Сочинение на тему голод это смерть ломоть хлеба жизнь

9 вариантов

  1. Как сделать упражнение, кто знает ?
    Почему дед, всегда «степенный и уравновешенный», так рассердился на своего внука? Почему писатель начинает свой рассказ с трёх назывных предложений? Выпишите слова с пропущен-
    ными буквами и со скобками, графически объясните орфограммы.
    Ломоть хлеба, посыпа(н, нн)ый крупной солью.
    Ломоть хлеба, намаза(н, нн)ый свежим мёдом.
    Ломоть хлеба, натёртый чесноком, просто ломоть душистого хле-
    ба, только что отреза(н, нн)ый от тёплого ещё, ноздреватого каравая…
    Я знаю, что многие люди на вопрос, в чём состоит величайшее
    изобр..тение человечества, говорят (не)(о)порохе, (не)(о)книг..печатанье,
    (не)(о)денежных знаках, (не)(о)паровой машине, (не)(о)водородной бом-
    бе. Между прочим, великий русский учёный К. А. Тимирязев тоже
    сч..тал величайш..м изобретением человека именно ломоть хлеба.
    А мне ещё с детства запомнилась, (не)могла (не)врезат(?)ся в па-
    мять, маленькая, но значительная картинка. То ли ломоть попался
    толстоват, то ли я (не)был голоден, только об(?)ел я верхнюю часть
    ломтя, а остатки бросил на землю, а для верности наступил босой чу-
    мазой пяткой. Тотчас дедушка цепко ухватил меня за мой (не)стри-
    же(н, нн)ый висок, расп..ясал свой пояс — добротную кручё(н, нн)ую
    б..ч..вку. Что было дальше — можно и (не)рассказывать. Скажу
    только — никогда я (не)вид..л таким сердитым моего степе(н, нн)ого
    и уравновеш..(н, нн)ого дедушку.
    Ведь (не)последний же я бросил кусок, (не)об..днела от этого се-
    мья, (ни)кто (не)остался голодным в целой нашей деревне. Откуда же
    ярость дедушки? Исключе(н, нн)о и то, что он видел в ломте хлеба
    величайшее изобретение человечества.
    Известно, во все времена страшному слову «голод», страшному поня-
    тию «голод» против..стоял ломоть хлеба. Голод — это смерть, ломоть хле-
    ба — жизнь. Вот и вся короткая, простая, как самый ломоть, философия

  2. Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4
    ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  3. Цена хлеба
    План
    1. Хлеб – всему голова.
    2. К вершине по имени
    Хлеб:
    а) хлеб – это жизнь;
    б) хлеб войны.
    3. Берегите наше богатство.
    Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из
    величайших изобретений человеческого ума. К. А. Тимирязев
    Хлеб – гениальное изобретение
    человечества. У него нет конкурентов: никакая другая
    еда не выдерживает конкуренции с хлебом. Хлеб никогда не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта
    питания. Ученые считают, что первый хлеб был испечен не менее пятнадцати тысячи
    лет назад. В Швейцарии, в городе Цюрих, в одном из музеев хранится буханка
    хлеба, испеченная шесть тысяч лет назад. На Руси с древнейших времен в каждом
    дворе приготовлением хлеба занимались хозяйки. Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Наша родословная – от земли! И
    мы всегда должны об этом помнить.
    Хлеб всегда был
    важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век научно-технического
    прогресса, хлеб составляет первооснову жизни. Люди покоряют реки, моря, океаны, космос, добывают нефть и газ
    в глубинах земли, овладели энергией атома, а хлеб остается хлебом. Хлеб – это
    жизнь. Недаром в древнерусском языке хлеб называли житом. А жизнь и жито –
    слова одного корня.
    Особое уважение к хлебу выражалось и в
    том, что сеятели выходили на поле в чистых рубахах. А первый каравай – румяный, с хрустящей корочкой – пекли
    из муки первого помола и ели все вместе.
    Выносили каравай женщины, одетые в праздничную одежду. Пышный, душистый, он лежал на вышитом
    полотенце-рушнике. Сколько же стоит хлеб? Нет ему цены, потому что хлеб – это жизнь. Это символ родной земли, символ
    труда, доброты, дружбы. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу, брали
    как благословение. Хлебом и солью до сих пор русские люди встречают и провожают
    дорогого, любимого человека,
    которому хотят оказать почтение. Хлебом-солью также встречают молодоженов и хотят, чтобы их будущая совместная жизнь была
    богатой и счастливой.
    Сегодня, как и вчера, и как будет
    завтра, день в нашем доме начинается с привычного: с семейного
    завтрака, с хлеба на столе. Никто не будет тянуться за оброненной крошкой. Скорее удивятся,
    если хлеба в доме окажется мало. Тогда тут же кто-то сбегает в булочную. И разве что кто-то из старших вспомнит,
    что было так не всегда. Сегодня, покупая хлеб, мы выбираем потеплее, помягче. Но помним, не имеем права забыть, что
    был и тот, другой – тяжелый и жесткий хлеб, хлеб, опаленный войной. Мы
    не знаем, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом; нам, к счастью,
    неведомо чувство голода. Мы нередко можем
    увидеть хлеб под ногами. Хлеб, выброшенный на улицу. Хлеб – в мусорном баке, на свалке. Людям, не пережившим войну,
    голод, трудно объяснить, что нет ничего вкуснее куска черного хлеба.
    Хлеб под столом, хлеб под столом! Брошенный прямо в пыль. Кто же это совесть
    свою на слом Бросил, как
    утиль?
    Так писал Е. Нефедов.
    Так считают все, кто пережил Великую Отечественную войну, застенки фашистских
    концлагерей, кто пережил блокадный Ленинград. Особая цена у хлеба.
    Разным он был, хлеб войны. Но всегда и
    всюду был желанным, как никакая другая еда.
    Нельзя сравнить батон белого хлеба и 125 граммов блокадного.
    125 граммов
    жмыха, соевой муки, отрубей, целлюлозы, отбойной пыли. Трудно даже представить,
    что тогда, в сорок первом и сорок втором, ленинградцы ничего, кроме этих 125 граммов, не
    получали.
    Старинная притча гласит: три главные ценности есть на
    свете. Хлеб насущный, дающий жизненную силу
    и здоровье. Мудрость, заключенная в книгах и обеспечивающая связь времен. И
    женщина, не позволяющая оборваться нити жизни. Самое главное: среди этих
    ценностей хлеб занимает почетное первое место. Может, многие из нас еще не
    знают цену хлеба. Мы сели за обеденный стол, перед нами ломтики
    душистого хлеба. Это -благо. Не бросайте хлеб, не топчите его, не пренебрегайте
    им. Ломоть хлеба – символ
    жизни каждого человека, хлеб – мощь
    государства. То, что у нас есть сегодня хлеб, не наша личная заслуга, а
    результат усилий многих людей, труд которых мы должны ценить. Каждый взрослеет по-своему.
    Кому-то требуются на это годы, кому-то достаточно мига. Но есть истины, открыв
    которые, можно сделать зарубки на память. Одна из них – в понимании всего того, что стоит за словом «хлеб».

  4. Опубликовано 28.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
    >> < <
    НУЖНО СЖАТЬ ТЕКСТ, ПОЖАЛУЙСТА!!
    1)Ломоть хлеба, посыпанный крупной солью.
    (2)Ломоть хлеба, намазанный свежим медом.
    (3)Ломоть хлеба, натертый чесноком, просто ломоть хлеба, только что отрезанный от теплого еще, ноздреватого каравая…
    (4)Я знаю, что многие люди на вопрос, в чем состоит величайшее изобретение человечества, говорят не о порохе, не о книгопечатанье, не о денежных знаках, не о паровой машине, не о водородной бомбе. (5)Между прочим, великий русский ученый К. А. Тимирязев тоже считал величайшим изобретением человека именно ломоть хлеба.
    (6)А мне еще с детства запомнилась, не могла не врезаться в память, маленькая, но значительная картинка. (7)То ли ломоть попался толстоват, то ли я не был голоден, только объел я верхнюю часть ломтя, а остатки бросил на землю, а для верности наступил босой чумазой пяткой. (8)Тотчас дедушка цепко ухватил меня за мой нестриженый висок, распоясал свой пояс – добротную кручёную бечевку. (9)Что было дальше – можно и не рассказывать. (10)Скажу только одно – никогда я не видел таким сердитым моего степенного и уравновешенного дедушку.
    (11)Ведь не последний же я бросил кусок, не обеднела от этого семья, никто не остался голодным в целой нашей деревне. (12)Откуда же ярость дедушки? (13)Исключено и то, что он видел в ломте хлеба величайшее изобретение человечества.
    (14)Известно, во все времена страшному слову «голод», страшному понятию «голод» противостоял ломоть хлеба. (15)Голод – это смерть, ломоть хлеба – жизнь. (16)Вот и вся короткая, простая, как самый ломоть, философия.

  5. Хлеб
    (сочинение-описание)
    Хлеб… Мы видим его постоянно, едим его каждый день, но, оказывается, описать его как предмет не так-то просто. Вспоминаешь приятный аромат, удивительную мягкость, вкус хлеба, но какой же он на самом деле?
    Вот он в моих руках — только что купленный. Хрустящая корочка покрывает румяный испеченный кирпичик. Корочка коричневого цвета. Я всегда выбираю поджаристый хлебушек. Оторвешь ломтик — и таким он кажется вкусным, что незаметно и полбуханки исчезнет, пока до дома дойдешь. Нежная мякоть так и тает во рту. В мякоти большие дырочки. Они разные: одни круглые, другие продолговатые. Сожмешь кусочек хлеба, подержишь в кулаке, а потом отпустишь — и чудо! — хлеб, как живое существо, расправляется, поднимает прижатые края и опять из него весело выглядывают аппетитные дырочки.
    Горбушка — это предмет гордости хлеба. У нас в доме горбушки ценятся к маминому красному борщу. Папа свою горбушку натирает чесноком с солью, мама густо смазывает сметаной, а мы с сестрой просто хрустим, как два зайчика,
    А если хлеб зачерствеет, мы делаем из него гренки — режем ломтиками, посыпаем сыром и кладем в горячую духовку. Через пять минут по кухне разносится такой аромат, что слюнки катятся, пока дождешься поджаристых рассыпчатых гренок.
    Правду говорят, что хлеб всему голова. Мы не можем обходиться без хлеба ни в праздники, ни в будни. Хлеб — наш самый главный, самый ценный, самый древний и самый лучший продукт питания.

  6. Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.
    Антуан де Сент-Экзюпери
    Как только человек впервые осознал, что он отличается от животного, он начал размышлять об устройстве этого чудесного мира и своем предназначении. Или наоборот, сначала наблюдал за происходящим вокруг и понял,  что он – человек! По сей день каждый из нас старается  найти свой собственный ответ на «вечные» вопросы: «Что такое жизнь? Насколько ужасна смерть? Что такое любовь, дружба, счастье, горе, милосердие, труд?»   И хотя человечество накопило много мудрых мыслей, свой опыт кажется самым ценным. Удивительно, но почти все эти «вечные» темы связаны именно с Хлебом.   Ведь то, с чем мы встречаемся ежедневно, кажется нам хорошо знакомым и объяснимым. Например, легко сказать, что такое хлеб и почему он жизненно необходим людям! Почему «хлеб – всему голова», у хлеба нет негативных значений,  и как может быть «хлеб краше солнца»? Оказывается, ответ сразу найти нелегко, но искать очень увлекательно! О хлебе можно думать и как о целом  культурном, историческом и нравственном понятии.
    Хлеб входит в рацион, наверное, каждой семьи,  и все знают о его полезных и питательных свойствах. Мы с детства учимся бережно и уважительно относиться к хлебу, потому что в хлебе заключён нелёгкий труд людей многих профессий. Но труд вложен в любой качественный продукт. Бесспорно, ржаной или пшеничный хлеб – это не просто хлебобулочное изделие. Во многих языках хлеб обозначает пищу как таковую и напоминает о многих житейских потребностях. Об этом говорят такие устойчивые выражения, как «заработать на хлеб», «свой кусок хлеба», «отнять хлеб», «хлебное место», «хлебом не корми».
    С упоминанием о  хлебе  часто имеется в виду человеческое счастье, например в пожелании «Мира на земле и хлеба на столе!». С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым главным богатством: хорошо жил тот, у кого был хлеб. История учит нас, что все войны начинались не из-за золота, а именно из-за земли. У захватчиков, конечно же, ценилось золото и драгоценные камни, но в первую очередь, все же земля, рождающая хлеб. Металл может дешеветь, особенно во времена войн и голода, а эталоном цены всегда был и остается хлеб. Золото ведь не накормит. А ценность хлеба подчеркивается в выражениях «золотая нива», «золотая рожь» и в загадках : «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены» или «Ходит дом ходуном на столбе золотом». Я думаю, что дело не только в красивом золотом цвете. На память приходит много примеров, связанных с золотом и хлебом. Когда боги удовлетворили страсть к золоту царя Мидаса, он чуть не погиб от голодной смерти. А в похожей притче о жадном богаче, который продал душу дьяволу с одним условием, что все, к чему он будет прикасаться, станет золотым, конец был предсказуемый – алчный человек умер от голода.
    Когда встаёт вопрос жизни и смерти, человек меньше всего думает о золоте или деньгах. Совершенно бессмысленными были деньги для Робинзона Крузо, который в какой-то момент совсем отчаялся в своем одиночестве и потерял надежду на спасение. Но именно тогда спасение и пришло! Он случайно нашел в старом мешке несколько проросших зёрен, и можно сказать, что его исправление и преображение началось в эту минуту. Робинзон в слезах и в полноте души возблагодарил Бога и стал учиться выращивать хлеб. Прошло немало времени, пока он собрал свой первый урожай, а ведь его ещё нужно было сберечь от животных и птиц, собрать, не имея специальных орудий, сохранить, не имея корзин и горшков и, главное – преумножить. Герой Даниеля Дефо своим умом должен был понять, как молоть зёрна, из чего сделать сито, как испечь хлеб без печи, и рассчитать, когда и сколько сеять снова! Он начинает творить и без устали трудиться: строить ограду, плести корзину, лепить глиняные горшки, придумывать «хлебопечку». Это увлекательная и поучительная история человека, который начинает меняться благодаря своему хлебу. Господь послал Робинзону несколько семян, из которых тот сумел вырастить достойный урожай, как оказалось и в прямом, и в духовном смысле!
    Наверное, так было и с первыми людьми, когда они обнаружили, что злаки можно использовать в пищу. Судя по данным археологов, это было около 15 000 лет назад. Сначала зёрна растирали, затем смешивали с водой, получали крупу, варили её. А запеченная на горячих камнях «каша» стала прообразом настоящего хлеба. Итак, человек испёк хлеб и, можно смело утверждать, приобрёл родину! Человеку нужна стабильность – хлеб даёт её. Земледелие стабильнее охоты и собирательства. Теперь люди строят свои жилища рядом с полями. Они умеют пахать землю, сеять семена, собирать урожай и могут строить планы на будущее.
    В такой обстановке человек и начал, наверное, размышлять о смысле своей жизни, о природных явлениях, о земле и небе. И совершенно неважно, где этот человек проживал: в Египте, Вавилонии, Греции или на Руси.
    Хлеб во всех культурах являлся символом достатка и благополучия. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие из-за неурожая или засухи. Хлеб часто упоминается в сочетании с землёй, солнцем и, конечно же, с Богом. Хлеб – это дар Божий, это образ самого божества. Поэтому хлеб требует к себе почтительного, даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения между Богом и людьми, это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Хлеб присутствует во всех важнейших обрядах, он связан со всеми важными событиями в жизни людей: рождение, свадьба, строительство дома, посевная, сбор урожая. Хлеб кладут в колыбель, берут с собой в дорогу, чтобы оберегал, встречают гостей хлебом-солью, благословляют жениха и невесту. Преломив на общей трапезе хлеб, становятся друзьями. На хлебе договаривались и даже «клялись своим хлебом». Интересно, что заквашивание теста и выпечка хлеба – это строго женское занятие, а разрезание хлеба и его распределение было мужской обязанностью. При этом для всех действий существовало множество правил и запретов. Невозможно представить, чтобы на Руси выбросили хотя бы крошку хлеба, при этом совершенно ясно, что не из-за скупости, а только из почтенного отношения к бесценному дару.
    Хлеб – это символ жизни, сама жизнь.   О хлебе часто говорят метафорами и, порой кажется, что хлеб  одушевлён: тесто ноздревато, оно дышит,  зерно умирает, пшеница волнуется,  хлеб родится, хлеб-батюшка. Без хлеба человек не может существовать. Как метко выразился старик Капля из повести М.Алексеева «Хлеб – имя существительное»: «… все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!». Вряд ли дедушка был силён в тонкостях морфологии русского языка, но значение слова выразил очень точно. Хлеб для человека – источник сил, настолько необходимое средство к существованию, что недостаток хлеба значит недостаток всего!
    Именно «хлеб насущный» мы ежедневно просим у Бога в Молитве Господней. В поэтическом переложении «Отче Наш» А.С.Пушкина эта часть звучит так: «Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою». Это прошение относится к самому хлебу. Но не только. После падения и изгнания из Рая человек должен кормиться плодом своего тяжкого труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». До падения он мог жить Словом Божьим, но потеряв полноту общения с Богом, человек получает долю своего существования от той земли, из которой он был когда-то взят. Это было бы очень грустно для людей, но любовь и милосердие Господа безграничны. Он даёт тело, даёт и душу, даёт и хлеб. Но для души также необходим «хлеб насущный». Как бы могли мы радоваться и благодарить, если были бы духом голодны? Господь даёт хлеб, как величайший из даров, необходимый нам. Хлеб жизни – это Слово Божие. Спаситель сам открывает смысл этого чуда : «Я Хлеб сшедший с небес». Иисус Христос воплотившееся Слово, олицетворение Премудрости Божией. Хлеб является символом Слова Божия, которым нужно питаться ежедневно, и одновременно символом Его Тела, отданного в жертву. Как удивительно всё связано и премудро устроено! Хлеб – насущная пища и дар Божий и одновременно символ Слова Бога и Самой Личности Христа. То есть Хлеб небесный, Хлеб жизни, Хлеб живой.
    Многие эпизоды из Библии связаны с хлебом. Можно увидеть, что хлеб – это не только средство к существованию. Хлеб предназначен для разделения, ведь каждая трапеза означает, что есть свой хлеб с кем-нибудь, значит быть его другом.  Долг гостеприимства всегда был священен, «Гость в дом – Бог в дом», поэтому с гостем тоже делили хлеб. На Тайной Вечери хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим. И сегодня «преломление хлеба» означает, что Тело Христово становится источником единства церкви. Я думаю, что многим известно чудо Спасителя, когда пятью хлебами и двумя рыбами он насыщает пять тысяч человек. Взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Чудесное умножение хлебов имеет для нас глубокий смысл. В этом хлебе – Сам Христос. Бог вселенной дает нам этот хлеб, плод земли и человеческого труда. Мы, в свою очередь, приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни. «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И этот, и иной хлеб.
    Действительно, хлеб вызывает особое, святое чувство. Сейчас уже можно сделать вывод, что хлеб для человека всегда был не просто едой, не просто показателем благосостояния. Отношение человека к хлебу  многое говорит о нём самом, о его совести или равнодушии, о душевной щедрости или скупости.
    В этой связи мне вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». В послереволюционной России в одном небольшом посёлке сосланные, раскулаченные крестьяне были брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у местных жителей. При виде подобной сцены можно сойти с ума. И 10-летний мальчик не мог оставаться равнодушным к погибающим людям, будучи сытым. Он выносил остатки еды, но когда просящих становилось всё больше, а еды у него не хватало, у него случился срыв. Он, дико рыдая, прогнал их. И ему с этого дня не даёт покоя совесть. Он и не должен вроде бы жалеть врагов, но, с другой стороны, он с ужасом сознаёт, что ежедневно «съедает жизни нескольких людей». Он начинает кормить ничью несчастную собаку: «не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Нормальный человек не может быть лишён сострадания. И такого напряжения не выдержал начальник станции, покончив жизнь самоубийством. Он «не нашел несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
    Другим произведением, которое меня поразило ещё в детстве, стала сказка одного из моих любимых писателей Г.-Х.Андерсена. «Девочка, которая наступила на хлеб». Спесивая, жестокая девочка Инге бросила хлеб в грязную лужу, чтобы наступить на него и перейти, не испачкав башмачков. Провалившись под землю, она попала прямиком, конечно же, в ад. Девочка терпела страшные муки, но душа её всё больше грубела, а прощения просить Инге не собиралась, только злилась на других. Много лет прошло, пока окаменелая оболочка не растаяла от проникшего в пропасть луча света. Ангел плакал о ней! Вскоре в окрестностях появилась необычная птичка, которая находя, съедала только одно зёрнышко, а остальные раздавала другим. Несмотря на лютые морозы, птичка собрала  крошки, которые все вместе весили ровно столько, сколько весил хлеб, на который когда-то наступила Инге. Автор с самого начала описал Инге, как спесивую и жестокую девочку. Она отрывает крылышки мухам, стесняется бедности своей мамы, не уважает старших. Равнодушная, чёрствая девочка. Но оскорбив хлеб, она в одну минуту решила свою судьбу. И получила всё то, чем она так щедро одаривала других – мучения, равнодушие и никакого сопереживания! Вот что значит попирать ногами священный дар. Хотя, к сожалению, такое отношение к хлебу можно встретить и сегодня.
    Я часто задумываюсь, как человек узнаёт цену хлеба. Мы ведь с детства знаем, что относиться к нему нужно бережно. Неужели, чтобы понять истинный смысл такого привычного и насущного хлеба, нужно вырастить его самому, как Робинзон Крузо, или испытать голод, как многие люди в нищете или в неурожайные годы. Разве нужно пройти войну, чтобы осознать, что дороже самого некачественного хлеба нет ничего, а золото не имеет никакого значения. Война отвратительна и ужасна, на полях, где должен родиться хлеб, льётся кровь. Мирное население голодает. И неизвестно, когда же снова будет посевная. Мне очень запомнился подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, они спасали коллекционное зерно для будущих поколений. Спасали семена, расплачиваясь собственной жизнью. Ведь война кончится и на месте побоищ должен расти хлеб. В 1942 году поэт Д.Кедрин написал такие строки, которые, как мне кажется, очень точно передают боль тех лет:
    «Благословляем хлеб! Он наша жизнь и пища.
    Но как не проклинать ту сталь, что наповал
    Укладывает нас в подземные жилища?
    Пшеницу сеял Бог. Железо черт ковал».
    Итак, насущный хлеб необходим людям. И ведь только люди умеют выращивать хлеб. А быть человеком – это не только очень интересно и почётно, но очень ответственно. Хлеб нелегко вырастить, и важно всегда помнить о том, что это Божий дар.
    Вся жизнь человека связана с хлебом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жизнь и физическая, и духовная. Хлеб – это очень полезный продукт, жизненно необходимый человеческому организму. Хлеб требует к себе уважения, ведь в него вложен труд людей многих профессий. Это труд очень тяжелый, поэтому вдвойне почётный. Хлеб сегодня стоит недорого. Истинная его цена намного выше. Для всех нас должны поработать селекционеры, агрономы, инженеры, трактористы, комбайнеры, мукомолы, водители, пекари. Люди, умеющие делать хлеб, всегда пользовались уважением и почётом. Ведь печь хлеб может далеко не каждый. Интересный факт, что еще в древности, раб-пекарь стоил в 10   раз дороже раба-гладиатора, а византийские пекари освобождались от налогов. Вспомним библейского Иосифа, проданного братьями в рабство, который спас Египет от голода и в знак благодарности был сделан вторым человеком в государстве. Многие войны начинались из-за земель, на которых родится хлеб. И хлеб бывает дороже золота.
    Но хлеб не только продукт, необходимый человеку в его рационе. Хлеб всегда имел сакральное значение. Это не только символ благополучия, но и символ отношений Бога и человека. Это образ Самого Господа – Хлеб Жизни, Слово Божие. Хлеб объединяет людей за трапезой, учит уважению, щедрости, состраданию, гостеприимству, нерассточительности, рассудительности. У А.М.Жемчужникова есть такие строки:
    Всем хлеба! Хлеба — беднякам
    В лихие дни нужды народной;
    И хлеба умственного — нам,
    Стоящим вне толпы голодной!
    С помощью образа хлеба можно объяснить многие сложные понятия и детям, и взрослым. Хлеб упоминается в огромном количестве пословиц, поговорок, загадок. Хлебу посвящаются песни, стихи, рассказы и повести. Хлеб воспитывает. М.Алексеев говорил, что «он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье».
    Одно маленькое зёрнышко отправляется в землю умирать, чтобы  родиться вновь, но уже наливным золотым колосом с сотнями других зёрен. Этот хлеб питателен для человека.  Человеку также дано посеять у себя в душе семена добра и любви и бережно вырастить  их, чтобы получить бесценный урожай другого, не менее важного хлеба.
    Гришина Елизавета (6 класс)

  7. Кусок хлеба
    Наибольшее проявление гениальности
    — В засеянной ниве.
    / А. Довженко /
    Я очень люблю поэзию. Однажды, листая сборник Ольги Бергольц, я прочитала потрясающую рассказ, после которой я уже не могу равнодушно относиться к хлебу. Во время Великой Отечественной войны шофер вез хлеб до блокадного Ленинграда. Вдруг машина сломалась, а шофер не мог ее отремонтировать, потому что его руки окоченели от сильного мороза. Тогда он обмакнул ее в бензин и поджег от мотора. Горящими руками отремонтировал машину и вовремя привез хлеб людям.
    В моем воображении еще долго стояла эта картина, и тогда я поняла, почему слова “рожь” и “жизнь” с общим корнем … Я смотрю на кусок хлеба на столе — и вижу маленькое зернышко в колосе, пеленах, как ребенок, после рождения. Я вижу золотые волны на полях моей Украине, которые отразились на ее государственном флаге. Я вижу, как горящим золотым водопадом торжественно переливается спелое зерно с комбайна в грузовую машину. Я вижу, как мамаша приносит домой в руках круглую буханку и, заворачивая в полотенце, кладет ее на стол. Теперь наконец я ее поняла: почему именно в руках и почему — никуда, кроме на стол … Извечная народная мудрость: хлеб — всему голова!
    М. Стельмах писал: “На колосе, на обычном и необыкновенно удивительному — седом колосе ржи и золотом пшеницы — из века в век держалась человеческая судьба! Всю жизнь, изо дня в день, в любых обстановки нах рядом с человеком был хлеб. Рождалась ребенок, и шли на крестины — непременно клали в колыбель на здоровье и достаток серебряный рубль и хлеб. Вырастала этот ребенок и шла на учебу — отец нес горшок каши и хлеб: на ум, силу и здоровье. Хлебом-солью встречают на свадьбе молодых. А сколько “хлебных” правил сохранила народная память, унаследовав их от наших прадедов! Когда заходит солнце, желательно не начинать новой буханки. Через кусок, который лежит на дороге, никогда не преступают — его поднимают и кладут на виду. Крошки со стола никогда не смахивают на мусор, а несут птицам. Хлебом клялись в важнейших и ответственных случаях, так предать его — невозможно: иначе причинишь себе большая беда.
    А сколько прекрасных строк составил наш народ о хлебе! Начиная от жемчужин устного народного творчества и заканчивая непревзойденными произведениями классиков современности, — везде хлебу с большим уважением было отведено почетное место. Потому что хлеб всегда символизировал крепкую семью, благосостояние, гостеприимство, вообще — жизнь. Издавна ему оказывали круглой формы, отождествляя его с солнцем. (Теперь я понимаю, почему мама покупает преимущественно хлеба — поскольку они круглые, и еще она внимательно следит, чтобы хлеб в доме не кончался — иначе в семье случится нечто неприятное.
    Я касаюсь кусочка хлеба, и в моей душе словно что-то вспыхивает, в сердце ударило нежным толчком. И слышал я пслышала: “Я дам тебе силу, я устрою твое здоровье и жизнь, я буду с тобой в радости и горе … Ты только береги меня! Это же совсем нетрудно.”
    Пусть всегда будет хлеб на столе и в сердце моего народа — и в горе, и в радости! Чтобы были мои соотечественники счастливыми, здоровыми и сильными, и чтобы хлебными полями и непоколебимой прочности славилась моя Украина!

  8. Победившие смерть.
    (По мотивам произведения Сергея Алексеева «Богатырские фамилии».)
    К Дню Победы советского народа против фашистских захватчиков у себя в классе мы организовали выставку книг о войне, о детях войны, о жизни населения на оккупированных территориях.
    Меня заинтересовала книга Сергея Алексеева «Богатырские фамилии». Это рассказы из истории Великой Отечественной войны о героическом подвиге советских людей в годы борьбы с фашистами: о великом сражении на Курской дуге, о героическом Севастополе, о ленинградцах и подвиге Ленинграда и другие.
    Больше всего меня поразили «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда». Это рассказы не об отдельно взятом человеке. Это рассказы о целом народе, каждый день и ночь совершавшем подвиги, боровшемся за свою жизнь, за жизнь своих детей, за жизнь целого города.
    В 1941 году город был полностью отрезан от всей страны. Не было топлива, электричества. Вышел из строя водопровод. Начался голод. Сергей Алексеев пишет: «Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались». Но ленинградцы держались.
    Я посвятила свои стихи жителям этого героического города, верившим в победу.
    Идёт война… Блокада Ленинграда.
    Как трудно жить, работать у станка.
    Фашисты прут… И долгая осада…
    Мы выстоим, проклятая орда!
    Нельзя без волнения читать рассказ  «Блокадный хлеб». Из него я узнала, что ленинградский блокадный хлеб выпекался из ржаной муки с добавлением овсянки, сои, кукурузы. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Добавляли отруби, рисовую шелуху, мельничную пыль, опилки. Но этот хлеб голодным ленинградцам казался самым вкусным на свете. И норму  даже такого хлеба постоянно сокращали, доведя её до 250 граммов для взрослых и 125 граммов для детей.
    Находясь под впечатлением прочитанного, я задаю себе вопросы: «Как можно было, оказавшись в таких нечеловеческих условиях, жить, работать, защищать родной город? Какими были дети, видевшие каждый день смерть? Что они   чувствовали?».
    ——————————————————————————————————
    1- Алексеев С. Богатырские фамилии. Рассказы по истории Великой Отечественной войны. – М., «Детская литература», 1978 г., с. 118-119.
    Дети Ленинграда ждали возвращения отцов, матерей с работы: они приносили паёк, который выдавали работающему населению, спасительный кусочек хлеба. И снова мой стих рисует жуткую картину:
    Пришёл отец, принёс кусочек хлеба.
    Как поделить? Кому отдать сперва?
    Голодными глазами, не обедав,
    Глядит на хлеб родная детвора.
    Среди ленинградских домов не был исключением и дом Савичевых. Взрослые и дети переживали страшные блокадные дни.
    А историю Тани Савичевой знает весь мир. (О ней я узнала из рассказа «Таня Савичева».) Она в самые жестокие дни осады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей.
    Автор не пишет, сколько ей лет и как она выглядит. Я почему-то представляю её своей ровесницей. Ей, наверно, как и мне, нравилось рисовать, танцевать. Но страшная война лишила её детских радостей. Главным её занятием становится заполнение записной книжки.
    Она могла бы писать о своих друзьях, о своих детских желаниях и секретах. Но её слова о смерти. Смерть воцарилась вокруг, она заполнила все мысли и чувства людей. Таня не боится смерти. Дыша на окоченевшие пальцы, девочка записывает точные даты смерти   близких ей людей, умерших от голода и холода: Жени – сестры Тани, бабушки, Леки – брата Тани, дяди Васи, дяди Лёши, мамы. « Умерли все», – эта запись на страничке на букву «У».     Последняя её запись   на страничке на букву «О», где написано: «Осталась одна Таня».
    Таню спасли от голодной смерти. По «дороге жизни» Таню вывезли из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. От голода, холода, потери близких  её здоровье было подорвано. Не стало и Тани Савичевой. Таня скончалась.   Остался только дневник с записями о семье Савичевых. Они никогда не сядут все вместе за обеденный стол, чтобы отметить день Победы. Они и более 600 тысяч таких, как они, скончавшихся от голода во время блокады Ленинграда.
    Люди умирали от голода, погибали от бомб. Но город выстоял. Выстоял, чтобы жить и помнить, какой ценой была завоёвана победа.
    Строки дневника – это набат, это крик Тани: «Смерть фашистам! Не допустите новой войны!»
    125 граммов блокадного хлеба… Как это много, чтобы прожить ещё хотя бы один день, и как этого мало, чтобы дожить до дня освобождения от фашистских оккупантов. Каждый кусочек блокадного хлеба, нет, каждая крошка – это человеческая жизнь. Мы должны об этом знать и помнить, чтобы предостеречь мир от новых трагедий.

  9. Главная
    Сочинения по литературе
    Сочинения о Хлебе – сочинение
    Хлеб на столе
    С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.
    Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.
    С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.
    Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
    Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
    Ты и твой хлеб
    «Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
    Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.
    Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
    Хлеб
    Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
    Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
    Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
    И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
    Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
    Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, – Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *