Сочинение на тему герой нашего времени как психологический роман сочинение

14 вариантов

  1. Роман «Герой нашего времени» можно назвать первым психологическим романом, потому что образ Печорина – типичный образ человека 1830-х гг – раскрыт как с внешней, так и с внутренней, психологической, стороны.
    М. Ю. Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Роман создан в эпоху правительственной реакции после Восстания декабристов.
    Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь» века не в прямых обвинительных речах в адрес николаевского режима, а в художественных образах, и, прежде всего, через изображение судьбы и жизни Печорина. Да, Лермонтов был тонким психологом, ценителем человеческих душ. В предисловии к роману он пишет, что его роман – это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», а не портрет одного человека.
    Лермонтовский роман отличается от других произведений этого же жанра тем, что в нем нет одного сюжета, ему свойственна «эпизодическая отрывочность». Все «эпизоды» связаны образом одного героя – Григория Александровича Печорина. Все повести расположены не в хронологическом порядке. Зачем же Лермонтову потребовалось прибегать к такой композиции?
    Прежде всего, для того, чтобы с наибольшей объективностью и полнотой раскрыть характер своего героя, его цель – «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой», «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми, и в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина.
    Печорин – человек незаурядный, с самобытным характером, натура одаренная. Он отличается от других глубоким аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «Без дураков было бы на свете очень скучно». И все же Печорин не находит применения своим незаурядным способностям.
    Он ищет применения своим силам, хочет найти себе дело, создавая условия для борьбы: Для него «жизнь скучна, когда боренья нет». Однако, что бы он ни делал, это приносит окружающим его людям неприятности и страдания.
    Там, где Печорин, – разрушение. По словам Максима Максимыча, он человек, с которым обязательно должны случаться «разные необыкновенные вещи»: «… наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
    Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», но его самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям, оказавшимся игрушками в его руках. Он стал причиной гибели Бэлы, разрушил жизнь «мирных контрабандистов», добился любви Мери и отказался от нее, любил Веру, но не сделал ее счастливой, обидел невниманием Максима Максимыча.
    Печорин – нравственный калека. Его активность бесплодна, Печорин глубоко несчастлив. Даже такие положительные и ценные качества и стороны его характера, как сила воли, мужество, находчивость, решительность, не приносят герою радости, так как у него нет высокой цели, ради достижения которой они нужны.
    Печорин – индивидуалист и эгоист. Он живет для себя, ничем не жертвуя для других. Печорин не способен на любовь и дружбу. Но назвать Печорина просто эгоистом нельзя, он, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист». «… Это не эгоизм, – пишет критик. – Эгоизм не страдает, не обвиняет себя…» Печорин – герой своего времени, времени поиска и сомнений, и это не могло не отразиться на его характере.
    Его сердце и рассудок в разладе между собой, он критикует и анализирует себя: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», – говорит Печорин.
    У него нет нравственных принципов в привычном для нас понимании, нет общественных идеалов. «Из двух друзей всегда один раб другого», – говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе. Эгоист и равнодушный человек, Печорин смотрит на «страдания и радости других только в отношении к себе».
    Он не верит в судьбу, а творит ее сам как в отношении других, так и в отношении себя. В дневнике героя очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть, хотя в душе его таится огромная жажда жизни.
    Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «… зачем я жил? Для какой цели я родился?» Этот вечный вопрос рано или поздно задает себе каждый человек и не всегда сразу может найти ответ.
    Печорин – жертва общества, где одаренные личности задыхаются, поэтому Лермонтов не осуждает своего героя, предлагая ему сделать это самому.
    Печорин судит не только себя, но и свое поколение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…»
    «Герой вашего времени» – первый реалистический социально-психологический роман. По словам Н. Г. Чернышевского, в этом романе «разработан и очерчен» характер Печорина.
    Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х гг. Роман актуален и сейчас, так как заставляет задуматься о смысле жизни.

  2. 2
    Текст добавил: Моя jiznь,moi pr@vil@

    Вершина творчества Лермонтова – социально-психологический роман «Герой нашего времени». Главное действующее лицо романа – офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на Кавказ. Эпизоды его жизни на Кавказе составляют содержание романа, который построен из пяти повестей: «Тамань», «Максим Максимович», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин – «лишний человек». Обращение его непонятное окружающим людям, потому что они имеют обычную, распространенную в дворянском обществе точку зрения на жизнь. Печорин мог быть блестящим офицером. Он смелый, не боится опасности и смерти, у него железная воля. Но он не ищет воинской славы и не делает военной карьеры. Свои силы и энергию он тратит на пустые поступки. Его жизнь не имеет цели, он ставит жизнь в зависимость от случая, капризного желания и превращает его в игру. Разочарованность в светском обществе Печорин переносит на все окружающее. На страдания и радости других людей он смотрит «только в отношении к себе». Отвергая современную действительность, он защищает только свою личную свободу, свободу своей воли. Так обозначается его индивидуалистическая психология.
    Поступки Печорина, заставляют страдать других, не делают и его счастливым. Он несчастный и одинокий. Его холодный ум неустанно судит всех и самого себя. В то же время в его душе живет потребность в любви и сострадании. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «назначение высокое». Но приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно. Поступки Печорина мелкие, кипучая деятельность его пуста и бесполезна. Время поставило его перед выбором: «или решительное бездействие, или деятельность без цели». Несмотря на то, что Печорин так и не нашел главной, достойной его цели в жизни – и в этом один из источников трагизма его судьбы, – было бы неверно утверждать, что у него вообще нет серьезных занятий. Одно из них – понимание природы и возможностей человека. Отсюда – бесконечная цепь психологических и морально-философских экспериментов над собой и другими. Он обдумывает свои поступки, он сам – незаурядная личность, он постоянно сопоставляет свое поведение с «назначением высоким».
    Думая о свободе как главной для него ценности, Печорин спрашивает себя: «Почему мне так дорога она? Что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего жду от будущего?». На один из этих вопросов у него нет ответа, но их постановка в условиях всесторонне закрепощенной России говорила современникам, да и не только им, о многом. В повести «Фаталист» поведение Печорина приобретает философское осмысление. Пружиной событий становится спор о том, определена ли заранее судьба человека или же она свободна в своих действиях. Офицер Вулич понимает предопределение судьбы как выражение высшей воли, от которой зависит каждый шаг человека, философским обоснованием поведения Печорина становится принцип сомнения. Печорин сомневается во всем: в существовании определенной заранее судьбы, а значит, и Бога; в необходимости добра как условия человеческой жизни, во всех моральных ценностях. Это приводит его к выводу, что единственной несомненной реальностью становится его собственное «я». Свободу своей воли он делает принципом поведения. Индивидуализм Печорина из категории психологической переходит в категорию мировоззренческую, философскую. Свобода «для себя» оборачивается и другой стороной – она опустошает человека, делает его жизнь бесцельным. Такая в результате судьба Печорина, который едет путешествовать в Персию и по дороге умирает.
    Отношение Лермонтова к Печорину неоднозначное. Лермонтов принимает мужественное критическое мнение Печорина, которое разрушает традиционные взгляды, его стремление к действию и утверждению права на свободу. В этом в условиях эпохи реакции показались черты настоящего героизма. Но философию индивидуализма (свободы «для себя») Лермонтов осуждает как бесполезную и социально опасную. Творчество Лермонтова стало этапом в развитии русской общественной мысли. Художественные открытия Лермонтова (новые формы лирики, реалистичный психологический анализ, диалектическое раскрытие характеров, анализ философской концепции жизни) проложили дорогу поэзии Некрасова, Блока, Маяковского, прозе Тургенева, Толстого, Достоевского.

  3. 3
    Текст добавил: Спасибо за внимание

    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует «душу» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим.
    Самоанализ Печорина очень глубок, всякое душевное состояние выписано обстоятельно и подробно, анализируется собственное поведение и психологические причины, мотивы и намерения действий. Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» За видимым в произведении раскрывается существенное, за внешним – внутреннее. Психологизм служит здесь способом обнаружения и познания того, что при первом восприятии кажется загадочным, таинственным и странным. Важное место в романе, где действие совершается в разных географических точках (у моря, в горах, в степи, в казачьей станице), занимает пейзаж. Восприятие природы в произведении помогает раскрыть внутренний мир героя, его состояние, его восприимчивость к прекрасному. «Я помню, – записывает в своем журнале Печорин, – в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Герой романа близок к природе со всем ее разнообразием, а она действует на его внутренний мир. Печорин убежден, что душа зависит от природы и ее сил. Пейзаж каждой части романа подчинен тому замыслу, который в ней реализуется. Так, в «Бэле» зарисована кавказская природа (скалы, обрывы, Арагва, снеговые вершины гор), которая противопоставлена северной природе и дисгармонично устроенному обществу.
    Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям. Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина. Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке.
    В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.
    «Бэла» представляет собой произведение, соединившее путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке.
    «Максим Максимыч» – рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом.
    «Тамань» – синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой.
    «Княжна Мери» – «светская повесть» психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов «водяного общества».
    «Фаталист» – философская повесть, соединенная с «мистическим рассказом» о роковом выстреле и «таинственном случае».
    Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности.
    Интересно узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка.
    Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы.
    Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.
    Однако, утверждая свое человеческое достоинство, Печорин активно действует, сопротивляется обстоятельствам на протяжении всего романа. Печорин сам себя судит и казнит, и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – Печорин. Все важное, что было скрыто от людей, окружающих его, живших рядом с ним, любивших его, передано самим Печориным.

  4. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.
    Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.
    Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.
    Печорин — это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».
    Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.
    Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.
    Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.
    Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.
    Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча — простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.
    То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.
    А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки…»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.
    Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».
    Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем — духом сомнения и отрицания.
    Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.
    Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру — единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера. «Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», — говорит Вера.
    Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя — очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», — холодно говорит он.
    Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы — все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.
    Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.
    Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.
    Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности. В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.
    Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках. Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром. Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.
    Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.
    «Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек — целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души — необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

  5. «Герой нашего времени» впервые увидел свет в журнале «Отечественные записки», где он печатался по главам. Литературный критик Белинский высоко оценил роман, он первый понял, что это не отдельные повести, а единое произведение, замысел которого становится ясен только тогда, когда читатель ознакомится со всеми повестями.

    Повести романа как портрет Печорина

    Новеллы в книге автор расположил так, что они постепенно раскрывают перед читателями образ главного героя.
    Глава «Княжна Мери» является основной, так как в ней наиболее ярко раскрываются специфические черты характера Печорина, по причине чего роман можно назвать психологическим произведением. Здесь герой пишет сам о себе, что дает возможность ему наиболее полно излить душевные волнения. Неспроста автор указал в предисловии к «Журналу Печорина», что тут перед читателем встает история души человека.
    Дневниковые записи дают возможность герою рассказать о том, что он чувствует и думает, а также обвинять себя в своих грехах. В этих строках заключаются ключи к его характеру и объяснение странностей его поведения.

    Неоднозначность личности главного персонажа

    Сказать, что Григорий Печорин только черный или только белый нельзя. Его характер многогранен, неоднозначен. Читая об отношениях с Бэлой или Максимом Максимычем, мы видим перед собой эгоиста, однако это умный, образованный, храбрый эгоист. Он не умеет дружить или любить, однако критически воспринимает сам себя, не обеляя своих поступков.
    Григорий чувствует, что его личность состоит из двух человек, и один осуждает другого за плохие поступки. Эгоцентризм сочетается с трезвой самокритикой, скептицизм по отношению к общечеловеческим ценностям – с сильным умом, энергичность – с бесцельным существованием.

    Холодность чувств как продукт эпохи

    Книга показывает нам отношения Печорина в любви и дружбе. То это любовь страстная, следующая рука об руку со смертью, погонями, войной, обманом («Бэла»), то романтичная и таинственная («Тамань»), то трагичная («Княжна Мери»). Дружба показана со своими ровесниками – например, с Грушницким, или со старым офицером. Но каждая история демонстрирует его не на высоте.
    Григорий не порочен, он всего лишь продукт своей эпохи, результат воспитания в том удушающем социальном и психологическом климате окружающего социума. Здесь взращиваются люди не умеющие ценить чувства других, не знающие, что такое живая жизнь. Лермонтов не осуждает главного персонажа, это делает сам Григорий.

    Социально-психологическая злободневность романа

    Чернышевский говорил о том, что эта книга направлена против пороков общества – она показывает, как замечательные люди под давлением окружения превращаются в ничтожества.
    Бессмысленное, лживое, глупое – таким предстает общество аристократов по описаниям Печорина. Здесь не выживет ни одно живое и искреннее чувство, здесь невежество и злоба, спесивость и хамство дворянского круга выжигают саму жизнь. Тут не могут зародиться герои, а те, которые имеются, со временем становятся неотличимыми от прочих членов общества – без чувств, стремлений, целей, любви и привязанностей.
    Автор показывает, что даже умнейшие личности опустошаются в этой гнилой среде. Попытка Печорина отстраниться от общества превращает его в тоскующего, мятущегося индивидуалиста, с повышенным эгоизмом, от чего страдают не только окружающие, но и он сам. Лермонтов умело рисует психологический портрет представителя той эпохи, реалистично изображает общество и бичует его пороки, создав глубокое произведение социально-психологической направленности.

  6. “Герой нашего времени” — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
    Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
    Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя.
    Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: “какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?”
    Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.” А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…” На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”. Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична?
    Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.
    Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?” Этот спор поверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели; но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “офицеры меня поздравляли — и точно было с чем”.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера — благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время, 30-е годы, нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся “над всем на свете…”. А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
    Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: “Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связана с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “я давно уже живу не сердцем, а головой”.
    Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку, который не смог “угадать своего высокого назначения”.

  7. В период с 1839 по февраль 1840 года в журнале «Отечественные записки» были напечатаны три новеллы Лермонтова: «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Полностью роман с общим заголовком «Герой нашего времени» вышел в 1840 году и состоял из пяти повестей и рассказов. Они были расположены в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В таком построении романа Лермонтова заключается одна из его особенностей. Дело в том, что события на самом деле разворачиваются не в том порядке, как они представлены автором. Если исходить из хронологии, повести и рассказы должны располагаться таким образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Нарушив хронологию событий, Лермонтов тем самым добился большого литературного эффекта. В «Бэле» главный герой предстает каким-то таинственным, неразгаданным существом. Это впечатление усиливается после рассказа «Максим Максимыч», слегка приоткрывается в «Тамани», полностью раскрывается в «Княжне Мери» и своеобразной точкой в раскрытии характера Печорина является новелла «Фаталист».
    Особенностью романа является и то, что герой представлен тремя разными лицами, тем самым достигается наиболее объективная оценка Печорина. В начале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом он представляется глазами автора, а затем Печорин раскрывает сам себя через дневниковые записи.
    Стоит особо отметить язык произведения. До «Героя нашего времени» русская беллетристика не знала такого яркого, блестящего прозаического языка, какой продемонстрировал Лермонтов. Белинский говорил по этому поводу: «Вся повесть насквозь проникнута поэзией, исполнена высочайшего интереса. Каждое слово в ней так глубоко-знаменательно, каждое положение так интересно, так живо обрисовано! Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг».
    Роман Лермонтова явился и первым психологическим произведением в русской литературе. Л. Толстой как-то выразился: «Если бы жив был Лермонтов, не нужны были бы ни я, ни Достоевский», тем самым признавая, что их истоки реалистического и психологического изображения характеров восходят к творчеству Лермонтова.
    Психологизм романа проявляется в сложных и противоречивых поступках главного героя, в его диалогах с другими персонажами, в описании его поведения, в его размышлениях о своей судьбе, предназначении, стремлениях, чувствах и т. д. Буквально каждый поступок, каждый жест, каждая фраза имеет авторский комментарий, передающий их истинное значение, в каком психологическом состоянии произнесено слово, допущен жест, сделан поступок.
    Нередко автор в жесте, в мимике, в поступке обнаруживает перед читателем скрытый мир внутренних чувств и переживаний героев. Нам не сообщается, что они испытывают, но интонации голоса, внешние признаки переживания настолько выразительны, что мы понимаем все, что происходит в душе героев. Лермонтов создает условия для того, чтобы читатель смог догадаться, что думает, как переживает человек то или иное событие.
    Белинский справедливо указывал на повесть «Княжна Мери», как главную в романе. Дело не только в том, что она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что в нем перед нашими глазами предстанет история «души человеческой». Здесь сильнее всего проявляются особенности «Героя нашего времени» как психологического романа.
    В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя свои слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.
    Подчеркивая социальный характер трагедии поколения, к которому принадлежал Печорин, Чернышевский писал: «Лермонтов понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга».
    Печорин воспринимается читателями как жертва своего времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? — размышляет Печорин. — А верно, она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
    Какие горькие признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мэри, к Вере, к доброму Максиму Максимовичу. Но мы не можем не сочувствовать ему, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но нас увлекает Печорин своей жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», теми своими поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что он сам глубоко страдает.
    Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности? «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
    Печорин — эгоист. Но еще пушкинского Евгения Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом поневоле. То же самое можно сказать и о Печорине. По мнению Белинского, «это Онегин нашего времени — Герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорою».

  8. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил “важный современный вопрос о внутреннем человеке”. И действительно, “история души человеческой”, а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является сюжетным и идейным центром произведения.
    Авторский взгляд улавливает тончайшие взаимопереходы мыслей, оттенки настроений, тонкости переживаний своих героев, часто состоящие из разнонаправленных психологических движений. Новаторство творческой манеры Лермонтова заключается в том, что он не скрывает от читателя самих способов, “механизмов” постижения этих внутренних, скрытых от постороннего глаза глубин человеческого “я”.
    Лермонтов говорит о многослойности человеческого характера, о его сложной и противоречивой структуре. В личности Печорина он выделяет первичную основу — добрые задатки, заложенные природой: герой всегда искренен (даже когда это ему не выгодно), пытлив, способен на сострадание, энергичен, обладает высоким интеллектом. Однако в реальной жизни, в которой так много значат социальное положение человека, воспитание и условности, с которыми должно считаться, добро легко уживается со злом: тщеславием, ненасытной гордостью, желанием властвовать над другими и утвердить свое превосходство любыми средствами.
    Все это мы видим в характере центрального персонажа, построенном по принципу обнажения и сближения психологических полярностей. Не случайно Печорина называют “странным” человеком. Эта странность основывается на неожиданности и противоречивости его привычек и поведения: смешное кажется грустным, грустное вызывает смех, в душе одновременно уживаются сострадание и жестокость.
    Оригинальным и сугубо личным “изобретением” писателя является впервые примененная в романе “перекрестная” характеристика персонажей, выраженная в том, что центральная фигура Печорина как бы просвечивается через сопоставление со столь же самостоятельными, но все же “проходящими” образами горцев, Максима Максимыча, Вернера, Грушницкого, Веры, княжны Мери. Живущие собственной жизнью, эти и Другие персонажи романа оттеняют важные черты характера главного героя. Так, Грушницкий, сам того не ведая, выступает в роли карикатурного подобия Печорина, и тот, видя в этом Искаженном “зеркале” самого себя, получает возможность более объективно оцепить свои поступки. “Одни скажут: он был Добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно”. Но проигрывая или уступая в чем-то окружающим, главный герой одновременно выигрывает в другом.
    “Честные” контрабандисты, не задумываясь, бросают на произвол судьбы слепого мальчика; Бэла не замечает преданности Максима Максимыча, чем до глубины души ранит его, Азамат легко соглашается предать сестру, готовя ей преждевременную гибель; даже Максим Максимыч, “золотое сердце” (В.Г. Белинский), примиряется со злом, когда видит невозможность борьбы с ним. Печорин интеллектуально возвышается над средой, но отклонение от идеалов человечности стало всеобщим. Поэтому утрата “благородных стремлений”, “приманки страстей, пустых и неблагодарных” обрекают Печорина на “жадную роль палача и предателя”.
    Можно считать также, что Лермонтовым впервые в качестве средства психологического анализа црименен принцип ступенчатой композиции. Сначала образ героя дается через восприятие Максима Максимыча: это оценка, идущая от человека иных социальных и нравственных представлений, как бы извне. Затем происходит непосредственная встреча Печорина с издателем, который не только замечает “странное” в облике и поведении персонажа, но и стремится объяснить его. Наконец, три последние повести (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”), являющиеся “исповедью” Печорина, предоставляют слово самому персонажу. Путем перекрещивания различных точек зрения, различных позиций, в чем-то совпадающих, но еще более не совпадающих друг с другом, воссоздается многогранность внутреннего мира личности.
    И еще одно: в тексте романа встречается слово “диалектика”, употребленное Лермонтовым в его рассуждениях о своеобразии женских характеров. Еще в большей степени это понятие приложимо к главному герою. В данном случае диалектика означает раздвоение, одновременное существование противоположных начал, находящихся в состоянии постоянной борьбы и соперничества. Именно душевная раздвоенность Печорина определяет сюжетную основу повествования, его поступки, от которых, в свою очередь, зависят судьбы других героев произведения.
    Психологический анализ важен для Лермонтова не сам по себе, а как способ решения нравственно-философских проблем. Познание человеком внутреннего “я” является необходимым моментом самопознания личности, выражает стремление найти смысл и цель жизни, стать лучше и нравственно чище. В разговоре с Вернером Печорин признается: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его, первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй… второй?..”
    Лермонтовский герой ответа на этот вопрос не нашел. Но на тяжкий “путь познанья и сомненья” вслед за Печориным встанут потом герои Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Автор “Войны и мира” раскроет непосредственную связь “диалектики души” с процессом нравственного самосовершенствования. А в “Преступлении и наказании” и “Братьях Карамазовых” трагедия душевной раздвоенности определит настрой всей русской жизни в ее самых глубинных основах.

  9. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ
    «Герой нашего времени», написанный в 1838-1839 го­дах на основе «Записок офицера» и романа «Княгиня Лиговская», — первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся со­знанием, оказавшегося «лишним человеком» в эпоху «безвременья». В этой связи может возникнуть вопрос о возможности существования подобного героя в ту эпоху. Но Лермонтов не случайно назвал свой роман «Герой нашего времени». Этим он утвердил свое кредо — внутренний мир личности свободен и неподвлас­тен законам конкретного времени.
    В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Рассказать эту «историю ду­ши человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание обращено на раскрытие сложного, противоречивого характера главного героя романа.
    Такая идейная задача автора обусловила и своеоб­разное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности собы­тий. Роман представляет собой, собрание пяти пестрых глав-повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю­жет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в не­что цельное, в единый роман главный герой, который иногда сам превращается в рассказчика.
    Каждая повесть написана в своем жанре. «Бэла» представляет жанр кавказской новеллы, «Максим Мак­симыч» — путевые заметки, «Тамань» — приключен­ческая, авантюрная новелла, «Княжна Мери» — свет­ская повесть, а «Фаталист» — повесть-притча, не ли­шенная мистики и философии. Предисловия к роману и дневникам Печорина написаны публицистическим стилем, жанровую картину романа дополняет дневник Печорина. Объединение разнообразных жанров в цель­ном произведении — достижение прозы Лермонтова, которое повлияло на дальнейшее становление крупного романа в русской литературе.
    Стремительный творческий рост писателя способ­ствовал тому, что Лермонтов в свои 24 года уже постиг «глубочайшее дно Океана жизни» и в своем романе сделал художественным открытием почти научный анализ противоречивых отношений человека с дейст­вительностью. Этот роман — итог всего творчества Лермонтова. В «Герое нашего времени» представлены все характерные особенности творчества писателя: ро­ман окрашен экзотическим колоритом кавказских по­эм, в нем присутствуют анализ и критическое восприя­тие действительности, а главный герой — «лермонтов­ский» человек, демонический герой-индивидуалист.
    Время, героем которого является Печорин, — это противоречивая эпоха «познанья и сомненья», «блеска и обмана». Особенностями лермонтовского героя явля­ются напряженность и сосредоточенность мысли на се­бе, на своем «Я», страстная сила личного чувства. Пе­чорин гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления и в то же время томится жизнью, презирает ее и само­го себя. Говоря о дружбе, о высших духовных стрем­лениях, о смысле жизни, о страстях, Лермонтов пыта­ется исследовать причины неудовлетворенности героя своим назначением в жизни. Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нрав­ственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся ус­тоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в ос­нове своей мелочна, бесцельна и бесперспективна.
    Когда Печорин «со строгостью судьи и граждани­на» оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянст­во воли, необходимое для действительной жизни». Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные поступки; стремление «любить весь мир», жажда полноты жизни — и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Однако эта противоречивость характера главного героя не по­мешала Лермонтову создать цельный, глубокий психо­логический образ — образ «лишнего» человека. И в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», Лермонтов обвиняет социальную среду — то время, ге­роем которого был Печорин. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским об­ществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хо­ронил в глубине сердца: они там и умерли».
    Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов проложил дорогу романам И. С. Тургенева и Л. Н. Тол­стого. А. П. Чехов учился у автора «Тамани» мастерст­ву короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

  10. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ

    «Герой нашего времени», написанный в 1838-1839 го­дах на основе «Записок офицера» и романа «Княгиня Лиговская», — первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся со­знанием, оказавшегося «лишним человеком» в эпоху «безвременья». В этой связи может возникнуть вопрос о возможности существования подобного героя в ту эпоху. Но Лермонтов не случайно назвал свой роман «Герой нашего времени». Этим он утвердил свое кредо — внутренний мир личности свободен и неподвлас­тен законам конкретного времени.
    В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Рассказать эту «историю ду­ши человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание обращено на раскрытие сложного, противоречивого характера главного героя романа.
    Такая идейная задача автора обусловила и своеоб­разное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности собы­тий. Роман представляет собой, собрание пяти пестрых глав-повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю­жет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в не­что цельное, в единый роман главный герой, который иногда сам превращается в рассказчика.
    Каждая повесть написана в своем жанре. «Бэла» представляет жанр кавказской новеллы, «Максим Мак­симыч» — путевые заметки, «Тамань» — приключен­ческая, авантюрная новелла, «Княжна Мери» — свет­ская повесть, а «Фаталист» — повесть-притча, не ли­шенная мистики и философии. Предисловия к роману и дневникам Печорина написаны публицистическим стилем, жанровую картину романа дополняет дневник Печорина. Объединение разнообразных жанров в цель­ном произведении — достижение прозы Лермонтова, которое повлияло на дальнейшее становление крупного романа в русской литературе.
    Стремительный творческий рост писателя способ­ствовал тому, что Лермонтов в свои 24 года уже постиг «глубочайшее дно Океана жизни» и в своем романе сделал художественным открытием почти научный анализ противоречивых отношений человека с дейст­вительностью. Этот роман — итог всего творчества Лермонтова. В «Герое нашего времени» представлены все характерные особенности творчества писателя: ро­ман окрашен экзотическим колоритом кавказских по­эм, в нем присутствуют анализ и критическое восприя­тие действительности, а главный герой — «лермонтов­ский» человек, демонический герой-индивидуалист.

  11. “Герой нашего времени” – нравственно-психологический роман
    “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
    Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: “какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих “? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…” На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”. Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука…
    Почему же судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок “? Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “офицеры меня поздравляли – и точно было с чем “.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера – благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
    Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: ” Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “я давно уже живу не сердцем, а головой”. Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман – это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог “угадать своего высокого назначения”.

  12. «Герой нашего времени» — произведение, рожденное по-следекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской истории: жестокая реакция, политический гнет. Но, несмотря ни на что, мысль в этот период работала напряженно.
    Вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Образованная часть людей стремилась выработать широкий взгляд на мир, постигнуть мир во всей его сложности. В «Герое нашего времени» Лермонтов сознательно нарушает хронологическую последовательность, тем самым заставляя читателя сместить свое внимание от сюжета к внутреннему миру героев, на их интеллектуальную жизнь.
    По этой причине произведение считается первым в России «аналитическим романом» (Б. Эйхенбаум), первым русским социально-психологическим романом. Главная цель, которую ставил автор, — глубоко раскрыть сложную натуру своего современника, показать проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Не случайно В. Г. Белинский назвал лермонтовское произведение «грустной думой о нашем времени». Б. Эйхенбаум отмечал, что «предмет художественного изучения Лермонтова… личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком».
    И это действительно так: лермонтовский герой изначально необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же удивительны, неординарны. Автора интересует не заурядный герой, к которому читатель привык, а личность могучая и титаническая — «герой века». Однако не менее занимала автора и другая проблема — определение черт «нашего века». Его Лермонтов характеризует как эпоху, в которую умные, образованные люди обречены на жизнь бесплодную и никчемную, так как историческая действительность не может дать выхода их страстям и порывам.
    Это «лишние люди», опередившие эпоху, в которую им суждено жить. От этого они, не понятые современниками, не способные найти с ними общий язык, осуждены на одиночество. Героем времени, представителем своей эпохи в романе является Печорин — личность сильная и волевая.
    Молодой человек скоро убеждается, что в этом обществе человек не может добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, им овладели тоска и скука — верные спутники разочарования. Печорин задыхается в душной атмосфере николаевского режима, он так и говорит: «Во мне душа испорчена светом».
    Печорин все время ищет людей, которые могли бы в чем-то противостоять ему, понять его. Герой пытается ставить людей наравне с собой, но в результате он только еще раз убеждается, что во многом выше их. Нет достойного Печорину соперника — от этого ему скучно. Кроме того, испытывая людей, герой видит всю их низость, мелочность, неспособность к благородным поступкам. Это еще больше его угнетает. Мятежная душа Печорина отказывается от радостей и спокойствия.
    Герой слишком переполнен страстями и мыслями, слишком свободен, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших событий, ощущений. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких личностей не притягивают обычные житейские радости. Одаренный от природы, наделенный глубоким умом, способностью анализировать, с сильным характером и стальной волей, он имеет некоторую, по словам автора, странность: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Эта «странность» — еще одно доказательство того, как глубоко Печорин разуверился во всех обольщениях мира, какими безнадежными видит он свои жизненные перспективы.
    Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Печорин все время в поиске.
    Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот — Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя. Печорин — эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало «наше время», которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру.
    Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения.
    Еще отчетливее проявляется богатство печоринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого. Все происходящие с Печориным события демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни, а их разрозненный характер только подчеркивает власть обстоятельств, не зависящих от личной воли героя. Все ситуации подтверждают некие общие законы жизни.
    Все столкновения Печорина с людьми случайны, но каждый случай убеждает его в закономерности тех понятий о жизни, которые дал ему предшествующий опыт. В романе полностью раскрывается психологический портрет Печорина и отражены социально-политические условия, формирующие «героя времени». Это лермонтовское произведение предвосхитило психологические романы Достоевского, а Печорин продолжил ряд «лишних людей» в русской литературе. Несмотря на двойственность моего отношения к Печорину (и эгоист, и благороден), нельзя все же не отдать должное мастерству Лермонтова, который смог так психологически тонко изобразить противоречивую личность.

  13. “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
    Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: “какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих “? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…” На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”. Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука…
    Почему же судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок “? Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “офицеры меня поздравляли – и точно было с чем “.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера – благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
    Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: ” Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “я давно уже живу не сердцем, а головой”. Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман – это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог “угадать своего высокого назначения”.

  14. Сочинение: “Герой нашего времени” – нравственно-психологический роман
    “Герой
    нашего времени” – нравственно-психологический роман

    “Герой
    нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман.
    Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же
    муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не
    события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое
    богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”.
    Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,
    что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,
    которое глубже слов, идей.
    Отсюда одной из
    особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет
    читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5
    повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной
    являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Автор
    использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного
    изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует
    “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех
    повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”)
    представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского
    равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его
    страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты).
    Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является
    власть и эгоизм: “какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и
    бедствий человеческих “? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен
    герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек.
    В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый
    механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном
    смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий
    Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на
    страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую
    мои духовные силы…” На основании этого правила Печорин развивает целую
    теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не
    имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей
    гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”. Казалось бы, умный
    Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он
    постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то
    нет, а вместо него утомление и скука…
    Почему же
    судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть
    “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не столько психологические,
    сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спора
    Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник
    фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения,
    то зачем же нам дана воля, рассудок “? Этот спор проверяется тремя
    примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича
    убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное
    убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на
    казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о
    том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской
    темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого
    неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не
    только спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий
    пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с
    победой над смертью: “офицеры меня поздравляли – и точно было с чем
    “.
    Герой относится
    к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над их наивной
    верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так
    как понимает, что любая вера – благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он
    сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье
    Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для
    него не только не существует святынь, он смеётся “над всем на
    свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,
    которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
    Показывая
    мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за
    свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: ” Я
    готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но
    свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов
    связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца:
    “я давно уже живу не сердцем, а головой”. Однако Печорин не
    самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках
    судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман –
    это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием
    одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог “угадать
    своего высокого назначения”.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *