Сочинение на тему герои медного всадника

12 вариантов

  1. Перевозчик

    В непогоду за гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной.

    Параша

    Возлюбленная Евгения, которая живёт на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке вместе со своей матерью. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок.
    По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

  2. Вторым героем поэмы можно назвать Медного всадника. Отношение к Петру I как личности мирового масштаба, гению проскальзывает на протяжении всей поэмы. Во вступлении Пушкин не упоминает имени создателя Петербурга, называя Петра «он». Петру Пушкин отдает силу повелевать стихиями и сковывать их собственной державной волей. Перенося действие на столетию вперед Пушкин заменяет образ Творца на образ медного изваяния, который «уздой железной Россию поднял на дыбы». В отношении автора к Петру I наблюдаются два момента: восхищение волей, смелостью, упорством первого русского Императора, а также ужас и бессилие перед этим сверхчеловеком. Пушкин ставит здесь важный вопрос: как определить миссию Петра I – спаситель или тиран России?
    Подробнее: Медный всадник: характеристика и образ героя
    В произведении также появляется еще одно историческое лицо – «покойный император», то есть Александр I. Его образом автор стремится более приблизить свою поэму к документальности.

    Анализ произведения

    «Медный всадник» при своих небольших масштабах (около 500 стихов) соединяет сразу несколько планов повествования. Здесь встречаются история и современность, реальность и выдумка, подробности частной жизни и документальной хроники.
    Поэму нельзя назвать исторической. Изображение Петра I далеко от изображения исторической фигуры. Более того, Пушкин видит в петровской эпохе не столько время царствования Петра, сколько ее продолжение в будущее и итоги в современном для него мире. Поэт рассматривает первого русского императора сквозь призму недавнего наводнения ноября 1824 года.
    Наводнение и события, описанные в его связи, составляют основной план повествования, который можно назвать историческим. Он основан на документальных материалах, что Пушкин обговаривает в Предисловии к поэме. Собственно наводнение становится и главной завязкой конфликта в поэме.
    Сам конфликт можно разделить на два плана. Первый из них фактический – это гибель в снесенном водами доме невесты главного героя, вследствие чего он сходит с ума. В более широком плане конфликт задействует две стороны, такие как город и стихия. Во вступлении Петр своей волей сковывает стихии, возводя город Петербург на болотах. В основной части поэмы стихия вырывается и сметает город.
    В историческом контексте существует вымышленная история, центром которой является простой петербургский житель Евгений. Остальные жители города неразличимы: они ходят по улицам, тонут в наводнении, равнодушны к страданиям Евгения во второй части поэмы. Описание жителей Петербурга и обыкновенного течения его жизни, равно как и описание наводнения, очень детально и образно. Здесь Пушкин демонстрирует подлинное мастерство своего поэтического слога и владения языком.
    События вокруг Евгения описаны Пушкиным с документальной площадью. Поэт точно упоминает, где находится герой в различные моменты действия: Сенатская площадь, Площадь Петрова, окраина Петербурга. Такая точность в отношении деталей городского пейзажа позволяет назвать сочинение Пушкина одной из первых городских поэм русской литературы.
    В сочинении есть еще один важный план, который можно назвать мифологическим. В ее центре господствует статуя Петра, которую Евгений клянет за произошедшее наводнение и которая гонится за героем по улицам города. В последнем эпизоде город перемещается из реального пространства в условное, выходит на пределы реальности.
    Интересная мысль проскальзывает в поэме в момент появления на балконе «покойного императора», который не в силах совладать со стихией, разрушающей город. Пушкин здесь размышляет о сфере власти монархов и тех средах, которые ей не подвластны.
    Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина представляет особое посвящение поэта Петербургу. На фоне города, ее истории и современности, разворачиваются основные события реальной части поэмы, которые сплетаются с мифологическими сценами творения города и образом Медного всадника.

  3. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями.
    С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”.
    В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
    Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”.
    И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах.
    Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

  4. 4
    Текст добавил: ((=пРост0 сЕкаЗнаЯ бЭйбА=))

    Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней поэт затрагивает тему взаимоотношений простого человека и власти. Он использует прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен. Побеждает бездушный Медный всадник. Но его победа над Евгением — это победа силы, а не справедливости. Конфликт между государством и личностью неразрешим. Поэтому и вопрос о будущем Русского государства остается открытым: «Куда ты скачешь, гордый конь?..»
    «Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и такое же восстание первобытной стихии в сердце человеческом — вызов, брошенный в лицо герою одним из бесчисленных, обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы» (Дм. Мережковский).
    «В «Медном всаднике» не два действующих лица, как часто утверждали, давая им символическое значение: Петр и Евгений, государство и личность. Из-за них явственно встает образ третьей, безликой силы: это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена большая часть поэмы… Русская жизнь и русская государственность — непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом и заключается для Пушкина смысл империи. А Евгений, несчастная жертва борьбы двух начал русской жизни, это не личность, а всего лишь обыватель, гибнущий под копытом коня империи или в волнах революции…
    В поэме империя представлена не только Петром, воплощением ее титанической воли, но и Петербургом, его созданием. Незабываемые строфы о Петербурге лучше всего дают возможность понять, что любит Пушкин в «творении Петра»… Все волшебство этой северной петербургской красоты в примирении двух противоположных начал тяжести и строя. Почти все эпитеты парны, взаимно уравновешивают друг друга: «громады стройные», «строгий, стройный вид», «узор чугунный». Чугун решеток прорезывается легким узором; громады пустынных улиц «ясны», как «светла» игла крепости… Как торопится Пушкин набросить на гранитную тяжесть своего любимого города прозрачную ясность белых ночей. И даже суровые военные потехи марсовых полей исполнены «стройно— зыблемой», живой «красивостью»…» (Г. Федотов).

  5. Отношение к Петру I было неоднозначным, так как реформы его вели к кардинальным переменам. Он требовал от людей немалых усилий, это вызывало недовольство и ропот. Петербург же стал символом величия империи и одновременно рабства ее народа. Прекрасный город с монументами, дворцами и позолотой поражал нищетой быта и высокой смертностью.
    Главные герои поэмы: олицетворяющий государство Петр I и мелкий чиновник Евгений, который происходит из обедневшего знатного рода. Трудолюбивый молодой человек старается своими руками построить свое счастье. Он мечтает получить хорошее место и жениться.
    К несчастью, мечтам его не суждено сбыться, потому что невеста Евгения гибнет вместе со своей матерью во время страшного наводнения. Такое потрясение не могло пройти для молодого человека даром. Он сходит с ума и бродит по городу, а оказавшись возле Медного всадника, решает, что виновником его бед является именно царь, построивший город на болоте. Тогда Евгений бросает вызов Петру и ему кажется, что тот сходит со скалы и гонится за ним. После этого герой старается обходить это место. Конец у поэмы печальный, Евгения находят мертвым возле разрушенного дома его невесты.
    Так Пушкин показал подавление маленького человека государством, которое представлено в образе Петра I. Герой стал одной из жертв великого дела царя. Автор сочувствует ему, но конец произведения утверждает мощь государственности и является гимном Петру I, как могучему самодержцу.
    Впервые в русской литературе поэт решил обнажить конфликт между государством и отдельной личностью, показав его безнадежность и неразрешимость. В наше время, к сожалению, эта проблема остается неизжитой. Хоть мы давно ушли от самодержавия, интересы государства почти всегда стоят выше интересов отдельного человека.

  6. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней поэт затрагивает тему взаимоотношений простого человека и власти. Он использует прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен. Побеждает бездушный Медный всадник. Но его победа над Евгением — это победа силы, а не справедливости. Конфликт между государством и личностью неразрешим. Поэтому и вопрос о будущем Русского государства остается открытым: «Куда ты скачешь, гордый конь?..»
    «Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и такое же восстание первобытной стихии в сердце человеческом — вызов, брошенный в лицо герою одним из бесчисленных, обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы» (Дм. Мережковский).
    «В «Медном всаднике» не два действующих лица, как часто утверждали, давая им символическое значение: Петр и Евгений, государство и личность. Из-за них явственно встает образ третьей, безликой силы: это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена большая часть поэмы… Русская жизнь и русская государственность — непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом и заключается для Пушкина смысл империи. А Евгений, несчастная жертва борьбы двух начал русской жизни, это не личность, а всего лишь обыватель, гибнущий под копытом коня империи или в волнах революции…
    В поэме империя представлена не только Петром, воплощением ее титанической воли, но и Петербургом, его созданием. Незабываемые строфы о Петербурге лучше всего дают возможность понять, что любит Пушкин в «творении Петра»… Все волшебство этой северной петербургской красоты в примирении двух противоположных начал тяжести и строя. Почти все эпитеты парны, взаимно уравновешивают друг друга: «громады стройные», «строгий, стройный вид», «узор чугунный». Чугун решеток прорезывается легким узором; громады пустынных улиц «ясны», как «светла» игла крепости… Как торопится Пушкин набросить на гранитную тяжесть своего любимого города прозрачную ясность белых ночей. И даже суровые военные потехи марсовых полей исполнены «стройно— зыблемой», живой «красивостью»…» (Г. Федотов).

  7. Санкт-Петербург – город, имеющий свой собственный стиль, он уникален, иногда, кажется, что у него есть своя душа. В нем чувствуется что-то мистическое, эта погода, атмосфера улиц, архитектура, это формирует какое-то особое “настроение” города, кажется, что он живой, кажется, как будто у  него есть свой характер. Это место вдохновляло и до сих пор вдохновляет многих людей искусства, одним из них был великий русский  поэт  А.С. Пушкин.
    У города непростой характер – с самого основания его жизнь была тяжелой. Он был построен вопреки всему свету. Вопреки природе, ведь там была болотистая местность, там не жили люди, вопреки иностранным государствам, с которыми Россия соперничала на Балтике. Казалось, что построить город, тем более столицу в такой обстановке – невозможно.
    Однако трудности преодолимы, если есть хотя-бы один энтузиаст, особенно если этот человек является руководителем государства. Только благодаря гению Петра Первого был создан этот город. Первый император России – очень неоднозначная фигура, его любили и ненавидели одновременно, прогрессивный и  жестокий, ради достижения целей он не щадил никого, даже самого себя.
    Императору был воздвигнут огромный, монументальный памятник на Сенатской площади, в честь которого была названа поэма – “Медный всадник”. В произведении государь Петр Великий и памятник очень сильно различаются, медный всадник это то – что стало с государем позже.
    Памятник становится тем, что создал великий российский царь, его творением. В начале поэмы царь представлен энтузиастом, который хочет изменить страну к лучшему, построить город ,который обеспечит России контроль над Балтийским морем, ведь без флота не может быть сильного государства, оно не сможет диктовать свои условия на мировой арене. В конце произведения медный всадник предстает внушающим страх каменным истуканом,  у которого нет жалости к людям.

  8. 8
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    В центре повествования поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” образы Петра I и дворянина Евгения. Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, “полного великих дум”, который сумел покорить стихию и построить великий город Петербург, затмивший даже Москву. Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью и не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Простого человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить. Далее в поэме Пушкин уже показывает Петра I не как живого человека, историческую личность, а как памятник, “кумир на бронзовом коне”. Поэт отмечает непреодолимую мощь Петра. Он находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны. Евгений – бедный дворянин, живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Его мечты – мечты самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что “кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит”. Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в “роковой воле” того, кто основал город на “топи блат”. В поэме “Медный всадник” Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворенное Петром I и обычного человека с его желаниями и потребностями. Вот почему, в финальной сцене он изобразил фантастическую погоню Медного всадника за несчастным безумцем Евгением. Пушкин показал нам, что “правда” человеческая не менее важна, чем “правда” власти!

  9. В 1833-ьем году Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник». Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме «Медный всадник» Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.
    Первая часть поэмы Пушкина «Медный всадник» начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.
    Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы «Медный всадник» спасается чудом, забравшись на памятник льву. Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.

  10. В центре повествования поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» образы Петра I и дворянина Евгения.
    Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить великий город Петербург, затмивший даже Москву. Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью и не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Простого человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.
    Далее в поэме Пушкин уже показывает Петра I не как живого человека, историческую личность, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт отмечает непреодолимую мощь Петра. Он находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны.
    Евгений — бедный дворянин, живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Его мечты — мечты самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что «кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит». Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».
    В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворенное Петром I и обычного человека с его желаниями и потребностями. Вот почему, в финальной сцене он изобразил фантастическую погоню Медного всадника за несчастным безумцем Евгением. Пушкин показал нам, что «правда» человеческая не менее важна, чем «правда» власти.

  11. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями.
    С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”.
    В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
    Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”.
    И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах.
    Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *