Сочинение на тему гимн

8 вариантов

  1. Во многих странах мира есть своя армия, но такой, как в нашей России, нет нигде. Наши войска храбрые, сильные. Армии других стран, может и хороши, но таких сплочённых солдат, как у нас, вы не найдёте. Зная об этом, я и сам хочу служить в наших войсках. В этом сочинении мне хочется написать, почему армия Российской Федерации – лучшая. Доказать, что для наших солдат слова «честь», «доблесть, «мужество» не пустые.
    Я уже писал, что наши солдаты во все времена были самыми сплочёнными. С давних пор мы одерживали победы. Доказательством тому военные действия на реке Угре (это стояние стало главным шагом против зависимости Руси от Орды, положило конец монголо-татарскому игу), битвы при Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове. Все наши враги были с позором изгнаны из нашей великой державы. Этим мы обязаны полководцам и простым солдатам, их мужеству.
    Подробнее я хочу остановиться на самой страшной войне, которая не обошла стороной ни одну семью нашей страны. Это Великая Отечественная Война одна тысяча девятьсот сорок первого года. Гитлер напал на безоружных, не готовых к войне людей, но спустя четыре года мы разгромили фашистскую Германию. Не только многие солдаты и полководцы свершали подвиги на этой войне, но и простые люди проявляли чудеса мужества, доблести, чести.
    Одним из первых на войне показал себя адмирал Николай Герасимович Кузнецов. За несколько часов до начала  Второй мировой войны он объявил на всех флотах и флотилиях боевую готовность номер один. Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого только Кузнецов встретил врага во всеоружии, и это помогло избежать больших потерь. Он  не боялся попасть под пули и постоянно выезжал на фронт, чтобы поднять дух солдат. А ведь мог отсидеться в безопасном месте и оттуда просто давать приказы. Мог, но ведь Николай Кузнецов был мужественным человеком, с которого не стыдно брать пример. Именем этого героя названы улицы в нескольких городах нашей огромной страны, есть школы, которые носят его имя, одна из них находится в городе Тара Омской области. Названия пролива, крейсера, теплохода связаны с именем этого великого человека. Да что там, учреждена медаль «Адмирал Кузнецов», а это говорит о многом.
    Ещё один героический поступок совершил красноармеец Александр Матросов двадцать седьмого февраля тысяча девятьсот сорок третьего года. Его группа получила задание атаковать фашистов, но на подступах к деревне наши солдаты попали под огонь противников. Три немецких пулемёта обстреливали их. Два из них удалось уничтожить, атака последнего не увенчалась успехом. Александр Матросов бросил две гранаты, и пулемёт замолчал, но вскоре снова открыл огонь. Саша рывком бросился к нему и закрыл амбразуру грудью, дав группе выполнить задание. Ему было всего девятнадцать лет. Многие ли парни в наше время в таком возрасте способны на это? Единицы! Не у всех хватит на это мужества. Александр Матросов не думал ни о славе, ни о почестях, он просто делал то, что считал нужным: выполнить задание даже ценою собственной жизни, спасти друзей и Родину. Разве это не пример для нас?
    Сражались за нашу Родину и дети. Я даже не говорю о тех, которые работали на заводах сутками, чтобы помочь армии. Это тоже великий подвиг. Но ведь были ещё и те, кто сражался с немцами из подполья. Во время Второй мировой войны было много таких организаций, но самая известная из них образовалась в городе Краснодон и называлась «Молодая Гвардия». Самому молодому из ребят было всего четырнадцать лет. Как только молодогвардейцы не мешали фашистам! Они распространяли листовки, устраивали диверсии. Однажды ребята сожгли здание, где хранилась немецкая перепись населения. Благодаря этому, около двух тысяч человек не были сосланы в Германию. Но со временем  организацию рассекретили и, незадолго до освобождения города, почти всех ребят казнили. В честь молодогвардейцев названы школы, корабли, города, улицы. По-моему, мало кто из нашего поколения осмелился бы на рискованные поступки ребят из «Молодой Гвардии». О каких подвигах некоторых молодых людей моего времени можно говорить, если они не только всячески хотят избежать службы, но и открыто восхваляют фашистов, воруют ордена у ветеранов, ходят со свастикой. Разве за это сражались наши прадеды, отдавали свои жизни? За это погиб Александр Матросов и ребята –молодогвардейцы? Мне стыдно за тех, кто не уважает память людей, воевавших за нас, отдавших свою жизнь за наше будущее.
    Но не всё так плохо. И среди молодёжи нашего времени есть настоящие герои. В последние десятилетия в Чечне, Осетии молодые парни считают своим долгом защищать страну. Некоторые из них ни разу не держали в руках автоматы, но совершали геройские поступки. Например, Юра Прищепной, простой деревенский парень, который геройски погиб во вторую чеченскую войну. Он был тяжело ранен и решил вызвать огонь на себя, чтобы помочь товарищам. А ведь мог спокойно лежать и ждать помощи. Много ещё было таких пацанов, которые воевали в страшных условиях. И это в настоящее время! Они мало ели, пили по глотку по кругу, недосыпали, жили в постоянном напряжении и каждый день видели вокруг себя страшные картины. Как поётся в одной малоизвестной песне «Боевая Русь»:
    «Сбитые костяшки заживать не успевают,
    После реабилитации больше года оживают.
    Видел, как зашивают в поле рваные осколком раны,
    Зубы стиснут без наркоза, пацаны стареют рано».
    Песня посвящена участникам Чеченской войны, Осетинской, солдатам, освободившим школу в Беслане и вообще всем ребятам, которые стоят на защите нашей страны. Я восхищаюсь смелостью и мужеством этих парней. Их доблести нет границ. Хочу привести ещё несколько примеров этому.
    Тринадцатого июля тысяча девятьсот девяносто третьего года «тихая» двенадцатая пограничная застава в республике Таджикистан попала под обстрел афганских и таджикских солдат, которые напали неожиданно. Численность врагов  была в несколько раз больше. Одиннадцать часов держались наши ребята, многих потеряли, но им пришлось отступить, потому что заканчивались боеприпасы. К вечеру заставу отбили. Шесть человек были награждены звездой «Герой России». Четверо из них посмертно. Но я считаю, что вечную славу и память заслужили не только эти шесть человек. Все ребята отдали свои жизни за Родину, за нас. Всех мы должны помнить и чтить.
    Ещё один пример доблести, чести и мужества показали ребята шестой роты Псковской десантной дивизии. Случилось это двадцать девятого февраля двух тысячного года  в Чечне. Ребятам был отдан приказ занять точку семьсот семьдесят шесть близ Дагестана. Из-за плохих погодных условий ехать на БТР не было возможности. Рота растянулась на километр и девяносто человек пошли пешком, таща на спинах пулемёты и аппаратуру. Неожиданно они наткнулись на боевиков и открыли огонь. Ребята думали, что воюют против десятка или сотни человек. Там же оказалось две с половиной тысячи опытных боевиков. Нашим был дан приказ держать оборону и обещание, что подмога скоро будет. Никто не подозревал, что помощь придёт через сутки. Из всей роты выжили только шестеро, но они выполнили приказ и удержали оборону, выстояли! Никто не знает, что они чувствовали, когда враг атаковал, что снится выжившим после пережитого. Как можно не петь гимн чести, мужеству и славе таким ребятам? Они это заслужили!
    Вот такие герои жили и живут в нашей стране. Вот такие сильные, сплочённые, доблестные солдаты в России! Невозможно описать все подвиги наших соотечественников, да, наверное, это и не нужно. Ведь все подвиги свершались ради одной цели – благополучия нас и нашей страны. Но помнить о всех, кто отдал жизнь за это, мы обязаны!
    Верно говорил один канцлер Отто Бисмарк: «Никогда не воюйте на два фронта и никогда не воюйте с Россией!» Я полностью согласен с этим высказыванием. Повторюсь, что, начиная с Ордынского нашествия и заканчивая Чеченской войной, мы всегда давали отпор и одерживали победу. И за всё это огромная честь, хвала и слава нашим защитникам. Такими людьми нужно гордиться!
    А закончить свой сочинение я хотел бы словами из уже знакомой вам песни:
    «Если на родные земли вновь накличет враг беды,
    То поднимется держава, сомкнут воины ряды.
    Поглядит в глаза смерть, да не убоюсь
    Духом закалённым славна боевая Русь!»

  2. Гимн России
    Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твоё достоянье на все времена!
    Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!
    От южных морей до полярного края
    Раскинулись наши леса и поля.
    Одна ты на свете! Одна ты такая —
    Хранимая Богом родная земля!
    Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!
    Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне.
    Так было, так есть и так будет всегда!
    Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!
    Анализ гимна.
    Гимн Росии – это главнейшее музыкальное произведение нашей страны. Он
    написан трёх трёхсложным стихотворным размером – амфибрахий.
    “Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твоё достоянье на все времена!”
    В этом отрывке рассказывается о любви к Родине, то что достояния нашей страны бессмертно.
    “Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!”
    В этом отрывке русский народ прославляет своё Отечество, проявляет
    гордость. Здесь говорится так же, что многое сделали люди для страны.
    “От южных морей до полярного края
    Раскинулись наши леса и поля.
    Одна ты на свете! Одна ты такая —
    Хранимая Богом родная земля!”
    Здесь рассказывается насколько велика Россия, о том, что Россия – это неповторимая страна.
    “Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне.
    Так было, так есть и так будет всегда!”
    В этом отрывке говорится, что многие возможности открывает будущее
    для русского народа для улучшения России. О том, что народ предан,
    гордится своим Отечеством.
    Весь гимн восхваляет Россию. В нём чувствуется любовь, преданность,
    гордость, желание, чтобы Россия существовала вечно, чтобы её достаяния
    были бессмертны.

  3. Гимн России Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твоё достоянье на все времена!   Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!   От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.
    Одна ты на свете! Одна ты такая —
    Хранимая Богом родная земля!   Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!   Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!   Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!                                                                                  Анализ гимна. Гимн Росии – это главнейшее музыкальное произведение нашей страны. Он написан трёх трёхсложным стихотворным размером – амфибрахий.  “Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твоё достоянье на все времена!” В этом отрывке рассказывается о любви к Родине, то что достояния нашей страны бессмертно. “Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!” В этом отрывке русский народ прославляет своё Отечество, проявляет гордость. Здесь говорится так же, что многое сделали люди для страны. “От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.
    Одна ты на свете! Одна ты такая —
    Хранимая Богом родная земля!” Здесь рассказывается насколько велика Россия, о том, что Россия – это неповторимая страна. “Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!” В этом отрывке говорится, что многие возможности открывает будущее для русского народа для улучшения России. О том, что народ предан, гордится своим Отечеством. Весь гимн восхваляет Россию. В нём чувствуется любовь, преданность, гордость, желание, чтобы Россия существовала вечно, чтобы её достаяния были бессмертны.

  4. Найдите значение выражения х+у+(-16),если:х= -3 5\14,у= -2 10\21
    1.Вычислите массу этиленгликоля который образуется в результате взаимодействия 150 грамм дихлорэтана и 56 грамм гидроксида калия.
    2. Определить массу алкоголята которая образуется в результата взаимодействия 50 грамм этилового спирта и 10 грамм натрия.
    грачи подбери и напиши формы слова.
    надо найти НОК и НОД ( 120,150)
    (на эти вопросы не обязательно отвечать даю 30 баллов)накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой.Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены? Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?
    (а на вот эти вопросы ответти пожалуйста)
    1.Почему руки имели разные цвета?
    2.Почему при перетяжке изменился цвет пальца?
    3.Как проявляются признаки кислородной недостаточности? Почему нарушена чувствительность?
    4.Почему вредно туго затягиваться ремнем носить тесную одежду?
    Выполните умножение
    Пожалуйста
    1)1целая 1/4*1целая 1/5
    2)2целая 1/2*2целая 4/5
    в меню школьной столовой есть 2 вида салата, 2 вида первого блюда, и 2 вида второго блюда сколько вариантов выбора обеда есть у ученика этой школы если обед состоит из салата первого и второго блюда
    Пожалуйста напишите сочинение на 2 страницы на тему смешное и грустное в комедии „Ревизор”!Спасибо заранее!
    Заполните пропуски в таблице:
    Тип общества                Основа производтва
    ………………………             Земля и ручной труд
    Индустриальное            Промышленное производство
    Постиндустриальное        …………………………………….
    Не мало стихов и рассказов посвящено школьной дружбе. Как ты думаешь, почему тема школьной дружбы волнует людей разного возраста? Какое значение она имеет для человека? Почему отсутствие дружбы в классе огорчает? Что для тебя означают слова дружный класс? Могут ли быть друзьями все ученики класса? Ответ представь в виде заметки в классную газету. О заглавной свою заметку, предложи, какие еще вопросы , связанные со школьной дружбой , можно обсудить на страницах газеты или на классном часе

  5. И. И. Шишкин К. Ф. Юон – замечательные русские художники пейзажисты.
    На картине И. И. Шишкина « Зима» изображён зимний лес. Могучие сосны, покрытые снегом, застыли в зимнем оцепенении. В дали, возвышаются белоснежные ели.
    Художник изобразил морозный зимний день: лес наполнен солнечным светом, пробивающимся сквозь ветви елей. Небо вдали наполнено розовеет, полоса света словно разделяет картину на две части.
    На первом плане картины изображены только нижние части стволов вековых сосен, к земле пригнулись стволы деревьев, укрытые словно покрывалом, серебристым снегом. Вырисовываются силуэты молодых ёлочек.
    Ощущение не подвижности разлито в пейзаже. Сосны кажутся скованными морозом. Словно в оцепенении замерли под снежным гнётом елочки. Не подвижен воздух. Сосновый лес предстаёт, погрузившимся в долгий зимний сон.
    На картине К. Ф. Юона изображена зима и сплошное царство снега. Мы видим покрытые жемчужным инеем деревья. Две ёлочки-сестрёнки одеты в нарядные белые шубки. Берёзы тоже щеголяют в прекрасных зимних нарядах.
    На заднем плане изображена толпа ёлочек, тоже в белом. Переливающимся снегом покрыта земля. Зима – очень красивое время года. Как будто природа готовится к свадьбе, одевается в подвенечное платье. Но сейчас природа уснула до весны, а людская жизнь продолжается. Вот по дороге идет шумная группа мальчишек. Они весело что-то обсуждают и размахивают руками. Впереди них бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Вот он смотрит куда-то вдаль и принюхивается.
    Зима у многих любимое время года, особенно у детворы, которая может кататься на санках, на лыжах, на коньках. А можно весело скакать по сугробам и стрелять снежками.
    Эта картина как настоящая. Как будто мы сами там находимся и смотрим на зимнюю прелесть. Картина Юона зачаровывает нас красотой покрытых инеем деревьев, заснеженными, сверкающими на солнце пригорками, пушистым снегом, укрывшим землю.
    И. И. Шишкин изобразил природу в белом безмолвном величии, она погружена в долгий зимний сон. На полотне К. Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, дети радостно проводят зимние время года. Снег кажется мягким и пушистым.
    Картины И. И. Шишкина и К. Ф. Юона – гимн русской зимы. Обе картины изображают зиму во всей её красе.

  6. 6
    Текст добавил: Джек_Воробей

    Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, велико душеной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” — моей любимой повести А. И. Куприна.
    “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Эти люди такие разные: Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек хотя добрый, но только слабый”.
    Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся — “ведьмака”, необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина.
    Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв… “.
    Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
    Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились” из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть “Олеся” — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.

  7. И.Каплан
    Москва
    Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года; напечатано Жуковским после смерти Пушкина. Первая строка стихотворения была дана в такой редакции: “Опять на родине. Я посетил…” Но Михайловское не назовёшь родиной поэта, который впервые там побывал в 1817 году. Как уступку цензуре Жуковский исправил строку третью и конец десятой. Слово изгнанником заменено отшельником, а опальный (домик) – смиренным.
    25 сентября 1835 года Пушкин писал жене: “…Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а всё потому, что не спокоен. В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился, да и подурнел”. Принято считать, что эти строки легли в основу содержания произведения «Вновь я посетил…» Это так! Но как изменилась тональность восприятия жизни в стихотворении в сравнении с оценкой реалий действительности в письме, где поэт с горечью сообщает о “молодой сосновой семье”, которая разрослась “около знакомых старых сосен”. Не радуют его уже и танцующие “молодые кавалергарды на балах”. Грустит он и о том, что уходят из жизни близкие ему люди, и ушедшие годы старят всех.
    …Вновь я посетил
    Тот уголок земли, где я провёл
    Изгнанником два года незаметных.
    Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта. Строка третья имела такие варианты:
    Два года бурной младости моей
    Два года юности моей печальной
    Два года грустной юности моей
    Два года бурной юности моей1.
    В приведённых вариантах неверно оценивалось время пребывания поэта в михайловской ссылке. Это были годы напряжённого труда (создание глав романа «Евгений Онегин», драмы «Борис Годунов»), годы творческой зрелости, а не “бурной юности”.
    Уж десять лет ушло с тех пор – и много
    Переменилось в жизни для меня,
    И сам, покорный общему закону,
    Переменился я – но здесь опять
    Минувшее меня объемлет живо,
    И, кажется, вечор ещё бродил
    Я в этих рощах.
    Слово ушло – о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
    И сам, покорный общему закону,
    Переменился я…
    Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
    Вот опальный домик,
    Где жил я с бедной нянею моей.
    Уже старушки нет – уж за стеною
    Не слышу я шагов её тяжёлых,
    Ни кропотливого её дозора.
    Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых…” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
    Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
    Вот холм лесистый, над которым часто
    Я сиживал недвижим – и глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    Меж нив златых и пажитей зелёных
    Оно, синея, стелется широко;
    Через его неведомые воды
    Плывёт рыбак и тянет за собою
    Убогий невод. По брегам отлогим
    Рассеяны деревни – там за ними
    Скривилась мельница, насилу крылья
    Ворочая при ветре…
    Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “…вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны…” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
    Поэтичны строки:
    Меж нив златых и пажитей зелёных
    Оно, синея, стелется широко…
    Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
    Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
    Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
    …около корней их устарелых
    (Где некогда всё было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась,
    Зелёная семья; кусты теснятся
    Под сенью их, как дети. А вдали
    Стоит один угрюмый их товарищ,
    Как старый холостяк, и вкруг него
    По-прежнему всё пусто.
    Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
    Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
    Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
    Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое!
    Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
    «Вновь я посетил…» по своему пафосу, устремлению близко к стихотворению, также написанному в Михайловском в 1825 году, –«Вакхическая песня» с её прославлением разума и света. Отметим, что оба стихотворения были созданы в трудные для поэта годы. Каким же мужеством и жизнелюбием нужно было обладать, чтобы непоколебимо верить в торжество разума.
    Чувства и мысли стихотворения «Вновь я посетил…» нашли своё подтверждение во многих письмах поэта. Сошлёмся на фрагмент одного из них. Вот что писал Пушкин П.А.Плетнёву 22 июля 1831 года: “Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрёт и Жуковский, умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жёны наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, весёлые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдёт, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы”. Оптимистическое мировосприятие – характерная черта духовного облика Пушкина.
    Отдельные замечания о композиции стихотворения. Оно делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в её постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения даёт представление о быстротекущем времени, смене и преемственности поколений. В стихотворении речь идёт о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
    «Вновь я посетил…» лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
    Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом. “…Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль… Эта тенденция характерна для всей поздней лирики Пушкина”2. В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833–1834) поэт отмечал “достоинство” стихов Радищева, написанных белым стихом. “Думаю, – заметил он, – что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую… Вероятно, будущий наш эпический поэт изберёт его (белый стих. – И.К.) и сделает народным”3.
    Для творчества Пушкина характерны постоянные поиски новых жанров, новых средств выразительности. Писатель-новатор был всегда в пути.

    Список литературы

    1. ПушкинА.С. Полн. собр. соч. Т.3. М., 1949. С.996.
    2. СтепановН.Л. Лирика Пушкина. М., 1959. С.408 –409.
    3. ПушкинА.С. Собр. соч.: В 10 т. Т.6. М., 1976. С.354–355.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *