Сочинение на тему горький на дне

12 вариантов

  1. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 3
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») – вариант 2
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») – вариант 2
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

  2. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:
    “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
    помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дуррак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  3. Лука – врачеватель душ или лжец?
    …Старик! Он умница!.. Он подейство-
    вал на меня, как кислота на старую и
    грязную монету… Я – арестант, убий-
    ца, шулер… ну, да…
    М. Горький, пьеса «На дне».
    Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.
    Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.
    Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
    Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
    Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.
    «Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

  4. Горький «На дне»
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, и обречен, влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась.. . Всю жизнь мою дрожала.. . Мучилась.. . как бы больше другого не съесть.. . Всю жизнь в отрепьях ходила.. . всю мою несчастную жизнь… ” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет.. . силы нет.. . Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо.. . Вот правда! ” Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо! ” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.. . Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора) , но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  5. 5
    Текст добавил: Хочешь - добьешься

    1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”.
    5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма.
    6. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького “На дне”.
    7. Социальное и философское в драме М. Горького “На дне”.
    8. “Бывшие люди” в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    9. Злая правда и утешающая доброта в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    10. Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    11. Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    12. Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    13. Средства выражения авторской позиции в пьесе М. Горького “На дне”.
    14. Проблемы человеческого общения в пьесе “На дне” М. Горького.
    15. Внесюжетные элементы в пьесе М. Горького “На дне”.
    16. Мечтатели и скептики в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    17. Сатин и Лука в пьесе М. Горького “На дне”.
    18. Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького “На дне”.
    19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.

  6. 6
    Текст добавил: моя верность твоя гордость

    “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”;
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…”(философская проблематика пьесы)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы.
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль Луки в пьесе “На дне?”
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Ложь или истина?
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом?
    Немного о пьесе Горького “На дне”
    Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М.Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
    Помог или навредил ночлежникам Лука?
    Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)
    Правда и ложь в драме Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького “На дне”)
    Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
    Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ)
    Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Проблематика пьесы Горького “На дне”
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса «На дне» как философская драма
    Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
    Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Реалистическое изображение Горьким дна общества
    Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
    Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    Спор о человеке в драме М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
    Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Три правды в пьесе “На Дне”
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”).
    Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького “На дне”)
    Что лучше – истина или сострадание?
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
    Что лучше – истина или сострадание ?
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»…

  7. «На дне»

    Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.
    Однако не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.
    Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.
    Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».
    Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.
    Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.
    Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.
    Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).
    Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.
    В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.
    Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.
    Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».
    Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.
    Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.
    Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

  8. Сочинения
    «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    В чем современность пьесы М. Горького «На дне»
    Герои пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Двуликая правда героев пьесы М. Горького «На дне»
    Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»
    Драматургическое мастерство М. Горького
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»
    Женские образы в пьесе М. Горького «На дне»
    Идейно-нравственный идеал М. Горького
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Изображение «дна» в пьесе М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе М. Горького «На дне»
    Клещ и Актер
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «Да дне»
    Кто прав в споре о правде?
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Лука — блуждающий персонаж
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Лука и Сатин
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Лука и Сатин в драме М. Горького «На дне»
    М. Горький: «правда — бог свободного человека»
    (спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 1
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 2
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 3
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 4
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 5
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 6
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»
    Вариант 1
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Вариант 2
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Вариант 3
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Правда «голого человека»
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда и ложь в жизни героев пьесы М. Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 1
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 2
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 3
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Вариант 1
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Вариант 2
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Пьеса М. Горького «На дне»
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Вариант 1
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Вариант 2
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Сатин и Барон — бывшие интеллигентные люди
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Сила духа — стремление к свету
    (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о правде и назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 1
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 2
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 3
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 4
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 5
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Вариант 6
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Философские проблемы пьесы М. Горького «На дне»
    Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
    Черты различия и сходства в пьесе М. Горького «На дне» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Что нужнее — истина или сострадание?
    (размышления над страницами пьесы М. Горького «На дне»)

  9. Тема: – Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.

    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на
    протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
    одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
    основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
    социально – философская пьеса М. Горького “На дне”. Главное в ее
    сюжете – столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В “На
    дне” автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
    видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
    трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
    глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
    Кто же прав – Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
    Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
    “Подвал, похожий на пещеру”. Затхлый и душный воздух. Каменные
    закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
    пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
    пьесы. Большего “дна” и представить себе трудно. Спустя некоторое
    время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой “ласковое”
    слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
    хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
    который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
    по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
    было просто не обойтись без Луки, который говорил: “Христос всех жалел и
    нам так велел.”
    Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
    действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
    его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
    уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
    своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
    жалости должно быть определенное количество. Главное – не перейти тонкую
    грань между пользой и явным вредом.
    Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
    лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
    ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
    что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
    ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
    который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
    такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
    “Ты – с радостью помирай, без тревоги..” – говорил он умирающей.
    Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
    несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о “здоровых”
    людях! Свою “утешительную” философию он примерил и к ним. Своими
    сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
    странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
    ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
    бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
    по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, “связав”
    окончательно им руки и ноги. “Ты – надейся! Ты – верь!” – внушал он
    им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
    услышать горькую правду, которая “всегда поднимается над ложью, как
    масло над водою”. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
    жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
    “кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью”.
    Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
    сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
    этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки – ложный гуманизм.
    Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
    терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
    ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
    Наташи…
    Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь “ничто так
    не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
    разумом, как ложь”. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
    побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
    принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь – чистейшее
    проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
    ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
    Константином Сатиным.
    Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
    недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
    других обитателей “дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
    теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
    так и не поднялись бы со “дна”. Большая часть того, чего мы
    добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
    Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
    стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
    последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
    нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
    времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.

  10. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Пьеса “На дне” М. Горького – сочинение
    Лука – врачеватель душ или лжец?
    …Старик! Он умница!.. Он подейство-
    вал на меня, как кислота на старую и
    грязную монету… Я – арестант, убий-
    ца, шулер… ну, да…
    М. Горький, пьеса «На дне».
    Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.
    Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», – определяет свое главное желание Лука. Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ.
    Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.
    Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды
    . Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
    Лука – это
    личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» – вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» – советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилос
    ь. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
    Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.
    «Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей.
    Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем – «Без солнца», и, наконец, – «На дне».
    В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных ненова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только у последнего он показан еще более страшно и реалистично.
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самых различных характеров и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
    Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие их черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен весь трагизм судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была… – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»
    Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе.
    Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умирает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
    Здесь, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса.
    Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчаст ных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек – вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!»
    Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…
    Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
    В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена «связалась с мастером» и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов – шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: «Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа останется… И еще -ленив я. Страсть как работать не люблю!..»
    О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство «подлеца в запальчивости и раздражении» из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
    О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: «Учился – носил мундир дворянского института… Женился – одел Фрак, потом – халат… Прожил все, что было, – носил какой-то серыйпиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат… потом- одел вот это…» Именно условия «дна», в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.
    М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы «На дне» относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на «дне» жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.
    Герои пьесы «На дне» слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, «беспачпортного», оказавшегося на «дне» жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя меч

    Похожие сочинения

    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне».).

  12. В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами.
    Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав. Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Обитателей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, чести, счастья, жизни и смерти. Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразие пьесы «На дне».
    Споры, страстное и эмоциональное обсуждение вопросов, волнующих человека, позволяет сделать довольно точное заключение о его характере, о тех чертах, которые обычно бывают скрыты. Как живые, реальные люди предстают перед нами мрачный фаталист и скептик Бубнов, странник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие, За каждым из них стоит целая система моральных и этических взглядов. По-видимому, не знали и не читали Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского — реальные противоречия реальной жизни заставляют их мучительно искать объяснение тому положению, в котором они оказались.
    В пьесе резко сопоставлены образы героев, их мысли, чувства и переживания. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека.
    Понятие «человек» открывается в творчестве писателя разными гранями, даже в тех произведениях, где, как и в пьесе «На дне», внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы является то, что в ней особенно громко звучит гимн Человеку, как бы в противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности.
    Литература прежних лет, изображая «маленьких» людей, униженных и оскорбленных, выражала глубокое сострадание к ним. Но когда люди перестают быть «маленькими», одной жалости к ним становится недостаточно. Мне кажется, что образ странника-утешителя Луки введен отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого «апостола утешающей лжи» вызывает бурные споры. Кто он — положительный герой или отрицательный, жалеет он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить их утешениями или преследует другие цели? Я согласна с точкой зрения Б. Бялика, что в самой постановке вопроса таится ошибка, «непонимание всей сложности и глубины горьковской пьесы. Дело не в том, жалеет ли Лука людей (конечно, жалеет), и хочет ли помочь им своими утешениями (конечно, хочет), а в том, как он понимает людей, как оценивает человека».
    С одной стороны, Лука видит человека в каждом обитателе ночлежки. Но вместе с тем подобная жалость подразумевает бессилие что-либо изменить в жизни. Утешения Луки поддерживают иллюзии, которыми живут персонажи пьесы, пытаясь отгородиться от окружающей мерзости. И действие «сказок» Луки чем-то напоминает наркотики: они не излечивают недуг, но позволяют человеку на какое-то время уменьшить боль, почувствовать себя лучше.
    Все это чувствует и понимает Сатин. Я думаю, что именно поэтому он говорит: «Он (Лука)… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Знаменитый монолог Сатина: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо!» — является реакцией на мировоззрение Луки. Утешающей и примиряющей лжи Горький противопоставляет веру в свободного Человека, которому необходима только правда, какой бы суровой она ни была.
    Таким образом, идейно-художественное своеобразие пьесы М.Горького «На дне» обусловлено мировоззренческими проблемами. На их основе строится сюжет, выражается позиция автора. Изображая в предельно суровых тонах российскую действительность, ломающую людей, причиняющую им горе и страдание, Горький упорно «собирал мелкие, редкие крохи всего, что можно назвать необычным — добрым, бескорыстным, красивым», стремился выявить в душе самого «уничтоженного» человека неуничтоженные задатки или остатки человечности. Творчество М. Горького полно любви к человеку и боли за него, за все его унижения. И вместе с тем писатель выражает веру в счастливое будущее человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *