Источник:
Решебник
по
химии
за 8 класс (О.С.Габриелян, 2011 год),
задача №2
к главе «Глава 5. Простейшие операции с веществами (химический практикум). ».
Все задачи >
Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания…
…Я собираюсь изложить вам… ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.
М. Фарадей
Опыт 1
Физические явления при горении свечи
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?
Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?
1. Парафин тает. Это плавление — физический процесс.
2. Стенки пробирки запотевают — это конденсация — физический процесс.
Опыт 2
Обнаружение продуктов горения в пламени
Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2×2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
В ту же пробирку быстро прилейте 2—3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
1. Появилось темное (черное) пятно — это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.
2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.
3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:
Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.
Опыт 3
Влияние воздуха на горение свечи
Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?
Прикрепите две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту). Зажгите их и накройте одну поллитровой банкой, другую — двухлитровой (можно взять химические стаканы различной вместимости). В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Запишите уравнения реакций горения, если вещества, из которых состоит свеча, имеют формулы С16Н34 и С17H36.
1. Яркость пламени увеличилось, так как увеличился поток кислорода.
2. Свеча в большей банке горит дольше, так как в ней больше кислорода.
3.
← Практическая работа № 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды >
Вконтакте
Facebook
Задачи урока: Обучающие: обобщить знания о физических и химических явлениях,
обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации. Развивающие: способствовать развитию логического мышления,
развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять. Воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения,
воспитание чувства ответственности к порученному делу. Вид урока: практическая работа Оборудование: выставка свечей, проектор, выставка экспозиций
художников. Оборудование для практической работы: свечи, предметное стекло,
держатель, щипцы, пробирки, изогнутая стеклянная трубка, химические стаканы,
резиновая груша с наконечником. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актулизация знаний.
Сегодня у нас необычный урок – практическая работа. Объектом для исследования
будет очень необычный предмет. Что это за предмет вы должны, ответив, прослушав
балладу Звучит музыка Aleksandr Lobanovskij – Ballada o svechah.mp3 Учитель: Вы уже догадались о каком предмете и дет речь это свечи. О
каких явлениях поется в песне? Что такое явление? Ученик: Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тела
или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют
физическими явлениями. Учитель: приведите примеры физических явлений Ученик: таяние льда, дождь, туман. Ученик: Явления, в результате которых из одних веществ образуются
другие, называются химическими явлениями.
Назовите признаки химических явлений Ученик: изменение цвета, появление запаха, изменение вкуса,
Выпадение осадка, выделение газа. Учитель: приведите примеры химических явлений Ученик: горение веществ, коррозия металлов. Учитель: ученый Майкл Фарадей много проводил наблюдений за горящей
свечой и на основе результатов своих наблюдений он написал книгу ”История
свечи”. Сегодня на уроке мы будем не раз обращаться к этой книге. Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “В ответ на любезное
внимание, проявленное вами к организованным нами лекциям, я собираюсь изложить
вам в следующих беседах ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей
свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, а если бы это зависело только
от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема
интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с
различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи,
таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или
иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении
свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению
естествознания.
Вот почему, я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой “свечу”, а не
что-нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь же хороша, но лучше
“свечи” она быть не может” Учитель: Теперь я думаю ни у кого нет сомнения, что наблюдения за
горящей свечой – дело увлекательное , занимательное и интересное. Откроем
учебники на стр. и посмотрим, какие опыты мы будем проводить. Ученик: мы будем проводить три опыта.
Физические явления при горении свечи.
Обнаружение продуктов горения в пламени.
Влияние воздуха на горение свечи. Учитель: прочитаем опыты и расскажем ход работы каждого опыта.
При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу
№
Ход работы
Выводы, наблюдение Учитель: На выставке большое разнообразие свечей. Для опытов, казалось
бы, можно использовать любую, а какую все же лучше? Вновь на помощь нам придет
М. Фарадей. Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “ Можно заметить, что здесь
многие свечи превращены в роскошные безделушки. Однако не все изящное и нарядное
полезно.
Если разобраться по существу, то эти свечи при всей своей красоте никуда не
годятся, как свечи – их портит как раз внешняя форма. Они не имеют формы
правильного цилиндра, поэтому у них при горении не получается того ровного края
чашечки, благодаря которому свеча горит спокойным пламенем. Вы теперь, надеюсь,
убедились, что в красоте любого процесса самое главное его совершенство, его
целесообразность.
Наиболее подходящий для нас предмет – это не тот, который лучше всех по виду,
а который лучше всех на деле.” Учитель: Переходим к экспериментальной части нашего урока. Любая
практическая работа предусматривает соблюдения правил по технике безопасности.
Какие же правила по технике безопасности мы будем соблюдать сегодня на уроке? Ученики:
В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.
Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются
для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными
принадлежностями.
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Задание для повторения.
Вставьте пропущенные слова в предложения, соответствующие основным правилам
техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе в кабинетах химии.
1) Вещества … пробовать на вкус.
2)… нельзя брать пальцами.
3) Вещества следует хранить в … закрытых … с наклеенной … .
4) Особую осторожность следует соблюдать при работе с … , … и … реактивами.
5) Определение запаха веществ производят … … … … …. .
6) Нельзя произвольно смешивать … или … , не зная, какие реакции могут
произойти.
7) Во время проведения химических … необходимо содержать рабочее место в … . Учитель: Вы уже знаете, что прежде чем приступить к практической
работе, надо поставить цель, которую мы будем преследовать в ходе работы. Ученик: Цель нашей работы наблюдение за горящей свечой, обнаружение
продуктов горения в пламени и влияние воздуха на горение свечи.
Сегодня во время выполнения ваших опытов будет тихо звучать “Прощальная
симфония” Моцарта. Это произведение выбрано мной не случайно. Скажу лишь, что
каждый музыкант, заканчивающий свою партию в “Прощальной симфонии”, еще со
времен Моцарта, уходя, гасит свечу.
Выполнение работы:
№
Ход работы
Выводы, наблюдение
1
Зажгли свечу
Парафин начинает таять, процесс называется плавлением,
физическое явление
Взяли изогнутую трубку, один конец в пламя, другой в
пробирку
На станках пробирки появляются капельки воды, процесс
конденсации, физическое явление
2
Взяли предметное стекло, внесли в пламя свечи
На стекле обнаружили сажу, (углерод), парафин сгорает
не полностью и в пламени можно обнаружить раскаленные молекулы углерода,
которые оседая, образуют черный налет
Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернув вверх
дном, подержали над пламенем свечи. Затем в пробирку налили известковой
воды.
Одним их продуктов горения является вода , а при
добавлении известковой воды, наблюдаем помутнение, значит содержится
углекислый газ.
3
Вставили в резиновую грушу стеклянную палочку и подули
в пламя горящей свечи воздух
Яркость пламени при этом увеличится, т.к. мы увеличим
поток кислорода
Накроем свечи стеклянными предметами разной величины ,
первую пол-литровой банкой, а вторую стаканчиком.
Первая свеча будет гореть дольше, у нее больший запас
кислорода, поддерживающего горение. Ученик: Симфония эта написана таким образом, что во время ее
исполнения музыканты, заканчивая свои партии, постепенно уходят со сцены и гасят
свечи. Музыка становится все тише. Так до тех пор, пока на сцене не останется
одна скрипка. Скрипач завершает симфонию и гасит оставшуюся свечу. Такими
средствами музыкальной и образной выразительности Гайдн дал понять хозяину
оркестра, в котором он в то время работал, что он и его музыканты нуждаются в
отдыхе. Растроганный чистотой музыки, искренностью её исполнения и печальным
мерцанием затухающих огоньков свечей в оркестре, хозяин прослезился и отпустил
музыкантов в долгожданный отпуск. Учитель: “ … я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли
с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для
окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно
и произвольно выполняя свой долг перед человечеством”. (Майкл Фарадей) Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…..
Было интересно…..
Такой урок интересен тем……..
Я ухожу с урока с чувством……..
Я хотел бы, чтобы такие уроки……
Свеча горела на столе,
Свеча горела одиноко…
пропела девушка. Она тихо переступила через порог дома и задумалась. Опустевший дом, поблекли занавески на окнах, вся комната в черном цвете. Катерина думала о своем любимом, ушедшем на войну, без него дом стал мрачным, каким-то неуютным, и заходить в него было боязно. Катя зашла в переднюю и зажгла свечу. Огонек стал разгораться, и отблески лучей стали двигаться по стенам. Катя заплакала. А если она не увидит его больше? А что, если он будет сильно изранен и не сможет выжить? Эти мысли пугали ее. Она подумала: «Как я буду жить без него?» Катя не заметила, как заснула.
На улице была осень. Черные мрачные тучи пересекали небо, время от времени моросил мелкий осенний дождь, листья с деревьев уже облетели и теперь, подгоняемые ветром, с шорохом неслись по дороге. Птиц тоже не было слышно. Многие из них уже улетели, а те, кто остался, скрылись от непогоды в лесу. Ни одного зверька не было слышно и видно. Было похоже, будто природа сочувствовала Катерине.
Проснувшись утром, Катя увидела, что солнце скрыто за облаками, и утро казалось от этого серым. Все утопало в сизом утреннем тумане. Катерина оделась и пошла за водой к колодцу. Идя по дороге, она заметила, что кто-то шевелится в кусте шиповника. Когда она подошла поближе, то увидела, что это была маленькая птичка, которая, видимо, хотела укрыться в кусте, но запуталась перьями в нем и сломала себе крыло Катерина вынула птицу и отнесла ее домой. Она начала лечить ее.
Проснувшись рано утром, она выглянула в окно. Солнце еще не встало, но каким прекрасным казалось ей это утро. Катя приготовила себе завтрак, поев, она вышла на улицу и тихо пошла к реке. Когда Катя вернулась домой, птицы не было. Она подумала, что это «хороший знак». Катерина представила, что вместо птицы был ее возлюбленный Алексей, Ей почему-то стало легко на душе, ведь она верила, что Алексей жив.
Так пролетело несколько месяцев. Однажды днем она вышла на улицу и увидела Алексея. Сначала ей показалось, что это был не Алеша, а призрак, но, когда она почувствовала его объятия и поцелуи, она не могла поверить своему счастью. Алексей стал рассказывать, что происходило с ним на поле боя. Одна из его историй в точности повторяла судьбу той птички, которую спасла Катя Время прошло быстро, и они не заметили, как наступил вечер. Катерина и Алексей проговорили всю ночь.
Конечно, у людей судьбы разные. Может быть, если бы Катя не спасла ту птицу, все было бы по-другому. Но, к счастью, этого не произошло. Алексей и Катерина зажили счастливо, а любовь их стала крепче.
Практическая работа №2
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки
Казалось бы, что можно написать о таком простом объекте наблюдения, как горящая свеча? Однако наблюдательность — это не только способность видеть, но и умение обращать внимание на детали, а также сосредоточенность, умение анализировать, порой даже проявление обыкновенной настойчивости. Великий английский физик и химик М. Фарадей писал: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».
Цель данной практической работы — научиться наблюдать и описывать результаты наблюдения. Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу (рис. 31). Рис. 31.
Горящая свеча
Чтобы помочь вам в этом, предлагаем несколько вопросов, на которые нужно дать подробные ответы.
I. Опишите внешний вид свечи, вещество, из которого она изготовлена (цвет, запах, твердость), фитиль.
II. Зажгите свечу. Опишите внешний вид и строение пламени и ответьте на следующие вопросы:
Что происходит с материалом свечи при горении фитиля?
Как выглядит фитиль в процессе горения?
Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло?
Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха?
Как быстро сгорает свеча?
Изменяется ли длина фитиля в процессе горения?
Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля, и что с ней происходит, когда ее капли стекают вниз по свече?
Многие химические процессы протекают при нагревании, однако пламя свечи для этой цели не используется. Поэтому во второй части этой практической работы познакомимся с устройством и работой уже знакомого вам нагревательного прибора — спиртовки (рис. 32). 32.
Устройство спиртовки
Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 3, изготовленный из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубочки с диском 2. Зажигают спиртовку только с помощью спичек. Для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, так как спирт при этом может разлиться и вспыхнуть. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Нельзя дуть на пламя, чтобы потушить спиртовку, ее следует закрыть колпачком 4. Он же предохраняет от быстрого испарения спирта.
Урок химии 8 класс. Тема: «Наблюдения за горящей свечой». Практическая работа №2.
Цель: наблюдать и изучить физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: свеча, стеклянная трубка, изогнутая под прямым углом, пробирки, предметное стекло, держатель для пробирки, известковая вода, резиновая груша, банки (0,5 л.; 2 л.).(записать на доске)
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка дом. задания. Фронтальный опрос.
– Чтобы жизнь свою не подвергать опасности соблюдайте, дети, правила безопасности,
(повторим правила пот. б. при работе в хим. лаборатории)
-Если хочешь что-то ты в штативе закрепить, зажимай пробирку в лапке и не бойся, если
треснет и осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.
(рассказать об устройстве лаб. Штатива)
-Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело. Ведь фитиль у вас хороший, пламя
яркое столбом и не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
(рассказать об устройстве спиртовки и приемах работы с ней)
– из каких частей состоит пламя.
-с какой хим. посудой мы познакомились на прошлом уроке.
3.Анализ практической работы N21.
Тема нашего урока «Наблюдения за горящей свечой»
Цель: наблюдение и изучение физических и химических явлений при горении свечи.
Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. Майкл
Фарадей писал: «Я собираюсь изложить вам… ряд сведений по химии, которые можно
извлечь из горящей свечи. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет
ни одного закона природы, который при этом не был бы так или иначе затронут…
Запишите в тетрадях тему урока, цель и оборудование, которое мы будем использовать при
проведении практической работы.
4. Инструктаж по т.б. при работе с открытым пламенем:
А)зажигать свечу спичкой
Б)работу проводить на подставке
В)нагревание трубки и предметного стекла проводить с помощью тигельных щипцов.
Г)выполнять работу строго по инструкции учебника.
5.Ознакомление с ходом практической работы №2.
6.Выполнение работы.
Заложить опыт 3 «Влияние воздуха на горение свечи», так как для его наблюдения необходимо
время. Для этого зажечь 2 свечи, одну накрыть поллитровой банкой, другую – двухлитровой.
Опыт 1. Физические явления при горении свечи. Вопрос: Какие явления называются физическими?
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени. Вопрос: Какие явления называются
химическими?
Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи. В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Опыт проводит учитель из-за недостатка оборудования. Как изменилась яркость пламени?
7.Оформление результатов работы в виде таблицы.
№ опыта, тема
Что делали
Что наблюдали
Выводы
8. Подведение итогов урока. Сегодня мы наблюдали с вами за горящей свечой.
Символ свечи можно расценивать как:
-обобщенное представление о языке пламени – это горение горючих газов, которые
образуются при плавлении парафина;
-воплощение неумолимого хода времени, печали, апатии:
Оплавляются свечи на старинный паркет, и стекает на плечи серебро эполет.
Как в агонии бродит золотое вино…Все былое уходит,- что придет- все равно.(В.
Высоцкий)
– грусти и переживания:
Близ ложа моего печальная свеча горит; мои стихи, сливаясь и журча, текут, ручьи любви,
текут, полны тобою.(А. С. Пушкин .Ночь)
-скоротечности, неустойчивости и беззащитности: «как свеча на ветру» или « свеча горела
на столе и догорела»;
-расхожих представлений о грешном и праведном: «Ни богу свечка ни черту кочерга».
Дом царевна обошла, все порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку.(
А.С. Пушкин)
романтики, интимности и доверительности-« ужин при свечах»
надежды и веры:
Но верил я – не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча. (А. Макаревич) В заключение нашего урока давайте загадаем желания и задуем свечи.
9. Дом. Задание подготовиться к практической работе №3. Стр. 181-183.
Опыт 1. «Физические явления при горении свечи».
Выполнение работы:
1. Зажгли свечу. Вокруг фитиля парафин начинает таять. Этот процесс называется плавлением.
2. Взяли изогнутую стеклянную трубку. Один конец ее поместили в пламя, другой опустили в пробирку. Стенки пробирки начинают запотевать. Это явление называется конденсация.
Плавление – физический процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкость.
Конденсация — физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкость. Опыт 2. «Обнаружение продуктов горения в пламени».
Выполнение работы:
1. Взяли кусочек жести и закрепили в держателе, внесли в пламя и подержали 5-6с. Быстро подняв жесть, мы увидим на нижней плоскости темное пятно, которое представляет собой сажу (углерод), образовавшуюся при горении свечи – парафин сгорает не полностью и в пламени можно обнаружить раскаленные молекулы углерода, которые, оседая на жести, образуют черный налет.
2. Взяли сухую пробирку, закрепили ее в держателе и, перевернув верх дном, подержали над пламенем до запотевания. Одним из продуктов горения парафина является вода, которая и конденсируется на стенках пробирки. Вторым продуктом горения является углекислый газ, поэтому при приливании в пробирку известковой воды она мутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3v + H2O Опыт З. «Влияние воздуха на горение свечи»
Выполнение работы:
1. Вставили в резиновую грушу стеклянную палочку и подули в пламя горящей свечи воздух, сжимая грушу рукой. Яркость пламени при этом увеличится, т.к. мы увеличили поток кислорода.
2. Прикрепив 2 свечи к фанере, зажжем их и накроем одну полулитровой банкой, другую — двухлитровой. Вторая свеча будет гореть дольше, т.к. у нее был больший запас кислорода, поддерживающего горение.
Источник:
Решебник
по
химии
за 8 класс (О.С.Габриелян, 2011 год),
задача №2
к главе «Глава 5. Простейшие операции с веществами (химический практикум). ».
Все задачи >
Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания…
…Я собираюсь изложить вам… ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.
М. Фарадей
Опыт 1
Физические явления при горении свечи
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?
Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?
1. Парафин тает. Это плавление — физический процесс.
2. Стенки пробирки запотевают — это конденсация — физический процесс.
Опыт 2
Обнаружение продуктов горения в пламени
Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2×2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
В ту же пробирку быстро прилейте 2—3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
1. Появилось темное (черное) пятно — это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.
2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.
3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:
Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.
Опыт 3
Влияние воздуха на горение свечи
Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?
Прикрепите две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту). Зажгите их и накройте одну поллитровой банкой, другую — двухлитровой (можно взять химические стаканы различной вместимости). В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Запишите уравнения реакций горения, если вещества, из которых состоит свеча, имеют формулы С16Н34 и С17H36.
1. Яркость пламени увеличилось, так как увеличился поток кислорода.
2. Свеча в большей банке горит дольше, так как в ней больше кислорода.
3.
← Практическая работа № 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды >
Вконтакте
Facebook
Задачи урока:
Обучающие: обобщить знания о физических и химических явлениях,
обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления,
развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения,
воспитание чувства ответственности к порученному делу.
Вид урока: практическая работа
Оборудование: выставка свечей, проектор, выставка экспозиций
художников.
Оборудование для практической работы: свечи, предметное стекло,
держатель, щипцы, пробирки, изогнутая стеклянная трубка, химические стаканы,
резиновая груша с наконечником.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актулизация знаний.
Сегодня у нас необычный урок – практическая работа. Объектом для исследования
будет очень необычный предмет. Что это за предмет вы должны, ответив, прослушав
балладу
Звучит музыка Aleksandr Lobanovskij – Ballada o svechah.mp3
Учитель: Вы уже догадались о каком предмете и дет речь это свечи. О
каких явлениях поется в песне? Что такое явление?
Ученик: Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тела
или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют
физическими явлениями.
Учитель: приведите примеры физических явлений
Ученик: таяние льда, дождь, туман.
Ученик: Явления, в результате которых из одних веществ образуются
другие, называются химическими явлениями.
Назовите признаки химических явлений
Ученик: изменение цвета, появление запаха, изменение вкуса,
Выпадение осадка, выделение газа.
Учитель: приведите примеры химических явлений
Ученик: горение веществ, коррозия металлов.
Учитель: ученый Майкл Фарадей много проводил наблюдений за горящей
свечой и на основе результатов своих наблюдений он написал книгу ”История
свечи”. Сегодня на уроке мы будем не раз обращаться к этой книге.
Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “В ответ на любезное
внимание, проявленное вами к организованным нами лекциям, я собираюсь изложить
вам в следующих беседах ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей
свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, а если бы это зависело только
от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема
интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с
различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи,
таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или
иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении
свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению
естествознания.
Вот почему, я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой “свечу”, а не
что-нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь же хороша, но лучше
“свечи” она быть не может”
Учитель: Теперь я думаю ни у кого нет сомнения, что наблюдения за
горящей свечой – дело увлекательное , занимательное и интересное. Откроем
учебники на стр. и посмотрим, какие опыты мы будем проводить.
Ученик: мы будем проводить три опыта.
Физические явления при горении свечи.
Обнаружение продуктов горения в пламени.
Влияние воздуха на горение свечи.
Учитель: прочитаем опыты и расскажем ход работы каждого опыта.
При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу
№
Ход работы
Выводы, наблюдение
Учитель: На выставке большое разнообразие свечей. Для опытов, казалось
бы, можно использовать любую, а какую все же лучше? Вновь на помощь нам придет
М. Фарадей.
Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “ Можно заметить, что здесь
многие свечи превращены в роскошные безделушки. Однако не все изящное и нарядное
полезно.
Если разобраться по существу, то эти свечи при всей своей красоте никуда не
годятся, как свечи – их портит как раз внешняя форма. Они не имеют формы
правильного цилиндра, поэтому у них при горении не получается того ровного края
чашечки, благодаря которому свеча горит спокойным пламенем. Вы теперь, надеюсь,
убедились, что в красоте любого процесса самое главное его совершенство, его
целесообразность.
Наиболее подходящий для нас предмет – это не тот, который лучше всех по виду,
а который лучше всех на деле.”
Учитель: Переходим к экспериментальной части нашего урока. Любая
практическая работа предусматривает соблюдения правил по технике безопасности.
Какие же правила по технике безопасности мы будем соблюдать сегодня на уроке?
Ученики:
В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.
Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются
для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными
принадлежностями.
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Задание для повторения.
Вставьте пропущенные слова в предложения, соответствующие основным правилам
техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе в кабинетах химии.
1) Вещества … пробовать на вкус.
2)… нельзя брать пальцами.
3) Вещества следует хранить в … закрытых … с наклеенной … .
4) Особую осторожность следует соблюдать при работе с … , … и … реактивами.
5) Определение запаха веществ производят … … … … …. .
6) Нельзя произвольно смешивать … или … , не зная, какие реакции могут
произойти.
7) Во время проведения химических … необходимо содержать рабочее место в … .
Учитель: Вы уже знаете, что прежде чем приступить к практической
работе, надо поставить цель, которую мы будем преследовать в ходе работы.
Ученик: Цель нашей работы наблюдение за горящей свечой, обнаружение
продуктов горения в пламени и влияние воздуха на горение свечи.
Сегодня во время выполнения ваших опытов будет тихо звучать “Прощальная
симфония” Моцарта. Это произведение выбрано мной не случайно. Скажу лишь, что
каждый музыкант, заканчивающий свою партию в “Прощальной симфонии”, еще со
времен Моцарта, уходя, гасит свечу.
Выполнение работы:
№
Ход работы
Выводы, наблюдение
1
Зажгли свечу
Парафин начинает таять, процесс называется плавлением,
физическое явление
Взяли изогнутую трубку, один конец в пламя, другой в
пробирку
На станках пробирки появляются капельки воды, процесс
конденсации, физическое явление
2
Взяли предметное стекло, внесли в пламя свечи
На стекле обнаружили сажу, (углерод), парафин сгорает
не полностью и в пламени можно обнаружить раскаленные молекулы углерода,
которые оседая, образуют черный налет
Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернув вверх
дном, подержали над пламенем свечи. Затем в пробирку налили известковой
воды.
Одним их продуктов горения является вода , а при
добавлении известковой воды, наблюдаем помутнение, значит содержится
углекислый газ.
3
Вставили в резиновую грушу стеклянную палочку и подули
в пламя горящей свечи воздух
Яркость пламени при этом увеличится, т.к. мы увеличим
поток кислорода
Накроем свечи стеклянными предметами разной величины ,
первую пол-литровой банкой, а вторую стаканчиком.
Первая свеча будет гореть дольше, у нее больший запас
кислорода, поддерживающего горение.
Ученик: Симфония эта написана таким образом, что во время ее
исполнения музыканты, заканчивая свои партии, постепенно уходят со сцены и гасят
свечи. Музыка становится все тише. Так до тех пор, пока на сцене не останется
одна скрипка. Скрипач завершает симфонию и гасит оставшуюся свечу. Такими
средствами музыкальной и образной выразительности Гайдн дал понять хозяину
оркестра, в котором он в то время работал, что он и его музыканты нуждаются в
отдыхе. Растроганный чистотой музыки, искренностью её исполнения и печальным
мерцанием затухающих огоньков свечей в оркестре, хозяин прослезился и отпустил
музыкантов в долгожданный отпуск.
Учитель: “ … я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли
с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для
окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно
и произвольно выполняя свой долг перед человечеством”. (Майкл Фарадей)
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…..
Было интересно…..
Такой урок интересен тем……..
Я ухожу с урока с чувством……..
Я хотел бы, чтобы такие уроки……
Свеча горела на столе,
Свеча горела одиноко…
пропела девушка. Она тихо переступила через порог дома и задумалась. Опустевший дом, поблекли занавески на окнах, вся комната в черном цвете. Катерина думала о своем любимом, ушедшем на войну, без него дом стал мрачным, каким-то неуютным, и заходить в него было боязно. Катя зашла в переднюю и зажгла свечу. Огонек стал разгораться, и отблески лучей стали двигаться по стенам. Катя заплакала. А если она не увидит его больше? А что, если он будет сильно изранен и не сможет выжить? Эти мысли пугали ее. Она подумала: «Как я буду жить без него?» Катя не заметила, как заснула.
На улице была осень. Черные мрачные тучи пересекали небо, время от времени моросил мелкий осенний дождь, листья с деревьев уже облетели и теперь, подгоняемые ветром, с шорохом неслись по дороге. Птиц тоже не было слышно. Многие из них уже улетели, а те, кто остался, скрылись от непогоды в лесу. Ни одного зверька не было слышно и видно. Было похоже, будто природа сочувствовала Катерине.
Проснувшись утром, Катя увидела, что солнце скрыто за облаками, и утро казалось от этого серым. Все утопало в сизом утреннем тумане. Катерина оделась и пошла за водой к колодцу. Идя по дороге, она заметила, что кто-то шевелится в кусте шиповника. Когда она подошла поближе, то увидела, что это была маленькая птичка, которая, видимо, хотела укрыться в кусте, но запуталась перьями в нем и сломала себе крыло Катерина вынула птицу и отнесла ее домой. Она начала лечить ее.
Проснувшись рано утром, она выглянула в окно. Солнце еще не встало, но каким прекрасным казалось ей это утро. Катя приготовила себе завтрак, поев, она вышла на улицу и тихо пошла к реке. Когда Катя вернулась домой, птицы не было. Она подумала, что это «хороший знак». Катерина представила, что вместо птицы был ее возлюбленный Алексей, Ей почему-то стало легко на душе, ведь она верила, что Алексей жив.
Так пролетело несколько месяцев. Однажды днем она вышла на улицу и увидела Алексея. Сначала ей показалось, что это был не Алеша, а призрак, но, когда она почувствовала его объятия и поцелуи, она не могла поверить своему счастью. Алексей стал рассказывать, что происходило с ним на поле боя. Одна из его историй в точности повторяла судьбу той птички, которую спасла Катя Время прошло быстро, и они не заметили, как наступил вечер. Катерина и Алексей проговорили всю ночь.
Конечно, у людей судьбы разные. Может быть, если бы Катя не спасла ту птицу, все было бы по-другому. Но, к счастью, этого не произошло. Алексей и Катерина зажили счастливо, а любовь их стала крепче.
Практическая работа №2
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки
Казалось бы, что можно написать о таком простом объекте наблюдения, как горящая свеча? Однако наблюдательность — это не только способность видеть, но и умение обращать внимание на детали, а также сосредоточенность, умение анализировать, порой даже проявление обыкновенной настойчивости. Великий английский физик и химик М. Фарадей писал: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».
Цель данной практической работы — научиться наблюдать и описывать результаты наблюдения. Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу (рис. 31).
Рис. 31.
Горящая свеча
Чтобы помочь вам в этом, предлагаем несколько вопросов, на которые нужно дать подробные ответы.
I. Опишите внешний вид свечи, вещество, из которого она изготовлена (цвет, запах, твердость), фитиль.
II. Зажгите свечу. Опишите внешний вид и строение пламени и ответьте на следующие вопросы:
Что происходит с материалом свечи при горении фитиля?
Как выглядит фитиль в процессе горения?
Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло?
Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха?
Как быстро сгорает свеча?
Изменяется ли длина фитиля в процессе горения?
Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля, и что с ней происходит, когда ее капли стекают вниз по свече?
Многие химические процессы протекают при нагревании, однако пламя свечи для этой цели не используется. Поэтому во второй части этой практической работы познакомимся с устройством и работой уже знакомого вам нагревательного прибора — спиртовки (рис. 32).
32.
Устройство спиртовки
Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 3, изготовленный из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубочки с диском 2. Зажигают спиртовку только с помощью спичек. Для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, так как спирт при этом может разлиться и вспыхнуть. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Нельзя дуть на пламя, чтобы потушить спиртовку, ее следует закрыть колпачком 4. Он же предохраняет от быстрого испарения спирта.
Урок химии 8 класс. Тема: «Наблюдения за горящей свечой». Практическая работа №2.
Цель: наблюдать и изучить физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: свеча, стеклянная трубка, изогнутая под прямым углом, пробирки, предметное стекло, держатель для пробирки, известковая вода, резиновая груша, банки (0,5 л.; 2 л.).(записать на доске)
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка дом. задания. Фронтальный опрос.
– Чтобы жизнь свою не подвергать опасности соблюдайте, дети, правила безопасности,
(повторим правила пот. б. при работе в хим. лаборатории)
-Если хочешь что-то ты в штативе закрепить, зажимай пробирку в лапке и не бойся, если
треснет и осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.
(рассказать об устройстве лаб. Штатива)
-Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело. Ведь фитиль у вас хороший, пламя
яркое столбом и не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
(рассказать об устройстве спиртовки и приемах работы с ней)
– из каких частей состоит пламя.
-с какой хим. посудой мы познакомились на прошлом уроке.
3.Анализ практической работы N21.
Тема нашего урока «Наблюдения за горящей свечой»
Цель: наблюдение и изучение физических и химических явлений при горении свечи.
Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. Майкл
Фарадей писал: «Я собираюсь изложить вам… ряд сведений по химии, которые можно
извлечь из горящей свечи. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет
ни одного закона природы, который при этом не был бы так или иначе затронут…
Запишите в тетрадях тему урока, цель и оборудование, которое мы будем использовать при
проведении практической работы.
4. Инструктаж по т.б. при работе с открытым пламенем:
А)зажигать свечу спичкой
Б)работу проводить на подставке
В)нагревание трубки и предметного стекла проводить с помощью тигельных щипцов.
Г)выполнять работу строго по инструкции учебника.
5.Ознакомление с ходом практической работы №2.
6.Выполнение работы.
Заложить опыт 3 «Влияние воздуха на горение свечи», так как для его наблюдения необходимо
время. Для этого зажечь 2 свечи, одну накрыть поллитровой банкой, другую – двухлитровой.
Опыт 1. Физические явления при горении свечи. Вопрос: Какие явления называются физическими?
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени. Вопрос: Какие явления называются
химическими?
Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи. В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Опыт проводит учитель из-за недостатка оборудования. Как изменилась яркость пламени?
7.Оформление результатов работы в виде таблицы.
№ опыта, тема
Что делали
Что наблюдали
Выводы
8. Подведение итогов урока. Сегодня мы наблюдали с вами за горящей свечой.
Символ свечи можно расценивать как:
-обобщенное представление о языке пламени – это горение горючих газов, которые
образуются при плавлении парафина;
-воплощение неумолимого хода времени, печали, апатии:
Оплавляются свечи на старинный паркет, и стекает на плечи серебро эполет.
Как в агонии бродит золотое вино…Все былое уходит,- что придет- все равно.(В.
Высоцкий)
– грусти и переживания:
Близ ложа моего печальная свеча горит; мои стихи, сливаясь и журча, текут, ручьи любви,
текут, полны тобою.(А. С. Пушкин .Ночь)
-скоротечности, неустойчивости и беззащитности: «как свеча на ветру» или « свеча горела
на столе и догорела»;
-расхожих представлений о грешном и праведном: «Ни богу свечка ни черту кочерга».
Дом царевна обошла, все порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку.(
А.С. Пушкин)
романтики, интимности и доверительности-« ужин при свечах»
надежды и веры:
Но верил я – не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча. (А. Макаревич) В заключение нашего урока давайте загадаем желания и задуем свечи.
9. Дом. Задание подготовиться к практической работе №3. Стр. 181-183.
Опыт 1. «Физические явления при горении свечи».
Выполнение работы:
1. Зажгли свечу. Вокруг фитиля парафин начинает таять. Этот процесс называется плавлением.
2. Взяли изогнутую стеклянную трубку. Один конец ее поместили в пламя, другой опустили в пробирку. Стенки пробирки начинают запотевать. Это явление называется конденсация.
Плавление – физический процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкость.
Конденсация — физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкость.
Опыт 2. «Обнаружение продуктов горения в пламени».
Выполнение работы:
1. Взяли кусочек жести и закрепили в держателе, внесли в пламя и подержали 5-6с. Быстро подняв жесть, мы увидим на нижней плоскости темное пятно, которое представляет собой сажу (углерод), образовавшуюся при горении свечи – парафин сгорает не полностью и в пламени можно обнаружить раскаленные молекулы углерода, которые, оседая на жести, образуют черный налет.
2. Взяли сухую пробирку, закрепили ее в держателе и, перевернув верх дном, подержали над пламенем до запотевания. Одним из продуктов горения парафина является вода, которая и конденсируется на стенках пробирки. Вторым продуктом горения является углекислый газ, поэтому при приливании в пробирку известковой воды она мутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3v + H2O
Опыт З. «Влияние воздуха на горение свечи»
Выполнение работы:
1. Вставили в резиновую грушу стеклянную палочку и подули в пламя горящей свечи воздух, сжимая грушу рукой. Яркость пламени при этом увеличится, т.к. мы увеличили поток кислорода.
2. Прикрепив 2 свечи к фанере, зажжем их и накроем одну полулитровой банкой, другую — двухлитровой. Вторая свеча будет гореть дольше, т.к. у нее был больший запас кислорода, поддерживающего горение.