Сочинение на тему главные образы в слове о полку игореве
8 вариантов
Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.
Образ 3
«Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
9 класс. Сочинение по литературе.
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
Великое «Слово о полку Игореве» было создано более восьми веков назад. Но, оно достаточно известно и актуально и в нашем, современном мире. Почему же мы до сих пор изучаем и читаем «Слово…»? Что в нем такого?
Это величественное творение открывает для нас историю не только лишь правивших князей, которые постоянно вели междоусобные войны. Оно открывает читателям долю всего русского народа, который выдержал такой гнет и такое сопротивление.
В центре мы видим персонаж князя Игоря. У автора двоякое отношение к данному образу. С одной стороны он показывает читателю Игоря, как умного, храброго воина, который готов защищать свою родину до конца, до последнего вздоха и стука сердца. Он вдохновляет свои полки мужеством и отправляет их на защиту родных русских земель. Но, с другой стороны, автор изображает князя, как эгоистичного, через чур самоуверенного полководца, который не обращает внимание ни на что и ни на кого.
Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы (это «Буй Тур» Всеволод, брат Игоря), но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем», напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле, на которую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.
Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря — это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», вся Русская земля оплакивает их.
Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны («ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце»). Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря. В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой «грозного», правителя, главы русских князей. В своем «золотом слове», обращенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая постигла войско Игоря, а с ним — и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.
Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора. Ведь автор — это тоже один из основных образов и героев «Слова» — его лирической части. Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно. Главное — это то, что автор «Слова», человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Русской земли. Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.
Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.
Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение». Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образы и характеры в Слове о полку Игореве. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными… Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».
Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.
Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».
В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.
Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска». В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями. «А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
рмлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».
Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую. Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.
Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.
Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).
Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.
По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.
Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события. Боянне стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления.
не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии. Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.
«Слово о полку Игореве» – это величественная памятка в истории древнерусской литературы. Эта рукопись передает нам события давно минувших дней. Мы узнаем о великих походах князей русских, об их победах и поражениях.
Автор уделяет внимание не только мужским образам. Наравне с ними описаны и славные женские образы, которые играли немаловажную роль в развитие сюжета. Это святая Феврония, Авдотья Рязаночка – великие женщины. Их образы прекрасны.
Но, есть среди влиятельных персонажей еще одна женщина – Ярославна. Она была преданной женой князя Игоря – она до последнего оставалась верна ему. Ярославна искренне сопереживала о всех событиях, происходящих с войском Игоря. Она плачет и скорбит о потерях, она молит все силы природы о помощи.
Читая «Слово о полку Игореве» мы обращаем внимание на языческие мотивы, которые обожествляют силы природы. Видны также фольклорные направленности – воодушевление солнца и ветра. И Ярославна постоянно молит о помощи именно у них.
Образ Ярославны передает нам те тяготы и те страдания, которые легли на плечи не только этой молодей женщины. Ведь сколько жен и матерей ждали своих мужей и сыновей с битвы. Сколько они пролили слез и сколько прочитали молитв. Да, такие хрупкие женщины, как Ярославна, мало чем могли помочь в бою. Но своей духовною силой они могли поддержать каждого. Своими мольбами они творили чудеса.
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь примчался к северу родному –
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Мольбы прекрасной Ярославны были услышаны. Помощь Всевышнего помогла воинам.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна предстает перед читателем волевой и сильной натурой, которая могла поддержать родного мужа, которая могла помочь ему в поиске верного решения и правильного, достойного пути. Она, как и многие русские женщины делала все, чтобы хоть как-то повлиять на свою судьбу и судьбу целого народа.
Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
“Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.
Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.
Образ 3
«Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
9 класс. Сочинение по литературе.
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
Великое «Слово о полку Игореве» было создано более восьми веков назад. Но, оно достаточно известно и актуально и в нашем, современном мире. Почему же мы до сих пор изучаем и читаем «Слово…»? Что в нем такого?
Это величественное творение открывает для нас историю не только лишь правивших князей, которые постоянно вели междоусобные войны. Оно открывает читателям долю всего русского народа, который выдержал такой гнет и такое сопротивление.
В центре мы видим персонаж князя Игоря. У автора двоякое отношение к данному образу. С одной стороны он показывает читателю Игоря, как умного, храброго воина, который готов защищать свою родину до конца, до последнего вздоха и стука сердца. Он вдохновляет свои полки мужеством и отправляет их на защиту родных русских земель. Но, с другой стороны, автор изображает князя, как эгоистичного, через чур самоуверенного полководца, который не обращает внимание ни на что и ни на кого.
Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы (это «Буй Тур» Всеволод, брат Игоря), но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем», напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле, на которую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.
Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря — это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», вся Русская земля оплакивает их.
Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны («ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце»). Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря. В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой «грозного», правителя, главы русских князей. В своем «золотом слове», обращенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая постигла войско Игоря, а с ним — и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.
Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора. Ведь автор — это тоже один из основных образов и героев «Слова» — его лирической части. Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно. Главное — это то, что автор «Слова», человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Русской земли. Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.
Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.
Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение». Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образы и характеры в Слове о полку Игореве. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными… Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».
Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.
Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».
В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.
Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска». В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями. «А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
рмлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».
С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».
Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую. Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.
Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.
Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).
Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.
По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.
Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события. Боянне стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления.
не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии. Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.
«Слово о полку Игореве» – это величественная памятка в истории древнерусской литературы. Эта рукопись передает нам события давно минувших дней. Мы узнаем о великих походах князей русских, об их победах и поражениях.
Автор уделяет внимание не только мужским образам. Наравне с ними описаны и славные женские образы, которые играли немаловажную роль в развитие сюжета. Это святая Феврония, Авдотья Рязаночка – великие женщины. Их образы прекрасны.
Но, есть среди влиятельных персонажей еще одна женщина – Ярославна. Она была преданной женой князя Игоря – она до последнего оставалась верна ему. Ярославна искренне сопереживала о всех событиях, происходящих с войском Игоря. Она плачет и скорбит о потерях, она молит все силы природы о помощи.
Читая «Слово о полку Игореве» мы обращаем внимание на языческие мотивы, которые обожествляют силы природы. Видны также фольклорные направленности – воодушевление солнца и ветра. И Ярославна постоянно молит о помощи именно у них.
Образ Ярославны передает нам те тяготы и те страдания, которые легли на плечи не только этой молодей женщины. Ведь сколько жен и матерей ждали своих мужей и сыновей с битвы. Сколько они пролили слез и сколько прочитали молитв. Да, такие хрупкие женщины, как Ярославна, мало чем могли помочь в бою. Но своей духовною силой они могли поддержать каждого. Своими мольбами они творили чудеса.
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь примчался к северу родному –
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Мольбы прекрасной Ярославны были услышаны. Помощь Всевышнего помогла воинам.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна предстает перед читателем волевой и сильной натурой, которая могла поддержать родного мужа, которая могла помочь ему в поиске верного решения и правильного, достойного пути. Она, как и многие русские женщины делала все, чтобы хоть как-то повлиять на свою судьбу и судьбу целого народа.
Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
“Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.