Сочинение на тему горе от ума образ чацкого и молчалина

14 вариантов

  1. Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  2. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  3. 3
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  4. Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.
    Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.
    Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.
    Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

  5. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  6. Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

    Чацкий и Молчалин

    Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.
    В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  7. ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит? Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения. А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.
    В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.
    В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.
    Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.
    Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого об­щества, в котором такое поведение — норма.
    Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.
    София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».
    Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?
    Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова. Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»

  8. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий — чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!
    А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью — сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
    У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
    Молчалины блаженствуют на свете.
    “Горе от ума” — комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

  9. Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
    В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
    Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
    Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
    Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

  10. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
    Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
    Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
    Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
    Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
    В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
    В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
    Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
    А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
    Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
    Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
    Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
    Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежания зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:
    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
    Я гладил все его: как шелковая шерстка!

    Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
    Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
    Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
    Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
    Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
    И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:
    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

    Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
    Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
    Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

  11. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это — образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.
    Именно Чацкий воплотил черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому “век минувший” характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством — ведь “тот и славился, чья чаще гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины господствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под “веком нынешним” Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: “Он вольность хочет проповедать!”.
    Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?” Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы…
    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
    Вот наши строгие ценители и судьи!
    Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? “Судьям”, которые непримиримы к “свободной жизни”, он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.
    Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета— вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”..
    Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
    Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет” Фамуеовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.
    Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.
    Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко замолвить”.
    Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

  12. ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит? Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения. А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.
    В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.
    В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.
    Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.
    Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого об­щества, в котором такое поведение — норма.
    Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.
    София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».
    Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?
    Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова. Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»
    У Чацкого же другой подход к чинам и работе. В ответ на совет Фамусова «пойди-тка послужи» он го­ворит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ко­му из чиновников, подобных Фамусову, нужен такой подчиненный? Возможно, именно поэтому Чацкий ос­тавил и военную службу: ведь и там существуют свои «Фамусовы».
    Молчалин, оценивая его положение со своей точки зрения, сочувствует ему. Однако у Чацкого и тут есть свое мнение: «Чины людьми даются, а люди могут об­мануться».
    Таким образом, два представителя одного и того же поколения и социального слоя представлены Грибоедо­вым как антиподы. Один умен и образован, другой — посредственность. Один честен как с собой, так и с ок­ружающими, другой — лицемер. Если для Чацкого са­мое главное — честь, то Молчалин ставит выше чести карьеру и готов на любую подлость ради нее.
    Ведь только подлостью можно назвать признание в любви Софии Фамусовой, которая на самом деле не мила ему. Молчалин сам признается служанке Лизе: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного». Ус­лышав это, и сама София, и Чацкий признают его подлецом.
    Однако кому из двух молодых людей симпатизиру­ет общество? Чацкому? Ведь он — яркая, неординар­ная личность, он остроумен, имеет свое нестандартное мнение по любому поводу. У людей есть основания це­нить и уважать его. Однако на самом деле именно эти качества вызывают антипатию и страх. В обществе, описанном Грибоедовым, торжествуют посредствен­ность, лицемерие, подлость под маской приличий. А Чацкий срывает эту маску, показывая людям их са­мих такими, какие они есть. Грибоедов сделал Чацкого своеобразным зеркалом, которое правдиво отразило лица великосветских господ и дам. Неудивительно, что такие зеркала разбивают!
    Общество попыталось разбить, уничтожить Чацко­го, навесив на него ярлык сумасшедшего, называя кар­бонарием и якобинцем. У него больше нет никаких перспектив — ни карьеры, ни любви. Его вряд ли те­перь будут принимать в обществе, а если даже и будут, то в качестве неприятного, но безобидного чудака, приглашенного для потехи.
    Намного больше все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы — посредст­венность среди посредственностей. Его слова всем приятны, он «услужлив, скромненький…», «не богат словами». Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет. Даже если София признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового по­кровителя.
    Кто же из них более симпатичен самому автору? Безусловно, Чацкий. «Горе от ума» не зря относится к жанру комедии: в нем Грибоедов высмеивает окру­жающее его общество. А Чацкий — это придуманный им инструмент, призванный показать все в истинном свете. И хотя в конце пьесы он проигрывает свою борь­бу, но не отказывается от нее. И крик «Карету мне, ка­рету!» звучит гневно, а не обреченно.

  13. Комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» по праву называют бессмертной, потому что раскрывая проблемы своего времени, автор касается важнейших нравственных вопросов, актуальных в любую эпоху. Отношение к богатству, чинам и службе, к образованию, к гражданскому долгу- вот что волнует писателя. Его собственная позиция хорошо просматривается при сравнении образов Чацкого и Молчалина. Столкновение этих героев показано через любовную интригу. Грибоедов писал: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». Кто же эти соперники?
    Александр Андреевич Чацкий – это небогатый московский дворянин начала 19 века. В основе его мировоззрения лежат черты вольнодумства, что очень ярко просматривается в его знаменитых монологах. Он успел уже побывать и на военной, и на гражданской службе, но разочаровался и в той, и в другой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий с презрением относится к тем, кто шаркает ножкой, подставляет стул, подает платочек, кто готов на любое унижение ради продвижения по службе. Сам он так поступать не способен. Давая характеристику фамусовскому обществу, Чацкий высмеивает преклонение перед иностранным. Его возмущает пренебрежительное отношение московских дворян к национальной культуре, к простому народу и русскому языку. Герой считает преступным право дворян-помещиков жить за счет труда крепостных, держать их впроголодь, разлучать детей и родителей, «распродавать» и выменивать крестьян, как вещи. Он гневно обличает суд, который защищает людей, имеющих влиятельных родственников. В образе Чацкого отражены черты нового человека, представителя «века нынешнего». Для современников было совершенно очевидно, что это черты будущего декабриста. Но как же такой умный человек не смог распознать своего соперника? Все очень просто. Чацкий любит Софью и долго не понимает, что она находится в стане противников. Ведь Софья по своим задаткам похожа на Чацкого. Она смелая, бескорыстная, способна пренебречь светскими предрассудками и условностями, но находится во власти моральных представлений того круга, к которому принадлежит, и действует по его законам. Кроме того, Софья еще слишком молода и неопытна, чтобы отличить лицемерие и холодный расчет от искренности. Она придумала того Молчалина, которого полюбила, и видела в нем только то, что хотела видеть. Чацкий называет Молчалина «жалчайшее созданье», на самом деле это далеко не так. За три года отсутствия Чацкого безродный тверской мещанин превращается в личного секретаря влиятельного в Москве человека, живет в его доме, получил три награжденья, чин асессора, который дает право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Он незаменим в доме Фамусова, незаменим в обществе: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…». И всего этого Молчалин достиг сам, строго следуя отцовскому совету «угождать всем людям без изъятья». Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного. Но дело не в отдельных качествах, а в том, в каких поступках они проявляются. По поступкам мы видим, что Молчалин – это расчетливый и лживый человек. Он цинично объясняет Лизе, что только притворяется влюбленным в Софью, обманывает Фамусова, который доверяет ему, а чего стоит его фраза, сказанная Чацкому: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Но Молчалин, как и Чацкий, представитель века «нынешнего», и он страшен именно своей глубочайшей безнравственностью. Тот, кто готов вынести любые унижения ради положения в обществе, сам будет унижать и даже уничтожать, когда дорвется до богатства и власти. Именно такие, как Молчалин станут столпами общества после поражения декабристов, именно на них будет опираться власть.
    В образах Чацкого и Молчалина Грибоедову удалось отразить тот непримиримый конфликт, который назрел в русском обществе в первой четверти 19 века, и пророчески наметить пути его разрешения.

  14. Комедия А. С. Грибоедова точно и ярко передает настроения, которые царили в русском обществе в начале XIX века. После войны 1812 года довольно четко обозначились два лагеря: реакционный и передового дворянства. В России стали появляться тайные общества, получило развитие «брожение в умах». «Век нынешний» и «век минувший» начинали противостояние. Передовое дворянство было обществом честных людей. Это они после выхода в свет комедии открыто выступили на Сенатской площади.
    Александр Андреевич Чацкий — собирательный образ передового человека в грибоедовской комедии. А. П. Григорьев писал: «Чацкий Грибоедова есть единственно истинно героическое лицо нашей литературы… честная и деятельная натура, при том еще натура борца». Чацкий обладает глубоким критичным умом, он верит в высокие идеалы. Он «остер, умен, красноречив», общителен. Сравнения его хлестки, точны: «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»; «Созвездие маневров и мазурки». Его речь — речь прирожденного оратора. Нет случайного слова, каждое будто вырвано из сердца.
    Чацкий — настоящий патриот своей родины. Служение своей стране в его понимании равнозначно служение делу, но не начальству, не чинам: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Достижение цели, по Чацкому, должно осуществляться при помощи собственного ума и способностей, а вовсе не с помощью богатых и влиятельных покровителей, как это принято в фамусовском обществе. Резко осуждает Чацкий заведенные и укоренившиеся порядки в высшем свете — для того, чтобы получить чин и звезду, нужно съездить на поклон или к Татьяне Юрьевне или к кому-то вроде нее.
    Личные качества главного героя достойны всяческого уважения: Чацкий благороден и порядочен. Он образован, и в образовании видит главное средство переустройства общества. Чацкий резко осуждает тех, кто считает науки вредным занятием:
    Теперь пускай из нас один…
    В науки вперит ум, алчущий познаний…
    Они тотчас: разбой! пожар!
    И прослывет у них мечтателем! опасным!
    Чацкий подсмеивается над московскими нравами. Возвратившись в Москву, Чацкий находит общество не изменившимся ничуть — и обычаи и нравы все те же. Особенный протест Чацкого вызывает преклонение высшего общества перед всем иностранным. Высшее общество знает один странный язык: смесь «французского с нижегородским». С гневом Чацкий указывает на то, что почетном гостем на вечере у Фамусова является «французик из Бордо», который собрал вокруг себя «род веча» и рассказывает о Франции. Свое, исконно русское не в чести у знати.
    В тоже время Чацкий не искушен в житейских вопросах, он не видит и не понимает холодности Софьи. Его добродушное подсмеивание над московскими нравами вызывает у Софьи озлобление, но Чацкий не замечает этого. «Не человек — змея», — говорит Софья почти с ненавистью о Чацком. И это при том, что Чацкий свято верит в ее любовь.
    Но Софья предпочитает ему Молчалина — типичного представителя «века минувшего». Молчалин — человек, который крепко усвоил отцовский завет и всю свою жизнь строит согласно ему:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя -Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить. Слуге его, который чистит платья. Швейцару, дворнику, для избежапья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Жизнь по отцовскому завету — всем угождать — помогла Молчалину и «награж-денья брать и весело пожить». Стратегия Молчалина — «умеренность и аккуратность». Он быстро усвоил правила поведения в московском обществе и очень быстро стал нужным человеком в доме Фамусова, правой рукой хозяина. Софья видит в Молчалине романтического героя — он рожден в бедности, «враг дерзости», несмелый и застенчивый, «уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства». Однако это всего лишь маска. На самом деле Молчалин — хитрый, двуличный, лживый человек. Он ухаживает за Софьей потому, что она дочь богатого начальника, а в действительности ему нравится служанка Лиза,
    Молчалин сумел создать выгодное впечатление о себе в глазах окружающих. В истинном свете его видят лишь два персонажа — Чацкий и Лиза.
    Однако Молчалин искренне верит в то, что его жизненная позиция верна: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»; «ведь надобно ж зависеть от других».
    Но Молчалин не жалкая и мелкая фигура. Он коварен, лжив, подл. Ради выгоды он продаст кого угодно. И вот так, незаметно, достигнет Молчалин «степеней известных», станет вершителем судеб порядочных людей и будет «блаженствовать на свете». Н. В. Гоголь писал об образе Молчалина: «…замечательный тип. Метко выхвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в
    люди».
    Образы Чацкого и Молчалина противопоставлены друг с другу. В комедии изображено столкновение не двух героев, а столкновение двух жизненных позиций. И жизненная философия Молчалина осталась незыблемой, в то время как Чацкий герпит поражение. В. И. Немирович-Данченко писал: «Современный нам век рас-иодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» >то самый сильный, самый липкий, самый производительный… Молчалин удер-кался на ногах целых три четверти века. Чацкий не смог уничтожить его».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *