Сочинение на тему горького мать

9 вариантов

  1. Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека.
    Другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинный период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, который развивался по теории марксизма, имевшей весьма существенные издержки. Роман «Мать» М. Горького – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносившее все старое и дававшее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.
    Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям. Произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы.
    Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но зачастую эта идея заслоняет собой все остальное и порабощает человека. Тогда она глушит в душе те самые чувства, которые побудили человека служить ей.
    Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. К примеру, как жестоко говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, и не хочет слушать ее перед демонстрацией.
    Образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею…
    Вот поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие.
    В образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры.
    Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Важно заметить, что название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно в матери (вечный образ) воплощено все истинное, человечное, любящее, искреннее.

  2. Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека.
    Другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинный период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, который развивался по теории марксизма, имевшей весьма существенные издержки. Роман «Мать» М. Горького – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносившее все старое и дававшее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.
    Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям. Произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы.
    Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но зачастую эта идея заслоняет собой все остальное и порабощает человека. Тогда она глушит в душе те самые чувства, которые побудили человека служить ей.
    Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. К примеру, как жестоко говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, и не хочет слушать ее перед демонстрацией.
    Образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею…
    Вот поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие.
    В образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры.
    Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Важно заметить, что название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно в матери (вечный образ) воплощено все истинное, человечное, любящее, искреннее.
    Идея без души, без человечности превращается в зло.

  3. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: USER
    Дата: 10 сен 2003
    Формат: RTF
    Размер: 8 Кб
    Страниц: 3
    Слов: 1222
    Букв: 7396
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 3
    За все время: 108

    Тезисы:

    Андрей – украинец, “незаконнорожденный” сирота-приемыш.
    Ниловна предлагает Андрею поселиться у них в доме.
    Во время суда Андрей получает слово после Павла, однако затем его лишают слова.
    Как и Павел, он приговаривается к ссылке на поселение в Сибирь.
    Ниловна (Власова Пелагея Ниловна) – главная героиня повести.
    Соответственно, динамика характера -героини призвана показать изменения народной: психологии.
    После ареста Павла Ниловна переселяется из фабричной слободы в город.
    Финал повести не вполне ясен; возможно, героиня погибает.
    Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий Павел Заломов.
    Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск.

  4. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. К примеру, как жестоко говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, и не хочет слушать ее перед демонстрацией.
    Образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею…
    Вот поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие.
    В образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры.
    Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Важно заметить, что название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно в матери (вечный образ) воплощено все истинное, человечное, любящее, искреннее.

  5. Роман “Мать” написал величайший писатель, которого знают не только в нашей стране, но и за рубежом, Алексей Максимович Горький. Он был мастером своего дела. Роман не потерял свого значения и в наше время. Он раскрывает роль революционной интеллигенции в пробуждении рабочего класса и крестьянства.
    Главная героиня романа — Власова Пелагея Ниловна. Писатель показал путь, который прошла мать от забитой женщины до революционерки. А. М. Горький показывает мать с двух сторон: как мать и революционерку. Была “Пелагея высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого, это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых, темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная…” Муж не считал ее человеком, часто называл ее “сволочью”. При его жизни Пелагея Ниловна была незаметна в доме и молчалива, и всегда жила в тревожном ожидании побоев. После смерти мужа жизнь матери потекла более спокойно. Сын бросил плохие привычки, постепенно отошел от старых друзей. В поведении его появилось много мелочей, обращавших на себя внимание. Стал он позже приходить домой, приносил с собой какие-то книжки, долго читал их в своей комнате, а прочитав, куда-то прятал. По воскресеньям рано уходил из дому и очень поздно приходил. Естественно, что это стало тревожить сердце матери. “Тревога эта все более остро щекотала сердце предчувствием чего-то необычного. Порой у матери являлось недовольство сыном, она думала: “Все люди — как люди, а он — как монах. Уж очень строг, не по годам это …”
    Иногда она думала: “Может, он девицу себе завел какую-нибудь?” Но возня с девицами требует денег, а он отдавал ей свой заработок почти весь. Так прошло два года “странной”, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших.
    В одном из разговоров с сыном мать узнала, что он читает запрещенные книги. Она сердцем поняла, что “сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному. Все в жизни казалось ей неизбежным, она привыкла подчиняться не думая и теперь только заплакала, не находя слов в сердце, сжатом горем и тоской.
    — Не плачь, — сказал Павел ласково и тихо. — Какие радости ты знала? — спрашивал он. — Чем ты можешь помянуть прошлое?
    Она слушала и печально качала головой, чувствуя что-то новое, неведомое ей, скорбное и радостное, — оно мягко ласкало ее наболевшее сердце. Такие речи о себе, о своей жизни она слышала впервые, и они будили в ней давно уснувшее, неясные думы, тихо раздували угасшие чувства смутного недовольства жизнью, — думы и чувства дальней молодости”. Она говорила о жизни с подругами, говорила подолгу, обо всем, но все — и она сама — только жаловались, никто не объяснял, почему жизнь так тяжела и трудна. А вот теперь перед нею сидит сын, и то, что говорят его глаза, лицо, слова, — все это заде вает за сердце, наполняет его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он говорит не так, как все, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех — и для нее — жизнью. Ей хотелось сказать ему: “Милый, что ты можешь сделать?”
    В один из дней Павел сказал матери, что к нему придут гости. Мать поняла, что это будут революционеры. Она боялась этой встречи. Но после прихода гостей она увидела, что это такие же молодые ребята, как и ее Павел. Сердце ее немного успокоилось. Очень часто приходили к Павлу его друзья. Понемногу и сама Ни-ловна втягивается в революционную борьбу. “Правду вашу я тоже поняла, — говорит мать, — пока будут богатые — ничего не добьется народ: ни правды, ни радости — ничего! Вот живу я среди вас, иной раз ночью вспомнишь прежнее, силу мою, ногами затоптанную, молодое сердце мое забитое — жалко мне себя, горько! Но все-таки лучше мне стало жить. Все больше я сама себя вижу…” Мать видела, что к сыну приходят и пожилые люди, советуются с ним. И она очень гордилась этим. После выступления на заводе по поводу “болотной копейки” в доме Власовых произошел обыск, и сына забрали в тюрьму. В груди ее черным клубком свивались ожесточение и злоба на людей, которые отнимают у матери сына за то, что сын ищет правду. И когда она легла спать, ей думалось, что никогда жизнь ее не была такой одинокой, голой. За последние годы она привыкла жить в постоянном ожидании чего-то важного, доброго. “Вокруг нее шумно и бодро вертелась молодежь, и всегда перед нею стояло серьезное лицо сына, творца этой тревожной, но хорошей жизни. А вот его нет — и ничего нет. На следую щий день революционеры объяснили матери, что если сейчас, после ареста Павла и его товарищей, на фабрике не будет листовок, то жандармы уцепятся за это грустное явление и обратят его против Павла с товарищами. Мать поняла, в чем дело. Уверенность в том, что она может помочь сыну, распрямила душу Власовой. Прижав руки к груди, она торопливо уверяла, что сделает все хорошо, незаметно, и в заключение, торжествуя, воскликнула:
    — Они увидят — Павла нет, а рука его даже из острога достигает, — они увидят!”
    Мать впервые занялась таким серьезным, столь важным для нее делом. Листовки снова появились на заводе. Через несколько дней мать снова пронесла листовки на завод. “К ней первым подошел старик Сизов, оглянувшись, негромко спросил.
    — Слышала мать?
    — Что?
    — Бумажки-то! Опять появились! Прямо — как на хлеб соли насыпали везде. Вот тебе и арест и обыски! Мазина, племянника моего, в тюрьму взяли, — ну, и что же? Взяли сына твоего, — ведь вот, теперь видно, что это не они!”
    После этого дня мать была очень довольна своей работой. Мать часто ходила просить свидания с Павлом. Наконец, ей дали свидание. На свидании мать с сыном разговорились. “Она, чувствуя в себе какой-то молодой задор, сказала:
    — Ношу на фабрику все это … Остановилась и, улыбаясь, продолжала:
    — Щи, кашу, всякую Марьину стряпню, и прочую пищу…
    Павел понял. Лицо у него задрожало от сдерживаемого смеха, он взбил волосы и ласково, голосом, какого она еще не слыхала от него, сказал:
    — Хорошо, что у тебя дело есть, — не скучаешь”.
    Приближалась весна. Павла выпустили из тюрьмы. Революционеры готовились праздновать Первое мая. К Павлу снова стали приходить товарищи. Мать очень любила слушать Егора. Она вынесла из его разговоров странное впечатление — “самыми хитрыми врагами народа, которые наиболее жестоко и часто обманывали его, были маленькие, пузатые, краснокожие человечки, бессовестные и жадные, хитрые и жестокие. Когда им жилось трудно под властью царей, они науськивали черный народ на царскую власть, а когда народ поднимался и вырывал эту власть из рук царя, человечки обманом забирали ее в руки и разгоняли народ по конурам, если же он спорил с ними — избивали его сотнями и тысячами”. Революционеры решили, что красный флаг на Первое мая понесет Павел. И вот этот день пришел. Мать была горда за сына. Павел нес красный флаг, был впереди всех. Революционеры пошли по улице с революционными песнями. В конце улицы, закрывая выход на площадь, стояли солдаты. Среди шествия произошло смятение. Мимо матери мелькали лица, подпрыгивая, пробегали мужчины, женщины. “Глядя на красное знамя вдали, она — не видя — видела перед собой лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем. Революционеров арестовали. Она пошла назад, ноги у нее подкосились. Подойдя к толпе народа, она втиснулась в толпу. Перед нею уважительно расступились, мать широко развела руками …
    — Послушайте, ради Христа! Все вы родные … все вы — сердечные … поглядите без боязни, — что случилось? Идут в мире наши дети, кровь наша, идут за правдой … для всех! Для всех, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь … ищут дней светлых. Хотят другой жизни в правде, в справедливости … добра хотят для всех!”
    В этом эпизоде мы видим мать как истинную революционерку, как борца за счастье народа. После ареста сына мать переехала жить к Николаю Ивановичу. В процессе приобщения к революционной работе мать вся преображается. Она умело и ласково разговаривает с людьми, с жадным любопытством всматривается в окружающий мир, который раскрывается перед нею во всей своей красоте. С расширением кругозора изменяется и речь героини. Ниловна и после ареста сына продолжает свою революционную работу. В селе Никольском Ниловна ведет беседу с крестьянами, как истинная революционерка. Мать понимает, что она должна стать на место сына, заменить его, должна показать, что никакая сила не может сломать ее. После речи сына на суде люди поняли, что сын ее борется за их счастье, за их правду.
    Но была ли Ниловна счастливой матерью? Да, она была счастливой матерью, потому что ее сын был счастлив. Счастье Павла зависело от матери. Мать понимает сына, близка ему. Мать не пожалела жизни за счастье сына, она хотела, чтобы люди узнали, что сказал ее сын на суде об их жизни. Она показала этим, что дело сына не умрет. Мать всю свою жизнь посвятила сыну. Мать правильно воспитала сына, потому что он боролся за счастье народа.
    Беру!

  6. В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.
    Писатель указывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.
    Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
    С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
    Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
    И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
    Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
    Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо… Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое”. Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”. Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко”.
    Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об Италии”).
    Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.
    Беру!

  7. В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.
    Писатель указывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.
    Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
    С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
    Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
    И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
    Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
    Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо… Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое”. Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”. Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко”.
    Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об Италии”).
    Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.
    ?

  8. Матери по началу такое положение дел пугает. Она не совсем понимает, что твориться с ее сыном. Потом в их доме собирается настоящий подпольный кружок революционеров, где Ниловна и слышит впервые слово «социалисты». Теперь к ней приходит осознание, что ее сын занимается подготовкой революции, а также что вся его деятельность незаконная и за этим может последовать наказание. После этого в ней происходят удивительные изменения. На мой взгляд, когда мама узнает, что ее ребенок занимается чем-то незаконным, то ее естественная реакция – это пресечь всякие действия и попробовать вернуть его на путь истинный. Но Ниловна поступает совершенно иначе. Прежде всего, она принимает позицию революционеров, их стремление к лучшей жизни и способы ее достижения. В ней разгорается огонь деятельности, которой раньше она бы и не подумала заниматься. Теперь она во всем помогает кружку, который собирается у них в доме. По сути, она сама становиться социалисткой, хотя, на мой взгляд, не до конца это осознает. Ниловна просто всей душой поверила в пламенные речи своего сына и их товарищей, что каждый достоин лучшего. А в своей жизни она ничего не видела кроме фабрики и теперь хочет изменить свой устоявшийся уклад жизни.
    Происшествие с налогом на осушение болота, который вводит директор фабрики, только укрепляют ее веру в то, что сын занимается правильной деятельностью, которая непременно должна принести свои результаты. При помощи листовок и прокламаций Павел организовывает вместе с другими рабочими митинг по поводу отмены этого несправедливого налога. Он активно выступает и вступает в спор с директором. Однако, как только директор приказал всем разойтись по местам и возобновить работу, митингующие расходятся, а Павел остается без поддержки. Он очень расстроен тем, что не смог донести до людей правду, а ночью его арестовывают.
    После того, как сына арестовали, Ниловна начинает самостоятельно проносить листовки на фабрику и распространять их. Этот факт говорит о ее безоговорочной вере в сына и его идеи. Когда Павел и Андрей выходят из тюрьмы, начинается активная подготовка к празднованию Первого мая. Молодые люди понимают, что если их поймают, то они уже не выйдут так просто из тюрьмы и их надолго посадят. Но все равно не отказываются от своих идей. Их арестовывают. Ниловна очень огорчается, в ее душе теснится чувство несправедливости, ведь дети говорят правду и хотят только лучшего.
    Заканчивается произведение судом Павла. Его приговаривают к колонии-поселению, куда за ним собирается отправиться Саша, возлюбленная Павла. Ниловне с одной стороны очень жалко сына, но факт его ареста не воспринимается, как трагедия. Жизнь продолжается, а вместе с ней и революционная деятельность. На вокзале в другом городе Ниловна замечает молодого человека, который кажется ей знаком. Это доносчик. Он рассказывает сторожам и жандармам о том, что у женщины запрещенные листовки и ее пытаются арестовать, но так как слышны рыдания, можно сделать вывод, что ее убили.

  9. Роман рассказывает не просто о революционной борь­бе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую — не убьют!» — восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть. «Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем Жизни. Раскрыть эту тему можно было особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Она — не только человек угнетенной массы, но еще женщина, на которой по своей темноте вымещает бесчисленные притеснения и обиды ее муж, и к тому же — мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. В ранней редакции романа Ниловна была старше, но затем автор «омолодил» ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости «узнавания» мира. Юность приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед ней впервые начинают открываться смысл мира, человека, собственной жизни, красота родной земли.
    В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои. «Человека надо обновить», — говорит Рыбин и думает о том, как добиться такого обнов­ления. Если грязь появится сверху, ее можно смыть; а «как же изнутри очистить человека»? И вот оказывается, что та самая борьба, которая нередко ожесточает людей, одна способна очистить и обновить их души. «Железный чело­век» Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка — напротив, от излишней размягченности; «воров сын» Весовщиков — от недоверия к людям, от убеждения, что все они враги друг другу; связанный с крестьянской массой Рыбин — от недоверия к интеллигенции и культуре, от взгляда на всех образованных людей как на «господ». А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ниловну, совершается и в ее душе, но совершается с особенным трудом, особенно мучительно. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться их, скрывать от них свои мысли и чувства. Она и сына этому, учит, увидев, что он вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу — не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить — возне­навидят они тебя, погубят!» Сын отвечает: «Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, — люди стали лучше!»
    Когда Павел говорит матери: «От страха все мы и пропадаем! А те, кто командует нами, пользуются нашим страхом и еше больше запугивают нас», — она признается: «Всю жизнь в страхе жила, — вся душа обросла страхом!» Во время первого обыска у Павла она испытывает это чувство со всей остротой. Во время второго обыска «ей не было так страшно… она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и нена­висть поглощала тревогу». Но на этот раз Павла забрали в тюрьму, и мать, «закрыв глаза, выла долго и однотонно», как прежде выл от звериной тоски ее муж. Еще много раз после этого охватывал Ниловну страх, но его все больше заглушали ненависть к врагам и сознание высоких целей борьбы.
    «Теперь я ничего не боюсь», — говорит Ниловна после суда над Павлом и его товарищами, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она замечает, что узнана шпиком, ее снова «настойчиво сжимает враждебная сила… унижает ее, погружая в мертвый страх». На какое-то мгно­вение в ней вспыхивает желание бросить чемодан с лис­товками, где напечатана речь сына на суде, и бежать. И тогда Ниловна наносит своему старому врагу — страху — последний удар: «… одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!.. Не позорь сына-то! Никто не боится…»Это — целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним!, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие.
    Тема «воскрешения души» была самой важной во всем творчестве Горького. В автобиографической трилогии «Жизнь Клима Самгина» Горький показал, как борются за человека две силы, две среды, одна из которых стремится возродить его душу, а другая — опустошить ее и убить. В пьесе «На дне» и еще в ряде произведений Горький изо­бразил людей, брошенных на самое дно жизни и все же сохранивших надежду на возрождение, — эти произведе­ния подводят к выводу о неистребимости человеческого в человеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *