Сочинение на тему горе от ума а грибоедова горе от ума

13 вариантов

  1. Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
    Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

  2. 2
    Текст добавил: Темная Сущность

    Проанализировав всех героем, получается, что глупцы живут счастливой и довольной жизнью, а умные люди несчастны. Ум приносит только непонимание со стороны общества, разочарование и страдания. Все действия, мысли, и поступки Чацкого разбиваются о стену непонимания и насмешек. Он понимает, что в обществе совершенно не ценится ум, благородство и честь. Цениться способность прислужить, покориться. Но сам жить по-таким правилам он не может и не хочет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта его фраза означает то, что он готов служить делу, но ни в коем случае не чиновникам и другим людям.
    Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.
    Проблема, описанная в «Горе от ума» остается актуальна и в наше время. Человек, который пытается принести, что-то новое в массы, подвергается насмешкам и непониманию. И судя по многолетнему опыту человечества, признание такие гениальные люди, к сожалению, получают только после своей смерти.

    Вариант 2

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ  – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.
    Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
    В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

  3. Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

  4. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
    Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
    Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
    Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  5. Борьба Чацкого с фамусовским обществом
    В чем смыл жизни в фамусовском мире
    Что же представляет собой Фамусов
    Эпизодические персонажи в комедии «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7)
    Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”
    Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чем привлекает меня образ Чацкого.
    Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Представители фамуского общества
    Фамусовское общество
    Алексей Степанович Молчалин
    Особенности конфликта в комедии “Горе от ума”
    Историческое содержание комедии «Горя от ума»
    Ум Молчали-на служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому
    В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чем привлекает меня образ Чацкого
    Известный монолог Чацкого «А судьи кто?»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    А. С Грибоедов. Горе от ума.
    Какой можно представить дальнейшую судьбу Чацкого
    Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    Софья и Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Историко литературное значение «Горя от ума»
    Переплетение личной и общественной драмы Чацкого
    СОФЬЯ (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)”
    Фамусов и Молчалин в комедии “Горе от ума”
    Чацкий — выразитель идей и настроений декабристов (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
    Что значит быть умным в кругу Фамусова
    Бал в доме Фамусова
    “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1)
    Смешон или страшен Молчалин
    Черты реализма и классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
    Отставной солдат Цыфнркин
    Софья 1
    Чацкий и фамусовское общество
    СЮЖЕТ “ГОРЯ ОТ УМА” А.С. ГРИБОЕДОВА
    Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?
    Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы
    Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    Галерея типических образов стародворянской барской Москвы
    Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Истолкование драмы Софьи и ее «горя от любви»
    “Горе от ума” в историко-литературной перспективе
    Творческие замыслы Грибоедова
    Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»
    Внесценические и второстепенные герои и их роль в комедии “Горе от ума”
    Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”
    Горе Чацкого и Софьи (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Как правильно объяснить чувства Софьи к Чадскому
    Ум подлинный и ум мнимый в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    «Грех не беда молва не хороша» (нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума»)
    Чацкий — победитель или жертва? (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Образ литературного героя в комедии «Горе от ума»
    Ключевые положения темы Фамусов и фамусовщина
    Характеристика гостей фамусовского дома. Цели их приезда
    Чацкий и декабристы
    Век нынешний и век минувший (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Роль эпизодических и внесценических героев в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    Ум, хитрость, изворотливость образа Молчалина
    Художественное новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Типические черты барских нравов и народа в комедии «Горе от ума»
    Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    «Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Художественное произведение Комедия «Горе от ума»
    Сочинение по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Описание образа Софьи в комедии «Горе от ума»
    Образы Чацкого и Молчалина как антиподов романа
    Жанровое своеобразие пьесы Грибоедова “Горе от ума”
    Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
    Конфликт комедии «Горе от ума» и ее композиция
    Значение сцены бала в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    “На всех московских есть особый отпечаток”. (Старая Москва в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Традиции и новаторство комедии «Горе от ума»
    Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Почему образ Молчалина отрицательный
    В чем смысл “открытого” финала комедии А С Грибоедова “Горе от ума”
    Идейное и художественное богатство комедии “Горе от ума”
    Чацкий 3
    Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Фамусов 2
    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”
    Чацкий выразитель декабристских идей
    Двадцать пять глупцов на одного умного человека
    ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова “Горе от ума” и А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)
    Значение сцены бала в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова
    Судьба умного человека в России (по творчеству А С Грибоедова)
    Образ Софьи Фамусовой
    Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
    Содержание комедии «Горе от ума»
    Переплетение личного и общественного конфликтов в комедии «Горе от ума»
    Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии «Горе от ума»
    Конфликт и структура композиции комедии «Горе от ума»
    Мастерство реалистического изображения жизни в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Павел Афанасьевич Фамусов идеолог своего кружка
    Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    Молчалин и Молчалинство. Смешон или страшен Молчалин? (По произведению А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Можно ли назвать образ Чадского «лишним человеком»
    Поколение отцов в комедии Грибоедова Горе от ума
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (1)
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (2)
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии
    Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    “Горе от ума” – политическая комедия
    Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Драма Чадского в комедии «Горе от ума»
    Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Софья 2
    Комедия ли «Горе от ума»?
    Речевые характеристики героев комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
    Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Москва в изображении Л. С. Грибоедова
    Молчалин молодой чиновник из комедии Грибоедова
    Крылатые слова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ сцены из первого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    «Грех не беда, молва не хороша» (Нравственный облик фамусовской Москвы» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина?
    Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как политическая комедия
    Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии
    Поколение «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Главная идея комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Как правильно объяснить чувства Софьи к Чадскому
    Персонификация образов: Фамусов и Молчалин
    Значение комедии “Горе от ума”.
    Романтическая маска сорвана Софьи
    Картина жизни московского дворянства периода правления
    Внесценические персонажи и их роль в комедии
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии «Горе от ума»
    Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума»
    Время : его герой и антигерой. “Горе от ума” как политическая комедия.
    Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
    СОЧНЫЙ, ЯРКИЙ, ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    ЧАЦКИЙ И ОНЕГИН
    Основные мотивы комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием (Горе от ума)
    ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА
    “Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?
    Чацкий и Молчалин
    Горе от ума как политическая комедия
    Тип «делового» человека » произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.
    Чацкий — «другой» в мире Фамусовых
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Чацкий и Молчалин герой и антигерой в “Горе от ума”
    Художественный мир комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Монолог Чацкого «А судьи кто»
    Сочный яркий образный язык комедии
    Историко-литературное значение «Горя от ума»
    «На всех московских есть особый отпечаток»
    ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Характер основного конфликта в комедии Грибоедова
    Роль персонажей в комедии «Горе от ума»
    Чацкий и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.
    Персонификация образов: Фамусов и другие «отцы» города
    Характер конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чацуий против фамусовского общества (по комедии А.С.ГРИБОЕДОВА “Горе от ума”)
    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
    Сплетня о сумасшествии Чацкого (Анализ явлений 14 21 III дейст вия комедии А.С .Грибоедова “Горе от ума”)
    Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия
    Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века»
    Идеи декабризма в комедии Грибоедова “Горе от ума”.Чацкий и декабристы.
    Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы
    Что скрывается за названием комедии «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин. (2)
    Сплетня о сумасшествии Чацкого
    Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину
    Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.
    Софья Фамусова, Татьяна Ларина и другие женские образы
    Лиза – второстепенный персонаж комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин 2
    Анализ 2-го явления действия II комедии «Горе от ума»
    Оценки критиков позднейшего творчества Грибоедова
    Особенности конфликта и этапы его развития в комедии “Горе от ума”
    Просвещение, наука и педагогика в понимании персонажей комедии
    Чацкий — «Пасынок здравого рассудка»
    Чацкий, Онегин, Печорин
    Почему горе настигает юного чел-ка. Смысл названия комедии “Грибоедова”. Горе Чацкого и Софьи.
    Чацкий и фамусовское общество. (5)
    Роль Чацкого главная роль
    Смысл названия комедии «Горе от ума». (3)
    Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    Главная тема комедии «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество. (1)
    Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин. (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Антагонист Чацкого Молчалин
    Портретная характеристика персонажей пьесы «Горе от ума»
    МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
    Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Современное прочтение Грибоедова
    Молчалин Вчера, Сегодня, Завтра
    Еремеевна няня Митрофана
    Драма интеллигента в обществе «глупцов»
    Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
    Чацкий и фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова
    Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сюжет и композиция комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
    Общественно бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и другие…
    Фамусов в моем представлении
    Образ Чадского в контексте эпохи тогдашней России
    Конфликт Чацкого с представителями фамусовского общества (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Каждое дело, вызывает тень Чацкого
    Превращение военного человека в комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии
    Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость
    Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу
    Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала
    В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова
    Анализ пятой сцены комедии «Горе от Ума»
    Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии «Горе от ума»
    Достойна ли Софья любви Чацкого
    Молчалин 1
    Фабула комедии «Горя от ума» Грибоедова
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Основной конфликт в комедии Горе от ума
    Чацкий 2
    Чацкий 1
    Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума – художественный анализ
    Фамусов 1
    Над чем смеется современный читатель в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.)
    Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    Характер основного конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Социальная интрига в столкновениях Чацкого с Фамусовым Скалозубом и Молчалиным
    Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Человеческое очарование Чацкого
    Барская Москва в изображении А.С. Грибоедова.
    Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”
    Чацкий и декабристы
    Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века
    Сюжетная характеристика пьесы «Горе от ума»
    Сила влияния нравственности выше всяких сил
    Что произойдет в доме Фамусова на следующий день после отъезда Чацкого
    ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    В комедии Грибоедова 25 глупцов на одного здравомыслящего
    Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Проблема «Ума» в комедии Александра Грибоедова
    “Кто разгадает вас!” (загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1)
    Почему Софья полюбила Молчалина Героиня которая нарушает нравств основы
    Художественные особенности комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Особенности конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий — образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова “Горе от Ума”
    Чацкий и Софья — Трагедия «Оскорбленного чувства»
    Можно ли утверждать что Чацкий обречен на одиночество
    Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума»
    Два героя Чацкий и Репетилов
    Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного
    Декабрист ли Чацкий?
    Представления о людях она черпала из сентиментальных
    Основной конфликт комедии «Горе от ума» конфликт просвещения и крепостничества
    Конфликт новых идей и пережитков времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Главной героиней комедии является Софья, дочь Павла
    В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Реализм комедии «Горя от ума»
    «Мораль» фамусовых была основана на пресмыкательстве
    Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
    «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека
    Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Век нынешний и век минувший в комедии
    Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»
    Мое описание образа Чацкого
    Замысел комедии «Горе от ума»
    Образ и характер Молчалина
    Поколение “отцов” в комедии А С Грибоедова “Горе от ума”
    Софья и Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума»
    Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Из какой Москвы бежит Чацкий
    А.С.ГРИБОЕДОВ “ГОРЕ ОТ УМА”. КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.
    Скалозуб 2
    Сцена бала и его роль в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    “Герой времени” в “Горе от ума” Грибоедова
    Патриотические идеи Чацкого в комедии «Горе от ума»
    Главная роль, конечно, – роль Чацкого
    Грибоедовская Москва
    В чем смысл “открытого” финала комедии А С Грибоедова “Горе от ума” (2)
    Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ “ГОРЕ ОТ УМА” ТРАГЕДИЯ ЧАЦКОГО
    Старая Москва в комедии «Горе от ума»
    Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. “Горе от ума”.)
    Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
    Дух времени в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Своеобразие конфликта в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”
    Хронотоп комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как социально-политическая драма
    Мастерство реалистического изображения жизни в комедии «Горе от ума»
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (3)
    Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (2)
    «Горе от ума» как политическая комедия
    Чацкий и декабристы (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Комедия или трагедия?
    Фамусовское общество в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Чацкий против фамусовского общества
    ЧАЦКИЙ И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»
    Монологи Чацкого или почему он уезжает из Москвы
    «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»)
    Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»
    История создания и анализ комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
    Чацкий и фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий и Молчалин.
    Человеческое очарование Чацкого
    Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
    Мотив прозрения в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”
    Чацкий и фамусовское общество. (3)
    Чем опасны Молчалины.
    Крылатые слова в “Горе от ума”
    «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Правдин Милой и Софья
    Чацкий — образ “нового человека”
    Почему Софья полюбила Молчалина? Героиня которая нарушает нравственные основы.
    Рабская мораль Фамусовых и взгляды Чацкого
    Комедия «Горе от ума» драма о крушении ума человека в России
    ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Главной героиней комедии является Софья дочь Павла
    Рабская мораль Фамусовых и взгляды Чацкого
    «Горе от ума» плод раздумий Грибоедова о судьбах России
    Фамусовщина — это реакция косность рутина цинизм
    Тарас Скотиннн брат Простаковой
    Поколение “отцов” в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Ум и дела твои бессмертны в памяти русской (о творчестве Грибоедова)
    «К вам Александр Андреич Чацкий!»
    Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой в комедии А.С.Грибоедова
    Молчалины блаженствуют на свете
    «Горе от ума» как социально политическая комедия
    Чем привлекает меня образ Чацкого
    Фамусов и Молчалин в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    “Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века.”
    Творческая история создания комедии «Горе от ума»
    Мнимое и подлинное безумие Чацкого.
    Диалог Фамусова с Чацким
    ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
    ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”).
    Идеи декабризма в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и декабристы
    Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”
    Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2)
    За что и против чего борется Чацкий
    Роль третьего действия в комедии “Горе от ума”
    Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Жалок или страшен Молчалин
    Образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий и Репетилов — герой и пародия
    Причины успеха комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Смысл названия комедии «Горе от ума». (1)
    Чацкий не только умен, но и положительно умен
    Сатиричность изображения фамусовского общества
    “Горе от ума” как формула жизни
    Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
    Скалозуб 1
    Алексей Степанович Молчалин
    Роль второстепенных персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Роль образа Софьи в комедии А «Горе от ума»
    Грибоедов сделал свое дело — он написал «Горе от ума»
    Взгляды Чацкого и Фамусова
    Грибоедов и Чацкий
    Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
    Неординарное объяснение названия комедии «Горе от ума»
    «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова.
    Сущность грибоедовского замысла пьесы «Горе от ума»
    Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    Образы женщин в комедии представлены также второстепенными
    Молчалин скромен, покладист, вежлив и старшим не перечит, а Чацкий
    В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ (по произведению А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину
    Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»
    Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев
    Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом
    Тема крушения иллюзий в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий комический или трагический герой
    Главный конфликт пьесы «Горе от ума»
    Сочинение на тему “Горе от ума”: актуальность и по сей день. Несколько слов о некоторых героях”
    Литературные взгляды Грибоедова
    Образ Софьи в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии А.С.Грибоедова
    Комедия «Горе от ума» драма о крушении ума человека в России
    В чем смысл “открытого” финала комедии А С Грибоедова “Горе от ума” (3)
    Смысл названия комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова (2)
    Комедия «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (1)
    Стародум человек просвещённый и передовой
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (6)
    Чацкий и фамусовское общество. (4)
    Молчалин – антипод Чацкого (по комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.)
    Защитники «века минувшего» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
    Чацкий и общество
    Софья 3
    Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Анализ комедии “Горе от ума”
    Авторская позиция и средства ее выражения в комедии “Горе от ума”
    МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь (Тема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)
    Слухи и сплетни, как движущая сила в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Картина нравов жизни дворянства в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 III дейст-вия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    “Мильон терзаний” Чацкого
    РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА. ФАМУСОВ И ЕГО ОБЩЕСТВО (по произведению А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    А. С. Грибоедов “Горе от ума”. “Один в поле воин”
    Богатство языка комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    За что и против чего борется Чацкий
    Значение диалога Фамусова и Чацкого
    Критика и современники о комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» бесценный вклад А. С. Грибоедова в развитие реалистического искусства
    Еремеевна няня Митрофана
    Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»
    РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”
    Особенность конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Молчалины блаженствуют на свете
    Драматический а не комедийный конфликт комедии «Горе от ума»
    Время и эпоха его герой и антигерой
    Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум»
    Композиция и сюжет комедии «Горе от ума»
    Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума»
    Смысл и сюжет комедии «Горе от ума»
    Своеобразие конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    «Счастливые часов не наблюдают» Софья и Молчалин
    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ пятой сцены комедии «Горе от Ума»
    На примере сопоставительной характеристики образов Фамусова и Молчалина
    Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    “Прошедшего житья подлейшие черты”.
    Идейно-композиционная роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    «Горе от ума» – «жемчужина» русской драматургии
    «Горе от ума» — комедия или трагедия
    Типические черты барских нравов и народа в комедии «Горе от ума»
    Портретная характеристика основных образов комедии «Горе от ума»
    Сатира ирония бездуховный быт в романе в стихах
    Сюжет и композиция “Горя от ума”
    Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ диалога Фамусова с Чацким
    Мое отношение к Чацкому и Молчалину
    Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    “Горе от ума” – произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца” (А. Блок)
    «Горе от Ума» — бессмертное произведение Грибоедова
    Произведение Грибоедова “Горе от ума” — комедия или трагедия?
    “МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ…”
    Фамусов и его окружение.
    Как Скалозуб стал полковником
    Онегин и Чацкий
    ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    “Горе от ума” как памятник русской художественной
    Полемика и критика вокруг комедии «Горя от ума» Грибоедова
    Кто разгадает Вас… Образ Софьи Павловны Фамусовой
    Новизна конфликта и характеров в комедии «Горе от ума»
    Значение образа Фамусова
    Тип «делового человека» в произведениях А. С. Грибоедова и Н.В. Гоголя
    Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое
    Своеобразие конфликта комедии “Горе от ума”
    Жанровое своеобразие комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»
    «Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия
    Драма Чадского в комедии «Горе от ума»
    Молчалин как нарицательный образ подлости и лакейства
    Грибоедов нарушил классический закон несмешения
    “Безумный по всему ” (Образ Чацкого)
    Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»
    Характеристика образа Молчалина в комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» Грибоедова- Бессмертное произведение
    Социальная интрига в столкновениях Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, и Молчалиным
    Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев
    “ПОЧЕМУ НЕ СОСТАРИЛСЯ ДО СИХ ПОР ГРИБОЕДОВСКИЙ ЧАЦКИЙ, А С НИМ И ВСЯ КОМЕДИЯ?” (И.А.ГОНЧАРОВ) (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Конфликт двух эпох в комедии “Горе от ума”
    Своеобразие комедии Грибоедова “Горе от ума” как литературного произведения начала 20х годов xix века
    Историческое значение образа Чацкого
    Социально исторические корни драмы Чацкого
    Чацкий победитель или жертва?
    Характер основного конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Чацкий и фамусовское общество. (6)
    Чацкий и Молчалин. (1)
    Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (5)
    Чацкий и фамусовское общество. (2)
    Идеи декабризма в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”
    “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”

  6. Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.
    Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.
    Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Горя от ума».

    Жанр

    Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.
    Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

  7. Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от Ума»?
    Чтобы начать рассуждать на эту тему, необходимо понять, что такое «мировоззрение» и «мировоззренческие проблемы».
    Мировоззрение – это не только содержание, но и осознание действительности, а так же принципы жизни, определяющие характер деятельности.
    В свою очередь, мировоззренческие проблемы – это проблемы мировоззрения людей, у каждого оно свое, свое понимание этого мира: религии, жизненных приоритетов или тех же жизненных принципов.
    Однако, самой существенной преградой на пути к совершенному мировоззрению является слово. Как говориться: «Сколько людей, столько и мнений» – каждый пытается выдать свое мировоззрение за основное, под которое все должны подстроиться, так и возникают мировоззренческие проблемы.
    В комедии «Горе от Ума», в качестве мировоззренческой проблемы можно взять «век нынешний» и «века минувший». Самая основная проблема между этими «веками» – отношение к богатству и чинам. Главным принципом Чацкого является не прислуживание перед чиновниками, а служба во благо России. А позиция Фамусова и его «Фамусовского общества» склоняется к службе из поколения в поколение, заключающейся в прислуге вышестоящим, как выражался Чацкий век – страха и покорности.
    Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение, когда в свою очередь Чацкий – за развитие российской культуры.
    «…Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты…» – Чацкий.
    «…Не служит, то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти – так был бы деловой.
    Жаль, очень жаль, он малый с головой,
    И славно пишет, переводит…» (Фамусов о Чацком)
    Так же они не сошлись в понимании воспитания.
    Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди. Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за образованную и просвещённую Россию. Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё «Фамусовское общество».
    «…Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений…» – Фамусов.
    «…Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?… нам каждого велят признать историком и географом. ..» – Чацкий.
    Следующее и последнее разногласие между «веками», которое я бы хотела затронуть – отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и «его общества» это в порядке вещей.
    «…Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!…» – Чацкий.
    «…Отношение к народу и крепостному праву
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених…» – Фамусов.
    Таким образом А.С.Грибоедов показывает нам расслоение общества и извечную проблему конфликта мировоззрения, актуальную в наше время.

  8. Пьеса «Горе от ума» в своё время стала по-настоящему новаторской; в ней были обозначены многие актуальные проблемы общества тех лет.
    Кроме этого, Грибоедов затронул и темы общечеловеческие: взаимоотношения мужчины и женщины; брак, любовь и др.

    Проблематика пьесы «Горе от ума»

    Проблемы, поднятые Александром Сергеевичем в произведении, оказались настолько острыми, что комедия получила недовольство цензуры.
    К основным вопросам пьесы относятся:
    Крепостничество; бездушность помещиков;
    Дворянское воспитание, образование;
    Неуёмное стремление к чинам;
    Столкновение двух эпох;
    Непринятие иначе мыслящих людей;
    Скалозубовщина;
    Аракчеевщина;
    Безумная любовь ко всему иностранному;
    Декабризм.
    Как мы видим, список проблем весьма обширен. Постараемся разобраться, почему именно им Грибоедов посвятил своё произведение.

    Идейно-тематическое содержание произведения

    Историческое обоснование написания пьесы

    Александр Сергеевич задумывал «Горе от ума» в непростое для родины время.
    Некоторые решения правительства, ужесточение к выражениям свободомыслия вызвали резкий негативный отклик со стороны реакционно настроенных слоёв общества.
    Именно тогда появились декабристы, которые вместе с единомышленниками из дворян задумали превратить Россию в конституционную державу, и ратовали за отмену крепостного права.
    Им противостоял «старый мир»: аристократы, дворяне из высших слоёв, отрицательно относящиеся к подобным течениям, не желающие принимать ничего нового.

    А. Чацкий, как борец за «новое»

    Главный образ комедии – Чацкий – представитель передового поколения. Он открыто поддерживает идеи декабристов, желает родной стране лучшей доли, жаждет искоренить все пережитки прошлого, покончить с лизоблюдством и неискренностью окружающих его.
    Он бросает вызов обществу фамусовых, но в ответ получает лишь насмешки…
    «Старый мир», не задумываясь, называет героя сумасшедшим. Они даже не могут представить себе, что в его идеях есть разум.
    К сожалению для Чацкого, его конфликт с обществом осложняется ещё и потерей любви, разочарованием личного характера. Обе эти драмы переплетаются, делая положение героя отчаянным, вынуждая его покинуть город.

    Социально-политический характер произведения

    Автор в своей пьесе мастерски изображает характерных героев с пороками, присущими данному периоду российской истории.
    Борьба двух эпох, назревание необходимых перемен, заключались не только в избавлении от крепостничества, но и в решении других проблем, что прекрасно продемонстрировано в пьесе.
    Речь идёт и о реформах в образовании, просвещении, культуре; искоренении дискриминации; обретении терпимости разных слоёв общества друг к другу и многих других.
    Поэтому можно сказать, что комедия «Горе от ума» является социально-политическим произведением, невероятно актуальным для своего времени.
    А её главный герой – человек передовых взглядов и свежего мышления, который испытывает невероятное горе от того, что ему не удаётся реализовать свои стремления, а приходится видеть вокруг фамусовых и подобных людей.

  9. Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
    Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
    что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
    Ведь надобно ж зависеть от других.
    И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
    Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
    В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
    «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
    Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
    Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
    Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

  10. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Чацкий и фамусовское общество
    —         Чацкий и Фамусов
    —         Чацкий и Мочалин
    —         Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
    —         Чацкий против фамусовского общества
    —         Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
    2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         «Мильон терзаний»
    —         Чацкий — декабрист
    —         Можно ли назвать Чацкого декабристом?
    —         Что значит «ум» в понимании Чацкого?
    —         За что и против чего борется Чацкий?
    —         Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
    —         Трагедия Чацкого
    3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
    —         Мочалин и Скалозуб
    —         «Молчалины блаженствуют на свете»
    —         Фамусовская Москва
    4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе  от ума»
    —         Софья и Чацкий
    —         Любит ли Софья Мочалина?
    —         Достойна ли Софья любви Чацкого?
    —         «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
    —         Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
    —         Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
    Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    — Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
    —         Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
    9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»

  11. Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» разрушила принципы драматических произведений, принятые в эпоху классицизма. Отличаясь от своих предшественников, комедия все же не основывалась исключительно на любовном конфликте.
    Нельзя считать это произведение и бытовой комедией, равно как и комедией характеров. Несмотря на это, особенности всех указанных жанров можно найти в пьесе Александра Грибоедова. Круги, близкие декабристам, грезили о создании такой «высокой комедии». “Горе от ума” сочетает в себе пародию и сатиру. Мы наблюдаем резкую смену комического и патетического.
    Остановимся на жанровых чертах комедии.

    Комическое в пьесе «Горе от ума»

    Автор характеризовал свое произведение как комедию. Бесспорно в «Горе от ума» можно с легкостью обнаружить иронию и множество комических приемов.
    Эта пьеса обладает явными чертами комедии характеров. Например, Князь Тугоуховский представляет собой явственный комедийный образ. Персонаж глуховат, из-за чего неправильно понимает других людей и их реплики. Образ Репетилова тоже представляет интерес, являясь антиподом Чацкого и в то же время пародией на главного героя.
    Комические черты проявляются и в образе полковника Скалозуба (обладателя «говорящей» фамилии), который отличается своей глупостью. Отдельные элементы комического можно найти и в центральном действующем лице, чьи ум и сердце постоянно противостоят друг другу.
    В “Горе от ума” регулярно обыгрываются мотивы падения и глухоты, что является признаком комедии положений или даже пародии.
    В первом явлении обыгрывается мотив плохого слуха. Лиза стучалась в дверь Софьи Павловны, но безуспешно, после чего обращается к той с вопросом: «Вы глухи?». Фамусов, хозяин дома, в котором разворачивается действие, не желая слушать речи главного героя, затыкает уши, лишаясь слуха добровольно.
    Графиня-бабушка отмечает, что невозможность слышать – это «большой порок». Даже фамилия одного из действующих лиц намекает на мотив глухоты (Тугоуховский). Репетилов не хочет слышать речи о сумасшествии Чацкого в исполнении княжон Тугоуховских. Этот мотив содержит важный и глубокий подтекст, усиливающий конфликт между Чацким и «фамусовским» обществом, не внемлющим идеям главного героя.
    Пародийные моменты – еще один важный элемент пьесы. Например, романтические отношения между Софьей и Молчалиным снижает в пародийном ключе воспоминание Лизы о тетке Софьи, которую в давние времена оставил француз. Но пародийность не определяет жанровые особенности, в ней используются и более тонкие комические приемы.
    Разоблачение пошлости и ограниченности общества начала XIX столетия дает основание считать, что в пьесе активно используются элементы сатиры.
    Главный герой пьесы – яростный критик убеждений, присущих московскому обществу. Он критикует не только косность взглядов, но и отдельные социальные реалии, например, систему крепостного права, упоминая помещика, обменявшего верных крепостных на борзых. Центральный персонаж видит нищету разума военных, скрывающуюся за их красивыми мундирами, выступает против бездумного копирования иностранных порядков, в частности против чрезмерного увлечения французским языком.
    В тексте пьесы можно найти упоминания о передовых социальных идеях и насущных проблемах общества, Вольтере, якобинцах и так далее. Иными словами, все важные аспекты социального бытия так или иначе затрагиваются в произведении А.С. Грибоедова, что дает основание считать ее образцом политической комедии.

    Драматические аспекты пьесы

    Элементы драмы можно найти в образе Софьи, которая переживает собственный «мильон терзаний». Она узнает истину о своем возлюбленном, настоящие мотивы, подтолкнувшие его начать отношения с ней, после чего раскаивается и глубоко переживает сложившуюся ситуацию.
    В то же время, ситуация, сложившаяся с главным героем, который уезжает из дома Фамусова в гневе, непонятный обществом и осмеяный им (его принимают за сумасшедшего), не нужный Софье (которую когда-то любил), одинокий и “себе на уме” – также говорит нам о драматическом конфликте и его исходе в пьесе.
    Здесь мы не находим свойственного комедии счастливого конца. Нет, скорее все герои становятся несчастны, их судьбы рушатся, а любовная линия не находит положительного исхода. И в этом снова проявлляется драматизм.
    Итак, «Горе от ума» – не просто комедия, хотя именно так характеризовал пьесу сам автор, это смешение нескольких жанров. В ней сливаются воедино политическая комедия и психологическая драма, комедия характеров и острая сатира.

  12. Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию “Горе от ума” в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к “высоким жанрам”, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма стал А. С. Грибоедов.
    В ней удачно сочетаются завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение. Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным для литературы того времени.
    В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным.
    Грибоедов выдерживает три единства: действия, времени и места в соответствии с традициями классицизма. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличие от романтиков, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.
    Любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе, традиционен. Легкомыслие и непостоянство Софьи, невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках “древней старины”. Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма.
    Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя — сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.
    Комедия интересна именно тем, что судьба героев — часть большой жизни. Показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительными и отрицательными героями, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.
    В “открытом” финале пьесы подчеркивается окончательный разрыв главного героя с этой средой. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.
    В отношении жанра и в изображении героев “Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние сатирической комедии и лирико-психологической драмы. В своей статье “Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении “…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров”. Грибоедову удается раздвинуть границы жанра.
    Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая наложила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не просто воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII века. Он дает своим персонажам “говорящие” фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.
    Язык комедии — ее главное и бесспорное достоинство. А. С. Пушкин одним из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. “Половина (стихов) — должны войти в пословицу” — предсказывал Пушкин. И это пророчество сбылось. Многие высказывания героев комедии превратились в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.
    Грибоедов вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность. По богатству своего содержания и художественности форм “Горе от ума” явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. “Горе от ума” — образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога.

  13. 13
    Текст добавил: МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//)

    В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает немало вопросов об отношении людей в обществе.
    Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви.
    Горе от ума он испытывает по той причине, что слишком умен для окружающих. Он получил прекрасное образование, три года путешествовал по Европе. Причем в Европу он отправился ни от скуки, ни для отдыха, а чтобы посмотреть, как там живут люди, получить новый опыт и новые знания. До поездки в Европу Чацкий тоже не страдал от безделья. Он выучился, успел послужить в армии, поработать на государственной службе. Но там он не прижился, как говорят окружающие, из-за характера. Дело в том, что он не привык прислуживаться, подлизываться. Он прямолинеен, говорит то, что думает, высмеивает глупцов и лентяев. Именно его неумение выслуживаться перед начальством и раздражает старшее поколение. Его умение подчеркнуть и высмеять недостатки окружающих лишает его расположения Софьи. Она говорит о том, что Чацкий умен, остроумен, но будет всех высмеивать и ему это в радость. Единственным достоинством Чацкого для окружающих является его дворянский титул и имущество.
    Еще одна причина неприятия Чацкого в обществе, он не хочет посвящать свою жизнь военной или чиновничьей службе. Он хочет посвятить себя науке или искусству, что выходило за рамки списка достойных занятий для дворянина того времени.
    Именно острый ум, более высокий интеллект и принесли Чацкому горе от ума.
    Горе от любви он тоже испытал сполна. С детства он рос вместе с Софьей и успел искренне полюбить ее. После трехлетней поездки он первым делом спешит в дом к Фамусовым, чтобы повидать Софью. Но Софья встретила его очень холодно. У Фамусова его приезд тоже вызывает раздражение. Софья опасается, что Чацкий будет высмеивать ее жениха Молчалина. Фамусов опасается, что Чацкий нагрубит кому-то из высоких гостей, так как не умеет подлизываться, заискивать. В итоге с подачи Софьи по дому расползается слух о том, что Чацкий сошел с ума. Гости охотно передают друг другу весть о сумасшествии Чацкого, приписывая все новые подробности. В итоге они его боятся. До последнего момента Чацкий не мог понять, в чем причина отчужденности, почему гости стараются избегать общения с ним. В конце он узнает о нелепом слухе, о том, что этот слух придумала и распространила его невеста. Неизвестно, как сложилась дальше жизнь Чацкого, но в Москве он стал чужим, его опозорили на весь свет. Для него больше нет спокойной жизни в Москве, поэтому он спешит покинуть столицу.
    Таким образом, на примере Чацкого Грибоедов показал то, как тяжела жизнь умного, честного, искреннего в чувствах человека в фамусовской Москве. Такой человек переживает в обществе старого образца лишь горе от ума и сердца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *