех же жизненных позициях стоят и другие персонажи комедии – Скалозуб и Молчалин. Их цель – заработать как можно больше благ для роскошной жизни, путем постоянного подхалимажа, лизоблюдства, лицемерия и унижения. Они любыми способами пытаются выслужиться перед вышестоящим начальством. Молчалин – настоящий циник, не имеющий никаких ценностей, готовый просто идти «по головам». А вот Скалозуб – простой невежа, любящий лишь себя одного, закостенелый и заскорузлый человек также, как и остальные, гоняющийся за высокими чинами.
    В противовес столь неприятным и отвратительным персонажам Грибоедов дает читателю Чацкого. Он испытывает отвращение к карьеризму, к чинопреклонству, к жестокости и к крепостному праву. Герой всеми силами пытается доказать окружающему его обществу его неправоту, агитирует уважать труд людей, служить преданно своему делу, изучать науки и искусство.
    Но к сожалению, такой человек не находит понимания и просто «не вписывается» в общество Фамусова и ему подобных. Его считают недалеким, и даже сумасшедшим.
    В наши дни и нас окружают немало таких вот Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных. Именно на таких, как они, держится система. Живут эти люди в достатке, не думая о других. А честные и благородные – Чацкие, вынуждены в одиночку бороться с несправедливостью.

  10. … чтоб чины добыть, есть многие каналы, …Мне только бы досталось в генералы.И, не чувствуя цинизма, радуется, чтоВакансии как раз открыты;То Старших выключат иных,Другие, смотришь, перебиты.
    Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет фило­софские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:
    … Чтобы зло пресечь,Собрать все книги бы да сжечь.
    Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло­дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.
    Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не бо­гат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме­ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карь­еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по­играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу:
    … В мои лета не должно сметьСвои суждения иметь.
    Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об­щества.
    Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв­ляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото­му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об­щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред­положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво­ем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.
    Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.
    Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра­зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест­ву, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород­ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, пре­клонение перед пустым «французиком из Бордо».
    Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом про­тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», ко­торые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забы­тых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.
    Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю­щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со­циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю­бовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна». Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
    После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
    Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
    Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
    Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей “века нынешнего”и”века минувшего”Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам.
    Главный герой комедии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сыном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и воспитывался в доме Ф. Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скучно,редко у них бывал,затем опять “прикинулся влюблен ным,взыскательным и огорченным”,а потом поехал”ума искать”.Сам Чацкий говорил,что “хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли”.Чацкий был на военной службе,вероятно,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
    Не служит,то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти-так был бы деловой.
    Жаль,очень жаль,он малый с головой,
    И славно пишет,переводит.
    После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тогда,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:”Вот нехотя с ума свела!”.Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюжету,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жестокости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам “века минувшего”,”невежеству”.
    Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому человеку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусства,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине.
    Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о “Нес торе негодяев знатных”,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые “не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели”,о тех,”чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей,готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
    Он клеймит “век минувший”:”Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи саться в полк шутов”.Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный,бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,жить в деревне,”вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”.Стремление Чацкого “служить”,а не “прислуживаться”,слу жить “делу” а не “лицам”,его “связь с министрами” и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель ским путем.
    Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,когда они считали,что много можно добиться словом,и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль “страдательная”:в одно и тоже время он и “передовой воин”,”застрельщик”,и при этом он “всегда жертва”. “Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.
    ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
    Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.
    С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.
    Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
    Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин, С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.
    В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное. Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.
    В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.
    Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *