Сочинение на тему горе от ума молчалин блаженствует на свете

16 вариантов

  1. Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.
    Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:
    «По мере я трудов и сил,
    С тех пор, как числюсь по Архивам,
    Три награжденья получил».
    Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:
    «Есть у меня вещицы три:
    Есть туалет, прехитрая работа –
    Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
    Кругом все прорезь, позолота;
    Подушечка, из бисера узор;
    И перламутровый прибор –
    Игольничек и ножинки, как милы!
    Жемчужинки, растертые в белилы!
    Помада есть для губ и для других причин,
    С духами скляночки: резеда и жасмин».
    Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:
    «Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим».
    Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.
    Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.
    Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.
    Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

  2. Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения “Горе от ума”, в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.
    Он не церемонился с описанием, персонажи комедии рельефны и характерны. Как сатирик Грибоедов неотразим! Современники были шокированы, увидев себя в комедии, как в зеркале.
    Один из героев пьесы, который к избранному обществу не принадлежит, но очень хочет там обосноваться – Алексей Степаныч Молчалин. Он человек не богатый и не знатный. Особых талантов не имеет, поэтому вынужден приспосабливаться, не брезгуя никакими способами. С детства его учили угождать всем, кто выше его по положению, он науку эту усвоил крепко: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.”
    Иного способа подняться по карьерной лестнице Молчалин для себя не видит. Он готов постоянно унижаться, только бы достичь положения в обществе. Умом не блещет. “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!”,– говорит о нём Чацкий. Но, на счастье Молчалина, особых талантов в том обществе, куда он так стремится, вовсе не требуется! Там ценят того, кто может: “У покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок.” Со всем этим молодой человек справляется так хорошо, что даже сумел очаровать дочь своего покровителя Софью. Она не видит в нём никаких недостатков: “Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит,- вот я за что его люблю.”
    Всем своим существом старается пробиться Молчалин в высший свет. Подхалимство, угодничество, унижение, всё идёт в ход для достижения вожделенной цели, ничем мелкий чиновник не брезгует. И высшее общество принимает его и ценит именно за те его качества, которые кажутся неприемлемыми для таких честных людей, как Чацкий. Что же не блаженствовать таким Молчалиным, ведь они во всём похожи на своих покровителей, разве что рангом пониже. Им не откажешь в практичности, они хорошо знают, что нужно делать для достижения успеха в этой жизни. Нужно только повторять то, что делают герои высшего света, и ты будешь у них своим.

  3. Однако угождение другим людям для Молчалина является средством для достижения собственных целей. Герой хочет быть принятым городской элитой, стать знатным и богатым. Он стремится к легкой и веселой жизни без тревог и забот, считая, что и все остальные должны желать того же.
    Этот человек равняется на тех, кто благодаря своей приспособляемости долго удерживается на своих местах. О них он упоминает с большим почтением. А тех, чьи родственники признаны в обществе, Молчалин просто боготворит. Его уважения можно добиться не личными качествами, а только наличием богатых влиятельных друзей, которые могут быть ему полезными.
    Люди такого плана часто достигают того, к чему так стремятся. Молчалины попадают в милость при дворе, их принимает высшее общество. Почему же тогда Чацкий не пожелал становиться таким же? Потому что он признавал «служенье делу, а не лицам». Его душа умела чувствовать и по-настоящему любить, он мог мыслить и мечтать. Молчалин же был этим обделен, все чувства и желания концентрируя на достижении материальных благ.
    Парадоксально, но такие люди вполне могут быть счастливы. Так как их запросы, по сути, мизерны, и они удовлетворяются лишь материальной стороной жизни. Высокие идеалы и стремления Чацкого им не доступны, но Молчалины их и не жаждут. Бедные, обокравшие сами себя, люди, не осознающие этого. Их счастье мелочно, но большего им и не надо.
    Мыслящий, чувствующий человек не может быть счастлив таким образом, не может блаженствовать пускай в теплом, но мелком и грязном болотце. Такие люди стремятся соответствовать своим высоким идеалам, осуществлять мечты. Они живут со смыслом.

  4. 4
    Текст добавил: ВмЕсТо_ЖиЗнИ

    Александр Сергеевич Грибоедов — русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия “Горе от ума”, написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России. Эта пьеса буквально “разошлась по цитатам”. Произведение Грибоедова – это сатира на московское общество первой половины 19 века. Даже Крылов говорил, что в то время “государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила”. Созданные автором характеры героев по-настоящему реальны и несут общечеловеческое значение.
    Одной из находок Грибоедова можно считать главного героя – Молчалина. Автор создал тип героя, который стал крупным приобретением общественной мысли. Молчалин – это мастер в искусстве смолчать, когда его бранят, он за это уже получил целых три награждения, чин асессора, и находится в дружеских отношениях со многими влиятельными людьми.
    Нам он показан как мелкий чиновник, который стремится построить свою карьеру, старается угодить людям, иногда бывая робким и покорным с начальником и его дочерью, а порой дерзким с горничной. Чацкий же говорит про него так: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!” Но заслуга Грибоедова в том, что он сделал из маленького чиновника символ социально-политической группы, связав между собой два понятия: “молчалинство” и “фамусовщина”.
    Ценности у Молчалина схожи с идеалами общества Фамусова. Чиновник больше всего желает быть богатым и знатным человеком, хочет, чтобы его приняли в обществе, мечтает о жизни безо всяких забот. Он считает, что каждый человек мечтает о такой жизни, поэтому и предлагает Чацкому “и награждения брать, и весело пожить”. Говоря о службе, Молчалин упоминает признанных в обществе людей, боготворя и ставя их в пример: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Каково было его удивление, когда Чацкий ответил отказом на его предложение, утверждая, что ни о какой Татьяне Юрьевне он никогда не слышал. Для Молчалина это нонсенс, ведь весь его мир держится именно на этих людях. Хотя, нельзя сказать, что он их и вправду уважает. В первую очередь его интересует ни ум, ни душа, ни хорошие качества человека, а его статус в обществе, который будет ему полезен, возможно поможет продвинуться на ступень выше. Чацкий же признает “служенье делу, а не лицам”. Своими достоинствами и талантами Молчалин считает “умеренность и аккуратность”, хотя на самом деле, данные черты талантами и не являются.
    За личными качествами Молчалина, за его маской скрывается «прошедшего житья подлейшие черты». Свою так называемую маску он снимает лишь перед Лизой – служанкой, внимания и любви которой так настойчиво добивался, пытаясь заманить её подарками: “…Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы!” Но есть у Молчалина и ещё одна “любовь” – это Софья. Их роман он называет лишь служебным, никаких чувств к Софье чиновник на самом деле не испытывает, а встречается с ней лишь потому, что считает это выгодным для него самого, ведь Софья – “дочь такого человека!”. Поэтому он и так беспокоиться об их тайном романе, говоря: «Не повредила бы нам откровенность эта». Хотя, Чацкий считает, что такой человек, как Молчалин, не способен любить. И правда, в Лизу он влюбился со скуки, а в Софью – по должности.
    Можно отметить и значение фамилии Молчалина, которая говорит сама за себя. Молчалин – человек, пытающийся скрыть что-то от других, держать всё в тайне, строить какие-то планы, выгодные для него.
    Так можно ли считать, что Молчалин счастлив? Такие, как Молчалин хотят лишь одного – известности в обществе. Они не покушаются на идеалы мира Чацкого, им это просто не нужно. С точки зрения самого Чацкого они несчастны, ведь он бы не смог жить так, как живут они. Но всё же они счастливы, хоть и по-своему. Их требования мелочны, но молчалины другого и не просят.
    Если говорить о реальной жизни, то люди не должны видеть счастье в том, в чем отражает его “молчалинство”. Но Грибоедов создал по-настоящему правдивый тип героя, который можно встретить и в наше время. Так блаженствуют ли молчалины на свете? Если встретить в жизни такого молчалина, то можно с уверенностью сказать, что этот человек и вправду по-своему блаженствует.

  5. Посмотрите эти сочинения

    «Горе от ума» в современном мире Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» – одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.
    Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.
    Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    Мой Чацкий (сочинение) Прочитав комедию А. С. Грибоедова “Горе от ума” и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: “Какой же он, Чацкий”?
    Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии “Горе от ума” знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум – синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.
    Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия – это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы “Горе уму”, которое писатель потом заменит на “Горе от ума”.
    Ещё […]
    Смысл названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    Характеристика героев «Горе от ума» (таблица)
    Герой
    Краткая характеристика
    Павел Афанасьевич Фамусов
    Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» – знаменитый, известный
    Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий.
    На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество.
    Александр Андреевич […]
    Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице
    А. А. Чацкий
    А. С. Молчалин
    Характер
    Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений.
    Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
    Положение в обществе
    Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям.
    Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    Сцена бала в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова.
    Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего».
    Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре.
    Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
    Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    Фамусовская Москва (сочинение) Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) Само название комедии парадоксально: “Горе от ума”. Первоначально комедия носила название “Горе уму”, от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы – “перевертыш” русской пословицы: “дуракам счастье”. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
    Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:
    Сурьезный взгляд, надменный нрав.
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб…
    …А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.
    И сам […]
    «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20?х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.
    Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    Софья начертана неясно (сочинение) В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума» Знаменитая комедия АС.Грибоедова “Горе от ума” создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к “высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии “Горе от ума”, удачно сочетающей […]
    Век нынешний и век минувший (таблица)
    Характеристики
    Век нынешний
    Век минувший
    Отношение к богатству, к чинам
    «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
    «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
    Отношение к службе
    «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    Фамусов и его окружение (сочинение) При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом— презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение) Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня.
    В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]

  6. Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину? В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!» Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

  7. Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)
    План
    I. Имя, ставшее нарицательным.
    II. Радости и трудности молчалиных.
    1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.
    2. Современные молчалины.
    III. Счастье невозможно без внутренней свободы.
    Вот он, на цыпочках и не богат словами…
    А. С. Грибоедов
    Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие
    убогую жизненную философию, мелкую душу: “Ведь надобно ж зависеть от других”, “Частенько там мы покровительство находим, где не метим”, “Ваш шпиц – прелестный шпиц”… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: “Молчалины блаженствуют на свете!” Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?
    В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать “всем людям без изъятья”, Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, “дружбу всех
    он в доме приобрел”. И, как предрекает Чацкий, “он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!” Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, “в угоду дочери такого человека”. Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.
    В наши дни волшебное слово “успех” заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии “на всякий случай”. Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?
    Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться “блаженства”? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и…
    Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – одно из бессмертных…
    Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”…
    Образ Софьи в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы “Горе от ума”. II. Изображение Софьи в пьесе “Горе от…
    ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе…
    Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,…
    Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия великого русского драматурга А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана еще в…
    ОБРАЗ ЧАЦКОГО Б КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Чацкий – первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее…
    РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и…
    ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы,…
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль…
    Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” важную роль играют второстепенные персонажи. С…
    Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает жизнь московского общества, рисует целый ряд образов, весьма характерных для того времени. Исключением из этого ряда является Александр Андреевич Чацкий, который…
    ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОЕГО СОСЛОВИЯ (комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”) А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших…
    Выявите специфику интерьера дома Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума” Выявите специфику интерьера дома Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Приступая к выполнению задания, вспомните, что дом принадлежит к числу самых древних, базовых для человеческого сообщества пространственных…
    “ГОРЕ ОТ УМА” – БЕССМЕРТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала…
    История создания комедии Грибоедова “Горе от ума” Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие…
    Белинский В. Г. “ГОРЕ ОТ УМА” СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного…
    ПРОБЛЕМА “УМА” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ПРОБЛЕМА “УМА” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было…
    ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее…
    ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” В комедии “Горе от ума” A. C. Грибоедов рассказывает о том, что произошло в одном из московских домов…
    Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев? Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности,…
    КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий…
    ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА”? Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или…
    “КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ” А. С. ГРИБОЕДОВА Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно…
    ГОРЕ ОТ УМА А. С. ГРИБОЕДОВ (1795-1829) ГОРЕ ОТ УМА Комедия в 4-х действиях, в стихах Действие первое В доме Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном доме, – раннее утро. Горничная Лизанька в…
    Так поступают в свете АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Контрив (William Congreve) Так поступают в свете (The Way of the World) Комедия (1700, опубл. 1710) “Так поступают в свете” – последняя из четырех комедий, написанных уильямом…
    Сочинение на тему “Беда научит, как на свете жить” Представим, что в наших руках оказалась золотая рыбка, бутылка с джином или волшебная фея… Проще говоря, представим, что у нас появилась возможность загадать одно желание, которое бы обязательно сбылось. Наверное,…
    Я жил, я был за все на свете я отвечаю головой (по творчеству А. Т. Твардовского) “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна…
    Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.3. Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Социально-политическими пьесами называются те произведения драматурга, в которых Лопе де Вега отображает наиболее типичные…
    Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)

  8. В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова даётся характеристика Молчалина как типичного глупца. Он мелкий чиновник, который пытается услужить всем, персонаж неизменно любезен со всеми вышестоящими, возится со старичками только для того, чтобы быть замеченным.
    Он молчалив (полностью оправдывает свою фамилию), покорен начальству, робок с влюбленной в него Софьей, при этом он умеет подстраиваться к любой ситуации и любому человеку. Например, с горничной Молчалин смел м дерзок.

    Характеристика личности Молчалина

    И все же цель его жизни вовсе не в том, чтобы угождать другим. Покорность и прислуживание герой пьесы использует как инструменты для достижения богатства, власти, титулов и званий, это способ стать частью элитарных слоев общества. Его истинное стремление – вести легкую жизнь, которая не была бы обременена тревогами и заботами. Образцом для подражания становятся люди, умеющие приспосабливаться.
    Для него честность, доброта, отзывчивость и честность не повод для того, чтобы уважать кого-то. Уважения достойны те, кто может помочь ему продвинуться наверх, кто обладает материальным достатком, имеет влиятельных друзей.
    Лев Николаевич Толстой написал замечательные слова: «У лакея свои понятия о величии». Они прекрасно описывают личностные особенности Молчалина и ему подобных. Такие люди часто достигают задуманного, их ценят те, в чьих руках власть, поэтому в результате они становятся частью высшего света.
    Действительно, Молчалины достигают многого. В связи с этим вызывает особый интерес тот факт, что Чацкий отказался следовать по этому пути. Почему не пожелал быть одним из безликой массы Молчалиных? Ведь его шансы достичь успеха изначально были выше. И все же Александр Чацкий не желает прислуживаться, его истинная цель в служении обществу, высшим идеалам блага и справедливости. Он способен к глубоким чувствам, любви, к неустанной работе над собой. Молчалин не обладает такими качествами.

    Сравнение путей Чацкого и Молчалина

    Чацкий прекрасно осознавал, что Молчалин беден, но не столько в материальном, сколько в духовном смысле. Он обокрал себя, все благородные стремления променяв на погоню за богатством. Он даже к настоящей любви не способен: одну девушку любит из-за должности, за второй волочится от скуки. Человек, которому чужды порыва духа, глубоко несчастен, пусть даже он сам этого не осознает.
    Чацкий, понимая это, не мог стать одним из сонма Молчалиных. Главное действующее лицо пьесы любит и умеет предаваться веселью, но любит и заниматься делом. При этом он не желает смешивать одно с другим, что хорошо заметно в его ответе на предложение Молчалина остаться в Москве и служить здесь.
    Но именно Молчалины могут стать счастливыми. Их стремления и запросы столь мелки и ничтожны, что удовлетворения материальных потребностей вполне достаточно. Они не стремятся к высоким идеалам и духовным радостям. Они даже не думают о том, что их жизнь нельзя назвать полноценной.
    Чацкий считает их глубоко несчастными людьми, он не смог бы жить так, как они. Но Молчалины сами чувствуют себя вполне счастливыми, так как нельзя стать несчастным из-за недоступности напряженной духовной жизни, если ты не догадываешься о существовании таких ценностей. Они счастливы просто потому, что все их низменные потребности удовлетворены, а большего и не желают. Счастье же таких людей, как Чацкий, в их деле, служении высшей цели.

  9. В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
    Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
    Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
    И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
    Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

  10. 11
    Текст добавил: Всё будет bym-bym-bym

    Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным.
    Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?
    В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!» Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.В наши дни волшебное слово «успех» заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии «на всякий случай». Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?
    Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных.

  11. В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
    Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
    Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
    И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
    Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

  12. «Горе от ума» А. С. Грибоедова – комедия двух параллельных интриг. С одной стороны, в ней происходит столкновение двух социальных сил. В лице Чацкого новое поколение русских дворян, исповедующее идеалы личной и политической свободы и презирающее рабство, бросает вызов консервативно настроенным крепостникам, которых приводит в ужас сама мысль о свободе («Ах! боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!»).
    С другой стороны, автор прибегает к традиционной для «классической» комедии сюжетной схеме любовного треугольника: два соперника, Молчалин и Чацкий, добиваются любви героини. При этом первый равнодушен к Софье, видит в ней лишь средство пробиться в московские «тузы», второй же ради нее приезжает в Москву, а в финале комедии, отвергнутый героиней, решает покинуть Москву навсегда. «Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе связано с игрой его чувства к Софье», – замечает И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний».
    Идеологическая интрига сплетается с любовной, поскольку соперники принадлежат к двум враждующим лагерям. Молчалин живет по законам екатерининского века, когда добивались богатства и успеха те, «чья чаще гнулась шея».
    «Низкопоклонник и делец» – ничтожный, трусливый, расчетливый Молчалин – побеждает в любовном поединке Чацкого. В финале главный герой осознает подлинное значение и подлинную роль молчалиных в «веке нынешнем» – не случайно имя фамусовского секретаря звучит во множественном числе:
    Ах!как игру судьбы постичь?
    Людей с душой гонительница, бич!
    Молчалины блаженствуют на свете!
    В «сцене на лестнице» из четвертого действия Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте. . . » -слышит он от Софьи. «Подлец!» – восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. Во время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное – всегда находится подле кого-то.
    Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей дельна и во многом близка к народной речи: «Ну выкинул ты штуку!», «Вот рыскают по свету, бьют баклуши. . . ». Высказывания Лизы обнаруживают здравый смысл, наблюдательность. Она дает меткие характеристики Скалозубу («. . . и золотой мешок, и метит в генералы»), Чацкому («. . . чувствителен, и весел, и остер. . . »).
    Автор отходит от «классической » одномерности в изображении героев, создает сложные, противоречивые характеры. Так, Фамусов не только убежденный крепостник, искусный льстец (диалог со Скалозубом) и проповедник принципов Максима Петровича. Он еще и любящий отец, и хлебосольный московский барин, и даже, по-своему, патриот, которого раздражает преклонение перед всем иностранным. В своем монологе об образовании («. . . Дались нам эти языки! Берем же побродяги в дом, и по билетам. . . ») Фамусов близок к Чацкому, когда тот обрушивается против «чужевластья мод».
    «
    1
    2
    »

  13. Тема: – «Молчалины блаженствуют на свете»?

    В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
    Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
    Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
    И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
    Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

  14. План
    I. Имя, ставшее нарицательным.
    II. Радости и трудности молчалиных.
    1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.
    2. Современные молчалины.
    III. Счастье невозможно без внутренней свободы.
    Вот он, на цыпочках и не богат словами…
    А. С. Грибоедов
    Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц»… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?
    В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!» Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.
    В наши дни волшебное слово «успех» заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии «на всякий случай». Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?
    Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

  15. Александр Сергеевич Грибоедов – выдающийся, на мой взгляд, драматург. Его знают не только в качестве драматурга, но и лирика, критика, а также дипломата. Этот талантливый человек был единодушен с взглядами декабристов. Также, как и они он желал для народа личной и политической независимости, отмены крепостного права, но в то же время считал, что декабристам не удастся перебороть самодержавие, и их план «тайного заговора с целью насильственного переворота» не принесёт того результата, на который они так надеются. Именно по этой причине, как мне кажется, Грибоедов и не вступил в тайное общество декабристов. Но он продолжал общаться с людьми в нём состоявшими. Одним из таких людей был В.К. Кюхельбекер. Общение с ним и подвигло Александра Сергеевича на написание своей комедии «Горе от ума». Позднее многие известные люди называли данное произведение «самым серьёзным политическим произведением русской литературы девятнадцатого века». При жизни писателя эта комедия так и не была полностью напечатана из–за резких политических взглядов, прописанных в ней. Грибоедов создал в своём труде множество героев, имевших определённые амплуа. Например, роль «ложного жениха», совмещённую с ролью «глупого любовника», автор комедии отдаёт такому герою как Молчалин.
    Молчалин служит в доме при Фамусове уже 3 года и является его секретарём. Свою работу он старается выполнять как можно лучше, чтобы ни чем не огорчать своего работодателя и наставника, благодаря которому Молчалин и попадает из Твери в Москву. За время своей службы при Фамусове он получает 3 награждения, которые вызывают у него гордость. Молчалин сам определяет свои таланты и идеалы. Своими талантами он считает: «умеренность и аккуратность». Его положительными качествами, по его же мнению, являются: молчаливость, неимение своего мнения, зависимостью от других, угождение всем. О последнем качестве он подробнее говорит в своей реплике: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Эти его взгляды вызывают недоброжелательное отношение к нему Чацкого, но Молчалина нисколько не смущает этот факт, напротив, он становится по-настоящему открытым только с ним, потому что Чацкий не пользуется авторитетом, ни у самого Молчалина, ни у кого-либо другого в доме. Авторитетом у него могут быть только те люди, которые также как и он стремятся повыситься в чине и своём материальном состоянии. Именно это и является его целями жизни, ради выполнения которых он способен на что угодно, даже на аморальные, безнравственные поступки. Одним из таких поступков, на мой взгляд, является его обман Софьи. Он заключается в том, что Софья влюбляется в Молчалина, а он ради своей возможной выгоды (Софья – дочь Фамусова) принимает её любовь, заведомо любя Лизу (служанку Софьи). В присутствии Софьи он строит из себя без памяти влюблённого в неё, что ещё сильнее привлекает её к нему. При встречах с ней он сдержан, застенчив, бессловесен, робок, но когда он остаётся наедине с Лизой, то мгновенно меняется. У него появляются такие качества как красноречие, пылкость, грубость. Но как всегда происходит, что правда рано или поздно раскрывается, пусть даже это происходит неприятно и больно для сторон, вовлечённых в этот обман. Так и наигранная любовь Молчалина к Софье раскрывается, когда он объясняется, только уже в искренних чувствах, Лизе. Эту его речь полную красивых жарких слов слышит Софья и выгоняет его из дома, угрожая всё рассказать своему отцу. Молчалин сумел к себе расположить не только Софью и Фамусова, но и многих других, не менее, если не сказать более важных людей. Такими людьми можно считать: Хлёстову, некую Татьяну Юрьевну, Фому Фомича, с которыми Молчалин лично знаком. Благодаря его связям и успеху среди фамусовского общества, он оказался приглашённым на бал в доме Фамусова, на котором он очень учтиво со всеми (кроме Чацкого) обращался. Этот бал можно считать высшей ступенью в карьере Молчалина, так как приглашение на бал может получить только признанный в обществе человек.
    По-моему мнению, Молчалин является страшным человеком. Страшным в том плане, что когда не знаешь, что человек думает по тому или иному поводу, не можешь даже и предположить, как он поступит, при сложившихся обстоятельствах, не знаешь, какой удар этот человек может нанести. Всегда легче отбиться от недруга, если столкнулся с ним лицом к лицу, но очень сложно защититься, если враг бьёт в спину. Молчалина я считаю человеком, который нападает только со спины, чтобы нанести как можно сильный и болезненный удар, но самому при этом остаться невредимым. Молчалин является полной противоположностью Чацкому, он не привык говорить то, что думает на самом деле, так как считает, что наличие собственного мнения может только навредить при достижении поставленных перед собой целей. Молчалин – человек способный выкрутиться из любых обстоятельств, не в ущерб, конечно, своим интересам. Такие люди как Молчалин, при любых катастрофах всегда останутся в живых и даже извлекут из сложившейся ситуации пользу для себя, возможно, оставляя при этом в проигрыше честных, открытых, добрых людей. Пока на свете существуют такие люди, все остальные не смогут спокойно жить.
    Добавил: belyaninatanyusha

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *