ГЛАГОЛКАК ЧАСТЬ РЕЧИ5 «А» классК.Д.Мухаметкалиева, учитель русскогоязыка и литературы Глагол– самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов Цель (чего я хочу добиться на уроке)
1
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.
2
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.
3
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.
4
Узнать, каким членом предложения может быть глагол.
5
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.
6
Пополнить свой словарный запас.
7
Отдохнуть на уроке. Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы. Мультипликация – съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Глагол– это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения , движение, различные звуковые явления и т.д. Образуйте от данных существительныхглаголы,объяснить их значение: ГНЕВ УЛЫБКА СТРАХ ТРЕВОГА РАДОСТЬ СМЕХ Физкультурная минутка Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ и ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ . 1 гр.
Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении. 2 гр. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте. 3 гр .
О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика). Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности): 1. Прочитать правило § … и выполнить упражнение 2 .Выписать из текста словосочетание( глагол + сущ ) ,обозначьте главное слово. 3 .Написать продолжение истории, используя глаголы. 4. Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Утверждаю:
Директор
МОУ – СОШ №8 г.Томмот
Плышевский Ю.Н.
«31» августа 2010 г.
Программа кружка
культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец», 5 класс
Программу разработал учитель русского языка и литературы Сергеенко Людмила Вячеславовна
2010г
Пояснительная записка.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во – первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во – вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Общие цели обучения русскому языку;
1.Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данного предмета;
-развитие логического мышления;
-обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2.Познавательные:
-формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;
-эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
3.Практические:
-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-вооружение учащимися нормами литературного языка;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-развитие умения связно излагать свои мысли.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (5 класс), определяются следующие цели занятий данного курса:
-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы – это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
– обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Таким образом, отмечаю, что программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности:
-чтение;
-воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;
-воспроизведение текста (устного и письменного);
-создание высказывания (устного и письменного);
-совершенствование устного и письменного высказывания.
В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Данная программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» составлена на базе учебного комплекса под редакцией М.М. Разумовской.
Список литературы:
1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования… – М., 2002г.
2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской – М.,2006г.
3.Р.И. Аванесов русское литературное произношение. – М., 2000г.
4.Б. Ю. Лотман. Язык – знакомый незнакомец. – М., 1987г.
5.Словари
6.Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Тематическое планирование курса «Язык – знакомый незнакомец». (5 класс)
№ п./п.
Тема
Кол-во
часов
1.
Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов – создатель первой научной грамматики.
2
2.
Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.
1
3.
«Слово – единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).
3
4.
Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.
1
5.
Не нарушай правил лексической сочетаемости.
1
6.
Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах.
1
7.
Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.
1
8.
Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.
1
9.
Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию).
2
10.
Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.
1
11.
Разговорный и литературный язык.
1
12.
Многословие – враг ясности.
1
13.
Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».
1
14.
Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе).
1
15.
О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства).
2
16.
«Игры в язык и более серьёзные дела».
1
17.
«И то, да не то; и так, да не так».
1
18.
Составляем рассказ по картинке; обсуждение.
2
19.
Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию).
2
20.
О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?
1
21.
Язык в зеркале сравнений.
1
22.
Слово слово роднит, третье само бежит.
1
23.
О чём, с кем, зачем и как.
1
24.
Систематизация и обобщение изученного.
2
25.
Говорить, то есть творить.
1
26.
Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее…
3
Итого
36
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 5 «А» класс К.Д.Мухаметкалиева, учитель русского языка и литературы
Глагол– самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
А. Югов
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
1
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.
2
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.
3
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.
4
Узнать, каким членом предложения может быть глагол.
5
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.
6
Пополнить свой словарный запас.
7
Отдохнуть на уроке.
Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы.
Мультипликация – съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения , движение, различные звуковые явления и т.д.
Образуйте от данных существительных глаголы, объяснить их значение: ГНЕВ УЛЫБКА СТРАХ ТРЕВОГА РАДОСТЬ СМЕХ
Физкультурная минутка
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ и ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ . 1 гр.
Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении. 2 гр. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте.
3 гр .
О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
1. Прочитать правило § … и выполнить упражнение
2 .Выписать из текста словосочетание( глагол + сущ ) ,обозначьте главное слово.
3 .Написать продолжение истории, используя глаголы.
4. Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Утверждаю:
Директор
МОУ – СОШ №8 г.Томмот
Плышевский Ю.Н.
«31» августа 2010 г.
Программа кружка
культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец», 5 класс
Программу разработал учитель русского языка и литературы Сергеенко Людмила Вячеславовна
2010г
Пояснительная записка.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во – первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во – вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Общие цели обучения русскому языку;
1.Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данного предмета;
-развитие логического мышления;
-обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2.Познавательные:
-формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;
-эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
3.Практические:
-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-вооружение учащимися нормами литературного языка;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-развитие умения связно излагать свои мысли.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (5 класс), определяются следующие цели занятий данного курса:
-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы – это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
– обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Таким образом, отмечаю, что программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности:
-чтение;
-воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;
-воспроизведение текста (устного и письменного);
-создание высказывания (устного и письменного);
-совершенствование устного и письменного высказывания.
В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Данная программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» составлена на базе учебного комплекса под редакцией М.М. Разумовской.
Список литературы:
1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования… – М., 2002г.
2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской – М.,2006г.
3.Р.И. Аванесов русское литературное произношение. – М., 2000г.
4.Б. Ю. Лотман. Язык – знакомый незнакомец. – М., 1987г.
5.Словари
6.Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Тематическое планирование курса «Язык – знакомый незнакомец». (5 класс)
№ п./п.
Тема
Кол-во
часов
1.
Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов – создатель первой научной грамматики.
2
2.
Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.
1
3.
«Слово – единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).
3
4.
Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.
1
5.
Не нарушай правил лексической сочетаемости.
1
6.
Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах.
1
7.
Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.
1
8.
Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.
1
9.
Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию).
2
10.
Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.
1
11.
Разговорный и литературный язык.
1
12.
Многословие – враг ясности.
1
13.
Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».
1
14.
Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе).
1
15.
О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства).
2
16.
«Игры в язык и более серьёзные дела».
1
17.
«И то, да не то; и так, да не так».
1
18.
Составляем рассказ по картинке; обсуждение.
2
19.
Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию).
2
20.
О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?
1
21.
Язык в зеркале сравнений.
1
22.
Слово слово роднит, третье само бежит.
1
23.
О чём, с кем, зачем и как.
1
24.
Систематизация и обобщение изученного.
2
25.
Говорить, то есть творить.
1
26.
Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее…
3
Итого
36