Сочинение на тему горе от ума вступление

8 вариантов

  1. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  2. III. Заключение.
    Общественно-политическое и литературное значение комедии.
    “Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и
    вечно острая, жгучая сатира”. Огромная заслуга А.С. Грибоедова
    заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину
    жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии
    автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры
    общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение.
    Недаром критики того времени утверждали, что “Горе от ума” – первая в
    русской литературе “комедия политическая”. Грибоедов затронул вопрос о
    положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о
    свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью
    отвечающий исторической действительности. Все это находит свое
    отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового
    человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург
    рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня,
    наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
    Грибоедов в “Горе от ума” разоблачил широкий круг конкретных явлений
    общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря,
    два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные
    защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими
    порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям
    жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот
    крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия,
    обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету.
    Что Фамусов, что Хлестова, “властная барыня”, – все они не признают в
    крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно
    разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются
    своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и
    направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе “А судьи кто?…”,
    гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на
    борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
    В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого
    времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный
    образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся
    общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе
    перед тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”, когда вдруг
    ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из
    разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины
    и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть “тузом”, “есть на
    серебре и золоте”, “ездить цугом”, “весь в орденах”, “быть богатым и
    видеть детей богатыми”, – и все это только потому, что он
    подписывает бумаги, не читая и боясь одного, “чтоб множество не
    накоплялось их”. Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: “Мне только бы
    досталось в генералы”. А к этому, по его словам, ведут “многие каналы”.
    Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он
    пойдет к строго намеченной цели.
    В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание
    молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к
    русскому языку, обличает “пустое, рабское, слепое подражанье”. Чацкий
    восклицает: “Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый
    наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.”. Поклонникам всего
    иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки.
    Скалозуб, “олицетворение тупой аракчеевской военщины”, с удовольствием
    говорит: “Ученостью меня не обморочишь”. Хлестова так отзывается об
    образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов,
    школ, лицеев…”. Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и
    просвещении:

  3. Старуха Хлестова — важная московская барыня, гру­боватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам.
    Антон Антонович Загорецкий — необходимый спут­ник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества. Хлестова говорит о нем:
    Лгунишка он, картежник, вор.
    Я от него было и двери на запор;
    Да мастер услужить.
    Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий.
    Чацкий — вольнолюбив, его идеалы — идеалы Про­свещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, воз­мущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» — крепостников, душащих все новое, угнетающих собствен­ный парод. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностран­ным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. Позиции «века минув­шего» еще сильны: его представители формируют общест­венное мнение, мнение света, имеющего огромное значе­ние в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему.
    Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор — выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда. Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».
    В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», — пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По вы­ражению Гончарова, Чацкий — «провозвестник», «за­стрельщик» нового и потому – «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», — приходит к выводу писатель.
    В этих словах и заключается вечный, общечеловечес­кий смысл пьесы Грибоедова. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, сле­пая.
    Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы. » (А. Блок).
    Сочинение на тему Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедов читать бесплатноВек нынешний и век минувший
    Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди “века минувшего” продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди “века нынешнего” стремились к новым переменам.
    К представителям “века минувшего” относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: “Тогда не то, что ныне. ”
    А к “веку нынешнему” относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону. После трёхлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос. За время своего путешествия он увидел, как живёт народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.
    Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путём это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    Чацкий осуждает их невежество, ничтожность интересов, нежелание учиться и читать книги. Хлестова, когда узнала о том, что в городе открылся новый институт, говорит: “И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних, от пансионатов, школ, лицеев, как бишь их;” Чацкого объявили сумасшедшим только потому, что он умный, честный, прямой и не боялся отстаивать свою точку зрения.
    Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку – арапку и собачку. Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.
    Люди “века минувшего” преклоняются перед всем иностранным, а Чацкий считает, что нужно развивать свою национальную культуру. Чацкий становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе, и оно его отвергает.
    Различие мировозрений старых московских дворян и передового дворянства привели к столкновению “века минувшего” и “века нынешнего”. Фамусовское общество ещё очень сильное, но и у Чацкого есть единомышленники. По закону жизни “век нынешний всё равно сменит “век минувший”.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
    План
    1. Введение
    2.Основные действующие лица
    3.Проблема комедии заявлена в самом названии
    4.Заключение
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
    Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
    Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
    Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
    Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
    Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
    Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
    Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

  5. Темы сочинений
    1. Отражение идей декабристов в образе Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    2. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    3. «Прошедшего житья подлейшие черты» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    4. «Век нынешний» и «век минувший» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    5. Чацкий и Молчалин.
    Темы (1) и (2) связаны с характеристикой главного героя комедии – Чацкого. Значит, раскрывая любую из этих тем, необходимо обязательно подробно рассмотреть образ героя, характеристика которого и составит основу сочинения. Но при этом необходимо обратить внимание и на различие формулировок. Тема (1) конкретно утверждает мысль: Чацкий – декабрист по взглядам и убеждениям. Тема(3) предполагает знакомство не только с текстом знаменитой комедии, но и с критическим этюдом замечательного писателя И. А. Гончарова «Мильон терзаний», а также подчеркивает прогрессивность взглядов Чацкого, их глубину и силу, нетерпимость героя к тому, что, по его мысли, составляет главное зло современной ему России, его эмоциональность, несдержанность. Кроме того, общественная драма Чацкого усугубляется личными переживаниями и разочарованиями, что, в конечном итоге, приводит к «горю от ума».
    Как распределить материал сочинения? Чтобы развить его в главной части сочинения, нужно во вступлении рассказать о декабристах, о том, какую роль они сыграли в общественной жизни России. Сделать это можно по-разному.
    Примерные варианты вступления.
    I. Комедия «Горе от ума», написанная в 1824 году, стала замечательным памятником своей эпохи. Она запечатлела то бурное, мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые революционные идеи, которые или принимались с восторгом, или вызывали злобную ненависть.
    Люди, которых впоследствии назовут декабристами, стали гордостью России, ее надеждой. Но их отчаянная попытка разрушить прогнивший самодержавно-крепостнический строй окончилась трагически. Россия не забыла своих героев. Их имена и судьбы стали нашей историей. А художественным воплощением декабризма стал образ Чацкого, соединивший в себе лучшие черты выдающихся людей эпохи.
    II. В комедии « Горе от ума» А. С. Грибоедов дал правдивую картину русской жизни 1-й четверти XIX века. Автор рассказал в ней о тех изменениях, которые произошли в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, о распространении вольнолюбивых антикрепостнических идей декабристов – первых русских революционеров. Из фактов биографии А. С. Грибоедова известно, что после восстания на Сенатской площади он был арестован по подозрению в участии в тайном обществе. Однако доказать его принадлежность  д6еятельностти революционеров властям не удалось. Грибоедов был освобожден, но то, что он принимал и разделял взгляды своих друзей-декабристов, подтверждает его замечательная комедия, особенно образ Чацкого, в котором выведен тип передового дворянина начала 20-х годов XIX века.
    III вариант – ваш.
    Обратимся к главной части сочинения. Но прежде чем перейти к характеристике образа Чацкого, нужно уяснить некоторые моменты, связанные с содержанием комедии. Иногда одна, казалось бы, незначительная деталь оказывается очень важной в понимании идейного смысла произведения. Поэтому остановимся на некоторых вопросах.
    1. Почему именно Чацкий является главным героем комедии, а не Фамусов, Софья, Молчалин?
    2. Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ Чацкого является единственной неудачей автора? Напомню аргументы, которые приводит великий поэт в письме к Бестужеву: «Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
    3. Как удалось Грибоедову отразить в комедии верное соотношение реальных общественных сил в России в начале 20-х годов XIX века?
    Примечание: В эти годы в России консервативное дворянство составляло подавляющее большинство. Но декабристы, хоть их было немного, все-таки представляли силу, которая угрожала правящему режиму. То есть они не были трагическими одиночками, а Чацкий в пьесе – единственный выразитель взглядов передового дворянства.
    4. В каких монологах Чацкого мы видим отражение декабристских взглядов?
    5. Против каких бед России протестует Чацкий?
    Ответы.
    1. На этот вопрос прекрасно ответил И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний», пользуясь доказательством «от противного». Если из пьесы убрать образ Чацкого, то с ним исчезнет и основной социальный конфликт, а значит, и основная идея произведения, и оно превратится в комедию нравов.
    2. При всем нашем глубоком уважении к великому Пушкину, согласиться с ним в данном случае нельзя, ибо он судит героя с точки зрения здравого смысла, а не по законам жанра. Ведь комедия предназначена для постановки на сцене. Таким образом, слова Чацкого адресованы не Фамусову, Скалозубу или московским бабушкам, а зрителю, читателю. Именно в его обличительные монологи автор вкладывает собственные мысли, которые совпадают с идеями декабристов.
    3. Для того, чтобы передать в комедии реальное соотношение сил в России в 1-й четверти XIX века, Грибоедов вводит в пьесу внесценические персонажи, благодаря чему создается впечатление, что Чацкий не одинок, что такие люди, как он, живут, действуют, представляют определенную общественную силу, становясь знамением времени.
    4. Декабристские взгляды Чацкого особенно ярко выражаются в его обличительных монологах: «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто…», «В той комнате незначащая встреча…». Первый монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне. И это психологически оправдано, т.к. Чацкий любит дочь Фамусова и не в его интересах раздражать ее отца, от которого зависит его счастье. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, взгляды свободного, прогрессивно мыслящего человека, Чацкий тоже не может. Кроме того, этот монолог вызван нравоучениями Фамусова, его советами, как делать карьеру, используя средства и приемы вельможи екатерининской поры.
    Во втором знаменитом монологе герой наиболее отчетливо выражает антикрепостнические взгляды декабристов, которые и составляют основу их мировоззрения.
    Последний монолог Чацкого остается незаконченным. Здесь Чацкий затрагивает очень серьезную проблему времени. Возмутивший его случай с «французиком из Бордо» очень точно демонстрирует преклонение перед всем иностранным.
    5. И монологи Чацкого, и его отдельные реплики в разговорах с другими действующими лицами выражают его прогрессивные взгляды, протест против крепостного права, беззакония, против раболепства,  подхалимства и угодничества как способов достижения карьеры, против презрения у русской народной культуре, национальным обычаям, традициям, языку. Эти взгляды Чацкого и объединяют его с декабристами.
    Заключение (Вариант 1)
    Таким образом, герой грибоедовской комедии стал выразителем тех идей и мыслей, которые объединяли передовое дворянство России в тайные общества, пробудили его к борьбе за переустройство страны, заставили выйти морозным декабрьским днем на сенатскую площадь. Комедия была написана за год до восстания. Она впитала в себя вольный дух того времени, надежду на то, что таких прогрессивно мыслящих людей, как Чацкий, станет больше и что они изменят жизнь России к лучшему, но в то же время с точностью историка показала силу и сплоченность консервативного общества.
    Заключение (Вариант 2) – ваш
    Чтобы раскрыть тему (3), нужно дать полную и глубокую характеристику фамусовского общества, ибо именно оно воплощает в себе «прошедшего житья подлейшие черты» и определяет «век минувший». Обличая консервативное дворянство, комедия тем самым выражает протест против гнусной российской действительности, которая дает возможность Молчалиным «блаженствовать на свете» и беспощадно подавляет вольное, молодое, прогрессивное, которое властно входило в жизнь.
    Одним из трудных моментов при работе над сочинением является переход от одной части к другой, от предыдущей мысли к последующей. Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что вступление на данную тему заканчивается фразой: «Таким образом, российская действительность первой четверти XIX века представляла собой бурную эпоху, отмеченную гражданской активностью передовой части дворянства, распространением прогрессивных идей».
    Чтобы перейти к характеристике фамусовского общества, нужна какая-то фраза, которая выполняет роль мостика, соединяющего вступление с главной частью.
    Например: Они (идеи) представляли серьезную угрозу для помещиков-крепостников, являющихся надежной опорой и защитой самодержавно-крепостнического строя. И большинство лиц грибоедовской комедии представляют собой эту консервативную часть русского дворянства.
    Или: Носителем этих идей в комедии Грибоедова выступает Чацкий, а его противниками оказываются все остальные действующие лица комедии, которые представляют реакционное дворянство, являющееся ярым сторонником и защитником существующего режима.
    Итак, переход к главной части сделан. Но как глубоко и полно охарактеризовать не одного героя, а целую группу действующих лиц?
    Сделать это можно по-разному. 1) Сначала дать индивидуальную характеристику наиболее значительных и запоминающихся героев комедии, относящихся к фамусовскому обществу, а затем выделить в них общие черты. Это путь от частного к общему. 2) Можно в начале главной части рассказать о том, какие общие взгляды, цели, принципы объединяют противников Чацкого, а затем обратить внимание на индивидуальные особенности, дав, таким образом, их краткую характеристику. Это путь от общего к частному.
    Заключение к теме (3) : Таким образом, «прошедшего житья подлейшие черты» находят живое и яркое воплощение в группе лиц комедии, называемой фамусовским обществом. В каждом из его представителей по-разному проявились типичные черты консервативного российского дворянства. Значит, читатель и зритель комедии неизбежно должен был прийти к выводу о том, что в те времена главное зло русской жизни, с которым вели борьбу передовые люди России – декабристы.
    Чтобы раскрыть тему (4), нужно раскрыть образ Чацкого в его противоборстве с фамусовским миром. А для этого необходимо дать общую характеристику московского барства, изображенного в комедии, выявить его типичные черты и взгляды, показать их несовместимость с вольнолюбивыми идеями Чацкого, раскрыть сущность его мировоззрения. Можно проследить в сочинении, как развивается основной социально-политический конфликт пьесы, как выявляет он принципиальное различие противников, к какому финалу он приводит, выразить свое отношение к этому.
    Тема (5) несколько уже по объему. Она рассматривает тот же конфликт, выразившийся в столкновении характеров, взглядов и жизненных позиций только двух героев – Чацкого и Молчалина. Значит, раскрывая данную тему, нужно дать сравнительную характеристику этих образов, т.е.выявить их сходство и различие.

  6. Писать любое сочинение следует по плану, который в обязательном порядке включает вступление, основную часть и вывод, причём центральна часть должна быть самой объёмной.
    Во введении следует указать, что актуальность произведения – это показатель того, насколько оно интересно нынешнему читателю. Произведения, выдержавшие испытание временем, интересные многим поколениям читателей, входят в золотой фонд литературы, считаются классикой. “Горе от ума”, написанное А. С. Грибоедовым почти два века тому назад, к ним несомненно относится.
    В основной части сочинения, к которой можно приступить после вступления, мы должны привести доказательства. Что может послужить ими?
    В комедии высмеиваются пороки, которые свойственны людям в любые времена: лицемерие и успех любой ценой. Только начинающий карабкаться по карьерной лестнице Молчалин готов потакать начальству во всём, готов разыгрывать романтического влюблённого перед дочерью босса, надеясь именно таким способом устроить свой карьерный рост. Добившийся в жизни многого Фамусов поддерживает своё положение в обществе бесконечной суетой – в наше время сказали бы, что он “держит руку на пульсе общества”. Ещё один карьерный тип – полковник Скалозуб – показан отъявленным циником, видящим в смертях своих товарищей расчищенную дорогу в генералы, ведь мёртвые не смогут стоять у него на пути. Каждое из этих утверждений легко находит цитатное подтверждение в тексте произведения. Умение ориентироваться в тексте – обязательное условия для создания полноценного сочинения.
    Живой разговорный язык, прекрасно вписавшийся в стихотворный размер, лёгкий слог, стали причиной того, что многие строки из произведения давно стали пословицами. Это говорит о том, что произведение стало составной частью русской культуры и может потерять актуальность лишь в том случае, если её потеряет вся русская культура:
    Заключительная часть должна быть краткой указать, что перечисленные выше черты произведения обеспечивают его непреходящую актуальность.

  7. В русской литературе было создано несколько литературно-психологических типов героев: «маленький человек», «лишний человек», новый человек» и «деловой человек».
    Тип «делового человека» был создан в девятнадцатом веке такими известными авторами, как Грибоедов (комедия «Горе от ума»), Гоголь (поэма «Мертвые души»), Островский (пьеса «Свои люди, сочтемся»), Достоевский (роман «Преступление и наказание»), Толстой (роман-эпопея «Война и мир»), Чехов (комедия «Вишневый сад»).
    Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы показывают на страницах своего произведения человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало.
    Грибоедов «Горе от ума»
    Впервые к этой теме обратился Грибоедов, в своей комедии «Горе от Ума». В этой комедии «деловым человеком» является Молчалин. Тип Молчалина – один из самых распространенных в русской литературе. Маленького чиновника – секретаря Фамусова – автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Отец ему завещал угождать всем и вся, чтобы добиться уважения у представителей высшего дворянства. Он угождает всем людям без изъятия:
    хозяину, где доведется жить,
    начальнику, с кем буду я служить,
    слуге его, который чистит платья,
    швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    собаке дворника, чтобы ласкова была.
    Он, если надо, может принять вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителя спокойствия Чацким. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в моих летах не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» – вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
    За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского туза, получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Молчалин незаменим в фамусовском доме: «там моську вовремя погладит», «тут в пору карточку вотрет».
    Имя Молчалина стало обозначением подлости, лакейства. Лесть – главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным. Он играет роль возлюбленного Софьи в расчете на милость Фамусова. Молчалин убежден, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь». Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. Это хорошо проявляется с людьми, которые по чину стоят ниже него. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к унижению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренность и аккуратность.

  8. Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *