Сочинение на тему гоголь мертвые души

10 вариантов

  1. Бессмертная поэма Гоголя «Мертвые души» открывает перед нами не только быт и нравы российского общества середины 19 века, но и показывает человеческие пороки, которые были присуще ему. Центральное место в своем произведении автор уделяет человеку нового образца – предпринимателю Чичикову Павлу Ивановичу.
    Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.
    Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.
    Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.
    К примеру, помещик Манилов был достаточно умным и образованным человеком. В обществе он слыл эстетом. Но реализовать себя он так и не смог. Манилов стал заложником своих мечтаний и воздушных замков. Он не был приучен к физическому труду, все его планы остались только планами, а на мир он смотрел «сквозь розовые очки».
    В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.
    Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.
    Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.
    Последним помещиком, с которым нас знакомит Гоголь, стал Плюшкин. Автор отзывается о нем, как о «прорехе на теле человечества». Свою жизнь Плюшкин свел к бездумному накопительству. Даже обладая огромным состоянием, он голодал и морил голодом своих крестьян.
    Характерным является то, что ко всем этим «разным» людям Чичиков сумел найти подход и получить желаемое. С одними он мягкий и воспитанный, с другими – твердый и грубый, с третьими – хитрый и расчетливый. Все эти качества, смекалка и сообразительность, упорство заставляют нас восхищаться главным героем поэмы «Мертвые души».
    Для понимания внутреннего мира Чичикова, Гоголь обращается к детству главного героя и к тем условиям, в которых рос маленький Павлуша. Единственным детским воспоминание Чичикова стали наставления отца о необходимости «беречь копейку». И поэтому, всю свою жизнь главный герой посвятил исполнению завета отца.
    В «Мертвых душам» мы можем увидеть многие человеческие пороки, которые отражены в образах героев произведения. Гоголь с тревогой и переживанием относился к такому положению дел и надеялся, что когда-то придет время и «мертвые души» нашего общества возродятся.

  2. “Живая” душа Чичиков или “мертвая”?
    “Настоящий писатель – то же, что древний пророк”. А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – Н. В. Гоголь. “Мертвые души”.)
    “Чем отличается русский человек от иностранца” (эссе по отрывку из “Мёртвых душ” Гоголя)
    «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков – подлинный черт, подлинный провокатор жизни” (А.Белый)
    «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…» (поэма «Мертвые души»)
    «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    «Герой нового времени – капиталистический человек» (образ Чичикова)
    «Город N – Царство чиновников» в поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души»
    «До чего же Россия грустна…» по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя
    «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков).
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).
    «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    «Повесть о капитане Копейкине» – острый протест, доведенный до конца
    «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни». В. Белинский о поэме Гоголя «Мертвые души»
    «Чиновник с виду и подлец душой» ( по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
    Автор в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души).
    Будущее и настоящее в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Быт и нравы губернского города N (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
    В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Возможно ли возрождение Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
    Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Герои поэмы Гоголя «Мёртвые души
    Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”
    Гомеровские и дантовские мотивы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души
    Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
    Дорога и путь – это одна из главных тем «Мертвых душ»
    Думы о России в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Души «живые» и «мертвые» в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души «мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя
    Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
    Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души”
    Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Идейно – художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Идейно-художественное значение повести о капитане Копейкине в поэме “Мёртвые души”
    Изображение города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Изображение народа в поэме «Мертвые души»
    Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)
    Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    История жизни Чичикова (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    История создания
    Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Как Чичиков следует отцовскому «наставлению» в зрелую пору своей жизни?
    Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя
    Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Коробочка и Чичиков
    Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
    Лирическое и сатирическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Манилов и Коробочка в почести Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
    Манилов и Чичиков.
    Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Мертвые души».)
    Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Многоликость внутреннего мира Чичикова
    Н. В. Гоголь о назначении художника в «Мертвых душах»
    Народ в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Ноздрев и Чичиков
    Нравственный и правовой смысл преступлений Чичикова
    Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Образ Манилова в поэме “Мертвые души”
    Образ народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
    Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»
    Образ Родины в «Мертвых душах»
    Образ России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ России и народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»
    Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
    Образы помещиков в «Мертвых душах»
    Образы помещиков в поэме “Мертвые души”
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы Селифана и Петрушки и их функции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы чиновников в поэме Гоголя «Мертвые души» (эссе)
    Образы чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
    Одежда героев как деталь в раскрытии образа
    Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
    Первый том «Мертвых душ» – книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»
    Поместье и его владелец (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души») (сочинение-миниатюра)
    Помещик Плюшкин (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души
    Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Портрет российского чиновничества
    Почему в галерее «мертвых душ» Плюшкин изображен последним
    Почему все образы помещиков в поэме Гоголя “Мёртвые души” образы сатирические?
    Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме «Мертвые души»)
    Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой?
    Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
    Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?
    Почему Н.В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»?
    Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
    Почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечестве»? (образ Плюшкина)
    Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни
    Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
    Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя “Мертвые души”
    Речь в защиту Плюшкина (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Роль автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души»
    Роль портрета и интерьера в характеристике персонажа (на примере 2–3 образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
    Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Россия “мертвых душ”. Изображение поместного дворянства в поэме
    Россия и народ в поэме Гоголя Мертвые души
    Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Русь крестьянская в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Сатирические образы помещиков (по произведению Н. Гоголя «Мертвые души»)
    Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь «Мертвые души».)
    Служебная деятельность Чичикова.
    Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Смысл сравнения Чичикова с капитаном Копейкиным и Наполеоном (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Собакевич и Чичиков
    Современная Гоголю чиновничья Россия (по поэме «Мертвые души»)
    Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича
    Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки
    Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)
    Сравнительная характеристика Плюшкина и Cобакевича
    Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
    Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
    Тема города в комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души” Н.В. Гоголя.
    Тема дороги в “Мертвых Душах”
    Тема дороги в поэме “Мертвые души”
    Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души»
    Тема Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»
    Тема Родины и народа в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
    Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Характеристика произведения Н.В Гоголя “Мёртвые души”
    Характеры помещиков в поэме «Мертвые души»
    Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова
    Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
    Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя
    Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Чичиков – герой «новой формации»
    Чичиков – делец-приобретатель
    Чичиков – живая или мертвая душа?
    Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души
    Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
    Чичиков и чиновники.
    Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”).
    Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души»)
    Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков – незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Что такое “мертвая душа”? (по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”)
    Что такое чичиковщина?
    Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
    Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

  3. Но есть и два героя, которые, по мнению Гоголя могут изменить свою жизнь. Это Чичиков и Плюшкин, поэтому их биография дана в таких подробностях. Они немного отличаются поведением, у них зарождаются светлые мысли, которые потом приведут их к нормальной жизни, так задумал автор.
    Само название пьесы имеет два значения: Первое – мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе – мертвые души самих помещиков.
    Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя “Мертвые души” имеет несколько направлений. Первое – историческое, изобразить настоящую действительность того времени. Вторая – социальная, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беззаконие помещиков. Третья – поручительная, поставить на верный путь исправления.
    Гоголь знаменит своим произведениями, он вкладывал огромный философский смысл в поэму, которая дошла до сегодняшнего времени.

    Вариант 2

    Смысла в этой поэме, вообще, много. Это очень глубокое произведение, которого, говорят, при каждом прочтении открывается по-новому. Всегда можно открыть что-то интересное в характерах и деталях.
    Вообще, само противоречивое название и то, что происходила покупка душ в российской империи, будто это демоны скупали их, наталкивает на мысль о чём-то греховном. То есть не очень хорошо (и Гоголь понимал это) то, что так долго был у нас рабовладельческий строй. И в поэме мы видим тех, кто распределяет души людские. Это не самые лучшие, не самые добрые и умные люди. Наоборот, у каждого свой серьёзный недостаток: мечтательность, жадность, глупость, азарт… И всё это ударяет по людям (по крестьянам), которые от этих помещиков зависят.
    Поэма, как и пьеса «Ревизор», сатирична. Николай Васильевич обличает и высмеивает таких помещиков, саму систему тоже, вероятно. Я слышал, что Гоголь в своём завещании говорил много о добре и ответственности. Тот же помещик должен понимать ответственность за людей, которые ему подчиняются… Это даже серьёзней, чем генерал и его солдаты, чем начальник и подчиненные, так как помещик имел глобальную власть над крепостными. Он должен был бы заботиться об их благополучии, об их развитии… А в реальности получалось, что помещики думали только о себе.

  4. Одним из самых важных, великих, интересных и значимых произведений русской, да и вообще мировой литературы, я считаю поэму Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Это произведение несёт глубокий смысл. Основной целью писателя было показать на примере помещиков и чиновников, главного героя Чичикова и других персонажей то, как людские души становятся мёртвыми.
    Сюжетная линия поэмы «Мёртвые души» очень интересная и насыщенная. Главный герой Чичиков знакомится с различными представителями господствующих сословий. И последовательность их знакомств ни в коем случае не случайно, так Гоголь хотел показать степень деградации людей. Он сам признавался в этом, писал – «герои у меня следуют один пошлее другого». Действительно, если Манилова ещё можно назвать человеком, то, глядя на Плюшкина, уже язык не поворачивается.
    Персонажи поэмы Гоголя «Мёртвые души» очень яркие, запоминающиеся, реальные. Даже по сей день можно повстречать их среди наших знакомых – того же Манилова или Плюшкина. Но главной задачей писателя было не поднять на поверхности пороки человеческие. Он кричал людям, что это за проблемы и как их надо искоренять.
    Самым деградирующим персонажем «Мёртвых душ» стал очень богатый помещик Плюшкин. Основным его пороком была ужасная жадность. Плюшкин тащил себе всё, что только мог найти – даже ржавый гвоздь, валяющийся на дороге, он уносил в себе. В его доме был самый настоящий склад ненужных вещей. Со временем фамилия Плюшкина стала нарицательной, она олицетворяет жадность людскую.
    Такой безнравственности господ в своей поэме «Мёртвые души» Гоголь противопоставлял простой русский народ – трудолюбивых и честных крестьян. Людей добрых и бескорыстных.
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — моё любимое произведение этого автора.

  5. Гоголь Николай Васильевич
    Одним из самых важных, великих, интересных и значимых произведений русской, да и вообще мировой литературы, я считаю поэму Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Это произведение несёт глубокий смысл. Основной целью писателя было показать на примере помещиков и чиновников, главного героя Чичикова и других персонажей то, как людские души становятся мёртвыми.
    Сюжетная линия поэмы «Мёртвые души» очень интересная и насыщенная. Главный герой Чичиков знакомится с различными представителями господствующих сословий. И последовательность их знакомств ни в коем случае не случайно, так Гоголь хотел показать степень деградации людей. Он сам признавался в этом, писал – «герои у меня следуют один пошлее другого». Действительно, если Манилова ещё можно назвать человеком, то, глядя на Плюшкина, уже язык не поворачивается.
    Персонажи поэмы Гоголя «Мёртвые души» очень яркие, запоминающиеся, реальные. Даже по сей день можно повстречать их среди наших знакомых – того же Манилова или Плюшкина. Но главной задачей писателя было не поднять на поверхности пороки человеческие. Он кричал людям, что это за проблемы и как их надо искоренять.
    Самым деградирующим персонажем «Мёртвых душ» стал очень богатый помещик Плюшкин. Основным его пороком была ужасная жадность. Плюшкин тащил себе всё, что только мог найти – даже ржавый гвоздь, валяющийся на дороге, он уносил в себе. В его доме был самый настоящий склад ненужных вещей. Со временем фамилия Плюшкина стала нарицательной, она олицетворяет жадность людскую.
    Такой безнравственности господ в своей поэме «Мёртвые души» Гоголь противопоставлял простой русский народ – трудолюбивых и честных крестьян. Людей добрых и бескорыстных.
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — моё любимое произведение этого автора.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. Противостоять «мёртвым душам» должна удалая,полная силы
    национальность, у которой всё пёстро, ярко, одушевлённо.
    А.Герцен
    Идею поэмы «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь определил так: «Показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков. Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN.
    Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обремененные моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мертвой душой в человеческой оболочке. Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
    Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», С восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов. В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится
    продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души». Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
    Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
    Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным.Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек — восклицает Гоголь. Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными.Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, при водит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину.
    Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
    Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, — которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь вое-таки видит «живую душу» народа. Крепостной
    плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги».
    Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкии в любом доме печь поставит. Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском простор е вместе с бурлаками. Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение — желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.
    План сочинения по литературе:
    1. Вступление.
    Сюжет и идея поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
    2. Основная часть.
    2.1 В городе.
    2.2 «Мёртвые души» помещиков:
    а) Манилов;
    б) Коробочка;
    в) Ноздрёв;
    г) Собакевич;
    д) Плюшкин.
    2.3 «Живые души» народа.
    3. Заключение.
    Сочинение и типовой план были взяты на сайте «ИНФО ШКОЛА».

  7. Известная повесть Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» – это интересное произведение во всех отношениях. В одной книге автору удалось собрать множество противоречивых, совершенно не похожих друг на друга, личностей и характеров. Тем и интересен роман Гоголя, что он раскрывает перед читателями множество проблем, которые актуальны и по сей день.
    Стоит отметить, что одна из самых загадочных и противоречивых фигур в произведении Николая Васильевича – это Чичиков. Для того, чтобы начать рассуждение об этой личности, понять, как сам автор относится к своему собственному персонажу, необходимо обратиться к названию повести.
    Сразу понятно, что заглавие произведения «Мертвые души», в первую очередь указывает на проделки, интересующего нас героя. Чичиков воспользовался моментом, когда власти не успели провести очередную перепись населения после смерти крестьян. Герой выдавал мертвецов за живых и реальных людей, чтобы вступить во владение их собственностью, а затем, проводить махинации различного рода.
    Исходя из этих фактов, можно смело сделать вывод, что Чичиков – плут и обманщик. Такой сюжет предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: черезпутешествующего плуга можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные «мнимости» замещают человека.
    В. Набоков пишет о Чичикове как о пошляке «гигантского калибра»: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому залу, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».
    Но Чичиков не только пошляк. Исходя из скрытого смысла названия поэмы, Чичиков — ловец мертвых душ, следопыт смерти. Ведь автор не согласен с бюрократическим определением слова «душа» как некоей абстрактной человеческой единицы — базой для сбора налога, но вкладывал прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить.

  8. Изначально поэма называлась «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Согласитесь, что это название меняет наше представление о сути поэмы. Оно заставляет нас воспринимать ее за авантюрный роман. Однако автор был вынужден прибегнуть к такой уловке, чтобы поэма была издана. Жесткая цензура того времени не позволяла поступить иначе.
    Что же Николай Васильевич хотел поведать читателям, дав такое название своему произведению? Мы видим, как главный герой поэмы путешествует по России, заключая сомнительные, а порою просто чудовищные сделки. При этом Гоголь показывает нам далеко не лучшие качества людей. Пьянство, моральное разложение общества, подлость и алчность — все это присутствует при описании похождений главного героя.
    Автор поэмы раскрывает перед нами убогий мир людей, одни из которых наживаются, не заботясь о делах государства, а другие живут по принципу «моя хата с краю…». Пустые разговоры и праздность — это все, на что способно «высшее общество». Пьянство, невежество и потакание людям высокого статуса — такова жизнь простого народа. Все они давно мертвы! Мертвы духовно, не физически…
    А большая ли разница между материальным и духовным? Что все эти люди могут дать хорошего своим потомкам, соотечественникам, Родине? Ничего! Николай Васильевич Гололь дал самую точную оценку всем им – «Мертвые души»!

  9. Сочинения
    «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» А. Белый
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» в произведениях Н.В. Гоголя
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Герой нового времени — капиталистический человек». Образ Чичикова
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Каждое лицо в «Мёртвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» В.Н. Майков
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Многоликость» внутреннего мира Чичикова
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Повесть о капитане Копейкине» — острый протест, доведенный до конца
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    «Смешного бояться — правды не любить» И.С. Тургенев
    (размышление над страницами поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» )
    «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский
    Вариант 1
    «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 2
    «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 3
    «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 4
    «Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» В.Г. Белинский
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Авторская символика в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Авторские идеалы и действительность в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Авторские отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Авторский идеал и действительность в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Авторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Анализ эпизода «Чичиков у Манилова»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Анализ эпизода «Чичиков у Ноздрёва»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Анализ эпизода «Чичиков у Собакевича»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Беседа Чичикова с Маниловым
    (анализ эпизода второй главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Визит Чичикова к одному из помещиков
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире
    (анализ эпизода из четвёртой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Галерея «мертвых душ» – русские помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
    Гомеровские и дантовские мотивы в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя
    Гражданская позиция автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Два путешествия Павла Ивановича Чичикова
    (по комедии Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Думы о России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 1
    Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 2
    Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    (две России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 3
    Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 4
    Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 1
    Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 2
    Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Живая душа России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Живое и мертвое в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Знакомство Чичикова с городом NN
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Изображение города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Изображение провинциального города NN
    (анализ эпизода из I главы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
    Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Концепция национальной истории в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    Лирические отступления и их роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Мучительные поиски идеала
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Н.В. Гоголь о назначении художника в «Мёртвых душах»
    Над чем смеётся и о чём грустит Н.В. Гоголь в «Мёртвых душах»
    Народ в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Образ Петербурга в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 1
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 2
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 3
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Особенности жанра и композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Образ автора и лирические отступления
    Особенности жанра и композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Художественные особенности поэмы
    Оформление купчей в гражданской палате
    (анализ эпизода седьмой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Поместье и его владелец
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Помещики в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 1
    Помещики в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Вариант 2
    Помещики в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – сатира на крепостническую Русь
    Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Пушкинские реминисценции в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Размышления над поэмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Россия и русский народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Вариант 1
    Россия и русский народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Вариант 2
    Россия и русский народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Сатирические образы помещиков
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Служебная деятельность Чичикова
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Современная Гоголю чиновничья Россия
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Сравнительная характеристика Ноздрёва и Плюшкина
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Столкновение экипажей
    (анализ эпизода главы пятой первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Сюжетно-композиционная структура поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Тема мертвой и живой души в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Тема родины и народа в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Художественные средства в изображении образа. Коробочка — одна из «мёртвых душ»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чиновники города NN
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя
    Вариант 1
    Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя
    (о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 2
    Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Вариант 3
    Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков – воплощение демонической силы, павшей на землю русскую?
    (по комедии Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков — герой «новой формации»
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков — делец-приобретатель
    (по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков — как романтический герой
    (по комедии Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков — кто же он? Отношение автора к герою
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков и Ноздрёв: в чем противоположность двух характеров?
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков и губернское общество
    (по роману Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков у Манилова
    (роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Чичиков у Плюшкина
    (анализ эпизода главы шестой первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Что такое «чичиковщина»?
    (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)


  10. Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления – выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь в произведениях к важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность”.
    Н. В. Гоголь был наделен даром необычайной наблюдательности, самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком и окружающей его действительностью, анализируя их, писатель в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета современности.
    Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в “Мертвых душах” новую форму. “Мне хочется в этом романе показать… всю Русь”, – писал он в письме Пушкину.
    Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме “Мертвые души” он гневно изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства.
    “Мертвые души” – это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел воплотить свой замысел. Понятие “мертвые души” многообразно преломляется в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души – как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники). Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия.
    Герой поэмы Павел Иванович Чичиков побывал во многих местах, видел бескрайние русские просторы, встречался с чиновниками, помещиками и крестьянами. Он видит убогую крестьянскую Русь с покосившимися избами. Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком. Всего много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы людям, хозяину и государству. Манилов бесхозяйственный, беззаботный, его усадьба заброшена. Ноздрев – игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А ведь на этих помещиках держится царское самодержавие. Прочна ли опора? Счастлив ли народ? Богато ли такое государство?
    В поэме миру угнетателей – “мертвых душ” противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.
    Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков у двери кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.
    Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты, они не пытаются что-либо сделать для улучшения своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочка Пелагея, которая “не знает, где право, где лево”, – все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. Узок духовный мир этих людей. Их поступки вызывают горький смех. Петрушка, читая книгу, следит затем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках; плюшкинские Прошка и Мавра забиты до крайности.
    Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие “всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы”, – писал Ф. М. Достоевский. Но сквозь эти “слезы”, в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу “бойкого народа” и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы.
    “Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”.
    Крепостной богатырь, плотник Пробка, “в гвардию годился бы”. Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.
    Талантливый сапожник Максим Телятников – “что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо”.
    Еремей Скороплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако “…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут”.
    Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют всякое дело, с таким же увлечением отдаются веселью.
    Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: “Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку”.
    Гоголь видел в руеском слове, в русской речи отражение характера своего народа.
    В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.
    Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он “гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами”. Но нелегко ему ходить с бурлаками, “таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: “Еще доселе загадка, – писал Гоголь, – этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек”.
    Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирай-лово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.
    Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: “Ищи сам средства для жизни”, да еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников.
    Неспокойно в крепостническом государстве. Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь “с другого боку”, и неизвест- но, чем обернется “разгул широкой жизни” народной… Не видят этого равнодушные очи помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, отмахивающихся от патриотов советами “искать сами себе средств”…
    Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголь не знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?”
    Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе “необгонимой птицы-тройки”, воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: “Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
    Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *