Именно глаза обычно связывают с человеческой душой. Почему так? Возможно, из-за того, что они не могут лгать. Ведь можно обмануть с помощью мимики или слов, но не взглядом. Взгляд человека иногда бывает настолько красноречив, что не требует дополнительных слов. Достаточно посмотреть так на человека, и он сразу всё поймёт.
Взглядом можно передать как негативные, на и положительные эмоции. Глаза могут «улыбаться» или «светиться». Человек с таким взглядом сразу выделяется в толпе. Он способен расположить к себе, вызвать доверие, потому что окружающие воспринимают его как счастливого и доброго человека. Ярким пример являются влюбленные – их глаза светятся и это невозможно спрятать.
Грусть души также неизменно отражается в глазах. И как бы человек не старался это скрыть, внешнее все равно отражает внутреннее. Ни натянутая улыбка, ни показное веселье не могут этого изменить. Прежде всего, необходимо отогреть душу, развеселить ее, и тогда глаза сами об этом расскажут.
Существует еще такое понятие как «стеклянный взгляд». Кто однажды с ним столкнулся, вряд ли сможет когда-нибудь забыть. Человек с пустым взглядом страшен, ведь его сознание отключено, а душа закрыта. Он непредсказуем и бесчувственен.
Можно сделать вывод, что глаза как бы напрямую соединены с душой и могут выразить широчайший спектр чувств и эмоций. Глядя человеку в глаза, можно многое о нем понять, важно только правильно истолковать увиденное.
Глаза – зеркало души, ведь заглянув в них, можно понять, что на уме у человека, какие чувства он испытывает на данный момент.
Расширяются глаза от удивления, щуриться человек при подозрении, а когда испытывает любовь, его глаза становятся особенно добрыми и сразу меняется взгляд.
Лишь только смотря человеку в глаза, ты можешь понять, что он чувствует к тебе. Собеседник может говорить что угодно, но истину ты увидишь в его глазах.
Помню, как я стал по-новому смотреть на свою одноклассницу. Звали ее Лена, она была невысокой, темноволосой с очень красивой, лучезарной улыбкой. Ее глаза были голубыми, даже прозрачными именно после встречи с ней я понял, что «Глаза – зеркало души». Ее глаза были прозрачны, как стекло, словно это вовсе не глаза, а вход в ее внутренний мир. Мы с ней общались, сидели за одной партой, мило проводили время, я считал ее хорошим другом.
В тот день я опоздал на урок, это бы математика. И сел с Юлей, так как не увидел Лену за той партой, которую она обычно занимает до начала урока. «Может она заболела или прогуливает» – подумал я. К моему удивлению, Лена пришла и села за свободную парту, за нашу, которая, как раз находилась за нами. Весь урок Лена испепеляла меня взглядом, мне казалось, что на спине у меня две огненные дыры от ее двух глаз.
Дождавшись перемену, я решил повернуться и разобраться все-таки в ситуации, только из полуоборота я повернулся к ней, и увидел на ее лице непонятную мне эмоцию. Губы были поджаты, брови чересчур опущены, но глаза завершали эту эмоцию – они были полны обиды. Не понимал я этого, что же я сделал? Лена, как ошпаренная выпрыгнула из стола и убежала.
Одноклассники собрались вокруг меня и пояснили сложившуюся ситуацию: как оказалось, дружбы у меня с Леной не было, точнее, у меня была, а у Лены нет. Она играла друга, скрывая за маской влюблённость. Я обомлел.
Недолго думая, я вскочил и побежал за ней. Я знал, где она могла быть, и мои ожидания подтвердились. Когда я подошёл к ней, она уже успокоилась и сидела с задумчивым видом. Я попросил повернуться и увидел в её глазах все то, что говорили ребята.
Почему я раньше этого не замечал? Глаза были и грустными, и одухотворенными. Наверное, так выглядит любовь в глазах, в душе и в сердце. Только глаза способны передать нам истинные чувства человека. Ее глаза я запомнил на всю жизнь.
1. «Глаза, которые меня окружают.»
Так устроен человек. Он может
сдержать мимику лица;
мысленно связать себе руки,
но глаза… Вот, что скрыть невозможно.
Они отражают всё, что происходит внутри.
«Если ты с детства не научишься смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»,- читаем мы слова великого В.А. Сухомлинского. Эти слова, сказанные гениальным педагогом много лет назад, не теряют свою актуальность и в нынешнее время.
Ты еще только родился, а на тебя уже с любовью смотрели родные глаза матери. В них отражалась радость от твоих первых шагов, первой улыбки. Когда ты нечаянно падал, эти глаза наполняла искренняя тревога и боль. В маминых глазах ты можешь прочесть одобрение и укор, осуждение и поощрение. Ты можешь прочесть это без слов. Они постоянно освещены мягким живым сиянием. Это взгляд искренности, любви и добра. Глубина, выразительность маминых глаз придают тебе уверенность в трудную минуту, вдохновляют на добрые дела.
Однажды, когда мне было пять лет, я без разрешения ушла играть с подружками в чужой двор. Разве я могла осознавать, что доставлю маме массу огорчений? Меня искали всей семьей. Искали долго. Я нашлась только под вечер. Помню мамины глаза, полные слез Она меня ругала, но глаза ее выдали! В них была нежность, любовь и радость от того что я нашлась. Больше я ее не огорчала.
Идут годы…Мамины глаза стареют. В них, как в бездонном озере, отражаются все твои безумные шалости, неосознанные поступки.
Как бы тебе хотелось, чтобы глаза самого близкого человека, твоей мамы, и через много-много лет светились бы счастьем, словно солнечный свет, чтобы не было в них боли и грусти, и взгляд оставался лучистым, нежным и сияющим.
Разделы:
Русский язык Тема сочинения: «Глаза – зеркало души
человека» Цели работы:
Научить шестиклассников через внешность
постигать внутренний мир человека и описывать
свои наблюдения.
Дать нравственную оценку изображенного на
одном из двух предлагаемых портретов.
Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в
формулировку темы: а) раскрыть тему и передать
основную мысль; б) выбрать верную форму изложения
(ведущий тип речи – описание предмета с
элементами повествования и рассуждения); в)
правильно строить текст типа описания предмета,
используя лексические возможности языка. Оборудование: репродукции двух
портретов, описание которых будет предложено
шестиклассникам на выбор:
Валентин Александрович Серов «Девочка с
персиками», 1887 г.
Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г. Краткие пояснения: Сочинение по
картине –одна из сложных методических
проблем, решать которую можно по-разному.
Для работы предложены два реалистических
портрета, объединенные общей тематикой. Их
основа – жизненная правда. Правдивость
изображения сочетается с правдивостью выражения
чувств, мыслей, переживаний, настроения героев.
Важно подчеркнуть, что каждая деталь на
картинах дышит, живет; показать, что перед нами не
статичные, а живые картины. Кроме того, художники
стремятся передать свое отношение к персонажу,
поэтому в сочинении необходимо раскрыть
внутренний мир человека, обратив особое внимание
на его глаза.
Наибольшие трудности вызывает именно «чтение»
портрета. Важно научить внимательно
всматриваться в картину, описать то, что ученик
видит на ней, определить детали, краски, колорит,
свет и т.д.
Дополнительная целевая установка – дать
нравственную оценку изображенного на портрете –
делает работу еще более интересной.
В работе выделила 3 основных этапа:
1) предварительная работа над сочинением –
самый сложный этап;
2) самостоятельная письменная работа;
3) итоговый урок-анализ написанных работ.
Проверяя сочинения, учитывала следующее:
1) полнота изложения;
2) самостоятельность мышления;
3) верность трактовке картины;
4) умение дать нравственную оценку изображенного
на портрете.
ХОД УРОКОВ I этап 1. Вступительное слово учителя с элементами
беседы
Сегодня на уроке мы будем описывать портрет
человека и основное внимание обратим на глаза,
стараясь доказать справедливость утверждения,
что «глаза – зеркало души человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы
смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас
способен заметить печальные глаза одноклассника
или побледневшее лицо учителя.
Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот
разучились или не научились смотреть друг другу
в глаза.
Поэтому наш разговор о внешности человека
поможет вам задуматься над тем, как важно быть
наблюдательным, внимательным к окружающим людям.
Через внешность постигать внутренний мир
человека, его характер, настроение, находить
главное в облике конкретного человека и
описывать свои наблюдения.
Давайте подумаем, что в лице человека самое
главное? (Глаза).
Послушайте как писатель Михаил Шолохов в
рассказе «Судьба человека» описал глаза героя:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по
себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно
присыпанные пеплом, наполненные такой
неизбывной смертной тоской, что в них трудно
смотреть.
Вот такие глаза были у моего собеседника».
Каким вы представили себе героя рассказа? Что
можете сказать об этом человеке?
Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе
героя, уже можно догадаться о тех испытаниях,
которые выпали на его долю и навсегда лишили его
радости жизни, умертвили глаза. 2. Рассказ учителя о представленных
портретах; беседа по содержанию картин,
«разгадывание» их.
Вопросы носят проблемный характер. В этой
части беседы ничего не надо записывать, чтобы не
давать рекомендаций к обязательному
использованию и не снижать эмоционального
воздействия. Важно, чтобы речь учителя была
образной.
А теперь посмотрим на репродукции картин и
опишем их, обращая особое внимание на лица,
взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на
портретах. Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»
Это один из лучших портретов В.Серова. Картина
написана в Абрамцеве, в подмосковном имении
Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского
промышленника и мецената (покровителя искусств).
Первоначальное название картины: «Портрет В.М.»
(Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) –
впоследствии было изменено по предложению
другого художника – Игоря Эммануиловича
Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке
в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»
В своих воспоминаниях о том, как была написана
картина, и о впечатлении, которое произвела в
свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь
Грабарь рассказывает: « Он был несказанно
очарован при виде старшей дочери Мамонтовых,
Веруши, которой давно уже не видел. Она так
расцвела и похорошела, что он едва узнал ее.
Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной
густых каштановых волос на голове, она казалась
старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было
еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее
писать – в том самом платьице, в котором увидал, –
в розовой кофточке с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей
модели, Серов не был уверен, удастся ли ему
выразить в своей картине то, что задумал. Ибо
задумал он не просто портрет, портрет-картину.
Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто
цветовая задача, но еще больше волновала его сама
модель, ясные, детски чистые глаза чудесной
русской девушки и весь ее обаятельный образ». Беседа по вопросам:
– Что интересного в этой картине? Чем она вас
привлекает?
– Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить,
почему второй вариант названия является более
выразительным, точнее передает авторский
замысел.
– Как художник передает обаяние девочки? Опишите
ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на
освещение комнаты, девочки.
Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов
на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая
кофточка: найдите на ней оттенки других цветов.
Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику.
Кажется, что она лишь на минутку забежала в
комнату, чтобы взять персик, присела и готова
снова убежать в тот солнечный мир, который
видится за окном.
– Каково ваше отношение к картине? Какие чувства
она вызывает у вас? Картина И.С. Глазунова «Вера» Наш современник, замечательный
художник, работающий в разных жанрах, в том числе
в жанре портрета.
«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в
этом жанре. На портрете изображена дочь
художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою
дочку; его, очевидно, привлекало выразительное,
своеобразное лицо девочки, ее удивительно
глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она
пронизана чувством нежной отцовской любви. Она
прекрасна! Беседа по вопросам:
– Нравится вам эта картина? Что в ней
привлекает? Чем она интересна?
– Вглядитесь в черты лица девочки. Какие они –
правильные или неправильные? Какие у нее губы,
нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере,
натуре девочки, рассматривая портрет?
– Большинство работ, запечатлевших эту девочку,
Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери»,
а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы
думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
– Как вы думаете, случайно ли совпадение имен
героинь представленных портретов? Может быть,
этих девочек объединяет не только имя? 3. Письменная подготовительная творческая
работа
а) записать в тетрадях как можно больше
определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.
Одна из записей в тетради: глаза – добрые,
печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные,
веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный,
задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий,
открытый, проницательный, гордый, прямой и др.;
лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное,
детское и др.
б) создать синквейн со словом «глаза».
Одна из записей в тетради: Глаза.
Красивые, синие.
Смотреть, плакать, моргать.
У моей мамы прекрасные синие глаза.
Глаза
– зеркало души.
в) читаю слова – определения глаз, ученики
распределяют их в два столбика в зависимости от
эмоций (положительных или отрицательных),
которые эти определения вызывают у них:
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые,
озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые,
внимательные, удивительные, задумчивые,
блестящие, злые.
К каждому столбику прошу подобрать свои 2-3
слова.
Одна из записей в
тетради:
+
–
озорные
наглые
ясные
бегающие
правдивые
пустые
внимательные
лукавые
задумчивые
гневные
блестящие
скорбные
веселые
злые
добрые
жестокие
удивительные
красивые 4. Подведение итогов подготовительной работы
Непосредственная подготовка к
письменному высказыванию. Ученики должны
определить тип и стиль своего будущего
высказывания, его общую структуру, его начало,
узловые моменты и заключение.
Да, глаза человека приобретают большую силу. Не
случайно в народе родились такие пословицы:
«Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся,
душа чиста» (эти пословицы записываются на
доске). Свое сочинение вы так и назовете: «Глаза
– зеркало души человека». Расскажите о
человеке, который смотрит на вас с портрета. II этап
Самостоятельная письменная работа. III этап
Проверив и оценив работы, готовлю итоговый
урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с
разрешения авторов) полностью; какие отдельные
удачные словосочетания и предложения будут
зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также
просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и
т.д.
Готовлю комплексный анализ написанных работ, а
также прошу учеников (желательно, сильных)
сделать вывод, выразив свое личное отношение к
теме.
26.01.2009
Именно глаза обычно связывают с человеческой душой. Почему так? Возможно, из-за того, что они не могут лгать. Ведь можно обмануть с помощью мимики или слов, но не взглядом. Взгляд человека иногда бывает настолько красноречив, что не требует дополнительных слов. Достаточно посмотреть так на человека, и он сразу всё поймёт.
Взглядом можно передать как негативные, на и положительные эмоции. Глаза могут «улыбаться» или «светиться». Человек с таким взглядом сразу выделяется в толпе. Он способен расположить к себе, вызвать доверие, потому что окружающие воспринимают его как счастливого и доброго человека. Ярким пример являются влюбленные – их глаза светятся и это невозможно спрятать.
Грусть души также неизменно отражается в глазах. И как бы человек не старался это скрыть, внешнее все равно отражает внутреннее. Ни натянутая улыбка, ни показное веселье не могут этого изменить. Прежде всего, необходимо отогреть душу, развеселить ее, и тогда глаза сами об этом расскажут.
Существует еще такое понятие как «стеклянный взгляд». Кто однажды с ним столкнулся, вряд ли сможет когда-нибудь забыть. Человек с пустым взглядом страшен, ведь его сознание отключено, а душа закрыта. Он непредсказуем и бесчувственен.
Можно сделать вывод, что глаза как бы напрямую соединены с душой и могут выразить широчайший спектр чувств и эмоций. Глядя человеку в глаза, можно многое о нем понять, важно только правильно истолковать увиденное.
Глаза – зеркало души, ведь заглянув в них, можно понять, что на уме у человека, какие чувства он испытывает на данный момент.
Расширяются глаза от удивления, щуриться человек при подозрении, а когда испытывает любовь, его глаза становятся особенно добрыми и сразу меняется взгляд.
Лишь только смотря человеку в глаза, ты можешь понять, что он чувствует к тебе. Собеседник может говорить что угодно, но истину ты увидишь в его глазах.
Помню, как я стал по-новому смотреть на свою одноклассницу. Звали ее Лена, она была невысокой, темноволосой с очень красивой, лучезарной улыбкой. Ее глаза были голубыми, даже прозрачными именно после встречи с ней я понял, что «Глаза – зеркало души». Ее глаза были прозрачны, как стекло, словно это вовсе не глаза, а вход в ее внутренний мир. Мы с ней общались, сидели за одной партой, мило проводили время, я считал ее хорошим другом.
В тот день я опоздал на урок, это бы математика. И сел с Юлей, так как не увидел Лену за той партой, которую она обычно занимает до начала урока. «Может она заболела или прогуливает» – подумал я. К моему удивлению, Лена пришла и села за свободную парту, за нашу, которая, как раз находилась за нами. Весь урок Лена испепеляла меня взглядом, мне казалось, что на спине у меня две огненные дыры от ее двух глаз.
Дождавшись перемену, я решил повернуться и разобраться все-таки в ситуации, только из полуоборота я повернулся к ней, и увидел на ее лице непонятную мне эмоцию. Губы были поджаты, брови чересчур опущены, но глаза завершали эту эмоцию – они были полны обиды. Не понимал я этого, что же я сделал? Лена, как ошпаренная выпрыгнула из стола и убежала.
Одноклассники собрались вокруг меня и пояснили сложившуюся ситуацию: как оказалось, дружбы у меня с Леной не было, точнее, у меня была, а у Лены нет. Она играла друга, скрывая за маской влюблённость. Я обомлел.
Недолго думая, я вскочил и побежал за ней. Я знал, где она могла быть, и мои ожидания подтвердились. Когда я подошёл к ней, она уже успокоилась и сидела с задумчивым видом. Я попросил повернуться и увидел в её глазах все то, что говорили ребята.
Почему я раньше этого не замечал? Глаза были и грустными, и одухотворенными. Наверное, так выглядит любовь в глазах, в душе и в сердце. Только глаза способны передать нам истинные чувства человека. Ее глаза я запомнил на всю жизнь.
1. «Глаза, которые меня окружают.»
Так устроен человек. Он может
сдержать мимику лица;
мысленно связать себе руки,
но глаза… Вот, что скрыть невозможно.
Они отражают всё, что происходит внутри.
«Если ты с детства не научишься смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»,- читаем мы слова великого В.А. Сухомлинского. Эти слова, сказанные гениальным педагогом много лет назад, не теряют свою актуальность и в нынешнее время.
Ты еще только родился, а на тебя уже с любовью смотрели родные глаза матери. В них отражалась радость от твоих первых шагов, первой улыбки. Когда ты нечаянно падал, эти глаза наполняла искренняя тревога и боль. В маминых глазах ты можешь прочесть одобрение и укор, осуждение и поощрение. Ты можешь прочесть это без слов. Они постоянно освещены мягким живым сиянием. Это взгляд искренности, любви и добра. Глубина, выразительность маминых глаз придают тебе уверенность в трудную минуту, вдохновляют на добрые дела.
Однажды, когда мне было пять лет, я без разрешения ушла играть с подружками в чужой двор. Разве я могла осознавать, что доставлю маме массу огорчений? Меня искали всей семьей. Искали долго. Я нашлась только под вечер. Помню мамины глаза, полные слез Она меня ругала, но глаза ее выдали! В них была нежность, любовь и радость от того что я нашлась. Больше я ее не огорчала.
Идут годы…Мамины глаза стареют. В них, как в бездонном озере, отражаются все твои безумные шалости, неосознанные поступки.
Как бы тебе хотелось, чтобы глаза самого близкого человека, твоей мамы, и через много-много лет светились бы счастьем, словно солнечный свет, чтобы не было в них боли и грусти, и взгляд оставался лучистым, нежным и сияющим.
Разделы:
Русский язык
Тема сочинения: «Глаза – зеркало души
человека»
Цели работы:
Научить шестиклассников через внешность
постигать внутренний мир человека и описывать
свои наблюдения.
Дать нравственную оценку изображенного на
одном из двух предлагаемых портретов.
Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в
формулировку темы: а) раскрыть тему и передать
основную мысль; б) выбрать верную форму изложения
(ведущий тип речи – описание предмета с
элементами повествования и рассуждения); в)
правильно строить текст типа описания предмета,
используя лексические возможности языка.
Оборудование: репродукции двух
портретов, описание которых будет предложено
шестиклассникам на выбор:
Валентин Александрович Серов «Девочка с
персиками», 1887 г.
Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г.
Краткие пояснения: Сочинение по
картине – одна из сложных методических
проблем, решать которую можно по-разному.
Для работы предложены два реалистических
портрета, объединенные общей тематикой. Их
основа – жизненная правда. Правдивость
изображения сочетается с правдивостью выражения
чувств, мыслей, переживаний, настроения героев.
Важно подчеркнуть, что каждая деталь на
картинах дышит, живет; показать, что перед нами не
статичные, а живые картины. Кроме того, художники
стремятся передать свое отношение к персонажу,
поэтому в сочинении необходимо раскрыть
внутренний мир человека, обратив особое внимание
на его глаза.
Наибольшие трудности вызывает именно «чтение»
портрета. Важно научить внимательно
всматриваться в картину, описать то, что ученик
видит на ней, определить детали, краски, колорит,
свет и т.д.
Дополнительная целевая установка – дать
нравственную оценку изображенного на портрете –
делает работу еще более интересной.
В работе выделила 3 основных этапа:
1) предварительная работа над сочинением –
самый сложный этап;
2) самостоятельная письменная работа;
3) итоговый урок-анализ написанных работ.
Проверяя сочинения, учитывала следующее:
1) полнота изложения;
2) самостоятельность мышления;
3) верность трактовке картины;
4) умение дать нравственную оценку изображенного
на портрете.
ХОД УРОКОВ
I этап
1. Вступительное слово учителя с элементами
беседы
Сегодня на уроке мы будем описывать портрет
человека и основное внимание обратим на глаза,
стараясь доказать справедливость утверждения,
что «глаза – зеркало души человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы
смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас
способен заметить печальные глаза одноклассника
или побледневшее лицо учителя.
Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот
разучились или не научились смотреть друг другу
в глаза.
Поэтому наш разговор о внешности человека
поможет вам задуматься над тем, как важно быть
наблюдательным, внимательным к окружающим людям.
Через внешность постигать внутренний мир
человека, его характер, настроение, находить
главное в облике конкретного человека и
описывать свои наблюдения.
Давайте подумаем, что в лице человека самое
главное? (Глаза).
Послушайте как писатель Михаил Шолохов в
рассказе «Судьба человека» описал глаза героя:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по
себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно
присыпанные пеплом, наполненные такой
неизбывной смертной тоской, что в них трудно
смотреть.
Вот такие глаза были у моего собеседника».
Каким вы представили себе героя рассказа? Что
можете сказать об этом человеке?
Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе
героя, уже можно догадаться о тех испытаниях,
которые выпали на его долю и навсегда лишили его
радости жизни, умертвили глаза.
2. Рассказ учителя о представленных
портретах; беседа по содержанию картин,
«разгадывание» их.
Вопросы носят проблемный характер. В этой
части беседы ничего не надо записывать, чтобы не
давать рекомендаций к обязательному
использованию и не снижать эмоционального
воздействия. Важно, чтобы речь учителя была
образной.
А теперь посмотрим на репродукции картин и
опишем их, обращая особое внимание на лица,
взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на
портретах.
Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»
Это один из лучших портретов В.Серова. Картина
написана в Абрамцеве, в подмосковном имении
Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского
промышленника и мецената (покровителя искусств).
Первоначальное название картины: «Портрет В.М.»
(Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) –
впоследствии было изменено по предложению
другого художника – Игоря Эммануиловича
Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке
в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»
В своих воспоминаниях о том, как была написана
картина, и о впечатлении, которое произвела в
свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь
Грабарь рассказывает: « Он был несказанно
очарован при виде старшей дочери Мамонтовых,
Веруши, которой давно уже не видел. Она так
расцвела и похорошела, что он едва узнал ее.
Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной
густых каштановых волос на голове, она казалась
старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было
еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее
писать – в том самом платьице, в котором увидал, –
в розовой кофточке с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей
модели, Серов не был уверен, удастся ли ему
выразить в своей картине то, что задумал. Ибо
задумал он не просто портрет, портрет-картину.
Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто
цветовая задача, но еще больше волновала его сама
модель, ясные, детски чистые глаза чудесной
русской девушки и весь ее обаятельный образ».
Беседа по вопросам:
– Что интересного в этой картине? Чем она вас
привлекает?
– Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить,
почему второй вариант названия является более
выразительным, точнее передает авторский
замысел.
– Как художник передает обаяние девочки? Опишите
ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на
освещение комнаты, девочки.
Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов
на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая
кофточка: найдите на ней оттенки других цветов.
Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику.
Кажется, что она лишь на минутку забежала в
комнату, чтобы взять персик, присела и готова
снова убежать в тот солнечный мир, который
видится за окном.
– Каково ваше отношение к картине? Какие чувства
она вызывает у вас?
Картина И.С. Глазунова «Вера»
Наш современник, замечательный
художник, работающий в разных жанрах, в том числе
в жанре портрета.
«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в
этом жанре. На портрете изображена дочь
художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою
дочку; его, очевидно, привлекало выразительное,
своеобразное лицо девочки, ее удивительно
глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она
пронизана чувством нежной отцовской любви. Она
прекрасна!
Беседа по вопросам:
– Нравится вам эта картина? Что в ней
привлекает? Чем она интересна?
– Вглядитесь в черты лица девочки. Какие они –
правильные или неправильные? Какие у нее губы,
нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере,
натуре девочки, рассматривая портрет?
– Большинство работ, запечатлевших эту девочку,
Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери»,
а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы
думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
– Как вы думаете, случайно ли совпадение имен
героинь представленных портретов? Может быть,
этих девочек объединяет не только имя?
3. Письменная подготовительная творческая
работа
а) записать в тетрадях как можно больше
определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.
Одна из записей в тетради: глаза – добрые,
печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные,
веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный,
задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий,
открытый, проницательный, гордый, прямой и др.;
лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное,
детское и др.
б) создать синквейн со словом «глаза».
Одна из записей в тетради: Глаза.
Красивые, синие.
Смотреть, плакать, моргать.
У моей мамы прекрасные синие глаза.
Глаза
– зеркало души.
в) читаю слова – определения глаз, ученики
распределяют их в два столбика в зависимости от
эмоций (положительных или отрицательных),
которые эти определения вызывают у них:
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые,
озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые,
внимательные, удивительные, задумчивые,
блестящие, злые.
К каждому столбику прошу подобрать свои 2-3
слова.
Одна из записей в
тетради:
+
–
озорные
наглые
ясные
бегающие
правдивые
пустые
внимательные
лукавые
задумчивые
гневные
блестящие
скорбные
веселые
злые
добрые
жестокие
удивительные
красивые
4. Подведение итогов подготовительной работы
Непосредственная подготовка к
письменному высказыванию. Ученики должны
определить тип и стиль своего будущего
высказывания, его общую структуру, его начало,
узловые моменты и заключение.
Да, глаза человека приобретают большую силу. Не
случайно в народе родились такие пословицы:
«Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся,
душа чиста» (эти пословицы записываются на
доске). Свое сочинение вы так и назовете: «Глаза
– зеркало души человека». Расскажите о
человеке, который смотрит на вас с портрета.
II этап
Самостоятельная письменная работа.
III этап
Проверив и оценив работы, готовлю итоговый
урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с
разрешения авторов) полностью; какие отдельные
удачные словосочетания и предложения будут
зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также
просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и
т.д.
Готовлю комплексный анализ написанных работ, а
также прошу учеников (желательно, сильных)
сделать вывод, выразив свое личное отношение к
теме.
26.01.2009