Сочинение на тему горе от ума 9 класс молчалин и чацкий

15 вариантов

  1. Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  2. Главными героями комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова являются Молчалин и Чацкий. Они одного возраста, но полная противоположность друг друга. У них разные характеры, воспитание, взгляды и желания добиться успеха в своей жизни. Молчалин из простого народа. Ему присущи низменные качества человека. Такие, как корысть, лесть, унижение. Чацкий же дворянских кровей. В нём собраны лучшие черты высоконравственного гражданина. Чацкий умный, образованный и благородный человек, благодаря своему происхождению и воспитанию. Молчалин же наоборот, недалёкий и глупый. Он желает получить высокую должность и заслужить положение в обществе. Кроме этого его больше ничего не интересует.
    Чацкий – верный патриот своей Родины, великодушный и щедрый молодой человек. Он служил в армии и офицером ушёл в отставку. Главная цель Молчалина – заслужить положение в обществе. Он готов идти по головам для её достижения. И ему неважно, какой ценой он этого добьётся. Чацкий имеет своё мнение и не боится его высказывать. Он открыто ведёт разговор. Молчалин, напротив, скрытен, в разговоре принимает мнение высокопоставленных чиновников. И всё ради продвижения по карьерной лестнице.
    Чацкий – искренний и мужественный человек с пылким нравом и смелыми взглядами. У него искренние чувства к Софье, но она не отвечала ему взаимностью. Она называет ребячеством их юношеский роман. Чацкий сталкивается с непониманием в доме Фамусовых и уезжает. Зато Молчалин хорошо вписывается в это общество. И Софья влюбляется в него. Но когда раскрывается обман со стороны Молчалина к Софье, он готов вымаливать прощение. И делает он это не из-за сильных чувств, а из-за страха потерять положение в обществе.
    Чацкие и Молчалины до сих пор являются частью нашего окружения. Общество делится на два лагеря. Это открытые, честные и искренние люди, которые имеют своё мнение. И лживые, меркантильные люди, которые ведут двойную жизнь ради достижения своих корыстных целей. Добрым и порядочным людям тяжело существовать в мире, где правят лицемерие и фальшь.

  3. Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  4. Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
    Выводы

    Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

    Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
    Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
    Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
    Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

    Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
    Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

    Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
    Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
    Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
    Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
    Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

    В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
    Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
    Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник

  5. Комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» по праву называют бессмертной, потому что раскрывая проблемы своего времени, автор касается важнейших нравственных вопросов, актуальных в любую эпоху. Отношение к богатству, чинам и службе, к образованию, к гражданскому долгу- вот что волнует писателя. Его собственная позиция хорошо просматривается при сравнении образов Чацкого и Молчалина. Столкновение этих героев показано через любовную интригу. Грибоедов писал: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». Кто же эти соперники?
    Александр Андреевич Чацкий – это небогатый московский дворянин начала 19 века. В основе его мировоззрения лежат черты вольнодумства, что очень ярко просматривается в его знаменитых монологах. Он успел уже побывать и на военной, и на гражданской службе, но разочаровался и в той, и в другой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий с презрением относится к тем, кто шаркает ножкой, подставляет стул, подает платочек, кто готов на любое унижение ради продвижения по службе. Сам он так поступать не способен. Давая характеристику фамусовскому обществу, Чацкий высмеивает преклонение перед иностранным. Его возмущает пренебрежительное отношение московских дворян к национальной культуре, к простому народу и русскому языку. Герой считает преступным право дворян-помещиков жить за счет труда крепостных, держать их впроголодь, разлучать детей и родителей, «распродавать» и выменивать крестьян, как вещи. Он гневно обличает суд, который защищает людей, имеющих влиятельных родственников. В образе Чацкого отражены черты нового человека, представителя «века нынешнего». Для современников было совершенно очевидно, что это черты будущего декабриста. Но как же такой умный человек не смог распознать своего соперника? Все очень просто. Чацкий любит Софью и долго не понимает, что она находится в стане противников. Ведь Софья по своим задаткам похожа на Чацкого. Она смелая, бескорыстная, способна пренебречь светскими предрассудками и условностями, но находится во власти моральных представлений того круга, к которому принадлежит, и действует по его законам. Кроме того, Софья еще слишком молода и неопытна, чтобы отличить лицемерие и холодный расчет от искренности. Она придумала того Молчалина, которого полюбила, и видела в нем только то, что хотела видеть. Чацкий называет Молчалина «жалчайшее созданье», на самом деле это далеко не так. За три года отсутствия Чацкого безродный тверской мещанин превращается в личного секретаря влиятельного в Москве человека, живет в его доме, получил три награжденья, чин асессора, который дает право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Он незаменим в доме Фамусова, незаменим в обществе: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…». И всего этого Молчалин достиг сам, строго следуя отцовскому совету «угождать всем людям без изъятья». Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного. Но дело не в отдельных качествах, а в том, в каких поступках они проявляются. По поступкам мы видим, что Молчалин – это расчетливый и лживый человек. Он цинично объясняет Лизе, что только притворяется влюбленным в Софью, обманывает Фамусова, который доверяет ему, а чего стоит его фраза, сказанная Чацкому: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Но Молчалин, как и Чацкий, представитель века «нынешнего», и он страшен именно своей глубочайшей безнравственностью. Тот, кто готов вынести любые унижения ради положения в обществе, сам будет унижать и даже уничтожать, когда дорвется до богатства и власти. Именно такие, как Молчалин станут столпами общества после поражения декабристов, именно на них будет опираться власть.
    В образах Чацкого и Молчалина Грибоедову удалось отразить тот непримиримый конфликт, который назрел в русском обществе в первой четверти 19 века, и пророчески наметить пути его разрешения.

  6. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  7. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  8. План
    1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
    2. Сходство и различие двух героев.
    3. Кто лишний?
    Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
    Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
    Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
    В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
    В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
    Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
    Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.

  9. Чацкий и Молчалин – два абсолютно разных, противоположных героя комедии Грибоедова «Горе от ума». Их смело можно отнести к представителям «века нынешнего» и «века минувшего». Будучи приблизительно одного возраста, они проповедуют диаметрально противоположные интересы. У них разная философия, жизненная позиция и жизненные ценности.
    Молчалин – человек «приживала». Он лжец и эгоист, готов унижаться ради достижения своей цели. Молчалин стал олицетворением представителя чинопочитания и самоунижения.
    Чацкий совершенно не такой. Возможно, в образе Чацкого мы видим черты характера самого Грибоедова. Чацкий был патриотом своих идей. Он отказывается от государственной службы, потому что не приемлет бюрократию и чиновничество. Напротив, Молчалин сделает все, чтобы получить повышение по службе.
    Грибоедов наделяет Молчалина единственным талантом – аккуратностью.
    Будучи противником таких идей, Чацкий в лице Молчалина презирает все фамусовское общество. Он мечтает, что «век нынешний», что-то изменит в этих людях. Чацкий был декабристом своего времени.
    Грибоедов показывает нам Чацкого и Молчалина в призме их отношения и взаимодействия с окружающими.
    Молчалин – человек, который ищет во всем только личную материальную выгоду, обманывает Софью и Лизу. Его такое поведение вызвано чувством зависти к окружающим. Своей цели он добивается с помощью лжи и лести.
    Чацкий не имел друзей. Он был влюблен в Софью, которая не отвечала ему взаимностью. На страницах комедии мы видим его только в конфликтах и спорах с окружающими. О жизненных принципах Чацкого мы узнаем из его монологов, обращенных не столько к главным героям произведения, сколько ко всей нации.
    В образах Чацкого и Молчалина Грибоедов показал нам два мира – прошлый и будущий. Не отдавая явного предпочтения одному из них, все же поддерживает мир Чацкого.

  10. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
    И.А.Гончаров.
    Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
    Д.И.Писарев.
    Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
    Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
    Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
    Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
    Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
    У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
    Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
    Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
    …из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
    Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.

  11. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
    Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
    Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
    Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
    Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
    В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
    В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
    Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
    А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
    Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
    Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
    Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
    Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежания зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:
    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
    Я гладил все его: как шелковая шерстка!

    Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
    Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
    Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
    Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
    Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
    И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:
    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

    Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
    Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
    Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

  12. Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении «Горе от ума»

    Автор: Грибоедов А.С.
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.
    В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Чацкий уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.
    Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.
    Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.
    Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:
    В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь.
    Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:
    Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.
    Себя крушить, и для чего!
    Подумайте, всегда вы можете его
    Беречь и пеленать, и спосылать за делом.
    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
    Высокий идеал московских всех мужей.
    Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.
    В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

  13. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».
    Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить». Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.
    В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
    Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
    Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

  14. Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
    Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
    Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
    Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
    Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
    По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
    Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
    Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
    Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
    Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
    Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.

  15. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
    И.А.Гончаров.
    Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
    Д.И.Писарев.
    Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
    Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
    Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
    Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
    Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
    У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
    Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
    Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
    …из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
    Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.
    Добавил: Arbel

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *